Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >

Фото: Игорь Канель, Алексей Бухарин, Юрий Шепелев

Эльбрус 2001. Взгляд чайника

Донгузарун

В горы я езжу с самого детства. На горные лыжи встал в 8 лет, но горы я всегда видел с их облагороженной стороны с их укатанными склонами, подъемниками и глинтвейном на склоне.

Эльбрус

Но всегда, когда я проезжал мимо незнакомых горных вершинок мне было невероятно любопытно попробовать забраться на них, и посмотреть как с них видится мир. Особенно меня поражал великан Эльбрус с его титаническими ледниками, хотя зимой его вершины были почти всегда скрыты облаками и туманом.
Возвращаясь последней зимой из Терскола, рассматривая горы ниже поселка Эльбрус, ощутил какой-то зов и решил вернуться сюда летом и попробовать подняться на Эльбрус.

Это я

Организовать это мероприятие, как ни странно, оказалось очень просто. Стоило мне всего лишь задать мой дурацкий вопрос в конференции на Mountain.RU как тотчас откликнулось несколько человек. Были предложения влиться в уже идущие команды и предложения от организаторов коммерческих туров. Рассудив, что с моей нулевой альпинистской подготовкой напрягать своим дилетантством ничего не подозревающих людей не хорошо, я выбрал одно из коммерческих предложений. Поспрашивав своих друзей, я собрал почти весь комплект снаряжения, которое впрочем, можно практически задарма взять напрокат на любой альпинистской базе. Созвонившись с инструктором и договорившись о встрече в аэропорту минеральных вод, я благополучно купил билеты на самолет.

Валера Шамало

Встреча с остальной группой была уже в Минеральных водах. Группа состояла из 6 человек и была чрезвычайно разношерстной, что впоследствии иногда вызывало некоторые сложности из-за большой разности в физической подготовке участников. Наверное, лучше ходить со своей большой и самодостаточной компанией, но из-за того, что все мои друзья горнолыжники, виндсерфенгисты и водники выбирать не приходилось. С другой стороны, новые люди, компании, связи и друзья всегда хорошо. Инструктором в группе был очень хороший альпинист - Валера Шамало.

Заброска

Река шхельда. Широко упоминается в альпиниском эпосе

Забросились мы до альплагеря "Эльбрус" совершенно без проблем и в три раза дешевле чем у меня получалось две прошедших зимы в подряд. Оптимально доехать на чем-нибудь до рынка "Людмила" в Пятигорске и там пересесть на маршрутное такси до Тырныауза (70 руб), за бакшиш может поехать и выше - нас довезли до самой альпбазы. Всего получилось не многим больше 200 руб на человека. Зимой у меня получалось 400-500.
Приехав на базу нас определили жить в какой-то доисторический сарай, по 2 человека на одну кровать. Впоследствии я спал в спальнике даже на базе, а наш бедный инструктор на полу в каком-то чулане. Короче напоминает недавние пьяные студенческие годы.

В первый день инструктор нам вручил железяки: кому ледоруб, кому лыжные палки и загнал на маленькую горку, что стоит над поселком Эльбрус. Уже тогда, в принципе, проявилось разница в физической подготовке участников. Лезли бесконечно долго по какому-то лесу и в конце концов промахнулись и залезли не на ту горку. Точнее не залезли, а вылезли на бесконечный хребет, идущий в сторону Тегенекли. Посидев и поглазев на регион - решили идти первой горой на ВИА-ТАУ, как на наиболее технически доступную нам горку.

Подход к зеленой гостинице по морене. Нормальная тропа проходит значительно правее.

Вечером, после того как к нашей компании присоединилась последняя участница - прекрасная певица и единственная альпинистка- Света мы пошли на шхельдинский КСС, где нас напугали пограничным постом, выставленным на пути к "Зеленной гостинице"- месте, откуда ходят на ВИА-ТАУ, Джан-туган и другие трапеции. С горя пошли пить вино и допились до того, что решили назавтра идти на Чегет-кору по 3А. С утра, слава богу, передумали. Идти сразу на 3А было бы слишком по спортивному. Решили идти на Зеленую гостиницу в обход пограничников по другому берегу реки. В результате шли раза в 3 дольше чем по тропе, зато увидели много красивейших мест, которые не заметны с тропы.

Каменная дорога.

Особенно запомнилась дорога из огромных валунов, между которыми течет очень бурная речушка и огромная сыпуха - видимо боковая морена бывшего ледника, на которую мы взбирались под висящими каменюками размером с автобус. В общем регион Джан-тугана на меня производил такое впечатление, что там похозяйничали какие-то великаны. Настолько невероятно смотрелись ледниковые морены, и беспорядочные кучи камней, разбросанных повсюду. Очень напоминало титаническую строительную площадку.

К зеленой гостинице мы пришли незадолго до заката.

Пукающая лошадь

Зеленая гостиница

Вечерком после ужина я отправился погулять по поляне. Пасущиеся невесть откуда взявшиеся коровки и пукающая лошадь производили очень мирное впечатление. На обратном пути что-то меня заставило обернуться, и я увидел, что сзади на меня несется галопом та самая черная пукающая лошадь, покрытая белой высохшей пеной. Я только и успел что отпрыгнуть, после чего лошадь просвистела мимо, развернулась и стала себя как-то странно вести. Я вообще-то в лошадях ничего не понимаю, но она, по-моему, хотела меня укусить. Как только она это собиралась сделать - я отпрыгивал. Вот так мы и кружились до палаток, где ее отогнали камнями. Позже я узнал, что она накануне затоптала ребенка и укусила Валеру за локоть. В этот вечер мне предстояло спать одному в микроскопической палатке. Поспать толком мне так и не удалось из-за того, что я чудовищно мерз в своем сантипоновом спальничке и мне все время чудилось, что вокруг палатки ходит лошадь и хочет затоптать палатку.

Первая гора. Месть за Ивана Сусанина

Вершина слева - Виа-тау

Утром после завтрака и бесконечно долгих сборов мы поплелись на ВИА-ТАУ. По пути встретили поляков очень уверенно идущих в том же направлении и решили сесть им на хвост. То, что другие группы шли по другому пути, нас нисколько не смутило - мы решили, что они идут на Джан-туган. Так мы и пошли по какой-то вторичной тропке вдоль кромки ледника, поднялись по сыпухе и несложным скалам, вшли к довольно страшному на первый взгляд участку, одели системы и…. И обнаружили, что не туда вскарабкались. Между нами и вершиной оказался большой провал. Тут же показались спускающиеся поляки, которые не решились идти через провал. Тут же возникло мнение, что это они нас специально сюда затащили как ответ на содеянное Иваном Сусаниным.

Но мы решили до горы все-таки долезть и с трясущимся поджилками как-то обползли провал, который оказался не таким уж страшным. Дальше все было просто и приятно: связавшись по трое быстренько вспучились на вершинку. Было даже немножко лазанья. На вершинке встретились с ребятами из Саратова, которые забрались на Виа-тау по троечному маршруту. Поболтали, поели сухофруктов и начали спуск по нормальному маршруту, который был совершенно без лазанья, зато с бесконечно длинной сыпухой, на которой я пожалел, что пошел на горку в кроссовках. Обратно возвращались через ледник, с которого скатывались на заднице. Вообще я как горнолыжник почувствовал противоестественность самого процесса спуска на ногах. Я считаю, что в горы надо подниматься пешком, а спускаться на каких-нибудь приспособлениях - параплане, лыжах и т.п. Спустившись, отмочив ноги в ледяном ручейке и попив чайку мы сорвались на альпбазу по нормальной тропе, которая оказалась раз в 1000 быстрей, чем та, по которой мы поднимались, зато не такая прикольная и красивая. Вечером мы, как полагается, нажрались в кабаке около альплагеря. Посоветовавшись мы решили, что маршрут по которому мы поднимались (но не спускались) можно считать как 1Б+ т.к. элементы лазанья там все-таки присутствовали.

Следующий день был день отдыха - я купил 2 литра разливного вина, взял рюкзак с зимними шмотками, в надежде покататься на лыжах на Эльбрусе. Покататься было не суждено - т.к. снег на Кара-баши меня не возбудил. Большую часть спуска пришлось бы идти в обнимку с лыжами…

Долгая дорога на ВЦСПС

Вид на Эльбрус в подъема на пер. ВЦСПС

Следующими горками мы решили сходить МНР по 2Б и Курмычи по 2А. Чтобы подойти к этим горкам, надо перейти через перевал ВЦСПС(1А) и встать на узкой полочке над ледником. На перевал мы поднимались целый день, по пути пару раз попав в грозу. Достаточно жутко, когда молния бьет где-то рядом. Удивило большое количество памятных посмертных табличек на камнях вдоль тропы. Как они умудрились тут погибнуть - совершенно непонятно. Основная проблема при подъеме - совершенно негде взять воды, что очччень неприятно.

Мы на перевале

Поднимались с частыми остановками - ждали Юру и Лену. Уже ближе концу начал разберать беспричинный смех, как будто, обкурились травы. Решили, что это одно из проявлений горняшки.

Как ни странно, перевал даже имеет какую-то категорию сложности, правда туристскую. На самом перевале было уже ощутимо холодно. Мы поднимались в футболочках а на верху остановились на минутку снять записку и чуть не околели. Спускаться с перевала до полки, где можно поставить палатки всего метров 50. Быстренько поужинали и от делать нечего легли спать. Спали мы уже вчетвером, но замерз я еще больше. Ночью шел дождь и где-то рядом сыпались камнепады. Романтика, в общем.

Курмычи

Подъем на курмычи

Сутра мы с большим опозданием пошли на Курмычи по 2А. Ледники были засыпаны снегом, поэтому кошки надеть так и не довелось. Вкрутили пару ледобуров для успокоения. Неприятным, оказалось, пролезать через узкую расщелину ближе к концу маршрута. Неприятным было то, что мы шли второй связкой, а из-под верхней на нас летели камни, а в расщелине спрятаться было абсолютно некуда. И вот стою я в ней какой-то чудовищной раскорякой, а на меня сверху летит каменюка размером с полтелевизора. И увернуться совершенно некуда. Ну, думаю все: пришел - Ц в конце. И тут каменюка застрял в щели в метре от меня. Сразу же посыпался мат, чтобы верхние замерли где они есть. Дальше, вроде все пролазилось без проблем, неприятность была только в том, что скалы сильно трухлявые и практически все камни - живые. За что хвататься - не очевидно. Посидев на вершинке, посмотрели на завтрашнюю горку. Выглядела она страшновато. Я так вообще думал - нафига козе баян - за несколько дней до этого на ней под камнепадом погибли двое белорусов. Спускались по гребню абсолютно без приключений.

Всю ночь шел дождь.

МНР

Подъем на курмычи

На следующий день, высунувшись из палатки, мы увидели серое затянутое небо и моросящий дождик. Идти, честно говоря, не хотелось - целый час придумывали оправдания чтобы не идти, но пошли все равно. Из вредности. Только подошли к горе, как небо очистилось от облачков.

Начало маршрута

2Б все-таки ощутимо отличается от 2А. Пришлось в нескольких местах жумарить. Я пользовался жумаром для страховки. Один боец вообще не смог пройти одну из "задниц", Лену втаскивали на страховке J Самым неприятным местом было - перелезать через гребень. Гребень достаточно острый и падать с него уж очень далеко. Я лез в раздолбанных кофлачах, которые безбожно соскакивали с зацепок. Последняя веревка была по почти вертикальной стене. Я кое-как пролез страхуясь жумаром. Обратно мы спустились за 3 дюльфера. В одном месте сократили путь на одну веревку и спустились сразу к первой станции, на которой грустил на самостраховке наш замерзший товарищ. Спускаться на дюльфере было весело, хотя по началу страшновато.

Подъем на курмычи

Кое-как доковыляли, растянувшись по всему леднику, до палаток, попили чай и съели приготовленный Светой обед (она отдыхала перед завтрашней четверкой) побежали вниз к лагерю Джан-туган пить пиво. Надо сказать, что тогда мы мечтали просто об озерах пива. Валера и Света остались еще на один день, чтобы залезть на МНР по 4а. Спуск с ВЦСПС утомил своей однообразностью, просто бесконечно долгий процесс. Зато как приятно было смотреть на поднимающихся замученных людей.

Сначала спускались все вместе, потом решили, что при быстром спуске сил тратится меньше. Юра и Лена наших воззрений не разделили, поэтому мы сбежали вдвоем с Алексеем и пошли ждать Юру и Лену в кабак около Джан-тугана.

После того как спустились на ровную землю я полчаса не мог нормально ходить - ноги привыкли к спуску. После четырех бутылок пива мы начали озабачиваться судьбой до сих пор не спустившихся ребят, еще через бутылку мы взяли ледоруб и фонарь и отправились на поиски. Только подошли к горе как увидели их измученные лица. Потом начали пить с пограничниками, в результате чего мы узнали, что разрешение на проход в приграничную территорию, оказывается, можно получить у начальника заставы в поселке Эльбрус, а не только в Нальчике.

Следующие 2 дня были отдыхом. Это были самые черные дни - делать ну абсолютно было нечего. Вся альбаза пустела, оставались только пионеры. Я сбегал на поляну Чегета, посмотрел на непривычно зеленый и бесконечно мне родной Чегет, купил 2 литра вина - и тут сразу же сменилась точка зрения.

Донгузорун

Беспорядочно торчащие камни в лесу превратилась в этакий сад камней, Донгузарун стал бесконечно притягателен и все в таком духе. Вообще Донгузарун - на мой взгляд очень красивая горка. На какой-то из них, обращенный к Чегету, по слухам есть даже двойка. Вечером напились шампанского с питерскими ребятами - устроили какие-то безумные пляски. Выпили, кажется, каждый бутылки по 3 шампанского. Питерская команда жила на базе но в своих палатках. Когда пошли их провожать, оказалось, что коровы съели весь их запас яблок и отъели колбасы. Как это ни вытащили из палатки - непонятно. Коровы в Приэльбрусье исполняют роль котов на Селигере.

На Эльбрусе

Развалины Приюта 11

Ну вот. Ура! Ура! Мы едем на Эльбрус! В Азау мы приехали уже в обед и плохую погоду. Поднялись до Мира - съели мантов и переоделись. Поднялись на креселке и пошли к "Приюту 11". Было ощутимо холодно, но не мне. Мне пришлось тащить 2 рюкзака: один мой, другой со жратвой. По пути встречались поражающее воображение ручейки, текущие по леднику, которые разгоняются до каких-то чудовищных скоростей. Добежали до сгоревшего "Приюта 11", весь цоколь которого был занят палатками, поднялись еще выше и остановились около курятника - домика невесть как стоящем на диких ветрах.

Восход

Встали, быстренько под мокрым снегом поставили палатки, переоделись и вчетвером побежали к скалам Пастухова. Юра и Лена отказались, сославшись на усталость. Подбежали к скалкам довольно быстро, по пути встретив наших соседей из Самары, но на самих скалах задул страшный ветер. Подошли к безымянному памятнику, подождали Свету и начали собираться в обратный путь - и тут у меня отлетела левая кошка - пока пытался ее надеть перестал чувствовать руки, потом плюнул и решил спускаться с одной кошкой, только попросил ребят сильно не убегать. В это время не на шутку разыгралась гроза и молния била где-то совсем рядом. Из-за нулевой видимости самих вспышек видно не было. В такую погоду очень хорошо понимаешь, как гибнут люди на Эльбрусе. Ориентиров не видно, куда идти - не понятно. Видимость - метра 3. Совершенно непонятно как Валера ориентировался, но вернулись мы веселые быстро и благополучно.

Пришли и увидели наших, стучащих зубами в палатке, оставшихся ребят. Посмотрев на них мы решили принять приглашение наших соседей из "курятника" и пойти к ним греться. В избе я увидел то, что я помню по детским воспоминаниям о спортлагерях. Такая общность трех поколений туристов, привязанных любовью к туризму и приключениям, причем все исключительно приятные люди. Они нас угостили чем-то ужасно крепким и чайком, после чего они достали гитару и начали петь. Видимо горные туристы и альпинисты это очень изолированные от общества группы. Практически ни одной из той кучи спетых песен я не знал.

Меня всю поездку мучил вопрос - альпинисты и горные туристы - одни из самых гармонично развитых людей из тех, которых я встречал. В то же время все альпинисты стремятся с развитием своего мастерства ходить все более и более опасные маршруты и подвергать себя все большей опасности. В конце концов, очень многие светлые люди гибнут. Из этого следует, что гармония стремится к саморазрушению или как?

Послушав песен, я поспешил пока свет окончательно не ушел попытаться что-то придумать с кошкой. Подпилил как смог ножиком рант ботинка, снял с рюкзака пару стропок, заменив ими штатные … и съев растворимую вермишель и поставив будильник на 3 утра пошел спать. Ночью слышал, как минимум, три камнепада, которые сошли поблизости. Через день наши соседи поляки показывали здоровенный бульник, остановившийся в нескольких метрах от их палатки.

В три часа утра пропикал телефон и я с трудом отлепил свой примерзший спальник от ската палатки, и высунул физиономию на улицу…. И ничего не увидел. Я подумал, что все затянуто облаками - значит выход отменяется и благополучно завалился обратно спать.

Восход на Эльбрусе

В половине пятого утра меня снова что-то дернуло вылезти на улицу. Я узрел яркие звезды, освещенные луной вершины Эльбруса и своеобразный крестный ход - тени в ночи с пятнашками света. Тогда я понял, что мы жутко проспали и побежал заводить горелку. Вы когда-нибудь пытались сварить кашу негнущимся от холода пальцами? Удовольствие ниже среднего… Когда варево таки сварилось, и пока мы собирались, пробило уже семь часов. Чудовищно поздно для выхода на Эльбрус - когда мы вышли, большинство людей уже виднелось в конце косой полки.

Скалы Пастухова

Пошли всей толпой - Юра и Лена шли с нами до скал Пастухова. Вчерашняя усталость и недосыпание сильно сказывались. Ребята, которые вчера не пошли на скалы, нас обгоняли, хотя подготовка у них была значительно хуже. Где-то на подходе к косой полке начала сказываться высота - непрерывно идти стало трудно. Свету пустили вперед, чтобы не растягиваться по всему склону. Когда шли по косой полке нам на встречу начали попадаться люди уже спустившиеся с вершины. К тому времени я уже начал ненавидеть эту полку из-за ее монотонной бесконечности, топ-топ 50 шагов отдых, потом начали дышать каждые 20 шагов. После поворота, когда стали видны останки избушки на седловине, меня начало не на шутку раскачивать и подглючивать - сердце ужасно громко стучало в висках, и амплитуда качки уже была способна отправить меня в бесконечный полет по снежному полю. Как-то доплелись до останков избы, присели на источенные ветром бревна, как я тут же заснул. Проснулся через минуту и тут же морфей унес меня снова. Усилием воли заставил себя съесть сухофруктину. Напало состояние ужасной лени - наверное, примерно в таком состоянии люди замерзают в горах. Через несколько минут вроде отпустило, но стало хотеться остаться на седловине. Еще через несколько минут мы кое-как встали и пошли на вершинку - впереди лежал крутой косой подъем на купол западной вершины Эльбруса, где мы уже начали дышать, кажется, каждые 10 шагов.

Еще помню, что уже свою качку пытался остановить палочками, чтобы не покатиться вниз - на камни. Ледорубов мы не взяли, а о сложности затормозиться палкой я знаю по своему многолетнему горнолыжному опыту. На середине траверса мы увидели нескольких бордеров, скатывавшихся с купола. Надо сказать, что я до последнего момента хотел идти на вершину с лыжами, но из-за нехватки времени для нормальной акклиматизации на Эльбрусе я оставил эту идею. Когда подошли к заключительному взлету встретили какого-то англо-говорящего дедушку, который нам сказал что до вершинки 20 минут. Мы вдвоем с Алексеем решили пойти вперед, чтобы попытаться позвонить с вершины - ходили слухи, что на вершине Эльбруса работает GSM.

И вот он последний взлет и мы выкарабкываемся на купол, над которым поднимаются 2 пупыря - дальний и есть вершина. Быстренько пробежали пологий участок по куполу, и подошли к вершинке. Боже мой, как же мне не хотелось подниматься эти последние 10 вертикальных метров.

Валера безуспешно ищет записку на вершине Эльбруса

На вершинке сидела компания, половину которой, составляли люди в камуфляже, которые взрывали взрывпакеты, зажигали шашки и палили из ПМ в воздух. Меня это нисколько не смутило - т.к. я уже был в состоянии глубокого пофигизма, поэтому я залез на вершинку и пристроился куда-то за памятник. Группой на вершине оказались пограничники, и альпинисты из Железнодорожного.

Записки на вершинке, к сожалению не оказалось. GSM на вершине работать не захотел - ловятся поочередно какие-то две сети, кажется турецкие, но ни одна из них работать не пожелала. Пока ждали Валеру и Свету глазели по сторонам.

Взгляд с Эльбруса

Когда живешь две недели в абсолютной красоте гор, уже не так ярко и не с таким восторгом воспринимается удивительный мир под тобой. Или можно сказать иначе - когда доходишь до вершины ощущения притупляются. Все-таки я больше люблю зиму и горы зимой, поэтому Эльбрус и вид с него мне показался самым красивым из того, что я видел за это путешествие.

На западной вершинке

Через часок подошли остальные наши ребята. Пофотографировались, поболтали с дядькой из Хорватии, который забежал без палок и кошек! Подремали и поплелись обратно.

До седловины я сбежал в припрыжку - весело и легко, но на косой полке началась эпопея с кошками. Я ходил в убитых кофлачах с разбитыми передними рантами, поэтому кошки слетали даже со страховочной передней стропкой. Т.к. я каждые 2 минуты занимался одеванием кошки, ребята убежали далеко вперед. До конца косой полки я кое-как доплелся - потом плюнул и начал спускаться на заднице. Получалось не очень быстро - т.к. перед той самой задницей постоянно вырастал ком мокрого снега - но ничего - мы упрямые. С середины полочки у меня начались первые проявления горняшки. Ребята меня ждали на скалах Пастухова, где я окончательно плюнул на кошки и взял их в руки.

Погода начала портится и начал реализовываться вчерашний сценарий, но вчера мы сбежали стремительно, съезжая на ботинках, а в этот раз у меня что-то не скользилось. Я кое-как доплелся, у всех в хвосте, до нашей палатки и полез в нее переодеваться, как туту началось - вдруг жутко затрещала голова и начало колбасить. Было ощущение, что кто-то гигантским адским насосом закачивает мне жидкость в черепную коробку. Так продолжалось часок - меня даже не смогло вынуть из палатки предложение пить коньяк - нечто для меня совершенно не свойственное. Единственное что я мог пить и есть - это чай с лимоном. На закате я выполз измученный и поел остатки ужина, пообщался с молодым поколением наших соседей самарцев и пошел в командирскую палатку пить чай с коньяком. Или коньяк с чаем? Я начал связывать то, что меня прохватила горняшка уже внизу с тем, что за завтраком я выпил чай с коньяком в пропорции 1:1, а на обратном пути, наверное, уже весь коньяк израсходовался.

Возвращение

Прощай, Эльбрус!

На следующий день инструктор повел не ходивших с нами двух ребят в гималайском стиле. Планировалось ночевать на седловине. Алексей пошел с ними, чтобы залезть на восточную вершину. Ну а у меня был самолет, а у Светы были тоже какие-то планы, поэтому мы спустились, напились вина в Азау и поехали - я в сторону большой земли, а она на альпбазу.

Я прошел от кафе "Сакля" практически до конца поселка Эльбрус, и никто не выразил желания меня подвозить. Вдруг откуда-то выехал дышащий на ладан, страшно трясущийся москвич 2140 и дядечка предложил меня за 100 руб подвезти до Тырныауза. Проезжая мимо Нитринки, я увидел нашу вершинку МНР, которая торчала где-то далеко-далеко вверху. Приятно все-таки, черт возьми! От Тырныауза я поехал в Нальчик.В Нальчике выпил пива, купил тупейший журнал XXL и поехал в Пятигорск, хотя сначала собирался в Минводы.

В Пятигорске поселился в гостиницу "Пятигорск" (всего за 200 руб сингл), кинул рюкзак и побежал искать провал. Бежал-бежал и в итоге пробежал мимо (видимо быстро бежал - еще осталась хорошая форма). Выбежал на какую-то площадку над городом, куда местные жители заезжают на машинах. Видимо очень романтично, прямо как в плохих американских фильмах. Я развернулся и побежал искать провал снова. Провал оказался закрытой дверью в стене. Тут я расстроился и решил залить горе вином. Сбежал в неизвестном направлении и вышел на какой-то центральный бульвар, где вплотную друг у другу стоят очень дешевые и приятные кафешки. Одно неприятно в 11 вечера они все выключают музыку.В Пятигорске обязательно советую попробовать прасковеивские вина. Очень приличные и недорогие. Люди в кафешках сидят очень приятные, но я пошел спать, чтобы не заснуть прямо за столиком - усталость сильно давала о себе знать.

Наутро, заполнив все свободные ниши рюкзака вином, я пошел на автовокзал. Сел на ейский автобус, который совершенно быстро довез меня до аэропорта Минвод. Видимо я ошибся в расчетах, т.к. я оказался в аэропорту за 3 часа до самолета. Решил попить пива где-нибудь поблизости. Увидел какое-то летнее кафе с противоположной стороны стоянки перед аэропортом и направил свои стопы туда.

На встречу мне вышли два жирных ары.
Спрашиваю :
-Дорого у вас?
-А слющай, какой дорого - обычно как у всех.
-А что у вас есть.
-Вах! окрошка эсть, шащлик эсть.
-Меню принесите
-Э вай, зачем тебе меню дорогой.
-Принесите.

Приносят, меню цены там ессно не как у всех, а дороже раза в 3. Смотрю шашлык 84 рубля - думаю ладно, под горой он стоил 35 - переплачу. Приносят черствый лаваш, мерзкий соус и шашлык, причем без приборов. Прибор отдельно. Шашлыка, правда, было достаточно много. Думаю, хоть дороже, зато порции большие. Поел, полистал тупой журнал XXL, пошел расплачиваться, а там мне предложили заплатить 1150. Я так конкретно прифигел.
Спрашиваю:
-Что так дорого.
-Шашлык 84 рубля 100 грамм
-А я сколько съел?
-Кило сто!
-? Я столько не заказывал
-Ничего не знаю.

Я оглушенный прошел до аэропорта, проверил на телефоне - они меня еще на 100 рублей просто обсчитали.
Вернулся.
Спрашиваю у усатой тетки:
-100 рублей мне назад отдайте
-Ничего не знаю, иди к хозяевам
Подхожу к хозяевам.
-100 рублей отдай
-Ти кто такой, первый раз тебя вижу.
-Я только что ел. 100 рублей отдай.
-Слющай. Ты одной головой считал а у нас две.
-Я достаю счет показываю ошибку.
Он достает из кармана ком 500 рублевых бумажек и роется в них. Достает 50.
-50 рублей устроит?
-100 давай!
Нехотя достает 100 и начинает нести какую-то чушь. Я уже пошел писать на них в милицию кляузу, как объявили посадку на мой рейс.Отсюда мораль: не ходите к двум жирным арам в кафе "Уют" аэропорта Минводы. Это происшествие оставило такой мерзкий след, что пригасило всю радужную картину путешествия.

Обратно летел в ясную погоду. Под крылом раскинулись правильные многоугольники свежескошенных полей и какие-то непонятные реки.

Ближе к Москве начался облачный фронт. Облака лежали не покрывалом, а какими-то безумно красивыми вертикально растянутыми столбами. Самолет их облетал, словно шел трассу супергиганта.

Вот я и дома. Какое все зеленое и… унылое. Люди в метро едут с лицами, словно у них кто-то умер. Все постигается в контрасте. Надо брать серф и идти ловить ветер!

Мир альпинизма привлекателен прежде всего людьми, увлеченными этим красивым и благородным спортом.