Автор: Анатолий Мошников, СПб.
Цена Человеческой Жизни
Я написал все это не потому что..., а вопреки. Я люблю альпинизм - этот образ жизни и не представляю себя вне его..., но наболело!
Когда умирает друг - в душе сначала ощущается нехватка чего-то - воздуха, который ты пьешь, не замечая его недостатка, потом медленно начинает сдавливать виски и колоть сердце, и ты понимаешь, что это произошло и навсегда - ты потерял, ты - виноват, ты не был рядом - не вернешь...
Серега, на твой вопрос на Польском маршруте на Аконкагуа: "Толя, мы развязались, а как же страховка?
Мой честный ответ: "А никак - сам страхуйся - ледорубом и повнимательней - трубки ледовые не держат, чего фигню-то устраивать - тут каждый за себя - сорвешься - потом винить никто не станет, что еще кого-то с собой утянул..?"
Жесть! Любимое слово молодых альпинистов сегодня. Не хочу.
Жести и вообще экстрима или когда заводят, когда деньги, когда приглашают..., да и кто приглашает и за что, за опыт, за возможности, за красивые глаза и т.д.
Я о главном. О Жизни. Все все понимают - нет денег - не поедешь в Гималаи, не поедешь - не совершишь, не совершишь - не состоишься - не заметят, не пригласят - замкнутый круг. Поэтому многие не спрашивают (не знают, не думают, не беспокоятся...) - что с моей страховкой, а есть ли аптека, а кислород в медицинских целях - есть? И где он?
Далее...я цитирую-Володю Белоуса:
"Вечером Серега почувствовал себя плохо, сказал, что не хватает воздуха. Особых препаратов у нас никаких не было, кислорода тоже..." (?!)
Почему? Не было высотной аптеки - позволяющей купировать что - вопрос что, надо задавать до, а не после... и врачу, хорошо бы - имеющему опыт высотных восхождений..., тем более - имена ребят, что рядом, заслуживают глубокого уважения по опыту высотных восхождений и решению проблемных ситуаций.
"Потом вроде все прошло, все отдушины в палатке были открыты, хотя ночь на этой высоте после таких нагрузок прошла беспокойно для всех."
Понимаю - все наелись и твои проблемы - только твои...!, но ...
"С раннего утра мы начали готовиться к спуску, одеваться, топить воду. Сергей все время подтормаживал. Но в итоге мы вместе с ним вылезли из палатки и я попытался помочь ему одеть кошки. Посмотрел в глаза ему и понял, что дело серьезно и плохо, и надо искать хоть где кислород. Вылез Алексей Болотов, начал помогать Сергею. Я сам одел кошки и систему, и насколько мог быстро полез наверх, там стояла палатка Павленко и еще чья то, метров 50-60 выше нас.
Я пытался найти кислород, маску и редуктор. В обеих забросках было 3 и 4 баллона кислорода, но маски с редуктором не было".(?)
Ребята, а где Ваш медицинский кислород, я понял так, что Вы с этим не заморачивались. Не было денег или руководитель не проинструктировал, или Вы первый раз на 8000 метров, или.
(?) "Я бегом вниз. Рядом с нами стояла четвертая палатка запечатанным входом, понимая серьезность ситуации я разрезал вход, потом внутри разрезал баул, но и там лежало штук 5 баллонов с кислородом, но без редуктора и маски.
В этот время Сергей с помощью Алексея одел кошки пристегнулся к перилам и, сделав пару шагов, упал головой вниз и повис на перилах. Тут Коля с Геной начали помогать Алексею его поднимать и потом делать искусственное дыхание.."
Аптеки нет, кислорода нет, страховки - похоже (та, которая обеспечивает твою семью, в случае такой "дурацкой" смерти - тоже нет(.?!)
Так ради чего - или для кого такое восхождение.?
"Я, ниже нас метров на двести, увидел группу шерпов, идущих с грузом по Эверестовской тропе. Крикнул Алексею, что я к ним за редуктором и маской, побежал вниз. Долетел до них, спрашиваю есть то и то, они мне . только кислород несем... Я говорю друг погибает . они все понимаем, но ничем не можем помочь... Через несколько минут Алексей крикнул что-то мне сверху, а потом показал скрещенные руки... Я попытался идти к ним наверх, но силы покинули и я упал на снег, накрыло бессилие и пустота."
"Бессилие и пустота" - это от не профессионализма, не первый восьмитысячник за плечами.
Да, вопросы - кто оторвал Серегу Дуганова от повседневной жизни - размеренной и упорядоченной - трое детей - живи и радуйся! Чего не хватало мастеру спорта - может воздуха дикого или шума ветра зазывного или шепота снежного шелеста о палатку, или звала его Гималайская судьба, что делит всех надвое - да, был да я в Ваших Гималаях - и чего там... Да, был я в Гималаях! И при любой возможности поеду еще..., а если такой не предвидится - так я ее создам ...
Не знаю. Да и разговор не об этом. Разговор о жизни и смерти. Не в городе от старости или в аварии или еще как...
А в Горах. И снова вопросы:
- О профессионалах - о гидах. Которые... Да за деньги. А сколько Ваша жизнь стоит? Или здоровье? А сколько лечение или временная потеря трудоспособности...?
Каждый раз меня мучает вопрос: инструктор альпинизма в СССР или России - работал на заводе (компании...) и месяц! Проводил в горах! И водил людей на восхождения! Мне кажется - это преступление! Профессионалы должны обеспечивать безопасность восхождений и работать в горах постоянно! И где же гиды-профессионалы, которые нам обещала Федерация Альпинизма России? Да, нарываюсь, в очередной раз, господа Волков и Овчинников, ведь мы это могли получить еще вчера...!?
Еще раз о жести.
Бедные мы. Деньгами. Богатые душой - я надеюсь...
На вопрос в 1989 году пронырливых журналистов в преддверие Восхождения Мира трех Великих держав Китая - Америки - СССР: "Китай мол - дает Вершину Эвереста, Америка - дает деньги, а что даст СССР?? Я ответил, чуть помедлив: "А мы, русские, постараемся затащить всю эту компанию на Вершину Эвереста..."
Возвращяясь к грустному... Людей надо информировать обязательно:
- Восхождение и занятия альпинизмом очень опасно для Вашего здоровья!
- Планируя поездку в горы, Вы обязаны знать кому Вы доверяете жизнь!
И потребовать:
- Страховку медицинскую-специальную (ведь травмы, которые Вы можете получить в горах, могут перечеркнуть Вашу жизнь.)
- Мед. обеспечение - аптека для оказания первой доврачебной помощи
- Телефоны спутниковой и экстренной связи
И много еще чего - для того, чтобы Ваши близкие не задавали дурацких вопросов и не обращались в суд.
Чтобы дети Ваши, не дай Бог - оставшись сиротами - могли получить образование и хоть как - то оставшись без отца (или матери) продолжали жить...
Ведь это Ваш выбор - идти в Горы! И я его уважаю, но подумайте об оставшихся...
Это Все эмоции и довольно сумбурные - под влиянием трагедии, но я предлагаю продолжить эту тему и высказаться Всем, кому это небезразлично!
ВЕДЬ НАБОЛЕЛО. |
| Мой взгляд на тему
«Каждый раз меня мучает вопрос: инструктор альпинизма в СССР или России - работал на заводе (компании...) и месяц! Проводил в горах! И водил людей на восхождения! Мне кажется - это преступление! Профессионалы должны обеспечивать безопасность восхождений и работать в горах постоянно!»
Чего это он Вас мучает. Альпинизм в СССР был создан для совершенно других целей, не понятных Вам.
Это был вариант (один из многих) приобщения советского человека к многообразию
проявления своих устремлений, возможностей, но главным было формирование сильного, здорового, смелого человека, воспитание чувства товарищества в экстремальных условиях и…
Альпинист я не большой, всего 1 сп. р. по советским нормативам, дальше продвинуться не удалось из за повышенного давления и изнурительной борьбы с врачами.
И всё же!
В 1973 году я окончил Всесоюзную школу инструкторов альпинизма СССР.
Школа в тот год была в Баксанском ущелье в а/л «Шхельда» Начальником был К. А. Баров.
Школу я окончил на отлично, и получил право работать инструктором без стажировки.
Проработал несколько смен с 3, 4 этапом, водил спортсменов 3-го разряда на «тройки» для закрытия 2-го разряда. Считаю, что для этого моей квалификации хватало. Советский альпинизм не предполагал вождения за ручку на вершины высокой сложности гидами.
Получил навыки хождения на вершины определённой сложности, а дальше совершенствуйся сам в спортивных группах. Функции спасателей выполняли участники высокой квалификации в а/л или на сборах. Никаких специальных спасателей не держали.
А система начальной подготовки уделяла огромное внимание обучению ВСЕХ! участников умению спасать самих себя.
Но, о главном. Я не хочу быть профессиональным альпинистом. У меня была интересная, сложная, любимая работа. И этого не хотели большинство моих товарищей. А те, кто всю жизнь посвятил альпинизму, в ущерб работе, были неинтересными людьми.
Кирилл Александрович Баров: «Но я никогда не имел права позволить себе поставить спорт на первое место в жизни, хотя я делал для развития спорта многое.»
Вы не приветствуете, когда спорт становится самоцелью?
«Не приветствую, по всем видам. А особенно это касается альпинизма. Ведь альпинизм – не спорт, и вы это отлично знаете. До войны никаких спортивных званий в альпинизме не было, а за рубежом и до сих пор нет»
Я слышал суждения «зубров» 70-х, что альпинизм это времяпровождение для души и я с этим согласен. Альпинизм яркая грань в жизни альпиниста, но только всего лишь грань.
И ещё. Инструкторы альпинизма в СССР имели право на дополнительные к отпуску ДВА месяца без содержания, получая в эти месяцы зарплату в альплагере.
В школе нас учили, что задача инструктора при работе с новичками не только и не столько научить участника простейшим приёмам хождения в горах, но, главным образом, пробудить любовь к горам, этому способу реализации амбиций, чувство красоты гор и т. д.
А, смерть одинакова и для новичка и для выдающегося мастера, и в Гималаях, и на Кавказе, Алтае, Памире Тянь-Шане, Саянах…
Сам выбрал способ развлечения, сам и готовься, сам и расплачивайся, и не живи иллюзиями, будто осчастливливаешь человечество своим развлечением.
Юрий Кузнецов
| | |
| для тех кто пойдет
Кто не вернулся - светлая память...
Жаль, что поводом для этой темы являются печальные новости
Для тех кто пойдет в горы
1. Спортивный альпинизм.
Надо формировать свою команду с младых лет. Учиться по движению веревки понимать друг друга
Местные федерации, альпклубы, альплагеря, разряды, жетоны, соревнования, чемпионаты - все это из опыта советского и российского альпинизма.
Министерству спорта, федерациям, пути развития и цели понятны
Заранее успешным вижу возрождение армейского спортивного альпинизма.
Для МЧС вообще ничего не надо делать - там, в зависимости конечно от региона, почти каждый второй альпинист (пока). Надо только изменить и дополнить сегодняшние правила регулярных соревнований
2. Экспедиционный альпинизм
Колоссальный труд на стадии организации, подготовки, финансирования. Руководитель экспедиции должен быть безусловным авторитетом. Не обязательно быть спортивным лидером на маршруте.
Его право производить предварительный отбор участников
Члены команды должны иметь опыт восхождений на вершины и маршруты сравнимые или приближенные к объекту экспедиции.
Доктор, аптека, связь, страховки.
Заранее принятые внутренние правила выпуска отдельных участников (не допущения).
По авторитарному принципу (как шеф скажет), или коллегиальному
3. Коммерческий альпинизм.
В России на стадии оформления, нет законов, профессий
Главную роль играет бизнес. Зачастую "серый"
Не всегда фирмы заключают договоры, нет четких прав и обязанностей обеих сторон
Выход - создать профессиональную ассоциацию.
Заняться адаптацией западной терминологии, принципов коммерческого альпинизма, инициировать изменение или введение новых норм, законов
Другого пути не вижу.
4. Особняком стоят соло-восхождения и самодеятельность
Никто этого не запрещает и не запретит никогда
Цена человеческой жизни в этих четырех схемах разная
Вернее разное отношение к ней у всех участников процесса
Раньше на порог альплагеря нельзя было ступить:
- без страховки,
- без медицинской справки из физ. диспансера
- без "имени и отчества" первичной организации ( ДСО Труд, Буревестник)
- Далее врач альплагеря, если что - списывал
- Далее необходимо было сдать физ. нормативы
Слова великого тренера и педагога Безверхова Сергея Николаевича:
"Ну вот я дам тебе путевку в альплагерь Варзоб. И что скажет мой друг, начальник лагеря Капитанов? - Макулатуру мне присылаешь!"
| | |
| bespolezno
Poka nashi lyudi ne nauchatsya zdravo podhodit k otsenke stoimosti sobstvennoy zizni i podnimatsya nad pustymy pontami vse eti krirki dusi bespolezni. A Seregu zal. Poslednee chto on mne skazal- posli, ostalas huynya. A ostavalos eshe 400 metrov perepada. Na tom i rasstalis...navsegda. | | |
|