Автор:Григорий Богданов

Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г

Читайте на Mountain.RU

Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть четвёртая)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть вторая)
Последняя осень. Часть первая

День седьмой.21.09.08

Дингбоче (4350) – Чхукунг (4750)

Утром уже вовсю сияли окрестные горы, а в Дингбоче всё ещё было сумрачно.
Долго не выпускает Ама Даблам солнце из-за своей спины. Поэтому и стараются в Дингбоче повыше лоджу построить.
Карабкаются новые лоджи вверх по склону- солнце раньше появляется- спрос у трекеров больше.

Вышли в 8 часов. Погода отличная.
Тропа идёт по широкой долине. Редкие кустики можжевельника, камень, мох. Но выше сверкают снежные горы!
В Чхукунг (4750) мы пришли в половине одиннадцатого.
К этому времени небо опять затянуло облаками.

Встретили немца , с которым летели в Луклу.
Он с проводником только что спустился с горы Чхукунг Ри (5550). Возбуждённый и совершенно счастливый.

Остановились в первой лодже. В дайнинг рум сидело несколько человек.
-Намасте! Добрый день! - На приветствие по русски ответили парень с девушкой.
Оказалось что это альпинисты из Латвии.
Всем было очень приятно. Тут ещё Сергей с Кириллом подошли, и мы проболтали за чаем почти час.
Наши новые знакомые только что совершили восхождение на Айленд пик (6189).
Горка несложная, но без альпинистского снаряжения ,по крайней мере без кошек и ледорубов, делать там нечего.
С их слов я понял, что есть ледовые участки до 70 градусов крутизной.
Парень , как выяснилось, был в прошлом году на Эвересте с командой из Эстонии.

Тем временем снизу подходили всё новые люди.
Мы заняли комнаты себе и Сане с Ирой, и в полпервого пошли вверх по ущелью, собираясь сходить до базового лагеря Айленд- пика.

Плохонькая тропа по широкой и совершенно безрадостной долине. Серый камень , редкая блекло–жёлтая растительность, и всё это под серым низким небом.
Не фонтан, конечно, но нам всё равно хорошо.
Хорошо от сознания, что мы на пути к Эвересту, и сейчас занимаемся активной акклиматизацией, чтобы оказаться в хорошей форме на высоте.
И ещё мы же знаем, что вообще-то здесь обалденно красиво. Просто горы сейчас облаками закрыты, но они могут открыться в любой момент.

Вот с такими мыслями мы и дошли за пару часов до базового лагеря Айленд- пика. Высота 5080.
Восходителей три группы . Большая часть народа наверху.
В палатках латышей никого не было.
Лагерь прячется между склоном Айленд –пика и моренным гребнем ледника.

С гребня открывалась довольно мрачная картина:
огромная масса ледника стекает откуда-то из облаков и обрывается в большое озеро с грязной серой водой.
Белого и голубого цвета нет даже у льда. По озеру гуляет волна, подмывает снизу многометровую толщу льда, и то здесь то там с грохотом происходят обвалы.

На карте это озеро обозначено как Imja Tsho, а рядом с ним обозначено ещё одно, круглое и совсем иной природы - Ambulapcha Tsho .

Решили и его посмотреть на обратном пути. Это заняло у нас чуть более часа . Озеро оказалось изумительной красоты. С прозрачной , необычайно синей водой, оно было как яркое пятно на блеклом фоне. Представляю как оно красиво в хорошую погоду.

Вернулись в лоджу в шестом часу. Аппетит нагуляли нешуточный.
Я заказал долбат. Долбат это рис с овощами, ещё и чечевичную похлёбку к нему подают. Прелесть этого блюда в том, что оно подразумевает неограниченную добавку.
Как только у тебя в тарелке кончаются рис, овощи, или супчик, появляется человек и добавляет ещё столько же, пока не остановишь, или пока есть не перестанешь.
Я и до этого долбат заказывал, но хватало одной добавки. А тут увлёкся ,и умял более трёх порций сразу.
Переборщил малость (вот он , скрытый смысл слова!). Передолбатил.
С тех пор не то что долбат - всё что приготовлено с кари (приправа такая ) в меня не лезет.
А кари они почти во всё добавляют…

Опытный Сергей сказал, что самая лучшая (и безопасная !) пища здесь,- это варёная в мундирах картошка и варёные яйца.
Присоединяюсь. Проверил. Яйца очень вкусные, картошка тоже.
Натуральное всё.
Маслица иногда неплохо добавить.

Саня с Ирой пришли в сумерках.
Мы уже волноваться начали. Они тоже сходили к базовому лагерю.

День восьмой.22.09.08 Чхукунг Ри (5550)- Дингбоче (4350).

Встали в 5-30. Шёл снег. Я даже засомневался ,но совсем немного.
По глотку чая с печенюшкой и вперёд! Саня с Ирой вышли немного позже. Снегопад оказался кратковременным . Вскоре небо очистилось.
От Ама Даблам невозможно взор оторвать.

Плохо , что не разведали с вечера куда идти.
Тропу на склоне я днём присмотрел.
Туда и пошли. Туда , да не туда – тропа вывела нас на пупырь (5063) прямо над посёлком..

Высоко , красиво, слов нет, но Чхукунг Ри оказалась немного в стороне , и народ туда уже лезет. Хорошо что видна тропа, по которой без потери высоты можно туда выйти.
Но минут двадцать, если не больше на этом потеряли.

На вершину 5550 мы вылезли в полдевяого. Множество туров, разноцветные тибетские флаги. И знаменитая южная стена Лхоцзе прямо перед нами!
Восьмитысячеметровый колосс во всей красе и совсем рядом.
Мы даже видели как сорвалась и пронеслась с грохотом лавина. Потрясающе!

Но счастье наше было недолгим - не более чем через четверть часа наползли облака и всё закрыли. Как мы жалели, что не сразу вышли на верную тропу!
Но всё равно успели , увидели и засняли. И даже свой тур сложили.

Спустились в половину одиннадцатого. Саня с Ирой тоже сходили на гору.
Они решили выйти из Чхукунга пораньше , и дойти сегодня до Дуглы.

В Дингбоче было солнечно. Мы хотели было на озеро под Ама Даблам сбегать ,а потом разленились. Солнце давало шанс просушиться, поэтому мы быстренько помылись , постирались , и просто отдохнули.

День девятый .23.09.08. Дингбоче (4350) – Лобуче(4930).

Встали как всегда в полшестого.
В сумерках поднялись на перевал ,и стали ждать у ступы рассвета.
Рассвет не порадовал. Облака обволакивали большую часть гор. Иногда в разрывах появлялся Тхамсерку.
Полчаса подождали, но облаков становилось всё больше. Жалко.
Знать бы что так будет - вечером сбегали бы на перевал пофотографировать.

Тропа до Дуглы идёт вдоль склона и ничем особо не примечательна.
За Дуглой мы сели в стороне от тропы попить чаю. Идут два парня с большими рюкзаками.
Кричу:-Намасте ! Здравствуйте!
Отвечают : -Намасте! Здравствуйте!
-Русские ?! Подходи! И машу рукой с кружкой.
Ребята оказались с юмором.- Русские? Водка?
-Да нет! Чистый спирт!
Очень симпатичные поляки Януш и Камилл.
От чая с колбасой не отказались , и мы хорошо поболтали. Они из Вроцлава.
Путешествуют уже три недели. Добирались через Киев.

Облака опустились, или мы поднялись до их уровня , но дальше шли в тумане.
После подъёма за Дуглой печальной вреницей выстроились памятники погибшим на Эвересте.
Все они когда-то прошли этой тропой вверх…
Каменные пирамиды появлялись вдоль тропы и таяли в тумане.

В Лобуче (4930) пришли к 11 часам.
Довольно унылое место:
5 лодж в неширокой долинке между склоном горы и мореной ледника Кхумбу.

Возможно мы стали свидетелями зарождения традиции - высоко на склоне белыми камнями выложены одна над другой три надписи :
CHITAN ,MELLAS , и самая верхняя - РОССИЯ. Знай наших!
Одному такую надпись не выложить. Команда работала. Васи здесь были!
Но сработали аккуратно ,глаз не режет , а унылый пейзаж даже оживляет.

Через Лобуче протекает речушка с бассейном непонятного предназначения посередине.

Саня с Ирой были в верхней лодже. Вчера , дойдя до Доле и перекусив там, они решили идти на ночёвку в Лобуче.
Серьёзный переход получился. Из-за горняшки они очень плохо спали ночью.
Почитали вместе описание дальнейшего пути, обсудили возможность выхода в Гокио через перевал Чо Ла Пасс.
Потом мы с Леной пошли устраиваться, а Саня с Ирой решили ещё немнго доспать.

В дайнинг рум было тепло и многолюдно.
Здесь был и знакомый немец с с которым мы летели. Он пожаловался на бессонницу из-за горняшки , но собирался завтра идти в Горак Шеп , а потом выходить в Гокио через Чо Ла Пасс.
Выход через перевал меня тоже интересовал , поэтому я достал карту и мы с его проводником стали уточнять маршрут.
Тут же подошли поляки , им тоже это было интересно , потом подключились шерпы-проводники, сидевшие в дайнинг рум.
Ситуация определилась:
на перевале много снега ,но трекеры идут ,и в основном с проводниками .
А проводника можно прямо здесь найти.

Перекусив мы пошли осматривать окрестности. С морены открывается вид на ледник Кхумбу. Огромная ледяная река ,покрытая слоем камней, как шершавой шкурой ,течёт в высоких берегах морен. Редкие разноцветные озерца -голубые, серые ,зелёные и грязные обнажения ледяной сущности потока не в состоянии оживить мрачную картину.. Ни травинки , даже мха нет. Лунный пейзаж. По гребню морены бежит хорошо натоптанная тропинка.
Идти было интересно и полезно ,но до Горак Шепа не пошли. Обратно шли по основной тропе.
Недалеко от Лобуче находится итальянская научная станция в виде стеклянной пирамиды. Её так и называют. Пирамида расположена в уютном распадке с небольшим озерком.
Там мы встретили Саню с Ириной.
Они уже нормально себя чувствовали и вышли на акклиматизацию.

Осмотрев пирамиду снаружи мы естественно захотели и внутрь заглянуть.
Вошли , представились, сказали что тоже имеем отношение к наукам о земле ,и как коллеги не могли пройти мимо. Молодой дежурный сотрудник, не шерпа, но и на итальянца не похож, рассказал о станции.
В районе Эвереста расположено 8 автоматических метеостанций? круглосуточно передающих информацию на Пирамиду.
Самая высотная метеостанция находится на 8 тысячах метров на Эвересте.
Кроме этого ведётся сбор геофизической информации, включая сейсмологическую и литодинамическую.

Барометр на стене показывал 550 мм ртутного столба.
-А сколько это в милибарах, нам так привычнее?
Калькулятора под рукой не оказалось , а без него современная молодёжь считать не может.
Но у нас школа другая, и пока искали калькулятор, старая гвардия в уме посчитала , что атмосферное давление здесь, на пятикилометровой высоте чуть больше 70 процентов от нормального давления на уровне моря и равно 732 милибарам.

Когда вышли из помещения Горняшка неожиданно напомнила о себе – сначала по вискам молоточкамии застучала, а потом что-то рвотное подсунула.
Едва отошёл от тропы ,как она тут же вывернула содержимое моего желудка.
А я думал, что благодаря правильно проведённой активной акклиматизации горной болезни удалось избежать.
Вот такая она непредсказуемая. И со всеми разная.
Вечером принял таблетку от горняшки, витамины и 180 грамм виски.
Не помогло . Ночью тошнило и снова вырвало. Уснул только после приёма снотворного.