Автор: Мельников Михаил, Минск

Ушба Южная. Грузия

Зимой были планы поехать в Киргизию, район Каравшин.
Но очередная революция, а также деление власти на местах в чудной стране Киргизия,
заставили поменять наши планы. И мы, а вернее я, предложил поехать в Грузию,
и попытаться сходить Ушбу.

Мельников Михаил

Первоначально в список на получение погранпропуска записалось восемнадцать человек. Но чем ближе приближался срок убытия в Тбилиси, тем больше список сокращался. В конце концов в списке осталось пять участников: Мельников Михаил, Белоус Сергей, Лутов Виктор, Лобач Виктор, Ксения Станчева. Я сходил в посольство Грузии в республике Беларусь, где нам пообещали всяческую поддержку и помощь на территории Грузии. И, действительно, существенно помогли.

14 июля, погрузив пожитки в самолёт, вылетели в Тбилиси. Кстати, билет Минск-Тбилиси-Минск стоит 345 $. Большое спасибо авиакомпании «Белавиа», которая разрешила нам провести по 40 кг на человека вместо положенных 20кг. Но мы и в 200 кг на всех не уложились, и после небольшого препирательства нам и этот перегруз простили.

В Тбилиси мы прилетели ночью в 2 часа. Благодаря усилиям Заместителя Главы Миссии Грузинского посольства, Давида Катария, нас встретил микроавтобус, нам передали баллон газа, который мы заказали из Минска, и мы сразу выехали в сторону Зугдиди. От Тбилиси до Зугдиди 360км, время в пути 4-5 часов. Микроавтобус и все дальнейшие переезды, включая лошадей, нам обходились задаром, т.е. бесплатно. Это в дальнейшем нам очень облегчило пребывание в Грузии. Было как в сказке.

В Зугдиди приехали утром, и сразу пошли на рынок закупать продукты. Управились за три часа и в обед двинулись в селение Местия. От Зугдиди до Местии 136км, ехать 5 часов. Такой плохой дороги давно не встречали, но что радует – дорогу капитально ремонтируют и есть надежда, что скоро будет отличная трасса. Тем более сейчас в Местии строят горнолыжный курорт. И без хорошей дороги этот курорт не сможет работать.

15 июля в 17 часов мы были в Местийском погранотряде. Там нас уже ждали, узнали что нам надо, и на следущий день мы на грузовике пограничных войск Грузии уже ехали в село Мазери.

За селом нас уже ждали пограничники с лошадьми. Наши пожитки уместились на шести лошадках и мы двинули в сторону Ушбы в сопровождении наряда пограничников. На посту на нам выделили избушку для проживания и размещения наших пожитков.

Мы обозвали нашу избушку «базовым лагерем». Наши вещи и продукты охраняли три пограничника и злобный пёс. Давно нас так не встречали, временами было даже неудобно, что отвлекаем людей от дела. Передовой базовый лагерь мы разместили у языка Ушбинского ледника.

Слева от нас была Шхельда, прямо – Ушба, справа Мазери.

И начали потихоньку подтаскивать из избушки наверх наши пожитки:
снаряжение, продукты, бензин. Наверху мы жили на бензине у нас было две мультигорелки, а в избушке была газовая плита и баллон газа.

В общем, жизнь налаживалась, правда временами раздражали дожди, которые шли первую неделю каждый день, но потом, вероятно, вода на небесах иссякла и установилась чудная погода. По первоначальному плану мы хотели сходить 5А на Южную Ушбу (маршрут № 257) по книге НаумоваА.Ф. по которому раньше спускались с Южной Ушбы, а потом, зная путь спуска попытаться сходить 6А маршрут Мышляева по столбу Кустовского.

В качестве тренировочного восхождения мы пытались сходить на Шхельду Восточную по маршруту 4Б, Маршрут называется «Шхельда Восточная по Южному гребню», но слабая акклиматизация и большой перепад высоты не позволил нам пройти весь маршрут. В 13 часов мы были только на гребне перед жандармом «Петух». Посчитав сколько времени нам надо, чтобы сходить на вершину и спуститься в лагерь, мы поняли, что без холодной ночёвки вернуться не получится. Решили не рисковать своим здоровьем, которое и так было подорвано непосильным трудом, и вернуться в лагерь. Засчитали себе скальные, ледовые и снежные занятия.

Переждав в нашей избушке заряд непогоды, который длился около недели, мы решили всем составом идти на 5А на Ушбу Южную. Маршрут А.Джапаридзе. Наши друзья из Минска по телефону сообщили нам, что с 26 июля обещается улучшение погоды. 25 июля мы выдвинулись в сторону Мазерского перевала. Наш маршрут начинался с ледника Гуль, и нам пришлось подняться на Мазерский перевал, приспуститься в сторону Гульского ледника и подняться по кулуару к перемычке у Мазерской зазубрины.

В связи с глобальным потеплением с Ушбы регулярно летят камни. Подъём на перевал не сложный, но два бергшрунда и падающие сверху камни заставили нас временами передвигаться «трусцой». Вообще посмотрев на Ушбу вблизи становится понятно что многие маршруты сейчас остались только на бумаге, на деле они объективно опасны. И поэтому когда мы поднялись по кулуару к перемычке у Мазерской зазубрины мы поняли, что маршрута 5А как такового больше нет. И мы приняли решение продолжить наше восхождение по 5 Б, (гребень справа на фоне неба) который называется «маршрут Бердюгина»,

и проходит от перемычки по гребню

до вершинной башни,

после верхнего бастиона на крышу Ушба Южная. У грузин этот маршрут называется маршрут Габриэля, но они на него заходят с ледника Гуль и поднимаются по контрофорсу, а не по кулуару. На вершину мы поднялись 28 июля.

Сняли записку группы из Киева из альпклуба «Вертикаль». Спускались по пути подъёма, из трёх верёвок две побили. Наша Ксюша Станчева во время восхождения держалась молодцом, делала всё правильно и старалась не отставать на маршруте,чем могла помогала.

Я думаю она одна из немногих женщин из Беларуси, которая сходила на Ушбу.
После восхождения, отдохнув три дня, решили на этом закончить спортивную часть нашего мероприятия. Пограничники помогли с перевозкой нашего лагеря в Местию.

В Местии посетили музей Михаила Хергиани.

Посмотрели, с каким снаряжением ходили на Ушбу и Чатын наши старшие товарищи, и поняли, что нам надо ещё работать и работать над собой. У нас до самолёта оставалось ещё время и мы на три дня поехали на море.

От Зугдиди до моря 35 км, местечко Анаклия. После трёхдневного релакса в Тбилиси, купили вина, сувениров и двинули домой, в Минск.

Я думаю, поездка удалась, все вернулись живые и здоровые, посмотрели новые места, сходили на большую гору, сняли фильм. Грузия осталась той же Грузией, что и была 20 лет назад: с доброжелательным и гостеприимным народом и большими горами. Спасибо Стацевичу Серёге, который нам всегда помогает в организации наших мероприятий, авиакомпании «Белавиа», и всем кто нас любит и ждёт дома.