Горы мира > Сибирь >

Автор:Голетаров Андрей, г.Инта

Единицы времени

Читайте на Mountain.Ru:

Лавины в фотографиях (другие горы мира кроме Кавказа и Тянь-Шаня).

Шилехин Евгений г. Тольятти

Дисненко Виктор г. Инта

Голетаров Андрей г.Инта

«Ну что, все готовы? Погнали вниз!» Это Жека, он молодец, уже примостил веревку, встегнулся и нас подгоняет. Вост. Саяны пер. «Ветреный», 4марта 2010 года, четвертый час уже.
Холод собачий: с утра -35, днём, вроде, потеплело, но весьма ободряющий ветер оправдывает название перевала.

седло пер. "Ветреный"

Подъём оказался изматывающе тяжелым. Два, три, четыре шага по снежному месиву, чтобы подняться сантиметров на двадцать от силы. Как на эскалаторе, только этот эскалатор едет вниз, а нам наверх надо бы. И опять ходьба на месте, ради следующих двадцати сантиметров. Нас только трое и последний нормальных ступеней ещё не видит. Время можно смело мерить набранными метрами, а метры – часами, потому как цифры на альтиметре колом встали. И время явно работает против нас. Задержались мы на этом подъёме, надо вниз быстрее валить.

подъём на перевал

начало спуска

спуск

Две простые верёвки, камни, снег. И плюхаюсь в такую кашу, что рука сама тянется за лавинной лентой. Далее пешочком по кулуару, выраженных контрфорсов нет и, следовательно, безопасного спуска тоже нет. Внизу какие-то снежные нашлепки, должно быть моренки под снегом.
«Ну, чего, наблюдайте, я пошёл». Идти тяжело даже вниз. Снега по самое, то самое… Везу вокруг себя «медузу» снега: верхний слой снега катится вместе со мной линзой метр - полтора диаметром. Иногда «медуза» норовит обогнать, тогда останавливаюсь, дабы не развивать процесс. «Линия падения воды» чётко обозначена убежавшими вниз комками. То, что склон лавиноопасен и ёжу понятно, с другой стороны я с десяток раз такое видел и ничего, спускались. Где-то под снегом нащупывается слабенький наст, но он успешно проламывается и опять по самое не хочу. Метров через пятьдесят сброса наст этот начинает держать. Стало полегче, теперь плыву всего лишь по колено. Жека потом рассказывал, что успел порадоваться: «Теперь быстро спустимся». Один чёрт тяжело! Какое же нудное дело месить подобные снегосборы! Вымучиваю очередной шаг. И… склон шагает вместе со мной.
Шагает тихо без хлопков и трещин, сразу по всей ширине кулуара, ненавязчиво опрокинув меня на рюкзак. От этого рюкзака судорожно пытаюсь избавиться. Лямки сидят очень туго, поскольку подогнаны под штормовку, а втиснуты на тёплую куртку, в покое с трудом снял бы, а тут ещё и болтает. Сразу начинает разворачивать головой вниз, понимаю, что если и дальше бороться с рюкзаком, то потеряю контроль над положением себя в пространстве. Я выбираю контроль. Цепляюсь рукой за снег, получается «подрулить» наверх: «Это хорошо», с одновременным переворотом на живот и надежным припечатыванием рюкзаком: «Это очень плохо».
Вариантов нет, теперь так и поедем. Похоже на тренировку по самозадержанию, задерживаться вот нечем и не за что. Несколько раз подбрасывает, видимо, вместе с лавиной перелетаю через какие-то препятствия.
Впрочем, приземления достаточно мягкие, сказывается подушка снега подо мной. Боюсь влететь кошками в какую-нибудь встречную каменюку, но если поднимать ноги, разворачивает (рюкзак, должно быть, родимый), это ещё хуже. Болтает здорово.
Насчет контроля - это я очень громко сказал. О «плавании», как в пособиях и речи не идёт. Снег стал достаточно плотным, а здоровьюшко богатырское давно на подъёме отстало, рюкзачина опять же мешает. И никакого прилива сил под действием экстренной ситуации. Пытаться подруливать головой наверх и беречь лицо от снега (дыхательные пути ведь на нём), вот, пожалуй, и всё, что могу. Интересно, где сейчас болтается ледоруб? Счастье, что мы с ним не повстречались до сих пор. Удачно самостраховку длинную сгородил. Пожалуй, гораздо правильнее было бы его вообще не пристегивать, сказалась привычка пристраховывать всё подряд. Да и касочку было бы совсем недурно нацепить, лежит ведь в рюкзаке почти сверху.

Неужели торможение?! Казалось, этому кувырканию конца не будет. Сейчас надо будет отжимать снег «как учили».

ОСТАНОВКА!!! Рывком отжимаю рюкзак и МОГУ ВСТАТЬ!!! Вроде целый. Ледоруб тут рядом, метрах в двух, на верёвочке. Я сам сбоку от основного лавинного конуса.
Ору мужикам какую-то херь, то ли от радости, то ли от шока.
Надо собрать эмоции и вставать наблюдателем.
Хватило мозгов уйти за лавинный конус и рюкзак утащить туда же.
«Наблюдаю!» Виктор уходит вторым. Всё должно быть хорошо: я уже снял большую часть склона, осталось всего с полсотни метров рыхлого снега до линии отрыва «моей» лавины, и там уже есть готовая траншея. Вот он сбросил один метр, второй, третий, может, уже десять. И… эти полсотни метров пухляка начинают ехать. С ужасом вижу, что снялся ещё и соседний склон, у них общий кулуар, это будет одной лавиной, едет ко мне, и там сейчас Виктор. Канал «Discovery» on-line и я в vip-zone. Изображение неважное – всё забивает снежная пыль, из-за неё довольно быстро потерял Виктора из виду.

«Это же с моей рекламной подачи Витя оказался на Саянах. Где его теперь искать-то?»
Пытаюсь высмотреть Витю в этой грандиозной, клубящейся массе снега, пыли, нарастающего гула и подступающего ужаса. Расстояние до прежнего конуса уже не кажется таким уж большим и безопасным. Лучше не пытаться убегать: устал и раскоординирован, навернусь на камнях, получится ещё хуже. Вот уже и меня накрыло молоко из пыли, приближение лавины даже не видишь и слышишь, её чувствуешь – давление, что ли возрастает. Приготовился к удару. И ТИШИНА!

Новая лавина остановилась там же, где и прежняя. Тишину пронзает чей – то крик. Всё в молоке, умом понимаю, что склон передо мной и надо идти туда, но при этом дезориентирован полностью, не могу даже определить направление крика и чей он. Чем копать? Так получилось, что на спуске моя лопата перекочевала к Вите. Вполне логично выглядело её у него оставить, не откапывать же мне самого себя, случись чего. Есть котлы, но далеко доставать, а счёт может идти на секунды. Каска ближе, но ей копать неудобно и всё – равно доставать. Иду наверх с ледорубом. Копалка из него никудышная, но он уже в руке, а там видно будет, может Витя неглубоко или Жека со своей лопатой поспеет. Лавинный конус заметно вырос и на него надо теперь забираться.

«Андрюха!!!» - вроде Витя орёт, значит живой! Вижу его рюкзак, метрах в десяти торчит с полтора метра лавинной ленты и говорящая голова. Нет зрелища отраднее на свете! Надобно сказать, говорящая голова присутствия духа не теряет и начинает довольно активно руководить своими спасами. Удивительно, Виктор попал под двойной удар лавины, невесомая лавинная лента петлями уходила на глубину не менее метра, при этом рюкзак остался почти сверху! Я достал лопату из него даже не откапывая. Извлекать Виктора оказалось делом мудрёным. Его запрессовало в довольно замысловатой позе, детальное описание которой он и сам дать не может. Скидываю кошки, потому как непонятно где граница снега с содержанием Вити. Говорит, что чем-то сильно ударило, как бы посерьёзней ушибов чего не откопать. Снег моментально смёрзся и скорее отламывается, чем копается.

Жека сразу скидывает рюкзак от греха, тот хорошо скользит по обнажившемуся насту. Сам лезет по островку камней, обходя небольшой кусок оставшегося пухляка. Довольно живо спускается, хотя и гораздо медленнее, чем мы с Витей. Я думаю, он нам по этому поводу не завидует, скорее мы ему.

Виктор хромает – повредил колено, но идти может. Из потерь снаряжения только лыжная палка. Где её тут найдешь в этом месиве, даже и не дёргаемся.

До меня доходит, что за «нашлёпки» под склоном накиданы, это же старые лавинные конуса, засыпанные свежим снегом!

Разгружаем Витю, отдаю ему свои телескопы и вниз. Недурно засветло довалить до леса, хотя после пережитого и в сугробе за счастье переночевать.

Этот бесконечно долгий день заканчивается уже глубокой ночью. На ухабистом склоне нашли почти ровную площадку. Дрова неважные, но печка топится. Готов ужин. Палатка переполнена эмоциями, накопленными за день. На волне всеобщего «отходника» рождается девиз похода. Это фраза из смешариков: «Мы теперь точно знаем, что нас не так то просто укокошить!» Витя, улыбаясь, показывает вмятину на металлической кружке. «Оставь на память о сегодняшнем»…

Вымучиваю очередной шаг. И… склон шагает вместе со мной. Кажется, что действую ужасно медленно и неуклюже. Может так и есть на самом деле. По-моему, время остановилось и потекло по каким-то иным законам. И единицы измерения у него сейчас иные, не минуты и секунды, это точно, может метрами или километрами в час оно сейчас меряется, или ещё чем.
Навигатор у Виктора трек в лавине записал: «160 метров сброса по высоте, 52 км/час скорость перед остановкой». Секунды никому и в голову не пришло высчитывать. Пережитое секундами не опишешь.

P.S.

Чрезвычайно благоприятный исход нашего знакомства с лавиной, это скорее вопрос удачи. Не могу утверждать, что все наши действия были абсолютно правильными. Выводы не навязываю. Столь подробное описание дабы вы и свои могли сделать.

панорама цирка, следы схода лавин

линии отрыва

линия отрыва

0-начало спуска по кулуару.
1-линия отрыва первой лавины.
2-иния отрыва второй лавины.
3-инициализировался соседний склон
при втором сходе.

здесь был Виктор

лавинный конус, вид в долину

Re: Линия спуска.

Полностью согласен с авторитетным мнением Павла. И даже уход вправо (по ходу) частично решил бы проблему. Я всё думаю: «как же мы упустили, столь, казалось бы, очевидный, безопасный вариант?» И вот к каким выводам прихожу. Фото сделаны во фронт и дают полную картину перевала. Сверху же цирк полностью не просматривался из-за перегибов, и тяжко было усмотреть единую линию "грядок", перетекающую в "неявно выраженный гребешок" . Кроме того, на снимках склон уже оголён и, следовательно, более читаем. И самое, как мне видится, главное: срабатывал фактор времени и усталости, и мы без лишних сомнений начали отрабатывать спуск, показавшийся самым правильным. Эти строки не о том, какие мы хорошие, а дабы уважаемый читатель на те же грабли не наступил.

ПОВЕЗЛО

иначе не скажешь, мой друг спускался с невысокого перевала в Кузнецом Алатау на лыжах и с рюкзаком, оторвал небольшую лавину, которая выплюнула его без рюкзака и без лыж, дело было вечером, он догонял друзей, и добрался до костра в темноте, утром пошли искать барахло, нашли одну лыжу и две лыжные палки, рюкзак пропал. ПОВЕЗЛО

Линия спуска

Насколько могу судить по приведенным снимкам, при выходе в кулуар (чуть выше точки 0 на снимке с линиями отрыва) нужно было двигаться не прямо вниз, а влево (на снимке - вправо), и идти непосредственно под выходами скалок, пока они не закончатся. И только оттуда - вниз. Такие грядки скал обычно показывают, где имеется неявно выраженный гребешок склона, который глазами увидеть трудно. Вы же двинулись прямо по центру кулуара... Крупно повезло.