С 16 по 23 августа был пройден полный одиночный траверс п.Победы с пер.Чон-Терен до пер.Дикий
...Мне кажется, что человеку иногда надо побыть одному, подумать о своей жизни, что в ней правильно, что нет. Причём когда он сам, и только сам принимает те или иные решения, от которых напрямую зависит его жизнь...
21 августа, погода отличная, вышел в 8-00. Опять пошли взлёты, забитые под завязку лавиноопасным снегом. Двигаться приходится очень осторожно. Крутой взлёт, выводящий на Армению, заряжен до предела.Влево – карниз из рыхлого снега, плавно переходящий передо мной в мощную снежную доску толщиной до метра, перекрывающую весь склон справа..." />
  Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Траверс
Идея пройти всю Победу возникла у меня году так в 96-97, но в этих сезонах были Макалу и Лхоцзе, и первый выезд на Ю.Иныльчек с конкретной задачей произошёл лишь в 1998-м.
К сожалению, а, может, и нет, но и в 98-м и в следующие годы, когда я предпринимал попытки скоростного прохождения Победы, была отвратительнейшая погода, и соваться на Гору было чистым безумием. Мои друзья туристы, пытавшиеся несколько раз пройти траверс с перевала Чон-Терен, месили снега по грудь, а в 2000 году попали на В.Победе в лавину и чудом остались живы. Таких сезонов и попыток в них у меня было четыре: 1998, 1999, 2000, 2002 годов. Только в 2003 году окно хорошей погоды выпало на 10-20 августа, но в это время я с красноярцами проходил новый м-т на п. Победы по восточной стене.
Этой зимой пришло понимание, что чистый скоростной траверс маловероятен, а поскольку на следующий год запланирована К-2, и кто его знает, как там дальше сложится, следует попробовать долгое одиночное “плавание”, но не с Важи, а наоборот.
Подниматься всегда безопасней, чем спускаться, особенно когда ты идёшь по незнакомому маршруту в тумане да ещё по пояс в снегу. Поскольку весной этого года я, в составе кузбасской экспедиции, совершил восхождение на Чо-Ойю, для восстановления акклиматизации мне пришлось всего один, 20-й раз, взойти на вершину Хана и трижды заночевать на высоте 6400м. Восхождение на п. Хан-Тенгри с л.Южный Иныльчек по классическому пути не представляет большой сложности и, если бы не опасный л.Семеновского, по которому проходит часть маршрута, было бы идеальным вариантом для получения нормальной акклиматизации перед Победой.
Скоростное одиночное высотное восхождение требует особого, специфического альпинистского снаряжения и одежды. Это лёгкая, прочная, дышащая одежда, облегчённые тёплые высотные ботинки, маленький рюкзак для термоса, пуховки и запасных рукавиц. Правда, при ухудшении погоды или при других форс-мажорных обстоятельствах (несовпадение условий, перечисленных выше) получаешь пакет неразрешимых проблем с соответствующим результатом. Высотными ботинками "BOREAL" модели"G-1", кошками "GRIVEL" модели "2F", ледорубом "CHARLET MOZER" модели "PULSAR", фонарём и системой "PETZL" моделей "DUO" и "CALIDRIS", снегоступами “MSR" я пользуюсь давно, и они так же полностью соответствовали поставленной задаче. Спальник "БАСК" модели "ACONKAGUA" лёгок и терпимо холоден. Новый басковский рюкзак "AGRESSOR" весьма удобен, а вот одноместная палатка для экстрима оказалась недоработанной. Большой проблемой для меня был набор продуктов. Хороших сублиматов я не нашел, а волгоградские - просто дерьмо. Поэтому в моём наборе оказались 1,5 кг свежих огурцов, 1кг яблок, два жареных окорочка, 200гр твёрдокопчёной колбасы, 100гр копчёной рыбы, 200гр вяленой рыбы, полбуханки чёрного хлеба, 200гр варенья, 200гр коньяка, 20 пакетиков чая, 2 банки пива, 200гр засахаренных ананасовых долек. В кухонный набор входили горелка, чайничек и три маленьких газовых баллона. Этого запаса мне должно было хватить на четыре-пять дней, а при экономии, при непредвиденных обстоятельствах - на шесть-семь. Кроме всех этих обязательных вещей, у меня были аудиоплеер и фотоаппарат "NIKON" модели "F80" с объективом 24-120. Общий вес рюкзака получился около 17кг.
В этом году погода внесла значительные корректировки в планы альпинистских команд и групп, планировавших восхождения различной сложности в р-не Центрального Тянь-Шаня. Тихая безветренная погода и большое количество снега, выпавшего в весенний период, создали опасную ситуацию на больших высотах. Склоны оказались перегруженными сыпучим высотным снегом, и восхождения на п.Победы и п.Хан-Тенгри стали сложными, тяжёлыми и опасными. Ежедневные послеобеденные осадки лишь ухудшали создавшуюся ситуацию.
16 августа в 4-30 из б.л."Ак-Сай" на морене л.Звёздочка вышел и я. Погода была отличная, снежные мостики держали прекрасно, и, ни разу не провалившись, я к 13-30 был в получасе от перевала Чон-Терен, и лишь раскисший снег не позволил мне подняться на перемычку. Пиво (минус 1кг), музыка, тёплый вечер и ночь хорошо восстановили силы. 17 августа вышел в 8-30. Подмороженные следы ебуржцев хорошо держали вес, и в 11-00 я был уже на перевале.
Первый, очень крутой, взлёт принёс первый неприятный сюрприз. Чем круче становился склон, тем больше становилось снега. Метров через 100 его было по пояс, ещё через 50-по грудь, через 20-по шею. Техника движения в таком снегу чрезвычайно проста. В начале, если это снежная доска, надо руками сгрести снег себе под ноги. Если снег просто пушистый или рыхлый его просто прихлопываешь. Далее руками задираешь ногу, т.к. в одежде, ботинках, кошках (или снегоступах) высоко поднимать ноги не получается. Если нога проваливается, то её убираешь, подсыпаешь снега - и всё по-новому. В рыхлом, сыпучем снегу это приходится делать всё время, часто по нескольку раз на один шаг. Двигаться надо с максимальной осторожностью, стараясь не пробивать снег на всю глубину, формировать ступени осторожно, без резких ударов и хлопков, подниматься вертикально вверх, не подрезая склон. Это достаточно тяжело, когда ты лицом упираешься в кромку снега и работаешь в таком стиле несколько часов. Шикарная погода тем временем безнадёжно испортилась. Ветер нагнал тучи, пошёл снег, видимость пропала. Было не холодно, но сказывалась усталость, и в 17-00, где-то на 6300, под небольшим наддувом я поставил палатку. Весь вечер сводило руки: сказалась непривычное движение, где руки такие же участники, как и ноги. Надо заметить, что руки работали в таком качестве практически весь подъём, и каждый вечер в палатке я получал массу "приятных" ощущений. Чай под хорошую музыку и тетрадь для стихов хорошо скрадывают одиночество. 18 августа весь день сильный снег, ветер. День отсидки. Пару раз откапывался. В палатке холодно. Помогают коньяк, музыка и стихи.
19 августа вышел в 8-00. Погода с утра держится, но после обеда привычно портится. Склоны заряжены до предела. Последний предвершинный взлёт прямо вверх не получался, снег не топтался, и я просто тонул в сугробе. Вытянутыми вверх руками держался за кромку, а ноги дна не доставали. Пришлось надеть снегоступы и по пояс в снегу, руками выдергивая ноги, тупо подрезать до ближайших скал. Обычно я считаю какое-то количество шагов, а потом отдыхаю - и по-новому... А тут пришлось шаги считать вслух, и даже орать - силы кончились. Весь взлёт, метров 250, шёл шесть часов, а где подрезал, метров 50, - три часа. По скалам поднялся ещё на пятьдесят, искал место для лагеря. 18-30, зверски холодно. Погода - караул! Очень долго не мог поставить палатку. Думал - всё! Кранты! Пришлось голыми руками, да и то не сразу. Пальцы прихватил, как будто сковороду потрогал. Ещё потом пришлось снег вытряхивать. За минуту, пока рюкзак и себя засовывал, сугроб намело. Всю ночь стучал зубами. 20 августа вышел в 8-15. Холодно, погода нормальная. Иду по скалам. Класс. Совсем другое дело.
11-30, ЕСТЬ ВОСТОЧНАЯ! Какое удовольствие идти по колено в снегу, по тёплой, солнечной китайской стороне. Повстречал казанцев. Идут, как в воду опущенные, ну и понятно... По их следам ещё час - и я на подготовленной площадке. Дальше следов уже нет - занесло. Решаю остаться: предыдущие дни вымотали, а тут ничего вытаптывать не надо и завтра тяжёлый день. Батареи в рации садятся, и я могу остаться без связи. Вечер хорош! Облака наплывают из-за Победы, но уже ясно, что сегодня непогоды не будет. Опять музыка, чай с вареньем, стихи... Мне кажется, что человеку иногда надо побыть одному, подумать о своей жизни, что в ней правильно, что нет. Причём одному, и в таких условиях, когда он сам, и только сам принимает те или иные решения, от которых напрямую зависит его жизнь. И это не обязательно должен быть альпинизм. Ну, это моё мнение, и, как говорится, мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 21 августа, погода отличная, вышел в 8-00. Опять пошли взлёты, забитые под завязку лавиноопасным снегом. Двигаться приходится очень осторожно. Гребни обрываются в китайскую сторону снежными карнизами, а в нашу уходят склонами, на которых уже образовались доски. Крутой взлёт, выводящий на Армению, заряжен до предела, куда ни сунешься - везде доска, но другого пути не было, и мне пришлось подниматься по плохо проглядывавшему через снег гребню. Влево – карниз из рыхлого снега, плавно переходящий передо мной в мощную снежную доску толщиной до метра, перекрывающую весь склон справа.
Подъём стал чрезвычайно опасным, и я решил подрезать его наиболее крутую часть. На предыдущем взлёте это прошло очень удачно. Несколько движений вправо... Не успеваю отскочить, и гигантская стиральная машина закрутила и потащила вниз... Несколько мгновений, и я уже метров на сто ниже, заклиненный в камнях северного склона. Ещё чуть-чуть влево - вправо и... был бы “последний полёт альбатроса”.
11-00. Сижу в сугробе, как котлета в гарнире, левая нога у уха, больно, но не смертельно. Локоть болит. Но ледоруб в руках, и даже рюкзак на месте, за спиной. Выковыриваю из фотоаппарата и себя снег, фотографирую траекторию полёта, и быстренько ковыляю вверх. Все разборки, анализ ошибок потом, внизу. 13-00. Начинаю подъем на Главную Победу. Много снега, наст, но достаточно безопасно. Через час оказываюсь на широком снежном склоне, ведущем к вершинному гребню. Идти в снегоступах одно удовольствие, без них по пояс, в них – по колено. Зачем-то прилетал вертолёт, долго кружил. Может, кто-то видел, как я нырнул? Рация не работает, село питание. Перед последним взлётом на гребень, в 17-30, установил лагерь. Очень удачное, красивое и безопасное место. Вечер ветреный, но ясно и очень холодно. 22 августа. Солнце, ветер, холодно. Вышел в 7-30. Гребень прост, снега мало, в основном фирн. 11-50.ВЕРШИНА. Ради этих секунд стоит жить.
В мульде палатка и какая-то коробка. Из-под телевизора!? Если подумал бы, сообразил бы, что такую не занести. А так удивился и потопал дальше, не моё... А коробку-то сбросили вертолётчики, специально для меня. А в ней было... Погода, тем временем, абсолютно испортилась, снег, ветер, туман. Видимость – ноль. “Верблюд”- главный снежно-ледовый жандарм в гребне между Главной и Западной Победами проходил на ощупь. Только чувствовал, что вниз очень круто и, если попадались лавинные участки или глубокий снег, уходил вверх, к карнизам. Очень плохой траверс, но прошёл ведь.
За “верблюдом” палатки ребят не оказалось, и я поплёлся дальше, рассчитывая до темноты приспуститься с Западной Победы и заночевать в более защищённом от ветра месте. Проснулся от мысли, что кто-то лопатой бросает мне снег в лицо. Открываю глаза. Передо мной, на месте рюкзака, сугроб, на мне тоже, по палатке гуляет ветер. Скашиваю глаза: на месте входа экран, а на нём, в лунном свете, серебристый Хан-Тенгри...
Кое-как подполз к выходу. Сильный ветер раскрыл, выдавил молнии. Пытаюсь застегнуть - не получается, на бегунках намерз лёд. Пришлось отогревать их голыми руками. Еле-еле получилось.
23 августа. Погода поганая. Очень сильный порывистый и холодный ветер сдул за ночь весь снег, унес снегоступы. С трудом, временами на четвереньках, выхожу, выползаю на Важу. Какой замечательный спуск. Фирн. С каждым метром ветер тише и тише. 6600 метров. Палатка. Грузины. Друзья. С горечью узнаю: погиб Серёжа Зуев. Проклятый “Верблюд”. Вот почему летал вертолёт, вот почему я не встретил на Горе ребят... ...........................................................................
18-30. Базовый лагерь. P.S. А скоростной, за сутки, траверс ВОЗМОЖЕН! Теперь я это точно знаю. Надо только соблюсти все условия... Фото: Дмитрий Комаров, г. Москва, Иван Темерев, г. Томск, Иван Пугачев, г. Бишкек |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||