Автор: Римма Владимировна Кавуненко, Москва

Юбилей Марии Фроловны Готовцевой (80)

Есть в Москве (с 1996 года) – региональная общественная организация Ветеранов альпинизма и скалолазания.
Традиционно, в конце каждого года, собираются ветераны и общаются в теплой и душевной обстановке. Вспоминают «свои» горы, восхождения, друзей-товарищей., чествуют юбиляров года. Собирают посильные взносы, а когда повезет, находят спонсоров.

С 2007 года таким местом встреч стал ресторан «Альпийская галка», что недалеко от Метро «Рижская».

Вот уже с 2007 г. Председатель «Совета ветеранов» - Хомутов Валерий Васильевич. Это тот, что в 1982 году среди 11-ти советских альпинистов взошел на Эверест.
Ему удается организовать встречи ветеранов с привлечением спонсоров, да еще скидку делает хозяин «Альпийской галки». Огромное им всем спасибо от имени всех ветеранов!

Душа ветеранской организации – Готовцева Мария Фроловна, вот уже 29 лет!
Она знает всех ветеранов, знает нужды каждого, посещает тех, кто не может приходить, по возможности вручает гостинцы.
Маша (все зовут её так) – мастер спорта по альпинизму, инструктор 1 категории, «спартаковка».

Наш тренер «Спартака», Михаил Иванович Ануфриков, наставник и старший товарищ, был в составе команде В.М. Абалакова. Его рюкзак был тяжелее рюкзаков группы на киношную аппаратуру.

Маша Готовцева Виктор Буслаев
В 1957 году М.И. Ануфриков снял замечательный фильм---сказку «Если бы горы могли говорить», о реальном траверсе 2-х вершин легендарной и волшебной Ушбы (5А к.с. с Ушбинского плато).
На первом просмотре альпинистами этого не обычного фильма, все с замиранием вслушивались в «голос» Ушбы (озвучивала Наталья Эфрон).

Маша, ты там участница восхождения-актриса. Расскажи, как было.

М.Г. На самом траверсе нас было пятеро:
Ануфриков М.И. – заслуженный мастер спорта СССР, Буслаев Виктор – м.с.,
Грешнев Михаил – м.с., Маргиани Шалико – м.с. и я – 1 разряд.

В 1966 году С.С. Говорухин снимает фильм про альпинистов «Вертикаль».

Наш любимый тренер в «Спартаке» - Михаил Иванович Ануфриков, консультант этого фильма.
Он и предложил Говорухину тренерами по альпинизму – Готовцеву Машу и Сысоева Толю.
Маша рассказала, что собиралась ехать с июля на весь летний сезон в Цей инструктором, пригласили тренером в съемочную бригаду фильма «Вертикаль», согласилась – интересно.

Когда началась работа киногруппы в горах? Какова задача тренеров по альпинизму в киногруппе?

М.Г. В начале июля вся киногруппа собралась в альпинистском лагере «Баксан», в Баксанском ущелье Центрального Кавказа.
Программа обучения начинающих альпинистов (новичков), но ускоренная - 10 дней. Нужно было познакомить с техникой хождения и страховке на всех видах горного рельефа.
В моей группе был Высоцкий Володя. – актер.

Как Высоцкий относился к занятиям, к окружающим? Ведь часто горы способствуют проявлению человека в его лучших качествах.

Высоцкий в роли радиста в фильме «Вертикаль»
М.Г. Он очень скромный, аккуратный, внимательно относился ко всем занятиям, интересовался всеми подробностями. Заботливый ко всем окружающим, всегда был готов помочь, был активным участником в любом деле. Занятия на снежно - ледовом рельефе и съемки фильма проходили в районе «Немецких ночёвок» под пиком Щуровского и Ушбинским ледопадом. Всем артистам эти занятия по усложненной программе давались трудно.

Ещё бы, туда ведь только до бивуака подготовленные альпинисты идут 4-5 часов! В последующие годы альпинисты с удовольствием пользовались деревянными настилами под 4-х местные стационарные палатки.

Когда же Владимир Семенович писал свои знаменитые песни о горах и альпинистах. Известно, что первой песней была песня о друге – впечатление от рассказов альпинистов и окружающей обстановки.

М.Г. В это время были спасательные работы на вершине «Вольная Испания», все переговоры по радиостанциям слышал и Володя, по роли в фильме он – радист.

После всех занятий:
зачетная вершина для киногруппы – «Большой Когутай» 1Б категории трудности.
Володя не пошел, писал песни, три из них вошли в фильм. Позже его сводили на пик «Вулея» - 1Б к.с.
Все участники киногруппы выполнили нормативы на значок «Альпинист СССР» и были награждены.

Песня «Скалолазка», которую Высоцкий, по всей вероятности, посвятил своему тренеру Маше Готовцевой - в фильм не вошла (Комсомольская Правда 24 – 31 июля 2008 г.

С юбилеем!

Дорогая тетя Маша! Поздравляю Вас с юбилеем! Желаю Вам всег благ, здоровья и успехов в Вашей благородной деятельности. Дочь Сысоева Анатолия Федоровича - Анна.

Поздравляю!

Естественно, желаю бодрости и неугасаемой любви к горам, поддержания крепкого здоровья ! В тексте заметки неточность (оплошность) - в действительности на всем траверсе Ушбы 1957 г. было СЕМЬ чел., 5 указаны и еще Вацлав Ружевский и Юрий Николаев для страховки Ануфрикова М.И.

Спасибо, Римма Владимировна! (однажды мы встречались в Узунколе - я руководил проходящей группой туристов в 2002 году).

Марию поздравляю с юбилеем! А на съемках имели место драматические события. На стене пика Вольной Испании от попадания камня в голову погиб Георгий Живлюк (ленинградский армеец). С ним киногруппа вместе с Высоцким общалась внизу, до трагедии. Участники киногруппы помогали альпинистам проводить спасработы. Конечно, в меру сил, - на нижних, технически несложных участках. И именно после этого случая возникли строчки и сама песня "Вершина" из кинофильма "Вертикаль": ... Нет алых роз и траурных лент, И не похож на монумент Тот камень, что покой тебе подарил! Как вечным огнем сияет днем Вершина изумрудным льдом, Которую ты так и не покорил... Так вот, вершина эта, из песни, это пик Вольной Испании... Уверен, что и Мария Готовцева в этих событиях сыграла свою роль, сказала "свое слово" альпинистки...

Юбилей

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

С юбилеем!

С юбилеем! И спасибо за статью!