Автор: Игорь Паша. Москва

Кавказ-2010: от Донгузоруна до Ушбы

Фотопредставление

Это не фотоотчет, когда снимки подбираются так, чтобы получился внятный рассказ в картинках о маршрутных перипетиях. Это и не фотоальбом: там снимки по предположению художественно ценны и самодостаточны и потому обычно обрамляются, а подписи к ним либо аллегоричны, либо благоговейно отсутствуют. Это фотопредставление. В нем просто собраны удачные видовые снимки и панорамы с маршрутов минувшего лета в районе от Донгузоруна до Ушбы, эти маршруты проходили по ледникам Квиш, Долра, Ахсу и Шхельда. Отдельные заметки о них – дело более позднего времени.

Маршрут 1-й: Донгузорун Главный, с юга.
Пять дней в компании Александра и Ярослава Волковых при большей частью пасмурной погоде. Восхождение и спуск проведены в один день, с утра до плотных вечерних сумерек, по кольцу: бивак на л. Долра под пер. Долра – пер. Долра – траверс л. Квиш – пер. Накринская щель – седло Мерцбахера – вершина Донгузорун Главный – спуск по южному гребню вершины – спуск с гребня на л. Долра – бивак. С полудня до вечера облачность, выход на вершину в 17-00 в облаке, прочищение неба с началом спуска.

Вид на Ушбу с пер. Долра.

Рассвет. Ушба и Мазери

Взгляд вдоль хребта Долра

Хребет Цалгмыл по ту сторону л. Квиш. Западный вид с пер. Долра

Ледник Квиш и хребет Цалгмыл вначале спуска с вершины
Донгузорун Главный. Фото Я. Волков

На спуске с Донгузоруна. Фото Я. Волков

Вечерняя Накра на спуске с Донгузоруна. Фото Я. Волков

Маршрут 2-й: Ахсу.
Шесть дней на пару с Ярославом Волковым в условиях непогоды. Чистое небо лишь на переходе и подъеме от а/л Шхельда к верхним ночевкам Ахсу. С них дважды выходили на пер. Родина, желая подняться на вершину Ахсу, а также разведать гребень Юсеньги по ту сторону от одноименной вершины. Оба раза попадали в плотное облако, причем в первый раз при ветре и хлесткой крупяной поземке. На пятый день вышли на пер. Средний с идеей зайти на Малую Шхельду. Опять угодили в плотное облако, поэтому с перевала поднялись на пик Физкультурник. Там дождались небольшого прочищения сванского понизовья, что зафиксировали на фото. Вечер и последний, спусковой день – опять сметана и осадки.

Луна и Щуровский в вечернем соединении

Луна на плечике Шхельды

На восходе солнца. Верхние ночевки Ахсу. Фото Я. Волков

Рассветная панорама вершинного цирка Ахсу с верхних ночевок.
В непогоду мы дважды побываем на пер. Родина (справа) и поднимемся на пер. Средний (по центру).

Тот же вид на склоне дня. Пришла непогода. Желтоватая подсветка от садящегося за спиной солнца

Вернулись с Родины. Когда уходили, снега не было

Ярослав в сванском ракурсе

Над верхней Сванетией

В состоянии фотографа

Маршрут 3-й: пик Вулея с л. Шхельды.
Шесть дней на пару с Антоном Куляхтиным, в условиях отборной непогоды большую часть времени. Безмятежный 1-й день перехода к ночевкам Аристова. Погодная порча во 2-й день и ночные дожди с грозами на Немецких ночевках. Пасмурный подъем к плечу Вулея и вечерний погодный разгуляй с волшебной фотосессией на 3-й день. Чистое утро 4-го дня, дневной подъем на вершинную гребенку Вулея и атасный скальный спуск назад к палатке в набежавшую вечернюю грозу. Сметанно-непогодное прозябание на плече Вулея в 5-й день. Вынужденный снежно-дождевой спуск к Немецким ночевкам с дальнейшими зигзагами среди чистых голых трещин л. Шхельды.

Вверх по Шхельде. Слева Бжедух

Вверх по Шхельде. Поворот к Щуровскому

Палатка на плече Вулея. Вид в сторону Донгузоруна

Чатын

Ушба с Щуровским.

Северо-запад на восходе

Восточный вид вдоль гребня Вулея.
Внизу правее гребня – ледник Лекзыр.
Слева от гребня – ледовый купол Уллукары. Еще левее – Бжедух

Помимо этих трех маршрутов у Ушбы и Донгузоруна, этим летом я был также на маршрутах в Адырсу. Снимки с вершин Тютюбаши и Адырсу – в другом фотопредставлении.

Всего доброго!

Перейти к просмотру фотографий

Скеля

Отличные фото. Но боюсь, что будут последствия....