Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном путешествии 2 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2006 г. Часть 1.
ФСТ-ОТМ МГТУ им. Н.Э. Баумана ОТЧЕТ о горном спортивном путешествии совершенном группой туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана в августе 2006 года Руководитель: Расторгуев Михаил Викторович СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ 01. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон). Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана. Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комплекс МГТУ 263-22-29. 03. Район, подрайон, массив похода. Центральный Кавказ, Приэльбрусье 04. Подробная нитка маршрута (пройденная) УСБ «Джан-Туган» – р.Адыл-су – ледн.Джан-Чиран – пер.Койавганауш 1А (1Б) – ледн.Койавган – р.Адыр-су – пос.Верх.Баксан – р.Сылтрансу – оз.Сылтран – пер.Зурбаган +пер.Нейтрино = 1Б (рад.) – оз.Сылтран – пер.Вост.Сылтран 1А п/п – р.Кыртык – р.Уллуусенчи – р.Гитчеусенчи – пер.(Дорожный) н/к п/п – р.Уллуартыкол – пер.Верх.Артыкол (рад. по 1А) п/п – пер.Артыкол 1А п/п – р.Гитчеартыкол – пер.Хибины (рад. по 1А) п/п – пер.Вольфрам (рад. по 1Б) п/п – пер.Первопроходцев 1Б п/п – р.Ташорун – пер.Ташорун н/к – р.Шаукол – ур. «Джилису» – р.Малка – плато Джикаугенкез – пер.Ирикчат 1Б – р.Ирикчат – пос.Эльбрус – р.Адыл-су – УСБ «Джан-Туган». 05. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)
06. Список группы
07. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов. Москва, Студеный пр-д д.7 биб-ка ТССР Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17 биб-ка МГЦТК Москва, Госпитальная наб., д.4/2 Спорткомплекс МГТУ им. Н.Э. Баумана. Клуб туристов 08. Поход рассмотрен МКК ФОЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана По возвращению в Москву выяснилось, что у фотоаппарата «Зенит-412» 2003 года выпуска оказалась нарушена юстировка. Резкими получились только фотографии, сфокусированные на «∞» при значениях диафрагмы 16 и 22. Остальные фотографии получились нерезкими (некоторые из них были заменены на фото предыдущих лет или фото других групп). Упоминания «право-лево» - орографические. «По-ходу» ВСЕГДА оговаривается ОТДЕЛЬНО. 2006 год на Кавказе был многоснежный. Поэтому описания соответствуют концу летнего сезона многоснежного года. Еще в «Джан-Тугане», после неудачной дружеской потасовки с обливаниями из крана, в группе сломались все часы. Купить часы в пос.Эльбрус и пос.Верхний Баксан не удалось. В дальнейшем группа испытывала проблемы с определением времени. Следует обратить внимание на расположение знака «0» при написании координат объектов. В одних случаях GPS-координаты даны «градусы-минуты-доли минут», а в других – «градусы-доли градуса». ОТЧЕТ01. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.
Прохождение спортивного горного похода в малоизученном туристами районе, территориально примыкающем к району ледников Мукал и Мкяра. Продолжение изучения северо-восточного Приэльбрусья, начатого группами спортивно-географической экспедиции МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1994 году. Сбор информации прибором GPS для последующей корректировки карто-схем. 02. Варианты подъезда и отъезда.
Заезд.
Самолетом или поездом до г. Минеральные воды далее рейсовыми автобусами или нанятым автотранспортом до пос.Эльбрус Самолетом или поездом до г. Нальчик далее рейсовыми автобусами или нанятым автотранспортом до пос.Терскол возможен проезд на маршрутном такси до гор. Тырныауз и далее рейсовым автотранспортом или нанятым автотранспортом до пос.Эльбрус. Отъезд. Обратный заезду. Проезд до г.Тырнауз и далее в г.Нальчик маршрутным такси ГАРАНТИРОВАНО дешевле нанятого автотранспорта из Баксанской долины до г.Нальчик маршрутное такси уходит от бывшего автовокзала по заполнению машины. Дешевле только прямой рейсовый автотранспорт от пос.Терскол до гор. Нальчик (ходит он неустойчиво и с нарушением расписания, заполнен местными жителями (они едут до Тырныауза) – посадка вне пос.Терскол м.б проблематична). 3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
4. Изменения маршрута и их причины.
5. График движения.
6. Техническое описание прохождения группой маршрута. 08 августа. День первый. Выходим из нижнего лагеря УСБ «Джан-Туган» где-то в половине одиннадцатого. За 15-20 минут доходим до поста пограничников, расположенном выше приюта «Очаг» Национального парка, на осыпных отложениях, оставшихся от селя 1958 года. Чуть ли не полчаса уходит на оформление прохождения в пограничную зону. Все пропуска в порядке, просто “ребята” не торопятся. Сразу от поста крутая размокшая в лесу тропа поднимается вверх и сливается со старой тропой. По тропе правого берега р.Адыл-су за один переход (укороченный) доходим до слияния потоков, вытекающих из ледн.Башкара, ледн.Джан-Куат и небольшого ручья из-под перевала Адыл-су. В дальнейшем вся река называется Адыл-су (“красивая вода”). По мосту переходим руч.Адыл-су. Сразу за руч.Адыл-су начинается скальный прижим. Тропа его траверсирует. Во времена СССР здесь пролегал “плановый” маршрут на Зеленую гостиницу, и с тех пор остался трос, используемый для перил. Его даже не так давно (несколько лет назад) подновляли. Сразу за скальным прижимом – мост через поток Джан-куат. За мостом тропа разделяется. Обе тропы приведут на “Зеленую гостиницу”. Одна тропа уходит наверх. Она идет на морену между потоками Джан-куат и Башкара. По строению морены ее правильнее считать правой мореной ледн. Башкара. Путь по ней очень красивый: можно увидеть всю долину Адыл-су, Башкаринское озеро, весь перевал Башкара. Но... Он сложнее и длиннее. Обычно здесь водят новичков или “плановиков” без груза (на снежные занятия, на прогулку и т.п.) И обязательно в хорошую погоду. Другая тропа выходит непосредственно на левый берег р. Джан-куат и далее идет по нему. Через час она приводит в урочище “Зеленая гостиница”. На “Зеленой гостинице” тропы еще раз разделяются. Одна уходит на левобережную морену ледн.Джан-Куат – к ночевкам «Парус» и перевалу Джан-Туган. Другая оставляет слева домики гляциологического отряда МГУ и по центру поляны идет к языку ледника Джан-куат. Из-под левой морены вырывается мощный мутный поток. (В 2004 году его еще не было !!!) Новая, уже набитая тропа, поднимается вдоль него, по камням переходит поток и спускается к старой тропе. Старая же тропа, продолжает свое движение вперед от развилки и упирается в поток. Кто сумеет здесь переправиться – сэкономит массу времени. Кто не сумеет – вернется назад и обойдет по новой тропе (это проще и быстрее, чем “ломиться” вверх вдоль ручья без тропы). Так что эту развилку лучше не пропускать. Переход через язык ледника Джан-куат и его правой морене отмечен туриками. Туриками же отмечено и начало подъема на ледн.Джан-Куат, так что надо отслеживать направление своего движения и не увлекаться туриками. По карману правобережной морены ледника Джан-куат протекает боковой слив ледника. Он ниспадает в основную долину мощным потоком, огибая окончание морены. Перейдя через язык ледн.Джан-Куат, тропа практически упирается в него. И только отсюда начинается крутой утомительный подъем на правую морену Джан-куат. (От домиков МГУ до гребня морены около часа ЧХВ) С гребня морены в ее карман ведет три основные тропы (на расстоянии 100-150 метров друг от друга) и множество мелких. В этом году почти весь карман накрыт снежным мостом и перейти через поток не сложно. Да и без моста тоже не сложно. За гребнем морены остановились на пережор. После пережора начали подъем в цирк ледника Джан-Чиран (цирк вершин Койавган и ВИА-тау). Подниматься в цирк следует по левому берегу ручья Джан-Чиран. В нижней части кажется, что подниматься можно где угодно. Но с набором высоты захочется уйти к склонам ВИА-тау (там явно проще), а перейти через поток уже будет нелегко. “Обломки” троп (мелкие тропы, которые, то появляются, то исчезают, то снова появляются) идут и справа и слева от ручья. Те, что слева, ведут в цирк ледн.Джан-Чиран, к перевалам Койавганауш. А те, что справа – на «Спартаковские ночевки». «Спартаковские ночевки» – обширная травянистая полка среди непологого подъема у правого борта долины Джан-Чиран. От кармана морены до «Спартаковских ночевок» ≈ 20 минут хода. Костя Жуков еще из Москвы выехал с недолеченной ангиной. В «Джан-Тугане» процесс как-то вроде пригасили. Акклиматизационно-тренировочные занятия он прошел без каких-либо жалоб. Медики (обе Таньки перешли на 6ой курс ММА) сказали, что можно идти. То ли ресурсы организма кончились, то ли резко сказалась напряженная работа под перегрузом – Костя начал “тормозить” и задыхаться. Татьяна Челнокова, “официальный медик” группы, потребовала остановиться на «Спартаковских ночевках». 09 августа. День второй. Утром Танька Челнокова осмотрела горло пострадавшего и сказала, что его надо вести вниз. “Дешевле” обойдется. Для всех. Срочно “перетрясли” снаряжение. Перебирать раскладку времени не было. Можно было только отправить вниз что-то “блоковое”. «Перегруз» увеличился настолько, что рюкзаки стали неподъемными. Завхоз (Алексей Казьмин) потребовал “отстрелить” всю крупу и макароны, дойти до Верхнего Баксана налегке, а там “затариться” по-новой. Может быть даже с ущербом ассортименту. Татьяна Челнокова и Алексей Казьмин довели Костю до «Джан-Тугана», сдали его “властям” (“джановскому” врачу Сергею) и вернулись на «Спартаковские ночевки». На следующий день заканчивалась смена. Костю довезли до Нальчика (см. п.10). “Сезон отъездов” еще не начался. Костя спокойно сдал свой билет, купил билет “на сегодня” и уехал в Москву.
10 августа. День третий. Вернулись на левый берег руч.Джан-Чиран и по “обломкам” троп двинулись наверх, к цирку ледника. Подъем протяженный, монотонный. Крутизна склонов постепенно увеличивается градусов до 25-30. Вход в цирк – явный перегиб. Сам цирк пологий. 5, может быть 10 градусов. Язык ледника заморенен покровной мореной – не сразу поймешь, что уже идешь по леднику. Перевал Койавганауш (Фото 1) находится в левом борту цирка, между вершинами Койавган и ВИА-тау. Между этими вершинами находится две седловины. Та, что ближе к ВИА-тау (ближняя по-ходу) – ложная (Ложный Койавганауш). Дальняя (по-ходу), ближе к Койавгану – настоящая. У самого перевального взлета несколько осыпных холмов. Один из них, самый ближний к перевалу, имеет характерный двугорбый профиль – эдакий осыпной Эльбрус. Между горбами протекает ручей. На самих горбах площадки под палатки. Здесь мы должны были ночевать позавчера. А сейчас уже 2,5 часа “рубимся”. Перевальный взлет – широкий конгломератно-осыпной склон около 450. Местами попадаются пятна снега (в обычные годы к этому времени стаивают). Явно выраженных путей подъема нет. Подъем на перевал занял около часа.
Перевал Койавганауш 1А (?), 3600. Соединяет ледн.Джан-Чиран (д.р. Адыл-су) и ледн.Койавган (д.р. Адыр-су). Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции. Перевальный взлет со стороны Адыр-су правильно считать широким, но КУЛУАРОМ. Из-за высоких гребней его бортов, солнце очень недолго освещает склон и снег держится до августа месяца. Со стороны Адыр-су к перевалу примыкает снежник. В некоторые годы, к этому времени он уже стаивает. Под самой седловиной проходит наддув (Сам наддув иногда держится до нового снега). Его приходится обходить по склонам Койавгана. Вниз ведет крутой (400-500) длинный склон из плотного (но не фирнового) снега – мечта горнолыжников и пр. “глиссерщиков”. Кто “не дружит” со снегом – вынужден идти чуть ли не «на три такта».
Когда-то очень давно (3 классификатора назад) перевал числился 1Б к.т. Полноценные походы-“единички” в Приэльбрусье были практически невозможны (перевалы 1А к.т. в северо-восточном Приэльбрусье, Пастуший в Когутайке и др. еще не были найдены). Из политических соображений Койавганауш “раздели” в 1А к.т. Протяженность и крутизна его склонов превосходят протяженность и крутизну склонов многих известных “единичек Б” Во времена СССР Койавганауш давал богатый “урожай” пострадавших и погибших. Снег заканчивается и переходит в конгломератно-осыпной склон той же крутизны. Осыпь мелкая. Специалисты могут глиссировать и по ней (у неспециалистов опять-таки проблемы). Широкий кулуар Койавганауша сливается с таким же кулуаром Ложного Койавганауша (там еще круче, а карниз наверху практически не обходится) и начинается ледник Койавган. (Фото 2) Двигаемся примерно по центру ледника. Для себя помним, что надо будет уйти на левобережную морену – тропа идет по ней. Переход с ледника на левую морену проходит по каким-то разломам и следам свежих обвалов. В самом начале морены есть площадки под палатки. Будут проблемы с водой. Даже сейчас снег только в кармане морены (а это не близко) и на нем “свежеупавшие” камни. По гребню морены идет тропа. Тропа спускается с морены, выходит на травку и движется к сбросу устьевого каньона ручья Койавган. Перед сбросом – альпинистские ночевки. Здесь останавливаются группы, планирующие восхождения на ВИА-тау и Койавган. Жестокий юмор ситуации в том, что воды здесь тоже нет. За ней приходиться подниматься вверх по тропе (откуда мы только что пришли) минут 5-7. (Нам повезло: у ручейка кто-то набирал воду, и объяснил, что лучше набрать ее сразу). На ночевках устраиваем пережор. Почти сразу за ночевками ручей уходит в каньон и тропа начинает спуск по крутому травянистому склону. Тропа настолько разработана, что проходит в желобе полметра глубиной. Случайно сброшенные камни катятся по желобу, повторяя все изгибы – им некуда деваться. Выходим на берег (левый берег) Адыр-су. Здесь слабая колея грунтовой дороги. По ней ездят в кош, который чуть выше нас по реке, напротив а/л «Уллу-Тау». По дороге начинаем спуск вниз и выходим на базу МЧС. Она стоит напротив «Нового Джайлыка». На территории базы мы остановились на ночевку. Петухов, начальник ПСО, вначале возражал, но в итоге РМВ его уговорил, ссылаясь на взаимодействия прошлого года. В Москве стало известно, что месяц назад, он не разрешил группе Е.Самохина (МГТУ) остановиться здесь и отправил ее на “разливы реки”, где стоянка платная. 11 августа. День четвертый Между «Новым Джайлыком» и базой МЧС мост через Адыр-су, по которому дорога переходит с правого берега на левый. В дальнейшем она еще пару раз переходит с берега на берег. От базы МЧС до подъемника у устьевого каньона р.Адыр-су (“крутая вода”) два часа хода. Вдоль подъемника лестница, уже изрядно порушенная оползнями. От подъемника уже по асфальту вошли в пос.Верхний Баксан. В магазинах купили круп и макароны. Однообразие круп решили разбавить приправами. Начали движение в сторону долины Сылтрансу. Только начали подъем по склону, подъехал мужик на «Жигулях». Предъявил документы, что он инспектор Национального парка и стал требовать деньги за пребывание в Нац.парке. Согласно приказу директора парка Бадаева. 30 рублей с человека в день. РМВ предъявил ему копию решения суда, что данные поборы незаконны. Инспектор сильно испугался, об этом решении он ничего не знал. Стал требовать, что бы РМВ вместе с ним съездил в дирекцию Парка, в поселок Эльбрус. И уже там предъявил это решение суда. Пришлось ехать. Бадаев о решении суда знал. Сказал, что оно опротестовано в Верховном Суде Кабардино-Балкарии, и пока Верховный Суд не вынес свой вердикт, его приказ остается в силе. Пришлось заплатить. В дирекции. По 12.50 (!!!) с человека в день. На обратном пути инспектор долго “втирал” РМВ, что можно было не тратить время – договориться с ним на месте. Он бы взял не за все дни, а только за половину. (Как-то инспектор не подумал, что половина дней по 30 рублей все равно дороже, чем все дни по 12.50. Может в школе по арифметике “двойка” была...). Начали подъем по серпантину автодороги к лесу. Дорогу строил Тырныаузский комбинат. Когда и зачем? За один час доходим до границы леса. Дорога перед самым лесом сворачивает влево (по-ходу) и какое-то время идет вдоль него. От поворота дороги в лес входит тропа. Она идет сквозь лес, траверсируя крутой склон правого берега реки. На всех разветвлениях троп выбираем верхнюю по склону (левую по-ходу). Тропа выходит на дорогу и длительное время идет по дороге. Как-то незаметно дорога кончается и мы вновь оказываемся на тропе. Вдоль тропы идет арык. Сейчас он без воды (его то открывают, то закрывают, перенаправляя воду куда-то еще). Следующая вода должна быть на верхней границе леса, при выходе тропы из леса. За полтора часа доходим до верхней границы леса. Здесь тоже нет воды. НИКОГДА раньше такого не было!!! Надо идти дальше. Тропа переваливает травянистый вал, идущий параллельно реке, высоко над ней. Траверсирует склон, постепенно спускаясь к реке. Мощная тропа уходит вправо по-ходу, к центру долины. Слабая тропа продолжает траверсировать склон. Мощная тропа заходит в заросли лопухов, репейников и пр. высокорослых трав и там теряется. В дальнейшем ее “обломки” выводят к кошу. Надо траверсировать склон (выбираем опять-таки, верхнюю по склону (левую по-ходу) тропу). Траверсная тропа набирает мощь. Пересекает два сухих лога и подходит к слиянию основного потока р.Сылтрансу и ее самого мощного правого притока. По камням переходим правый приток и прямо на стрелке устраиваем пережор. Мощная тропа рассыпается на множество мелких. Мелкие тропы внезапно исчезают. А где-то рядом продолжается другая мелкая тропа. Вот так по “обломкам” троп, идущим сквозь лопухи, репейники и пр. высокорослые травы более часа подходим к“зеленым холмам”. Перед “зелеными холмами” буйная растительность кончается, начинается обыкновенная травка. Все тропы соединяются в одну. РМВ понимает, что нашими темпами сегодня не дотянуть даже до “ночевок недотянувших”. Встать можно у подножия холмов, ближе к реке. Но очень не нравится пастух у коша, который что-то высматривает в бинокль в верховьях реки. Не нас ли высматривает? В этой долине инциденты с местными были! По тропе поднялись на первый холм и чуть-чуть прошли вперед. По пути попалась площадка. Всего одна. Наша “черепаха” на ней не поместится. Надо достраивать. Оставшееся световое время потратили, что бы достроить площадку. (“Черепаха” – палатка сконструированная и сшитая РМВ на базе Мегатестовской «Высотной». «Высотную» разрезали пополам, вшили три прямоугольника по ширине одной грани, вставили второй каркас и получили 8-ми местную каркасно-дуговую палатку, весьма ветроустойчивую). 12 августа. День пятый. Утром позавтракали и собрали лагерь. По тропе двинулись вверх. Проходя второй холм, тропа траверсирует скально-осыпной прижим с обрывистыми (очень невысокими) берегами. Тропа уходит к правому борту долины, потому что сама река уходит в каньон. Поднявшись вверх у борта долины тропа возвращается к реке, к многочисленным площадкам, разбитым на пологих осыпях. Прямо над нами возвышается вал подпорной морены озера Сылтран. Это место имеет прозвище «ночевки недотянувших». Здесь останавливаются те, кому не хватило сил или одного часа времени, чтобы выйти на озеро. У «ночевок недотянувших» из-под склона выбивается уже мощный основной поток чистейшей (и вкуснейшей) воды реки Сылтрансу. От озера она несколько раз уходит под землю и возвращается. От «ночевок недотянувших» по тропе за один час выходим на озеро. На площадках северного берега озера ставим «черепаху». Одеваем системы и идем к перевалу Зурбаган. В “подкове” гор, окаймляющей озеро Сылтран имеется 5 явно выраженных понижений (Фото 3). Как теперь известно, каждое из них является перевалом. Перевал Зурбаган – самое правое, весьма протяженное, понижение в этой “подкове”.
Озеро огибаем с восточной стороны, идя по склонам подпорной морены к пер. Зурбаган. На перевал (Фото 4) начинаем подъем по 150-200 конгломератному склону. Местами попадаются снежники. Постепено коннгломерат сменяется осыпями и разрушенными скалами. Крутизна склона возрастает и в верхней части достигает 40, а то и более градусов. В зависимости от пути подъема, на перевал можно выйти в нескольких точках. Мы выходим рядом с остатками небольшой триангуляционной вышки, в точке с координатами N 43,318230 E 42,675160 h 3100GPS..
ВНИМАНИЕ: по многочисленным измерениям альтиметрами в предыдущие годы, и по топографической карто-схеме Ростовской военно-картографической части, высота озера Сылтран – 3150 метров над уровнем моря. Высоты, измеренные GPS приемниками, могут иметь ошибку 100 и более метров. Перевал ЗУРБАГАН 1Б, 3450 (по «Эльбрус и его отроги»). Осыпной (снежно-осыпной). Соединяет озеро Сылтран и р.Кызген. Склоны имеют северную и южную экспозиции.
Начинаем движение по гребню на запад, в сторону в.Сылтранбаши. Гребень осыпной. Регулярно попадаются “куски” разрушенных скал. Они легко проходятся. Встречающиеся скальные жандармы обходим с южной стороны (оставляя жандармы справа). Почти на каждом из понижений имеется тур, что это седловина перевала Зурбаган. Подходим к скальной вершине. Примыкающий к ней длинный южный гребень разделяет реки Кызген и Кубасанты. Приходится приспуститься на южные склоны и обойти скалы снизу, перевалив южный гребень. Затем вновь подняться. На седловину перевала Нейтрино. Перевал НЕЙТРИНО 1Б, 3296GPS (N43,316190 E 42,664990) Фирново (ледово)-осыпной. Соединяет оз.Сылтран и р.Кубасанты. Находится восточнее в.Сылтранбаши. Склоны имеют северную и южную экспозиции.
Седловина снежная. В малоснежные годы становится ледовой. С юга к восточному краю седловины примыкает разделительный гребень рек Кызген и Кубасанты. Спуск в Баксан (к пос.Нейтрино) надо осуществлять по этому гребню. С севера, со стороны оз.Сылтран, к седловине примыкает снежный склон. В малоснежные годы – ледовый. Уже через несколько метров от седловины крутизна склона возрастает градусов до 50-ти (Фото 5). В предыдущие годы (2003 году, в частности) удавалось начинать спуск с восточного края седлвины, и далее спускаться по осыпным кулуарам, иногда выходя на снежники. В прошлом (2005) году группа Б.П.Лещенко (Москва) начала спуск непосредственно с центра седловины и повесила 6 веревок. В этом году подход к кулуарам будет проходить по голому льду, крутизной 400-450. Без веревок не обойтись. Спуск начинаем с западного края седловины. Траверсом влево-вниз выходим на северный гребешок вершинки западного края седловины. Спускаемся на снежник западнее гребешка. Под нами скальные сбросы. Влево уходит узкая снежная полка. Она траверсирует склон НАД скальными сбросами и, похоже, упирается в другие сбросы. Сворачиваем на восток (вправо по-ходу) и по выполаживанию пересекаем “северный гребешок вершинки западного края седловины”. Траверсируя пологий снежно-фирновый склон проходим под ледовым “лбом” центра седловины, и выходим к кулуару под восточным краем седловины. Крутизна кулуара (в верхней части) более 450. Начало левого борта кулуара – скалы. Между скалами правого борта кулуара и фирном, забившем кулуар, есть узкая осыпная прослойка. Движемся у правого борта кулуара. Крутизна склона возрастает и становится более 500. Узкая осыпная прослойка заканчивается. Скалы левого борта кулуара тоже заканчиваются и начинается осыпной вал. Наискось влево-вниз провешиваем веревки 2 х 40 метров. Половина второй веревки лежит на осыпях и уже не нужна. По осыпям выходим из кулуара и по осыпям спускаемся к озеру. К лагерю возвращаемся по западному берегу озера, заканчивая “вокругсылтранское путешествие”. 13 августа. День шестой.
От лагеря движемся к перевалу Сылтран. С перевального плато стекает ручей. Этот ручей не впадает в озеро Сылтран, а сливается с его стоком чуть-чуть ниже озера. Справа и слева от ручья идут тропы. Подниматься можно с любой стороны. Мы пошли по правому берегу. Уже на плато прижались к правому по-ходу борту. Как только стали ясно читаться две вершины справа и слева от седловины – начали подъем на перевал. Сам перевальный взлет – некрутой осыпной склон. Подъем на него занял минут 10. Перевальную седловину правильнее назвать перевальным гребнем, настолько он широкая и протяженная (Фото 6). Мы вышли к ее юго-восточному краю. Растянулись цепью поперек гребня и двинулись к ее северо-западному краю, искать следы людей. Ничего не нашли. Ближе к северо-западному краю седловины поставили тур. В него вложили записку, что «группа туристов спортивно-географической экспедиции МГТУ им. Н.Э. Баумана ...» Перевал СЫЛТРАН ВОСТОЧНЫЙ 1А, 3305GPS(N 43,336250 E 42,668090). Травянисто-осыпной. Соединяет озеро Сылтран и реку Кыртык. Склоны имеют юго-западную и северо-восточную экспозиции.
Перевал был обнаружен в 2003 году, при прохождении связки перевалов Зурбаган-Нейтрино. Тогда группа туристов МГТУ им. Баумана, совершавших поход 3 к.с. под руководством М.Расторгуева, доказала, что перевал Нейтрино является отдельным перевалом, а не второй седловиной перевала Зурбаган. Вот с седловины пер.Нейтрино и было рассмотрено плато перевала Сылтран и найден перевал, ведущий с плато непосредственно в Кыртык. (Перевал Сылтран, как известно, приводит на речку Мкяра, которая сливаясь с р.Субаши образует Кыртык).
На Чемпионате Москвы 2003 года этот поход занял 4-е место в классе походов 3-4 к.с.
В том же 2003 году группа 4 к.с. М.Расторгуева повторила траверс пер.Зурбаган-пер.Нейтрино и в своем отчете тоже написала о существовании еще одного перевала с плато пер. Сылтран. (На Чемпионате Москвы 2003 года эта “четверка” заняла 2-е место (в классе походов 3-4 к.с.))
Весной 2005 года газета «Вольный ветер» опубликовала статью И.Балабанова «Были вершины без названия», где И .Балабанов написал о существовании перевала, ведущего с плато пер. Сылтран в Кыртык. Он видел его с вершины 3621.
Летом 2005 году группа 2 к.с. МГТУ под руководством И.Коренчука пыталась пройти этот перевал со стороны р.Кыртык, но погода не позволила даже зайти в нужную долину.
Спуск начинаем непосредственно от перевального тура. Вначале идем по осыпям, градусов 20, max 25 (Фото 7). Попадаем на снежник той же крутизны. В обычные годы к этому времени его, скорее всего, не будет. Затем вновь по осыпям. Начинается трава. Она будет уже до самого низа. По траве попадаем на огромную широкую травянистую (почти пологую) долину. В нее выводят несколько саев. Каждый из них может вести к непройденному перевалу 1А-1Б к.т. Выбрать, а какой из них наш уже тяжело. “Без ... GPS... не разобраться” Из огромной широкой травянистой долины вниз ведет несколько распадков (саев). Выбираем самый правый и движемся к нему. Нам надо попасть на дорогу к кошу напротив пещеры. Там должен быть мост через Кыртык. В противном случае придется подниматься по правому берегу до коша у слияния Мкяры и Субаши к следующему мосту. На подходах к нашему саю крутизна вновь увеличивается до 200. У начала сая сделали пережор. По правому борту сая спустились вниз. Крутизна склона более 300. Остатки коша и мост через Кыртык оказались на левом берегу ручья. Пришлось переходить. Спуск занял около 4-х часов. По мосту перешли через Кыртык и сразу попали на дорогу в Верхний Баксан. Достаточно высоко над нами действующий кош. Совсем высоко над ним – пещера. Нам вверх по дороге. Где-то она разделится на две. Одна свернет к кошу у р.Субаши, пройдет высоко над ним и, траверсируя склон левого борта р.Субаши, выведет прямо на перевал Балык. Другая пересечет Гитчеусенчи, дойдет до Уллуусенчи, поднимется высоко вверх и далее, переваливая несколько отрогов, должна двинуться в Уллуартыкол, а если повезет, то и до Гитчеартыкола дойдет. Нам в Артыколы. Выяснить: а куда ведет дорога? По дороге доходим до р.Гитчеартыкол. Дорога сворачивает в долину реки и идет по правому берегу (по карто-схеме должна пересечь сразу) переходим через нее и останавливаемся на ночевку. С поворота дороги видим кош в Уллуусенчи. В этом году в Приэльбрусье несколько групп обокрали (обокрали, а не ограбили – это разные правонарушения). Решаем встать вне видимости коша. Все бесполезно. Нас заметили давно и еще засветло “кошмэн” Володя из Пятигорска подошел к нам. Удивился, что мы встали здесь. Обычно по Гитчеусенчи идут на перевал Кыртыкауш и останавливаются минутах в 15-ти ходьбы выше, на правом берегу реки. Еще больше он удивился, когда узнал, что мы идем в Артыколы – туда вообще никто никогда не ходит. Утром приглашал к себе в кош: попить айрана и молока, поговорить. «У нас здесь все есть. Нет только женщин и новых людей. Скучно... А работа?.. Работа занимает не весь день. Утро и вечер...» Продолжение здесь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||