Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фото: Игорь Канель, Юрий Москвин, г Москва
ВелоДомбай 2004
или 9 дней разгильдяйского велотуризма
До этого мне уже довелось побывать на Кавказе – зимой несколько раз на горных лыжах, летом в альплагере. Только каждый раз, когда приходила пора отправляться домой и за окном машины проплывали горы и реки, возникало какое-то странное, щемящее ощущение. Хотелось чего-то большего, чем непрерывное катание по одной горе или восхождения на горы вокруг лагеря. Мне показалось, что нет лучше средства поразглядывать Кавказ, чем прокатиться по нему на велике. Сильно надрываться не хотелось и рисковать тоже, поэтому я решил от автодорог не удаляться. Юра Москвин, мой бывший однокашник, согласился составить мне компанию. За что ему большой респект! Купили билеты и начали собирать снарягу. Запросили правила перевозки у АК «Сибирь». Ответ был, что велосипеды в самолет пускают только в чехлах. В Москве ничего дешевле 100 баксов не нашли, поэтому велочехлы и велорюкзаки купили в питерской фирме «ПИК-99» - там они в несколько раз дешевле, чем в Москве. В Минводы и обратно летели «Сибирью» (4200 руб. в оба конца). С перевозкой велосипедов проблем не возникло. За перевес пришлось доплатить 500 рублей на двоих. Велосипеды у нас были самые банальные - хардтейлы с алюминиевыми рамами. Причем я специально для похода приобрел какой-то невразумительный аппарат болгарской сборки с навеской Altus. Называется Balkan Condor. В целях экономии купили только по 2 боковые секции велорюкзаков, а сверху привязали скатку, палатку и обычный городской рюкзак. Общий объем получился порядка 50 л, а вес 40 кг вместе с велосипедом. День первый Вот и аэропорт Минвод. Довольно долго ждем багаж и продираемся сквозь толпу таксистов. Собираем велики прямо в курилке перед залом прилета. Наше копошение вызвало бурный интерес у скучающих таксистов, которые ждали следующего рейса, – видимо, нечасто в Минводы прилетают велосипедисты. Всех очень интересовала максимальная скорость велосипедов и насколько хватит покрышек. Некоторые предлагали купить велики после нашего возвращения. Порядком устав от дурацких вопросов, как можно быстрее собрались и привязали барахло к багажникам. В Москве, естественно, мы этого не делали, поэтому приходилось на ходу придумывать, как привязать весь хлам. Оптимальная конструкция определилась только через несколько дней. Готовить еду предполагалось на газу, а его, как известно, в самолет не пускают, поэтому нашей целью номер один был газ. Добрый человек в аэропорту посоветовал обратиться в комнату конфискованных вещей, где хранится отобранное барахло, запрещенное к перевозке. Но нас ждал облом: комната оказалась закрытой из-за выходных. Еще в Москве Юра обходными путями собрал телефоны спортивных магазинов Пятигорска. Дорога от Минвод до Пятигорска довольно плотно забита транспортом, а на подъезде к городу часто встречаются пробки. Дорога все время поднимается. Сначала еле заметно, а на самом подъезде к городу становится тяжеловато двигаться даже на первой скорости, прибавьте к этому жару за тридцать и страшную духоту. Удивило колоссальное количество свадеб. Кое-как влезли на последнюю горку, с которой начинается проспект Калинина - главная улица города. Первым нашим адресом был торговый центр «Телемир», в котором было два спортивных магазина. В одном нашли газ только в «кривых» аэрозольных баллонах, а второй был закрыт на учет, но я выпросил у продавцов последние два баллона по 180 рублей (в Москве они в 2-2,5 раза дешевле). Удивительно. Где же берут газ альпинисты и прочие туристы, которые прилетают сюда на самолетах? Пообедали мы на улице Кирова, которая представляет собой зеленую пешеходную зону с бесчисленным множеством кафешек. Попробовали ипатовского пива за 15 рублей, что-то съели и поехали дальше. Мне почему-то казалось, что двух баллонов нам никак не хватит. Надо бы еще два. Съездили еще в пару магазинов и на рынок, но нигде газа так и не нашли. Решили, что купим газ где-нибудь по пути. По плану в первый же день мы должны были доехать до Кисловодска, где хотелось слегка потусоваться и попить пива. К счастью, нам не пришлось обратно подниматься на бесконечный проспект Калинина. Движение в городе очень плотное - ехать по оживленным улицам было неприятно.
Тем временем начало смеркаться, и мы порядком подустали. Особенно тяжело приходилось Юре. Въехали в Кисловодск, когда уже почти совсем стемнело, наивно полагая, что тотчас найдем хорошее и недорогое жилье, примем душ и пойдем пить пиво. Не тут-то было. На въезде в город - разрушенный мост. Смыло селем? Где-то внизу был объезд. Кое-как сползли к нему. Первый встреченный прохожий быстро рассеял наши радужные взгляды по поводу жилья. Зато второй рассказал нам про гостиницу «Солнечная» в центре города, куда мы и потащились из последних сил. Проехав через весь город (в гору во тьме), обнаружили, что гостиница закрыта на ремонт. Следующим пунктом была гостиница «Кавказ», где нам любезно сообщили, что мест в ней и вообще в городе нет. Ситуация начинала слегка напрягать. Спросил каких-то людей про сдаваемые внаем квартиры. Люди оказались синяками на Москвиче барышня согласилась нам сдать квартиру за 200 руб. Пройдя метров двести, идти спать туда нам совершенно расхотелось. Делать нечего - надо было выезжать из города и вставать где-то с палаткой. Сил обратно ползти из города совсем не было – решили поймать таксиста, чтоб он нас вывез куда-нибудь в лес. Разобрали велики и затолкали их в машину чуть ли не ногами. По пути заехали в магазин и купили 5 литров воды. Пока ехали, таксист вспомнил, что у него кто-то сдает квартиру. Так мы очутились в избе. Водопровода в ней не было, зато была густая паутина в туалете. А в сенях было заготовлено несколько ведер с водой. Кое-как облились водой, что-то съели и свалились спать. С таксистом был договор, что мы сваливаем в 9 утра. День второй
Выезд из города был под горку. Как приятно, когда день начинается с 5-ти километрового спуска. Но сразу за городом начинается довольно ощутимый и нудный подъем, зато стоит только забраться на перевальчик – дорога круто устремляется вниз и идет параллельно реке Подкумок, которая сопровождала нас вплоть до перевала Гумбаши. Искупались мы с большим удовольствием, немного передохнули, повращали слегка гайки у велосипедов и поползли дальше.
Переждав немного дождик на автобусной остановке, поехали под накрапывающим дождем дальше. После Терезе развилка. Чтобы попасть на перевал, надо повернуть налево. Повернув, мы увидели каких-то людей, ковыряющихся в «уазике». Люди что-то закричали и замахали руками. Мы тоже помахали и дальше поехали. Однако когда они сели в «уазик» и поехали нас догонять, мы слегка напряглись - сразу пришли в голову мысли о всяческих ужасах работорговли. На деле оказались приятными людьми. Мы немного поболтали с ними, уточнив заодно наш маршрут. Наверное, нечасто по этому маршруту катаются велотуристы. Во время нашей поездки перевал был, видимо, закрыт для автотранспорта, поэтому движения на нем практически не было. Дорога постепенно становилась все круче. По ходу движения видели много заброшенных ферм со стаями вредных и злобных собак. Дождик тем временем все больше и больше напоминал ливень. Ехать стало совсем неприятно. Решили переждать. Сначала посидели под деревом, потом решили укрыться ковриком, но и он не помог- с неба уже лило совсем по - тропически. Делать нечего - надо вставать, пока все вещи не промокли. Нашли полянку рядом с рекой, накрылись тентом и начали собирать палатку внутри этого укрытия. Место выбрали под деревьями, чтоб не так сильно лило. Приковали велики к палатке и сварили ужин. Естественно, дождь сразу перестал, но с деревьев капало всю ночь. Тучи ушли, открыв нашему взору красивейшие скалы. Оставшееся время решили посвятить аттракциону – стирке в горной реке. Вещи так и не высохли до самого Домбая. Приняли коньяку за первую полевую ночевку да спать легли. День третий
Дорога до самого Карачаевска идет под горку - всегда бы так. При въезде в город нужно по мосту пересечь широкую реку Кубань и на перекрестке за мостом повернуть налево. Карачаевск - довольно красивый современный город, расположенный в очень живописной долине. Население приветливое. Очень много детей и беременных женщин. В центре города строится высокая мечеть. Пока Юра покупал еду и коньяк, ко мне подошел местный житель поинтересоваться, куда мы и откуда. От него мы узнали про кафе на выезде из города. По пути заскочили на рынок, где стали объектом повышенного интереса. Подошел мужчина разузнать маршрут. Сказал, что планирует везти секцию в велопоход. На выезде из города расположено хорошее кафе с большим внутренним двориком, где можно безопасно оставить велики. Время обеда давно прошло, и мы неосторожно заказали 2 блюда и хичин. Порции оказались такими гигантскими, что одолеть их нам не удалось. Сидели на террасе и наблюдали за главной развлекухой местных джигитов - катанием взад-вперед на тюнингованных белых «десятках» и «двенадцатках». С трудом встав из-за стола, поехали дальше. Стоило отъехать от города пару километров, как по заведенному расписанию включили дождь. Делать нечего - сели под раскидистое дерево у дороги и накрылись чехлами. Вид у нас был откровенно бомжовский, и все проезжающие машины нам сигналили- то ли из солидарности, то ли прикола ради. Через час дождь поутих, позволив продолжить движение. Успели проехать еще несколько километров и встали перед деревней Нижняя Теберда на дамбе под дорогой. День четвертый Утро встретило нас шикарной погодой. Над селением высоко на горе мы разглядели какой-то православный храм. Очень хотелось к нему подняться, но на это надо было потратить целый день, которого у нас не было. К обеду мы уже были в Теберде.
В поселок Домбай мы въехали в 4 часа дня. Здесь везде идет строительство, от этого пыльно и грязно. Видимо, все готовятся к зимнему сезону.
Летом в Домбае мало развлечений. Нашими соседями были какие-то военные пенсионеры, которые бесконечно рассказывали друг другу про тяготы и приключения армейского быта. Мы сходили куда-то, без результата выпили по триста граммов водки и пошли спать. День пятый Утро было пасмурным. Но все-таки мы залезли в фуникулер и провели в вагончике полчаса, наблюдая флуктуации народа. Пока ковыряли в носу, погода стала совсем никакая. Вариантов подниматься уже не осталось - решили поехать в ущелье Алибек к озерам и водопадам. Жесткий дождь ожидал нас в ста метрах от поселка. До альплагеря доехали совсем продрогшие, особенно если учесть, что по пути мы бегали смотреть переправу к медовым водопадам. Под переправой мы нашли разбитый корпус «Бурана». Очень интересно. Концептуальной идеей было позавтракать в альплагере Алибек, но столовая оказалась закрытой. К счастью, мы нашли кафе, где смогли позавтракать и просушиться. [Примечание: Конечно, наши трудности могут вызвать лишь улыбку у настоящих туристов, но мы были самыми настоящими пивными обывателями, которые вдруг решили прокатиться. Кто знает, а вдруг, бог даст, и мы станем зубрами. Пивными зубрами.] После завтрака дождь временно поутих. Мы еще немного проехали вверх на велосипедах, а потом все больше вели и тащили их на себе. У реки Сухалат мы вообще приковали их к деревьям в лесу, т.к. продираться сквозь кусты с драндулетом на плече надоело. Продолжили путь налегке. Через сорок минут подъема углядели домик. Из верхнего окна торчал пулемет Калашникова (ПК). Проскочить мимо не удалось. В избе сидели погранцы и тургруппы. Изба состояла из гостиной и спальни. В гостиной был очаг, где грелись ожидающие разрешения туристы, а в спальне было несколько двухэтажных нар. Погранцы оказались нормальные – быстро оформив все формальности, отпустили нас на озеро.
«Где же это… нехорошее озеро?» - задавались мы вопросом.
К великам спустились быстро. С началом горнолыжных склонов АЛ «Алибек» стало возможным спускаться на велосипедах… По самые уши в грязи, замерзшие и насквозь промокшие, мы приехали в гостиницу. От нашего вида администрация пришла в ужас. На следующий день мы запланировали отправиться в ущелье Домбай-Ульген. Вечер посвятили традиционному шатанию по кабакам, что в летнем полупустом Домбае оказалось довольно скучным занятием. День шестой
Въезд в ущелье чрезвычайно узкий, но затем расширяется в просторную долину, где раньше было древнее озеро. От озера остался лишь пруд, подпитываемый спускающимися с гор ручейками. Рядом с прудом небольшая стоянка с навесами. Праздный народ приезжает сюда есть шашлык и ловить ценные виды рыбы из озера, хотя это и заповедник. Мы же отправились дальше.
От метеостанции совсем недалеко до КПП пограничников. Дорога от метеостанции забирает резко влево и вверх, и через сто метров упираемся в шлагбаум. Пропускать выше нас не хотят. И сопровождение давать тоже. Честно говоря, ехать выше особенного желания уже не было - замерзли. Стоило только начать спуск, как я обнаружил, что тормоза практически не держат - последствия вчерашней езды по грязи, которая как абразивный круг стирает колодки. Вцепившись окоченевшими пальцами в ручки тормозов, под ледяными иголками дождя слетаем к площадке у Туманного озера. Греем воду на чай, какая-то компания угощает нас шашлыком. Дождь, как назло, перестал. Посидели еще немого и покатили вниз. По пути снимали видео в движении. В Домбай ехать не хотелось, поехали есть малину и искать дорогу на Бадукские озера. По описанию она должна начинаться от дома лесника, где нам сообщили, что туда с великами не пройти. Зато сказали, что есть хороший маршрут к нарзанам в Теберде. Время катилось к вечеру. Пора было ползти обратно вверх, в поселок. В Домбае, на площадке перед фуникулером, показывали кинофильм «Троя».
На третий день пребывания в Домбае погода сделала нам небольшую поблажку: прекратился дождь, и - о, чудо! - в облаках были редкие просветы. Взяли велики и пошли на подъемник.
Пока ждали, я перевернул колодки, чтобы хоть как-то тормозить. Поднялись наверх, приковали железо к опоре подъемника и пошли гулять по гребню.
Спустились к канатке, взяли байки и с понтом покатились вниз. Я снимал на камеру Юрин старт, но как только он скрылся за поворотом, тётеньки закричали, что он упал. Подъезжаю – и, правда, лежит. Даунхилл оказался для нас неожиданным препятствием. Сначала спускались по тракторной дороге, а у верхней станции фуникулера выехали на пробитую трассу даунхила. От спуска абсолютно никакого удовольствия не получили. Особенно на трассе. Медленное и печальное сползание со скоростью 10-15 км\ч. В нескольких местах слезали. Например, когда 3-метровый трамплин имеет выкат в деревья.
Испытав чувство глубокого уважения к даунхильщикам, выехали на дорогу, ведущую от Русской поляны в Домбай-Ульген. Дорога была просто чудовищно грязная, зато простая. По пути вниз попадались какие-то конные экскурсии. Когда спустились на Русскую поляну, грязь просто отваливалась от всех плоскостей. Решили, что ползти вверх по такой грязище лень. Выпили пива, съели хичин и покатились вниз. Взяли вещи из камеры хранения, привязали к драндулетам и покатились в Теберду. Дорога от Домбая до Теберды преимущественно вниз. Изначально была идея заночевать в Теберде в гостинице, т.к. автобус у нас был в 6.30, и собирать палатку в темноте не хотелось.
Вскоре появился мужчина, наверное, директор, спросил нас, кто мы да откуда. После чего сказал, что два места они для нас найдут. Честно говоря, желание оставаться в этой гостинице у нас как-то пропало, поэтому, что-то промямлив, мы отправились искать другие варианты. По пути встретилось еще несколько полуразрушенных гостиниц. Решили, что безопасней всего будет встать палаткой за городом. В полутора километрах от города нашли классное место у подножия горы и рядом с ручьем. Только поставили палатку, как нам снова включили дождь. День восьмой Подъем - около пяти, было еще темно. В шесть часов уже были на автостанции и разбирали велосипеды. От бивуака ехали во тьме. В автобус сели без проблем. Был первый погожий день в Домбае. Ехали через Черкесск. Дорога до Черкесска еще ничего, а потом становится совсем скучная - степь да поля.
Провал расположен у подножия горы Машук и представляет собой дырку в горе со зловонным голубоватым озером. В озеро просачивается сероводород, пузыри которого булькают с очень аппетитным звуком. Дорога к Провалу поднимается круто в гору, и, когда мы проползали нижнюю станцию фуникулера, нас обогнал огромный джип, из которого вылез здоровый дядька. Дядька был в велошмотках и защите. Видимо, главный пятигорский байкер. Сказал, что был одним из организаторов Чемпионата России по горному велосипеду в Домбае. Еще рассказал, что в этом сезоне они ездили через перевал в Адлер. Дядька нас засмущал своими успехами. После «Провала» пообедали в центре и поехали к горе Юца (Джуца) пытаться полетать на параплане. Это был еще один обязательный пункт в нашей программе. От Пятигорска километров 12-15 нудного подъема. Солнце, впервые за несколько дней, палило нещадно. Дорога узкая, с напряженным движением. В общем, езда без всякого удовольствия.
Под вечер небо уже просто кишело куполами. Дельтадром неплохо обустроен: есть и вода, и газ, и туалет, и кафе. И все это удовольствие за 20 рублей с палатки. Вечер провели в открытом кафе в обществе пилота Миши. Несколько смущало то, что все вокруг пили дюшес, а не пиво, как мы. В палаточном лагере горели костры, вокруг которых сидели компании, которые пели и пили. Через весь ночной небосвод растянулся Млечный путь. День девятый Встали в 6 утра. Вылезли из палатки, и нам открылся весь Главный Кавказский Хребет, подсвеченный розовым. Картина просто завораживающая. Вскоре этот чудный вид растаял - термики подняли пыль.
Центральная улица - симпатичный бульвар, чем-то напоминающий пятигорский, который заканчивается рыночной площадью. На площади стоят слепые и поют, грузный армянин давит семечки, стоит бочка с квасом. Все неторопливо и мило. За рынком поворачиваем налево, выезжаем на дорогу в аэропорт. На трассе покупаем вино и воду. Еще двадцать минут - и мы в аэропорту. На площади аэропорта мы оказались за три часа до самолета. Пьем вино, дожигаем газ, неторопливо разбираем велосипеды. На взвешивании оказалось, что у нас вес груза больше, чем на пути туда - явный бред. Дали 500 рублей без квитанции. В самолете опять не наливали. Прилетели в Домодедово - оказалось, что Юре повредили одну велосумку. После бесконечных бумажек и препирательств аэропорт согласился выплатить какую-то компенсацию. Путешествие окончилось, и поэтому стало немного грустно. Мы едем в аэроэкспрессе и молчим, глядя на среднерусский пейзаж через окно вагона. Что ж. Скоро нас ждут новые маршруты. Послесловие В целом маршрут оказался безопасный. Причем на дорогах Карачаево-Черкесии мы чувствовали себя в большей безопасности. Водители там пропускали нас почти всегда. Обязательно надо с собой таскать запас воды, а вещи хранить в гермомешках. Еще очень не хватало сумки на руль для фотоаппарата и прочих мелочей. Я не сделал многих фотографий только потому, что было лень распаковывать все в поисках фотика. Ехать в Домбай через Черкесск смысла нет: дорога очень скучная. Возможно, кому-то может показаться, что мы были подготовленными спортсменами. Это не так, хоть нас за них и принимали на протяжении всего маршрута. Возможно, кому-то покажется странным неорганизованность предприятия, но мы решили, что чем все будет более непредсказуемым, тем лучше. Каждый вечер я смотрю в атлас. Ладога? Дальний восток? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||