Горы мира > Сибирь >

Фото: Дмитрий Сенотрусов , г. Новосибирск

По льду Байкала. 2005г.

Идея

Узнав как-то от Димы Сенотрусова, что он ходил соло по льду Байкала, я был удивлён и заинтересован. Где-то в подкорке поселилась мысль о перспективности такого мероприятия. Прочитал его отчёт в сети. Вид торосов и чёрного льда, толщины которого не видно (из-за чего идёшь по льду как по бездне), интересные встречи, которые с ним происходили, да и сама идея, что просто пилишь целый день по ровной поверхности, – мне понравились. Поэтому, когда стало ясно, что мои планы участия в Парижском полумарафоне 6.03.2005 накрываются одним местом, я обратился к Диме с вопросом, не собирается ли он повторить свои подвиги, а если собирается, то нельзя ли к нему присоединиться. Был приятно удивлён тем, что Дима снова планирует подобный маршрут, что в одиночку ему ходить надоело, поэтому он будет рад напарнику. Сборы начались за месяц до планируемого старта…

Сборы

Тестовый лыжный выход на избу за Новосибирским Академгородком для проверки снаряжения и приобщения к ожидаемой реальности прошёл вполне успешно. Основной идеей выхода была зимняя ночёвка в палатке. Виктор (он же Доктор Лукинский, он же Доктор), который тоже выразил желание сходить с нами на Байкал, также принял участие в этой вылазке. Выяснилось, что Доктор очень быстро засыпает и храпит не по-детски. У меня просто психологическая аллергия на храп, но делать нечего - храп так храп.

За 1,5 недели до выхода меня заразили то ли гриппом, то ли респираторкой, поэтому второй тестовый выход для обкатки снаряжения в условиях, близких к боевым, на Обском море прошёл без меня, но надежда, что я успею, выздороветь меня не покидала...

За 2 дня до старта выяснилось, что у меня температура, подколбашивает и т.п. Встал серьёзный вопрос - ехать или не ехать? Мысль о том, что меня свалит болезнь где-нибудь в избе посередине маршрута, приводила в ужас, и мозг говорил «Парень, очнись, что ты делаешь!», но, с другой стороны, я не чувствовал себя настолько больным, чтобы вот так вот взять и отказаться от своих планов. Сборы продолжались, и психологическое напряжение нарастало.

«Доброжелатели»

По поводу этой затеи ни от кого, за редкими исключениями, практически невозможно было услышать конструктивных предложений или просто доброго слова. Начиная от предложений родителя взять с собой ледоруб, чтобы отбиваться от волков, и заканчивая экспертными мнениями, что это всё ну очень прямо-таки тяжело, условия путешествия, блин, просто арктические. Одна знакомая дама, качая на руках младенца, узнав о том, что я уезжаю в трип, сказала: «А… по льду Байкала… ну надеюсь, что не подо льдом». Виктору, который познакомился с нами по интернету, друзья заявили следующее: «Эти парни берут тебя третьим, чтобы съесть по дороге»…

На старт, внимание…

Когда я вечером 4-го числа надел рюкзак и вышел из дома, мое моральное состояние из-за простуды было плохое, но, с другой стороны, предстоящие 1.5 суток в поезде – хорошая возможность подлечиться, да и хрен с ними, с этими болячками. Вот мы едем в заказанном микрике на вокзал, и приходится признавать, что это не сон, а реальность, и я впрямь собрался пройти почти половину Байкала по льду.

На вокзале сильно порадовал Доктор, заявив, что он уже неделю респираторит. Ага, не один я такой маньяк! И посмотрим, кому ещё будет хуже. Только бы не заразить друг дружку заново по дороге…

В поезде, как полагается, «подлечились» из заботливо захваченной Димой литровой бутылочки водочки. Подвели баланс того, что есть и чего не хватает, составили список необходимых покупок, которые надо будет сделать в Иркутске.

6 марта. Вперед, к Ольхону!

Иркутск. Морозно, свежий воздух, здоровье вроде в порядке (тьфу, тьфу, тьфу). Нас встречают на уютном «Соболе». Пока грузим в машину снарягу, которая достаточно плотно её заполняет, говорю: «Да, почти как в серьёзном мероприятии…». Дима на меня посмотрел недобро и говорит: «А у нас и есть серьёзное мероприятие…».

Нам нужно: а) докупить продуктов, б) купить лекарств, поскольку аптечку просто не успели собрать. Колесим по утреннему Иркутску в поисках магазина и аптеки - всё закрыто, круглосуточных нет.

Вокруг оригинальная архитектура, пронизанная духом начала прошлого века и революционным духом. Сплошь и рядом улицы с колоритными названиями типа ул. «Имени декабрьского восстания». Много старинных кирпичных зданий и деревянных изб. Поневоле представляешь себе революционного рабочего, идущего по брусчатой мостовой из тёмного заводского цеха на революционную сходку. Он занят серьёзным делом и идёт делать революцию, так оно всё тут когда-то и было. Выясняется, что вон там вот, например, расстреляли Колчака. Памятник теперь, оказывается, хотят поставить.

По совету водилы покупаем напильник, чтобы наточить палки. А то вот будет голый лёд, сильный ветер, и мы никуда не уйдём по голому льду без палок, наточенных, как гвозди, «панимаешь», – ещё один «доброжелатель». Закупили продукты и таблетки - как известно, таблетки нужны для того, чтобы ими потом не пользоваться. Самое главное - не забыли про пару «свитков для философских заметок». И вот мы вырываемся на загородный простор, впереди 300 км асфальта до точки старта.

Снега мало. Вокруг жёлто-белые степи, покрытые тонким его слоем, жёлтые потому, что из-под снега торчит сухая трава - очень красиво. Они похожи чем-то на курайские (Алтай) в августе... Иногда проезжаем рекламные щиты различных гостиниц и баз отдыха, со многих из них на нас смотрят очень эротичные грудастые девицы – типа, заезжайте к нам на огонёк… А мы вот не заезжаем, а проезжаем мимо или, точнее, проносимся...

На машине мы петляем по разным отрогам на пути к проливу Малое море, с которого у нас начинается маршрут. Водитель - достаточно оригинальный человек, в котором чувствуется некий байкальский типаж личности - рассказывает по ходу о местных особенностях жизни. Выясняем, что Иосиф Кобзон практически Главный отец местного Бурятского народа и весьма достойно представляет его интересы в качестве депутата государственной думы. А вон там живёт, например, местный шаман, являющийся по совместительству чуть ли не депутатом городского совета. С этим видным членом общества наш водитель на короткой приятельской ноге...

Прекрасно отобедав в придорожном кафе с элементами бурятского стиля в еде и интерьере, выдвигаемся дальше.

Начало большого пути
И вот, наконец, появляется Байкал! Съезжаем на ледовую дорогу, и я испытываю достаточно странное ощущение от осознания того, что машина вполне шустро перемещается по ледовой Байкальской дороге. Пересекли пролив и подъехали к обрывистым берегам Ольхона. Стой! Приехали. Выгружаемся…

Первые пять минут пребывания на льду показали, что мои штаны слегка продуваются ветерком. Поддел капроновую ветровочку, прикрывающую попу. Фотографируемся, приводим себя в боевое состояние. Это не сон, а реальность – мы начинаем маршрут. Предполагали, что пойдём пешком, но на льду лежит тонкая прослойка снега, и удобнее двигаться на лыжах. Задача на сегодня – пройти примерно 15 км и подойти поближе к посёлку Хужир. По плану у нас ночёвка в палатке на льду. Погода достаточно тёплая. Около -10.

Как показали дальнейшие дни, организму пришлось достаточно долго настраиваться для определения температуры воздуха. Климат резко континентальный, поэтому влажность минимальная и мороз субъективно ощущается значительно слабее, чем в Новосибирске. Т.е. субъективно ощущается тепло (-10), а реально может быть -18, -20.

Западное побережье Ольхона, уходящее на север
Двигаемся вдоль острова Ольхон. Дима задаёт ориентиры: например, идём вон на ту скалу, а дальше участники группы идут своим темпом, и поэтому начинаем достаточно сильно растягиваться. Основное впечатление от первых ходок - это масштаб. Визуально все скалки по берегам кажутся достаточно небольшими, но со временем приближаешься к ним и понимаешь, что они могут быть растянуты на сотни метров, если не на километры.

Пройдя пару ходок (примерно по часику), совершаем восхождение на одну из вершинок на острове Ольхон для созерцания окрестностей сверху и осознания того, куда мы реально попали. Обзор показал, что мы на входе в горную страну.

По 50г. коньячку на вершине сопки за фактическое начало мероприятия поднимают и так хорошее настроение. Спустившись вниз, Дима и Витя чинят Витины волокуши, которые после пары ходок уже начали разваливаться, а я, слегка подмёрзнув, отправляюсь согреваться вперёд.

На стоянке с дровами засада – ни щепки. Достаем резервные газовые баллоны. Приготовление ужина подтверждает старую истину, что готовить на газе в зимних условиях достаточно сложно, поскольку баллон быстро охлаждается, а с учётом того, что воду надо натопить из снега или льда, время готовки сильно растягивается и расход газа оказывается существенным.

Ночёвка. Сценарий оказался не самый лучший. Доктор храпит как (нецензурное слово).

7 марта. Хужир.

Следующая половина дня прошла под девизом «Курс на Шаманку!». Вдалеке виднеется белая скала-зуб, которая служит ориентиром нашего движения весь ходовой отрезок дня. Это известная скала Шаманка – одно из самых святых мест для шаманистов.

На обеде коллеги оценили правильный подход к раскладке и, наверное, поняли, что завхоз, т.е. я, не оставит их голодным.

Виктор на фоне Шаманки
Погода отличная: -10, -15, ветра нет. Это несколько расслабляет и настраивает на благодушный лад. Впервые показались небольшие участки чёрного льда, встав на которые можно попытаться испытать давно обещанное ощущение парения над бездной… В итоге примерно к 15.00, преодолев около 20 км, мы подходим к Шаманке, от нее по берегу уходит тропа к известному селению Хужир.

Останавливаемся в «усадьбе Никиты Бенчарова». Это легендарная частная гостиница, наверное, лучшая на Ольхоне. Большой двор, несколько гостиничных домиков, столовая. Нас селят в суперномере (по здешним меркам это действительно так): три кровати + обогреватель в форме классической русской печки. Вечером будет банька!

Из общения с Никитой стало ясно, что он наш маршрут воспринимает более чем серьёзно, т.к. было достаточно много парней, которые отправились по нему и не дошли по разным причинам. В качестве примера приводит трёх финнов, посмотрев на которых, он сразу понял, что они не дойдут. В итоге так и произошло: заболели, вернулись, потом болели у него в усадьбе. Интересно, а какое мы производим впечатление?

Гостиница – концентрация кайтеров, автотуристов на джипах, иностранцев всех мастей и поклонников шаманизма... Мы, думаю, вполне вписывались в общий колорит. Вечером ко мне прицепился и стал грузить один говорливый кайтер про то, какой он крутой и, понимаешь, на днях «летал» рядом с Шаманкой. После этого было забавно наблюдать, как в столовой ему слова не давал сказать какой-то реальный молодой шаман. Он докладывал кайтеру на уровне нормальной диссертации о месте шаманизма среди мировых религий и о его историческом развитии, начиная с прохождения по здешним местам войск Чингиз-Хана.

В Хужире скоро состоится событие потрясающего масштаба: сюда проведут электричество, т.е. цивилизация явно опоздала сюда лет на 100. Поразило объявление на местном магазине: «Дорогие друзья, сбывается мечта многих поколений Хужирцев - к нам проведут электричество!»

8 марта. Приключения начинаются!

Ночёвка в тепле да после баньки нас расслабила, и поэтому выход в 8.00 требовал чрезмерного напряжения воли, чего не произошло. Мы решили, чтобы не сбиваться с плотного графика, подъехать первую ходку - полторы на машине. По плану мы должны дойти до мыса Хобой – крайней северной точки Ольхона. И вот едем мы в машине, так хорошо едем, а состояние организма ну явно не рабочее, хотелось бы ехать и ехать… мысль о том, что скоро нужно будет брать и «пилить», кажется несколько абсурдной. А водила внедряет в наши сознания мысль, что сегодня на Байкале ветер, и только люди не совсем здоровые на голову могут отправиться в дорогу, причём навстречу ветру, который дует с севера на юг. То есть нам навстречу. Говорит: «Вот смотрите, как ветер машину держит!» Всё что можно сдуть со льда, местные ветра уже сдули. Ни позёмки, ни чего-то такого, что обозначало бы скорость ветра, не видно. Сидя в машине, мы его не чувствуем. Поэтому кажется, что все – фигня: выйдем да и пойдём себе потихонечку. Хватит, типа, каркать.

30 секунд на льду после выгрузки показали, что нужно срочно одеваться теплее. Сплошная стена ветра, который дует монотонно, с постоянной скоростью. Вчерашний вариант экипировки практически продувает насквозь. Из глубин рюкзака быстро появляются толстые горнолыжные штаны, толстенные перчатки и вторая шапка-маска, заботливо подсунутая мне родителем в последний момент. В темпе бегу за прибрежную скалу и под её прикрытием переодеваюсь. Без ветра там райские условия, если не считать –20 мороза. К счастью, новый вариант экипировки оказался вполне достаточным - жить можно. Очки пришлось снять, поскольку они из-за двух масок, горнолыжной и шерстяной, быстро запотевали. Наклонив голову, чтобы прикрыться козырьком от пронизывающего ветра, я шел за Димой, ловя его в прицел узенькой щёлочки, оставшейся между масками и козырьком пуховой шапочки Bask.

Мордотык
С большими затратами энергии, поскольку ходить против ветра достаточно тяжело, пройдя примерно 15 км, мы решили встать на обед в береговой расщелине, которая теоретически должна была нас прикрыть от ветра. Добрался я до неё первым. Чтобы попасть в защищенное место, требовалось преодолеть торос и подняться вверх по берегу на 20-метровый склон. Когда я сверху увидел Виктора, карабкающегося по нему снизу вверх, в голову пришла мысль: точно так же на фотографиях выглядят парни при восхождении на восьмитысячник. В горнолыжных очках, маске (всё это покрыто сосульками), в здоровенных перчатках. Соответствие с образом альпиниста на подходе к вершине у Виктора было достаточно полным, разве что у парней, ходящих в высокие горы, рюкзаки поменьше и ледоруб вместо лыжных палок.

После обеда, проведя консилиум, решили из расщелины не вылезать и оставаться на ночёвку. Во-первых, на Хобое нет дров, во-вторых, ветер усилился и стал порывистым, и, самое главное, стало ясно, что против ветра нам с Хобоя до Кочерикова завтра 44 км за день точно не пройти, а ночевать в палаточке на льду, без костра, под таким ветром – удовольствие ниже среднего.

Был разработан новый план: лучше мы завтра пойдём под углом к ветру через Малое море до мыса Арал. Пройти 25 км в таких условиях представлялось уже вполне реальным, рисков меньше и т.п. За ужином обсуждалась проблема предстоящего нашего прохода мимо деревни Онгурёны. По словам Димы, достаточно непредсказуемое место, в которое без необходимости лучше не заходить: от местного населения, особенно в состоянии алкогольного опьянения, можно ждать чего угодно.

Два изверга храпели ночью в унисон, но вроде поспал часа два-три. В спальнике было в принципе нормально, за бортом до -25.