Автор: Сергей Игнатенко, Алматы
Пик “Топор” 4100м
На самом деле этот красивый пик не имеет названия. Он хорошо виден из города Алматы в северо-западном направлении. Его северный склон всегда белый, особенно в весеннее время, на фоне молодой изумрудной зелени он сильно притягивает взор. Находится правей пирамиды Большого Алматинского Пика снежным склоном после пика Пила .
Название придумали конечно сами и вот по какой причине.
Гребень в котором находится этот пик начинается с п. Пила( 3976м. по Степановой В.И.), на который мы совершили восхождение с севера, затем маленький перевал разделяющий этот пик от самого п. Пила. А между перевалом и этим пиком “Топор” есть несколько жандармов, круто обрывающихся скалами на северную сторону.
Стены этих жандармов имеют разные геометрические формы. Формы быстро подхватили подходящие названия – Рубанок, Лом. Вот и получилась гряда инструментов- Пила, Рубанок, Лом, Топор, а ледник под их основанием стали называть ледник Инструментов.
Ледник начинается с перевала им Ломакина (1б) и большую свою часть покрыт мареной.
После того как мы получили свою порцию адреналина и нравоучений в 1993 г при восхождение на п. Пила, нам захотелось сходить еще раз в это интересное место.
Теперь Артем и я стали усердно готовится. Тема в ходе подготовки взошел на п. Пила по гребню ( 2а п В. Степановой ) в конце лета один. Солил в тихоря не смотря на папашкины запреты. Я же сходил в начале осени на этот п. “Топор” но с юга по осыпям. Разведка получилась на славу и только подхлестнула на скорейшее действие.
Появилась мысль о наборе высоты и конечно же нам хотелось поскорей надеть эти самые кошки, которых у нас не было при восхождение на п.Пила.
Из железа появились раритетный ледоруб с деревянным древко, ледоруб ВЦСПС, благодаря Семеновичу – бате Артема.
Набрать высоту, акклиматизироваться по полной - для нас тогда означало заночевать на п. “Тапор”. В середине сентября стали усиленно бегать на Кок-Джайляо. И вот наступил этот день, когда чувствовалось, что мы полностью готовы, и склоны уже подмерзли и с них не сыпало как летом. 14 Октября 1993г мы вышли из автобуса, который нас привез на автостанцию Арман. Подошли к желтому знаку на синей палке с вывеской №93 и заняли очередь. Людей в очереди оказалось не много, в основном местные , из-за того, что время было обеденное. Стоим и перебираем все ли взяли . Вдруг к нам подошел мужик с рюкзаком и завел разговор:
- А вы в горы?
- Ну конечно же . Видите рюкзаки ?!
- А куда пойдете?
- В Алма-Арасан.
-А где это?
Видим дело совсем плохо. Начинаем объяснять где это. Оказалось чувак не местный совсем . Карагандинец. Из непродолжительного разговора с ним, решили что вроде бы нормальный. В конечном итоге Андрей присоединился к нам. Мы долго поднимались до “Алешкиного” моста из-за того, что Андрей был только с поезда, хотя и занимался легкой атлетикой у себя.
Ночь нас застала на границе леса. Мы легли спать в спальниках под небом, у Андрея была палатка. Утром рано мы уже решали предложение Андрея взять его с собой.
Решение было таким подчиняешься без оговорок (хотя в возрасте была не такая уж и малая разница, он был старше нас лет на 5-10), идешь только до начала маршрута, возвращаешься только той же дорогой, ждешь нас как минимум до утра, оставляешь знак если мы придем позже.
И вот уже втроем мы пробираемся по крупной марене под Пилой.
Рассвет, мороз, и снег местами по колено. Тема решил уйти чуть вперед . И начал ломать эту тишину криками о какой-то там матери. Это случалось много раз и я подумал, что мы так и не доберемся до начала маршрута, уж больно сильно он прикладывался попой при каждом падении.
Осенний сухой снег, в котором практически нет влаги и крупные камни делали эту марену каким-то скользким барьером. Когда мы поравнялись со склонами п. “Топра” солнце уже стало теплым .
Покушав на солнышке, нацепили нашу мега снарягу и пошли под маршрут еще по солнышку.
Но как это всегда бывает солнце вскоре скрылось наступили тень и холод. Руки и ноги приходилось по нескольку раз отмахивать по пути под стнеку.
Склон становился все круче и круче, а скалы стали напоминать клыки какого-то хищника.
И вот маршрут. Ледовая стеночка, которая ведет под большой жандарм. Плавно выкручивается вверху. И в верхней части этой стеночки имеются вкрапления каменной породы. Работаем на ней почти голиком. Нужно было сохранить сухими вещи, ведь мы не знали, что нас ждет впереди и на сколько мы можем зависнуть на высоте.
Выйдя на перемычку обходим нависающие стены жандарма справа.
В этом месте была не маленькая трещина на леднике, что-то подобное бергшрунду , но с глубокой щелью похожей на пещеру, и нам пришлось вплотную прижиматься к жандарму чтобы обойти все это. Выход на вершину не трудный. Снежно-ледовая стеночка метров 100 с крутизной ~45-гр со скалками на самой вершине.
На вершине имеется огромный дрын метров 3,5 -4. Кто это плод- съемник затащил туда неизвестно.
Тема решает посмотреть на Андрея, где он? Он вылез на жандарм со стороны вершины и увидел его следы в направлении маршрута. На окрики Андрей не откликался. Тут нам стало как-то не по себе.
Выйдя на вершину мы приободрились, выпили по глотку литовского бальзама, съели остатки конфет, и решили спускаться прямо по основному снежно ледовому склону левей скальных контрфорсов , чтобы сэкономить время на поиски Андрея. В туре нашли записку кого-то лохматого года, автор Андрей Игумнов (земля круглая :-) ). Оставили свои каракули и вниз. И вот на пятых точках мчим по склону. В один момент я стал замечать, что Тема набирает скорость. Затем Тема начал зарубаться, как этому учил нас его батя. Первая попытка и Тема отскочил от склона и вновь стал скользить. Вторая, третья…
Я полностью остановился на склоне понимая что, что-то не так. После того как Тема наконец-то зарубился и встал на ноги, у меня отлегло. Он махнул и крикнул, что мне нужно уйти левей. Я спустился без особых проблем и увидел что пережил Тема.
Снежный склон вдруг перешел в лед где Тема и пытался зарубиться. Он порвал темляк на ледорубе и отбил грудь, правая рука синяя, глаза бешенные.
- Ни фига себе покатались!
Тут же побежали до начала маршрута.
С того места куда мы прикатились отчетливо видно, что Андрей ушел влево уже на крутом склоне от наших следов. Пересекаем наш след идущий вверх в сторону маршрута от ледника и видим следы Андрея ушедшего след в след вниз.
Выдыхаем и конечно же ругаемся.
Начинаем его догонять и догоняем только в лесу откуда начинали путь. Тут же два пацана накинулись на дядьку и построили его. Он не стал отговариваться и принял дыню. Оказалось, что ему страсть как захотелось сделать пару фоток с гребешка, куда он и поперся. Ну а потом мы пытались отсечь контрольный срок. Бегом вниз на автобус по сумеречному лесу. Бежали до последнего, пока не стали запинаться и улетать с тропы.
Контрольный срок профукали. Автобус №93 , который уходил в 20-40, ушел без нас.
К тому же мы сильно выбились из сил пытаясь успеть на автобус, и решили, что нужно лечь спать, а утром линять вниз. Ночь была холодной и что-то сыпало с неба. Утро было не то чтобы добрым, и что-то подсказывало нам с Темой, что нас ждет дома…
Ведь мы профукали контрольный срок.
|