Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Артем Федоров, г.Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2009 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Начало здесь

Часть II, Техническая

а/л Безенги - Ур. Баранкош - пер. Кель (1А, 3648м)- пер. Ортокара вост. (3А, 4190м)- траверс до жандарма "Двухгорбый" - пер. Рыжий пояс (3А,4230м) (связка 3А, суммарно) - ледн. Шаурту - р. Тютюргу-су - р. Гараауз-су - р. Кулак - ледн. Юж. Чат - пер. Чат (3А, 3860м) - ледн. Сев. Чат - р. Башильауз-су - ледн. Башиль - пер. Грановского (2А, 3859м) - р. Адыр-су - а/л Уллутау

День седьмой

Подъем 8-00, выход 9-15.

Погода отличная.

Выйдя из лагеря, поворачиваем на уже знакомую тропу и движемся в сторону л. Безенги.

Вначале идем по тропе вдоль левого борта ледника, затем через чехленный гребень выходим на тело ледника и продолжаем идти по нему. Вдали вырисовывается фрагмент цирка у перевала Кель.


Рисунок 49. Вид на цирк пер. Кель
и правобережную морену ведущую к ур. Баранкош

Через два больших перехода, поворачиваем вправо и, пересекая ледник, начинаем подъем на гребень его левобережной морены. По гребню морены и частично по ее карману идет тропа. От места поворота на леднике к морене, за полный переход, достигаем озера в урочище Баран Коше, здесь делаем большой привал, перекусываем.


Рисунок 50. Озеро в Ур. Баранкош,
виден путь подъема в верхний цирк пер. Кель

От озера поднимаемся по травянисто-осыпным склонам слева походу, направляясь к выходу в верхний цирк перевала Кель. Крутизна травы до 35 гр. Движемся серпантином, периодически пользуемся турьими тропами

На подъеме с трудом удалось разминуться с большим стадом местных копытных - самые крупные самцы прикрывали отход самок.


Рисунок 51. Рогатый патриарх

Через примерно 50 минут движения выходим на край большого верхнего цирка, сформированного мелкой живой осыпью.


Рисунок 52.1. Путь подъема к пер Кель

Рисунок 52.2. Путь подъема к пер Кель из верхнего цирка

Отсюда идем в сторону перевального взлета. До начала взлета крутизна подъема незначительна (не более 10 градусов). Перевальный перегиб у нас снежно-осыпной крутизной до 25 градусов. После начала выполаживания до седловины еще довольно далеко - далее подъем осуществляется по широкому пологому кулуару между выветренных разрушенных контрофорсов.

В 16-15 достигаем седловины или одной из седловин перевала Кель и, ставим лагерь на гребне на оборудованных площадках. Перевальный тур не найден.

Местность радует подлинно марсианским пейзажем, обусловленным видом пород и сильной ветровой эрозией.

Высота 3620м. Воды поблизости не обнаружено - топим снег с близлежайшего ледника.

Вечером и ночью сильный ветер с юга - полностью растянутая палатка сильно хлопает.

Набрали 1520 м, сбросили 40 м, ЧХВ 5 часов


Рисунок 53. Лагерь на седловине пер. Кель

День восьмой

Подъем 5-00, выход 7-00

Погода хорошая.

Перевал Ортокара Вост. (3А, 4190, сн-лед)

Расположен в Каргашильском хребте,
соединяет ледник Кель-Баши с лед. Шаурту,
пройден с запада на восток, через пер. Кель (1А, 3600)

По покровной морене и по закрытому леднику Кельбаши за 30 минут подходим под перевальный взлёт Ортокара вост. Прямо под взлетом лавинный вынос средних размеров, но в настоящее время лавинная опасность низкая.


Рисунок 54. Вид на путь подъема к пер. Ортокара вост.

Пройдя лавинный вынос, начинаем подъем по снежно-ледовому кулуару средней крутизной порядка 35 градусов (отдельные участки кулуара до 45 градусов). Нижняя треть кулуара над выносом - лед, немного присыпанный снегом. Выше глубина снега начинает расти, в верхней части кулуара приходится тропить по колено. Небольшие привалы устраиваем на скалах контрофорса. Склон еще не находился под прямыми лучами солнца - камнеопасность практически отсутствует.


Рисунок 55. Кулуар ведущий к седловине

Крупный скальный остров огибаем, справа по ходу, затем поворачиваем налево по ходу и по крутому глубокому снегу поднимаемся на седловину перевала.

Подъем от ледника занял 2 часа 30 минут "грязного времени" (ЧХВ 1 час 45 минут).


Рисунок 56. Вид из кулуара пер. Ортокара Вост.
на путь подъема от места ночевки на седловине пер. Кель.

Рисунок 57. Группа на седловине пер. Ортокара Вост.

Седловина - достаточно обширное снежное плато. На седловине или в начале спуска в долину Шаурту возможен лагерь. Вода отстствует.

Начало спуска в долину Шаурту довольно пологое. Снята записка группы туристов тк Планета, поход 6 к.с. от 2 августа 2008 года


Рисунок 58. вид на Безенгийскую стену
с седловины пер. Ортокара Вост.

Погода портится - через Безенгийскую стену переваливают облака, на гребне дует довольно сильный ветер. Появляются сомнения по поводу запланированной ночевки на гребне.

С седловины уходим в связках одновременно, по заснеженному гребню в сторону пер. Ортокара Зап. Глубокий снег заметно снижает наш темп.


Рисунок 59. Движение по простому гребню в сторону седловины пер. Ортокара зап. тропежка

Примерно через 20 минут движения достигаем района седловины перевала "Рыжий пояс" описанного Фомичевым. Продолжаем движение по простому снежному гребню. Через 25 минут подходим под скальный взлет и убеждаемся, что с попеременной страховкой идти его не хочется. Учитывая наши опасения по поводу ночевки на гребне в сильный ветер, и не желая вешать перила по скальному гребню, принимаем решение начать спуск с перевала  "Рыжий пояс". Возвращаемся в район его седловины и делаем обед.


Рисунок 60. подход по гребню к жандарму Двухгорбый

В районе седловины перевала Рыжий пояс начинаем спуск на три такта в сторону долины Шаурту. После 10 метров спуска мы оказываемся на заснеженной подушке крутизной не более 20 градусов, разворачиваемся спиной к склону и спускаемся косым траверсом влево вниз в сторону спуска с пер. Ортокара Зап. Очевидно, что подушка, на которой мы находимся, в нижней своей части обрывается ледовыми сбросами, и нам было крайне важно их обойти.

Погода портится - временами видимость падает до 100 метров - в этих случаях сидим на месте и ждем ее улучшения.

Двигаясь влево через некоторое время, сталкиваемся с постепенным увеличением крутизны вначале до 30, а затем и до 40 градусов - двигаемся на три такта. Рельеф полностью снежный. За перегибом по краю  подушки проходит небольшой вертикальный разлом, аккуратно преодолеваем его с попеременной страховкой.  После разлома открывается путь спуска на несколько сотен метров. Под снегом обнаруживается лед - начинаем вешать перильные веревки. Перила уводим влево подальше от ледовых сбросов, от которых с изрядной периодичностью отваливаются глыбы льда. От начала провески до снежного выполаживания на пути спуска с пер. Ортокара Зап. повесили 4 веревки. Рельеф - лед, присыпанный тонким слоем снега, снизу просто глубокий снег. Крутизна перил порядка 40 градусов. Четвертая веревка вешается через некрупный забитый разлом.

Всей группой собираемся на подушке, сдергиваем веревки, связываемся. В связках с одновременной страховкой уходим влево вниз в сторону классического пути спуска с пер. Ортокара Зап. Крутизна рельефа - 30-35 градусов. Снег, фирн. Вначале движемся влево траверсом, затем все больше забираем вниз. На крутом фирне (до 40градусов) вешаем веревку вниз через два небольших забитых разлома к перегибу у крупного разлома. С перегиба в районе камнесборного желоба вешаем веревку вниз через бергшрунд с небольшим козырьком. В этом месте разлом не очень большой и спуск на нижнюю часть не составил особого труда. Под защитой  бергшрунда собираемся всей группой, связываемся и, страхуясь одновременно, уходим вниз и вправо вдоль конуса старого лавинного выноса. Крутизна порядка 25-30 градусов.

Через несколько сотен метров спуска подходим к перегибу с разломом - здесь крутизна возрастает до 35 градусов и появляется лед. Разлом обходим справа - спускаемся на три такта до выполаживания и затем движемся траверсом вправо в сторону правой ветви ледника. На стыке ветвей находится зона сложных заснеженных разломов. Идем с одновременной, а при преодолении трещин с попеременной страховкой.

Снежные пробки на разломах сильно раскисли - на пересечение уходит много сил и нервов. Спрогнозировать какой участок рельефа надежен а какой нет, не всегда получается.

Очень обидно терять время на рельефе, который легко проходится утром в подмороженном состоянии.

Учитывая довольно позднее время, принимаем решение ставить лагерь на первом удобном для этого месте.


Рисунок 61. начало спуска с седловины пер. Рыжий пояс

Рисунок 62. Привал на снежной подушке над ледовыми сбросами

Рисунок 63. Вид на путь спуска со снежных подушек
в обход опасных ледовых сбросов

Рисунок 64. траверс в связках к сужению бергшрунда,
подрезающего склон пер. Ортокара зап.

Рисунок 65. Бергшрунд, сборы группы

Рисунок 66. Спуск группы по пологой части ледопада
вдоль лавинных отвалов

Рисунок 67. Блуждание в раскисшем ледопаде
при попытке перехода на правую ветвь верховий ледника Шаурту

Зондируем снег, и, убедившись что все надежно, вытаптываем площадки и ставим палатки в ледопаде на снежной подушке.

Время 19-00, высота 3700м, набрали 590м, скинули 540м, 10 часов ЧХВ.

Словно издеваясь над нами, погода опять улучшилась.

Облачность полностью исчезла.


Рисунок 68. Вид на лагерь на вытоптанной снежной
площадке в ледопаде

День девятый

Выход 9-45.

Облачность переменная, тенденция к улучшению

Практически от места ночевки вешаем для подстраховки веревку перил по снежному ребру, подрезанному несколькими разломами.


Рисунок 69. Дюльферная веревка на выполаживание
ледопада, виден дальнейший путь на правую ветвь ледника

Рисунок 70. путь спуска с седловины пер. Рыжий пояс,
вид с ледника Шаурту, место ночевки в ледопаде осталось за перегибом

Далее уходим в связках одновременно к правому борту правой ветви ледника.

Ледник вначале закрытый, а в районе поворота ледника открытый и сильно ломанный.

В одном месте обходя разломы уходим на снежный борт и движемся косым траверсом на три такта около 70 метров (фирн до 40 градусов)


Рисунок 71. путь спуска по леднику Шаурту

Рисунок 72. Движение на три такта в обход
разломов ледника по заснеженному борту

Далее выходим на правобережную морену ледника Шаурту и продолжаем спуск в долину по слабо набитой тропе идущей по ее гребню.

Минуем верхние Шауртинские ночевки и от них движемся по неплохой тропе, идущей по гребню морены. Проходим мимо нижних Шауртинских ночевок и продолжаем движение.

После исчезновения тропе на гребне спускаемся в карман морены и около ручья делаем обед. После обеда продолжаем движение по тропе и выходим на берег реки Тютюргу.

Далее движемся вдоль реки Тютюргу по ее левому берегу, по небольшой тропе.

После исчезновения тропы выходим на гребень срединной морены разделяющей р. Шаурту и р. Тютюргу. Движение по гребню сильно затруднено растительностью, тропы практически нет. Через 30 минут поворачиваем влево вниз и начинаем плавный спуск к реке Шаурту.  Спуск осуществляется по криволесью и крупной замшелой осыпи. Достигнув берега реки, продолжаем движение вдоль него по покрытым лишайниками камням и лесным полянам.

В области устья реки Шаурту обнаруживаем подвесной мост и с его помощью переходим на ее левый берег. Отсюда, по хорошо набитой тропе, за 10 минут достигаем нарзанных источников, у которых делаем большой привал.


Рисунок 73. Спуск на правобережную морену Шаурту

Рисунок 74. Привал у ручья

Рисунок 75. Река Шаурту, вид в сторону устья,
после спуска с центральной морены между Тютюргу-су и Шаурту-су

Рисунок 76. Переправа по подвесному мосту

Рисунок 77. Привал у нарзанных источников.

От нарзанных источников чёткая тропа идёт лесом, постепенно подходя к правому берегу р. Гара-Аузусу. Вскоре тропа упирается в старый моренный вал, и раздваивается, мы выбрали верхнюю. Тропа значительно хуже, чем в лесу и вскоре исчезает, у берега обнаруживается еще одна ветвь тропы. Вскоре нас догоняет патруль пограничников - оказывается, мы проскочили мимо их секрета, а они не сразу среагировали.

Предъявляем пропуска, проверка занимает около получаса. Заодно пограничники сообщают нам, что режим КТО в Адыр-су еще не отменен и крайне не советуют идти в эту долину после Башиля.

После встречи продолжаем путь по осыпным склонам вдоль реки и добравшись до крупного моренного вала, поворачиваем влево по ходу и поднимаемся на него вдоль ручья.

Поднявшись, идем вдоль ручья и ставим лагерь на ровных мшистых площадках между его рукавов в 17-30.

Высота 2600м, набрали 400м, скинули 1490м, 6 ходовых часов.


Рисунок 78. Подъем по долине Гара-ауз-су, лесная зона

Рисунок 79. Вид на верховья долины выше зоны леса

Рисунок 80. Лагерь на полянке между рукавами ручья

День десятый

Подъем 7-00, выход 9-10

Переменная облачность.

От места ночевки продолжаем движение вперед по осыпному склону, и, спустившись к реке Гара-ауз-су, пытаемся найти место для ее перехода в области разветвления реки на рукава. Надежный брод не удается найти - глубина главного русла везде слишком велика. Отказавшись от идеи брода поднимаемся на осыпной склон и пересекаем язык ледника Тихтенген.

С ледника косым траверсом поднимаемся на осыпной склон и по неплохой тропе движемся вдоль правого берега реки в сторону ледника Кулак.

Реку пересекаем в месте ее выхода из ледника - 10 метров чехленный ледник - ледорубы, гимнастическая страховка. Далее по осыпи поднимаемся на моренный взлет движемся вдоль левого берега потока вытекающего испод ледника Чат Юж.

Поток переходим по камням в месте сужения и выходим к небольшому живописному озеру на берегу которого делаем большой привал. Ледник Юж. Чат Представлен двумя сильно ломанными ветвями и, во всей видимости, был бы достаточно сложен для прохождения, если бы не обход вдоль левого борта его левой ветви.

Подъем идет по осыпным, местами конгломератным склонам вдоль ручьев во множестве вытекающих из под ледника. Скальный пояс частично обходится справа по ходу, по осыпи. Верхняя часть бараньих лбов была пройдена "в лоб". Скалы местами сильно зачехлены, крутизна не более 40 градусов (в среднем порядка 30).

Погода портится на глазах, видимость начинает падать.

Выше бараньих лбов движемся вдоль левого борта по чехлу ледника, затем, после перегиба выходим на снег. Далее могут встречаться трещины, поэтому связываемся, перед тем, как продолжить движение. Начинается сильный град с дождем.

По закрытому леднику, подходим под скальный остров, и поднимаемся на перегиб ледника, огибая остров справа по ходу. После перегиба движемся вперед слегка забирая влево по ходу, слева открывается седловина пер. Бодорку. Поднимаемся вправо вверх вдоль небольшого скального хребтика и выходим в верхний цирк нашего перевала.


Рисунок 81. Вид на путь группы в сторону ледн. Чат Юж

Рисунок 82. Подъем на тело лед Чат Южный от потока
вытекающего из озера

Рисунок 83. осыпной пояс, подходим к бараньим лбам

Рисунок 84. Преодоление бараньих лбов

Рисунок 85. Выполаживаине ледника, непогода

Рисунок 86. Вид на путь подъема к пер. Чат. Часть 1

Рисунок 87. Вид на путь подъема к пер. Чат. Часть 2

Перевальная седловина скальная, частично заснеженная.

В 15-20 ставим лагерь на площадках на седловине перевала. Высота 3860м, набрали 1360 м, скинули 100 м за 4,5 ходовых часа.

Из описаний известно, что на седловине вероятен сильный ветер - чиним ветрозащитные стенки, полностью растягиваем палатки. Снята записка группы МКС из города Киев под руководством Скуловатовой Е.В. от 08.07.2009


Рисунок 88. Лагерь на седловине пер. Чат,
крутой обрыв в сторону долины Башиль

Воды на седловине в настоящее время нет  - топим снег.

Погода в очередной раз портится - садится туман.


Рисунок 89. Лагерь на седловине, непогода

Затем приходят снег с дождем и сильный ветер.

Через пару часов ветер достигает силы урагана - держим палатки изо всех сил.

Каменные блоки, удерживающие оттяжки смещаются, перемещаться снаружи палаток практически невозможно. Отмечаем, что двухместная палатка переносит ветер заметно лучше трехместной.


Рисунок 90. путь спуска по леднику Чат Северный

Ночью ветер стихает.

День одиннадцатый

Подъем 5-00.

Туман.

Готовим завтрак, ждем погоды, потихоньку собираем вещи.

В 9-20, воспользовавшись небольшим улучшением погоды, начинаем спуск - с правой стороны седловины провешиваем три веревки с половиной веревки перил (закрепление - самовыверт, самовыверт, ледорубный крест, ледовая проушина). Крутизна склона порядка 40 гр. Верхние 2 веревки - лед, местами припорошенный снегом. Третья веревка - чисто снежная.


Рисунок 91. Вторая дюльферная веревка

Последние пол веревки снежно-ледовые - через два небольших, но неприятных разлома.

Далее связываемся и продолжаем спуск, двигаясь одновременно. Крутизна далее порядка 20-30 гр. Видимость, зачастую порядка 10 метров - видно только соседа по связке.

Часто останавливаемся и ждем локальных улучшений погоды, для ориентировки.

Спускаемся несколько левее центральной части ледника. Два широких разлома огибаем уходя полностью под правый борт, частично с попеременной страховкой.

Две четко выраженные ступени ледопада мы так и не заметили - верхний пологий и не сильно ломанный ледопад довольно резко переходит в мешанину льда на перегибе ледника. Исходя из литературных данных, более безопасным вариантом прохождения нижнего ледопада считается прохождение вдоль его правого борта. Подойдя вдоль правого борта к перегибу и, насколько это возможно, учитывая плохую видимость, оценив ледовую обстановку мы отказались от этой идеи.

Ледопад справа выглядит сильно ломаным, проход через многие разломы подрезающие склон еще до перегиба сверху не очевиден. Принимаем решение проходить нижний ледопад вдоль левого борта и траверсом выходить на маленькую соседнюю ветвь ледника.

Внимание: вся нижняя ступень ледопада при прохождении слева камнеопасна. Особое внимание наблюдению за склоном стоит уделять при прохождении последних трех перильных веревок ледового зеркала. Необходимо использовать наблюдателей, а также размещать станции максимально безопасно.

Траверсом в связках одновременно уходим налево. Проход к борту осуществляем по снежному гребешку над разломом. Далее движемся влево и вниз по снежной мульде.

Завернув за скальный угол начинаем вешать перила на крутом снежно-ледовом склоне.

Средняя крутизна порядка 40 гр, много разломов забитых снегом.

Первая веревка косых перил вниз влево к перегибу над бершрундом средних размеров.

Вторая веревка - 20 метров через разлом на снежную подушку над большим бергшрундом.

Третья веревка - через, гигантский, лишь частично забитый бергшрунд с 2-х метровым карнизом и почти 10-ти метровым превышением на фирновый склон крутизной в 35 градусов.

Отсюда связками уходим траверсом влево, с попеременной страховкой при обходе разломов. Опять полностью пропадает видимость. Далее приспускаемся влево вниз до выхода чистого льда и начинаем вешать перила. Первая веревка закрепление на ледобурах - 35-40 гр фирн и лед. Станция на небольшом выпуклом ледовой гребешке, который практически все камни облетают. Вторая веревка - лед 40-45, скала до 70гр. Станция на ледобурах у отвесной скальной стенки защищающей от камней. Третья веревка - вниз по скальле и через небольшой разлом на фирновый гребешок на длину веревки. Собираемся всей группой, связываемся. От пологого ледника нас отделяет еще один крупный разлом. Единственный однозначный мост через него расположен слева и простреливается настолько сильно, что идти по нему не возникает ни малейшего желания.

Спускаемся прямо вниз в сторону разлома и достигнув его находим одинокое фирновое перо, позволяющее пересечь разлом с попеременной страховкой.

Далее уходим вниз в связках, видимость не более 30 метров.


Рисунок 92. Ждем окна в погоде

Рисунок 93. Кратковременный просвет, вид на путь дальнейшего спуска

Рисунок 94. Левый борт ледопада подходим
к второму этапу провески перил

Рисунок 95. Перила через большой бергшрунд

Рисунок 96. Вид на первую веревку после преодоления
бергшрунда, спуск по ледовому зеркалу

Рисунок 97. Третья веревка после бергшрунда,
спуск с бараньих лбов на фирн

Рисунок 98. Погода упорно отказывалась улучшаться

За один переход выходим на заснеженную плоскую полянку окаймленную крупной и циклопической осыпью. В связи с полным отсутствием видимости и уже надоевшим дождем, принимаем решение ставить лагерь.

Высота 3000 м, время 16-40. Итого скинули 860м за 7 ходовых часов.

Туман, дождь, вечером временное улучшение видимости.


Рисунок 99. Стоянка на снегу между ветвями л.Чат у начала срединной морены

Рисунок 100. Путь спуска с нижней ступени ледопада л. Чат Сев.

День двенадцатый

Подъем 9-00, выход 11-00.

Пасмурно, дождь, туман.

Так как сегодня идти совсем немного позволили себе выспаться.

Начинаем движение и через несколько минут выходим в осыпной распадок между правобережной и центральной моренами. Движемся по распадку вдоль небольшой речки до перегиба рельефа. (15 минут) Тут на правом берегу расположены площадки, до которых мы не дошли вчера. Уходим влево на гребень морены и далее движемся по заметной тропе. Идет слабый дождь.

Далее спускаемся влево вниз с гребня морены и, спустя 50 минут от начала движения достигаем долины Башиль. По слабозаметной тропе идущей по травянисто-осыпным склонам начинаем подъем вдоль реки Башильауз-су в сторону языка ледника Башиль.

Достигнув полого ледника (40 минут) выходим на него и пересекаем в сторону левого борта долины.

Ледник открытый, крутизна льда незначительна. Дождь усиливается.

Далее по хорошо набитой тропе идущей  левым берегом потока стекающего из под ледников сев. и зап. Башиль поднимаемся к выполаживанию под ледником Сев.Башиль.

Поток сильно вздут из-за погоды и переправа на другой берег затрудена. Несколько выше выполаживания находим сужение потока, через которое удается перепрыгнуть с гимнастической страховкой. Далее движемся в сторону крупных боковых морен ледников Северный и Западный Башиль, к озеру 3070 м, расположенному в их кармане.

У озера есть прекрасные оборудованные площадки. От выхода на ледник до стоянок на высоте 3070м - два полных перехода.

Вечером дождь и туман, редкие просветы.


Рисунок 101. Вид с срединной морены на лед чат. Сев.

Рисунок 102. Путь спуска в долину Башиль и подъема
к стоянкам на озере 3070

Рисунок 103. Путь к языку ледника косым траверсом вдоль реки

Рисунок 104. Подьем по размытой тропе вдоль потока стекающего из под пер. Грановского и Голубева

Рисунок 105. Лагерь на оз 3070

День тринадцатый

Подъем 6-00, выход 7-50

Переменная облачность.

От места ночевки проходим по гребню морены в сторону пер. Грановского около 100 метров, далее спускаемся на ледник, надеваем кошки и связываемся.

Ледник вскоре становится закрытым, зону разломов на перегибе ледопада минуем слева по ходу вдоль правого борта ледника. Трещины большей частью забиты снегом.

Затем поворачиваем право по ходу и пересекаем тело ледника ориентируясь на широкий кулуароподобный проход между скальным островом и второй ступенью ледопада.

Поднимаемся на вторую ступень, лавируя между редкими трещинами. Крутизна не более 30 градусов, фирн. Выйдя в верхний цирк, продолжаем движение в сторону седловины, которая до последнего момента остается скрыта за поворотом. Подъем на перевал занял ровно 2 часа, считая небольшие привалы (ЧХВ 1 час 40 минут).

Седловина широкая снежная, со скальным островком. Снята записка группы туристов города Долгопрудный под руководством Евстигнеевой Е.Н. от 13 07 2009.

С седловины перевала в связках одновременно уходим вниз по пологому фирну, крутизна постепенно увеличивается, спускаемся на снежный гребешок. Со снежной перемычки уходим вправо вниз - около 40 метров движение на три такта с попеременной страховкой,

крутизна до 35 градусов, снизу небольшой разлом.

Далее, двигаясь спиной к склону, спускаемся. Огибаем ледник по широкой дуге справа налево, обходя трещины. Далее идем вдоль правого борта по закрытому, затем открытому, и затем покрытому конгломератом леднику. Через 30 минут движения поворачиваем вправо и поднимаемся на гребень правобережной морены, по которому идет хорошая тропа. На выполаживании перед началом верхней устьевой ступени делаем обед. После обеда продолжаем движение по тропе и к 12-30 достигаем альплагеря Уллу-тау, высота 2350м. ЧХВ от начала с пуска с перевала 2 часа 10 минут.  Всего набрали 690 и скинули 1410м за 4 ходовых часа.

В альплагере селимся в комнату, отдыхаем, пытаемся просушиться.

Во второй половине дня идет дождь.


Рисунок 106. вид из Лагеря на язык лед Башиль и путь подъема к пер. Гравноского

Рисунок 107. Подход к ступени ледопада

Рисунок 108. Путь к седловине перевала Грановского

Рисунок 109. Начала спуска с перевала,
выход на снежный гребешок

Рисунок 110. Путь спуска с гребешка на пологий ледник

Рисунок 111. Тропа по морене правого борта

Рисунок 112. привал на перегибе долины Адыр-су

День четырнадцатый

Дневка - отдыхаем, сушим вещи.


Рисунок 113. Дневка в альплагере Уллу-Тау.

Часть III Завершающая

а/л Уллутау - р. Куллумкол-су - ледн. Джайлык - пер. Суворова (3А, 4060м) - ледн. Тютю - р. Тютю-су - р. Баксан - г. Тырныауз

День пятнадцатый

Подъем  8-30, выход 10-00.

Облачность переменная

Из Альплагеря Уллу-тау движемся вниз по автомобильной дороге и через 8 минут сворачиваем с нее в сторону долины реки Куллумколл-су.

Небольшая, но хорошо набитая тропа идет мимо домиков и дальше через участок прилегающей к пойме крупной осыпи выводит к временному мосту через Куллумколл.


Рисунок 114. Мост через р. Куллумколл.

Переходим реку с левого на правый берег и начинаем подъем по хорошо набитой тропе идущей по грани между лесом и рекой. Лес вскоре отступает и далее тропа идет по пастбищным лугам. 

Вдали вздымается устьевая ступень, перед которой расходятся пути в сторону райских ночевок и в сторону перевала Голубева.

Слева по ходу на борт долины крутым серпантином поднимается тропа.


Рисунок 115. Вид из долины Куллумколл-су в лолину Адыр-су

Рисунок 116. Ручей

В 12-10 выходим к Райским ночевкам. Здесь устраиваем привал.

От райских ночевок за один переход доходим до стоянок под плечом Шогенцукова.

Ставим лагерь на этом месте, по которому все мы сильно соскучились.

Высота 3360 метров, площадки песчаные, вода в ручье в десятке метров от лагеря.

Во второй половине дня дождь. Набрали 1010 и скинули 30 м за 2,5 ходовых часа.


Рисунок 117. Стоянка под плечом Шогенцукова.

День шестнадцатый

Подъем в 8-00

Непогода (дождь, туман), отсидка.

Ночью похоже даже на высоте выше 4000 была плюсовая температура - все раскисло.

Гуляем по окрестностям лагеря, ибо просто сидеть довольно скучно.

В середине дня, воспользовавшись локальным просветом в погоде, переставляем лагерь ближе к нашему перевалу. Выход из лагеря в 14-17. Уже через 25 минут начинается дождь плавно переходящий в ливень.

В 15-00 ставим лагерь на площадках под перевалом Хвост Дракона.


Рисунок 118. Площадки под перевалом Хвост Дракона

Погода ненадолго улучшается, пользуемся случаем, фотографируем вид в сторону нашего следующего перевала. Вечером снова дождь.

День семнадцатый

Подъем в 4-30, выход в 5-45

Облачность переменная.

Мн - пер Суворова - д.р. Тютю-су - стоянки на лугу у ручья.

Перевал Суворова (вариант перевала Джайлык) (3А, 4100)

расположен в северо-западной ветви хребта Адырсу между вершинами Джайлык и Тютюбаши, в южном плече последней.

Соединяет долины Кулумкол (Адырсу) и Тютю (Баксан), ведёт с ледника Тютю на ледник Западный Джайлык.


Рисунок 119. Путь подъема на пер. Суворова с лед Джайлык

От места ночевки выходим на правобережную морену ледника Джайлык и движемся по ней в сторону перевала. Осыпь смерзшаяся, довольно скользко.

Подходим под ступень ледника, останавливаемся, одеваем кошки.

По широкой дуге справа налево по ходу начинаем подъем в перевальный цирк.

Крутизна до 30 градусов, фирн, выходы льда.


Рисунок 120. Подъем на ступень ледника

Рисунок 121. Вид на седловину перевала Суворова с выполаживания ледника

Подъем на перевальный взлет по смерзшейся осыпи и фирну крутизна 30-35 градусов, встречаются небольшие участки льда - движение в кошках.

Седловина перевала узкая, скальная, есть два полуразрушенных тура, однако записка не найдена. Переночевать можно, однако палатки поставить некуда. С перевала открывается прекрасный вид. Делаем небольшой привал, фотографируем, обсуждаем тактику спуска.


Рисунок 122. Подъем на пер. Суворова, смерзшаяся осыпь и ледовые языки

Рисунок 123. Вид на Ушбу с седловины пер. Суворова

Рисунок 124. Вид с седловины на путь спуска – характерный скальный зуб

С левой части седловины перевала вешаем сдвоенные перила 50 метров (закрепление вокруг скального останца). По перилам спускаемся в крутой заснеженный кулуар (40 градусов) - еще довольно рано и камни пока не идут, однако на станции в кулуаре не накапливаемся.


Рисунок 125. Перильные веревки на выходе к зубу – 1-я с седловины в кулуар, вторая по кулуару до зуба

Из кулуара еще 50 метров перил (закрепление на ледорубном кресте) до выхода на контрофорс у характерного скального зуба. Здесь собираемся всей группой.

От скального зуба вешаем две веревки перил влево вниз (закрепление на петлях).


Рисунок 126. Станция на отколе рядом с зубом, начало скального дюльфера

Рельеф спуска - скалы крутизной 50-90 градусов.  Станция между веревками предусматривает размещения одного-двух людей (собираться большим количеством не рекомендуется из-за потенциальной камнеопасности).


Рисунок 127. Крутая дюльферная веревка на скалах, вид со станции

Безопасная станция в ранклюфте под нависанием - здесь собираемся всей группой.

Связываемся, надеваем кошки и уходим вниз одновременно на три такта (помимо большей безопасности движения такая тактика позволяет непрерывно наблюдать за склоном сверху). Крутизна порядка 35-40 градусов, фирн.


Рисунок 128. Спуск на три такта вдоль желоба по крутому фирновому склону

При подходе к "горлу кулуара" косым траверсом с попеременной страховкой преодолеваем два камнесборных желоба и продолжаем спуск.


Рисунок 129. Преодоление желоба, проход фирнового “горла”

Примерно через 200 метров спуска склон выполаживается. Поворачиваемся спиной к склону и быстро спускаемся на открытый ледник, по которому уходим влево вниз.


Рисунок 130. Вид на путь спуска – обозначены скальные веревки на спуске с “зуба”

На перегибе ледника у крупного обломка скалы делаем привал, просматриваем путь дальнейшего спуска. Для выхода на выполаживания ледника требуется преодолеть короткий крутой ледопад и два бергшрунда.

Погода на глазах портится - пока это нам "на руку" - пасмурно и камни до сих пор не летят, но если начнется дождь ситуация изменится на прямо-противоположную.

От перегиба ледопада уходим влево и вешаем веревку перил (лед 40-70 градусов) на полку на стыке ледника и бараньих лбов (ледовая проушина). На станции сверху размещен наблюдатель для мониторинга потенциально камнеопасного склона.


Рисунок 131. Дюльфер с перегиба ледника на площадку на бараньих лбах

На полке можно собраться всей группой, однако, в связи с плохим обзором вверх по склону, это не целесообразно.

С полки вешается веревка (30 метров до ледника) вниз вправо по бараньим лбам, фактически в обход первого бергшрунда  (сдергивание веревки с помощью ледовой проушины).


Рисунок 132. Перильная веревка на спуске по лбам

Быстро по одному (с выставленными снизу и сверху наблюдателями) уходим вниз и вправо в сторону различимого надежного моста через второй бергшрунд.


Рисунок 133. Спуск по снежному гребню в сторону моста через разлом

После моста собираемся всей группой и продолжаем спуск.

Накрапывает дождь - мы спустились как раз вовремя. Время 11-30.


Рисунок 134. Путь спуска с пер. Суворова на лед Тютю

Рисунок 135. Вид на цирк перевалов Суворова и Джайлык

Рисунок 136. вид на чехленный ледник Тютю

Рисунок 137. Перегиб ледника Тютю

После спуска с ледника в течении перехода движемся среди хаоса отложений центральной морены.


Рисунок 138. Движение по центральной морене среди хаоса обломком

Затем переходим текущий в кармане ручей с левого на правый берег и продолжаем движение  уже по правобережным моренам.


Рисунок 139. Тропа по правобережной морене, путь дальнейшего спуска

Спустившись с травянисто-осыпной ступени и преодолев приток, стекающий из висячей долины продолжаем путь вдоль реки Тютю-су по неплохой тропе, идущей по орографически правому берегу. В двух местах тропа сильно подмыта - приходится обходить препятствия по крутому травянисто-осыпному склону.

После прохождения зоны прижимов на правом берегу появляются широкие луга, а вскоре тропа подходит к лесу.

Так как билеты на поезд куплены на 27 число, и мы не были уверены, что сможем поменять их на более ранние, принимаем решение не спешить в Нальчик, а найти для ночевки какое-нибудь симпатичное место. Принятию такого решения способствует начавшийся дождь.

Ставим лагерь на красивой поляне у ручья (высота 2500) Время 14-40. Набрали 550 и скинули 2550м за 7,5 ходовых часов.

Отдыхаем, играем в карты.


Рисунок 140. Лагерь в долине р. Тютю-су.

День восемнадцатый

Подъем 8-30, выход 10-30.

Облачность переменная

Мн - р. Тютю-су - р. Баксан - г. Тырныауз.

От места ночевки быстро идем вниз по тропе проходящей неподалеку от реки, кое-где тропа раздваивается, встречаются сильно размытые участки заброшенной дороги.


Рисунок 141. Группа, почти самый конец маршрута

Рисунок 142. Дальнейший путь спуска по долине Тютю-су

Далее движение осуществляется по старой частично заросшей грунтовке идущей по лесу с выходами лугов.


Рисунок 143. Заброшенная грунтовая дорога

Рисунок 144. Поле с высокой травой

Через 1,5 часа движения выходим к мосту через р. Тютю-су.


Рисунок 145. Вид на мост на левый берег реки Тютю-су

Мост в этом году достаточно надежен и безопасен - 4 мощных сосновых ствола.

На левом берегу тропа ненадолго спускается прямо к реке, у нас она была частично размыта, однако пройти можно было без проблем. Далее тропа выходит на старую дорогу, идти по которой легко и приятно. Плавным серпантином спускаемся с устьевой ступени к местным "огородам". Делаем небольшой привал - убираем телескопические палки и по проселочной дороге выходим к трассе.

Движемся по обочине вниз по долине Баксана в сторону Тырныауза и через одну полную ходку входим в город.


Рисунок 146. Трасса по долине Баксана, путь в Тырныауз

В 13-30 дня достигаем станции маршрутных такси в городе Тырныауз, и на рейсовой маршрутке выезжаем в Нальчик. В последний день маршрута скинули 1200м за 3 часа ЧХВ.

Итого:

Продолжительность маршрута 18 дней, считая день заезда и день выезда.

Из них:

полных ходовых дней (чистое ходовое время более 4 часов) - 9

полудневок (от 40 минут  до 4 часов ЧХВ) - 6

дневок - 3 (из них по непогоде -1 ).

Замечания и рекомендации по маршруту.

1.  Пер. Туристов Грузии

Перевал несложный, но довольно живописный. Стоит отметить относительную труднодоступность долины реки Тютюн-су в связи с протяженным участком криволесья.

2.  Пер. Скалистый 

перевал соответствует 2Б категории трудности, однако технически не слишком сложен, стоит признать, что в отсутствие снега прохождение перевала будет угрожать более высоким уровнем камнеопасности.

3.  Пер. Селлы

Перевал технически несложная, но красивая и разнообразная 3А, хороший вариант для первого определяющего перевала в походах пятой категории сложности. Прохождение восточных склонов перевала после начала камнепадов крайне не желательно. В случае начала камнепадов относительно безопасным будет движение по контрофорсу.  Стоит отметить ухудшение ледовой обстановки  на перегибе нижней ступени ледника Селла. Спуск на тело безенгийского ледника с морены может быть заметно осложнен повреждением тропы.

4.  Пер. Кель

Перевал, по всей видимости, соответствует несложной 1А категории трудности. Гребень в районе перевала очень красив. Седловина достаточно ветреное место - со стороны Цаннера дует практически непрерывно.

5.   Пер. Ортокара вост. - траверс Ортокара Вост. - Рыжий пояс.

Стоит отметить, что прохождение траверса Ортокара вост. - Ортокара зап. требует

достаточно серьезной работы на скальном рельефе. Прохождение траверса, а также ночевка на хребте может быть нецелесообразна в плохую погоду.

Связка данных перевалов получается очень красивой и интересной, она соответствует 3А категории трудности, причем скорее сильной. Кулуар подъема на Ортокару вост. может быть лавиноопасен. Прохождение кулуара после выхода солнца на склон может быть осложнено камнепадами.

Путь спуска с пер. Рыжий пояс в долину Шаурту по технической сложности примерно соответствует спуску с перевала Ортокара вост. но более безопасен и очевиден.

6.  Пер.  Чат. 

К сожалению, прохождение перевала было осложенно крайне плохой погодой, однако некоторые выводы все же можно сделать.

Перевал в настоящее время полностью соответствует 3А категории сложности. Несмотря на ярко выраженную односторонность, отнюдь не является простым перевалом и требует умения достаточно хорошо ориентироваться в ледопадах. Прохождение нижней ступени ледопада слева довольно камнеопасно , особенно в солнечную погоду или в сильный дождь. Стоит отметить, что на седловине перевала

действительно бывают очень сильные ветра - возможно целесообразно выбирать более защищенное от ветра место ночевки.

7.   Пер. Грановского

На момент прохождения перевал находился на уровне слабой 2А - требовал движения в связках и единичного использования попеременной страховки.

8.   Пер Суворова

Полностью соответствует 3А категории сложности.

Очень техничный, и красивый перевал, требующий хорошего владения навыками работы на скальном, снежном и ледовом рельефе, скорость прохождения перевала сильно зависит от навыков группы. Стоит отметить чрезвычайную опасность прохождения определяющей части перевала после выхода на склоны солнца, а также во время дождя.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100