Автор: Петр Егин, Москва

Теберда – Учкулан. Solo-2008

Начало этой истории относится к осени 2007 г. Тогда я начал обдумывать, куда бы отправиться следующим летом, и меня очень заинтересовал район высокогорных Муруджинских озер в Тебердинском заповеднике (фото 01).
В путеводителях и Интернете нашлись описания подходов к этим озерам по долине р. Уллу-Муруджу – правого притока р. Теберда. Но я отыскал на карте маленькую речку Гедейж (Гедыш), которая начинается в верховьях хребта вблизи от озер и тоже впадает в Теберду.
Я решил, что гораздо интереснее подняться по ее долине. Долина р. Гедейж в два раза короче, чем долина р. Уллу-Муруджу, а значит – гораздо круче. Мои попытки найти описание пути по дол. р. Гедейж долго оставались безуспешными. А лезть туда совсем без подготовки не хотелось.
Но вот однажды на очередной запрос поисковая система выдала ссылку на новый отчет М. Голубева.

01 Карта маршрута

02 В заповедном лесу

Это было именно то, что надо для первой половины моего маршрута: дол. р. Теберда–дол. р. Гедейж–пер. Гедейж (1А, 3052 м )–оз. Черное ( 2867 м )–пер. Межозерный (1А, 3000 м )–оз. Голубое ( 2842 м )–пер. Межпупырный (1А, 3100 м )–дол. р. Уллу-Муруджу. Я решил повторить последовательное прохождение трех перевалов по озерному хребту, а затем развить идею высотного (для Западного Кавказа, конечно) маршрута, двинувшись через пер. Уллу-Муруджу (1Б*, 3300 м ) в дол. р. Рынджи.
В этом районе я раньше не бывал. А последующий путь был мне знаком: оз. Аралык ( 2400 м )–дол. р. Даут–пер. Искровцев (1Б, 3330 м )–оз. Северное (исток р. Трехозерная, 2900 м )–спуск вдоль северного ручья–траверс на северо-восток–пер. Нижний Уллукель (н/к, 2960 м )–дол. р. Кичкинекол–дол. р. Учкулан–аул Учкулан.

Самое сложное место на маршруте – спуск по кулуару с пер. Уллу-Муруджу. Я надеялся, что кулуар будет проще пройти, если скалы в нем будут закрыты снегом. По этой причине, а также по ряду других мне хотелось отправиться в поход в начале июля.
Среди моих знакомых-туристов не нашлось желающих пойти в горы именно в это время. Поэтому 6 июля 2008 г. я один вошел в заповедный лес в районе устья речки Гедейж (фото 02).

03 Ущелье Гедейжа

04 В начале подъема

Начало подъема к пер. Гедейж оказалось сложным, гораздо сложнее самого перевала. Нижняя часть долины – заросшее лесом ущелье (фото 03). Сначала следовало достаточно высоко подняться по тебердинскому склону отрога (фото 04) и поворачивать на правый (орогр.) склон долины р. Гедейж, когда начнет просматриваться средняя часть этой долины.
Более четкого ориентира, подсказывающего, что пора поворачивать, я не приметил. На этом склоне меня обогнали туристы из турклуба МГТУ (рук. А. Вереникин).

После поворота приходится долго траверсировать крутой заросший лесом скалистый склон. Время от времени здесь встречается что-то похожее на тропу. Вот по такой тропе я подошел к кулуару. Тропа поворачивала влево и пересекала кулуар.
И тут на противоположной стороне кулуара показался великолепный тур. Он шел в мою сторону неторопливо, как будто в задумчивости. Я остановился и затаил дыхание. Может быть, ветерок мешал ему почуять меня.
К тому же, когда он прошел середину кулуара и повернул, между нами оказался ствол сосны. И вот из-за этого ствола совсем рядом показались напряженно втягивающие воздух ноздри. Я чуть подался вперед, какое-то мгновение мы смотрели в глаза друг другу, а еще через мгновение тур снова оказался на противоположной стороне кулуара.
Немного постоял, посмотрел на меня, потом буквально обрушился в кулуар (как всадники Воланда) и скрылся. Я не пытался достать фотоаппарат, а только старался ничего не упустить.

Солнце снижалось над Тебердинским хребтом. Вся взятая с собой вода уже закончилась, чувствовалась сильная усталость. А по пути не было ни источников воды, ни мест для ночевки.
Ситуация напрягала. Наконец-то послышалось журчание невидимого в густой траве ручейка.
Под начинающимся дождем я поставил палатку на неровной площадке. Студенты пошли выше в поисках удобного места.

Утром лес просыхал под лучами солнца (фото 05). Выше ущелья начался короткий троговый участок долины.
На левом берегу над рекой стояли палатки, но никого не было видно. Ребята еще отдыхали.

05 Утро в долине Гедейжа

06 Отдых по пути на пер. Гедейж

Ближе к правому (орогр.) склону оказалась длинная старая морена, заросшая синими колокольчиками на коротких стебельках. По этой морене удобно подниматься. Видел там свежие медвежьи следы. Медведь выворачивал из дерна камни и поедал личинок муравьев. Самого мишку не видел. Наверное, он был не такой задумчивый, как тот тур.
В верхней части морены меня опять догнали туристы из МГТУ (фото 06). Под перевалом – цирк с моренными валами, который я обошел по заснеженному правому склону, а молодежь пошла по гребням морен (фото 07).
На перевал мы поднялись вместе. С седловины открылся вид на замерзшее Черное озеро и скально-осыпной гребень за озером (фото 08). Спуск к озеру простой.

07 Вид на пер. Гедейж с запада

08 Вид на восток с пер. Гедейж

На следующий день я, не торопясь, поднялся от озера по склону гребня на пер. Межозерный. Он находится слева по ходу от U -образной скалы. Оттуда открылся вид сразу на два озера (фото 09, 10): Черное и Голубое (голубее действительно не бывает!).
Большие озера в окружении заснеженных склонов произвели незабываемое впечатление. А бодрые ребята из МГТУ уже были на снежнике под пер. Межпупырный (фото 11).
Я начал спускаться с п. Межозерный сразу вниз, без траверса гребня. Спустился без проблем. Надо отметить, что с обеих сторон склоны гребня крутые, и перейти его в сырую погоду будет гораздо сложнее.

09 Оз. Черное Муруджинское

10 Оз. Голубое Муруджинское

Поставил палатку на берегу. Рядом на заросшем травой валу паслись туры (фото 12). День заканчивался. Туры ушли, и скоро я увидел их силуэты на фоне угасающего неба: одного – на вершине скалы, а другого – рядом, чуть ниже.
Туров часто изображают таким образом, но я раньше думал, что это вымысел художников. Насмотревшись, решил, что сегодня все интересное закончилось, и застегнул вход в палатку, но ошибся.

11 Под пер. Межпупырный

12 Туры

Рядом раздался топот, как мне показалось, целого табуна, и покатились камни по склону. Я снова выглянул: вокруг резвилось стадо туров, едва не налетая на палатку.
Однако, палатка осталась в порядке – туры повеселились и тоже ушли вверх.

Утром была прекрасная погода. Я начал складывать палатку, снял тент и спокойно его сворачивал. Вдруг сильный порыв ветра поднял палатку и унес в озеро.
Палатка поплыла, как парусник, и уткнулась в льдину. Пришлось прыгнуть в ледяную воду – хорошо, что еще не успел сменить кроссовки на ботинки. С тех пор, укладывая рюкзак, всегда закатываю в палатку большой камень.
Бывают ведь такие ночевки, что если улетит – то уж не достанешь.

По заснеженным склонам поднялся на пер. Межпупырный. Снял записку А. Вереникина, из которой узнал, что ему досталась пролежавшая год записка М. Голубева.
С другой стороны под перевалом было много снега, который в середине дня превратился в снежное болото.

Я спустился в долину, перешел вброд р. Уллу-Муруджу, а затем сделал подход под одноименный перевал до верхней травки (фото 13).
По пути видел много серн, они тоже приходили к моей палатке. Пер. Уллу-Муруджу находится в хр. Кышкаджер, по которому проходит восточная граница Тебердинского заповедника.

Недалеко от моей стоянки заканчивался язык снежника. Ночь была ясная, снежники к рассвету хорошо промерзли, и характерный звук от врезающихся в твердый наст кошек радовал слух при подъеме по крутым склонам.

13 В верховьях р. Уллу-Муруджу

14 Пер. Уллу-Муруджу
Сзади меня догоняла граница тени. И вот солнце ослепительно засверкало со стороны пер. МТИЛП (фото 14). До седловины я поднялся с трекинговыми палками прямо по ЛПВ (фото 15, на снегу видны не мои следы) и встретил на перевале свой день рождения.

В перевальном туре нашел записку Е. Зеленцовой. Тут придется нарушить последовательность изложения событий и рассказать, что, отправившись из Москвы, я оказался в одном вагоне с туристами из МГУ.
Группой руководила Е. Зеленцова. Было интересно познакомиться с человеком, чьи отчеты я изучал перед походом. С этой группой я доехал до начала их маршрута у моста через р. Уллу-Муруджу.

А вот еще информация о пройденном пути. На перевалах Гедейж, Межпупырный и Уллу-Муруджу работал телефон (оператор “Мегафон”).
Со всех этих перевалов я посылал домой SMS, а с Уллу-Муруджу даже позвонил. Слышимость была очень хорошая.
Говорят, что связь отсюда осуществляется через ретранслятор, который стоит на хр. Мусса-Ачитара над домбайской поляной. Это довольно далеко для сотовой связи.

С перевала хороший вид на запад: видно пройденный хребет с озерами, а вдали за ним – ГКХ. В другую сторону вид ограничен, но тоже интересен: видно большую часть пути, по которому поднимаются на пик МИФИ.

Спуск по кулуару на восточном склоне перевала был ключевым местом всего маршрута. Вся страховка – ледоруб в руках, и вниз – топтать ступени “на три такта”.
Посередине над кулуаром нависал снежный карниз – это место для любителей дюльфера. Поэтому я начал спускаться правее, так как там склон уже не отвесный.
Но далеко от середины отходить было нельзя, так как слой снега становился тоньше, к тому же ближе к скалам снег заметно подтаивал. Непрерывный слой снега был по всей высоте кулуара (фото 16, здесь следы на снегу мои). Иначе я бы здесь не прошел. Я и надеялся на эту удачу, когда выбирал время для похода.

15 Вид с пер. Уллу-Муруджу на запад

16 Спуск с Уллу-Муруджу

На спуске открылся вид на хр. Даут. Хорошо было видно путь подъема на следующий перевал – Искровцев (фото 17). Как раз над его седловиной поднималась западная вершина Эльбруса.

По правой стороне дол. р. Рынджи я спустился к оз. Аралык ( 2400 м ). По пути пришлось переходить много ручьев. Я не торопился спускаться вниз, а траверсировал склон со снижением, стараясь пересекать маленькие ручьи один за другим до того, как они сольются и станут большими.
Никаких проблем на пути к озеру не было. Озеро расположено на стрелке между Рынджи и Даутом. Здесь я сделал себе подарок – дневку среди ручьев, травы и цветов (фото 18, 19). Видел в озере большую форель – местную легенду = рук. группы С. Дятков, здесь же отчет А. Вереникина). Это место мне очень нравится.

17 На спуске с Уллу-Муруджу

18 У озера Аралык

После дневки я не решился перебраться через Даут по каменному мосту, а перейти вброд не получилось – Даут был весьма полноводным. Поэтому я отправился верх по левому берегу в надежде найти снежный мост.
Мои ожидания оправдались – удалось перейти на правый берег по снежному мосту немного ниже впадения ручья, текущего с ледника, расположенного под пер. Нефтяник (фото 20). От снежного моста я спустился к ручью, текущему из оз. Искровцев, и начал подниматься по тропе на его левом (орогр.) берегу.
На подъеме следует держаться в стороне от ручья, чтобы обойти бараньи лбы, примыкающие к руслу. На выполаживании склона тропа приближается к ручью, но выше выступы бараньих лбов затрудняют движение непосредственно вдоль берега ручья.
Надо опять уйти вправо по ходу и выбирать путь по впадинам между склоном долины и бараньими лбами.

Здесь есть удобные травянистые площадки с ручьями. На самой верхней я остановился на ночевку (фото 21). Вскоре с пер. Надозерный сюда спустились туристы из МГУ (другая группа – не Зеленцовой).
Как только они появились, начался сильный дождь, и им очень пригодилась соседняя площадка. Надо отметить, что обе встреченные мною группы не оставили на стоянках никакого мусора. Молодцы.

19 Водопадик

20 Верховья р. Даут

Дождь шел всю ночь, да и утром было облачно и сыро. Молодежь отправилась делать подход к следующему перевалу, а я остался, так как идти через перевал в такую погоду было трудно и просто опасно.
У меня был еще резервный день. К концу дня установилась обычная хорошая погода. Ночь была ясная.

Я перешел через пер. Искровцев примерно в таких же условиях, как и через пер. Уллу-Муруджу. На западном склоне поднимался по снежнику, который полностью закрывал неустойчивую осыпь на перевальном взлете.

С пер. Искровцев на западе видно зубчатую пилу хр. Кышкаджер с несколькими перевалами и долину р. Рынджи под ним. Пер. Уллу-Муруджу не виден.

На восток открылась широкая панорама: вблизи слева и справа – отроги хр. Даут с перевалами, дальше – в центре хр. Куршо с одноименной вершиной и справа вершины ГКХ. А над всем этим вдали сверкал под солнечными лучами белоснежный гигант Эльбрус.

21 Стоянка под пер. Искровцев

22 Панорама с пер. Искровцев на восток

На восточном склоне снега было еще больше (фото 22). Погода была солнечная, и снег уже стал подтаивать. Я спускался по ЛПВ. Там есть место, где крутизна склона увеличивается. Ну, стало немного покруче – ничего особенного.
В руках у меня были палки. Надо сказать, что я не слишком старался топтать надежные ступени. Неожиданно опора под ногами просто пропала – снег буквально потек.
Через секунду я принял стандартное положение для самозадержания, но сначала тормозил только руками и ногами. Потом бросил одну палку, а вторую попробовал двумя руками загнать в снег поглубже. На палке ощущалось слабое сопротивление. Скорость не уменьшалась, но и не увеличивалась. Под очки набился снег, и я ничего не видел.
Перед тем, как начался “скоростной” спуск, я успел увидеть, что на этом склоне нет камней, а под крутым участком есть выполаживание. Изображая большую черепаху на снегу, я довольно спокойно (но с некоторой досадой) ждал, когда же будет остановка.
На выполаживании я наконец-то остановился, поднялся, вытряхнул отовсюду снег и с ледорубом в руках “на три такта” отправился за палкой, которая осталась далеко наверху.

Отсюда было рукой подать до пер. Дырявый, и я попробовал на него подняться, но полез не в тот кулуар. Застрял на скалах и не без труда спустился. Уже дома я разобрался, что вход в “правильный” кулуар был совсем рядом (фото 23).

23 Пер. Дырявый

24 У Северного озера

Здесь я решил, что запас моего везения опасно истощился, и пошел дальше по самому простому пути: к озеру – северному истоку р. Трехозерная (фото 24). После ночевки у озера сначала спускался вдоль вытекающего из него ручья.
Выше коша повернул влево и обогнул отрог, замыкающий верховья р. Трехозерная с северо-востока. Тропа шла по цветущим альпийским лугам (фото 25). Слева осталось небольшое озеро. Все было очень красиво, если не смотреть на лесной массив на склоне Нахарского отрога.
Отсюда было видно, что этот лес обезображен вырубками и лесовозными дорогами. Поднялся на пер. Нижний Уллукель и спустился к Нижним озерам в дол. р. Кичкинекол (фото 26, 27). Ночью и утром следующего дня шел дождь (третий раз за двенадцать дней), но он уже не мог помешать.

25 На альпийских лугах

26 У Нижних озер

Дождавшись окончания дождя, я двинулся по хорошей тропе на левом берегу бурлящего Кичкинекола (фото 28), пересекая многочисленные ручьи. В августе ручьев будет гораздо меньше, и Кичкинекол успокоится.

Склоны хр. Даут в районе устьевой ступени Кичкинекола тоже пострадали от лесозаготовок. Тропа приводит на большую поляну на левом берегу р. Учкулан.
Отсюда примерно полтора километра вниз по течению до моста. От моста дорога идет вниз по левому берегу и вверх – по правому.

Я остановился на ночевку на поляне у ручья километрах в трех от окраины аула Учкулан. На следующее утро (фото 29) в 9 часов я был на конечной остановке автобуса Учкулан–Карачаевск. Подошел автобус, и на этом мой поход завершился.

27 Этюд с камнем

28 В долине Кичкинекола

Маршрут получился достаточно высотный для Западного Кавказа: ниже 2400 м я не спускался, а большинство ночевок были на высоте 2800- 2900 м. Я и хотел уменьшить амплитуду колебаний вверх-вниз.

Погода была прекрасная, надежды на снеговой покров вполне оправдались. В начале июля заснеженные горы были гораздо интереснее, чем обтаявшие в конце августа.
На стоянках рядом с палаткой паслись туры и серны, день рождения я встретил на пер. Уллу-Муруджу, на самой сложной переправе был снежный мост, повсюду были удивительной красоты места и цвели рододендроны. На трех перевалах работал телефон, в перевальных записках были знакомые фамилии, обе встреченные группы московских студентов оставили хорошие впечатления.
Путешествуя в одиночестве, я успевал заметить всего гораздо больше, чем в компании. Так что скучно не было.

Из медикаментов потребовались несколько полосок пластыря, чтобы залепить единственную мозоль. Причиной же предпосылок к происшествиям в этом походе была только моя небрежность.

Я решил, что в 2009 г. отправлюсь путешествовать в тот же район и опять в июле. Об этом будет следующий очерк, если первый понравится читателям.

При подготовке к своему походу я изучил много отчетов о походах по району Теберда–Даут–Учкулан. Моя искренняя благодарность авторам этих отчетов. Надеюсь, что мои наблюдения тоже кому-нибудь пригодятся и помогут.

29 За 3 км до Учкулана

Красивое соло

Захватывающий репортаж!

03.02.2011г.

Путешествие очень интересное.Снимки завораживают удивительными пейзажами.Описание похода пробуждает желание уидеть этот край,подышать чистым,горным воздухом.Фото "Этюд с камнем"подтверждает мое отношение к автору - романтику,любителю природы.