Автор: Мстислав Горбенко

Макалу – король гор

Всем, кто поддерживал и переживал за нас.
Пока не прошел официальный разбор национальной экспедиции в Киеве, «День Альпиниста» - соревнования по предгорной подготовке памяти мсмк Василия Копытко, выезды сборов на Кавказ и Фанские горы, не было просто свободного времени, чтобы спокойно без лишних эмоций, завершить постоянную рубрику Ю.Круглова в интернете о ходе экспедиции «Украина -Макалу 2010». Как высотник, знающий вкус безкислородных восхождений на восьмитысячники и проложивший не один маршрут 6Б категории трудности, в частности, на Хан-Тенгри по северной и южной стенам, могу с уверенностью подтвердить, что украинская команда прошла труднейший новый маршрут 6Б+, если хотите седьмой категории трудности (уже пора ввести эту категорию в Гималаях) по Юго-Западной стене Макалу (6000- 7600 м.) и завершила его выходом на ребро Параго. Прохождение маршрута было осложнено в этом сезоне плохой погодой и уникальным фактором - практически отсутствовал снежный рельеф – один лед! Выбор горы и маршрута был сделан давным-давно - еще в 2003г. – Макалу, Западное ребро, но в 2004г. этот маршрут в составе казахстанской команды прошел одессит, известный высотник, напарник по связке ЗМС Владислав Терзыул, который спешил закончить свою высотную программу. Памяти Владислава, первого в СНГ взошедшего на все 14 восьмитысячников мира без применения кислорода с 1993 по 2004г.(!) было посвящено наше восхождение. Этот спортивный стиль – без применения кислорода, без высотных носильщиков – стал, с его подачи, визитной карточкой сборной Украины по альпинизму. Ерванд Ильинский, мой друг и тренер по сборной СССР, команда которого в 2004г. прошла маршрут Параго, считал, что это самый сложный на Макалу и не уступает маршруту С. Хабибулина по правой части Западной стены (экспедиция С. Ефимова 1997г.), а то и сложнее и, конечно, безопасней.

Получив исчерпывающую информацию от него и Максута Жумаева, мы все же решили усложнить задачу и проложить кратчайший путь на вершину Макалу по ЮЗ стене с переходом на Западное ребро на высоте 7600м. Ее не прошла команда Р. Месснера, со второго раза прошли югославы - 18 спортсменов! Но левая часть ЮЗ стены с перепадом 1400м. осталась не пройденной никем до сих пор! Этот вариант маршрута на Макалу требует от участников команды сочетания технического мастерства и высотного опыта. При поддержке Президента ФАиС Украины и руководителя экспедиции - мастера спорта, заслуженного тренера Украины Валентина Симоненко была реализована трехлетняя программа подготовки молодых высотников: совершены восхождения на все семитысячники СНГ, Гимал Чули (7893м.), за полгода до выезда проведены три УТС (олимпийская база в Киеве, Безенги и Эльбрус на Кавказе). После отборок из двадцати претендентов остались десять, имеющих высотный опыт, и только один 22 летний Александр Заколодный имел более скромный опыт, но мы поверили в его перспективу будущего высотника, и как выяснилось в Гималаях, не напрасно.

Конечно, большой опыт восхождений на восьмитысячники это хорошо, но, к сожалению, не гарантия для успешных восхождений в Гималаях. Главное – настрой на гору, огромное желание, отличная физическая, техническая подготовка и немного удачи. Кстати, все участники экспедиции являются победителями или призерами чемпионатов Украины в Крыму по стенному альпинизму.

Несколько слов о составе экспедиции и маршруте (подробный отчет делают восходители).

Состав экспедиции:

1. Симоненко В.К. – мс, зт, руководитель экспедиции, г. Киев.
2. Горбенко М.М. – змс, зт, руководитель восхождения на Макалу, ст. тренер, г. Одесса.
3. Загирняк М.В. – тренер, мс, г. Полтава. до 23.04.
4. Бондарь И.Н. – І с.р. врач, г. Одесса.
5. Киличенко Ю.В. – видео оператор, кмс, г. Одесса с 23.04.
6. Круглов Юрий – мс, г. Севастополь, 37 лет, капитан команды, руководитель 1 группы.
7. Клебанский Владимир - кмс, г. Одесса , 26 лет.
8. Кийко Андрей – кмс, г. Харьков, 29 лет,
9. Перевалов Максим – мс, г. Одесса, 33 года.
10. Бублик Сергей – мс, г. Сумы, 29 лет ,руководитель 2 группы.
11. Рошко Владимир - мс, г. Сумы, 27 лет.
12. Венславовский Дмитрий – кмс, г. Винница, 30 лет.
13. Киричек Павел – кмс, г. Киев, 38 лет, руководитель 3 группы.
14. Заколодный Александр – кмс., г. Харьков, 23 года.
15. Пугачев Сергей – мс, г. Горловка, 47 лет.

В Базовый лагерь (ВС) на высоте 4850 м. мы и 98 портеров пришли после пятидневного трека 7 апреля.

Передовой базовый лагерь АВС (5700м.) установили 9 апреля. Переход ВС - АВС по разрушенным скалам занимает 4-5 часов, после снегопада 8-10 часов. Бивуак удобный, на скальной терассе.

Первый лагерь – С1 (6200м.) установили 12 апреля. На пути к С1 прошли ледопад (стены, трещины) со страховкой, местами навесили перила. Бивуак в широкой трещине. Переход занимает 5 -6 часов, после снегопада 10-12 часов. С1-С2 (6600м.). Крутой зеркально - ледовый склон провесили перилами левее лезвия ледового ножа. Бивуак в ледово-снежной пещере на четверых – безопасный, но очень холодный. 14 апреля установили С2-С3 (7000м.) – преодолели ледовый склон с вкраплениями скал с выходом на гранитный контрфорс. Неудобный бивуак на скальной полке на 2-3 человека установлен 21 апреля. С3-С4 (7500м.) – 400м. V к.тр. Ключевые веревки на скалах 6 к.т., прошли Перевалов – Бублик. Бивуак организовали 30 апреля на вырубленной во льду площадке, продуваемой всеми ветрами (порвало 2 палатки). С4-С5 (7770м.) Переход через 100 м. на ребро Параго. Впереди стена - 300м., труднейшие веревки шестой категории трудности, II А. Плохой бивуак на 2-3 чел. В расщелине найдены вещи В. Терзыула. Три ключевые веревки (150 м.) прошли Рошко В., Венславовский Д. и самый молодой участник Саша Заколодный (стена с маятником), обработку закончили 5 мая.

Маршрут обрабатывали тремя группами в любую погоду, 26 дней прошло на едином дыхании, но немного недоработали: С5 на 7770м. не был установлен, а были только провешены веревки – зацепились за 7650м. С 5 - вершина (8463м.) бросок в альпийском стиле - 2000м. непростого маршрута по заснеженным скалам и снежно-ледовым склонам с преодолением крутых гранитных стенок на 8100м. и на 8350м. (Старые перила оборваны или подо льдом). Далее по некрутому гребню со снежными воронками, карнизами (опасно!). Из-за ураганного ветра штурм вершины был отложен на 11 дней!

10 мая из Инсбрука, огромное спасибо доктору Карлу Габлу, был получен точный прогноз погоды. Первое окошко 16-18 и окно 20-25 мая, а пока ветер 140 км в час на высоте 8000м. Если не продумать тактику штурма, используя эти окна, то экспедиция может перейти на осенний сезон 2010года. После отдыха в зеленой зоне в лесу на 4000м. в первое же небольшое улучшение погоды (13 мая) вышла тройка в составе Андрей Кийко – руководитель, Максим Перевалов и Владимир Клебанский. Установка была проста: подъем в С4 за три дня (переходы с перепадами 1400м. и 800м.). Это им удалось. Но ушло время и силы на восстановление разбитых ветром промежуточных лагерей. Штурмовой бивуак был поднят на высоту 7700м., но заболел Максим Перевалов и после неудобной ночевки, было принято решение спускаться. Его в С1 встретили Ю.Круглов и П. Киричек, сопроводившие в ВС. Перед второй группой - Сергей Бублик, Владимир Рошко, Дмитрий Венславовский погодное окно захлопнулось и им пришлось отсиживаться три дня в С3 (7000м.) и даже спуститься на однодневный отдых в С1 (6200м.).

«Добил» установку С5 А. Заколодный, который смог установить палатку на 7770, провесить 50м. перил выше, но тут вышел из строя Пугачев, и Саше ничего не осталось делать, как сопровождать его вниз. 20 мая сразу за двойкой вышла группа Бублика. 21 мая они восстановили лагерь С4, 22 мая перешли в С5 и 23 мая в 0.30 вышли на штурм Макалу. Устойчивая радиосвязь с группой была на протяжении всего восхождения до вершины. Учитывая печальный опыт некоторых экспедиций на этом непростом склоне ( на маршруте обнаружены тела С. Хабибулина (1997г.) и Д. Сегера (2004г.) рекомендовал ребятам идти в связках до 8350м. Далее каждый своим темпом до вершины. Сергей Бублик взошел первым в 18.15. Следом Владимир Рошко, Дмитрий Венславовский. Поднят флаг Украины! По связи с Сергеем было решено оставить флаг Украины на вершине в память о Владиславе Терзыуле. Это была победа всей команды, потому что без самоотверженных выходов первой и третьей групп, которые отдали свои силы, время, чтобы тройке восходителей создать все условия для успешного штурма вершины. Необходимо отдать должное смелости, выносливости и сплоченности команды С. Бублика, которые в этом схоженном составе прошли много стенных восхождений и высотных маршрутов. Немного подробнее остановимся на спуске, т.к. почему-то многих читателей это заинтересовало больше, чем новый альпинистский маршрут, пройденный командой по ЮЗ стене и ребру Параго.

Спуск, как известно, расслабляет, поэтому еще раз напомнил С. Бублику о соблюдении дистанции на склоне при которой можно услышать друг - друга или в крайнем случае просигналить фонарями. По радиосвязи они знали, что шерпы уже провесили по классике перила до самой вершины. Этим обосновывался выбор спуска с вершины траверсом, а не по пути подъема (2 км коварного склона без перил до 7800м.). Поэтому и было дано добро на продолжение восхождения в столь позднее время. На спуске (8250 м.) Дмитрий Венславовский получил травму колена (обрыв перил!). Замыкающий группу Владимир Рошко восстановил перила и оказал ему первую медицинскую помощь- 3 обезболивающих укола, разгрузил его и они продолжили спуск на расстоянии видимости (фонари).

Ниже (8100м.) Рошко столкнулся в темноте с нашим знакомым новозеландским альпинистом Марти, который поднимался по перилам. Володя уточнил где можно остановиться в С4 на 7800м. и сообщил, что Дима идет следом своим темпом т.к. травмировал ногу. Марти – профессиональный гид, , который в отличии от многих не потерял спортивный дух и понятия альпинистского братства. Он, встретив Диму на разрыве перил, напоил его горячей водой и сопроводил к началу следующих перил – и продолжил свое восхождение, т.к. Венславовский спускался самостоятельно. В лагере С4 было только одно место в палатке Марти, поэтому Сергей и Владимир были вынуждены, дождавшись Диму, спуститься в С3. На следующий день 25 мая в лагере С3 (7400м.) группа вновь объединилась, и далее спустилась в ВС (5600м.), где ребят встретили Юрий Круглов и доктор Игорь Бондарь. В этот же день в наш ВС (4850м.) пришли портеры и в 15.00 началась эвакуация базового лагеря. Юрий Круглов сообщил по радиосвязи о встрече с восходителями на Макалу и с Марти в ВС (5600м.), я поблагодарил Марти за внимание и помощь, оказанную Д. Венславовскому (глоток воды и найденные перила на высоте 8000м. много стоят!). Юрий Круглов и Сергей Бублик сообщили, что ожидать их в ВС 4850м. не надо, т.к. они 26 мая за один день(!) перейдут сразу из ВС (5600) в Янгли (3700м.), что и было сделано.

И не проливные предмуссонные дожди, не закрытый аэропорт в Тумлингаре, ни размытые глинистые дороги не смогли задержать наше возвращение домой! Первого июня президент ФАиС Украины, руководитель экспедиции «Украина - Макалу 2010» встретил нас на взлетной полосе аэропорта «Борисполь» и через мгновение мы оказались в плотном кольце друзей и родственников. Экспедиция успешно завершилась! Сегодня украинский маршрут является кратчайшим, логичным и труднейшим вариантом подъема на вершину. Именно ЮЗ стена открывается во всей своей красе при подходе к Макалу, обрываясь крутыми стенами и ледопадами в ущелье Барун. Пройденный маршрут из тех немногих в Гималаях, сверхсложных, заоблачных, который хочется повторить, и он уже по достоинству оценен международным альпинистским сообществом. Не зря Р. Месснер при первой своей попытке взойти на Макалу по ЮЗ стене назвал ее фантастически грандиозной!

Читайте на Mountain.Ru:

Маршрут команды а/к Одесса на вершину Ерыдаг СЗ по СЗ стене

10 лет общественной организации «Альпинистский клуб «Одесса»

Очень понравилось.

Отличный рассказ. Деталей о восхождении бы побольше.

Наконец-то!

Спасибо за хороший рассказ! Ваши болельщики уже устали ждать подробностей восхождения. Репортажи Круглова были хороши, но теперь мы ждем деталей. Пусть участники тоже напишут о впечатлениях, не ленятся - не факт, что еще раз выпадет такая гора. Марти очень живо описал встречу на спуске, молодец, но нам всем гораздо более интересно, как на гору поднялись. Еще раз поздравления всей команде, прошли такой маршрут, да еще в такую погоду!