Автор: Cергей К., Москва
Записки инструктора. Часть 16
р. Аккем – пер. Кузуяк – т/б «Высотник» (16-й день)
«…Звёзды падают к нашим ногам,
Покидаем мы эти горы.
Унося на плечах нагар
Не разбившихся метеоров…»
(Ю. Визбор)
Наступило утро последнего дня нашего похода. Всё идёт в привычном уже порядке – подъём, завтрак, сбор лагеря. Кружка чая «на посошок» и выходим на тропу.
Учитывая то, что сегодня не будет технически сложных участков, ставлю замыкающими Антона и травмированную вчера Дану. Компанию им составляет наш любимый, но, к сожалению, давно уже «безногий» завхоз Сима.
Антон загружает к себе в рюкзак вещи свои и жены, Дана берёт в руки трекинговую палку, и мы все в более-менее приличном темпе, отправляемся в путь.
Итак, впереди основная часть группы, в «хвосте» названная троица – хоть и слабоидущая, но проверенная и надёжная.
Переход сегодня хотя и не самый короткий, но идти не сложно – в рюкзаках только личные вещи и коллективная снаряга.
Примерно за полчаса доходим до границы леса и выходим на поле. Здесь находится знаменитая стоянка «Три берёзы». Многие группы останавливаются на ночёвку именно здесь, но я не люблю это место. Толпа народа, кучи мусора и дефицит дров не придают мне оптимизма и желания здесь ночевать.
От «Трёх берёз» до подъёма на перевал по полю идёт хорошая колея. После вчерашнего кувыркания по горной тропе, идти по такой дороге - одно удовольствие.
Вокруг замечательные виды. За две недели, проведённые в горной тайге, мы уже немного отвыкли от открывающихся до горизонта панорам. Здесь же мы видим именно это, и все фотографы вновь хватаются за своё «оружие».
Пройдя поле, останавливаемся «подтянуть» группу и отдохнуть перед началом подъёма на перевал. В это время с Ороктоя подходит конный караван алтайцев, возвращающихся в Тюнгур. Помня, что у нас в хвосте группы ковыляет Дана, договариваюсь с ними о её транспортировке. Но, когда она подходит к нам, то от возможности налегке (но отдельно от группы) добраться до базы, категорически отказывается. Как говорится – характер на лицо.
Ну что ж, достойно уважения!
Передохнув, начинаем подъём на перевал Кузуяк. Перевал невысокий (чуть больше полутора тысяч метров) и некатегорийный, но очень противный – два часа постоянного затяжного подъёма по крутой тракторной дороге. Спасает то, что сегодня всё небо затянуто облаками. Если бы их не было, то стояла бы неимоверная жара. А брать перевал в такую погоду, да ещё и тащиться по жаре по полям – удовольствие ниже среднего.
На подъёме количество наших «слабоходящих» ещё увеличивается – у Даньки начались проблемы с ногами. Очевидно, сказалось то, что в один из дней он нёс два рюкзака (хотя второй и полупустой), помогая Симе, у которой ногам вообще почти кирдык пришёл. Торможу по его просьбе идущую на перевал грузовую машину и пытаюсь договориться, чтобы его подвезли. Машина идёт полностью гружёная туристами, и, учитывая крутизну подъёма, водитель долго не соглашается. Но, дипломатические переговоры всё же приносят свои плоды, и косенсунс найден. Ждём, пока подойдёт Данька. Подходит, и на тебе – тоже отказывается от возможности, вместо карячянья под рюкзаком, прокатиться на машине – решил идти вместе с группой.
Отпускаю машину.
Данька, за такую переменчивость своих желаний, зарабатывает от меня «втык» (это вслух), а в душе - очередную порцию моего уважения.
Продолжаем подъём. В конце концов, группа выползает на перевал. Самое лучшее слово в мире – ПРИВАЛ!
Красотища! Можно отдохнуть - поваляться в тени кедров и полазить по черничнику.
Выходим на спуск. Перед нами открываются красивые виды долин рек Кучерлы и Катуни. Вдали отчётливо виднеется деревня Кучерла, а ещё дальше, конечная цель нашего путешествия – большое алтайское село Тюнгур.
Спуск проходит хоть и долго, но довольно резво. Всё же вниз идти, это вам не вверх ползти – скорость совсем другая! Большая остановка происходит лишь на «ягодной плантации». Именно здесь народ понимает, почему инструктор ещё на перевале, загадочно хитро улыбаясь, достал поближе ложку и кружку.
Для начала залезаем в малинник, где «отрываемся» по полной.
Ну, а потом наступает главный номер программы – красная смородина (или, как называют её местные жители – кислица). Кружка смородины смешанная с сахаром даёт такой заряд витаминов и углеводов, что от планового перекуса все отказываются, и мы скачем на этом топливеуже до самой базы.
У границы леса (перед очередным полем) делаем привал, поджидая тех, кто не смог сразу оторваться от ягод. Как же приятно поваляться на травке в тени деревьев, зная, что до Тюнгура не больше 3-х часов ходу.
Передохнув выходим на поле. Снова фотографы хватаются за аппаратуру. За время похода привыкнув к более суровой красоте (снежники, ледники, скалы, водопады, горные озёра и реки), народ с удовольствием вспоминает о том, что и такая, более спокойная природа, может быть по своему очень красивой.
|