Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Авторская страница Вадима Алферова >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Вадим Алферов. г.Воронеж

По пути назад. Мак-Кинли - сердце русской Аляски.
Читайте на Mountain.Ru:

Авторская страница Вадима Алфёров
Мак-Кинли - сердце русской Аляски
Мак-Кинли - сердце русской Аляски. Продолжение

Любая экспедиция насыщена нюансами, которые запоминаются надолго. Так, вот. Здесь мы впервые получили взаимность на свою (читай русско-альпинистскую) открытость и доброжелательность. Что случилось? Да, впрочем, ничего особенного.
После восхождения, как я уже говорил, мы попали снова в Талкитну. Проходя с Игорем мимо одной из кафе, нас окликнул какой-то иностранец.
Он, довольный, восседал на скамейке и после длительного воздержания на горе, явно наслаждался вкусом божественного напитка.
Мы не сразу признали его. Пивохлёб оказался тем самым американцем, который приобщился к нам на тропе.
Улыбаясь, предложил нам пивка. Это было нечто! Халявное счастье шло к нам в руки. В моей практике не часто было, чтобы иностранец угощал нашего брата. Наоборот - правило.
Помню, как на кавказскую вершину Дых-тау вылезли японцы. К тому времени мы уже были здесь и наслаждались столь редкой тишиной, прекрасной погодой и удивительной панорамой лежащих внизу гор. Как тут не перекусить? Достали съестные припасы, всё разложили на плоском камне и предложили японцам опробовать.
Так, нет, каждый из них вытащил из потайного кармана по конфетке, малюсенькой шоколадке, ещё по какой-то фитюльке и наслаждался ими в одиночестве.
Японский сад… На этой святой высоте и малюсеньком пятачке скальной вершины, творилась какая-то несуразица.
Позже, спустившись на русский ночлег, японцы, всё - же, обратились к общечеловеческим ценностям. Изменив своим национальным или жизненным принципам, они уплетали за обе щёки наш крутой борщ, приготовленный ростовчанином Юрой.

Продолжу о встрече.
Ранее на спуске, ближе к ночи мы остановились с Игорем на леднике, чтобы отдохнуть и хлебнуть чайку. Что греха таить - умудохались. Почти день на ногах. Главный итог – Гора сделана. Спешить уже некуда.
Ностальгия по горам брала своё. Хотелось в последний раз взглянуть на окружающее величие и красоту гор, попрощаться с ними за благосклонность к нам со стороны Мак-Кинли. Спасибо Горе.
Хотя ей то что, а мы вернулись целёхоньки. Признаюсь, я психологически был готов к худшему, не самому, но с последствиями.
Ведь правы рейнжеры, демонстрировавшие страсти:
восхождения на Мак-Кинли – не прогулка по Уолл-стрит. Бывает всякое.
Так, вот. Остановились, сбросили рюкзаки. Быстро запустили шведский примус, растопили снег и вскипятили воду. Чего-чего, а снега здесь океан.
Видим, кто-то подходит к нам из-за бугра в печальном одиночестве. Он, сгорбившийся, шёл на снегоступах, с трудом передвигая ноги. В самой позе альпиниста чувствовалась усталость.
Мне показалось, что ходок-одиночка подавлен маршрутом-кровососом и, как лимон, выжат горными мытарствами. Он намеривался пройти мимо нас, машинально приветствуя чуть приподнявшей рукой и коротким «Hi». Подобие улыбки на почерневшем лице «говорило» о многом. «Давай подходи, чайку хлебни. Welcome…» – простодушно обратился Игорь и помахал рукой. Русский язык для него, что для нас китайский, но всё было и так понятно.
Уговаривать пришельца не пришлось. Он присел на сброшенный рюкзак с явным удовольствием. Я не решился поздравить его с Горой. Кто знает, удачно ли завершается путь? Не о том сейчас.
На горных просторах встреча и разговор за чашкой чая ценнее здешнего самородка. Общение здесь ограничены, а сами мы примелькались уже друг другу.
Чай взбодрил собеседника. Посидели, поговорили, как смогли, на ломанном английском. Приятная встреча. При нашем эмоциональном подъёме, она автоматически выпала из памяти, но как оказалось - не надолго.

Позже, за банкой пива, мне было приятно, что радушие стало нормой для него. Мы встретились как старые добрые друзья.
Воистину, горы и добро сближают землян. Хотелось бы верить, что эта норма когда-то обретёт всеобщность для людей любого цвета кожи, национальности и, как говорят в этих случаях, вероисповедания.
Только сейчас Джон сказал, что на Мак-Кинли он не поднялся и обязательно вернётся сюда.
Сначала у меня промелькнуло привычное – не зарекайся, но я был бы не справедлив и осёкся. Дай-то, Бог. И награди его Горой. Славный американец, этот Джон.


Джон

Возвращаясь из далеких стран, каждый из нас стремится донести до дома и друзей память о «заморских» местах. Лучшая память – сувениры. Но не только. Фотоснимки и видеоролики, воспоминания, статьи и записки – тоже память. Для меня это как дважды два. И с годами, ценность их возрастает. Сначала о сувенирах.


Смета

Вы, очевидно, знаете, что на языке атабасков – одних из аборигенов этого края, эта деревушка переводится как «Три реки».
Если Вы установите программу Google: Планета Земля, то она даст возможность взглянуть на интересные места с разной высоты вплоть до деталей.
Так, вот, Талкитна с высоты, повторюсь – небольшой посёлок с Main Street, аэропортом, железной дорогой уходящей на север, и тремя реками. Мы вернулись в отправную точку.
Что делать? Первое желание – отъесться цивилизованной пищи:
пицца, пиво…, но на большее не раскошелишься.
Как ни странно, но вся экспедиция обошлась нам в небольшую по нынешним временам сумму – $12 335.
Взгляните. Весь расклад здесь. Надо было ещё жить, но жизнь дала трещину, и денег не осталось.

Походили по магазинчикам и небольшим лавкам, выбирая сувениры. Их много. В основном – китайские. И сюда проникли вездесущие узкоглазые. Но тех, что глаз радуют и пришлись бы по душе - единицы. И здесь не всё гладко.
Проблема одна – хочешь взять что-то символическое и запоминающееся, а денег не хватает. Когда денег нет, то голова соображает лучше. И вот, меня осенила одна идея.
Я принёс в магазин валенки. Да, валенки, самые что ни на есть обыкновенные русские валенки.
Ещё в Воронеже, когда упаковывал свои пожитки в рюкзак и вместительный баул, тёща мне протянула валенки и в ультимативно-приказном порядке объявила, что без валенок не отпустит.
Прикинув, что разборки обойдутся мне значительно дороже, да и валенки пригодятся, я для приличия покочевряжился, но в душе без особых возражений, уложил обувку в баул.
Валенки, так валенки. Кто же, супротив? И вот, уже в одном из магазинчиков, его хозяин - он же продавец, а при необходимости и экскурсовод, взял мою обувку, покрутил в руках, осмотрел зорким взглядом, постукал по подошве для проверки прочности и, не долго думая, отсчитал мне 39 баксов.
При этом расцвёл в улыбке.
Он – северянин знал толк в валенках и тут же выставил их на продажу с ценником, на котором значилась сумма $89.
Любят америкосы цифры с окончанием на девять. Психологией это объясняют. Бизнес есть бизнес.
Каждый остался доволен своим приобретением: я - полученной суммой и возможностью потратить её на презенты.
Он, не сомневался, что получит неплохой доход. Полюс то рядом, однако. Мороз и снег нагрянут скоро.
Наши валенки идут на расхват. У них, видимо, тоже есть поговорка:
«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле».

Помимо сувениров, я купил два рекламных плаката и по приезду домой одел их в рамки.
Один из них символизирует суровую природу арктического края, где тёмно-синяя гряда гор, затянутое льдом озеро, мрачное небо и столь же мрачная скала на переднем плане – всё пронизано холодом.
Посмотришь на него и … в горячую ванную хочется. Ещё лучше – в ядрёную русскую баню на полку и под веник. Там, как-то приятнее вспоминаются эти суровые края.


Плакат

Сюжет второго снимка иной.
На нём вершина Мак-Кинли одета в солнце.
От него исходит теплота, хотя тёмные тона заднего плана обличают сиюминутность солнечной идиллии. Так оно и было.
Ни погода, ни сама гора не оставили воспоминаний об очень уж тёплых днях на северных широтах.
Словом, жареных, там не находили. Скорее наоборот. Этот снимок известен многим.
Его можно увидеть на рекламных или альпинистских сайтах. Даже в офисе рейнжеров в полстены красовался этот снимок.
Он перед Вами. Снимок сделан с самолёта Bradford Washbur и David Roberts. На нём часть самого посещаемого маршрута – West Buttress (Западный гребень). Это классика.
По нему прошли и мы. Я уверен, что часть из читателей тоже топтали снега Аляски и прикасались к холодным скалам этой горы.
Но, всё же, есть одно маленькое отличие:
мы были первыми в рамках российской экспедиции по зарождающейся программе «Seven summits».


Флаг Аляски

Мой сын просил привести ему из Америки что-либо необычное. А что именно – толком я так и не понял.
Бродил по магазинам, но ничего не мог выбрать.
И вот, в Талкитне, забрёл на кладбище заброшенных машин. Глядя на это искорёженное железное месиво, меня осенила мысль:
а не прихватить ли в виде сувениров пару номеров?
Так и сделал, открутив один – новый, второй - старый. Чем они отличаются? – спросите Вы. Отвечу:
символами. На старом изображён стоящий на задних лапах медведь гризли.
Он символизирует типичного жителя холодного севера, силу власти, могущество и одновременно - грациозность.


Номер с медведем

На новом номере нет медвежьей агрессивности. Тут изображен успокаивающий флаг Аляски.
Восемь золотых звёзд на синем фоне, олицетворяющие Ковш (в созвездии Большой Медведицы) и Полярную Звезду.
Звёзды, символизируют богатство Аляски. Синий фон - цвет вечернего неба, синь морей и горных озер и полевых цветов – незабудок (forget-me-not), устилающих многочисленные поля Аляски. Известно, что синий цвет - один из национальных цветов США.
Созвездие Большой Медведицы относится к числу самых узнаваемых созвездий Северного полушария.


Номер с флагом Аляски

Большая звезда символизирует полярную звезду – звезду путешественников, моряков, охотников, лесорубов и прочих искателей приключений.
Эта звезда удалена от ковша так, как удалена Аляска от основной части Америки.
Вы, должно быть, знаете, что флаг был создан тринадцатилетним подростком Джоном Бенсоном, который выиграл конкурс на лучший флаг территории. Принят флаг в 1927 году.
Аляску называют ещё и медвежьим углом потому, что она, во-первых, далеко от остальной Америки и, во-вторых, самый большой и самый малонаселенный штат в США.
Кстати, флаг Аляски и флаг независимой северной Карелии (1918 год) практически идентичны. Всё сходится:
и цвета, и символика, и смысловая часть.
Ни в коей мере я не намекаю на плагиат. В жизни много странностей и интересных вещей.


Когда душа поёт

После восхождения и возвращения на ледник «Талхитна» мы сфотографировались. Я назвал эту фотографию «Когда душа поёт».
(На снимке слева направо: Абрамов А., Тестов А., Алфёров В., Ананич В., Коренюгин И.).
К сожалению, Сергей Ларин остался за кадром. Кто должен был исполнить роль фотографа.

Связавшись с «Talkeetna Air Taxi», мы заказали самолёт. Сложились и сидим, как говорят на рюкзаках. Настроение залётное. Байки травим. Из-за горной гряды с заходом на вираж выруливают один за другим брюхатые самолёты. Стало понятно, что эти беременные монопланы - не нашего поля ягодки.
Необычно плавно они проскочили снежную посадочную полосу и остановились в сотне метров от нас. Пара, что осталась, видимо, под влиянием эйфории от горного воздуха, а возможно и оттого, что называется любовью, пыталась увековечить себя на фоне гор и самолёта.
Кавалер, то посадит даму на крыло, а та поднимет то ручку, то ножку.
Вдруг, сама она прижмётся к дюралевому телу самолёта, возможно, от любовного экстаза. Кавалер щёлкал затвором и так, и сяк.
Хорошая парочка и смотреть приятно на эту игру, тем более после длительного воздержания.
Вторая пара - без всяких выкрутасов, шла в нашем направлении по проложенной в снегу траншее.
Они всё ближе и ближе. Подойдя к нам, вдруг, девица выпалила:
«Здорово, ребята»! Это было нечто сравнимое с громом, пронзившим ясное небо.
Родной голос от незнакомки на краю Света. Как она догадалась, что мы соотечественники - до сих пор для меня загадка.
Недаром говорят, что свой - свояка видит издалека. Присказка эта интернациональная, но, возможно, эти слова более чем к кому-либо, подходят к русским. Они стояли рядом:
маленькая округлая Наталья и почти двухметровый хмурый парень.
Сначала я подумал, что он тоже с наших краёв, но типично выставленная вперёд челюсть и чемоданные скулы выдавали его принадлежность.
Голливудские фильмы годами вырабатывали стереотип, будто бы вся Америка довольна и смеётся. В жизни иначе.
В противовес всей улыбающейся Америке, этот неулыбчивый парень, как ни странно, оказался американцем.
Разговор только начинался, когда Наташа представила своего кавалера:
«А это мой друг Билл – патологоанатом».
Мы переглянулись, челюсти наши опустились, и заржали так, что чуть лавины не пошли.
Серьёзное по замыслу и смешное по форме слилось воедино. Как тут не вспомнишь, что от смешного до трагичного один шаг. Девушка оказалась разговорчивой в отличие от бой-френда.
Так, на краю света, нежданно-негаданно, мы повторно услышали родную речь, тёплые поздравления из Краснодара и ещё раз осознали, что все мы связаны воедино на этом маленьком шарике по названию Земля.

Спустя два года мы вновь встретились с группой Сергея Ефимова.
На сей раз под Аконкагуа на противоположном конце тех же самых Кордильер, которые протянулись вдоль западного побережья Северной и Южной Америки.
Теперь уже мы спускались с горы, а свердловчане посматривали нам вслед, как я когда-то на Мак-Кинли.
Да, в их группе было уже два грузина.
Второй – готовил мемуары о похождениях первого.
Всё имеет свой конец, своё начало. Тропы горные - одни и те же, а состав групп уже не тот.


P.S. (Август 2008 г. Текс из писем по электронной почте):


Абрамов. Base camp

Вадим, привет.
Много лет не общались. Рад, что ты вступил в «Клуб 7 вершин». Видишь, то, что мы тогда начали - не погибло и пускает корни. Абрамов Александр.

Саша, день добрый!
Действительно, много лет не общались. Ты прав: программа развивается активно, а это значит, что зерно легло вовремя и в хорошую почву…Всех благ.

Алфёров Вадим.


Алфёров. Base camp

Исупов с санями

Подъём


Читайте на Mountain.RU:

Мак-Кинли – сердце Русской Аляски

Мак-Кинли - сердце русской Аляски. Продолжение

Зимнее соло на Денали или четвёртая попытка Лонни Дюпре

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru