Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Иваненков О.Г., Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Осетии в августе 2006 г. Часть 1 из 2

ОТЧЕТ

о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Дигории(Суган, Дигория, Караугом, Цей), совершенном с 06.08 по 29.08.2006.

г. Владикавказ - пос Ахсау - пер Кедрина(2А, 3740) - л. Айхва - р. Хазны-дон - пер. Оксана + пер. Хазны(3А, 3750 м) - л. Нахажбита - пер. Суган (3А, 4067 м) - р. Харес - а/л "Россельмаш" - пер Авсанау(1А, 2900) - пер Цихварга(3А, 3750) - пер Фастаг(3650) + пер Гельфгата(2Б, 4000) - пер Обходной(2А, 3850) - траверс пика ЦДСА(2А, 4400) - в. Уилпата (2Бальп, 4649 м, рад.) - пер. Фестивальный (3А, 4344 м) - пер. Хицан (1Б, 3452 м) - р. Цей - пос Бурон.

Маршрутная книжка №1/3-506

Руководитель группы: Иваненков О. Г. (499)1995327, (495)9546010

1. Справочные сведения

Вид туризма:

горный

Район:

Центральный Кавказ, Суган, Дигория, Караугом, Цей

Категория сложности:

пятая

Количество участников:

5

Сроки активной части похода:

08 августа - 27 августа

Продолжительность:

19 дней

Протяженность:

151,7

Набор высоты:

11160

Нитка маршрута:

г. Владикавказ - пос Ахсау - пер Кедрина(2А, 3740) - л. Айхва - р. Хазны-дон - пер. Оксана + пер. Хазны(3А, 3750 м) - л. Нахажбита - пер. Суган (3А, 4067 м) - р. Харес - а/л " Россельмаш " - пер Авсанау(1А, 2900) - пер Цихварга(3А, 3750) - пер Фастаг(3650) + пер Гельфгата(2Б, 4000) - пер Обходной(2А, 3850) - траверс пика ЦДСА(2А, 4400) - в. Уилпата (2Бальп, 4649 м, рад.) - пер. Фестивальный (3А, 4344 м) - пер. Хицан (1Б, 3452 м) - р. Цей - пос Бурон.

Пройдено всего перевалов и вершин:

13

с учетом "связок"

11

из них перевалов

9

радиальных восхождений

2

Распределение по категорийности:

1А - 1

1Б - 1
2А - 3
2Б - 2
3А - 4

Максимальная высота:

4649 м (в. Уилпата)

Максимальная высота ночевки:

4350 м (пер. Фестивальный)

Общее ходовое время 97,5 часа

2. Состав группы

Иваненков Олег Георгиевич

1981

5 с эл 6ГУ, 5ГР

Руководитель

Геров Илья Валерьевич

1972

6ГУ, 5ГР

Медик

Бомбин Михаил Александрович

198

3 с Эл 4ГУ, 1 ПР

2Б* Купол Вологаты

Фотограф

Дмитриев Алексей Владимирович

1973

5ГУ

3А* л. Маашей

Примусник

Моисеев Алексей Павлович

1980

5ЛУ, 5ПУ

2Б* Ледниковый

Ремонтник

3. Характеристика района путешествия

Не секрет, что спортивные походы в районах Центрального Кавказа восточнее Безенгов в последние годы в силу ряда объективных и субъективных причин совершались крайне редко и, буквально, в единичных количествах. Тем не менее, постоянное сужение азиатских "ареалов" проведения спортивных путешествий и исчерпывание имеющихся возможностей "классических" Центрального и Западного Кавказа (ну сколько же можно ходить по одним и тем же местам! да и народу там становится все больше и больше) все настойчивее требуют изыскания новых, свежих ресурсов в восточной части Центрального Кавказа, и, в частности, повторного "открытия" и освоения районов от Верхней Балкарии до Цея.

3.1 Географический обзор района путешествия

Горный район Сугана, Караугома, Дигории и Цея расположен в восточной части Центрального Кавказа, между долинами рек Карасу и Черека Балкарского - на западе, Риони и ее притока Чанчахи - на юге, Мамисона, Заромага и Ардона - на востоке, Цейдона, Сонгути, Уруха, Белягидона, Хазныдона, Псыгансу и Рцывашки - на севере.

Западная часть района относится к Кабардино-Балкарии, восточная - к Северной Осетии, южная - к Грузии и Южной Осетии.

В район на западе входят Главный Кавказский хребет (ГКХ) от в. Гезетау до в. Геби, который иногда называют Дигорскими альпами, и севернее его Суганский хребет (Суганские альпы). Иногда этот своеобразный горный район среди туристов и альпинистов именуют Сугано-Дигорским. Хребты соединяются между вершинами Гезетау и Сугантау Штульской перемычкой. На запад от перемычки уходит долина Каратау, на восток - долина Дигории, разделенная северо-восточным отрогом в. Лабода на ущелья Танадон и Харес.

Долина Дигории начинается у места слияния р. Харес и р. Караугомдон и уходит на юго-запад. Недалеко за последним селением Куссу, где в р. Харес впадает р. Танадон, находится большая поляна Таймази, на которой стоят база отдыха "Россельмаш", коттедж с зеленым теннисным кортом и злой собакой, погранзастава и ларек со сникерсами.

От поляны Таймази Дигорское ущелье уходит узким каньоном на запад. За мостом перед входом в каньон, на поляне правого берега р. Харес расположен контрольно-спасательный пункт (КСП) Дигорского района (а/л "Дигория"). А чуть выше по склону база отдыха Таганрогского Государственного радиотехнического университета (ТРТУ) под названием "студенческий спортивно-оздоровительный альпинистский лагерь "Таймази" (видимо, бывший а/л "Таймази", который обозначен на некоторых схемах), более известный в народе как "Таганрог". Дорога от моста продолжает подниматься по левой стороне каньона высоко над рекой Харес и выводит к удивительному по красоте водопаду левого притока. В выходные дни здесь много отдыхающих.

Чуть выше водопада дорога переходит в тропу, которая разветвляется: одна идет вниз вдоль реки Харес, другая - вверх, на обширную травянистую поляну Нахашбита с огромными валунами, служащую базовым лагерем туристам и альпинистам. Недалеко от развилки троп (за т.н. "старым завалом" или "черным взлетом") Дигорское ущелье переходит в широкую ровную долину. В верховьях долины сливаются река Мосота, текущая с юга от ледников на склоне ГКХ и река Орсдон, текущая с севера от ледника Доппах. Эти реки, сливаясь, образуют р. Харес.

Восточнее Дигории расположено Караугомское ущелье, образованное северным отрогом в. Геби - на западе, ГКХ от в. Геби до в. Бубис - на юге, Цейским хребтом от в. Дубль-пик до в. Сонгути - на востоке и Саудорским хребтом - на севере. Караугомское ущелье отходит от места слияния р. Харес с р. Караугомдон на юго-восток. При входе в ущелье расположена турбаза "Дзинага" (в старых отчетах и схемах - "Гулар"), а чуть выше - селение Дзинага. Ущелье очень красивое: хвойный лес, зеленые травянистые поляны с ручейками, суровый Караугомский ледник, боковые юго-западные ущелья Фастаг (с остатками обрушившейся несколько лет назад "райской поляны") и Бартуй. Замыкает ущелье грандиозное высокогорное Караугомское плато, с которого низвергается мощнейший Караугомский ледопад.

Восточнее Караугомского плато расположено Цейское ущелье, также необычайно красивое, имеющее свой особый, отличный от других, сказочный, неповторимый облик. Оно образовано ГКХ с вершинами Бубис, Чанчахи, Мамисон (восточный отрог которого разделяет верховье Цейского ледника на Северную и Южную ветвь), Цейским хребтом - с многочисленными вершинами, спускающимися к Кионскому перевалу и Кальперским хребтом - юго-восточным отрогом в. Мамисон. В Центре Цейского ущелья, у места впадения в реку Цейдон реки Сказдон, под скалой Монах, находится а/л "Торпедо". Также здесь находятся базы отдыха, турбаза и база МЧС.

В 12-ти километрах ниже по дороге (от а/л "Торпедо") находится поселок Бурон (Военно-Осетинская дорога).

3.2 Туристские возможности

Дигория-Суган-Караугом-Цей являются отличными районами для проведения как простых походов (1-2 к.с.), так и сложных (5-6 к.с) спортивных мероприятий (в т.ч. школ, сборов). Как ни странно, наименее удачен это район для маршрутов промежуточного уровня (3-4 к.с.), поскольку обходить основные узлы (ледник Нахашбита, Караугомское плато, верховья Цейских ледников) по простым и низким перевалам предгорий уже скучно, а проходить их насквозь - еще рано. Тем не менее, и для походов этих категорий можно построить интересные и красивые нитки маршрутов, но они будут сильно детерминированы.

Природа района очень живописна и своеобразна, во многом непохожая на другие места на Кавказе - особенно поражает огромное количество красивейших водопадов, ниспадающих с устьевых ступеней практически каждой висячей долинки. Мощные ледники, альпийская остроконечность вершин Сугана и, конечно же, высокогорное Караугомское плато навсегда оставляют незабываемое впечатление и желание вернуться еще и еще раз, у всех, кто хоть однажды побывал в этом районе. А широкая возможность выбора препятствий с различным характером рельефа (лед, снег, скалы) позволяют сделать маршрут в этом районе очень насыщенным и разнообразным.

Реки, по-видимому из-за обильного таяния, достаточно многоводные, бурные и стремительные, поэтому маршруты лучше планировать так, чтобы избежать серьезных переправ, особенно в среднем и нижнем течении. Вообще, лучше все более-менее крупные реки обходить в их верховьях по ледникам. К счастью, через почти все основные реки (Харес, Урух, Караугом-дон) есть мосты, так что в принципе (если знать где) можно нормально переправиться. Но, например, моста через Тана-дон в районе поляны Таймази нет, и это надо учитывать при планировании маршрута(как это указано на многих картах). У нас, c утра, была попытка переправится через Тана-дон, в итоге уже на 1/3 реки стенку из 4-х человек начало смывать. В итоге пришлось возвращаться и идти по Харесу вниз по течению допервого моста на правый берег.

Погода здесь летом, как в последние годы и везде на Кавказе, в целом все время стоит великолепная, поэтому несколько непогожих дней на маршруте воспринимаются скорее как досадная случайность, чем правило (а ведь еще лет 10 назад все было наоборот!). Правда, это имеет и оборотную сторону - снежно-ледовая обстановка стремительно меняется в сторону сокращение снежного покрова и таяния ледников, что, приводит к следующим основным эффектам (преимущественно неприятным):

· резко увеличивается камнеопасность

· на традиционных местах стоянок часто нет воды, а на ледниковых моренах пропадают и сами стоянки

· подходы по ледникам с одной стороны упрощаются (они становятся открытыми), но! - ледопады становятся опаснее из-за большей вероятности ледовых обвалов, а бергшрунды и разломы, которые ранее были в большей степени закрыты, становятся сложными препятствиями. Причем необходимо заметить, что ОПИСАНИЯ 5-3 ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ в большей своей части уже устарели

· характер перевальных взлетов меняется, причем часто в неожиданную сторону - бывший снежно-фирновый склон может стать как ледовым, так и конгломератно-осыпным, открыты рантклюфты.

В целом, на наш взгляд, наиболее благоприятные сроки проведения походов в этом районе сейчас приходятся на период с 15 июля по 15 августа - раньше еще довольно много снегу, а позже уже слишком сильная камнеопасносность. Дневные переходы, в зоне снега, также лучше планировать в ранние утренние часы, так чтобы к обеду уже становиться лагерем (кроме, разумеется подходов).

3.2. Политическая ситуация

Для получения пропусков необходимо послать за месяц письмо в погранчасть. Пропусками во Владикавказском погранотряде ведает подполковник Антипов Сергей Николаевич. Телефон дежурного (8672) 756442, телефон начальника погранотряда отряда (8672) 744087. Далее они говоря, что отсылают список в ФСБ, те в свою очередь проверяют не являемся ли мы террористами и только после этого список пересылается по секретной почте(до 2-х недель???) обратно в отряд и пограничники выписывают пропуска. При этом пограничники легко бросаются фразами: "Чем меньше вас к нам приезжает, тем легче для нас". Мы посылали письмо за 1,5 месяца до нашего приезда, но пропуска так и не были готовы. Кроме нас в такой же ситуации были еще 5 груп. В итоге пропуска нам подвез Р. Додзиев в лагерь Россельмаш, где мы и оставили заброску. Пограничников мы встретили 2 раза. В первый раз когда проходили через передовой пост в каньоне р. Харес пограничники просто спали(ок 15.00). Во второй раз мы их видели на заставе около Россельмаша, но к окружающим они не проявляли никакого интереса. В итоге пропуска так и не пригодились, хотя это была основная головная боль при подготовке к походу. Надо заметить, что в прошлом году мы также не получили погранпропуска и пришлось проходить маршрут, обходя заставы и обрезав его часть.

При организации заезда группы в горы через Владикавказ удобно воспользоваться транспортными и смежными услугами, предоставляемыми Северо-Осетинской республиканской ПСС (СОРПСС, Владикавказ, проспект Коста Хетагурова, 273). Начальник отряда - Тавасиев Руслан Андреевич, рабочий тел.(8672) 749967. Другие телефоны СОРПСС: (8672) 745834, (8672) 711103 (оперативный дежурный, круглосуточно). Адрес электронной почты - sorpss@mail.ru.

С представителями ПСС можно договориться о следующих услугах: встреча группы у поезда, транспорт в горы до начала маршрута, временное расположение на территории базы ПСС на период вынужденного нахождения в городе для получения пограничных пропусков.

Чтобы сделать все это, мы воспользовались услугами фирмы "Тайны гор" при владикавказском турклубе "Эдельвейс" (есть веб-сайт http://osetia.mountain.ru, электронная почта - ossetiatourclub@nm.ru, руководитель турклуба и турфирмы - Руслан Дзодзиев, его контактные телефоны - (8672)531439р, 765730д, (928)2896093 моб.). Такой способ оправдан, что погранотряд в 2004 году предпочитал рассматривать документы туристических групп туристов в течение 10 дней, и получение пропуска непосредственно при приезде во Владикавказ и явке в отряд ни в коей мере не гарантировано. Турфирма "Тайны гор" полностью выполнила все, что обещала, помогла нам заехать на маршрут и в тот же день завезти заброску продуктов в Дзинагу, а также договорилась о нашем размещении в (наших) палатках на территории альплагеря "Цей".

Милиция во Владикавказе очень доброжелательна отнеслась к нам. Только переписали паспорта.

3.4. Транспортные возможности

Подъезды в район просты и удобны, но, к сожалению, достаточно дороги: поезд N 34 Москва-Владикавказ с лета этого года стал "фирменным" и цены на билеты в нем подскочили в 1,5-2 раза. Дешевле добираться (и выбираться) поездом N 61 до Нальчика, а дальше рейсовым автобусом ехать до Владикавказа: цена в удобном "Икарусе" - ок. 60 рублей с человека + что-то за багаж (как договориться). Если арендовать частный транспорт, то в принципе, прямо из Нальчика можно ехать в Дзинагу (по расстоянию это будет примерно так же, как и от Владикавказа), однако такой вариант требует предусмотреть получение пропусков в погранзону, которые следует оформлять в Северо-Осетинском погранотряде. Заезд в Цей однозначно идет через Владикавказ.

Цены на рейсовый автотранспорт при заезде из Владикавказа просто смешные (до Верхнего Бурона, например, всего 23 рубля), однако рейсовый автобус в Дзинагу и Стур-Дигору ходит всего лишь раз в сутки (вечером туда, утром - обратно), поэтому эффективнее будет арендовать частный транспорт. До Чиколы и, вероятно, до Мацуты автобусы ходят чаще, но возможность поймать там попутный транспорт или подрядить кого-то из местных жителей невелика - по крайнем мере при добирании "туда" со всем грузом лучше сразу "снять" машину во Владикавказе. До Верхнего Бурона (и вообще по Военно-осетинской дороге) идет гораздо больше всякого транспорта, поэтому добраться туда значительно проще, но уехать оттуда в Цей - настоящая проблема.

Вообще, в самих горах (участки Бурон-Цей и Мацута-Дзинага-Стур-Дигора-Таймази) транспорта крайне мало - или машины не на ходу, или бензина нет, а если кто и едет, то или по делам (недалеко и/или не туда), или забит "под завязку" - поэтому на возможность подъезда там лучше и не закладываться - все эти перегоны скорее всего придется пройти пешком.

Автотранспорт во Владикавказе можно "снять" прямо на привокзальной площади - цены того же порядка что и в Нальчике. Мы для большей надежности заказывали транспорт "туда" у Додзиева Руслана, но это дорого: полный пакет услуг - встреча, завоз заброски до Россельмаша, заезд основной группы до пос Ахсау обошелся нам в 2700 рублей на 5-ть человек (причем "буханка" еле-еле доехала до Ахсау со всем грузом, несколько раз останавливаясь мелкий ремонт). Обратно мы выбирались на "перекладных" существенно дешевле: 70 рублей до Владикавказа.


4. График маршрута пройденный

День пути

Дата

Участок маршрута

Краткое описание маршрута

Км, *1,2

?Н, м

Н,м

t, ч

Примечания

0

08.08

Пос. Ахсау - р. Белягидон

3 перехода по дороге по 35-40 минут доходим до коша, где встаем на ночлег не поляне в лесу.

9,6

+760

1300-2060

1

09.08

П.т.- ночевки "Семь братьев"

2,5 перехода по тропе - до водопадов. Взлет проходим вдоль правого п.х. ручья

Далее вдоль реки за 1,5 перехода доходим до "Семи братьев", где встаем на ночлег.

7,2

+1070

2060-3130

4ч10

2

10.08

П..т. - пер Кедрина(2А, 3740) - л. Ахсау - р. Хазны-дон

Вдоль левого п.х. притока доходим до ледника за 1.5 перехода.

0.5 перехода по леднику до подножие перевала.

1 час - движение по косой осыпной полке, далее выход на скалы левого контрафорса до снеежного кулуара и по нему до седла пер Кедрина(2А, 3740)

150 м. мелкой осыпи до 30°, далее в связках по закрытому леднику, обходя ледопад слева вдоль моренного выноса за час доходим до морен л. Айхва

30 мин спуск в кошках по открытому леднику до моренного чехла.

Бараньи лбы с каскадом водопадов обходим справа. Под водопадами переправа через реку по камням и вдоль реки за 2ч от конца ледника доходим до р. Хазны-дон . Н=2630

9,5

+610

-1110

3130-3740-2630

С утра дождь до 9.30

3

11.08

П.т. - ночевки под кулуаром на пер Оксана - разведка ледопада

Переправа через р. Хазны-дон и за 1 час доходим по морене до ночевок в кармане морены левого борта л. Хазны и основания кулуара пер. Оксана.

Разведка 2-й ступени л. Хазны Н = 2900

3,3

+270

+400

-300

2630-2900-3300

1ч30

4,5 веревки на подъем и спуск при разведке ледопада

4

12.08

П.т.- пер Оксана(2А, 3550) -л. Хазны-пер Хазны(3А. 3740) - л. Нахашбита

По снежному кулуару пер. Оксана в кошках за 1.10 ч до конца снежника.

1 веревка в обход водопада по скалам правого борта кулуара.

За 2 перехода доходим до седловины пер. Оксана(2А, 3550) по крупной и средней осыпи, в конце простое лазанье по скалам

Спуск на л. Хазны по среднейи крупной осыпи

По открытому л. за 1.5 перехода до седловины пер Хазны(3А, 3740) в конце в связках по закрытому леднику.

Спуск с седловины правой стороны перевала по средней и мелкой осыпи (150м, 30°)

От крайне правого моренного острова 1 веревка по льду до первого разлома, еще 1 веревка в ранклюфт, далее 2,5 веревки по рантклюфту вдоль правого борта до скальной полки.6-я веревка - дюльфер по вертикальным скалам, рюкзаки отдельно. 7-я до ледового арочного мостика через нижний бергшрунд и через сам мостик.

Далее в связках по закрытому леднику до скального ригеля, откуда по правому снежно-ледовому кулуару (250 м, 35°) в связках на 3 такта до выполаживания.

10 мин до выложенных ночевок на морене.

7,5

+650

-150

+340

-500

2900-3550-3400-3740-3240

9ч45

1 веревка на подъем

6,5 на спуск

5

13.08

П.т. - пер Суган(3А, 4067)

15 мин по средней осыпи до л. Нахажбита, 15 мин до центральной морены ледника, 30 мин вдоль морены до линии снега.

По центру ледника проходим в связках 1-ю ступень ледопада, далее придерживаясь правого борта (вдоль левого борта большие разломы и происходят ледовые обвалы) за час доходим до большого разлома, который проходиться около скал по шаткому мостику - след ледового обвала.

Далее косым траверсом с права обходим 2-ю ступень ледопада и поднимаемся под берг (1 час), 20 м перил по льду.

Бергшрунд проходится в центре по пробке с провешиванием 1-й веревки.

15 мин в связках до верхнего берга.

2 веревки по рандклюфту вдоль скал до седловины пер Суган(3А, 4060).

Ночевки по гребню выше седловины на выложенных площадках. Вода на седловине. Н = 4090м.

6

-120

+940

+30

3240-3120-4060-4090

7ч30

3,5 веревки на подъем

6

14.08

П.т. - л. Доппах - р.Рарес-дон - а/л Россельмаш

Спуск начинаем с седловины по скально-осыпному кулуару - 1 веревка до большой полки, далее пешком до скальных сбросов.

Дальнейший спуск по неярко выраженному контрафорсу (придерживаясь правой стороны, слева камни) 3 веревки и выходим на ледник.

В связках по закрытому снежно-ледовому склону придерживаясь правого борта обходим верхнюю ступень ледопада.

Центральный разлом проходим по центру под ледовыми сбросами - там есть непрочный мост.

Нижний ледопад - слева п.х. по снежно-ледовому кулуару с трещинами до 35°, далее выходим на начало морен. 3ч от седловины.

По морене, а затем по травянистым склонам за 2,5 перехода спускаемся в долину р. Харес-Дон.

Далее за 3,5 перехода придерживаясь левого склона по тропе, не спускаясь в висячую долину - болото, доходим до начала серпантина (грунтовая дорога). В середине серпантина пост пограничников. До а/л Россельмаш 1,5 перехода. Н = 1730

20,4

-2360

4090-1730

8ч10

4 веревки на спуск

7

15.08

Дневка, разбор заброски

С обеда дождь

8

16.08

П.т. - поляна Авсанау - р. Харес-дон - р. Геби-дон

1 переход по тропе (начинается около погранзаставы) вдоль левого берега р. Тана-Дон (по совету местных жителей). Моста, указанного на картах нет, попытка переправиться успехом не увенчалась.

1 переход обратно и по дороге через 1.5 км ниже Россельмаша переправа через р Харес-Дон по мосту, откуда начинается тропа на перевал.

По тропе за 3 перехода по лесу вдоль реки поднимаемся на первую висячую долину, еще 1 переход до 1-й ровной площадки и там встаем на ночевку. Н = 2360

9

+270

-350

+710

1730-2000-1650-2360

5ч30

9

17.08

П.т. - пер Авсанау(1А, 2920) - л. Бартуй - цирк пер Цихварга

0.5 перехода до стоянок 2500, отсюда по теряющейся тропе в левую п.х. долину и за еще 1.5 перехода в предперевальный цирк.

Основная седловина - дальняя справа п.х.. Мы поднимаемся на ближайшую - 1 переход пер. Авсанау(1А, 2920).

Спуск - по травянисто-осыпному склону до 30° 30 мин до левобережной морены л. Бартуй, даллее по морене полнимаемся вверх до ее окончания и выходим на ледник.

За 30 мин пересекаем ледник и поднимаемся до зоны снега, где связываемся.

Первый взлёт правого рукава проходим по центру, оставляя зону трещин слева.

Второй взлёт с маленьким ледопадом проходим, прижимаясь к левому по ходу борту.

Верхний цирк, как и средняя часть ледника, пологий и выбрав безопасное место встаем на ночлег.

За 15 минут на легке доходим под перевальный взлет. Провешиваем 25 метров до берга, плотный фирн 40°. Берг по центру хорошо простреливается камнями, принимаем решение подниматься правее, здесь стена длиннее, но безопасней. Подъем идет по стене 20м 70-90°. Затем начинается выполаживание 45°. Вешаем 1 веревку, далее идти опасно из-за постоянных камнепадов.

9,6

+560

-320

+800

+100

-100

2360-2920-2600-3400

3400-3500-3400

1.5 веревки на подъем

10

18.08

П.т. - пер. Цихварга(3А, 3670) - р. Фастаг-дон

Поднимаемся по провешанным веревкам, затем лед 45° 3 веревки. Выход на седловину до 55° 1,5 веревки. Пер. Цихварга(3А, 3670). На седловине возможны стоянки, есть вода

По осыпи вдоль скал левого борта 60м до скального выхода над верхним Бергом.

Далее 1 веревка справа от скола до пробки в Берге и по снежному мосту выходи на ледник.

Следующий Берг проходим вдоль левого борта и по мосту переходим косым траверсом на правый борт .

Нижний ледопад проходим по центру правого борта и выходим на закрытый ледник 1ч.

Далее за 30 мин выходим на центральную морену, откуда за 1,5 часа доходим до стоянок под перевалом Фастаг 2640.

7,2

+370

-1030

3400-3670-2640

7ч30

1,5 веревки заранее провешаны

4,5 веревки на подъем

1 веревка на спуск

11

19.08

П.т. - пер. Фастаг(2А, 3650) - л. З. Караугом

За 1 час подходим под первый ледопад по ср. осыпи, далее по снежнику.

Первый ледопад идем с левого борта, до 30м страховка в трещинах через скользячку буры. Затем пересекаем ледник.

2-й ледопад идем пересекая с правого на левый борт. Затем подъем до верхнего разлома идем по центру.

Верхний разлом проходим вдоль правого борта, начинается лед.

Перевальный взлет пер Фастаг(2А, 3650) до 35° лед 80м. От стоянок 3ч.

Спуск по тропе направо на самую верхнюю седловину. Оттуда по средней осыпи и по простым скалам за 45 минут спускаемся на ледник.

Далее пересекаем ледник на правый борт и косым траверсом поднимаемся на пологий участок ледника, где вырыв площадку встаем на ночлег. 0.5 час

5,4

+1010

-300

+180

2640-3650-3350-3520

4ч15

С 14.30 до 3.00 идет дождь

12

20.08

П.т. - пер. Гельфгата(2Б, 4000) - цирк пер.Обходной

Пересекаем ледник до кулуара справа от скальной башни. Берг пересекаем вдоль левого борта. Пересечение кулуара проходит под постоянными камнепадами. Далее под прикрытием скал до скально-осыпного кулуара, и в связках по простым скалам поднимаемся на верх скального острова.

Оттуда по льду до 35° 90 метров выходим на выполаживание ледового лба и отсюда траверсом выходим на седловину ледовой перемычки.

Дальнейшее движение продолжается на правую п.х. седловину. Разломы пересекаем справа п.х. перевальный взлет до 30°. Прямо в центре взлета разлом, который мы переходим по шаткому мостику. На седловине пер. Гельфгата(2Б, 4000) есть вода

Спуск сначала по скальной осыпи до 30°, далее с попеременной страховкой по льду до начала снежника (до 35°). Затем пересекаем весь склон к небольшому мостику через верхний берг(около левого борта). Оттуда пресекаем склон до правого борта, где нижний берг полностью засыпан.

За час по закрытому леднику спускаемся к подножию перевала Обходной, где на пологом плато встаем на ночлег.

6,6

+480

-350

3520-4000-3650

5ч15

1 веревка на подъем

13

21.08

П.т. - пер. Обходной(2А, 3850) - цирк пер Фестивальный

Подъем на перевал Обходной(2А, 3850) по снежно-ледовому склону, до 35°, в верней части разломы, пересекаемые по небольшим мостам. На седловине возможна стоянка одной палатки.

Спуск по ледовому склону до 35° 40м. Далее вдоль разлома уходим вправо 35м и от выхода льда 1 веревка до выполаживания на основном плато.

Далее лавируя между трещинами за 2 перехода подходим под г. Бивуачная.

Основные разломы при подъеме на верхнее плато обходим справа п.х. (сн-лед склон с многочисленными взлетами до 35°). За один переход доходим под перевальный взлет пер.Фестивальный.

7,2

+200

-200

+500

3650-3850-3650-4150

3ч50

С 18.00 предыдущего дня и до 10 утра шел дождь

С 15.00 до 6 утра следующего дня снегопад

14

22.08

П.т. - рад траверс пика ЦДСА(2А, 4400)

За 30 минут доходим до берга под седловиной. Взлет берга -3м до 90°.

Далее по снежно-ледовому склону до 40° 1 веревка, затем становится положе и через 70м выходим на седловину. На Цейский ледник карнизы.

Дальнейший путь по камням присыпанным снегом, обходя жандармы со стороны Караугомского плато, выходим на вершину пика ЦДСА(2А, 4400).

Спуск 25 метров до скальной полки по перилам. Дальнейший путь идет под скалами жандармов и через 0.5 часа выходим на седловину пер Ю. Уилпатинский с попеременной страховкой.

С седловины спуск сначала в связках 70м, далее 2 веревки на ледорубном кресте до Берга по линии падения воды. Берг 5 метров высотой, по центру плотный мост. От Берга за 20 мин доходим до палатки.

3.6

+250

-250

4150-4400-4150

1 веревка на подъем

2,5 веревки на спуск

15

23.08

П.т. - рад г. Уилпата(2Б, 4649) - пер Фестивальный(3А, 4350)

За 15 мин доходим до берга, который проходим слева. Высота 2,5м. над Бергом провешиваем 1 веревку. Лед до 35°. Затем 1 веревка на скользячих бурах, затем в связках выходим на седловину пер. Ю. Уилпатинский. 1 час от лагеря, 4350.

Дальнейшее движение идет по смерзшейся осыпи наверх, периодически простое лазанье по жандармам, есть еле заметные следы тропы.

Перед скальными стенками переходим на цейский склон и по нему обходя жандармы выходим на предвершину 30 мин от седловины.

Отсюда по гребню подходим под ближайший снежный кулуар до 30° и по нему поднимаемся до осыпного склона по которому выходим на вершину Уилпата(2Б, 4649), обходя скальные выходы слева п.х. 30 мин от предвершины.

Спуск по пути подъема до лагеря занял 1ч 10мин.

Подъем на седловину пер Фестивальный вдоль левого борта, т.к. по центру снежная доска, готовая сойти. 160 м. 30-35°. Бергшрунд проходим по снежному мосту и по плато лавируя между трещинами поднимаемся на седловину(4350).

3

+400

-400

+200

4150-4649-4150-4350

1 веревка на подъем

1 веревка на спуск

16

24.08

П.т. - л. Цей - пер Хицан(1Б. 3450) - ледовые ночевки

1 веревка на ледовой проушине по льду от 40° до 50° вверху. доходим до скального языка, у подножия которого на скальном выступе вешаем вторую веревку(идет вдоль скал, уходя от ледового желоба), 3-я продолжает вторую по льду до рантклюфта. Приходится лавировать между трещинами, мосты не держат вес человека.

2 веревки по рантклюфту до скальных выступов, откуда еще 1 веревка до льда по скалам. Затем еще 2 веревки по льду пересекая желоб-мусоросборник до выполаживания над Бергом.

Берг 2-ной. Верхний проходим по снежному мосту, Нижний по центру высотой 1,5 м и мы спрыгиваем с него.

Дальнешее направление - по леднику, 15 мин до начала верхнего ледопада. В ледопаде придерживаемся левого борта в одном месте горизонтальные перила 10м.

Нижний ледопад проходим прижимаясь к моренам левого борта. На моренах есть стоянки. 1 час.

За переход придерживаясь правого борта подходим под перевал Хицан(1Б, 34). Взлет - 50м, сначала лед, затем крупная осыпь.

Спуск по тропе по склону (до 30°)за переход до Ю. ветви ледника.

По леднику сначала по центру до слияния 2-х ветвей, затем вдоль центральной морены выходим на выполаживание ледника. После выполаживания переходим на левый борт.1 переход.

Далее по маркированной турами тропе обходим слева водопад и за 1 час доходим до нижних ледовых ночевок.

12,6

-560

+60

-

4350-3390-3450-2

6ч30

8 веревок на спуск

17

25.08

П. т. - р. Цей-дон

По тропе 3,5 перехода до бывшей погранзаставы

4.8

2ч30

С утра до 12.00 дождь

18

26.08

П.т. - пос Бурон

1 переход до базы МЧС и 4 перехода да пос Бурон

1600

С 16.00 дождь


5. Описание маршрута по дням

Все право - лево даны орографически, кроме оговоренных случаев. Время движения даётся в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы.

День 1

На той же машине, что довезла нас до ущ. р. Беляги-дон, часть группы отвезла заброску в А/Л Россельмаш и вернулась обратно.

Путь вверх по ущ. р. Беляги-дон идет по дороге, которая петляет с берега на берег по хорошим мостам. Вскоре дорога забирает высоко на левый склон ущелья, оставляя реку далеко внизу. Через 1 ч 40 мин пересекаем чистый ручей, за которым начинается выполаживание долины. Здесь на поляне у опушки леса встаем на ночевку.

День 2

Далее дорога теряется, превращаясь в тропу. Затем, пройдя еще ходку (45 мин), преодолеваем очередной поток ручья у границы леса и останавливаемся на обед, накрапывает дождик.

Быстро перекусив, продолжаем дальнейший путь вдоль левого борта ущелья. Здесь река широко разливается. Через две ходки подходим под устьевую ступень "бараньих лбов" висячей долины Белагских перевалов, с которых каскадами низвергаются водопады. поднимаемся вдоль левого ручья по узкому осыпному кулуару и выходим в моренный цирк. Далее еще ЧХВ по довольно унылым моренным полям и террасам до ночевок "Семь Братьев". Здесь в останавливаемся на ночлег.

День 3

1. Перевал Кедрина (2А, 3750)

Характер: снежно-осыпной
Ориентация: запад - восток

Расположен в Белагском отроге Суганского хребта в северном плече вершины Айхва и ведет с ледника Южный Белаг (верховья реки Беляги-дон) на ледник Айхва (верховья реки Хазны-дон).
Необходимое снаряжение: каски, системы, основные веревки.

С ночевок к пер.Кедрина ведет самый левый (по ходу) цирк. По пологим моренным полям, плавно набирая высоту, выходим к языку ледника Юж. Белаг (1 ч ЧХВ, Фото 1). Одеваем системы, кошки. Нижняя часть языка ледника открыта. За 20 мин подходим под перевальный взлет.

Сравнивая описания, имеющиеся у нас, видим, что перевальный взлет сильно стаял. Сейчас он представляет собой камнепадо-опасный скально-осыпной кулуар, в нижней части кончающийся небольшой стенкой(Фото 2). Решаем подниматься справа по ходу от кулуара по осыпям и далее по не ярко выраженному контрфорсу (до 35 градусов) до снежного галстука, по которому выходим на седловину в 11.30.

Поднялись на перевал без веревок, плотной группой за 1 ч. С перевала на лед.Айхва ведет осыпной склон (до 30 градусов), который в нижней части засыпан снегом и выводит на пологое плато ледника. Спуск до снега занял 10 мин. Дальнейшее движение идет в связкахсвя по закрытому леднику, немного по плутав между трещин спускаемся на среднее плато, где сходятся пути спуска с пер. Северный Белаг, Центральный Белаг, пер. Кедрина. На правобережной морене (35 мин) останавливаемся на обед(Фото 3,4,5,6).

Продолжение спуска идет по открытому льду в кошках до морен. По моренам спускаемся вниз до реки, которую переходим по камням на правый берег. Бараньи лбы с красочными водопадами обходим справа. Далее спускаемся в висячую долину, где под основанием лбов переходим реку на левый борт.

Дальнейшее движение идет по левому борту р. Хазны-дона. Пересекая боковые ручьи, за 1,5 часа спускаемся до ночевок.

Выводы: При прохождении перевала группа сталкивается с лазаньем по скалам, движением по крутому снегу и с хождением в связках по закрытому леднику. Перевал в целом соответствует сложности 2А и является хорошим препятствием как для начала походов 4-6 к.с., так и в качестве основного перевала в 3 к.с.

День 4

2. Перевал Оксана(3650) + перевал Хазны(3А, 3850)

Категория трудности:

Высота: 3850 м

Характер: скально-снежно-ледовый

Ориентация: запад - восток

Необходимое снаряжение: веревки, системы, каски, кошки, ледорубы, жумары, спусковые устройства, ледобуры (в т.ч. самосброс), ледовые молотки, расходные петли и скальные крючья (при организации точек страховки на скальных выступах).

От ночевок возле потока с л-ка Хазны подходим к месту переправы - большому камню, ниже которого поток делится на несколько рукавов. Переправляемся на левый берег и выходим на левобережную морену л-ка Хазны. Она поднимается изогнутым гребешком, прижимаясь к восточному скальному отрогу пика Шевченко.(Фото 8)

Поднявшись по морене до кулуара, ведущего к перевалу Оксаны (2900м), встаем на ночевку на зеленом гребешке морены , вода в ручье из кулуара(от места ночевок идет набитая тропа к ручью). От места предыдущей ночевки - 1 час 40 мин.

От этого места совершаем разведывательный выход в среднюю ступень ледопада. От ночевок поднимаемся выше по морене, обходя нижний ледопад л-ка Хазны, затем спускаемся на ледник и пересекаем его по небольшому наклонному плато (3100м, лавирование среди трещин, 40 мин от ночевок)(фото 9,10,11).

Дальнейший путь по правому краю среднего ледопада в направлении черного скального контрфорса с висячим ледником на его 'крыше' опасен. В 11 он постоянно простреливается камнями и ледовыми обвалами, причем из-за таянья снега трещины оказались открытыми, а лавирование под обстрелом не лучшая затея. Надо заметить, что на следующее утро в 5.30 произошел большой ледовый обвал, перебивший полностью "безопасный" путь.

Из-за этого принимаем решение попытаться найти проход по центру ледопада. В ходе разведки было провешено 4,5 веревок, но уперлись в большие разломы(несколько разломов подряд высотой с 50-70м. и неизвестной глубиной). В итоге пришлось отказаться от этого варианта и остановиться на проходе перевала Оксана(2А, 3650). Заодно группа получила пол дня для отдыха и окончательного подгона снаряжения.

День 5

От места ночевки поднимаемся по снежному кулуару крутзной до30° в кошках(смерзшейся снег)(Фото 12).Через час упираемся в водопад, для прохождения которого по правому борту провешиваем 1 веревку(Фото 13). После водопада двигаемся по средней осыпи и за 10 мин. Доходим до развилки кулуаров. Наш кулуар уходит влево п.х. и продолжая движение за переход доходим до верха пояса бараньих лбов.

Отсюда есть 2 пути на перевал: 1) Прямо в лоб

2) В обход скального отрога под скалы промежуточной вершины и дальнейший траверс влево п.х. по тропе вдоль скал на гребень.

Оба пути равнозначны по сложности. В первом случае подъем круче, а во втором он протяженней по длинне, но менее крутой. Но в обоих случаях приходится использовать простое лазанье по скалам. Мы выбрали второй вариант(Фото 16).

Седловина перевала скально осыпная. Ориентация Запад-Восток. В туре обнаружена записка группы из Москвы под руководством Плотникова Д.В. из МГУ от 20.06.2001. С седловины открывается вид на л. Хазны(Фото 14), одноименную седловину и перевал Хазны-Метеоровцев(Фото 15).

С седловины за 20 мин по средней и мелкой осыпи спускаемся на широкую, относительно пологую часть ледника, которая огибает ступень верхнего ледопада(Фото 18).

По открытому пологому леднику поднимаемся на фирновое плато л-ка Хазны. Вдоль склонов пика Шевченко движемся в направлении седловины перевала Хазны (Метеоровцев). Перевальный взлет преодолеваем по центру(сн склон до 25°). От выхода на пологую часть ледника до седловины 1ч 15мин.

По пути к седловине проходим кулуар выводящий на перевал Хазны-Метеоровцев(Фото 17). Если в снежные годы в этом кулуаре случались камнепады, то в этом бесснежном году подниматься по кулуару 400 метров, когда сверху с периодичностью 5-10 минут падают камни размером с каску и более было слишком опасно. В итоге приняли решение проходить перевал Хазны

Перевал Хазны расположен в скальном гребне перемычки отрога Хазны. Эта широкая перемычка, замыкающая плато Хазны с запада, отделяет л-к Хазны от л-ка Нахашбита. На седловине 3-4 скально-осыпные площадки для стоянок, вода на л-ке или на гребне в 30 метрах ниже тура, в направлении перевала Нахашбита(Фото 19). Его широкая седловина, подрезанная мощным бергшрундом, хорошо видна в юго-западном направлении. С седловины перевала хорошо виден наш следующий перевал Суган.

В сторону ледника Нахажбита с седловины пер. Хазны идут скальные плиты, у подножия которых мощный рантклюфт. Однако с северного края седла плиты заканчиваются и по средней и мелкой осыпи до 25° можно спуститься на ледник(Фото 20). Ледник закрытый, движение в связках в направлении мини-морены у правого борта. Принимаем решение спускаться по рантклюфту, т.к. с седловины видно, что в ледопаде потеряем много времени в поисках прохода(большие разрывы от борта до борта).

1-я веревка вешается на расходной петле на камне и доходит до края разрыва(кр ок 40°). Вторую вешаем на буре-барабане и спускаемся на снежную пробку в разлом. Далее преодолевая ледовую стенку(3м вверх и столько же вниз) спускаемся в рантклюфт. Затем по широкому рантклюфту вешаем 1.5 веревки до пробки. Сверху нависают потрескивающие ледовые глыбы с которых капает вода. Периодически в скалах встречаются оставленные крючья и спусковые петли(Фото 21).

Ледовая пробка высотой в 5м. Можно ее пройти и понизу :)), но это на любителя. С верху пробки на ледобуре спускаемся до скальной полки(от основания пробки 1 веревка). Следующая веревка идет по скалам 40м 70° (крепление на петле вокруг камня) и спускается к косой полке над разломом. Это самое опасное место, т.к. приходится пересекать полку горизонтально-влево под нависающим льдом, куски которого периодически отваливаются. Рюкзаки спускаем отдельно(Фото 22), чтобы человек максимально быстро прошел это место. С основания косой полки вешаем еще 1 веревку через узкий(до 40 см) мост через разлом и оказываемся на более-менее пологой части ледника(Фото 23).

Здесь связываемся и по закрытому леднику ок. 20° спускаемся в направлении ригеля. У ригеля возможна ночевка. Наличие воды не проверяли, т.к. спешили вниз.

Дальнейший спуск проходит по правому кулуару(Фото 24, 26). Он снежный, крутизной до35° 200м. и выводит на осыпные склоны(с этого места начинается подъем и на перевал Хазны-Метеоровцев(Фото 25)). Здесь на одной из морен мы находим площадку под палатку, а воду у основания ближайшего снежника. Любуемся закатом и смотрим подъем на наш следующий перевал.

Выводы и рекомендации: Перевал соответствует 3А к.с., сложности чуть ниже средней. К сожаленью в последнее время очень небольшое количество групп проходит его в сторону ледника Нахажбита, поскольку большинство групп проходят его в связке с перевалом Нахажбита. Из-за этого практически нет его современных описаний.

К сожаленью в малоснежный год и при сложившейся ледовой обстановке прохождение среднего ледопада невозможно из-за камнепадов и ледовых обвалов со стороны Галдоров(обвалы происходят в любое время суток). Попытки пройти ледопад по центру приведут к очень большой трате сил и времени.

Прохождение перевала Оксана рекомендуется в ранее время суток т.к. после освещения склона по снежному кулуару начинаются камнепады. В сложившейся обстановке, когда снег отступает, обнажаются водопады, прохождение которых требует провешивания веревок.

Кулуар подъема на перевал Хазны-Метеоровцев если в снежные годы представлял опасность из-за камнепадов, то в этом году проходить его было смертоубийство.

Спуск с перевала Хазны по ранклюфту довольно трудоемок, поскольку в ранклюфте приходиться при спуске преодолевать ледовые стенки на подъем.

В итоге было провешено 4,5 веревки при разведке ледопада, 1 веревка при подъеме на пер Оксана, и 6,5 веревок на спуске с перевала Хазны.

В целом перевал можно рекомендовать для использования при построении маршрута всем группам, идущим в походы 5, 6 к.с. как в основной, так и в акклиматизационной частях, в том числе и как первый перевал данной категории. Реальная высота перевала на 100 метров больше указанной в классификаторе.

День 6

3. Перевал Суган(3А, 4067)

Категория трудности:

Высота: 4067 м

Характер: скально-снежно-ледовый

Ориентация: запад - восток

Расположен в Суганском хребте между вершинами Суган-баши и Доппах и ведет с ледника Доппах (верховья Орс-дона, истока реки Харес) на ледник Нахашбита (верховья реки Псыган-су).

Координаты: 42o57'56" с.ш., 43o27'36" в.д.

Прохождение: 13-14 августа 2006 с ледника Доппах на ледник Нахашбита. Снята записка группы СК "Стрелец" г. С-Петербург под рук. Голубева К.А. от 08.08.2001г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры, скальные крючья, закладки, "френды", оттяжки, петли, скальный и ледовый молотки.

Фото 27, 28, 29,30. От ночевки за 15 мин спускаемся на л. Нахажбита, пересекаем его и по открытой части ледника за час(от места ночевки) доходим до границы снега. Здесь связываемся и начинаем движение к нижней ступени ледопада. Пытаться обойти ледопад не стали, т.к. над скалами Доппаха висячие ледники. судя по свежим следам они постоянно обваливаются. Ледопад проходили с центра на лево п.х.. Он простой и за переход поднялись на первую ступень.

Далее поднимаемся по правому борту и подходим к первому разломам. Здесь начинается лавирование между трещинами, периодически движение с попеременной страховкой, и через 30 мин поднимаемся на снежную подушку перед большим разломом. Он пересекает весь борт от края до края и единственный способ его преодолеть около скал левого борта, где ледовый обвал создал небольшой мост. Быстро преодолевая мост продолжаем двигаться вдоль левого борта и через 30мин выходим на 2-ю ступень ледопада.

Здесь пересекаем ледник по косой на левый борт, обходя следующий ледопад, быстро пересекаем по мосту разлом и поднимаемся по направлению центра бегшрунда. При прохождении этого участка есть опасность схода камней со склона Доппаха. При подходе к бергшрунду в верхней части вешаем 20м. перил(лед 40°).

Прохождение бергшрунда представляет проблему. Обойти около левого борта уже нет возможности, т.к. начались постоянные камнепады. По центру есть небольшой навес, с которого надо попасть на полку на той стороне берга. А на противоположной стороне стенки берга состоят из рыхлого снега(при высоте в 3,5 метра), в которых ледовый инструмент не может зацепиться. Первый проходил бергшрунд без рюкзака, пробивая себе дорогу с помощью лопаты(Фото 31). Веревку закрепили на ледорубе. Дальнейшее движение идет в связках и за 15 минут выходим в верхний цирк перевала Суган.

Времени еще 15.00 и мы принимаем решение ночевать не в цирке(ночевать следует под склонами Суган-тау, куда не долетают камни со стороны перевала) а на ночевках на гребне. Верхний бергшрунд имеет пробку только у края ледового склона у Суган-тау. С ледовой пробки начинаем подниматься по ледовой стене(5м, фото 32) и выходим в рантлюфт. Вскоре рантлюфт заканчивается и движение идетпо льду вдоль скал и на одном из выступов крепим веревку. Следующая веревка идет по скалам и крепиться уже на гребне(Фото 34). На седловине течет ручей, а стоянки есть в 50 метрах выше по гребню г. Суган-тау(Мы встали чуть приспустившись с гребня - удобная стоянка, защищенная от ветра, фото 35,36).

День 7

Спуск начали в 6.30. Необходимо спешить, т.к. как только солнце начинает освещать склон, начинаются камнепады и ледовые обвалы.

Для спуска спускаемся с седловины чуть вниз и на петле вешаем 1-ю веревку(Фото 37). Она идет в сторону скально-осыпной наклонной полки, пересекая несколько боковых кулуаров. Затем пешком(простое лазанье) спускаемся к краю полки, откуда дальнейший спуск идет по неярко выраженному контрафорсу(3 веревки до льда). Веревки крепятся на петлях.

На льду связываемся, одеваем кошки и продолжаем спуск. Верхний ледопад обходим слева и выходим на подушку. В центре подушки громадный разлом от борта до борта. Его мы преодолеваем по центру, где из-за ледового обвала образовался тонкий мост.

Далее есть 2 варианта пути прохождения нижнего ледопада: справа и слева. Первый вариант, как советовали предыдущие отчеты, мы забраковали, т.к. солнце уже начало освещать верхний ледопад и прошел первый обвал, кроме того на перегибе видны были разрывы, а сам спуск пришлось бы вести по открытому льду 30-35°. Во втором варианте спускались по снегу и единственным препятствием была закрытая трещинаJ Фото 38,39.

В итоге за три часа от начала спуска к 9.30 мы спустились к центральной морене на открытом пологом леднике, где развязались. Спуск в долину ведет по морене(придерживаясь левого края), затем по травянистому склону. За 2,5 перехода спускаемся в висячую долину Хареса. В саму долину спускаться не стоит, т.к. она сильно заболочена., и движение идет по тропам вдоль склона. За три перехода доходим до дороги(у начала серпантина). И по дороге за 2 перехода добегаем до а/л Россельмаш, где в магазине нас ждет заброска и погранпропуска. По середине серпантина под водопадом стоит пикет пограничников, но по непонятным причинам они даже не покинули свое убежище от солнца, чтобы проверить у нас документы.

Выводы и рекомендации: Еще при планировании маршрута в Москве, мы считали перевал Суган одной из основных "изюминок" похода, во многом определяющим уровень заявленного маршрута и способность его прохождения группой. И надо сказать, он вполне оправдал наши ожидания.

Если раньше перевал был существенно асимметричен, т.к. подъем на него с Доппаха более чем даже на полкатегории был сложнее подъема с Нахашбиты, то сейчас картина существенно изменилась из-за подвижки ледника небольшие бергшрунды превратились в громадные разломы, при прохождении которых приходилось вешать веревки.

Сквозное прохождение перевала за 1 день на наш взгляд это нецелесообразно - путь по раскисшим после обеда по снежным склонам с восточной стороны перевала будет существенно более опасным(ледовые обвалы и камнепады) и трудоемким, чем с утра, а на следующий день после такого перевала все равно надо отдыхать. Спуск же на заподную сторону возможен только в раннее время суток, когда склон не освещен солнцем. Поэтому, в любом случае, ночевку следует планировать на перевале, а начав работу с 6-ти утра, за 3,5-4 часа совершенно реально спуститься ниже опасной зоны схода камней. Основная техническая сложность в таком варианте - это организация надежных станций крепления перил и продергивание веревок по скалам.

На перевале было провешено 3 веревки на подъем и 4 на спуск.

Выпускать на прохождение перевала можно только сильные группы, совершающие походы 5 и 6 к.с. И, наконец, для групп, имеющих альтиметр, следует не забывать, что высота перевала в классификаторе существенно занижена, иначе, в какой-то не самый приятный и подходящий момент, вы можете быть очень разочарованы :).

День 8

Дневка

Продолжение >>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru