Горы мира > Памир >

Автор: Михаил Брук, Екатеринбург

На пик Энгельса в 1985

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU

Последний СОЮЗ. (42-й Чемпионат СССР по альпинизму, 1991 год)
Ягноб
или история о том, как влияет программа «Время» на подсознание человека

БИЧи. (Малоизвестные страницы Советского альпинизма)
Маршрут, которого больше нет (Пти Дрю 1995 год)
Бега (Первый Чемпионат Союза Независимых Государств, 1994 год)
Бит-Кая, 1989 г
Пик 26 Бакинских комиссаров, 1988 год

Читайте про пик Энгельса на Mountain.RU

Памирцы вернулись! Пик Энгельса по 6А.
Пик Энгельса по Восточному гребню, 6А. Август 2006.
Маршруты 6Б к. с. на 2007 год.
Пик Энгельса: Мечты о чем-то Большем

"… КРАСНАЯ АРМИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ…".
( Воспоминания очевидца, в трех частях, с прологом и эпилогом.)

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Памяти Сан Саныча Михайлова
Тренера СКА-17

Пролог.

Юго-Западный Памир, самый южный массив Памирских гор, расположенный на территории Таджикистана, а точнее Горно-Бадашханской автономной области. С севера район ограничен Рушанским хребтом с главной вершиной пиком Патхор (6080 м).
Далее на юге простирается Шахдарьинский хребт. В котором недалеко от плато, расположенного в месте слияния реки Вахандарья и реки Пяндж, являющейся пограничной с Афганистаном, расположены господствующие вершины района, пики Маркса (6723 м) и Энгельса (6510 м).

Характерной особенностью вершин района являются отвесные стены протяженностью до двух километров, по которым проложено множество маршрутов высшей категории трудности в высотном классе.
В том же Шахдарьинском хребте высятся пики Таджикистан (6565 м), Московская правда (6075 м) и ТГУ (6183 м).
После строительства в 1946 году одного из западных ответвлений Памирского тракта, связывающего северную и южную части Памира и восхождением на пик Маркса по Западному гребню команды Е. Абалакова началось активное освоение этой своеобразной Мекки спортивного альпинизма, пользующейся заслуженной популярностью у команд высшей квалификации, специализирующихся в высотно-технических восхождениях.

Часть 1 (Разминка)

Борисов Сергей
Михайлов Александр Александрович - тренер команды
Петька - водитель
Солдаты срочной службы-2 шт.
Ишак (осел)- 1 шт.

1985 год, июль, Памирский тракт.

"Юго-Западный Памир" - эти слова согревали душу, однако палящее солнце согревало тело еще быстрее.
В открытом кузове Газ-66 от него совершенно негде было спрятаться. Колонна из 20 армейских машин медленно втягивалась на серпантин перевала Хабурабад ведущий в долину Пянджа.
Очередная остановка. Стоит перегреется одной машине, как всем приходится останавливаться.
Первогодок Петька, наш водила, черный толи от загара, толи от потеков масла, вываливается из кабины и падает в тень машины (в кабине как в хорошо протопленной парилке). Наш старшой - лейтенант Шакиржанов, придавленный грузом ответственности, откинул крышку моторного отсека и обливаясь потом пытается в очередной раз отремонтировать бензонасос, грозящий вот вот выйти из строя.
Остальные члены команды орденоносного Уральского военного округа, лениво переваливаются через борт и бредут к виднеющемуся неподалеку скромному памятнику с рулевым колесом у основания. " ВАСЯ - проехал прямо "- гласила лаконичная эпитафия.
Пытаемся заглянуть в трехсотметровую пропасть, чтобы посмотреть, куда поехал Вася. С трудом рассмотрев текущий где-то глубоко внизу ручей, все одновременно повернулись к нашему "газончику", выпуска примерно начала 70-х годов (прибывшего с консервации автобата Душанбинского гарнизона) у которого новыми выглядели только колеса, покрашенные почему-то белой краской. Затем перевели взгляд на рядового Петьку, весь шоферский стаж которого насчитывал три месяца в учебке и, грустно вздохнув, полезли обратно в кузов, как говориться - без комментариев.
Колонна вновь пришла в движение по трассе Душанбе - Хорог, и далее по долине реки Шахдара, в ущелье с подозрительным названием Шабой. Пошли третьи сутки нашего путешествия.

Да, забыл сказать, изложенное выше, это не рейд спецназа к границам расположенного за рекой Пяндж Афганистана, с малопонятными задачами помощи " братскому" народу.
Это выдвижение сборной Уральского военного округа по альпинизму (далее СКА-17), к месту проведения Чемпионата СА и ВМФ в высотном классе 1985 года, с вполне конкретной задачей - победить в указанном чемпионате.
Миновав затерянный аллахом в центре Памирских гор кишлак Джаушангоуз и двигаясь далее вверх по течению реки Реджил, еще через сутки мы, наконец добрались до этого самого Шабоя.
Горловина вышеупомянутого ущелья выглядела просто небольшим провалом в гребне, а дорога, ведущая в него (которая и раньше-то представляла собой жалкое зрелище), превратилась просто в плохо нахоженную тропу.

Отцы командиры, во главе с полковником Старлычановым, второй день совещались каким образом нам проникнуть к месту базового лагеря. А мы, чтобы как-то убить время, разучивали только что входившую в моду песню Розенбаума про уток.
Вечером по "Голосу Америки" услышали, что по данным аэрокосмической разведки США, крупное воинское соединение выдвинулось к границам Афганистана в районе Шахдары.
Все были польщены, и по этому поводу Саша Агафонов предложил исполнить песню "…ведь от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней…".
Единогласно решили, что она будет гимном этого Чемпионата.

Наконец прозвучала команда: " По машинам!". И, срываясь правыми колесами с дороги, наше транспортное средство начало вползать в ущелье.
Вырабатывая литрами адреналин и зажав в руках документы и деньги (у кого они были), мы в полной готовности к немедленному десантированию сидя на бортах машины, поднимались под углом градусов в 25 к месту нашего базового лагеря.
Однако, момент, когда заглох движок, мы все же прозевали. Первым выпрыгнул Петька. Поняв, что водителя у нас уже нет, за борт посыпались все остальные. Последним покинул катящуюся в пропасть машину, как и полагается, лейтенант.
Глядя вслед удаляющемуся автомобилю, я с тоской вспоминал о новых джинсах, купленных мною в Душанбе и сейчас, вместе с остальными вещами, катившимися в пропасть. Но сегодня был наш день!
Подпрыгнув метра на два в воздух, наш автомобиль очень удачно застрял в огромных валунах, на самом краю обрыва к речке Шабой.
Оставшийся до базового лагеря путь, мы предпочли проделать пешком.

Панорама двух памирских вершин - пиков Маркса и Энгельса, завораживала! В лучах утреннего солнца от сверкающих километровых стен, образующих величественный ледовый цирк ущелья Шабой, невозможно было отвести взгляд. Сама мысль о возможности их прохождения казалась кощунственной.
Остальные горы, будто подавленные величием двух гигантов расступились в стороны и скромно виднелись за ближайшими отрогами Шахдаринского хребта.
Пики, названные именами апологетов коммунистической идеологии (кстати, раньше, в прошлой жизни они назывались пиком Царя-миротворца и пиком Царицы) насмешливо смотрели на суетящихся у их подножья людей со своими палатками, армейской кухней, радиостанцией и прочим скарбом, вознамерившимися их "покорить".

Осознание масштабности поставленной задачи привело к решению подкорректировать наши планы. Наш идеолог, он же тренер, он же начальник команды Сан Саныч Михайлов объявил после завтрака, что к покорению этих вершин мы еще недостаточно готовы и нужно потренироваться на более простых объектах.
Поэтому завтра мы выдвигаемся в соседнее ущелье для восхождения на пик Лукницкого, по маршруту Михайлова, самому сложному в том районе, как скромно пояснил первовосходитель и по совместительству наш тренер.

Ущелье Шахдара (Царская долина), разительно отличалось от близлежащих окрестностей своими просторами, зеленеющими плантациями табака, и урюковыми садами. А также возвышающимися над долиной через каждые 40-50 км, развалинами крепостей, призванными оберегать местных жителей, а в основном караваны из Китая, которые двигались этим путем, когда в близлежащих странах начиналась очередная заварушка. Не зря маршрут по долине Шахдары называли запасным " Шелковым путем" из Азии в Европу.
Впечатление от всей этой красоты немного смазывалось постоянным напряженим, вызванным необходимостью любоваться пейзажами из кузова нашего Газ-66, неуверенно перемещающегося по горным серпантинам. Однако всему приходит конец. И мы наконец-то выгрузились в начале бокового ущелья ведущего к объекту нашего восхождения.
От эрудитов московской команды с удивлением узнаем, что ничем не примечательное ущелье, оказывается, пару веков назад имело мировую известность, как единственный в Азии источник лазурита - синего камня, из которого с помощью нехитрой технологии изготавливали состав для приготовления краски для век восточных красавиц и много других полезных вещей.
А руководитель Памирской геологоразведочной партии Павел Лукницкий (вершину имени которого мы собрались штурмовать) при попытке обнаружить месторождение лазурита в 1930 году был взят в плен басмачами, правда через пару дней освобожден отрядом красноармейцев.

Обдумывая эту информацию, бодро двинулись вверх. Сан Саныч дал команду беречь силы и идти налегке до места базового лагеря у озера Зардив, образованного несколько тысяч лет назад в результате гигантского оползня перегородившего все ущелье.
Снаряжение и продукты доставит к вечеру караван ишаков, так что нам предстоит приятная прогулка по живописной долине, славящейся помимо всего прочего еще и наличием термальных источников.

Через четыре часа пути обнаружил, что остался один. Кто-то отстал, кто-то убежал вперед, а конца пути не видно.
Желание любоваться красотами среднеазиатской природы сильно поубавилось, а вот чувство голода усилилось. Запоздало пожалел, что не захватил каких-нибудь продуктов, кроме банки лосося в собственном соку. Однако отсутствие ножа не позволяло попробовать дальневосточный деликатес.
Еще через два часа нагоняю Серегу Борисова, сидящего у ручейка и жующего сухари. Доедаем их и дальше решаем идти вместе. Настроение немного улучшилось.
Впереди показался огромный завал, высотой метров триста. В предчувствии окончания пути резко усилии темп движения и вот почти взбежав наверх этой плотины, наблюдаем акваторию озера Зардив.
Дойдя до первых деревьев арчи, валимся на прибрежный песок. Есть базовый лагерь!

Часа через полтора подошли Шура Агафонов и Серега Породнов, затем подтянулись остальные. Последним прибыл Толя Солодовников, который сообщил нам, что когда он второй раз обедал!!!, то видел вход в полуобвалившуюся штольню, и неплохо бы прогуляться и посмотреть, что там такое.
Ничего кроме раздражения его сообщение, особенно первая часть, не вызвало. Желание прогуляться ни у кого не возникло, возникло желание немедленно заняться приготовлением ужина.
Рассудительный Юра Задворьев сказал, что очевидно караван с продуктами уже поблизости и целесообразно, пока не стемнело установить лагерь, так как устанавливать нам было особо нечего (с собой не было даже палатки), решили провести ревизию имеющихся продуктов питания.
Вытряхнув все на землю, произвели неутешительный подсчет: банка майонеза (Агафонова), банка зеленого горошка (Полуяктова), банка лосося (моя) и огромный мешок лука, который зачем-то притащил запасливый Толя. Не густо на восемь человек, но лучше чем ничего.
Коллегиально было принято решение смешать все это в кастрюле и залить майонезом. Уже в полной темноте блюдо прошло на ура. Решили запомнить рецепт и назвали это - салат "Зардив".

Утром наконец-то прибыл продуктовый караван, состоящий из одного ишака и одного солдата срочной службы. Они были чем-то неуловимо похожи, оба лопоухи, жизнерадостны и грязно серого цвета.
Изучив ассортимент продуктов (состоящий почему-то в основном из сухарей и макарон), было принято решение, не мешкая отправляться на восхождение, к тому же и погода начала портиться.

Маршрут имени нашего тренера по гребню пика Лукницкого, оказался так себе, средненькая "пятерочка", без особых изысков, хотя и достаточно крутая 80-85 градусов.
К середине дня прошли в хорошем темпе уже 15 веревок, и появилась надежда избежать ночевки на маршруте. Поменяли лидера. Вперед вышел Серега Борисов и сразу же предложил новаторскую идею.
Мы все же разминаемся перед Чемпионатом, почему же не усложнить задачу и не спрямить маршрут, сместившись на северную стену, кратчайшим путем выводящим на вершину.
Окрыленные собственными успехами, и забыв хорошую русскую пословицу: " Кто срезает путь, тот дома не ночует!", все горячо поддержали это предложение.
Характер стены резко отличался от нашего гребня. Монолитный отвес, с рядом нависающих участков разнообразили только мраморные карнизные пояса, пересекающие стену в несколько ярусов. Темп движения значительно упал, в довершении, с набором высоты на скалах начал появляться натечный лед и возможности организовать полноценную страховку резко снизились.
ИТО, крюконоги, щлямбура, скай-хуки использовались по полной программе. За четыре часа преодолели две веревки, и перспектива висячей ночевки без соответствующего бивуачного снаряжения стала приобретать совершенно реальные очертания.
Стену заволокло туманом, в сумерках наступающего вечера видимость составляла не более 20 метров. Страхуя лидера, я с интересом прислушивался к доносившимся снизу комментариям касающихся тактических и организационных способностей Борисова по выбору маршрута восхождения.

Сильный рывок едва не вырвал веревки из рук. Срыв! Задрав голову, я увидел веревки кольцами летящие вниз вместе с выдранными точками страховки, затем из тумана вылетело несколько камней размером с телевизор в компании с нашим лидером. Все это пролетело у меня за спиной метрах в двух.
На раздумья оставалось масса времени, примерно полторы секунды.
30 метров полета до меня 30 метров после, итого 60, даже если веревки не порвутся, то " станция ", на которой я висел, состоящая из трех сомнительных "закладок", вылетит стопроцентно, значит, дальше летим вместе, еще 50 метров. Впрочем, дальше можно было не считать. Пока мозг занимался несложными вычислениями, руки делали свое дело.
Подхватить веревки! Небольшая щель в двух метрах над головой, ковбойским приемом забрасываю оба конца туда. Только бы не промахнуться, второй попытки не будет!
В тот же момент сильнейший рывок подбрасывает меня вверх. Одна из веревок со щелчком вылетает из щели, но вторая заклинивается насмерть!
Медленно прихожу в себя и кричу парням вниз, чтобы начали разбираться с возникшей проблемой.

Сумерки сгустились, и в довершение всего пошел снег. Снизу слышны крики в основном ненормативного характера, веревки пришли в движение. Через двадцать минут доноситься возглас Породнова - "ЖИВ"!
Невозможно поверить, ведь это высота двадцатиэтажного дома! Быстро собираю барахло и дюльферяю к парням.
Они уже упаковали Серегу в спальник и бросили веревку вниз, где была небольшая осыпная полка.

Ночевку и последующий спуск по пятисотметровой стене вспоминать просто не хочется. Серега то приходил в себя, то вновь впадал в забытье, но с каждым сброшенным метром высоты чувствовал себя все лучше и лучше.
Что нельзя было сказать о нас. Бесконечные "дюльфера", транспортировка пострадавшего измотали нас до предела. Добравшись до осыпи в конце дня, мы без сил повалились на рюкзаки.
Единственный кто проявлял активность, был Борисов!
Весь в синяках, он бродил среди нас и уговаривал немедленно начать движение к лагерю. Поразительно, но после такого полета, ночевки в антисанитарных условиях и тяжелейшего спуска он ничего не сломал, не порвал и выглядел просто как после хорошей драки.
Резервы человеческого организма в целом и прапорщика Борисова в частности поистине неисчерпаемы, в общем "…Красная Армия всех сильней…".

На этом наша подготовка к Чемпионату завершилась, Борисова отправили залечивать синяки и моральные травмы домой, а мы принялись готовиться к восхождению на пик Энгельса по Северному гребню (маршрут Буданова 1964 года).

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Пик Энгельса-85

Михаил, спасибо! Был участником тех событий в составе СКА 18 (СибВО), с интересом узнал новые подробности. До сих пор стоит перед глазами картинка: как ваша машина катилась вниз, подпрыгивая словно мячик. Когда ждали вашего возвращения с Лукницкого из продуктов остались только подсолнечное масло, какао-порошок и на поляне дикий лук. С уважением, С. Григоренко

Энгельса

В поряде!!!На прошлой неделе буквально слышали "красную армию" в исполнении Ермачека.Ждем продолжение.

спасибо

Спасибо! Очень понравилось! Ждем продолжения!

супер

Cупер! Красная Армия как живая! Молодец, спасибо. Божья искра есть.