Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе н/к с элементами 3 к.с. по Приэльбрусью в декабре 2006 - январе 2007 г.
ОТЧЁТ
О горном туристическом походе н/к с элементами 3 к.с.
Маршрутная книжки: № 1/3-308 Руководитель группы: Воробьев А. А. Тел. (909) 164-46-17 E-mail: vilgeforts{}rambler*ru
«Весельеновогоднее Припомнили сегодня мы И улыбнулись мы в который раз...» Из песни.
1. Справочные сведения о походе.
1.1 Паспорт маршрута
1.
Район путешествия - Центральный Кавказ (Приэльбрусье) 1.2 Сокращения, терминология и допущения
-
Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного
коэффициента 1,2. - На приложенных картах даты на местах ночевки даны по вечеру, когда становились на ночевку. 1.3 Подробная нитка маршрута
г.Тырныауз – р. Герхожансу – р. Каяртысу – лед. Каярта Сев. – пер. Каярта Зап. (2А, 3944) –– лед. Каярта Юж. – р. Орелю – р. Тютюсу – лед. Сев. Тютю – пер. Тютю Зап. (2А, 4176) – лед. Тютю Зап. – р. Куллумколсу – р. Адырсу – л. Гумачи – пер. Гумачи (2А, 3572) – лед. Джанкуат – р. Адылсу – УМЦ Эльбрус
* Подробная нитка заявленного маршрута: г.Тырныауз – р. Герхожансу – р. Каяртысу – лед. Каярта Сев. – пер. Каярта Зап. (2А, 3944) – лед. Каярта Юж. – р. Орелю – р. Тютюсу – лед. Сев. Тютю – пер. Тютю Зап. (2А, 4176) – лед. Тютю Зап. – р. Куллумколсу – лед. Юном – пер. Голубева (2А, 3702) – лед. Сев. Башиль – пер. Башильауз (2А, 3546) – лед. Лекзыр – пер. Джантуган Вост. (2Б, 3576) – вер. Джантуган (2А альп, 4012) – вер. Чегеттаучана (2А альп, 4019) – а/л Джантуган
1.4. Определяющие препятствия маршрута.
1.5 Сведения об участниках
2. Общегеографическая и туристская характеристика района.
«-Вы не подскажите, сколько сейчас градусов ниже нуля?» Из к/ф Операция «Ы» и другие приключения Шурика
2.1 Особенности рельефа Приэльбрусья зимой, рекомендации.
Зима вносит свои коррективы в рельеф, заметно изменяя его форму: – Зимой реки становятся спокойными, уровень воды в них заметно падает. Так что исчезают проблемы связанные с переправами. В некоторых местах (например: верховья р. Адылсу) предпочтительнее двигаться по руслу реки. – Возрастает лавинная опасность. – Опасность схода камней резко падает.. – Там, где летом осыпные склоны, они становятся снежными, с выходами камней и передвижение по ним облегчается. Ведь заснеженная сыпуха не едет под ногами и живых камней становится значительно меньше. – По рельефу приходится передвигаться или в снегоступах или же в кошках (там где в снегоступах уже не получается идти). В одних ботинках можно идти лишь там, где уже пробита машинами дорога. – В отличии от лета на ночевку можно встать в любом месте, которое гарантирует лавинную безопасность. Летних проблем связанных с отсутствием воды нет (но живая вода попадается редко), и место под палатку выравнивается практически на любом склоне, а на крутом склоне можно вырыть пещеру. От ветра на ровном месте защищаемся путем вкапывания палатки в склон и обкладыванием её снежными кирпичами. Исходя из вышесказанного, группа убедилась, что не только летние описания не всегда подходят к условиями января, и к выбору пути движения надо подходить творчески. В некоторых местах наиболее простой путь лежит там, где летом не ходят. (спуск из долины Орелю в долину Тютю) И наоборот, где летом набитые тропы, зимой приходится поднапрячься или же вообще обойти это место. (например подъем к «нижним Гумачинским» ночевкам) 2.2 Особенности тактики и снаряжения
По погодно-бытовым условиям поход напоминал лыжный поход без печки в тундровом районе, например Полярный Урал. К тому же добавлялось влияние высоты и ежедневная тропежка. Поэтому одежда для похода зимой в горах должна быть как для тундрового лыжного похода. Из личного снаряжения, берущегося в горный поход летом на каждого участника прибавляются снегоступы и лыжные палки. Так как лавиноопасность района по сравнению с летом возрасла, у каждого участника была лавинная лента. И на команду был один лавинный щуп, который собирался из 2х лыжных палок. Продолжительность светлого времени в январе в Приэльбрусье составляет около 10 часов. Рассвет в 7-00 утра, закат в 17-00. Кроме того. при ясной погоде луна хорошо освещает местность, что достаточна для постановки палатки, движения по зимней дороге и т.п.
Из-за короткого дня мы применяли следующую тактику питания, которая позволяла более эффективно использовать светлое время суток.. Обед состоял из чая, который делали с утра и заливали в термоса и шоколада, мяса и т.п. еды. Вечером ели супы, т.к. на приготовление супа требует меньше бензина, чем варка гречки. И делали чай в термосах на утро, для экономии утреннего времени дежурного. Опытным путем получили, что объем дневного чая на человека должен быть не меньше 0,5 литра. У нас было на троих два термоса 0,7 и 1 литр. На маршруте в виде топлива использовался бензин «Primus», который мы купили в альпмагазине в Москве (нам не удалось достать «Нефраст»). Проблемы с засорением примуса (той же фирмы) копотью от бензина не было. И благодаря не сильной вонючести бензина примус разводили в палатке. Уже после похода при посещении строительного магазина (все для ремонта) в нем нашел бензин «Калоша» в емкостях 0,5 литра по цене 30 рублей. Группой использовались 3 типа снегоступов – TSL 225 Rando, Salamon и самодельные.
TSL показали себя хорошо, но у их за время похода потупились передние кошки и нижние металлические штырьки, в результате довольно жесткой эксплуатации: приходилось в них передвигаться по заснеженным камням. Пластмассовая опора тоже потерлась о камни, но ее поломки под нагрузкой не было. Мое мнение: конструкция данных снегоступов с точки зрения эксплуатации в зимних горах очень хорошая, если вам не жалко их убить за 3-4 похода. У снегоступов Salamon в середине похода сломался пластик, под подвижной платформой для ботинка. Это происходит из-за накопления под платформой снега, и платформа начинает проминать пластик. Но всё же они дожили до конца похода. Самодельные снегоступы вели себя очень хорошо, не уступая TSL, за исключением редких мест, где необходима кошка. Эти снегоступы менее всего пострадали за поход. Но время на их надевание было больше, чем у снегоступов промышленного производства. Идет быстрое развитие сотовой связи. Основным оператором в Приэльбрусье (данные на момент похода, и отражают зону покрытия района сотовой связью) является «Мегафон», далее идет «Билайн» и замыкает это всё «МТС». Так что для экономии денег советуем купить местную СИМ-карту «Мегафона», при её разумном использовании денег начального контракта на ней хватит на поход. Сотовая
связь работает в пройденных нами долинах: -
в долине р. Каяртасу: от зоны леса до верхнего предперевального ледового плато. -
в долине р. Тютюсу: в зоне окончания морен ледника Тютю (на месте ночевки) -
на леднике Тютю Северный: от низу и практически до перевала (примерно до высоты
3800) -
в районе а/л «Уллутау» сотовый не берет, но как сказали альпинисты, чтоб отсюда
позвонить надо взбираться на борта долины и там сотовый ловит. - в долине Адылсу сотовый начинает брать от а/л «Джантуган» (тот, который верхний) и далее ниже по долине. В
вышеуказанных местах имеются «мертвые зоны», где связь не работает. Сотовые телефоны у нас были Nokia 1100 (2 шт.) и Nokia 6100 (1 шт. + аккумулятор). Аккумуляторы данных моделей хорошо держат зарядку, которой при его разумном использовании телефоном хватит на поход. Телефоны хранить лучше ближе к телу, иначе аккумуляторы подмерзают и в них снижается уровень заряда. В походе мы пользовались цифровым фотоаппаратом CANON PowerShot А520, работающим от батареек AA, за поход (11 дней) использовали 4 комплекта батареек и сделали около 600 снимков, благо карта памяти была 1 ГБ. Жидко-кристаллический дисплей не замерзал, но было пара случаев когда от мороза немного заклинивал двигатель, что наводит объектив на резкость. Фотоаппарат между съемками фотограф хранил в тепле – ближе к телу. 2.3 Пропуска в погранзону и трансфер в район. Долины, выводящие к Главному Кавказскому хребту являются погранзонами и для нахождения в них нужно оформлять пропуска в погранзону. И лучше это сделать заранее, чтобы не терять походного времени, а сразу же заезжать в район. За время похода мы пограничников так и не встретили. В долине Адырсу пост выше а/л «Уллу-Тау» зимой не работает. А поста в долине Адылсу, который зимой 05-06 годов стоял в районе пушки, для стрельбы по лавинам что выше моста через Адылсу, не было. Пропуска в погранзону мы заказывали в а/л Безенги: г.Нальчик, ул.Чайковского, 3. Директор АУСБ "Безенги" Анаев Алий Хусеевич, тел/факс.(8662) 775957, +7(928) 950-3868, +7 (928) 700-54-89 E-mail: bez@kbsu.ru Для
трансфера в горы и обратно мы пользовались услугами водителя «Газели» Хизира.
Он так же может оформить пропуска в погранзону, если с ним заранее договориться.
Тел. 8-928-955-39-49.
Телефоны спасательных служб района: - Эльбрусский ПСО: 8 (86638) 71489 – оперативный дежурный 8 (86638) 71278 – противолавинная служба - Шхельдинский ПСО: 8 (86638) 71141, 78421 3. Организация и проведение похода.
Ходы кривые роет подземный житель крот. Нормальные герои всегда идут в обход. Песня их к/ф «Айболит-66»
3.1 Идея и цель похода. В связи с тем, что правительство сделало Новогодние каникулы (государственные праздники с 1 по 5 января и 7 января) поэтому встает вопрос про совершение походов в это время, чтобы иметь возможность ходить в горы на Новый Год затрачивая всего 1 неделю отпуска (или же брать это время за свой счет). Основным критерием для выбора района для похода в это время является продолжительный световой день, который на юге страны зимой длиннее. Кавказ как раз подходит для этого. Выбор района Приэльбрусья объяснялся тем, что во первых он знаком командиру, о нём много информации в виде отсчетов, удобный подъезд и отъезд из района, близость населенных пунктов в случае схода группы с маршрута. Основная цель похода это посмотреть район Приэльбрусья в условиях зимы и получить опыт хождения горных походов зимой, который будет полезным так же и в лыжных походах, и в горных походах в высотные районы. 3.2 Особенности при построении нитки маршрута - Выбор нитки маршрута исходил из того, чтобы посмотреть побольше различных долин, что творится в них зимой внизу и наверху. - Маршрут строился линейным, без заброской для того, чтобы не зависеть от сроков прибытия к заброскам и возможностью при необходимости выйти к людям практически из любой точки маршрута. - Планировалось много препятствий при малом километраже, исходя из того, что техническая работа при прохождении перевалов более интересна, чем длительная тропежка по долинам для набора километража. 3.3 Изменение маршрута и их причины. Пройденный маршрут намного короче заявленного. Это произошло из-за переоценки скорости движения группы при планировании маршрута. Скорость передвижения группы вверх по рельефу из-за постоянной тропежки при малочисленности группы оказалась раза в полтора - два ниже, чем планировалась. Поэтому после перевала Тютю Западный было значительное отставание от графика и стало ясно, что в заявленный маршрут мы не укладываемся повремени. Поэтому вместо участка: пер. Голубева – пер. Башильауз – пер. Джантуган Восточный было принято решение пройти пер. Гумачи, который был заявлен в запасном варианте. 3.4 График движения
4. Описание прохождения маршрута группой по дням.
«С двух до трех: Подвиг.» Их к/ф «Тот самый Мюнгхаузен» 4.1 Заезд в район.
25.12
До похода мы заказали машину и пропуска в погранзону в альплагере «Безенги». Но участник, что заказывал машину (он с нами не пошел. У него не сложилось) при заказе перепутал число, и поэтому у поезда нас никто не встретил. На железнодорожном вокзале Марина нашла водителя на машине «Газель», с которым в мы договорились о заезде в горы. Сначала едем в нальчикский офис а/л «Безенги», где берем заказанные нами пропуска и извиняемся за недоразумение с заказом машины. И едем в начало нашего маршрута, город Тырныауз. 4.2 Техническое описание прохождения маршрута группой.
Перевал Каярта Западный (2А, 3944)
Местоположение: Перевал соединяет лед. Каярта Сев. и лед.Каярта Зап. Расположен в хребте, соединяющим пик 100-летия Фрунзе (4027) и пик Киллар (4087). Примечание: Группой пройдена западная седловина, которая расположена ближе к пику 100-летия Фрунзе (4027) и не является основной. Перевал пройден группой: с лед. Каярта Сев. на лед.Каярта Зап. Описание дано: от г. Тырныауз до долины Тютюсу.
25.12
Километраж: 6,8 км Набор высоты: +760 м Чистое ходовое время: 3 часа 40 мин. Метеоусловия: Переменная облачность. Вечером – пасмурно, пурга. Дорога в г. Тырныауз в долину р. Герхожансу идет по правому берегу реки. «Газель» довезла нас до середины частного сектора в долине р. Герхожансу города Тырнауз, далее «Газель» проехать не смогла. Выгрузились в 10-30 и начали движение по дороге вверх долины. По дороге можно идти пешком, без снегоступов. Дорога по правому берегу р. Герхожансу идет до разрушенной плотины (фото 1). (20 мин. ходового времени). Колеи на дороге и наст позволяют идти без снегоступов. Дорога продолжается и выше плотины (фото 2), и идет по правому берегу р. Герхожансу и уводит в верховья долины, а от нее отходит направо по ходу тропа (по которой продолжаем путь) пересекает реку и выводит на автомобильную грунтовую дорогу, что идет по левому берегу р. Герхожансу и уходит в долину Каярта. На дороге сохранилась проложенная по снегу колея, что позволяет нам избежать тропёжки (фото 3). Дорога при выходе из зоны леса занесена снегом (фото 4) но ее направление читается. Видим кош без крыши (фото 5) и под защитой его каменных стенок ставим палатку. Погода под вечер постепенно ухудшается, становится пасмурно, начинается пурга. На что обратить внимание: летом 2000 года из долины Каярта на г. Тырныауз сошёл сель. Поэтому русло р. Каяртасу и далее р. Герхожансу, представляют собой гигантский бобслейный желоб, который прорезан по бывшему руслу реки в горной породе. По дну этого желоба течет река. И поэтому подойти к реке возможно в очень редких местах.
Километраж: 2,7 км Набор высоты: +300 м Чистое ходовое время: 3 часа 50 минут. Метеоусловия: Пасмурно, пурга. С утра пасмурно, пурга. Видимость 300 м. За день погода так и не улучшилась. Вышли в 8-30, предварительно надев на ноги снегоступы. Далее весь поход будем в них ходить. Идем левым берегом реки, траверсируем склоны долины по террасам с альпийскими лугами, что остались после схода селя. По левую руку по ходу от нас гигантский желоб в породе по дну которого течет речка, хорошего спуска вниз к воде нигде не просматривается.. К 13-00 (после 2 часов 30 мин. чистого ходового времени) выходим к прижиму, в районе отрогов с вершины 3201. Идем на разведку: по руслу реки пройти нельзя, и надо лезть вверх по отрогу из заснеженной осыпи (фото 6). В 14-00 надеваем кошки и идем вверх. Подъем: снежно-осыпной склон, местами до 30?. Спуск – снежный склон 20-25?. На преодоление прижима затрачено 1 час чистого ходового времени. (фото 7). Снова надеваем снегоступы и через 20 мин. пересекаем ручей с живой водой. Решаем встать здесь на ночлег, не смотря что всего 15-30, т.к. что живая вода не только экономит горючее, но и упрощает нелегкую участь дежурного. 27.12.
Километраж: 6,9 км Набор высоты: +1340 м Чистое ходовое время: 5 часов 50 мин. Метеоусловия: С утра переменная облачность, днем и вечером ясно. Утро радует просветами чистого неба. Вышли в 7-30 утра. Террасы из альпийских лугов, заканчиваются и мы спускаемся в розливы р. Каяртасу - заснеженные осыпи, примерно в районе отметки 2763 высоты уровня воды в реке. Идем по руслу реки, между древними моренами (фото 8). На развилке, что незадолго до ледника, идем по правому руслу реки. Тропежка 10-20 см. К 12-00 выходим к озеру с отметкой уровня 3205, где обедаем (фото 9 и 10). Отсюда просматривается путь к верхнему плато по Восточной ветви ледника. Хорошо виден нунатак 3720, который разделяет Западную и Восточную ветви ледника. Чистое ходовое время до обеда 3 часа 10 минут. После обеда, в 13-00 продолжаем идти далее. Выходим на тело ледники. Ледник закрыт настом, который достаточно прочный и в снегоступах почти не проваливаешься. Двигаемся по Восточной ветви, обходя зону трещин в районе нунатака 3720 слева по ходу (фото 11). Через 3 перехода подходим к ледовым разрывам, где связываемся. Преодолев зону разрывов, ставим лагерь в 17-00 под перевалом. Чистое ходовое время после обеда 2 часа 40 минут. На что обратить внимание: В отличие от лета зимой снег на леднике держит хорошо, так что по пологому телу закрытого ледника можно идти без связок. Преодолевать зоны трещин и разрывов ледника следует в связках.
28.12. Километраж: 1,5 км Набор высоты: + 215 / -215 Чистое ходовое время: 7 часов 50 мин. Метеоусловия: Утро: переменная облачность. Днем и вечером: ясно. С утра и весь день ясно. Вышли в 9-30, решив поспать подольше. Идем в связках по направлению к перевальной седловины (фото 12 и 13). Наклон склона постепенно возрастает. К 12 часам (1 час 40 мин чистого ходового времени) движение в снегоступах становится невозможным из-за того, что крутизна склона возрастает до 40 ? первому тропить приходится по пояс, что в снегоступах слишком тяжело. Поэтому снимаем снегоступы, надеваем кошки и решаем вешать веревки. (фото 14, 15, 16) Тактика провешивания веревок следующая: первый идет без рюкзака, роя траншею (фото 14). Потом поднимаются остальные, первый идет вниз за своим рюкзаком. Далее лидер меняется. Так как наклон склона достигал 60? и приходилось рыть траншею глубиной по плечи, то разгрузка лидера была оправдана. Провесили 220 метров (4 х55 метров) веревки (фото 13, веревки показаны малиновым и зеленым цветом). Станции делали на ледорубах, ведь до льда было не менне 1,5 метров снега. На третьей веревке в местах выхода льда сделали 2 промежуточные точки на бурах. До седловины 3 часа 30 минут ходового времени. На перевал вышли в 15-30. Быстро пообедали. Просмотрели спуск вниз. В 16-00 стали спускаться. Кошки не снимали. Дюльфер по заснеженной осыпи в 30 - 40?, 55 метров до выполаживания (фото 17). Точка – петля на камнях. Последний дюльферяет по сдвоенной веревке (27 метров дюльфера). Далее ногами выходим на небольшое снежное (хорошо заснеженная осыпь) ребро. С слева от ребра вниз идет снежный кулуар (а летом здесь осыть), по которому спускаемся на 3 такта (фото 18 и 19). К 19-00 заканчиваем спуск в ранклюфте ледника. Проходим по ранклюфту 20 метров вверх по течению ледника, чтобы палатка стояла не под кулуаром, а под скальным ребром. Под свет луны ставим палатку. Чистое ходовое время на спуск с перевала 2 часа 40 минут. Вечером, внимательно разглядывая фотографии перевала и перечитывая описания групп, прошедших этот перевал, мы поняли, что прошли не основную седловину, а седловину, западнее основной. На
что обратить внимание: 1) В верхнем цирке солнце не появляется, поэтому там
очень холодно. Но с другой стороны отсутствие солнца снижает риск образования
доски на склоне. 29.12.
Километраж: 6,3 км Набор высоты: -1140 м Чистое ходовое время: 3 часа 40 мин. Метеоусловия: Ясно. С утра и до вечера солнечно. После вчерашнего дня решили поспать подольше и вышли в 9-30, надев снегоступы. Вышли из ранклюфта на тело ледника и пошли вниз держась у правого края ледника. После окончания ледника путь продолжили по руслу ручья, что течет с ледника. К 12 часам (1 час 40 минут ходового времени от места ночевки) вышли к окончанию висячей долины Орелю - месту скальных сбросов (фото 21). Сходили на разведку и потом пообедали. Решаем обойти сбросы слева по ходу, около южного борта долины. Там просматривался снежный склон с выходами камней, крутизна которого позволяла идти по нему в кошках. Летний путь спуска в долину Тютюсу справа от ручья желания идти по нему не вызывал. Пообедав, в 13-40 выходим и идем на спуск по просмотренному ранее пути. В самом верху пришлось провесить 20 м веревки, чтоб преодолеть небольшой скальный сброс. Последний спускался на 3 такта, обойдя сброс (фото 20). Далее спускались по заснеженному осыпному склону крутизной до 30? по линии падения воды, стараясь держаться около выходов камней из-под снега (фото 21). Спустившись в ранклюфт надели снегоступы. Далее шли по ранклюфту до окончания морены, потом вдоль ручья, что течет с долины Орелю. Немного не доходя до места его слияния с ручьём с ледника Тютю, в 16-30 встали на ночевку. Место было удобное – палатку прикрывал большой валун и была живая вода.
Перевал Каярта Западный (2А, 3944). Фотоматериалы.
Перевал Тютю Западный (2А, 4176). Местоположение: Перевал соединяет лед. Тютю Северный (долина р. Тютюсу) и лед. Тютю Западный. (долина р. Куллумколсу). Расположен в западном плече вершины Тютюбаши(4404). Западнее вершины Тютю Западная 2я. Перевал пройден группой: из долины Тютюсу (подъем по лед. Тютю Северный) в долину Куллумколсу (спуск на лед. Тютю Западный) Описание дано: от р. Тютюсу до а/л «Уллу-Тау».
30.12.
Километраж: 2,9 Набор высоты: +700 Чистое ходовое время: 4 часа 50 мин. Метеоусловия: Ясно. Вышли в 9-00. От места ночевки идем в направлении ручья, что стекает с ледника Северный Тютю пересекая осыпные увалы (фото 23). Потом двигаемся вверх по руслу этого ручья, русло заснежено, периодически из под снега торчат камни. Далее русло ручья раздваивается, одно идет в направлении вершины Суллукол, другое поворачивает налево по ходу, и мы идем по нему (фото 24). После того, как ручей обходит бараньи лбы мы поднимаемся на скальный отрог и идем по нему (фото 25). Хотя он и более пологий, но на нём есть большие участки с незакрытой снегом осыпи, поэтому приходится издеваться над снегоступами идя в них по камням. Это ребро выводит нас на ледник Северный Тютю. На месте выхода на ледник делаем обед. (3 час 20 ходовое время от места ночевки). Далее идем вверх по леднику держась параллельно скальному гребню по левую руку, что спускается с Тютюбаши. По направлению к скальным выходам (фото 26). Место для ночевки выбираем под самым нижним скальным выходом. К месту ночевки подошли к 16-30 ( 1 час 30 минут ходового времени от места обеда). В качестве учебного мероприятия решаем вырыть в снежном склоне пещеру (фото 27). На постройку пещеры уходит 2,5 часа, т.к. рытье пещеры ведется одним человеком, которого меняют, а остальные могут помочь только тем, что скидывать вниз вынутый из пещеры снег. Как всегда – первый блин комом, поэтому пещера получилась с низким потолком, который постоянно задевали головами. (фото 28) 31.12.
Километраж: 2,1 Набор высоты: +600 Чистое ходовое время: 3 часа 30 мин. Метеоусловия: Ясно. Продолжаем путь вверх по леднику (фото 29), крутизна которого местами увеличивается до 30-40?. Поэтому сегодня в некоторых местах приходится применить следующую тактику: первый тропит пока ему не надоест без рюкзака и потом бежит за ним вниз, предоставляя почетную обязанность тропить второму (фото 30). Скальные выходы, перед которыми вчера ночевали обходим слева по ходу (фото 26) тут крутизна склонов достигает местами 30-40?. И выходим на выполаживание, что находится над ними. Далее забираем вправо по ходу, чтобы обойти ледовые разрывы (фото 31 и 32). В связи с приближающимся праздником решили на ночевку встать пораньше и в 15-00 нашли место в районе ледовых разрывов. Решаем улучшить свои навыки в копании пещер (фото 33) и за 3 часа выкапываем уютную пещеру с достаточно высоким потолком, где встречаем Новый Год. 01.01.
Километраж: 1,4 Набор высоты: +379 Чистое ходовое время: 3 часа 30 мин. Метеоусловия: Ясно. В связи с усердным отмечанием Нового Года группа вышла на маршрут в 10-30. Отходим по вчерашним следам и идем обходить ледовые выходы справа по ходу, обходя большой ледовый карниз справа по ходу(фото 35). Первый идет без рюкзака, тропя путь остальным. Выйдя над ледовым карнизом на снежную полку (дно полки зацементировано снегом) траверсируем ее налево по ходу, чтобы обойти еще один ледовый карниз. У окончания траверса связываемся и идем вверх на седловину перевала. Перед выполаживанием перевала ледник открывается (фото 34) и поэтому приходится одеть кошки. На перевальную седловину выходим к 13-00. (1 час 30 минут ходового времени от места ночевки). Перевальный гребень достаточно широкий, в некоторых местах достигает метров 10-15, на южной стороне гребня скальные выходы, на которые мы ориентируемся при движении по гребню, т.к. на северной стороне гребня кое-где висят карнизы, которые мы видели при подъеме к перевалу. По случаю выхода на седловину обедаем. Далее продолжаем путь по гребню в сторону узловой вершины, ребро которой спускается вниз на перевал Куллумкол (фото 37, 38 и 40). Путь по гребню преграждают два жандарма. (Номера жандармов даны в порядке их положения на пути вверх, т.е. от узловой вершины к основному массиву Тютю). Мы поднимаемся на жандарм 2 (для нас первый по ходу в направлении к узловой вершине) и видим что дальнейший путь по гребню преграждают скальные сбросы метров 10-15. здесь можно провесить веревку, но мы обходим эти сбросы слева по ходу по скальным полкам. .(фото 36). Для этого мы приспускаемся по скалам контрафорса жандарма в направлении ледника Тютю Западный метров на 15 и далее по скалам движемся в направлении снежного гребня. Следующий жандарм ( на фото – жандарм 1) обходим слева по ходу по заснеженным скалам (фото 39). Далее гребень продолжается и перед узловой вершиной в 16-10 мы находим уютную мульду, где вкапываемся в снежный склон и ставим палатку.(2 часа ходового времени по гребню от седловины перевала). Пока расчищается место под палатку, Сергей делает разведку пути спуска с узловой вершины на перевал Куллумкол. 02.01.
Километраж: 9,6 км Набор высоты: - 1876 м Чистое ходовое время: 5 часов 40 мин. Метеоусловия: Ясно. Вышли в 8-00. Надеваем кошки и поднимаемся на узловую вершину по заснеженной среднеблочной осыпи со скальными выходами. Спуск с вершины в начале идет по заснеженным скалам (фото 41), которые преодолеваем лазанием. Потом выходим на заснеженную осыпь, по которой идем вниз на перевал Куллумкол. На перевале из тура извлекаем записку, пишем свою. С перевала Куллумкол спуск по снежному склону до 30? в сторону ледника Тютю Западный (фото 42, 43). Пересекаем ледник Западный Тютю в направлении места где ледник переваливается через гребень от вершины Шогенсукова (перевал Шогенсукова) (фото 41) до пер. Шогенсукова 40 минут ходового времени от спуска с пер.Куллумкол. Спуск с перевала Шогенсукова идет по заснеженной осыпи крутизной до 30?, поэтому надеваем кошки и идем вниз придерживаясь выходов камней из-под снега (фото 44). Кое-где видны туры из камней, но угадать направление летней тропы по ним нельзя. После спуска с перевала вновь надеваем снегоступы и идем по моренным увалам забирая влево по ходу и далее спускаясь к р.Куллумколсу. Движемся по правому берегу реки, сначала движемся около русла, потом в районе северо-западных отрогов с пика Панорамный отходим от русла и берем правее (далее начинаются прижимы), забираясь на склон долины, где и подрезаем летнюю тропу со свежими следами охотников. Снимаем снегоступы и дальше до альплагеря «Уллу-Тау» идем без них. Тропа, пересекает по мосту Куллумколсу и выводит к автомобильной дороге по ущелью Адырсу, по снежным колеям которой мы приходим в альплагерь «Уллу-Тау». В альплагере договариваемся на счет домика – нас селят за 100 рублей с человека в домике, где проживает обслуживающей персонал, в отдельной 3х местной комнате. Там есть кухня с газовой плитой, а в комнате печка, которую всё же удается протопить.
Перевал Тютю Западный (2А, 4176). Фотоматериалы.
Перевал Гумачи (2А, 3572). Местоположение: Перевал соединяет лед. Гумачи (долина Адырсу) и лед Джанкуат (долина р. Адылсу). Расположен в гребне между вершинами Гумачи (3797) и вершиной Уятау (3650). Перевал пройден группой: из Адырсу в долину Адылсу. Описание дано: от а/л. «Уллу-Тау» до УМЦ «Эльбрус»
03.01.
Километраж: 6,4 км Набор высоты: +1272 м Чистое ходовое время: 5 часов 20 мин. Метеоусловия: Пасмурно (высокая облачность 4000-4500). Ветер. Тепло. Вышли в 8-00. С утра пасмурно, ветер и тепло. Пройдя через альплагерь у последнего домика находим натоптанную альпинистами снегоступную тропу, которая ведет в сторону ледника Гарваш (фото 46). Надеваем снегоступы и идем по тропе. Идти по ней легко, т.к. силы на тропежку не тратятся. Летняя
тропа к «Нижним Гумачинским» ночевкам заметена и путь по ней не читается, поэтому
продолжаем путь по тропе,
до места окончания левобережной морены ледника Гумачи (фото 47). По заметенному
снегом осыпному склону до
30? поднимаемся на морену в месте «Нижним Гумачинских» ночевок. Пришли
сюда в 10-00. (Ходовое время от Далее идем по забитому снегом карману морены (фото 48). Средняя глубина тропежки по 30 см. Морена оканчивается и приходится траверсом выходить на тело ледника. В начале пути, от конца морены, метров 200 первый идет без рюкзака, потому что приходится тропить в снегу траншею глубиной 60-100 см. Дальше идет закрытый ледник – снежный склон до 30?. Идем придерживаясь левого борта ледника. При
подходе к верхнему ледопаду с нунатаком, решаем пройти ледопад справа по ходу
(фото 50), по двум причинам: 1)
Между ледопадом и скалами читается проход 2) На пути слева по ходу от нунатака лежит свежий лавинный вынос. Звук от этой лавины мы слышали час назад. (фото 49) Поднимаемся
на ледопад, немного не доходя до левобережного ранклюфта. Перед самим ледопадом
надеваем кошки (фото 51).
В ледопаде преодолеваем без рюкзаков две ступеньки: первая высотой 1 метр, вторая 1,5 метра (фото 52). Далее путь выводит к забитому снегом ранклюфту, снежный склон до 30?, здесь надеваем снегоступы и поднимаемся дальше, к перевальной седловине, которая представляет зимой снежное поле. На перевал взошли в 16-00. На перевальной седловине в склоне вырываем место под палатку. 04.01.
Километраж: 13,4 км Набор высоты: -1472 м Чистое ходовое время: 3 часа 50 мин. Метеоусловия: Ясно. От перевала и до «Зеленой гостиницы» сильный ветер. Вышли в 9-30, надев кошки, для спуска по кулуару. Путь с перевала вниз идет по крутому снежному кулуару (крутизна в верхней части до 35?), по которому повесили на петле 27 метров веревки (сдвоенная веревка 55 метров). Спуск по веревке спортивным способом. Далее кулуар выполаживается и спуск идет на 3 такта, потом по мере выполаживания обычным шагом (фото 53). После спуска, на выполаживании надеваем снегоступы. Разведка пути показала, что классический спуск с перевала – вдоль скал Аристова неудобен, т.к. ледник Джанкуат по этому пути сильно разорван и много открытых трещин, которые не закрыли осенние и зимние снегопады, т.к. снег с ледника сдувается. Поэтому, чтобы не петлять в ледопаде в поисках прохода решили идти вдоль правого борта ледника, который надежно забит снегом придерживаясь западного отрогов горы Уятау. Около конца отрога, ледник становится достаточно крутым (до 30?) и поэтому надеваем кошки и идем вниз по склону, покрытому настом (фото 54). На выполаживании снова надеваем снегоступы, и идем по пологому телу ледника Джанкуат придерживаясь правого борта (фото 55). На леднике встречаем группу сноубордистов, которые идут вверх на снегоступах. Пообщавшись с их лидером, выясняем, что в а/л «Джантуган» аншлаг и мест нет, зато могут быть места в УМЦ «Эльбрус», и что там бытовые условия намного лучше чем в а/л «Шхельда». Весь
ледник Джанкуат от перевала до «Зеленой гостиницы» покрыт настом с застругами,
и он выдерживает снегоступы. Так что тропежки в снегоступах практически нет, зато стоит хороший ветродуй, несмотря на ясную погоду. К «Зеленой гостинице» спустились в 12-30 (2 часа ходового времени от перевала). Попив чаю, идем вниз в снегоступах по натоптанной снегоступами тропе. Тропа вначале идет вдоль русла р. Адылсу (фото 56), по левому берегу, потом идет по руслу реки (фото 57) и выходит на правый склон долины. К а/л «Джантуган» пришли в 14-30 (1 час 10 минут ходового времени от «Зеленой гостиницы»). В а/л «Джантуган» мест не было, зато работала столовая, где мы пообедали. Стоимость обеда 80 рублей с человека. В 15-10 пошли вниз, в УМЦ «Эльбрус». Вниз
от а/л ведет автомобильная дорога, которую чистят и по ней в а/л можно заехать
на машине. Чтобы было представление по тому, какая машина может зимой доехать
сюда, скажу что около а/л стояли «Газель», ВАЗовская 10ка, и иномарки. Но в
прошлом (2005-06) году сюда заезжали на УАЗике и в том году менее мощная машина
навряд ли бы К УМЦ «Эльбрус» пришли в 16-00. ( 40 минут ходового времени от а/л «Джантуган»). Там мы за 250 рублей с человека сняли 3х-местный номер. Ужин (завтрак) здесь стоит 70 рублей. Есть душ, но его включают после 17-00, когда приезжает автобус, что привозит горнолыжников из Азау, которые проживают. На что обратить внимание: Трещины на леднике Джанкуат на классическом пути к перевалу Гумачи зимой могут не закрыться не закрываются т.к. сдувается выпавший снег. Перевал Гумачи (2А, 3572). Фотоматериалы.
4.3 Отъезд из района:
04.01.
Звоним на мобильный водителю, что довозил нас до Тырныауза, и договариваемся, что он подъедет к УМЦ «Эльбрус» к 11-00. Вечером просушиваем свои вещи, моемся.
05.01.
В 10-45 загружаемся в «Газель», где уж сидят жаждущие попасть в Нальчик, и водитель едет в Азау, забирать еще 2х человек. К вокзалу в Нальчике прибываем к 13 часам, так что остается еще много времени до поезда Нальчик-Москва.
5. Материальное обеспечение группы 5.1 Общественное снаряжение
5.2 Личное специальноеснаряжение участника
«Мне все это понравилось, Все так чудесно справилось. Но праздник наш закончился, и вот: Опять с утра до вечера Мне снова делать нечего Скорей бы Новый, Новый Год!» Из песни. Записки, снятые с перевалов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||