Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Осетии в августе 2006 г. Часть 2 из 2
Часть 1 здесь
День 9
4. Перевал Авсанау(1А, 2900)
Категория трудности: 1А Высота: 2900 м Характер: травянисто-осыпной Ориентация: запад - восток Перевал Авсанау находится в северном отроге в.Геби-тау, называемом хребтом Чирх. Соединяет долину р.Геби-дон и ледник Бартуй.
Пройден 16-17.08.2006 в направлении З-В. Тура и записки на перевале не обнаружено.
В ходе дневки в а/л местные жители рассказали о подходе под перевал Авсанау и на свою беду мы послушались их. В результате совершили прогулку на поляну р. Тана-дон, потеряв 2 перехода. Попытка переправится стенкой не удалась - уже на трети реки стенку начало смывать. Раньше, здесь были мосты, но их смыло, и не все местные жители знают об этом.
Правильное начало подъема на Авсанау находится ниже а/л по долине Хареса. Переходим реку по мостику близ селения Куссу, примерно в 1 км ниже альплагеря "Ростсельмаш". Отсюда вверх по правому берегу Хареса слабо выраженная тропа идет по лугам и влажным лиственным перелескам до места слияния и впадения в Харес рек Тана-дон и Геби-дон. Далее идем вверх по долине реки Геби-дон. Тропа то спускается к воде, то взбирается на склоны в обход скальных выходов.
На протяжении 2,5 переходов идем преимущественно по лиственному лесу с густым травянистым подлеском, местами заболоченному. Выше границы леса тропа как таковая теряется, лишь местами видна примятая трава там, где проходил наряд пограничников. И через переход находим ровную площадку и встаем на ночлег. Скот в долине Геби-Дона, как и в долине Фастага, не пасут - сказывается близость доступного перевала Геби-вцек (1Б), ведущего в Грузию.
День 10
Поднявшись на очередной моренный вал, за 20 мин. выходим к месту впадения в Геби-дон ручья, вытекающего из-под склонов перевала Авсанау. Отсюда хорошо видны ледник Геби, снежная седловина перевала Геби-вцек и значительная часть подъема на перевал Авсанау.начинаем подъем к перевалу Авсанау вдоль ручья, по пологим травянистым склонам. Троп нет.
Там, где ручей прорезает невысокую каменистую ступень, обходим бараньи лбы слева по ходу по пологой осыпи и выходим в перевальный цирк, перевалив через маленький отрог. Здесь находим оставленные предыдущей группой 2 банки тушенки и банку сгущенки. Устраиваем завтрак. Для правильного нахождения перевальной седловины лучше воспользоваться компасом и (или) кроками, поскольку в гребне хребта расположено несколько седловин с пологими склонами. Перевал Авсанау (н/к, 2950) - самая правая седловина в обширном цирке.
Однако мы поднимаемся на ближайшую седловину. Седловина перевала обширная, пологая, с нее открывается отличный обзор ледника Бартуй и хребта Цагардор с перевалами Красивый, Цагардор, Электрон, Цихварга. Практически полностью виден путь подъема на перевал Цагардор по осыпям и леднику Кушдарх, однако сама седловина не видна. Тура на перевальной седловине мы не обнаружили. Спуск идет сначала по крутому травянистому склону, а затем по мелкой осыпи. С травянистого склона выходим на острый гребень левобережной морены ледника Бартуй. Спуск сюда с седловины занял около 30 минут. Чтобы выйти на ледник, проходим несколько сотен метров вправо по гребню, двигаясь в сторону верховьев ледника. Здесь конгломератный склон морены становится достаточно пологим(Фото 40).
Выходим на поверхность ледника по крупным камням. Ледник здесь открытый, без разрывов, очень пологий.
Выводы и рекомендации: Перевал соответствует скорее 1А(спуск на л. Бартуй) и является быстрым вариантом подъема в верховья л. Бартуй(в противном случае приходиться обходить весь хребет Чирх). Самое главное при подъеме на перевал - не повторять наших ошибок с мостами и не верить картам и местным жителям.
Очень красивые стоянки в цирке перевала со стороны р. Геби-дон.
5. Перевал Цихварга (3А, 3670 м) снежно-ледовый.
Местоположение: лед. Бартуй - лед. Фастаг. Категория трудности: 3А Высота: 3670 м Характер: снежно-ледовый Ориентация: запад - восток Прохождение: 18 августа 2006г. со стороны л. Бартуй Перепад высот: подъем - 1070 м. спуск - 1030 м.
Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, жумары, спусковые устройства, ледобуры (в т.ч. самосброс), ледовые молотки, расходные петли и скальные крючья (при организации точек страховки на скальных выступах).
Фото 42, 43, 44. За 30 мин пересекаем ледник и поднимаемся до зоны снега, где связываемся. Первый взлёт правого рукава проходим по центру, оставляя зону трещин слева. Средняя часть 300-350 метров пологая и без трещин.
Второй взлёт с маленьким ледопадом проходим, прижимаясь к правому по ходу борту, обходя большие разломы. Верхний цирк, как и средняя часть ледника, пологий и выбрав безопасное место встаем на ночлег(Фото 44а). Пока часть группы оборудует лагерь решаем провесить с вечера веревки. За 15 минут на легке доходим под перевальный взлет. Провешиваем 25 метров до берга, плотный фирн 40°. Берг по центру хорошо простреливается камнями, принимаем решение подниматься правее, здесь стена длиннее, но безопасней(Фото 43а). Подъем идет по стене 20м 70-90°. Затем начинается выполаживание 45°. Вешаем 1 веревку, далее идти опасно из-за постоянных камнепадов.
День 11
На следующий день поднимаемся по провешенным веревкам(Фото 45). Следующие 2 веревки идут по косой в желоб(Фото 46). Отсюда вешаем 80м перил до седла 50-55°, лед. На седле есть небольшое озерцо и площадка под палатку. Сняли записку туристов ПКТ г. С-Петербурга под руководством Ермомока от 27.07.2006г(Фото 47).
Со стороны Грузии начинает надвигаться стандартная непогода и мы принимаем решение отказаться от восхождения на вершину Цихварга, да и спуск не обещает ничего хорошего(Фото 48).
Спуск начинаем с правой седловины по осыпи вдоль скал. Склон давно освещен и по льду постоянно сходят камни. Периодически применяя свободное лазанье спускаемся к основанию скального галстука. В этом месте разлом имеет наименьшую длину и если закрепить веревку на петле, то ее как раз хватает до дна разлома, да и камни уходят в сторону. По дну разлома уходим влево, здесь есть серак, защищающий от камней, а выход из разлома - стенка высотой в 3м. Далее спускаемся в связках. Следующий разлом преодолеваем около левого борта, где есть мост, затем пересекаем ледник на правый борт, оставляя большие разломы справа. Нижний ледопад проходим по правому борту - движение идет по открытому льде, проход меду трещинами достаточно простой, крутизна до 30°. Есть возможность спуститься по неярко выраженному ледовому кулуару, он положе, однако в самом верху необходимо найти проход между трещинами. После прохождения ледопада в связках(трещины) по закрытому леднику за 30 минут доходим до центральной морены(Фото 49).
Дальнейшее движение происходит по морене и за 1,5 перехода доходим до стоянок на правом берегу р. Фастаг-дон под седловиной перевала Фастаг.
Выводы и рекомендации: Данный перевал в последние годы очень редко посещается (последнее описание 20-ти летней давности(1996год), причем описание написано довольно смутно). Поэтому при подготовке к прохождению перевала мы готовились как к первопрохождению. В результате таянья ледников очень сильно разъехались бергшрунды с обоих сторон седловины, что стало серьезным препятствием на пути.
Преодолевать перевальный взлет можно только в раннее время суток(первый камень пролетел в 7.00), поскольку как только солнце начинает освещать склон, начинаются постоянные камнепады от которых единственное укрытие - прижаться к стене бергшрунда, а прохождение берга возможно только в его правой(п.х.) части, где сохранился мост, но стена намного длиннее и приходится затем делать длинный косой траверс.
Спуск намного проще подъема(однако тоже приходиться вешать перила), но к моменту, когда вы выходите на седловину склон давно освещен и приходиться постоянно искать укрытие от камней. В целом перевал оценили как 3А(в классификаторе 2Б*), что полностью соответствует правилам. При наличии большого количества снега, когда бергшрунды засыпаны, его категория снижается до 2Б. Всего провешено 6 веревок на подъем и 1 на спуск.
Этот перевал рекомендуем для походов 5-6к.с. Для групп же 4 к.с. прохождение перевала советуем только в случае, если большинство участников имеет опыт 4 к.с..
День 12
6. Перевал Фастаг(2А, 3650)+ перевал Гельфгата(2Б, 4000) Категория трудности: 2Б Высота: 4000 м Характер: скально-снежно-ледовый Ориентация: запад - восток Прохождение: 19-20 августа 2006г. со стороны р. Фастаг-дон.
Необходимое снаряжение: каски, системы, основные веревки, петли.
Перевал Фастаг используется для обхода ветви ледника Западный Караугом(Фото 52). За один переход достигаем основания ледника Харисбок. Связываемся и надеваем кошки. Нижняя зона трещин преодолевается вдоль левого борта ледника по снежно-ледовому склону. В одном месте при прохождении трещины пришлось повесить 10м горизонтальных перил. Далее по более пологой части ледника двигаемся связками по направлению к правому борту. Средний ледопад проходим по косой в направлении левого борта и за 1,5 перехода от ночевки выходим на пологую часть ледника. В средней части подъема - длинный разлом. Его преодолеваем вдоль правого борта. И далее придерживаясь борта выходим на седловину(лед, 80м 30-35°). Седловина перевала - скально-осыпной гребень.
С седловины перевала Фастаг, не спускаясь вниз, траверсируем склон, выводящий на седловину справа по ходу, расположенную в отрожке, разделяющем ледник Западный Караутом и спуск с перевала Фастаг. Есть многочисленные места для ночевок. С хребтика хорошо видны два пути подъема на перевал Гельфгата ЗА к.с. - по верхнему ледопаду ледника Западный Караугом и 2Б к.с. - слева от скального выхода, примыкающего к правой части ледопада(Фото 53,54). В отчетах упоминалось прохождение через скалы промежуточной вершины, однако этот путь нелогичен. Сам перевал, расположенный в северном ребре вершины Бурджула, виден за отрогом, разделяющим Западный и Центральный ледники Караугом.
Спускс отрожка происходит по разрушенному кулуару(самый правый, при выборе других кулуаров придется вешать веревки). Кулуар крутизной до 35°(Фото 55,57). Двигаемся плотной группой и за 45 минут спускаемся на ледник. Здесь связываемся и пересекаем нижнее плато по направлению к его правому борту, лавируя между трещинами. Дальнейшее движение идее по косой вправо п.х. и через 30 минут встаем на ночевку между трещинами, выкопав площадку. Начинается дождь, не прекращавшийся до 3.00 ночи.
День 13
С утра пересекаем ледник, оставляя ледопадик слева п.х.. и вдоль правого борта поднимаемся к характерному фирновому конусу в нижней части подъема на перевал(Фото 56). По фирновому склону крутизной 30-35° поднимаемся до бергшрунда, пересекающего весь склон. Слева по ходу у бергшрунда сохранился мост. Отсюда доходим до скал, ограничивающих подъем слева по ходу. По скалам продолжаем движение в связках. Лазание относительно простое. От верхней части скал двигаемся плавной дугой слева-направо по ледовому склону(вначале где крутизна 35° вешаем 1 веревку), выводящему к председловине перевала Б. Гельфгата. Подниматься по кулуару следует ранним утром, т.к. он обстреливается камнями с черной треугольной вершины справа по ходу. Мы попали под камнепад в 6.30, причем все получили легкие травмы. У основания этой вершины есть площадки для палаток с небольшой ветрозащитной стенкой. Дальнейший подъем на перевал сложностей не представляет(Фото 58). Большой разлом обходим справа и по снежному склону 60м 30° Выходим на седловину. Седло пер. Гельфгата - скальный гребень со многими седловинами, ведущими в один кулуар. Тур - в нише в скальном пальце посреди седла. С зап. стороны сн-лд надув высотой более 10 м. Есть вода(Фото 59,60,61).
Спуск начали с южной. Вначале кулуар - 30°, ск-ос 40 м, далее снежно-ледовый 50м, 30-35°. В предыдущий отчетах говорилось, что далее "Два узких берга рядом, после которых пологий выход на зап. часть Караугомского плато". В этом году для преодоления первого пришлось траверсировать склон(камнепады с периодичностью 15 мин) до левого борта, а преодоление узкого Берга вылилось в движение по куску льда, чудом державшемуся на скалах и хлипкому снежному мосту(с попеременной страховкой). Затем пересекаем практически весь склон вправо и обходим нижний Берг(Фото 62,63,64). Ниже бергшрунда склон быстро выполаживается от 25° до 5-10°. По плато двигаемся до основания отрога ВЦСПС и легко находим проход в верхней части Караугомского ледопада, начинающегося у основания отрога ВЦСПС. Прохождение зоны трещин не потребовало особой страховки и заняло 30 минут. Затем пересекаем ледник и на снежной подушке у входа в цирк, встаем на ночевку. Начинает портиться погода.
Выводы и рекомендации: Это довольно старая известная связка перевалов сложностью 2Б, позволяющая подняться на Караугомское плато, довольно затянутая по времени, но простая технически.
Перевал Фастаг - классическая ледовая 2А на подъем, где главное не ошибиться кулуаром на спуск(самый правый по ходу, во всех остальных случаях приходиться вешать веревки, да и спуск намного опаснее).
Подъем на перемычку опасен из-за камнепадов (только в раннее время суток), под которыми приходится пересекать основание кулуара. Самое безопасное после прохождения бергшрунда уходить на скалы ригеля и продолжать движение по ним. Так намного безопасней, да и лазанье очень простое. Для спуска с перевала Гельфгата рекомендуем выбирать самую левую седловину, в этом случае не придется преодолевать весь склон для преодоления бергшрунда.
Всего провешена 1 веревка на подъем для подстраховки. В целом Связка перевалов рекомендуется всем группам совершающим поход 4-6 к.с. как один из самых простых вариантов подъема на Караугомское плато.
День 14
7. Перевал Обходной(2А, 3850)
Категория трудности: 2А Высота: 3850 м Характер: снежно-ледовый Ориентация: запад - восток Прохождение: 21 августа 2006г. со стороны перевала Гельфгата.
Необходимое снаряжение: каски, системы, основные веревки, ледобуры, петли. Седловина - на плече гребня в. ВЦСПС (3850 м) на переходе покатого снежного верхнего участка в скальную оконечность.
Из-за дождя выходим только около 11.00(Фото 65). За 30 минут поднимаемся на седловину перевала Обходной(Фото 66,67). Движение идет по снежно-ледовому склону крутизной 30° в направлении верхней седловины. В верхней части несколько больших разломов, которые переходим по непрочным мостам.
Тур находиться на средней седловине, где сняли записку туристов из Харькова под руководством Смидовича Л.С. от 20.07.2004.
Спуск начинаем вниз-влево, 1 веревка перил 35-40° до верхнего берга. Далее траверсом 30м вправо вдоль нижнего края бергшрунда. Отсюда еще 1 веревка вниз-влево по снегу(крепление на буре-барабане) и мы выходим на выполаживание ледника(Фото 68).
Дальнейшее движение идет по пологому леднику, лавируя между трещинами и за 2 перехода поднимаемся на террасу под С-В склон г. Бивуачная. Затем оставляя ледовые разломы справа, поднимаясь на верхнее плато, где недалеко от подъема на пер Фестивальный встаем лагерем. Подъем на верхнее плато идет по сменяющимся один за другим снежно-ледовым взлетам до 25°. Выводы и рекомендации: Это классическая ледовая 2А, соединяющая Западную и Центральную ветви Караугомского плато.
Всего провешено 2 веревки на спуск. Перевал рекомендуется всем группам совершающим поход 4-6 к.с. поднявшимся на Караугомское плато.
День 15
8. Траверс пика ЦДСА(2А, 4400)
Категория трудности: 2А Высота: 44 м Характер: скально-снежно-ледовый Ориентация: запад - север-юг - запад Прохождение: 22 августа 2006г. со стороны Караугомского плато.
Необходимое снаряжение: каски, системы, основные веревки, петли.
В результате ночного снегопада выпало 15-20 см свежего снега. Приняли решение подниматься на Уилпату через пик ЦДСА, т.к. подъем на седловину значительно короче при более крутом склоне. За 25 минут доходим до бергшрунда. В его левой части п.х. есть надежный мост и поднявшись по стене в 4м. вешаем веревку, лед прикрытый снегом 40°. Оставшиеся 40 м. до седловины проходим в связках(Фото 69). В сторону Цейского ледника карнизы. Дальнейшее движение идет вдоль гребня периодически с попеременной страховкой, обходя жандармы слева и через 20 минут выходим к вершине(Фото70).
Отсюда вешаем 20м. перил по скалам и с попеременной страховкой выходим на седловину перевала Ю. Уилпатинский(Фото 73). Со стороны Грузии опять надвигается непогода и мы принимаем движение спускаться.
Сначала спускаемся в связках, затем вешаем 2,5 веревки(последняя на ледорубном кресте через бергшрунд(стена высотой в 6м)) 35°. Спуск идет строго по линии падения воды. После бергшрунда в связках за 15 минут доходим до лагеря(Фото 71). Выводы и рекомендации: Довльно простая вершина с которой открывается вид на Караугомское плато и Цейский ледник. Также просматривается спуск с перевала Ю. Уилпатинского. Провешено 1 веревка на подъем и 3,5 на спуск.
В целом траверс рекомендуется всем группам совершающим поход 4-6 к.с. поднявшимся на Караугомское плато.
День 16
9. Вершина Уилпата(2Б, 4672) Категория трудности: 2Б Высота: 4672 м Характер: скально-снежно-ледовый Ориентация: запад - восток Восхождение: 23 августа 2006г. со стороны Караугомского плато.
Необходимое снаряжение: каски, системы, основные веревки, петли.
"Уилпата - наивысшая и красивейшая вершина района, расположена в Юго-Западной части Цейского хребта и доминирует над центром Караугомского плато. Ледовыми стенами поднимается она над Караугомским плато, а многочисленными скальными ребрами - над Северной ветвью Цейского ледника". /3. Наумов А.Ф. // Караугом. Дигория. Цей., М., ФиС, 1976, 200 с. с ил.,/
Всю ночь дул сильный ветер, который разогнал непогоду и смел большую часть свежевыпавшего снега За 15 минут доходим до берга под перевалом Ю. Уилпатинский(Фото 72). Провешиваем веревку, преодолевая бергшрунд слева - стена 2,5 метра(Фото 74). И затем, траверсируя склон в сторону вчерашних следов, по плотному фирну поднимаемся на седловину(40 минут от лагеря). Поднявшись на широкое ледовое плато - седловину перевала, поворачиваем налево и выходим на скалы Юго-Западного гребня вершины Уилпата, откуда, собственно, и начинается сам маршрут.
Вначале гребень широкий и покрыт мелкой и средней осыпью за ночь хорошо смерзшейся с небольшими выходами сильно разрушенных скал. Затем он сужается и становится преимущественно скальным, точнее, скалы с живыми камнями чередуются со снежниками. Средняя крутизна всего пути по гребню до предвершины 25o, поэтому все в основном идется ногами, хотя местами встречаются локальные "жандармы", где необходимо несложное лазание. Идем по правой по ходу стороне гребня(Фото 75).
После выхода на Южное плечо (предвершину) необходимо преодолеть широкую "чашку" - плато заполненное снегом. Подойдя к скалам вершины, видим, что на нее идут два снежных кулуара. Помятуя прочитанные отчеты, выбираем ближний. Он крутизной 35°. После кулуара выходим на осыпь , чередующуюся с разрушенными скалами и всоре выходим к вершине(1,5 часа от лагеря)(Фото 76, 77, 78, 81,).
Вершина - пологий широкий купол, с юга скально-осыпной, с севера снежный. С нее открывается великолепная панорама верховьев Цея и вид вниз, на Караугомское плато Спуск проходит по пути подъема 1 час(Фото 80).
Выводы и рекомендации: Вершина является отличной обзорной точкой, а маршрут восхождения на нее весьма простой, приятный и безопасный (кроме последней части при выходе на вершину). Единственный недостаток, что он чуть-чуть длинноват. Его категория трудности соответствует простой 2Б, и включение этого восхождения в маршрут может быть рекомендовано всем группам, которые все равно уже так или иначе умудрились вылезти на Караугомское плато :).
Всего провешено1 веревка на подъем и 2 на спуск.
10. Перевал Фестивальный(3А, 4350)
Расположен в Цейском хребте между вершинами Дубль-пик
и Красноармеец и ведет с Караугомского плато на ледник Северный
Цей.
Подъем на перевал - это широкий снежный склон крутизной около 30o и протяженностью около 200 м, в нижней части практически без трещин(Фото 78). В 11.00 начинаем подъем по взлету. Попытка пройти по центру не удалась, т.к. появилась опасность схода снежной доски. Пришлось идти справа п.х., где уже сошло насколько лавин из свежего снега. Бергшрунд проходим по хрупкому мосту, а за ним появляются разрывы, которые обходим лавируя и забирая в целом влево к окончанию скал гребня пика Красноармеец. Сама седловина это довольно широкое снежно-ледовое плато, полого стекающее к Караугому, но обрывающееся крутыми ледовыми сбросами в сторону Цея. Непосредственно перевальная точка находится в северной, самой нижней его части, возле окончания скального отрога пика Красноармеец(Фото 82). Отсюда вниз, вдоль ледопада, уходит крутой ледовый кулуар, по которому и идет путь нашего спуска. По описанию первопроходцев (отчет N 4574 в библиотеке МГЦТК), тур должен быть на этих скалах, однако мы ничего не нашли, поэтому складываем свой и оставляем в нем записку. Также не был обнаружентур группы Зеленцова Д.
На седловине часть группы ставит лагерь, а остальная провешивает веревки, разведуя дальнейший спуск. Провесили с вечера 2 веревки.
День 17
Веревки начинаем вешать прямо с ледового перегиба около пика Красноармеец. Первая идет до основания скального выступа. Средняя крутизна в верхней части 45-50o. по льду вдоль скал левого борта, оставляя мусоросборник справа п.х.(Фото 83,84). Третья спускается в начало рантклюфта. Четвертая веревка идут по рантклюфту. 5-я и 6-я по скалам через "ворота" между скальными островами. Затем опять выходим на лед и провешиваем 2 веревки вниз. Этот участок в среднем существенно положе и проще верхнего. Крутизна около 30-35o, везде лед, единственная неприятность это трещины, ну и конечно, опасность камнепадов со скал левого борта и ледовых обвалов из ледопада. Впрочем, такая опасность присутствует на протяжении всего пути спуска, боковой склон уже освещен и начались камнепады. Существенную трудность представляет процесс сдергивания веревок с провешеных петель и вывинчивающегося ледобура т.к. сам ледобур и узлы веревок застревают в узких рищиных между льдом и скалами.
Далее по снегу в связках доходим до бергшрунда. Он двойной. По центру склона находим проход до нижнего берга, высота в самой низкой части 1,5 м и мы просто спрыгиваем с него. После бергшрунда склон начинает выполаживаться и за 15 минут выбегаем из цирка к началу верхнего ледопада ледника Северный Цей (9.30 утра)(Фото 85, 86, 87).
Сперва идет довольно ровное плато с маленькими и забитыми трещинами. Затем трещин становится больше, а они сами - шире, и приходится обходить их, отыскивая проход. Идем в связках, при преодолении забитых трещин иногда с попеременной страховкой. С начала придерживались левого борта, затем вышли в центр. Главный разлом от борта до борта преодолеваем по ледовой перемычке со спуском вниз на 4 метра. В этом месте пришлось повесить 10м горизонтальных перил(Фото 88). После прохождения верхего ледопада забираем влево в сторону ледового желоба и по нему выходим на морену(1 переход)(Фото 89). Здесь развязываемся и набираем воду, рассматривая восточный склон перевала Ю. Уилпатинский.
Выводы и рекомендации: Это очень редко посещаемый перевал. Так что, возможно, мы третья группа идущая этим путем (обычно используют расположенные рядом "классический" перевал Цей-Караугом - 3А, либо Южный Уилпатинский, в случае выбора препятствия 3Б к.т.???). Перевал оказался очень симпатичным: техничным, красивым и неожиданно логичным - он соединяет отдельную центральную камеру Караугомского плато с центральной частью ледника Северный Цей.
Всего провешено 8 веревок на спуск и 10 м. в ледопаде.
Его к.т. соответствует 3А, при подъеме с Цея - ее верхней границе. Это один из самых высоких перевалов района, с подъема на него открывается отличный обзор Центральной и Западной ветвей Караугомского плато, кроме того, с него есть относительно простой маршрут восхождения на Дубль-пик. Может быть рекомендован для включения в маршруты походов 6 к.с. и сильных походов 5 к.с., но, при планировании подъема со стороны Цея, группе следует несколько раз серьезно и трезво оценить свои силы.
Возникает только один вопрос относительно классификации соседнего перевала Южный Уилпатинский. Нависающие с седловины карнизы перекрывают только треть склона, тогда как при спуске с Фестивального опасность сохраняется на протяжении всего спуска. Спускаться по ровному ледовому лбу (Южный Уилпатинский) намного проще и приятней, чем метаться по склону, спускаться в рантклюфты и преодолевать бергшрунды. А полное отсутствие какой либо технической работы в ледопаде(он просто проходится ногами) вообще не идет ни в какое сравенение с Фестивальным(Фото 90,91). В целом получается, что если группа проходит перевал Ю. Уилпатинский, который намного проще, то у нее поход 6 к.с., а более сложный технически и физически Фестивальный, то только 5 к.с., при том, что время затраченное при прохождении практически одинаковое!
11. Перевал Хицан (1Б, 3450)
Категория трудности: 1Б Высота: 3450 м Характер: осыпной Ориентация: север-юг Прохождение: 24 августа 2006г. со стороны Сев. ветви л-ка Цей. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы.
Расположен в скальном отроге вершины Мамисон. Самостоятельного значения не имеет, ведет с Северной ветви на Южную ветвь л-ка Цей, в обход мощного ледопада Северной ветви. От морены пересекаем и движемся вдоль левого борта. Подъем на него это недлинный (~60 м) и некрутой (20-30o) широкий кулуар, вначале снежно-ледовый, а затем осыпной (крупные камни под снегом)(Фото 92).
Седловина неширокая, осыпная, есть место под одну палатку. Вид с перевала весьма ограничен, реально хорошо видна только Уилпата. Вниз к леднику Южный Цей уходит достаточно крутой (30-35o) осыпной кулуар. Живые камни, есть несколько мест по 2-3 метра крутизной до 45-50o, где надо лезть. Угадывается тропа. В нижней части кулуар расширяется и превращается в осыпной склон (крупная живая осыпь) тропа пропадает(Фото 93).
Далее идем вдоль левого берега, по краю ледопада северной ветви. Постепенно появляется срединная морена, спускаемся по ней со второй ступени Цейского л-ка. В месте появления разрывов на срединной морене резко поворачиваем влево и уходим к скалам. В самом левом углу ущелья на уровне первой ступени начинается обходная тропа.(2 перехода от седла), угадать начало тропы можно по плохо заметным турикам.
Обходная тропа пересекает ручей (турик!) и уходит влево вниз серпантином через бараньи лбы. На лбах сохранился трос. От подножия бараньих лбов тропа чуть забирает вверх, траверсирует склон и спускается к нижним ледовым ночевкам - травянистым лужайкам в кармане морены(Фото 94).
День 18
День 19
Выход из района
В лесу тропы снова соединяются и ведут по заброшенной дороге к мосту через р.Цейдон. Перед самым мостом влево уходит набитая тропа к восстановленному мужскому языческому святилищу Реком. За мостом чуть вверх и влево начинаются многочисленные лагеря и базы отдыха. От нижних ледовых ночевок 3 часа.
За переход доходим до базы МЧС. Регулярный транспорт здесь ходит в выходные в 9.00. Остается надеяться на попутку или идти пешком (что мы и сделали) до поселка Бурон на Военно-Осетинской дороге (12 км). По дороге вам встретится любопытный объект - валун с изображением Иосифа Сталина и Косты Хетагурова. Из пос. Бурон ходит в 13:10 (по словам отдыхающих) рейсовый автобус до Владикавказа, можно также поймать попутку на таможенном посту. До Владикавказа 2-3 часа.
7. Выводы и рекомендации
· Пройден технически сложный спортивный маршрут 5 к.с. в редко посещаемом районе Центрального Кавказа. · Пройденный маршрут отличается от заявленного отказом от восхождения на г. Цихварга(из-за надвигающейся непогоды и сложившейся сложной ледовой обстановк), отклонения в графике движения также были минимальными. · За 19 ходовых дней пройдено 13 препятствий, что не являлось экстремальным маршрутом "на пределе". · Хотя район освоен и изучен туристами и альпинистами уже давно, в последнее время он был основательно заброшен (в основном из-за организационных трудностей попадания в погранзону, большая часть маршрутов проходит в приграничной полосе). Поход показал, что это было необоснованно - район вполне спокойный, красивый и интересный в спортивном отношении и имеет достаточно удобную инфраструктуру. · Данный район является одним из немногих, где возможно построение маршрутов высших категорий сложности (5 и 6) без необходимости пересечения ГКХ - в Караугомском узле и на Нахашбите имеется достаточно разнообразных перевалов 3А-3Б к.т.(3Б очень мало) Если же привлечь еще восхождения и траверсы, то следует отметить, что возможности данного района еще далеки от исчерпания в т.ч. и в плане первопрохождений. · Походы в данном районе можно обильно "украсить" восхождениями на вершины - имеется много интересных и разнообразных по технике маршрутов (1Б - 3Б к.т.), которые можно использовать как акклиматизационные или тренировочные, так и просто "для души". Также можно гораздо активнее включать в маршрут похода элементы траверсов. · Инфраструктура и орография района достаточно удобна для организации забросок (как до начала, так и в самом походе) и построения маршрута относительно короткими, но динамичными кольцами и "змейками". · В настоящее время практически на всем Западном и Центральном Кавказе наблюдается значительное уменьшение снежного покрова и систематическое отступление ледников, т.е. снежно-ледовая обстановка сильно и неуклонно меняется, причем, как правило, далеко не в лучшую сторону. Это следует учитывать при планировании и проведении походов в этом районе и пользоваться только самой свежей информацией - оперативная обстановка меняется каждый год. · Документы на нахождение в пограничной зоне обязательно следует оформить в погранотряде Владикавказа, для чего следует предусмотреть время на возможную задержку. Или воспользоваться услугами по оформлению местных организации Псс, Додзиева.
В итоге Нашей группой пройден технически сложный и увлекательный маршрут пятой категории сложности в одном из самых красивых районов Центрального Кавказа - Сугане, Дигории, Караугоме и Цее. Маршрут был проложен таким образом, чтобы наиболее полно охватить все интересные в познавательном, историческом, спортивном и других отношениях места. Группа прошла следующий основной маршрут:
г. Владикавказ - пос Ахсау - пер Кедрина(2А, 3740) - л. Айхва - р. Хазны-дон - пер. Оксана + пер. Хазны(3А, 3750 м) - л. Нахажбита - пер. Суган (3А, 4067 м) - р. Харес - а/л " Россельмаш " - пер Авсанау(1А, 2900) - пер Цихварга(3А, 3750) - пер Фастаг(3650) + пер Гельфгата(2Б, 4000) - пер Обходной(2А, 3850) - траверс пика ЦДСА(2А, 4400) - в. Уилпата (2Бальп, 4649 м, рад.) - пер. Фестивальный (3А, 4344 м) - пер. Хицан (1Б, 3452 м) - р. Цей - пос Бурон. Поход показал как положительные, так и отрицательные моменты хождения небольшой группой. К положительным моментам можно отнести увеличение скорости прохождения маршрута за счет повышения мобильности группы и как следствие повышение безопасности удобство малой группы при управлении для руководителя большую мобильность, чем у многочисленной группы, при передвижении в рейсовом транспорте, размещении в переполненных турбазах, альплагерях и гостиницах.
К отрицательным моментам можно отнести большой вес рюкзаков, увеличение финансовых расходов участников при использовании частного транспорта, в случае групповых расходов: закупка медикаментов для аптечки, фото- и видео принадлежностей. Нам в этом году не очень повезло, т.к. все участники получили незначительные травмы из-за камнепадов. Однако поход проходил в соответствии с первоначальным планом. Много времени на маршруте было уделено разведкам (подъём к среднему ледопаду л Хазны, переправа через поток с л-ка Хазны, выход к реке Тана-дон, перевал Цихварга, перевал Фестивальныйи др.). Группа несколько раз осуществляла переправы вброд: поток с л-ка Хазны, река Тана-дон.
Как никогда очень много времени было затрачено на лавирование среди трещин (одновременное и попеременное движение по открытым и закрытым ледникам), а тем более преодоление бергшрундов. Большинство бергшрундов, не представлявших препятствий в прошлых годах, в этом доставили довольно сложные затруднения(перевал Суган, Цихварга), потребовавшие затрат значительного времени и сил.
Если вы не заходите в пятикилометровую зону от ГКХ (границы), то можете гулять спокойно (например, по Суганскому хребту). Впрочем в этом году нам повезло и пропуска на проверили ни разу. Надо отметить, что с этого года ширина погранзоны расширяется. Если вы решите оформить пропуск в погранзону, рекомендуем изготовить 2 экземпляра письма начальнику погранотряда от организации, турклуба с печатью и списки (2 экз.) участников с указанием адресов и паспортных данных и отослать их за месяц до приезда(но надо иметь запасные варианты на случай, если это не поможет). Для пропуска также необходимо приложить паспорта всех участников похода (либо их ксерокопии).
С погодой в этом году нам повезло. По выражению известного московского туриста А.А.Алексеева "она нам практически не мешала". Погода поразила нас своей стабильностью, характерной для Кавказа советского периода (восьмидесятые годы) - с утра было обычно ясно, а во второй половине дня (в 15-16 часов) наступала непогода. Светать начинало в 6:00, темнота наступала в 20:30 - 20:30. Однако, все-таки было несколько мест на маршруте, в которых погода воспрепятствовала нашему движению - в. Цихварга (надвигающаяся непогода, туман), в. Уипата(снег, сильный ветер, туман). Из наблюдений последних лет мы заметили, что погода на Кавказе начинает портиться точно 20 августа, после чего начинается осень. Осенью стабильно хорошая погода обычно бывает с самого конца сентября и до числа 15-го октября.
Для проведения похода можно рекомендовать следующие сроки: с 15-18 июля по 18-20 августа. Более "камнебезопасны" июнь и первая половина июля, но погода в это время может быть нестабильна (особенно в июне), Остальные итоги, выводы и рекомендации приведены в тексте отчета, Удачных путешествий по Сугану, Дигории, Караугому и Цею!"
8. Списки снаряжения
8.1. Список личного специального снаряжения
1. Ледоруб 1 2. Страховочная система 1 3. Карабины 8 4. Жумар 1 5. Прус 2+1 6. Тормозное устройство (рогатка) 1 7. Ледобуры 3 8. Кошки 1 пара 1000 9. Каска 1 400 10. Рукавицы для веревки 1 пара 11. Лавинный шнур 15 м. 1 30
8.2. Список общественного специального снаряжения (на 5 человек).
1. Веревка 10 мм. 45 м. 2 6600 2. Веревка 8 мм 45м 1 1700 3. Веревка 6 мм. 50 м. 1 800 4. Набор скальных крючьев (титан) 10 740 5. Петли для крючьев 10 260 6. Молоток ледовый 2 1400 7. Ледобур-сверло с крючком 1 200 8. Ледобур-барабан 1 200 9. Лопата 1 650 10. Лавинный лист 1 600 11. Рации 2 450 12. GPS 1 250
8.3. Список общественного неспециального снаряжения (на 5человек)
1. Палатка со стойками 1 4500 2. Фонарь + запасные батарейки 5 800 3. Кастрюля + скороварка 1800 4. Примус Шмель+ ЗИП 2 2600 5. Лавсановые бутылки для бензина и продуктов 1.5 литров 10 500 6. Аптечка, 1 1500 7. Ремнабор 1 1000 8. Фото 3 шт. 1600 9. Комнабор 1 500 12. Телефон 1 350
8.4. Топливо на 5 человека на 12 дней
1. Бензин 85г.*чел.*день =8000 мл. 2. Спирт 2 литра из них 0.7 литра на разогрев примусов. 3. Раскладка 500гр. 8.5 Справочная информация.
Телефоны г. Владикавказ
9. Использованная литература и другие источники
1.В. Д. Иванов, Г. В. Жданов "Туристские маршруты в Суганских альпах", М., Ф и С, 1978г., Серия "По родным просторам". 2."Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А. Джулий, 2001г. 3.Б. М. Бероев "По северной Осетии", М., Ф и С, 1971г. 4.Отчеты в библиотеке МГЦТК. 5.В. В. Агибалова, Г. В. Жданов, В. Д. Иванов. "С рюкзаком по Сугану", издательство "Ир",1980. 6.Отчеты в библиотеке МАИ. 8. Отчеты из Интернета.
Фотоальбом
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||