Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Поход по Горному Алтаю с младенцами
(август 2000)
Цели и задачи похода
Почему мы выбрали именно Алтай, а не что-нибудь поближе и попроще? Дело в том, что для меня и для Ирки именно Алтай – самые родные и любимые горы, это такое место, где нам хорошо. На Урале и в Хибинах очень комарино, да и не жарко, на Кавказе стреляют, в Европу ехать очень дорого. Вот мы и выбрали свой любимый Алтай. Нас было четверо взрослых: Мишка , Женя , Ира и Настя , и двое младенцев – Сашке 5.5 мес, Гале – 7.5 месяцев. За поход детки окрепли, загорели и повзрослели. Сашка научился вставать на коленки и ползать назад, а Галя наконец научилась сидеть. Было забавно наблюдать за взаимодействием наших детишек – они так радовались при виде друг друга, но при этом пытались то за ногу ухватить, то за волосы дернуть, то глазик потрогать, то ушко покрутить. Сашка предпочитал играть своими яркими погремушками, а Галя к ним была равнодушна – ее куда больше занимали камушки, палочки, травки и щепочки… Стоило на минуту отвернуться, как наша маленькая Галочка шустро поворачивалась, подползала к краю коврика и начинала исследовать травинки и веточки на ощупь и на вкус. В целом дети прекрасно перенесли и само горное путешествие, и длинную дорогу в самолете и автобусах. И все же я бы не советовала другим родителям соваться с грудничками именно на Алтай: труднопроходимые тропы, тяжелые и опасные броды, заросли карликовой березки, неустойчивая погода – все это не лучшим образом подходит для походов с малышами. Кроме того, мы запланировали длинный линейный маршрут, и на ходу меняли его – сократили линейную часть и число перевалов до минимума, и сходили в радиальный выход на три дня с легкими рюкзаками. Если вы собираетесь путешествовать с малышами, то рассчитывайте на то, что у вас каждый день полудневка – так вам будет спокойнее. А по опыту прошлого лета могу сказать, что с малышами существенно проще плыть, чем идти пешком.
Кенгурушки у нас были самодельные, разной конструкции. Нам очень понравилась наша новая кенгурушка, которую мы цепляли непосредственно на лямки большого рюкзака. Мы сделали пряжки таким образом, чтобы нести малыша могли и папа, и мама, хотя чаще всего Галя ехала у меня, а Мишка и без малыша тащил тяжеленный рюкзак.
Наши малыши пока питаются исключительно грудным молоком , поэтому мы могли не заботиться о дополнительном питании для них. Зато наша раскладка (520 гр сухого продукта на человека в день) была составлена с учетом кормления детей – пришлось исключить все продукты, от которых у малышей может пучить животик. Впрочем, и на 500-граммовой раскладке мы совершенно не голодали: утром у нас была большая порция каши, вечером – густой самодельный суп с сыром, на перекус – орехи, сыр, сухофрукты, геркулес, быстрорастворимая лапша… Мы собирали бруснику и смородину и давили ее с сахаром, так что к чаю у нас было вкусное варенье. Раз пять мы жарили оладьи, а сухарей и сушек не брали вовсе. Сублемированного мяса мы не брали, тушенки – тем более, зато Мишка брал сало и бастурму. Соевое мясо мы тоже на этот раз не брали – и не скучали по нему. Питание было весьма вкусным и разнообразным, так что можем со всеми желающими поделиться опытом. Мы ходили на дровах, от леса до леса, и это было крайне неудобно. Было бы куда спокойнее и комфортнее, если бы у нас с собой был один баллон газа и горелка – мы бы избежали многих хлопот и волнений. Собирать дрова в зарослях карликовой березки и кедрового стланника вполне реально, хотя и не слишком приятно. Маршрут, который мы наметили в Москве, оказался слишком длинным и сложным для нашей группы. Мы планировали заехать из Кызыл-Маны на перевал Карагемский, спуститься с него по Иолдо к Карагему, пройти к озеру Комрю, перейти перевал Терешковой, который в некоторых старых отчетах значился как 1А, далее спуск по Юнгуру, подъем по реке Куранду, перевал Куранду 1А, - и мы приходим на Шавлу. Оттуда через перевал Орой спускаемся в Чибит и выходим на Чуйский тракт. Реально мы заехали на тракторе до развилки рек на Карагем и на Талдуру, прошли Карагемский перевал, в избушке на Карагемской поляне оставили заброску, и налегке на три дня сходили к красивейшему озеру Комрю, а потом прошли перевал Обыл-Оюк 1Б* и вышли на Шавлинские озера. Оттуда – через Орой спустились в Чибит, по пути обнаружив новый пешеходный мост , который сильно упростил нам дорогу до Чибита. С погодой нам почти повезло, хотя бывает и лучше. Во всяком случае, плохая погода не мешала нам на самых сложных участках, и дожди мы практически все пережидали. Порой бывало весьма прохладно, особой жары не было ни разу, но в целом мы были погодой довольны. Алтай в который раз порадовал нас своими дивными пейзажами, нетронутыми лесами, непугаными зверюшками, ягодами, цветами и синими озерами, а главное – удивительными встречами, которые случаются чаще всего именно на горных тропах. Весь поход мы встречали очень разных интересных людей, и только удивлялись тому, насколько вовремя случаются эти встречи. В самом начале маршрута мы встретили Громова и две группы его московских скаутов. Мы вместе с ними заехали под перевал Карагемский, вместе ночевали, не дойдя в первый день до перевала. А потом мы водили трех девочек из их группы с собой в радиальный выход на озеро Комрю…
На Карагемской поляне мы встретили пятерых ребят из Новосибирска, и они подсказали нам более логичный и простой маршрут. Потом на той же поляне, вернувшись с озера Комрю, мы встретили двоих Австралийцев (!), которые вот уже полгода путешествуют по России на велосипедах и пишут книгу, и снимают фильм о своих приключениях. Они проехали на своих велосипедах по северу – из Петрозаводска, где Крис изучал русский язык, по Карелии, в Вологду, Вятку, Киров, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Улан-Уде. Там они оставили велосипеды и отправились пешком походить по Алтаю – горного опыта у них хватает. Крис ходил на лыжах на Приполярный Урал, поднимался на Эльбрус, ходил по Хибинам… Австралийцы пришли со стороны озера Шавло, причем спустились они именно с перевала Обыл- Оюк, который нам предстояло идти. Они сказали, что перевал не представляет особой сложности, и они там не пользовались ни кошками, ни веревкой, ни другими способами страховки. Эта информация нас очень порадовала. А на следующий день, когда мы как раз собирали рюкзаки, чтобы идти в сторону перевала, с другой стороны реки пришла группа из шестерых сильных мужиков из Тулы. Они закончили пешую "шестерку" по Монгольскому и Китайскому Алтаю, и спешили домой. Мы показали им тропу на Карагемский перевал, и пятеро убежали, а сам руководитель, Сергей Николаевич Ульченко, остался на поляне и собирался идти на Шавло. Мы шли туда же, и весь оставшийся маршрут Сергей Николаевич шел с нами, чему мы были несказанно рады. Сергей появился у нас как раз тогда, когда нам надо было идти на самый сложный из наших перевалов. Мы очень радовались тому, что с нами идет такой опытный и сильный мужик, а Сергей, в свою очередь, нашел в Мишке интересного собеседника. Сергей делил с нами все радости и тяготы нашего пути, и трогательно заботился о наших девушках, оберегая их от всякой мужской работы. –Настя, положи топор, мы с Мишей прекрасно справимся с этим, у нас уже много дров! Иди, займись женскими делами! – говорил он. Мужики, с которыми ходил Сергей, вскакивали в 5 утра, и ходили очень быстро, и без тропы, поэтому с нами Сергей отдыхал и расслаблялся – мы просыпались в 7, а если дети спали долго, то и в 8, выходили, соответственно, в 10-11, шли, не особо напрягаясь, останавливались, если встречали ягодные места… Мужики готовили еду как попало, а на перекус выдавали по большому куску колбасы, а мы баловали Сергея овощными супами, оладьями, орехами и цукатами, сушеным сыром и прочими вкусными вещами. Сергей показал нам уникальную находку, которую они обнаружили на одном из ледников в Китае – это была деревянная стрела с очень искусно сделанным трехгранным костяным наконечником! Сколько лет она пролежала во льдах, 100 или 1000, по виду никто из нас не смог бы сказать. Сергей рассказывал нам про свое путешествие на вулканы Камчатки, про свои победы и рекорды на первенстве страны по легкой атлетике, про школьников и школьные походы и про многое другое. На подъеме вдоль Карагема возле озера мы встретили шестерых ребят из Саранска – они шли на пер. Надежды и Нижнешавлинский. Казалось бы, мы с ними больше не должны были встречаться, но судьба и тут распорядилась иначе – они сняли нашу записку на перевале Орой, потом они шли мимо нас, когда мы собирали бруснику, а под конец мы с ними вместе ехали весь день в автобусе из Акташа! Мужики шли "пятерку" и сделали первопрохождение перевала, назвали его Мордовия. Когда ребята выбежали по тропе к нашему лагерю, их реакция на нашу группу была весьма оживленной.
-Ой, младенцы!- воскликнул второй! -Смотри-ка, какие веселые малыши! – восхитился третий. А четвертый, окинув взором нашу группу сказал: - О, какие девушки! Реакция встречных на малышей была самая разная. Люди удивлялись, радовались, желали нам удачи. Кое-кто спрашивал: "Что ли вы их тут и родили?! " На Шавлинском озере мы встретили пару студентов из Чехии. В силу своей неуемной общительности я и с ними разговорилась, рассказала им, как нам понравилось в Праге и в Карловых Варах, где мы были 4 года назад. А они в свою очередь стали выяснять у нас, куда с Шавлы можно пойти, чтобы это было не слишком сложно – они уже обегали все окрестности озера, и им очень хотелось разнообразия. Мы посоветогвали им наш маршрут, но в обратном направлении: через перевал Обыл-оюк на Карагем, в радиалку на Комрю, и к людям – через Карагемский перевал. Чехи обрадовались и буквально через 15 минут собрали рюкзаки и убежали наверх… Когда мы шли от Шавлы на плато Ештык-Кель, нам навстречу прошли трое москвичей, которые несли рюкзаки и тащили за собой на веревках три синих цельных пластиковых каяка! Синяя стружка с бортов каяков встречалась нам потом весь день на тропе от Шавлы к Ештык- келю. Москвичи-водники направлялись на маршрут Шавла-Аргут- Катунь, когда им навстречу вышли мы со своими младнецами.
Еще мы встретили группу из Омска – два папы и с ними сыновья, по виду – лет 8 и 12. Они тоже неторопливо шли на Шавло и планировали через Обыл- Оюк уходить на Карагем. Мы разговорились с ними и выяснили, что Иван Щербаков, чье письмо мы не раз вспоминали и цитировали в походе, это их друг, который им рекомендовал маршрут. До чего же мир тесен! Отношение местного населения к туристам сложное и неоднозначное. Кому-то, видимо, выгодно распространять слухи, будто бы туристы едут затем, чтобы разорять алтайские могилы и искать их золото и сокровища. Проблемы и события, происходящие в России, алтайцев не слишком волнуют. Когда мы спустились с гор и встретили местных, те спросили нас: -А вы знаете, что у вас там в России несчастье? У вас подлодка утонула!
За два дня до похода, когда стало ясно, что мы идем вчетвером, Мишка поехал и купил билеты на самолет – до Новосибирска и обратно. Билеты туда и обратно стоили 4400, а в одну сторону 3500, и еще сборы – около 250 рублей. Разумеется, мы взяли обратные билеты. А еще мы накануне составили раскладку, и Мишка за два часа закупил на рынке все продукты на весь поход. Кстати, хотя раскладка у нас была легкая и вкусная, стоила она не так уж дорого – 2000 рублей, то есть около 70 долларов на 2 недели на всех четверых. Практически все продукты мы упаковали в пустые бутылки из-под Пепси – это удобная и легкая герметичная тара. Груза получилось много, и в аэропорту на нас насели наши провожающие, чтобы мы оставили все, что можно. Мы отдали им швейный ремнабор и газ с горелкой – ох, лучше б мы оставили теплую одежду. Без газа нам было очень грустно, и мы несколько раз оставались без горячей еды, что было не слишком приятно. В Аэропорту Шереметьево-1, когда мы, одними из последних, проходили паспортный контроль, вдруг обнаружилось, что Настенька забыла дома свой паспорт. Как ни странно, ее посадили в самолет по читательскому билету Ленинской библиотеки. Летели мы около 4 часов, причем из Москвы вылетали вечером, а в Новосибирске оказались на рассвете. Дети кое-как уснули, а мы только подремали немного. В Новосибирске мы получили багаж и погрузились в маршрутку до Барнаула, которая стоила по 200 руб с человека, а там сели в "Москвич" и доехали до Горно-Алтайска, точнее, до Маймы. Оказалось, что наши 4 рюкзака не лезут ни в "Жигули", ни в "Волгу", а в "Москвич" кое-как умещаются. Водитель взял с нас 1000 рублей со всех, то есть по 250 с носа. Мы вылезли в поселке Майма на Чуйском тракте у поворота на Горно-Алтайск, побегали и нашли УАЗик , который согласился нас доставить до Кызыл-Маны. Мы сговорились, что заплатим 1 руб за км, и еще на бензин, и в итоге сторговались на 1500руб.
Чуйский тракт за это лето сильно отремонтировали, но мы ехали как раз тогда, когда на многих участках вовсю шел ремонт: мы тряслись по бесконечным объездам и подпрыгивали на кучах гравия, которым засыпали дорогу. Гравий разлетался во все стороны, барабанил по машине и сильно тормозил нас. Дни стояли жаркие, и мы изнывали от жары и духоты, но дети вели себя на удивление прилично. На каждой остановке мы выпрыгивали из машины поразмяться и подышать свежим воздухом . При этом мы очень завидовали малышам - они могли ходить голыми, а нам приходилось одеваться... Около 14 мы доехали до пос. Чаган-Узун. На нашей карте дорога в Кызыл-Маны начиналась именно здесь. Теперь есть новая асфальтовая дорога в Кызыл- Маны из села Ортолык, которое стоит чуть дальше по тракту. По этой новой дороге проезжают даже Жигули. А на дороге из Чаган-Узуна есть мост – но он построен только через основную протоку, а две другие надо переезжать так, вброд. КАМАЗ там свободно проезжает, а наш УАЗик побоялся – мог и сесть посреди реки. В результате мы выгрузились в Чаган-Узуне, попрощались с водителем и увидели еще одну группу, приехавшую на ПАЗике. Мы подошли к ним – и встретили знакомых! Это были две группы московских скаутов, под руководством Громова и Алексея. Мы вместе с ними на КАМАЗе заехали в Кызыл-Маны, а оттуда договорились с трактором, и поехали еще выше. КАМаз взял со всей группы 500 рублей, а трактор – по 50 рублей с человека.
Мы не раз вспоминали этого тракториста и ворчали, что он не повез нас по верхней дороге – хорошая тракторная дорога проходит мимо коша и до самого перевала, и обрывается только на той стороне после брода через Иолдо. От Чаган-Узуна до Кызыл-Маны дорога идет по голой степи, и дорог этих там множество, так что без проводника там было бы нечего делать. По пути мы видели стадо верблюдов и несколько стад овец. На стрелке рек, где мы ночевали, большого леса не было, но кустов хватало, и с дровами проблем не было. 10.08 . Сегодня у меня день рождения! Ирка вручила мне свой подарок – коробку мелков - пастели, и мы решили, что на озере Комрю обязательно будем рисовать, а может, и раньше получится – если дети дадут. Утром скауты собрались быстрее нас, и на полчаса раньше вышли на маршрут . Мы же не спешили, и шли не особо надрываясь. Рюкзаки у нас были изрядно тяжелые, и идти в первый день под забросочным весом нам было нелегко. У меня был самый легкий рюкзак – около 15 кг в начале похода, и около 12 в конце, и еще Галя , которая весит 8 кг. Мы надевали на нее кенгурушку, я надевала рюкзак, и девочку пристегивали ко мне. А у Ирки рюкзак был в самом начале около 20, в конце – скорее 16, и Сашка, который весит 9 кг, если не больше. Настенька впервые пошла в серьезный поход, но она много занималась спортом, и весьма сильна и вынослива – она тащила около 28 кг, а Мишка – около 37. Впрочем, для сравнения, в группе у Алексея девицы тащили по 30, а мужики – за 40, и им было куда тяжелее, чем нам. На нас они смотрели с завистью, потому что мы шли – и улыбались. А они шли на пределе своих сил. Больше всего мы порази лись, глядя на то, как две девочки из их группы, устававшие все сильнее, не могли дойти до привала, ползли еле-еле, присаживались отдохнуть, и доползали к привалу тогда, когда группа уже вставала.
Мы шли не по времени, а по степени усталости – иногда переходы получались по 40-50 минут, а иногда – всего по полчаса, если круто в гору и не идется. Первый переход у нас был самый крутой – вверх по склону до тракторной дороги. Дорогу мы нашли на пологой поляне возле сарая, и дальше два дня шли вверх по этой дороге. Так или иначе, мы за три перехода поднялись к кошу по левому орографически берегу, перешли мостик и возле коша пообедали.
Мы встали на ночлег у скалы между двух озер, и на голом травянистом склоне принялись искать дрова. Темнело быстро, моросил дождь и дул весьма заметный ветер, но мы ухитрились набрать кучу хвороста на краях можжевелового и березового стланника. Два пакета мелких обломков веток толщиной в палец позволили нам приготовить ужин и завтрак. Переходы: 11.45- 12.15 от стрелки рек лезем вверх по каменисто-осыпному склону 12.30–13.10 идем по пологим травянистым полянам мимо сарая, вышли на тракторную дорогу. 13.30-14.10 по хорошей пологой дороге идем вдоль берега реки до мостика напротив коша. Переходим на правый ор. берег и там обедаем у ручья. 15.45-16.15 пересекли поляну, миновали кош и поднимаемся круто вверх по дороге 17.00-17.30 крутая дорога, по которой гоняют стада 17.45-18.00 лезем вверх. Дети устали висеть – пришлось их покормить и выпустить поползать 18.30-19.45 в сумерках остановились на ночлег. Весь последний переход дети ныли, потом орали. Похолодало, сильный ветер, иногда мелкий дождик. Еду готовили на костре, ели в палатке. 11.08 Утром скауты быстро приготовили еду на газу и ушли вперед, в туман, под моросящим дождем, а мы потормозили и дождались солнышка, только потом пошли. Мишка встал в 7, еда была готова в 8.30, мы поели в палатке и переждали дождь и туман. За один переход мы поднялись на перевал и начали спуск в долину Карагема вдоль реки Иолдо- айры. Дорога шла сначала правым ор. берегом, потом перешла на левый. Мы сначала спустились до стрелки с крупным правым притоком, но там бродить нам совсем не захотелось, и мы вернулись обратно наверх, к тому месту, где шла дорога. На левой стороне дорога частично размыта, но пройти вполне можно. После перекуса мы перебродили крупный левый приток, а потом перешли саму речку Иолдо и снова оказались на правом берегу. Удобное место для брода – у впадения левого притока с водопадом. Вскоре после переправы Мишка на дороге оступился и сильно подвернул ногу. Он сразу забинтовал голеностоп, и мы пошли дальше. Вскоре мы увидели удобное место для ночлега, но Мишка захотел идти дальше. Дорога ушла далеко вверх и шла через горелый лес, обходя каньон. Снова к воде мы спустились уже на Карагемской поляне. Огромная поляна, окруженная кедрами, заросшая полевыми цветами, и с этой поляны видны снежные вершины. На краю поляны у дороги есть избушка, в которой можно переночевать. А выше по поляне на широком разливе легко перейти сам Карагем. На поляне мы устроили дневку, чтобы Мишка мог подлечить свою ногу. Мы встретили группу ребят из Новосибирска, и вместе с ними обсудили варианты нашего маршрута. Они нам посоветовали идти через Обыл-Оюк, и мы решили в освободившееся время сходить в радиалку на красивейшее озеро Комрю. Переходы: 11.45 – 12.20 лезем вверх от озер по тракторной дороге, которая петляет по голому каменистому склону с низкой травкой. На перевале 2 больших тура из камней, есть места под 1-2 палатки. 12.35-13.05 дорога идет вниз по пологим травянистым холмам. Много цветов: ромашки белые и сиреневые, колокольчики, генцианы, башмачки… Сидим и загораем, пока есть солнышко, кормим детей, раздеваемся.
14.30 – пошли вниз и прошли мимо брода, где все колеи уходят на левый берег. Мишка предложил поискать брод пониже, и мы прошли мимо нескольких стоянок вниз по тропинке до впадения крупного правого притока. Там брод показался нам куда более опасным и неприятным – узкая и мощная река с крупными камнями, прыгать по которым нам совсем не захотелось. Мы вернулись к тракторному броду, где река была шире, мельче и спокойнее. 15.30 – мы перешли Иолдо – местами по щиколотку, местами по колено, но в целом спокойно и безопасно. Далее примерно 200 метров дорога размыта и осыпалась, идем по камням вдоль края воды левым берегом Иолдо. Потом дорога снова появилась и ушла от берега реки на 100-200 метров. 16.05 – пришли к крупному левому притоку и сели на перекус, за притоком начался лес. 16.30 – перебродили приток чуть выше, чем по колено, а местами и по пояс, и поток довольно мощный. Тропа через густой лес вдоль реки, над самым берегом заросли карликовой березки, так что местами шли по камням на берегу. 17.00 Крупный левый приток с красивым водопадом, напротив него турами обозначен брод. Перешли чуть выше, чем по колено, и пошли по дороге через поляну с горелым лесом, потом пошли вниз по дороге через лес: лиственницы, кедры, жимолость, черная смородина. 17.25 – 18.00 идем вниз по дороге через лес. Сразу после привала Мишка подвернул ногу, и мы остановились, чтобы достать аптечку и забинтовать. 18.20–19.00 Увидели в 18.35 хорошую стоянку на берегу, но Мишка очень хотел сегодня дойти до Карагемской поляны, так что мы пошли дальше. Дорога ушла вверх от реки, и до самой поляны больше стоянок не было. Дорога идет через горелый лес высоко над берегом, обходя каньон. Моросит дождь и светит солнце, на каждой иголочке кедров висит по капельке, и в каждой капельке сияет маленькая радуга – сказочно красиво! 19.10 – Дорога через лес. Напротив нас впадает крупный левый приток Атбаши, а у нас – сухое русло, и лесистые холмы, потом спуск на поляну. В дальнем левом углу поляны избушка, чуть дальше по дороге есть много удобных мест для стоянки, на берегу – каменки для бани. Рядом с нами группа из Новосибирска – 5 чел, и мужики из Барнаула – 4 чел. |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||