Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||
|
||||||||
Техника горных маршрутов
(Продолжение)
УЧАСТКИ МАРШРУТА: линейные отрезки, радиальные "лучи" и "звезды" (несколько лучей из одной базовой точки), кольца ("лепестки") и реальный вклад этих участков в содержание маршрута. Вклад этот неравноценен, в частности, прохождение одних и тех же участков, участков “тягучих” и несодержательных, менее ценно. ДНЕВКИ, ПОЛУДНЕВКИ и резервные дни (последние обычно закладывают в график как дополнительные дневки или сокращением норм дневных переходов). ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ, - особенно для обхода наиболее сложных, неизвестных и потенциально опасных участков маршрута. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ: пути отступления группы в случае аварии, заболевания участника, помощи другой группе... ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: перевалы, вершины, реки, долины, ледники и ледопады, прижимы и т.п. ОБЪЕКТЫ ПОСЕЩЕНИЯ: местные достопримечательности (природные, исторические, познавательные, панорамные точки). Случается, что туристские группы в спортивном порыве "пролетают" мимо интереснейших объектов, совершенно не подозревая об их существовании... ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ, УЧАСТКИ ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЯ - предмет особо пристального изучения, особо тщательной проработки, связанный не только с чисто "природной" спецификой района, но также с взаимоотношениями на маршруте с местным населением, различными властями. Ответы на перечисленные вопросы надо найти в литературе, отчетах других групп, проконсультироваться у опытных туристов. Вести группу по хорошо подготовленному маршруту для руководителя - огромное удовольствие. Если же маршрут подготовлен плохо, начинается "дерганье", блуждание с потерей времени и сил, поход по содержательности резко проигрывает, становится более опасным... Проанализировать внутреннюю динамику похода можно путем построения графиков: высотного, нарастания дальности, графика технической сложности и др. Их вовсе не обязательно строить на бумаге, но четко представлять необходимо. Особенно это касается высотного графика похода на больших высотах Памиро-Алая, Памира и Тянь-Шаня. Пример такого графика для сложного спортивного похода (9 перевалов, 20 суток) дан на рис. 1. Примерно так же должен быть построен и график высотных и высотно-технических восхождений альпинистов. На рисунке даны три варианта. Для каждой основной ломаной варианта, показывающей чередование подъемов и спусков построены три дополнительные ломаные: огибающие максимумов и минимумов (пунктиром) и "средняя" ломаная, соединяющая места ночлегов. На местах ночлегов участники пребывают достаточно длительное время, поэтому их высота имеет существенное значение. Последняя задает высоты, на которых группа пребывает значительное время в период отдыха, бивачных работ и сна. Поход, имеющий высотный график 1 или 2, спланирован неудачно. График 1 предусматривает слишком быстрый набор высоты и выход на максимальные высоты тогда, когда группа еще достаточно не акклиматизируется: это один из случаев "кавказской" планировки памирского или тянь-шаньского похода. Планируемые дневные перепады высот также велики. График 2 относит выход на предельные высоты к концу похода, когда группа уже минует пик спортивной формы и начнет сказываться физическая и моральная усталость. Эти два режима не скажутся благоприятно на здоровье участников. График 3 спланирован более тщательно: постепенный набор высоты, выход на предельные высоты в пике спортивной формы по окончании акклиматизации и плавное уменьшение высот к концу похода. Подобный график носит название "пилы" маршрута, т.к. напоминает перевернутую пилу-двуручку. Его верхняя и нижняя ломаные-огибающие и внутренняя ломаная ночлегов идут плавно, с одним большим максимумом в середине похода. График "двугорбый" с провалом в центре является еще более неудачным, чем графики 1 и 2. При анализе высотных графиков следует обратить внимание и на еще одну закономерность: длительное пребывание на большой высоте (особенно в начале похода) чревато самыми неожиданными, неблагоприятными последствиями. Пики подъемов в зоны временной адаптации к высоте должны сменяться спусками до высот природной акклиматизации, — до таких высот, где человек может жить долго и при этом восстанавливать силы, резервы организма (в зонах временной адаптации такого восстановления не происходит). Примерно те же закономерности должны наблюдаться и на графике технической трудности проходимых участков: рис. 2, хотя здесь допустимы несколько большие отступления, чем в высотном графике. Но и здесь обязательна постепенность нарастания технической трудности в начале похода, связанная с технической адаптацией к рельефу.
Возможно построение или представление и других графиков, например, графика скорости передвижения (как производного от графика нарастания дальности), графика динамики веса рюкзаков и др. (вовсе не обязательно графики строить, но представлять сами процессы надо). Описанные выше приемы анализа плана похода должны помочь группе избежать тактических ошибок еще в период подготовки, "верстки" маршрута. Плохо, если анализ проводится уже после заявки или, хуже всего, в самом походе: цена такого анализа уже невелика, а допущенные огрехи начнут "ломать" и принятый график похода и маршрут. В конце июля 1989 года на Центральном Памире пропала в полном составе и так и не была найдена группа П.Клочкова. Явных промахов маршрут, заявленный этой группой, не содержал. Но более скрупулезный анализ, в частности, обнаружил, что высотный график примерно соответствовал графику 1 на рис. 1. По-видимому, эта ошибка явилась одной из причин столь тяжелой аварии, гибели шести опытных туристов. Подъезды и выезды
Подъезды и выезды не надо рассматривать как "необходимые потери времени". Их надо соответственно планировать и использовать для учёбы, подготовки снаряжения, предпоходного инструктажа, изучения маршрута...
На подъездах и выездах группе надо психологически подготовиться к изменению условий обитания и резким их переменам, "притереться" участникам друг к другу, чтобы коллектив сплотился для успешного достижения поставленных задач. Подъезды и выезды - "зона" повышенных психологических нагрузок: нервная "горячка", напряжение, торопливость, всплески эмоций здесь - обычное дело и они не всегда помогают. Для подъездов характерны напряженное ожидание, желание не выбиться из графика и успешно начать поход. На выезде - усталость, желание быстрее определиться с обратной дорогой и попасть домой. Проблема усложняется в случае попадания в "транспортные пики", например, в конце августа, перед первым сентября. Подъезды и выезды надо рассматривать как небольшие походы, которые должны естественно переходить или сменять более длительный поход в горах. Подъезды и выезды могут быть оформлены и как самостоятельные путешествия, совершаемые различными видами транспорта: на велосипедах, на лодках, на автобусах... При этом они могут расширить круг изученных районов, обеспечить группу продуктами для продолжения путешествия, дать моральную и физическую передышку... Дорогу можно и нужно "скрасить" культурной программой: стихами и песнями, подготовленными рассказами о местах, по которым будешь проезжать. Прочитанная об этих местах книга это тот рассказ для себя, который прочитываешь как бы вновь, попадая в эти места. А если эти места воспеты великими стихами, то легче и глубже понимаешь и стихи, и места, и людей. Очень многое теряют те, кто делает упор на изучение только какой-то одной стороны ограниченного горного района, например, на изучении его спортивных возможностей. Более опытные туристы должны рассказать новичкам об исторических, культурных, краеведческих, спортивных, литературных, технических и других достопримечательностях края. Очень часто проезжают мимо интереснейших объектов, не подозревая о них (вспоминается, например, огромный телескоп "РАТАН-600" близ станицы Зеленчукской, по дороге в Архыз). Подъезд украшает и местная экзотика: базары, плоды, чайханы, мечети и мавзолеи, общение с жителями и другими путешественниками. Тактически подъезды на большие расстояния могут быть построены по "нетрадиционным" схемам (традиционные подъезды - на поезде или самолёте) с использованием, например, автотранспорта в режиме "автостопа". В Петербурге уже давно существует небольшая группа туристов, совершающая дальние походы-поездки на автомобилях дальних перевозок. С использованием специальной формы одежды, снаряжения, тактики посадки, искусства личного общения, развлечения водителя в пути, им удаётся проезжать до 1300 км в сутки, по заданному маршруту, причем бесплатно. Путешествуют обычно парами, устраивают соревнования на скорость ("стандарт": 5500 км). Этот опыт может быть использован и для подъезда в район будущего похода, в частности, для экономии средств на дорогу. Возможны и другие решения. Например, можно попробовать наняться грузчиками на теплоход, баржу и совершить водное путешествие перед горным походом. Изучение дополнительных транспортных возможностей для подъезда может не только сократить затраты на транспорт, но и позволить подзаработать на сам горный поход. Некоторые тактические приемы
Тактика - регулирование, организация совокупности средств и действий, направленное на достижение определенных результатов. Если тактика правильная, результаты достигаются с предполагаемыми затратами сил, средств и времени, а плохая тактика связана с их значительным перерасходом, опасностями, риском, и часто не позволяет достичь намеченных результатов. Целый ряд тактических приемов (конечно, ниже указан далеко не полный их перечень) позволяют сэкономить силы, средства и время для более эффективного достижения результата. Стиль руководства походом определяется подсознательным образом - системой тактического мышления и сознательными оперативными решениями в каждой конкретной ситуации. Ниже раскрыты особенности ряда наиболее часто используемых тактических приемов.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПА И РИТМА передвижения позволяет сделать ходьбу экономичной. Темп надо очень постепенно наращивать, а затем сбавлять от выхода до остановки внутри каждого перехода и от перехода к переходу между длительными остановками на обед или на ночлег. Перед выходом на несложный, некрутой участок, ведущий должен несколько сбавить темп, чтобы группа могла подтянуться. Иначе еще не вышедшая на этот участок часть группы будет отставать, а затем догонять, срывая дыхание, растягиваться и разрываться. ХОДЬБА НЕПЛОТНОЙ ГРУППОЙ, "В СВОЕМ ТЕМПЕ", допустима для достаточно опытных групп по несложному и безопасному рельефу. Но правило: на повороте, развилке, в месте, где нет четкого указания на направление движения, надо задержаться и дождаться очередного участника, который ждет следующего и так последовательно указывается всем правильное направление движения (можно договориться о постановке меток, туров). Иначе группа разбредется и ее придется собирать с потерями времени. Очень часто оторвавшаяся "головка" группы бездумно "убегает" вниз и идущие сзади начинают "теряться" и отставать. "РАСТЯЖКА ГРУППЫ" целесообразна на потенциально опасных участках: лавиноопасных, участках скрытых трещин. Здесь нужна растяжка связки (одновременный срыв двух и более участников очень опасен) и растяжка группы между связками в зоне видимости. Прохождение лавиноопасных участков склона иногда приходится выполнять поодиночке или связками, с тщательным наблюдением, чтобы не перегружать склон и в случае схода лавины иметь помощь всей группы (особенно часто такой прием применяется в зимних походах). ХОДЬБА ПЛОТНОЙ ГРУППОЙ, с предельно малыми интервалами между участниками (сомкнутой колонной) применяется на отдельных опасных камнепадами участках, особенно на спусках, в кулуарах. Ходьба неплотной группой здесь становится опасной. ФОРСИРОВАНИЕ ТЕМПА, РЫВОК, особенно длительный, в течение нескольких переходов, требует не только физической, психологической подготовки группы, но и определенного ее состояния, готовности к этому рывку. Форсировать темп уставшей и голодной группы - вредная и безнадежная затея, особенно если она психологически настроена на отдых, на остановку. Цель не будет достигнута, а перенапряжение может вызвать надлом, чреватый самыми неблагоприятными последствиями: конфликтами, нежеланием продолжать поход... Но частью группы, наиболее сильной, такое форсирование темпа иногда можно предпринять в случае необходимости. "...В июле 1991 года наша группа, достаточно усталая после прохождения 7 перевалов, в верховьях долины Джеты-Огуз обнаружила, что продуктовая заброска полностью уничтожена медведем. Было решено спуститься, пополнить запас продуктов в Пржевальске и продолжить поход. С целью экономии времени группа форсировала темп и так измоталась за 3 часа спуска, что продолжать поход большинство участников уже не захотело. Результат был бы, видимо, иным, если бы вниз были посланы 2-3 наиболее сильных участника и налегке, без рюкзаков: они бы обернулись быстро и без таких затрат сил, как при переходе с полной выкладкой". ВЫСОТНЫЙ РЫВОК с большим и резким набором высоты для преодоления перевала, вершины, доступен только хорошо акклиматизированной группе. За состоянием участников руководитель, врач группы и сами участники должны следить очень тщательно, а при первых признаках заболевания или сильной усталости темп надо уменьшать (об этом всех надо проинструктировать). ПРИТОРМАЖИВАНИЕ ГРУППЫ применяется, если она начинает самопроизвольно форсировать темп. Темп иногда начинает "раскручиваться", когда часть участников задается какой-то целью (далеко не всегда известной руководителю): быстро выйти к месту отдыха, в населенный пункт, пройти дополнительный перевал и т.п. "Раскрутка темпа" в конце похода - обычное явление ввиду изменения целей участников. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСТАНОВКА необходима для подготовки необходимого снаряжения (надеть кошки, обвязки, веревки, для связывания...) и для психологического перехода участников с одного вида рельефа на другой, с подъема на спуск, с одного вида работы на другой и т.п. ТАКТИЧЕСКАЯ ОСТАНОВКА (более длительная, чем техническая) бывает целесообразна для уменьшения технической сложности и безопасности отдельных участков маршрута: преодоление скал и ледников утром "по холодку", когда камни скреплены льдом. А ледовые и снежные мосты не подтаяли и достаточно прочны, и преодоление горных рек утром, когда их сток минимален. Остановка также необходима для уточнения правильности выбранного движения, наблюдения (в условиях плохой видимости, остановка в тумане), для необходимой записи заметок, фотографирования утром и т.п. ОСТАНОВКА ДЛЯ ОТДЫХА И ПИТАНИЯ в течение дня позволяет восстановить силы и переждать жару. Во время этой обеденной остановки на 2 - 3 часа надо не только поесть, но и отдохнуть: сытая, отдохнувшая группа легко одолевает переходы. Любая ДЛИТЕЛЬНАЯ ОСТАНОВКА на обед, на ночлег должна быть осуществлена в удобном и БЕЗОПАСНОМ месте, вне зон камнепадов, лавин, водостоков, затапливаемых низин. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ участников в некоторых случаях целесообразно для достижения определенных целей: ускорения движения на технических участках, обеспечения встречи групп, поиск заблудившихся (“прочес” местности, например, в тумане, при сохранении зрительной или голосовой связи между участниками). РАННИЙ ВЫХОД, с рассветом, позволяет удлинить ходовой день, повысить безопасность (см. ТАКТИЧЕСКАЯ ОСТАНОВКА), позволяет облегчить движение по еще твердому снегу и прохладному воздуху. ОЧЕНЬ РАННИЙ ВЫХОД: до рассвета, с расчетом преодолеть в темноте сравнительно несложный участок маршрута и с рассветом штурмовать. Этот прием бывает оправдан при преодолении наиболее сложных вершин и перевалов, когда требуется максимально удлинить ходовой день, когда надо максимально удлинить безопасное время для прохождения опасных камнепадами и ледовых участков, если в конце участка предстоящего подхода нельзя безопасно оборудовать бивак (подход с вечера невозможен). Оправдан очень ранний выход далеко не всегда: можно сэкономить время и другими способами. Надо учесть, что передвижение в темноте требует дополнительных затрат моральных и физических сил, дополнительных мер предосторожности, а скорость передвижения меньше, чем в светлое время суток. Группа должна быть хорошо оснащена средствами освещения, маршрут должен быть хорошо изучен, терять визуальную и звуковую связь между участниками в темноте нельзя. РАЗВЕДКА должна проводиться очень тщательно, до полного прояснения обстановки: "не дотягивать" разведку нельзя. Преимущество разведки: она производится налегке и 1-2 участниками, а не всей группой, которая в это время отдыхает. Частые разведки с большой потерей времени - обычное следствие плохой проработки маршрута, но при первопрохождениях они бывают необходимы, и на них надо отвести дополнительное время. Разведку сложных и потенциально опасных перевалов и вершин надо производить и путем тщательного наблюдения за состоянием склонов на участках возможного движения (и над ними), возможно более длительно. Разведка бывает затруднена на крутых спусках, когда склон внизу не просматривается. В этом случае бывает целесообразно с целью разведки сместиться в сторону по склону, по гребню, чтобы лучше просмотреть склон сбоку. Спуск с целью разведки на неопределенном участке может быть произведен с обработкой склона без рюкзаков. При прохождении участков склона ведущие (наиболее сильные) участники, - верхний на подъеме и нижний на спуске, - должны корректировать путь так, чтобы остальные проходили быстрее и безопаснее. Особенно на спуске, когда снизу участок хорошо виден, а сверху не просматривается. Так, значительно проще спуститься "дюльфером" по отвесной и гладкой стенке, чем через расщелину с "живыми" камнями, щелями и ребрами, зажимающими и режущими веревку. Разведка также затруднена на участках с ограниченной видимостью (закрытых): в кустарнике, в густом лесу. Здесь надо аккуратно осуществить вход по тропе, правильно задать и придерживаться направления движения, держаться тропы или наиболее открытых, доступных для прохождения участков. Разведка “большими силами” (силами всей или почти всей группы) проводится при поисково-спасательных работах, успех которых в основном определяется быстротой действий на том отрезке времени, когда еще можно кого-то спасти (поиск цепью участников с сохранением визуальной и голосовой связи, или группами по зонам поиска). ПОДГОТОВКА с вечера, возможно: приготовление завтрака позволяют сэкономить 1-2 часа времени на следующий день. Надо подготовить снаряжение: то, которое перед выходом придется надеть на себя (на сборах, особенно в темноте не придется ничего искать). Может быть проведена и обработка технического участка маршрута. Но после ночлега или паузы требуется проверка целостности веревок и ИТО (за прошедшее время они могут быть повреждены камнями или льдом). Длина обработанного участка ограничена количеством имеющегося снаряжения, прежде всего, веревок. ПРОХОЖДЕНИЕ ПЕРЕВАЛА НАЛЕГКЕ, без тяжелых рюкзаков, или с облегченными рюкзаками иногда бывает целесообразно, хотя и связано с дополнительными затратами времени и сил, т.к. группа, совершив такое прохождение, должна быстро вернуться за оставленным грузом (обойти пройденный перевал) по простому маршруту. РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ может быть целесообразно на несложных, не опасных участках подходов и выходов. На технических участках в отдельных случаях разделение осуществляется без потери зрительной связи (следует договориться о знаках сигнализации). Некоторые перевалы (и вершины), особенно потенциально опасные, могут быть пройдены не всей, а частью группы. Вторая часть наблюдает за прохождением, играя роль группы поддержки, и соединяется с первой частью подходом по более простому и безопасному маршруту (обходом снизу, через простой перевал). Разделение бывает необходимо в случае аварии для вызова спасателей. Приемом разделения группы следует пользоваться очень осторожно, т.к. в случае несчастного случая одна часть группы не сразу сумеет оказать помощь пострадавшим. Обе части группы должны иметь все необходимое для автономного существования, включая средства первой помощи, снаряжение, продукты. "ЧЕЛНОЧНЫЕ ПОДБРОСКИ" значительного груза, обычно, в начале похода для углубления в труднодоступный район требуют тщательного расчета и оптимизации затрат времени и сил с учетом времени подброски, возврата, переупаковки рюкзаков, чередования участков подъемов и спусков, биваков и остановок на ночлег. В начале похода группа идет в режиме акклиматизации, и перегружать ее нельзя. Челночные переходы не должны быть очень короткими, иначе много времени уйдет на переупаковки. Челночный "бросок" осуществляется обычно на 2 - 3 перехода. Затем делают возврат и новую партию забрасывают на те же 2-3 перехода и без переупаковки - еще на 2-3 перехода вперед. Затем возвращаются за первой партией и перемещают ее также до второй и еще на 2-3 перехода. В конце дня сосредотачивают груз в месте ночлега. При первом прохождении участка участники должны запомнить путь и не заблудиться. В местах остановки с подброшенным грузом оставляют поочередно участников для отдыха (или при плохом самочувствии). Эти участники должны сохранить груз, в частности, иметь тент от дождя, палатку, и выполнить дежурные обязанности по приготовлению пищи для всей группы. "Раскидывать" груз по маршруту более чем в две точки не рекомендуется. Надо рассчитать время и загрузку участников так, чтобы они поочередно получили отдых и обед на промежуточных точках. "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ", "ОТСТУПИ И ПОДУМАЙ" - универсальные тактические, технические и психологические приемы на случай, когда ситуация зашла в тупик и не знаешь, что делать. Бывает, что внешние условия очень мешают, не располагают к остановке: трудно остановить группу под проливным дождем, нельзя остановить на камнепадном участке... Надо выйти из опасной зоны и проанализировать ситуацию. Руководитель, совершивший ошибку, некоторое время находится "в тумане" собственного заблуждения. "В тумане" не надо бросаться то туда, то сюда. После некоторого обдумывания ситуация не кажется такой неразрешимой: появляются варианты возможного продолжения вперед, разведки, обхода, отступления, остановки, модификации маршрута... Главное понять - есть ли ошибка, в чем она, сверить рельеф с картой и описанием, провести разведку. Надо услышать различные мнения участников - среди них могут оказаться правильные, дельные предложения. МИКРОАВАРИИ в походе встречаются нередко в виде мелких травм (повреждений), тактических и технических ошибок, поломок снаряжения. Надо их фиксировать, анализировать, оперативно ликвидировать их причины и последствия. Анализировать надо стараться глубоко, видя не только непосредственные причины, но и глубинные: видеть развитие процесса, его организационные и психологические факторы. Такой анализ помогает предотвратить аварии более серьезные. Различные ошибки в походах совершают все без исключения, даже самые обученные и опытные люди и группы, — вопрос в том, чтобы не совершать роковые, катастрофические ошибки или “цепочки” из ошибок, приводящие к аварии. ЭКСТРЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ похода является необходимым в случае болезни, травмы участника, невосполнимых потерь снаряжения и продуктов, тяжелого физического или психологического состояния группы вследствие усталости, конфликтов, нежелания продолжать поход и т.п., тяжелого состояния внешней среды: плохие погодные условия, лавинная обстановка, стихийные бедствия. Решение о досрочном завершении похода — обычно тяжелое решение, оно требует преодоления психологической инерции на продолжение похода, оно требует серьёзного планирования изменённого, выходного участка маршрута. Решение надо принимать после тщательного обдумывания и обсуждения возможных вариантов всей группой. Надо отметить, что не все указанные тактические приемы вписываются в принятые нормы и правила проведения спортивных походов, гласные и негласные. Но "буква" правил и их "дух" не совсем одно и то же. Природа сложнее и выше любых готовых схем. "ДУХ" правил, их глубинный смысл, очень прост: надо сохранить жизнь и здоровье людей. Цена всего остального неизмеримо ниже. Цена самых высоких наград и званий неизмеримо ниже!.. Не каждый перевальный путь, не каждый маршрут на вершину заслуживают прохождения! Если объективные опасности велики, лавины и камнепады "ждут варягов", не обманывайте себя: маршрута нет! Его нет и в том случае, если он не по силам группе. Надо видеть не только маршруты, но и "табу" (запрет) на них. Определенные направления философии и действий “экстремалов” быстро превращают их в калек и покойников... И еще хочется сказать о “запретном”, о том, что строго запрещено правилами. Случается, что группа и ее руководитель так или иначе осознанно (в силу определенных обстоятельств) идут на нарушение действующих норм и правил проведения походов (восхождений). Такое случается, например, тогда, когда возникает дилемма: или поход вообще не состоится (или будет прерван), или его придется вести с нарушениями. Так вот, если руководитель идет на такое нарушение, то это, во-первых, должно быть хорошо известно всей группе (хотя личную ответственность руководителя это не снимает и в случае аварии это обстоятельство только усугубит его вину и вину всех). А, во-вторых, здесь надо стараться все же выбрать из нарушений “наименьшее зло", которое может принести наименьший вред всем. Например, идти ли в поход неполным составом группы, или взять в поход недостаточно подготовленного участника? Очевидно, что неполный состав группы все-таки будет меньшим злом, даже, несмотря на то, что нарушение в этом случае труднее будет скрыть. Если какие-либо соображения в условиях нарушения будут превалировать над соображениями безопасности группы (и ее участников), то нарушение будет еще более серьезным и опасным. Возможности же по сокрытию нарушений при наличии серьезного происшествия являются весьма призрачными: все эти “маски” будут быстро сорваны ходом событий. Лучше не нарушать вообще: сам факт нарушения давит на всю группу, и особенно на руководителя тяжелым дополнительным грузом ответственности. И уж конечно, в условиях нарушения нельзя “рвать когти” на пределе сил: группа должна идти очень осторожно, с большим “запасом прочности”. Экономия веса. Раскладка. Динамика веса в походе
Данная статья касается в первую очередь особенностей распределения весовой нагрузки и раскладок для горных походов и длительных альпинистских восхождений, но многие ее моменты характерны и для других видов туризма.
Вес снаряжения, взятого в поход или на восхождение надо стараться максимально уменьшить, поскольку оно составляет НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ часть переносимого груза. Вес снаряжения ЗАМЕТНО ПРЕВЫШАЕТ вес переносимых продуктов и горючего. Только в очень длительных походах (более месяца) вес продуктов начинает сравниваться с весом снаряжения. Действительно, если реальный вес личного снаряжения участника спортивного похода: 11 - 17 кг, вес общественного снаряжения на одного участника: 5 - 8 кг, то в сумме: это 16 - 25кг. А вес продуктов при достаточно большой раскладке 800 г/человека в день и горючего при нормальной раскладке 100г/человека в день на 12 ходовых дней составит 10,8 кг (при меньшей раскладке еще меньше). Однако полученное соотношение веса снаряжения к весу продуктов и горючего, примерно (1,5- 2,5)/1 является только НАЧАЛЬНЫМ соотношением на АКТИВНОЙ части маршрута. В ходе движения по участку маршрута вес продуктов и горючего уменьшается от условной "единицы" в начале участка до условного "нуля" (вес резерва НЗ) в конце участка. В то время как вес снаряжения остается практически ПОСТОЯННЫМ (на маршруте остается только незначительная часть снаряжения: расходные крючья и петли, упаковка, расходные предметы туалета: мыло, салфетки, паста...). Т.е. снаряжение в основной массе - ПОСТОЯННАЯ составляющая походного веса, а продукты и горючее - РАСХОДНАЯ или ПЕРЕМЕННАЯ часть. СРЕДНИЙ вес переменной части при ее РАВНОМЕРНОМ расходовании в два раза меньше ее начального веса (1 - в начале, 0 - в конце, а в среднем: 0,5). Поэтому "В СРЕДНЕМ" соотношение постоянного и переменного весов составляет (3 - 5)/1. При кратковременных восхождениях альпинистов соотношение может быть еще большим. Конечно, если учесть вес продуктов и горючего на сложный поход в 25-30 дней, этот начальный вес может быть и сравним с весом снаряжения. Но с таким весом группы практически никогда не выходят на активную часть маршрута (предварительно делаются заброски, радиальные выходы, акклиматизация). Большой вес рюкзака при выезде в поход создает преувеличенное ощущение, что продукты и горючее составляют большую часть веса. Нет! Они - лишь вершина "айсберга". К сожалению, иногда даже весьма опытные туристы это не понимают и считают, что снижением рациона с 700 до 600, а то и до 500 г/человека в день они много выиграют по весовой нагрузке. Блеф! Снижение рациона на 100 г/человека в день на 10-ти дневном переходе даст "экономию" в начальном весе всего 1 кг, а в СРЕДНЕМ весе: 0,5 кг. И это ценой голодной раскладки, которая не позволяет восстановить силы! Конечно, превышение разумного уровня в 700-800 г/человека в день уже неоправданно увеличивает начальный вес, поскольку в походе КАЖДЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КИЛОГРАММ ЗАМЕТНО "ТЯЖЕЛЕЕ" предыдущего! Нужна ОПТИМАЛЬНАЯ раскладка, - особенно не отягощающая и позволяющая хорошо восстанавливать силы. Ее эффективность будет зависеть от правильного подбора продуктов питания. Конечно, организационными и техническими мерами надо всячески стремиться уменьшить НАЧАЛЬНЫЙ ВЕС продуктов, горючего и снаряжения, взятых в поход. Потому, что он ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ: на последующих этапах похода он меньше. В ряде случаев это снижение достигается путем применения специального снаряжения, даже ценой увеличения СРЕДНЕГО переносимого веса (пример: скороварка, вес которой превышает вес обычной кастрюли на величину, меньшую веса сэкономленного скороваркой горючего, но большую, чем половина этого веса). Насчет калорийности продуктов также существуют ошибочные представления. С учетом рационального соотношения белков, жиров, и углеводов (примерно 1/1/3) трудно добиться средней калорийности свыше 400 больших калорий (ниже: Б.К.) на 100 г сухого продукта, поскольку калорийность углеводов от 300 до 400 Б.К., а калорийность белков и жиров соответственно в 1,5-2 раза ниже и выше. Поэтому при весе 700 г обычная раскладка имеет калорийность от 2500 до 3200 Б.К. и вызывают улыбку заявления в некоторых статьях, что "удачно составленная раскладка" дает 4000-5000 Б.К. при весе 500-600 г или 3000-3500 Б.К. при весе 400 г. Удачная, но умеренная раскладка: 700-800 г/человека в день не позволяет полностью компенсировать энергозатраты при усиленной работе в течение 10-12, а то и 15-ти часов (таких нагруженных дней становится все больше с повышением сложности маршрута). Они компенсируются резервами организма, питанием в другие, менее нагруженные дни и, частично, рациональным распределением продуктов. А также "усилением" расхода продуктов в наиболее напряженные дни ("высотный рацион") при одолении больших перепадов высот ВВЕРХ и "ослаблением" расхода в дни акклиматизации, участков умеренных переходов и спусков, дневок и полудневок. Усиление или ослабление раскладки должно чуть-чуть опережать походный график ("зарядка на подъем"). Такое положение, однако, верно только при условии НОРМАЛЬНОЙ работы организма: бесполезно тратить продукты, если организм их не усваивает. Это происходит, например, в период акклиматизации ("горняшка", отсутствие аппетита, расстройства кишечника...): организм не перестроился, усваивает все плохо, но внутренние запасы (резервы жировых тканей) весьма велики и питание осуществляется за их счет, а не за счет органов пищеварения. Вот на этот период рационально спланировать уменьшенную раскладку (около 500-600 г/человека в день), либо лучше сэкономить часть продуктов и использовать их для усиления раскладки в более поздние дни похода. Следует заметить, что равномерное распределение продуктов для переноски между участниками, особенно продуктов, которые могут быть использованы оперативно, без горячей готовки, повышает "живучесть" группы и участников в случае непредвиденных происшествий, связанных с разобщением группы (в результате действия объективных факторов, ЧП, аварийных ситуаций и т.п.). Например, всей группе не удается засветло пройти технический участок и часть группы (один участник) остается на холодную ночевку. Если при этом нет примусов, но есть продукты "на перекус", то ночевка, по крайней мере, не будет голодной. Итак, главный вывод на основании вышеизложенного: наиболее существенная экономия переносимого веса достигается за счет УМЕНЬШЕНИЯ ВЕСА СНАРЯЖЕНИЯ. Продукты тоже надо брать очень экономно и расчетливо по весу, но надо понимать, что здесь сэкономить можно не так много и не в ущерб здоровью. Поэтому существенного, в несколько килограмм, уменьшения веса можно добиться только в случае, если:
Конечно, в поход должен быть взят и некоторый резерв снаряжения, прежде всего одежды, позволяющий сопротивляться трудным условиям непогоды (намоканию), резерв продуктов и горючего для компенсации нарушений графика движения, резерв на случай аварии, которая может случиться и с вашей и с другой группой, которой придется помогать. Сокращение арсенала снаряжения не должно вступать в противоречие с требованиями безопасности. Второй путь, - максимальное облегчение каждой вещи, - предоставляется возможностями:
Распределение весовой нагрузки между участниками в походе должно быть справедливым, с учетом субъективных особенностей каждого, без перегрузок. Маршрут и весовая нагрузка на участников должны СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЯМ ГРУППЫ. В не слишком опытных группах руководитель во избежание перегрузок должен проверить личный вес в рюкзаках участников, потребовать исключить или заменить часть вещей. Надо учитывать различие в физических возможностях мужчин и женщин, участников с лучшей и худшей физподготовкой, участников с заметной разницей в "живом весе" (участники с собственным весом 55 и 90 кг обладают, конечно, различной мощностью, хотя способность к переноске груза не пропорциональна собственному весу). Более опытные участники способны переносить и часто переносят больший груз за счет его лучшей укладки и за счет более отточенной, рациональной техники передвижения. В каждой группе есть те, кто "посильнее" и те, кто "слабее", и распределением веса состав группы можно в некотором смысле "уравнять", чтобы не было задерживающих и отстающих. Способность выдерживать высокую физическую нагрузку зависит во многом и от физиологического и психологического состояния участника в данный момент. Общественная нагрузка на женщину обычно составляет “от половины до двух третей” (50 - 70% общественной нагрузки на мужчину, причем при большой загрузке процент увеличивается). С учетом этого соотношения надо стараться примерно уравнять постоянные и переменные составляющие нагрузки на участников, чтобы на всех приходились примерно равные доли общественного снаряжения и продуктов (включая горючее), иначе в ходе похода может возникнуть заметная неравномерность загрузки между участниками. Изначально общественный вес распределяется, конечно, равномерно между всеми (с учетом указанного соотношения загрузки для мужчин и женщин), но в ходе похода приходится вносить отдельные коррективы с учетом возникающей разгрузки, физических данных и состояния участников. Надо позаботиться, чтобы в ходе похода все участники равномерно разгружались по мере расхода продуктов и горючего. Это достигается путем определенного распределения продуктовых укладок по дням похода. Горючее расходуется равномерно, а если переносится двумя участниками, пусть они облегчаются поочередно. Можно делать упор на первоочередную разгрузку наиболее слабых, либо на разгрузку наиболее загруженных участников (если такая загрузка возникла из-за вынужденного перераспределения веса при разгрузке наиболее слабых). Если руководитель замечает, что возникла видимая неравномерность загрузки участников, надо провести общий перерасчет и перераспределение веса между участниками группы (инвентаризацию веса). Конечно, такое перераспределение проводится и при снятии забросок. Вопросами распределения весовых нагрузок нередко занимается в группе либо завхоз (правая рука руководителя по хозяйственным делам), либо участник, специально назначенный руководителем помощником завхоза. Лучше, когда отдельный участник, чтобы не перегружать завхоза. Руководитель должен следить за его действиями и при необходимости вносить коррективы. Очень важно, чтобы все действия по распределению груза проводились гласно, с общим пониманием и согласием, чтобы ни у кого не возникло чувство "ущемленности" и подозрительности, что по отношению к нему поступили несправедливо, - это может лечь "тяжелым грузом" на будущие отношения. Надо состыковать личные мнения: решения походных вопросов "демократическим большинством" группы, случается, приводит к несправедливому нарушению прав отдельных участников (большинство может быть заинтересовано "отыграться" на некоторых). Справедливые личные интересы нельзя подавлять "волей большинства". Например, может возникнуть расхождение мнений в том, что считать общественным снаряжением, а что личным. У меня на памяти случай, когда волей большинства группы было решено считать спальные мешки-спарки групповым снаряжением (с зачетом их веса, как общественного). Я считаю, что такое решение было неправильным: не надо “запихивать” участника в спальник-спарку или загружать дополнительным весом, если он этого не хочет, если он привык спать в своем, индивидуальном спальнике. Подобные предметы снаряжения надо применять и учитывать их вес, как общественный, на основе полного согласия тех участников, которые их используют в походе. Был в практике и случай, когда палатки считали «личным снаряжением», - в группе, где 4 пары из 5 (из них 3 – супружеские) захотели путешествовать в «семейных» палатках. В случае надобности руководитель должен продумать и открыто, осторожно задействовать систему материальных и моральных компенсаций за повышенную физическую нагрузку (увеличенный переносимый вес, участие в разведках, др. тяжелая работа не для всех). Немного увеличенный размер походного пайка (в том числе, лакомств), "добавка в первую очередь", приоритет более сильных участников при выполнении наиболее интересной походной работы, право на большую активность, на некоторое старшинство и т.п. Встречаются люди с очень разным отношением к общественной походной нагрузке: одни, спортивно-волевого склада, стараются взять на себя больше (считая себя, обоснованно или необоснованно, сильнее других), другие же, проявляя слабость, стремятся взять что-то поменьше и удобнее для переноски. И тех и других надо осторожно, мягко “подвинуть” в соответствующую сторону. Помимо веса надо также справедливо распределить общественные вещи по объему так, чтобы не увеличивать чрезмерно объемную укладку отдельных рюкзаков, в первую очередь у участников, переносящих наибольший вес (давать им более тяжелые, но менее объемные вещи). Участникам, которым достался наименее "приятный" груз, например, емкости с бензином, объемные котлы, надо предоставить возможность выбора остатка груза. Участникам, переносящим горючее, не надо давать общественные вещи, впитывающие запах бензина (прежде всего сухие продукты). Палатки являются таким видом общественного снаряжения, вес которого может существенно увеличиться при намокании (особенно это чувствительно в условиях намокания и других, личных вещей). Поэтому переносчикам палаток желательно выдавать самые первые продуктовые упаковки (на первый-второй день похода или после снятия заброски), чтобы быстро облегчить их уже в самом начале движения с тяжелым грузом. Скрытой формой разгрузки отдельных участников и скрытой формой догрузки ведущих является загрузка их снаряжением, которое на технических участках используется всей группой или несколькими участниками. Это, прежде всего, веревки, крючья, общественные карабины и т.п. Этот фактор хорошо использовать и для почти полной разгрузки ведущего участника, который должен работать впереди с очень легким рюкзаком: всем, несущим веревки, крючья, карабины... Передается равноценный груз из рюкзака ведущего, и это снаряжение используется в работе. Конечно, в современных походах применяются максимально обезвоженные продукты. Консервы “в металле” выходят из употребления по причине большого веса (и металла и воды), они не экологичны (упаковку трудно уничтожить). Сейчас входят в употребление обезвоженные, “сухие” консервы в легкой пластиковой упаковке (которую легко уничтожить). Не поленитесь при сборах в поход вооружиться безменом и взвесить походные упаковки личного и общественного снаряжения. Возможно, вы “откроете” для себя немало интересного, по крайней мере, изменится ваш взгляд на то, что заставляет вас особенно “горбатиться” в походе. Самые тяжелые упаковки (пустой рюкзак с заполненными карманами, спальник, одежда и т.п.) придется распотрошить и заменить в них кое-какие вещи на более легкие. Но и на “малых” вещах можно сэкономить, если они уж очень не оптимальны по весу, и если оптимизация коснется многих вещей... Правильное решение вопросов распределения походного веса во многом способствует успеху похода, выполнению его графика, предотвращает переутомление участников. Неудачные же решения могут явиться скрытыми причинами срывов графиков движения, перенапряжения участников, конфликтов в группе и невыполнения плана похода. |
||||||||
|
||||||||