Автор: Игорь Паша
Фото: Игорь Паша, Ярослав Волков

Две ночи на Тютюбаши. Часть вторая

День 3. Спалось скверно. Ночью всласть разгулялся ветер. С особой резвостью он перешмыгивал через гребень при вершине, где мы стояли, причем легально – именно к этому его подталкивали законы аэродинамики. Угрозы сноса палатки не было, но стучала она ночь напролет всеми своими парусами, крыльями и подкрылками.

Встали мы с Ярославом с рассветом. Встали сумбурно, без понимания того, что именно нам хочется. Пробудившееся вскоре фотографическое чувство долга направило нас на Тютю 2-ю Западную на утреннюю съемку. Из головной палатки отозвался Бара – очень кстати, потому что зрелище нам представилось снаружи любопытное, но тревожное. Со старой казенной палаткой Бары будто поиграли в детскую игру «делай со мной, что хочешь», она была обвисло сморщенная и местами надорванная.

Классика эльбрусского заката

Солнце сядет, и мы поспешим по гребню вниз, к палаткам.
(Фото Я. Волков)

Однако время торопило, и было сто пудов право. Утренние виды с вершины развеяли наш внутренний хаос и вернули вполне органичное, трезвое миропонимание.

Утро после сумбурной ночи

Наш лагерь с вершины 2-й Западной

Вид на Безенги по-над хребтом Адырсу.
Заметно, что точка съемки – 2-я
Западная – существенно ниже вчерашней, на Западной Тютю

Красавица Адырсу и скромно выставившаяся над
«тропой мастеров» вершина Башильтау

Терминатор Тетнульда

Солнечная стена Безенги и затененный Тихтенген
крупным планом над вершинами хребта Адырсу

Сойдя с утренней фотосессии, мы, насколько помню, подкрепились, и я, пользуясь все еще приятным мягким освещением, дополнительно просканировал всю горную зубчатку от Адырсу до Эльбруса.

На восходе «малая планета»

Дыхтау

Тютю Западная, на ней мы были вчера. Поднимались по камням вдоль снежной границы

Безмятежная утренняя панорама горного уложения от Адырсу до Эльбруса

Эльбрус напротив Суллуколбаши и Спартакиады

Ключевой фрагмент общей панорамы

Вот крупноплановые снимки Лацги, Чегеттау и вершин на линии Ушбы. На первых двух хорошо читаются некоторые альпмаршруты.

Этот же фрагмент с расшифровкой. Синим цветом отмечены вершины хребта Адылсу

Весь основной хребет Адылсу с расшифровкой. Черный цвет отдан перевалам

Когда утро кончилось, встал вопрос о программе на день. Конкурировали две идеи: сходить за день туда-обратно на Тютю Центральную и, может, Главную или просто перебазироваться ближе к Катьке на более выгодное бивачное место и вечером полюбоваться с нее северной стеной Тютюбаши. Перетянула вторая идея – было учтено, что проводить вторую ночь на прежнем месте мы не хотели, что резервных дней у нас не имелось (Ярослава поджимал самолет бэк хоум) и что Бара накануне спалил на Западной Тютю весь остававшийся у него запас курева и тосковал теперь по утраченному порядку прямого хода времени.

Мы перешли назад по гребню и ближе к Катьке припали к очень симпатичному местечку на приграничных с фирном мелких камешках со струящимся ручейком (см. фото 42). В стороне были разбросаны и приличные каменюги - памятуя о минувшей ночи, мы воздвигли из них две стены, по штуке на палатку, и на склоне дня пошли на Катьку иметь еще один зачетный видовой вечер.

Вид на Ушбу

Дуэт Лацги и Чегеттау

Лацга крупным планом

Чегеттау крупным планом

Крупным планом линия Ушбы

Адырсу к вечеру. Вид с жандарма Катька вдоль подходного к Тютюбаши гребня

Примыкающий к предыдущему вид на Тютюбаши

Примыкающий к предыдущему вид на ветвь хребта Адырсу, отходящую от Джайлыка (Кенчат, Орелю, Каярта, Килар, Аджикол)

Вечер зацветает

Заряженная дуга Куллумкола

Северная стена Тютюбаши

Тютю в розовом цвете

День 4. Спалось на этот раз весьма и весьма неплохо. Ветер, как и прошлой ночью, был сильный, но сооруженные нами стены сделали свое дело – палатки не сотрясались, не стучали и только посвистывали от скользящих по куполам струйным ласкам.

Встали, как всегда, с рассветом - за палаткой опять стояло фотографическое утро. Оно на этот раз принарядилось, подвязалось цветными платочками.

Атласный Тетнульд

Каноническая конфигурация

Над искосьем Куллумкола вдали Донгуз

Дежавю эльбрусского заката

Обратная дорога была темповой. К двум часам дня мы сошли назад к старому Джайлыку, возле которого были напоены айраном дружным с Барой пастухом, владеющим известным по ущелью ишаком Вася. На поджидавшем нас мустанге Бары мы переехали в лагерь Уллутау и там, в кафешке, коротко и скромно – торопило время – отметили окончание нашего начинания. В четыре часа мы с Ярославом уже стояли на Баксанском шоссе в ожидании маршрутки из Тырныауза.

Расставаясь, мы поблагодарили Бару за руководство и помощь в походе. Я высказал надежду на то, что продолжение последует, и в связи с этим указал на его серьезное упущение – плохой расчет необходимого ему на маршрут курева. Бара пробормотал что-то о типа затерявшейся в его рюкзаке еще одной пачке, но в целом признал критику. Возможность исправиться ему представилась через пару недель, когда мы вместе пошли на Адырсу. Как было там? Расскажу. Но это уже другая история.

Приложение. Маршрутные данные GPS.