Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко. Алмата

Талгар. Первопроходы. Полная версия

Юго-Западная стена Талгар

Южнее Алматы возвышаются отроги горной системы - Заилийский Алатау (названный так первыми русскими переселенцами, двигавшимися с севера, для которых он являлся первым хребтом за рекой Или). Простирание Заилийского Алатау почти широтное. Длина его около 280 км и ширина 40-60 км. Заилийский Алатау делится на западную, центральную и восточную части. Высочайшие вершины Заилийского Алатау между перевалами Кумбель на западе и Аманжол на востоке относятся к центральной части хребта, где поднимается высшая точка всей системы – пик Талгар (4973 м ). В центральной части Заилийского Алатау развито современное оледенение, насчитываю-щее 370 ледников общей площадью 540 кв.км. Снеговая линия колеблется от 3800 до 4100 м. Концы долинных ледников спускаются до высоты 3200 - 3500 м. Самые крупные ледники Заилийского Алатау на южном склоне хребта - Корженевского (12 км), Богатырь (8 км), на северном склоне - Дмитриева (6,6 км), Конституции (4,6 км), Тогузак (4,5 км). Из ледников Заилийского Алатау берут начало многочисленные реки. Прорезав хребет глубокими долинами, с северного его склона стекают Узун-Каргалы, Чемолган, Каскелен, Аксай, Большая и Малая Алмаатинки, Талгар, Иссык, Турген, впадающие в Или. Южный склон рассечен слабее по причине маловодности рек. Уровень воды резко меняется в течение суток. Для всех рек характерны узкие, нередко каньонообразные ущелья в низовьях, и широкие, троговые долины в верховьях. Уровень рек резко меняется в течение года и суток, достигая максимума в июле и к 16-18 часам. Мостов часто нет, поэтому для переправ приходится выбирать наиболее удобные места и подходящее время. Переправы вброд через главные реки района Чилик и Чон-Кемин возмож-ны только в верховьях. Ниже, в связи с большей освоенностью этих ущелий (скотоводство), изредка встречаются мосты и тросы, однако они могут носить временный и непостоянный по месту расположения характер.

Нитка маршрута
Вертикальный профиль Заилийского Алатау характеризуется ярусным строением. Высокогорный ярус, имеющий альпийскую форму рельефа, отличается чрезвычайно глубокой расчлененностью (район Талгарского пика, пика Комсомола и др.). Это зона крутых, зачастую отвесных и скалистых склонов, обрамляющих глубокие троговые долины и обширные амфи-театры снежных каров. Ниже располагается ярус глубоко расчлененного горного рельефа, ти-пичными элементами которого являются крутосклонные долины рек с участками плохо со-хранившихся террас. Низкогорный рельеф типичен для восточных и западных отрогов Заи-лийского Алатау, где он выражен сериями мелкосопочных возвышенностей, разделенных ши-рокими долинами. К этому же ярусу рельефа относятся и так называемые «прилавки» в виде платообразных возвышенностей, которые рядом ступенчатых уступов спускаются к подгорной равнине. Характерная черта центральной части хребта – пересохшие русла грязе-каменных потоков (селей) с мощными выносами обломочного материала. Склоны, обращенные на север, преимущественно покрыты снегом и льдом, южные - громадными осыпями сильно разрушенных коренных пород. Многие долины Заилийского Алатау в верхней и средней частях перегорожены мощными древними и современными конечными моренами. Морены на ледниках занимают сравнительно большую площадь - до 20% от площади оледенения. Заилийский Алатау славится своими живописными озерами. Многие озера - моренные, возникшие на дне горных долин, перегороженных конечными моренами. Обычно эти озера находятся на больших высотах у языков ледников. Другая группа озер - запрудного происхо-ждения, т.е. озера, возникшие в результате запруды долины горными обвалами. Как правило, такие озера имеют форму вытянутую по долине ущелья, скалистые и обрывистые берега и большую глубину. К числу наиболее красивых горных озер можно отнести Большое Алмаа-тинское озеро, Джасы-Кель…

Климат района Заилийского Алатау континентальный, и помимо общих закономерностей имеет много своих, присущих ему черт, обусловленных рельефом, высотной зональностью. Условия в этом горном районе быстро меняются по мере подъема вверх. Сухая степь у подно-жия хребтов сменяется полосой садов и рощ, над ними крутым уступом поднимаются леса и луга, а над ними на гребнях хребтов сверкают ледники и снежники. Такой поразительный контраст между предгорьем и высокими горами зависит главным образом от количества влаги, которую приносят в горы западные и северо-западные течения высоких слоев атмосферы. Влага выпадает у подножия хребтов обильными дождями, а высоко в горах - в виде снега. На фоне общих сезонных явлений в течение года наблюдается ряд резких похолоданий, связанных летом с прохождением циклонов, а зимой - антициклонов. Они значительно меняют обычную картину течения погоды. В первую половину лета погода обычно не-устойчивая, во второй половине - лучше, а в конце августа и в сентябре обычны солнечные дни с незначительными осадками. Зимой наиболее устойчивые погодные условия в январе-феврале.

Природа района разнообразна своими видами и формами. Безжизненные долины сменяют-ся изумительными по красоте ущельями, покрытыми стройными пихтами. Темнохвойный лесной пояс располагается на высоте от 1600-1800 м до 2800-3100 м. Лес растет преимущест-венно по северным склонам ущелий. Встречаются заросли арчевника. Высоко, по соседству с ледниками, растут эдельвейсы, часто покрывающие здесь сплошными серебряными коврами целые поляны. Всего в районе встречается более тысячи видов богатой и разнообразной рас-тительности, из них более половины произрастает на высоте от 1300 до 1700 м - заросли диких яблонь, урюка, боярки, осины, березы, шиповника, барбариса, жимолости, малины.

* * *

Для алматинских альпинистов хребет Заилийский Алатау более всего интересен в районе Туюксу, как самом доступном для совершения спортивных восхождений. Именно здесь, как в школьных пенатах формируется основной уклад и направление казахстанского альпинизма. Маршруты достаточно сложны и протяженны, чтобы выходить на уровень первого спортивного разряда… при том, что автодорога тянется до высоты в три тысячи метров.
Но высочайшие вершины, расположенные в Талгарском горном узле, не укладываются в привычный распорядок. Они высятся за кордонами заповедника, куда запускают с поденной оплатой – немаленькой, надо признать автодороги разбиты и неухожены, пути подхода к подножию протяженны и заброшены, лагерь приходится ставить на неприлично низкой высоте, деньги за стоянку автомобиля приходится платить – так или иначе.

Поэтому, в последние двадцать лет сложилась ситуация, когда дешевле и проще совершать восхождения на территории соседнего государства – в Киргизии. В районе Ала-Арча. В самом деле, четыре часа пути на автомобиле по хорошей дороге, въезд в Нацпарк за разовую невысокую плату, парковка на территории альплагеря за небольшие деньги, короткий трех-четырехчасовой подход на стоянку Рацека… и вот в досягаемости оказываются несколько маршрутов 5а и 5б категории сложности. При том, что слагающие породы более монолитны, камней летит меньше и лазание более надежное, чем в Талгаре.

И лишь редкие вылазки одиночек, направленных, главным образом к высочайшей точке, нарушают уединение медведей и снежных барсов. Обычно, через несколько перевалов в обход постов заповедника и нацпарка небольшие группы следуют на ледник Корженевского, откуда по маршрутам 2а и 2б совершают восхождения. Потому что тащить с собой в течение нескольких дней кучу продуктов, газа, железа и веревку для подъема только на один-два мар-шрута 5а или 5б достаточно утомительно. Правильнее, как я уже упомянул, отправиться в Ала-Арчу.

Но летом 2010 года обстоятельства для спортивной части команды ЦСКА Казахстана сло-жились сложно. Обещанных нам Минобороны денег на проведение экспедиции в Пакистане не досталось. Кто-то другой подсуетился, а спортсменам пришлось заниматься поиском воз-можностей на поездки… Гена Дуров, Александр Чечулин и Мурат Отепбаев отправилось на Памир – благо там нужны были гиды. Виолетта Афуксениди, взяв мизерный отпуск, поехала в компании с Керимом Актаевым под пик Коммунизма за личные средства, намереваясь в сжатые сроки сделать попытки на два семитысячника. А остальные… остальные остались дома. С интересом вслушиваясь в раскаты очередной Киргизской революции.

В Бишкеке, да и в других городах сопредельной державы шел беспредел. Кое-кто писал оптимистические отзывы, и даже гуру Дмитрий Греков уверил все альпинистское сообщество о полном ажуре на просторах горной республики. Но были и другие сведения, которые песси-мистично отражали ситуацию. Кроме того, изведав вкус бессилия и хаоса в крутом котелке Непальской революции, я красочно представлял возможный вариант развития событий. На чужбине, без дома, без возможности вернуться в Алматы… Если бы что-то вновь произошло, обратный путь был бы крайне трудным. И ответственности за других людей я не хотел.

В силу этого пришлось подумать на тему Талгара. Он каждый день возникал на горизонте – подобно демону, что расправляет крылья на далеком небосклоне. И надо было решиться… Я начал сновать между инстанциями, подписывал и развозил слезные прошения о пропуске на территорию заповедных земель. Рассказывал о силе и месте казахстанского спорта в мире. Всячески пытался отыскать какую-либо информацию… хоть какую… любую.

К сожалению, пик освоения Талгара пришелся на семидесятые годы, когда с электрон-ными носителями информации, как понимаете, было туговато. Никто и не подумал заносить данные об альпинизме на перфокарты, потому что никаких перфокарт не хватило бы описать линии на Талгар и окрестные горы. А после развала СССР в горную систему, как уже было сказано, попадали только редкие отъявленные отморозки.

Кстати сказать, впервые на тех склонах я оказался именно под руководством Грекова. В конце 1993 года наша армейская команда забросилась на территорию бывшего альплагеря. Те, кто постарше разрядами водили нас на сложные маршруты. Михаил Михайлов, Замир Куда-шов, Гичев Денис… Сами они сходили на пик Труд по Западной стене.

* * *

А несколько лет назад я сидел в офисе давнего друга Сергея Гурьева. Окна туристической фирмы «К2» глядели прямо на юг с высоты девятого этажа… а напротив на гораздо большую высоту перед городом поднимались гордые снежные вершины хребта. Это над Алматы встре-чал день Заилийский Ала-Тау... и красиво смотрелся в окна домов, любуясь своим отражени-ем, пик Талгар.

Я мечтательно пригубил кофе из чашки, что налила жена Сергея. Где-то под коркой всплыло четверостишие… неведомо как и когда во мне родившееся. Вероятно, в далеком сне об этой Земле обетованной:

Красота сияния снегов
Отразилась в окнах Алматы,
Сохраняя мудростью веков
Мои мечты…

Плечистая трапеция почти пятитысячной вершины вдали подобно крылатому ангелу взле-тала над ровной горной цепью. Или демону… темному в своей свободе и злобе. Гора парила в синеве, независимая от остальных пиков, резкая в нереальной и далекой перспективы.

- Сколько там перепад? – с сомнением протянул я. – А вообще, Сергей, ты был в Талгаре?
- Да много раз! – подхватил мысль Гурьев. – Я же технические маршруты предпочитал… а в те годы альплагерь Талгар еще работал.
- Когда его селем смыло-то?
- В… да не помню. Но команда и позже там сборы вела.
- Знаю… знаю, - с уважением качнул я головой. – Вы там все перелазали, поди… Фотогра-фии есть с того времени?
Гурьев оторвался от экрана компьютера, за которым работал, механически поддерживая беседу. И внезапно вернулся в реальность. И отрицательно покачал головой:
- Нет… фотографий на диске нет.
Но внезапно лицо его озарилось какой-то идеей, и взгляд прояснился.
- Зато есть кадры с борта вертолета! Когда мы на разведку по хели-турам летали… Хочешь покажу?
Я хмыкнул, и кивнул, не отрывая взгляд от далекого Талгара. На него можно было любо-ваться долго. А вскоре мы с Сергеем уже рассматривали панорамы в компьютере… те, что удалось отснимать с высоты птичьего полета над горами. И он, довольный, тыкал ка-рандашом в экран, концентрируясь на вершинах. На тех почти мифических клинках горной истории, что канули в Лету вместе с эпохой советского альпинизма. Мое внимание привлекла ровная красивая линия… светло выделявшаяся на общем фоне скальной стены. Историю-то я знал, учил чисто теоретически. Так что хватило понимания – здесь маршрута нет. Прерывистая линия, очень издалека. Та-ак… Слева «Пелевин», там справа «Барановский» с лобовым выходом по скальной четверке «Бэ» чуть сбоку… а фасад стены оставался чист…
- Серега, эти фотографии… - задумчиво протянул я, отставляя пустую чашку в сторону, - они твои? В смысле – дай мне пожалуйста.
- Без проблем, Ден.

Гурьев с интересом покосился на меня, и молча протянул руку. Мол, куда записать-то? Я так же молча без лишних движений вынул из сумки гигабайтную флэшку и вложил ему в ла-донь.

Северо-Западная стена Талгара

* * *

При наличии воображения можно представить, как интересно бывает выразить свое виде-ние альпинизма. Тогда все мелочи бытового плана, вопросы благополучия и денег отходят на второй план. Тогда живешь для себя, полной чувств и гармонии судьбой, не задаваясь смыс-лом достатка и покоя.

В последние годы командой ЦСКА были пройдены несколько новых интересных маршру-тов. Не только, кстати, на вершины выше 8000 метров, но и в горах Тянь-Шаня – в Заилийском Алатау… в родном ущелье Туюксу. И вот теперь мы отправлялись в Талгар. На двух джипах (КИА и Нисан) рано утром 02 августа мы доехали до ворот Заповедника. Заспанный сторож, с которым договорились по телефону заранее, отпер ворота. По грунтовке мы доехали к домику лесника. И распределив поклажу с тяжеленными рюкзаками двинулись по тропе. Всего в эту вылазку по Среднему Талгару отправились семь человек – Вадим Трофимов, Владимир Колмагоров, Борис Дедешко, Виталий Комаров, Денис Урубко, Элина Васильева и Андрей Колбин. К вечеру мы, с трудом перековырявшись через бурелом и обрывы над рекой, добрались до уютного домика гидрослужбы. Здесь сохранилось одно строение после разрушительного селя.

Переночевав в нем, рано утром мы отправились дальше. И за пару часов поднялись до гра-ницы леса на высоте 2800 метров. Поляна за так называемым холмом «Аннапурна» стала нам приютом. Здесь была решетка в форме домика, на которую мы натянули полиэтиленовый тент. Дабы коротать безнадежные дни.

В этот же вечер Андрей и я ушли под Западную стену Актау. На следующий день под уси-ливавшимся дождем мы прошли здесь скальный маршрут, а группа Борис-Вадим-Виталий на-чала подъем по Северной стене Караульчитау. Погода была плохая. Уже сидя в Базе, я наблю-дал, как ребята в клочьях тумана выходили на вершинный гребень.

Нитка маршрута
После спуска группы Колбин и я попытались выйти на Северо-Западную стену Талгара. Однако, переночевав среди камнепадов в верховьях ледника Северный Талгар, мы поняли, насколько сильно рискуем. В таких теплых условиях под дождем мы спустились обратно в Базу, где тепло были встречены Владимиром с Эллиной, которые взяли шефство над спортсменами. И кропотливо заботились о вкусной кухне, грибах и костре.

Однако, под вечер погода наладилась. На следующий день в три часа ночи Виталий Кома-ров и я оставили палатки и ринулись в ущелье. Подъем проходил по ледовому кулуару правее маршрута Пелевина. Скальная часть выглядела печально. В прежние времена, когда по льду не лазали, а рубили ступени, путь по скальному ребру представлялся более разумным. Однако, мы с Виталей проработали по диагонали меж бастионов. Веревка у нас были длинная - 57 метров. Всего их выложилось аж двадцать три… И в 17.00 08 августа мы стояли на вершине. Погода резко ухудшилась, начался снегопад. А в три часа ночи, спустившись через ледник Корженевского и перевал Суровый, пришли обратно в Базу.

Воспользовавшись ясной погодной перспективой, отдохнув денек, Борис, Вадим и я вы-шли на восхождение по Западной стене Южного Талгара. Но! Погода резко скурвилась. Тем не менее, втроем мы двинулись по ледовому кулуару между маршрутами Снесарева и Мешко-ва. Налетевший шторм после восьми веревок вынудил остановиться на скальной полке левее кулуара. В мешанине снега и ветра мы кое-как провели ночь. А на следующий день действи-тельно было ясно. И по ледовым каскадам мы поднялись еще восемь веревок. И вылезли на снежную подушку маршрута Барановского неподалеку от вершины. Поставили палатку, в за-катных лучах поднялись по ледовому гребню на высшую точку, и любовались красотой пано-рамы – когда ущелья тонут в накатывавшей с востока тьме. В 20.10 часов 11 августа. На дру-гой день рано утром, пока склоны не стали лавиноопасными, втроем мы спустились в Базу.

Иногда я реально ощущаю, как уходят дни, которые считаются лучшими в жизни. Пока молод, пока достаточно сил… но уже есть понимание смысла происходящего. Когда все ви-дишь остро, охватывая одним взглядом, и при этом заранее знаешь, что должен увидеть. Но зато все получается – на «отлично». Этим летом в Талгаре получилось ощутить разницу меж-ду тем, как выходил на свой первый маршрут 5а категории сложности в 1993-м и тем, какие восхождения провел в 2010-м. Несмотря на сложные погодные условия команда совершила интересные выходы. Элина и Владимир тоже сходили Караульчитау по простому маршруту. Хотелось пролезть еще один сложный маршрут… на пик Труд 5б или Акименко 6а. Однако, сроки сбора подходили к концу. И 12-го августа, обобрав по пути несколько делянок дикой малины, объев местных талгарских медведей, к вечеру мы прибыли в Алматы.

Удачи в горах!
23.08.2010

Техническое описание первопроходов

Маршрут на пик Талгар Главный (4973 м)
5А к.сл. по кулуару Северо-Западной стены
08 августа. Денис Урубко, Виталий Комаров

Начало маршрута в верховьях ледника Северный Талгар в юго-восточном углу цирка на высоте около 3800 метров. У окончания морены, где она переходит в фирновый склон, мы надели страховочные системы, и достали веревку. До бергшрунда поднимались одно-временно по снежному склону 30°, 400 м, I к.сл. трещина невысокая 2 м, узкая. Дальше подъем продолжался по ледовому склону 40°-55°, 1170 м, III-IV к.сл. который первый (Урубко) проходил на молотках с нижней страховкой через ледобуры. Длина веревки 57 метров, следовательно, каждый питч получался около 53 метров. В верхней части кулуар стал круче 75°-85°, 35 м, V к.сл. В 16.30 выбрались на вершинный гребень. По нему – до 45°, 150 м, I к.сл. – в условиях ухудшавшейся погоды по снежным взлетам достигли высшей точки в 17.00.

Спуск производился по Юго-Восточному гребню на ледник Корженевского, и далее через перевал Суровый в ущелье Среднего Талгара к Базовому лагерю.

Маршрут на пик Талгар Южный (4950 м)
5Б к.сл. по кулуару Юго-Западной стены
10-11 августа. Борис Дедешко, Денис Урубко, Вадим Трофимов

Маршрут начинается на леднике Южный Талгар. Неподалеку от подножия перевала Тал-гарский провал слева (по ходу) возвышается скальная стена, рассеченная «Х»-образной систе-мой ледовых кулуаров. Двигаться по левой стороне. Линия началась подъемом по простому льду 7 веревок 45°-55°, 385 м, II к.сл. Первым работал Д.Урубко. Далее кулуар сузился, нача-лась непогода. Через горловину 80°, 25 м, IV к.сл. выход под скалы, по которым 60°, 25 м, III к.сл. до хорошей полки на гребне. Здесь пришлось остановиться на ночлег, поставили палатку. Непогода свирепствовала всю ночь, однако, к утру стало ясно. На следующий день команда спустилась 25 метров с продергиванием веревки направо в кулуар, и продолжила подъем по льду 50°, 55 м, III. Дальше крутая ледовая стенка 80°, 30 м, V к.сл. и снова кулуар 45°, 155 м, III к.сл. под следующую стенку. Первым работал Д.Урубко. Скалы со льдом 75°, 20 м, IV к.сл. выводят в расширение, из которого продолжить путь в левую ветку кулуара, и по ней до предвершинного плато 45°, 235 м, III к.сл. Здесь маршрут сходится с линией Барановского 4А к.сл. Команда установила палатку, и продолжила путь к высшей точке по снегу 30°, 100 м, I к.сл. льду 40°, 200 м, II к.сл. и скалам 50°, 200 м, II к.сл. В 20.10 часов группа сфотографировалась на вершине и начала спуск к палатке. В 21.00 пришли к лагерю на плато.

На следующее утро продолжили спуск по маршруту Барановского на ледник Южный Тал-гар. К 13.00 вернулись в Базовый лагерь в ущелье реки Средний Талгар.

Читайте на Mountain.Ru

Первопроход на пик Прежевальского

Талгар 2010

Талгар в августе и в снегу

поправка к описанию

Радует, что алматинские альпинисты через десятилетия вспомнили о Талгаре. Хотелось бы поправить Дениса в описании первопрохода на Южнный Талгар. Начало маршрута, да и весь маршрут прошел левее маршрута Снесарева, так как от пересечения х-образного кулуара начинается маршрут Снесарева, а путь правее, по ледовому кулуару, между Снесарева и Мешкова, вывел бы к ключевой скальной части маршрута Мешкова, без вариантов выхода по льду на подушку маршрута Барановского.