Автор: П.А. Егин, г. Москва

Из Балкарии в Карачай. Solo-2010.
Часть I

В конце лета 2010 г. я отправился в Приэльбрусье. Ходил по известным местам, маршрут получился несложный. Поэтому написал не отчет, а путевые заметки. На сайте MOUNTAIN.RU был помещен мой рассказ о solo-походе, пройденном в 2008 г. Многие мои знакомые читали этот рассказ, одобрительно отзывались о нем, но никто не оставил своего отзыва. Поэтому я не вполне уверен, что мое творчество кому-то пригодится, но все-таки попробую еще раз. Хочу отметить, что мои рассказы не являются апологией одиночного туризма. Так получается, что я хожу один, но мне нравится встречать в горах хороших людей. Как раз об этом я и написал.

Первая часть похода

Направление движения по тексту указано орографически, если не оговорено иначе. Начало похода. Для акклиматизации я выбрал следующий маршрут: дол. р. Баксан – дол. р. Курмычи (дневка) – л. Зап. Курмы – пер. ВЦСПС (3693 м, 1Б) – дол. р. Адылсу – пос. Эльбрус.

Немного о строении хр. Адылсу в его конечной части. От в. Адылсу Узловая (3929 м) на северо-восток отходит отрог с вершинами День Физкультурника (3834 м) и пик ВМФ (3745 м, 1Б). Этот отрог довольно длинный и он постепенно поворачивает на северо-запад к Баксану. Следующая узловая вершина – Курмычи (4045 м). От нее отходит более короткий отрог с вершинами Первое Мая и пик Авиации (3942 м). Между этими отрогами расположен л. Вост. Курмы, по которому проходит путь к перевалам Курмычи (3801 м, 1Б) и Джаловчат.

Заключительная узловая вершина – Андырчи Узловая (3872 м), от которой отходит отрог с вершинами Андычи (3937 м) и группой пиков МНР (3870 м). Между этим отрогом и предыдущим расположен л. Зап. Курмы, по которому проходит путь к пер. ВЦСПС (3693 м, 1Б).

От в. Андырчи Узловая хребет плавно понижается на запад. У окончания хребта р. Адылсу впадает в Баксан. Таким образом, хр. Адылсу заканчивается очень широким склоном с расположенными в нем высоко над Баксанской долиной короткими крутыми ущельями Курмычи и Андырчи.

Из ледников Вост. и Зап. Курмы вытекают ручьи. Сливаясь, они образуют речку Курмычи, впадающую в Баксан.

Начало пути

Показался зеленый бугор

Ясное утро

Пик Авиации

Знакомый кулуар

Немного не дошел до перевала

Под перевалом ВЦСПС

Альпинистские ночевки под ВЦСПС

Панорама с хр. Адылсу на север

Панорама с хр. Адылсу на юг

Альплагерь Джантуган

Водопад у коша

В начале подъема по
устьевой ступени Ирикчата
Подъем в дол. р. Курмычи начинается от памятника Килару Хаширову по заросшему густой травой и кое-где заболоченному склону правого берега р. Курмычи. Начало тропы – в дальнем правом углу поляны. В лесу склон становится круче. Хорошая тропа идет над каньоном р. Курмычи, серпантином набирая высоту. В каньоне шумит водопад, противоположный склон – красивые скалы среди леса. За верхней границей леса начинается пологая долина, заросшая разнотравьем. Оттуда просматриваются верховья долины: слева – л. Вост. Курмы, справа – оконечность л. Зап. Курмы, а между ними – крутой цирк небольшого ледника, отделенный от ледника Вост. Курмы северным отрогом восточного гребня пика Авиации.

Утро у ледника Ирикчат

Я остановился на хорошей травянистой площадке на правом берегу реки. После московской жары и дыма от горящих торфяников я чувствовал себя не очень хорошо. К тому же погода была дождливая, и я не торопился уходить отсюда.
На пологом участке долины (как раз в районе стоянки) речка разливается на несколько проток. Нашлись места, где эти протоки можно перейти по камням, не замочив ботинок. Отмечу, что выше слияния оба истока р. Курмычи оказались весьма многоводными, и перейти их там было бы не так просто.

В начале подъема на пер. ВЦСПС в противоположной стороне открылся вид на знакомый кулуар – “перелаз” через отрог пика Авиации, ведущий на л. Вост. Курмы. Путь к пер. ВЦСПС проходил под левым склоном ущелья по двум кулуарам (более короткому – нижнему и длинному – верхнему), осыпям м моренам. Часть этого пути показана на фотографии, сделанной в 2006 г. Теперь на осыпи выше длинного кулуара не было снега. Когда я шел по этой осыпи, слева по ходу и выше был язык л. Зап. Курмы. На льду лежали камни, которые в теплую погоду начинали потихоньку сползать и разгоняться. И вот в вашу сторону “без стука, почти без звука” (В. Высоцкий) летит каменюка.

Ледник и перевал Ирикчат

С пологой верхней части ледника был хорошо виден перевал и разноцветные палатки альпинистов на каменистом склоне. Но я устал и решил не подниматься к стоянкам, а остановиться на леднике. Рядом на льду журчал ручеек, и это упрощало устройство ночевки. Я нашел пару плоских камней, на которые поставил газовую горелку, и все проблемы были решены.

На следующее утро я перебрался на просторную площадку. Под перевалом одновременно стояло семь палаток. Альпинисты из разных мест ходили на пики МНР. Руководитель сборов (если не ошибаюсь, альпинистов МГУ) строго следил, чтобы не оставалось ни одной бумажки (если бы все так!).

С гребня хребта в районе пер. ВЦСПС открывается немного суровый вид на север и праздничный вид на юг. Здесь можно найти место, где действует мобильная связь.

Спуск в долину Адылсу идет по крутым склонам. Тропа очень нахожена (потерять ее невозможно) и приводит к домикам базы отдыха немного выше а/л Джантуган.

Дальше был спуск вдоль Адылсу по автодороге. Здесь погранзона, а ниже устья р. Шхельда на дороге – пост пограничников. У меня пропуска не было. Пограничник угостил меня арбузом и позвонил начальству. Дело было вечером выходного дня. По телефону его спросили, сколько мне лет. Услышав ответ, дали указание пропустить.

Вид на пер. Ирикчат с Рыжего бугра

В пос. Эльбрус есть хорошие небольшие гостиницы. Стоимость проживания – 500 руб. в сутки. Одна (“Марал”) – в лесу между а/л “Адылсу” и небезызвестной “Саклей”, другая – в районе больницы. Здесь можно привести себя в порядок и отдохнуть.

Путь к Эльбрусу. Пос. Эльбрус – дол. р. Ирик – дол. р. Ирикчат – пер. Ирикчат (3667 м, 1Б). Пройдя этот путь, я планировал дойти до Ачкерьякольского лавового потока (АЛП) и подняться по нему, сколько смогу, а потом спуститься на ледниковое плато Джикаугенкез и идти через него в Джилысу.

Когда вы посмотрите на схему с маршрутом моего похода, имейте в виду, что там левый приток реки Ирик назван не Ирикчат, а Ирик. Эта схема, изданная 11-й военно-картографической частью в Ростове-на-Дону, сборник курьезов и опечаток. И начинаются курьезы с обложки, на которой крупно напечатано “ПРИЭЛЬБРУСЬЕ”. А под этой надписью – фотография горы, которая не имеет никакого отношения не только к Приэльбрусью, но и ко всему Кавказу. Я был на Камчатке, и могу указать на этой фотографии явные признаки камчатского вулкана.

Вид с Рыжего бугра

Над устьевой ступенью реки Ирик есть источник нарзана и хорошие площадки для палаток. Здесь действует мобильная связь. За долиной Баксана видно пики МНР и в. Андырчи. На юго-востоке открывается вид на группу вершин ГКХ. В начале подъема справа в этой группе видно Ушбу. Потом открылся вид на Эльбрус. Вдоль тропы было много малины. На полянах паслись коровы и лошади.

У слияния Ирика и Ирикчата стоит кош. Через Ирик есть мост, устроенный пастухами. Старшему из них – за семьдесят, и он предпочитает передвигаться на ишаке, которого называет “мой Мерседес”. На фотографии у него за спиной не Калашников, а карабин.

Недалеко от коша со скал водопадом стекает ручей. Пастухи отвели от ручья арык к кошу и используют воду для приготовления пищи. Естественно, без аквафильтров. Пастухам очень не нравится, когда туристы лезут купаться под водопад. У водопада поставлена надпись соответствующего содержания. Не следует игнорировать это обращение.

Цветы среди камней

От коша тропа поднимается на устьевую ступень дол. р. Ирикчат. В начале пологой долины есть хорошая травянистая площадка. Потом тропа плавно набирает высоту по травянистым склонам и среди камней. Для ночевки нашлись площадки, расположенные над оконечностью ледника Ирикчат (3250-3300 м). Вечером по палатке забарабанил град. В 2007 г. мы с сыном в этой же палатке попали под крупный град на берегу озера Уллукель, и палатка выдержала. Теперь град был помельче, поэтому я не беспокоился.

После дождливой ночи

Утром я поднялся на перевал. На протяжении всего пути тропа определялась без усилий. Я любовался с Рыжего бугра открывшейся панорамой восточных склонов Эльбруса, и тут погода стала быстро ухудшаться. К тому же выяснилось, что, несмотря на продолжительную акклиматизацию, хожу я слишком медленно. Я подумал, что шутки с Эльбрусом могут плохо кончиться, и не стал пережидать непогоду на перевале. Спустился по пути подъема. За мной гналась дождевая туча, однако, она не помешала мне заметить первые цветы среди камней. Туча догнала меня в долине Ирикчата раньше, чем я успел поставить палатку. Утром оказалось, что вершины окрестных гор за ночь поседели. Красивые виды на обратном пути были утешением после неудачной попытки выхода на эльбрусские ледники.