Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 6-ой к.с. по Памиро-Алаю (Матча),
совершенном с 6 августа по 5 сентября 2008 г. Часть 3 из 3.
Часть 1 здесь Часть 2 здесь
24 августа. Утро, подъём, завтрак, сбор лагеря - в общем, обычная последовательность. Сразу же выходим на перевал и организовываем дюльфер на соседний ледник. С другой стороны около 40 метров вертикальных скал, за которыми сразу пологий ледник (Рис. 73). Вначале ледник достаточно рваный и приходится идти в связках, но потом начинается ровный длинный цирк, по которому можно идти без проблем (Рис. 74). Этот цирк мы проходим достаточно быстро и выходим на моренную осыпь справа. Через час осторожного спуска по очень "живой" сыпухе выходим на "бараньи лбы" в том месте, где обрывается ледник (Рис. 75). Пройдя по ущелью некоторое время, видим слева третий ледопад (непроходимый) ледника Герез. Выглядит он не таким уж непроходимым, но это взгляд снизу - основные разломы должны быть в верхней части на перегибе (Рис. 76).
Наш план-минимум на сегодня выполнен. Первая техническая часть завершена и всем необходим отдых. Осталось только найти подходящее место для полуднёвки. Ещё с ледника мы заприметили моренное озеро, но по дороге к нему нашлось место получше: большая солнечная поляна в кармане морены, покрытая чистым песком и травой. Здесь обедаем и разбиваем лагерь (Рис. 77). Оставшийся день занимаемся стиркой, ремонтом одежды и т. д. Высота поляны 3500 м, кругом ледники (в том числе и ниже нас), а тут тёплый песок и трава - прямо таки оазис. 25 августа. Поздний подъём, поздний завтрак и кофепитие. Торопиться некуда, ибо за этот день нам нужно подняться только на перевал Кшемыш (3 часа чхв). Но и засиживаться нельзя, т. к. последние продукты съедены за завтраком, а наша заброска как раз и находится на перевале Кшемыш. Подъем проходит по осыпным склонам вдоль ручья до пологого ледника. Дальше можно идти по леднику до самого перевала или же обходить его справа по моренным гребням (что мы и сделали, Рис. 62, 80). Подъем на перевал с этой стороны с трудом натягивает на 1Б. По пути мы просмотрели перевал Зеравшан (3А), по которому нам позже предстоит подниматься на Зеравшанский ледник. Перевал ледовый, с большим нависающим карнизом наверху. Как обойти карниз, снизу не видно, но мы предположили (и правильно), что он проходится справа на стыке скал и льда. Несмотря на то, что за 3 часа мы взошли на перевал, все сильно проголодались. Заброску нашли без проблем, но её погрызли мыши - больше всего пострадали сухари. Это нас не остановило, и вскоре группа в полном составе усиленно поедала заброску. Далее постановка лагеря и подготовка к завтрашнему восхождению на Кшемыш-Баши (Рис.78). 26 августа. Ранний подъём. Группа в составе трёх человек (Егор, Люба, Олег) выходят на восхождение на пик Кшемыш-Баши. Оба Леши остаются в лагере на перевале, но вызываются посодействовать восхождению и подежурить. Подъем в 5:30 к уже готовому завтраку. Маршрут 4Б к. с. начинается с перевала и проходит по северо-восточному гребню (правый гребень, Рис. 79). Это всё что известно о маршруте. Гребень начинается непосредственно с перевала, но затем обрывается переметным ледником, свисающим над ледником Кшемыш. Поэтому сначала нужно выйти в снежно-ледовый цирк под стыком восточного и северо-восточного гребней, а затем уже выходить на гребень. Восхождение планируется, как двух, максимум - трехдневное: 1. Выход как можно выше и установка промежуточного лагеря. 2. Восхождение налегке на вершину и спуск в лагерь или в промежуточный лагерь. 3. Спуск в лагерь. Восточный и северо-восточный гребень на вид по сложности примерно одинаковы, но правый гребень скальный, а мы уже по опыту знаем, что скалы в этом районе очень сыпучи и поэтому опасны. Решаем по ледопаду выйти в верхний цирк под бергшрунд (под гребнями), а там уже выбрать, на какой из гребней подниматься. Левый смотрится более привлекательно, т. к. он снежно-ледовый. Чуть выше они так или иначе сходятся.
Подходим под взлет, одеваем кошки и начинаем подъем. Буквально через десять минут подъема по достаточно крутому льду у Олега ломается крепление кошки. Приходится ему возвращаться в лагерь (благо недалеко ушли) и ремонтировать (срезало заклепку крепления планки между передней и задней частями кошки). В итоге потеряли около 45 минут. Нижняя часть ледопада представляет собой просто лабиринт трещин. Идём в связках, иногда попеременно (Рис. 80). Через некоторое время наклон увеличивается и приходится идти местами в три такта. В средней части ледопада упираемся в стенку большого ледового сброса. В средней части стенки есть ледовые наклонные полки. По ним можно траверсировать вправо и вылезть на верх серака в самой его правой части (в остальных местах нависание). Что и было проделано Олегом. Только пришлось под нависающей частью в начале полочки организовать промежуточную станцию (Рис. 81). Выйдя в верхний цирк ледопада (перед бергшрундом, Рис. 82) мы убеждаемся, что предположение наше верно - северо-восточный гребень камнеопасен. Поэтому решаем идти по левому снежно-ледовому гребню. В центральной и правой частях бергшрунда вертикальные стенки по 5-10 м (Рис. 83). Лучше всего проходить этот бергшрунд в левой части где эта стенка всего 2 м. Впрочем, ради экономии времени попробовали в центре пролезть ледовую стенку высотой около 5 м, но ничего не получилось. Дело в том, что лёд там оказался не цельным, он представлял собой конгломерат намёрзших друг на друга сосулек. Лезть по такому льду (и страховаться) очень опасно. Ледовый инструмент при ударе не цепляется, а прорубает полметра этого "льда" и скалывает его, не зацепившись. То же самое и с кошками. После нескольких попыток Егор решил, что здоровье дороже, после чего ушли в левую часть бергшрунда. Три верёвки отработали по ледовому склону и оказались на гребне, ребро которого всё-таки скальное (Рис. 84). 13:00. Находим полку и обедаем. По гребню пока можно идти пешком, и мы проходим около 200 м до большой полки, на которой граница снега и скал. Далее крутой ледовый склон, который Олег проходит в одну верёвку (Рис. 85). За взлетом узкая, почти горизонтальная мульда на границе скал и льда, длиной около 50 м. Если на льду вырубить площадку, то получится неплохое место для ночёвки. Погода портится, но ещё очень рано (14:30). Поэтому Егор и Олег налегке идут на разведку дальше по гребню. Задача: долезть до большого жандарма, за которым снова гребень пологий, и посмотреть есть ли там места для ночёвки. Егор и Олег пролазят три верёвки по разрушенному гребню, но до жандарма (и до пологой части гребня) ещё остается метров 15 снежного склона. Свободных верёвок нет, но чтобы уже завершить разведку, выбирается динамик и на нём выпускается Егор. Погода портится окончательно, видимость очень ограничена, начинает идти снег. Наконец Егор на гребне и сообщает, что гребень узкий и разрушенный. В видимой его части под палатку места нет. Поэтому Егор и Олег спускаются к мульде, где Люба уже начала строить площадку. Времени на обустройство лагеря у нас много, поэтому вырубаем площадку и выкладываем её плоскими камнями (как плиткой) чтобы было не так холодно (Рис. 86). Когда палатка уже была поставлена, повалил снег. В целях экономии веса и места, мы взяли двухместную палатку, в которой жили Лёши. Теперь нам предстоит переночевать в ней втроём. Нам остаётся только лежать в палатке, пока снаружи в ледовом закоулке возле палатки на горелке готовится ужин. Только ближе к вечеру снег перестал идти.
27 августа. Утро началось с неприятных сюрпризов. Во-первых, мы не услышали будильник и проспали один лишний час. Во-вторых, у нас сломалась горелка (в помпе кожаный поршень оторвался от стержня). На ремонт горелки мы потратили ещё час (при наличии запчастей мы долго не могли элементарно открутить гайку, т. к. не было подходящих инструментов). Пришло время принимать решение о целесообразности дальнейшего восхождения. Наши соображения таковы: - судя по альтиметру, мы прошли по высоте менее половины маршрута (причём, дальше будет не проще), - погода, по всем признакам, меняться в лучшую сторону не собирается, т. е. во второй половине дня, скорее всего, придется ожидать очень ограниченную видимость, а идти маршрут без описания при плохой видимости - не самая лучшая идея, - восхождение займёт не два дня, а минимум четыре, а после четырёхдневного восхождения мы не сможем сразу же продолжать поход. Нужно будет время на восстановление, которого у нас нет, - продуктов у нас с собой на два дня с небольшим, - нарушится график похода, и придётся комкать последнюю часть маршрута: срезать прохождение Зеравшанского ледника. Исходя из всего вышеперечисленного, принимаем решение спускаться вниз. Пока Олег и Люба сворачивают лагерь, Егор сдёргивает оставленные накануне перильные верёвки и завешивает дюльфер. Три дюльфера прямо вниз и мы - в верхнем цирке ледопада (Рис. 83, 89). Ещё где-то три часа понадобилось чтобы спуститься по ледопаду вниз по знакомому пути к перевалу Кшемыш, где нас встречали ребята (Рис. 90 - 92). После обеда плотные облака таки затянули вершину выше отметки 4500 м. Так закончилась попытка восхождения на Кшемыш-Баши. Но поход продолжается! 28 августа. Подъем в 7:00, но сборы что-то затянулись и вышли поздно. Спустившись по осыпи с пер. Кшемыш, выходим на ледник, по которому идем сначала по левой (более пологой) стороне, затем по центру, постепенно забирая вправо. В месте пересечения ледник пологий, не рваный, слегка присыпанный каменной крошкой. Далее выходим на правобережную морену. Пройдя по верхней части морены, забираем еще правее и по осыпному склону, являющуюся продолжением восточного ребра в. Кшемыш-Баши, спускаемся на северную ветвь ледника Ак-Терек Западный (50 минут чхв). Верхняя часть ледника разделена скальным ребром на две ветви: северную и южную (Рис. 93). Подъем на перевал начинается с южной ветви. Обе имеют ледопадные ступени, но южная разорвана значительно сильнее. При просмотре ледопадов с левобережной морены при подъеме на перевал Кшемыш, очевидного прохода в южном ледопаде не обнаружили. Северная же ветвь выглядела вполне проходимой. Переход через ребро тоже, судя по всему, не сложен. Северная ветвь, хоть и значительно проще, тоже довольно сильно порвана, особенно в верхней части на перегибе, поэтому дальнейшее движение осуществляем в связках с одновременной страховкой, постепенно набирая высоту. Примерно за 100 м до седловинки в скальном гребне путь преграждает трещина, которую не удается обойти, и для пересечения которой организуется перильная страховка (спуск вниз, а затем подъем на противоположный борт, Рис. 94).
Время - 12:30, удобное место для отдыха, рядом на леднике есть вода. Так как дальше подобной "роскоши" скорее всего не будет, устраивается обед, хоть и рановато (Рис. 95). После обеда по очень живой крутой осыпи спускаемся по одному на южную ветвь ледника и, лавируя между трещинами, выходим на плато перед перевалом (35 минут чхв). Здесь ледник довольно плоский, без трещин. Время - 15:00. Оцениваем сложность и продолжительность взлета. Судя по всему, засветло мы на перевал не выйдем. Принимается решение ставить лагерь здесь на плато, а для облегчения задачи на следующий день, провесить имеющиеся веревки. На обработку уходят Олег и Леша Ващенко. Остальные занимаются постановкой лагеря. Движение на перевал начинается с плато (Рис. 96). Далее, двигаясь по 30-35° фирновому склону, оставляя справа зону льда с трещинами, доходим до середины нижнего бергшрунда. Посредине и правее он непроходим: широкий и глубокий разлом, слева - очень ненадежный мост. Уходим влево-вверх вдоль трещины (здесь склон круче, около 45°). В этом месте бергшрунд забит фирновыми блоками. Страховка обязательна. Делаем станцию на двух сблокированных ледобурах, первый пересекает трещину и уходит вправо-вверх по снежному желобу. Перила на ледорубе. Здесь достаточно пологий фирновый участок склона (30-35°). Поднимаемся прямо вверх к середине следующей (верхней) трещины. Верхнюю трещину переходим по снежному мосту справа налево (Рис. 97) и далее идем вверх и немного влево по середине ледового склона, ведущего к перевалу. Выше второй трещины крутизна склона становится порядка 45-50°, станции на ледобурах. Склон периодически простреливается камнями. Необходимо постоянное наблюдение. Провесив еще две веревки, возвращаемся в лагерь. Обработка заняла два с половиной часа. 29 августа. Выход в 9:20. За 1 час 10 мин. проходим по навешенным ранее перилам и начинаем двигаться дальше (Рис. 98). Пройдя вверх еще 4 веревки по 50 м, доходим до скального выступа под нависающей фирновой стенкой, обросшей огромными сосульками длиной до 5 метров (Рис. 99). Далее, не приближаясь к фирновой стенке (возможно падение сосулек), уходим резко вправо и двигаясь между стенкой и скальным ребром, проходим еще одну веревку вверх до выхода на перевал (8 веревок перил, 5 часов чхв). Перевал Зеравшанский (3А, 4480 м) соединяет юго-западный участок цирка ледника Ак-Терек Западный с верховьями Зеравшанского ледника. Ориентация: северо-восток - юго-запад (Рис. 100). C перевала на ледник Верхний Зеравшан ведет довольно пологий снежный склон, в сторону ледника Ак-Терек - крутой скально-ледовый склон. На перевале устраиваем обед. К середине дня погода начинает портиться, а после обеда уже идет снег и опускается туман. Успеваем просмотреть противоположный склон с перевалом Мирамин, на небольшое время вынырнувший из тумана (Рис. 102). Видно два отчетливых понижения. Какая из седловин является перевалом, не понятно. К сожалению, описание прохождения перевала дано со стороны ледника Мирамин. О том, что могут быть трудности при определении перевальной седловины с ледника Верхний Зеравшан - ни слова. Решаем подойти в цирк под перевал и уже на месте принимать решение, на какую из седловин подниматься.
Спускаемся с перевала в связках сначала по середине частично закрытого ледника крутизной около 30°, затем забираем вправо ближе к склонам Кшемыш-Баши (Рис. 101). По мере приближения к плато ледник становится рваным (45 минут чхв). Цирк, в котором берет начало ледник Верхний Зеравшанский, образуется отрогами в. Кшемыш-Баши. Дно цирка довольно плоское, с небольшими, но местами коварными трещинами, расширяющимися к низу, в основном вдоль склонов в. Кшемыш-Баши. Если смотреть вниз по леднику с дна цирка, слева видна гряда Туркестанского хребта, сзади - склоны в. Кшемыш-Баши, впереди - скальные "ворота", образующие ступень ледопада, справа - отрог Туркестанского хребта с перевалом Мирамин, заканчивающийся в туманной дали вершиной Обрыв. Проходим по ровному пологому закрытому леднику в западный цирк под перевалом Мирамин, где на снегу в безопасном удалении от склонов устанавливаем лагерь (Рис. 103). Просматриваем склон. Наиболее безопасным и логичным выглядит путь на правую из наиболее низких седловин. Предполагаем, что если это и не совсем та седловина, то вниз - не вверх. Если на той стороне и окажется крутая скальная стенка, то "дюльфернем" без проблем, ведь перепад высот небольшой. 30 августа. С утра за завтраком наблюдаем, откуда больше сыпет, что укрепляет уверенность в правильности выбора. Запас времени есть, поэтому, чтобы не "висеть" всем гроздью на крутом ледовом склоне, Леша Никоненко и Олег уходят на предварительную обработку склона (Рис. 104). Остальные в это время не торопясь собирают лагерь. После закрепления трех перильных веревок - спуск в лагерь, кофе, а затем уже в полном снаряжении - вверх. На седловину ведет ледовый кулуар-склон, подрезанный несложным бергшрундом (200 м). В верхней части - разрушенные скалы (50 м). Крутизна постепенно увеличивается от 40 до более 45 градусов. Периодически летают камни, но в основном, они захватываются центральным желобом. Поэтому поднимаемся сначала ближе к правому борту склона, а затем резко уходим на левый, где есть скальный выступ, за которым можно спрятаться. Выступ очень кстати, т. к. последняя веревка идет по сильно сыпучим скалам. Подниматься по ним так, чтобы ничего не ушло вниз, очень проблематично. Егор, идущий первым, уходит правее, чтобы камни уходили мимо находящихся внизу (Рис. 105) . Вид спуска с перевала Егору не понравился и он кричит вниз, что нужно "валить" обратно. Все немного в недоумении. На седловину поднимаются Люба, которая была на четвертой станции, а за ней Олег. Перемычка узкая, сыпучая, страховку организовать сложно. В сторону ледника Мирамин ведет очень крутой узкий извилистый кулуар, сложенный очень разрушенными скалами (Рис. 106, 107). До ледника метров 200 или ненамного больше, но лезть в этот кулуар нет ни малейшего желания. Стенки и гребни бортов кулуара сложены из отдельных блоков, страховку организовывать не на чем, каждый упавший камень увлекает за собой множество других, уходящих вниз с грохотом, отскакивая от стенок в разных направлениях ("мусоропровод"). Перейти по гребню на соседнюю седловину так же проблематично по тем же причинам. В результате принимается решение возвращаться обратно на ледник Верхний Зеравшан. Спуск с соседней левой седловины, судя по всему, ничуть не лучше.
Скорее всего, что настоящая перевальная седловина находится севернее, но это не совсем очевидно. Данную седловину использовать для сквозного прохождения нельзя, но в то же время она является наиболее низкой точкой в хребте и с ледника Зеравшан Верхний кажется наиболее логичной. Поэтому считаем, что ее следует назвать "Мирамин ложный". Высота согласно топографической полукилометровке и высотомеру - 4490 м, сложность подъема со стороны ледника Зеравшан Верхний - 2Б. Решаем больше не предпринимать попыток пройти перевал Мирамин из-за отсутствия запаса времени, а использовать запасной вариант и выйти под перевал ОПТЭ обходным путем через Зеравшанский ледник и ледник Скачкова. Спускаемся обратно дюльфером по пути подъема (1 час 45 мин). Обедаем. Погода опять портится, начинает идти снег. Путь до перевала ОПТЭ неблизкий, поэтому хотим в этот день пройти хотя бы ледопадную ступень. Выходим в 18:30. Основной трудностью преодоления ступени ледопада является поиск оптимального пути в зоне множественных огромных разломов, идущих в разных направлениях. На первый взгляд поверхность ледника кажется довольно ровной, но трещины очень опасны, т. к. большинство из них очень глубокие и широкие внутри, а в верхней части их стенки имеют нависающие над пустотой карнизы, зачастую соединенные между собой. В результате, подледный рельеф трудно читается. Практически, нужно заглядывать чуть ли не в каждую трещину с боку, чтобы увидеть, что там творится внутри. Толщина нависаний порой около полуметра, а вынос - несколько метров. Такой слой может обвалиться весь. Особенно это опасно при движении связки вдоль длинной трещины. Зондирование не всегда эффективно, т. к. толщину льда таким образом не определить. Вначале группа вышла по правой стороне ледника под склонами ближайшей из вершин массива Обрыв к ледовым сбросам над бараньими лбами, чтобы сбоку "с высоты птичьего полета" просмотреть путь в этой рвани. Общую нитку прохода в виде буквы "Z" определить удалось, но явных ориентиров места поворота не нашлось, плюс было не совсем ясно, есть ли возможность прохода в средней части. Прохождение осуществляли в связках с одновременной, а местами - попеременной страховкой методом маневрирования между трещинами. Пробиться в средней части ледника вниз на наклонную полку, которая была видна сверху не удалось. Поэтому пришлось уходить на левую сторону ледника, постепенно спускаясь вниз. Когда не так далеко от нас уже просматривался ровный склон под пиком Трехглавым, дорогу преградили труднопроходимые разломы (Рис. 108). Уже вечерело, нужно было торопиться. Перспектива ночевки в малоприятном ледопаде не казалась очень заманчивой. Ушли траверсом, лавируя между трещинами, на правую сторону ледопада в надежде выйти на наклонную полку на этот раз. Эта попытка удалась, т. к. добравшись до средней части ледопада, мы оказались ниже разломов, которые не смогли пройти в первый раз. Дальше по полке, идущей слева направо между непроходимой рванью ледопада и сбросами справа-сверху, спустились на ровную пологую часть ледника. Сразу за ступенью ледник становится плоским, имеется несколько озер прямо на поверхности ледника. Возле одного из них останавливаемся на ночь (20:30). 31 августа. Т. к. предыдущий день был довольно тяжелый, подъем и выход на следующий день достаточно поздний (Рис. 109).
Поверхность ледника ровная, с небольшим наклоном, без трещин (страховка не нужна). Прямо впереди в месте резкого поворота ледника виден пик Игла (4730 м), являющийся узловой вершиной. В этом месте сходятся три Памиро-Алайских хребта: Туркестанский, Зеравшанский и Алайский. Ледник Зеравшанский имеет длину 24,7 км. Область питания лежит на высоте от 4200 до 5000м, а язык спускается до 2780м. В верхней части тело ледника довольно чистое, без ручьев и луж, но по мере снижения покрывается каменным чехлом, появляются воронки и речки, а справа появляется боковая морена. На морене у южного склона вершины Обрыв устраиваем &ldquocoffee break&rdquo (Рис. 110). Проходим еще два перехода и так и не дойдя до ледника Скачкова, возле ледниковой реки на морене устраиваем обед. Вход в ущелье ледника Скачкова довольно узкий, его закрывает боковой моренный вал ледника Зеравшанский. После обеда переваливаем через морену в удобном месте. Нижняя часть ледника Скачкова в месте слияния с ледником Зеравшан покрыта каменным чехлом, камни довольно крупные и не очень удобные для хождения. Поэтому подъем начинаем по левому орографически борту ущелья, вдоль края ледника. Здесь имеется среднекаменная морена, по которой и идем вверх (0:55 чхв). По мере подъема толщина каменного чехла на языке уменьшается и дальше становится удобно двигаться уже непосредственно по самому леднику (0:40 чхв, Рис. 111). По большей своей части ледник течет по довольно пологому ущелью, поэтому трещин на нем не наблюдается и двигаться можно без страховки. Пройдя примерно 1/3 длины ледника подыскиваем на морене удобное место для стоянки с наличием озерка (примерно 19:00). 1 сентября. На следующий день, чтобы успеть пройти перевал, встаем очень рано (5:00). За бортом палатки откровенный мороз с достаточно крепким ветром, что не предполагает долгих сборов. Двигаемся как и раньше по краю ледника (Рис. 112). Склон по определению тов. Максимова "почти лыжный" (но только без снега). В верхней 1/3 ледник образует ступень, на перегибе появляются разрывы, крутизна склона увеличивается до ~25°, необходимо движение в связках). Перегиб преодолеваем под левым орографически бортом ущелья. Наверху, в конце ледника (3:50 чхв), небольшое ровное плато, которое обрывается в сторону л. Щуровского стеной высотой примерно в 200 м (Рис. 113). Перевал ОПТЭ (ЗА, 4480 м) соединяет верховья ледников Щуровского и Скачкова. На перевальном гребне есть площадки под палатки, на одной из которых группа располагается на обед (Рис. 114). С седловины перевала открывается широкий вид на ущелье реки Джиптык (Рис. 115). В противоположном направлении просматривается далекий заснеженный гребень Зеравшанского хребта с вершинами Голова (5004 м), Ахун (5223 м) и Белая (5000 м). На скальной стенке со стороны лед. Щуровского имеются снежные фартуки, по одному из которых принимается решение спускаться (Рис. 116, 118). Склон на всем протяжении имеет крутизну ~80°, внизу, при выположении, подрезан трещиной. При спуске хватило (в притирку) 3 веревки, преодоление трещины (сверху вниз) не представляет трудности (1 час 25 мин, Рис. 117). Далее выходим на достаточно пологий закрытый ледник, по которому спускаемся в связках примерно на 300 м по высоте, и выходим на морену левого борта лед. Щуровского, где и останавливаемся на ночевку (примерно в 18.00, 0:30 чхв).
2 сентября. С утра Олег с Егором уходят на пер. Щуровского за заброской, оставшиеся "загорают" на солнце. Путь на перевал Щуровского с этой стороны гораздо проще, чем с ледника Кшемыш. Ледник открытый, с небольшими трещинами, которые легко обходятся. Поднимаемся по большой дуге вдоль склонов Туркестанского хребта, но держась от них на безопасном расстоянии (Рис. 118). На перевал выводит небольшой скальный взлет. Забираем заброску и уходим обратно. Дальнейший путь идет вниз по морене на тело ледника. Здесь небольшой сброс, который проходим по левому борту, затем по диагонали пересекаем ледник. С ледника Щуровского перевал ОПТЭ почти не видно. Он частично закрыт снежно-скальным мысом террасы. Зато, он хорошо просматривается с верхнего плато под перевалом Щуровского. В гребне Туркестанского хребта, восточнее скального клыка - вершины Туркестан (5409 м) и далее Землепроходцев (5407 м), видно глубокое, спокойное понижение - седловину перевала ОПТЭ. Справа от нее, много выше, в восточном плече вершины Землепроходцев - перевал Юрия Гагарина, правее клыка - перевалы Академика Королева и Долгожданный. После пересечения ледника, пройдя еще около километра по моренам, спускаемся в желоб между телом ледника и крутой боковой правобережной мореной. Поднимаемся на нее в наиболее удобном месте по косой полке. Здесь начинается тропа, идущая по карману морены. Вместо верхнего озера - небольшая лужа под огромным валуном. Продолжаем движение до нижнего озера. Время еще есть - до темноты больше часа, впереди - спуск по тропе, но чутье подсказывает, что идти вниз не стоит. Останавливаемся здесь у озера. 3 сентября. У народа "дембельское" настроение. Сборы проходят очень медленно, да в общем и торопиться особо незачем. Выходим вниз по тропе, которая слабо выражена и часто теряется в камнях. Вскоре тропа упирается в огромную промоину, которую приходится обходить, сильно забирая вверх. Дальше тропа идет по борту ущелья, обходя скальные выходы, а ниже языка ледника спускается и дальше идет по зеленым склонам вдоль реки. Пообедав, продолжаем наш путь вниз мимо коша. Вскоре начинают встречаются отдельные деревья арчи, а затем появляются уже и настоящие заросли. Начинается дождь. Ущелье очень живописное. Особую оригинальность ему придают скальные бастионы красного цвета, возвышающиеся над левым берегом реки. Проходим развалины бывшей метеостанции. В этом месте есть мост через реку. Дальше тропа уходит в сторону от реки и возвращается к ней в районе луга с лежащими на нем большими валунами. Здесь уже начало подъема на перевал Джиптык. Уютное место для ночевки на небольших полянках в арчевых зарослях находим на противоположном берегу, перейдя туда по мосту.
4 сентября. Подъем группы в 7:00. Не спеша собираемся. Когда все уже готовы к выходу, возникает непредвиденная задержка: на мосту через речку, при движении с левого берега на правый, образовалась "пробка". Так же, как в Киеве по утрам, с той только разницей, что вместо машин - овцы. Ждем больше получаса, пока чабаны перегонят всю отару, после чего переходим на другой берег и мы (Рис. 119). Пересекаем поляну. Подъем на перевал начинается по тропе, идущей вдоль пересохшего ручья. Затем тропа петляет серпантином в арчевом лесу, очень напоминающем склоны южного побережья Крыма с той только разницей, что на заднем плане видно не море, а стена пятитысячника, закованная во льды (Рис. 120). Далее тропа поднимается по осыпям, пересекая склон от одного края к другому. Троп - несколько, выбираем более протоптанные и менее крутые. В направлении перевала видна скала, напоминающая гигантский указатель солнечных часов. В верхней части осыпь становится несколько подвижной (Рис. 121). Подъем на перевал занял 2 часа 10 минут чхв.
Перевал Джиптык (1А, 3810 м) - осыпной, со скальными выходами. Соединяет долины рек Джиптык и Чегеслы. Пройден с запада на восток. Тур на перевале не обнаружен (Рис. 122). На перевале нас встречает холодный ветер, поэтому, перекусив традиционной "перевальной" шоколадкой, не задерживаясь уходим вниз. Тропа спускается серпантином сначала по левому склону, а затем, перейдя распадок, уходит на правый (Рис. 123). Крутизна склона с этой стороны значительно меньшая. Через 50 минут спуска, пройдя кош, дошли до зеленой ложбинки с родниками. Останавливаемся на обед. С юга опять наползают тучи, а с запада прямо на нас надвигается стадо овец. Эти "знаки" явно говорят, что нужно не засиживаться, а бежать дальше, что мы и делаем. Тропа идет по правому берегу ручья и через пол часа пути переходит в дорогу. Еще примерно через час спуска на дороге нам встречается местный житель, который предлагает остановиться у него в доме или на полянке у реки на его территории. Так как все вокруг разделено заборчиками и ничейной земли вокруг нет, принимаем его предложение. Ставим палатки. Дождь, от которого мы убегали последние пару часов, таки нас настигает. Забираемся в большую палатку и в тамбуре начинаем готовить праздничный ужин по поводу завершения похода. Когда наш плов уже готов, к нам приходит хозяин с дымящимся блюдом свежеприготовленного плова. За приятной беседой с бывшим геологом и просто хорошим человеком расправляемся с обоими блюдами (его плов, конечно, оказался куда вкуснее). 5 сентября. Со вчерашнего вечера идет дождь и, похоже, переставать не собирается. Решаем выходить. Собираемся по максимуму в палатках, а когда все готовы, быстро снимаем лагерь, благодарим хозяина за гостеприимство и уходим вниз по дороге. Дорога грязная и скользкая, останавливаться на привал под проливным дождем никому не хочется, поэтому почти два с половиной часа идем без остановки прямо до водозабора в Ворухе, куда по предварительной договоренности за нами должна приехать машина. В Ворухе созваниваемся с Капицей Эдуардом Ивановичем, чтобы уточнить информацию насчет машины. Оказывается водитель таки перепутал число и собирался приехать за нами на следующий день. Мы планировали день до отлета отдохнуть на Кайраккумском водохранилище, покупаться, помыться в баньке, постираться, т. к. в последние дни из-за холодной и дождливой погоды нам сделать это не удалось. Но оказалось, что в Таджикистане неспокойно: убили несколько милиционеров и есть вероятность, что перекроют границу с Узбекистаном. Эдуард Иванович рекомендует выезжать в Узбекистан без промедления. Испытывать судьбу у нас нет особого желания, поэтому мы, естественно, не возражаем. Машина приезжает поздно вечером и в ночь мы выезжаем в обратную дорогу по тому же пути, по которому ехали в горы. В Ташкент приехали на следующий день еще до обеда без особых приключений. Разве что в районе Чорку стояло отделение спецназа. День отмывались, отъедались и отсыпались, а на следующий (т. к. откуда ни возьмись, появился лишний день до отлета) - Борис Карпов по нашей просьбе организовал нам поездку в район очень красивого Чарвакского водохранилища, легендарной Бричмуллы и Большого Чимгана. Прогулялись по живописному каньону, напоминающему Большой каньон в Крыму и "сбегали" на вершину Малый Чимган. 8. Определяющие препятствия маршрута
9. Дополнительные сведения о походе 9.1. Список группового снаряжения
9.2. Список продуктов
10. Выводы и рекомендации Итак, пройден маршрут, который доставил участникам немало удовольствия, сопряженного с преодолением физических и технических трудностей на разнообразных особенностях горного рельефа. Повышен технический уровень участников группы. Также получили массу приятных впечатлений от интересной природы района. Хорошая техническая подготовка группы позволила многие сложные участки проходить связками без навески перил, что позволяет значительно быстрее двигаться группе в целом. Но для этого необходимо, чтобы все без исключения участники одинаково хорошо владели приемами обеспечения безопасности. Прохождение данного маршрута в конце лета, общее потепление и жаркое лето с малым количеством осадков наложили свой отпечаток: даже на больших высотах не было снега, выпавшего в этом году, ледники очень разорваны, в местах, где по описанию должны быть снежники - живые осыпи. Мобильная связь в Матче не работает, поэтому для обеспечения связи с внешним миром и в частности со спасателями, необходим спутниковый телефон. 10.1. Оформление документов При планировании маршрута в данном районе необходимо оформить пропуск в пограничную зону. После длительной переписки по электронной почте с различными фирмами и звонков по телефону, мы заказали погранпропуска у Жунусбека по 20 евро с человека (см. пункт 10.2). Другие фирмы выставили цену значительно выше. Кроме того, как выяснилось уже на месте, пропуск оформленный в Оше, в данном районе не годился бы. Для Матчи нужно оформлять пропуск или в Баткене, или в Бишкеке. Можно договориться о пропусках через Бориса Карпова, который занимался нашим заездом, но когда он вернулся из Памирской экспедиции, в которой был почти месяц, вопрос с пропусками уже был решен. Регистрация в Киргизии не требуется. Никаких других поборов, типа как на экологию в Таджикистане, на данный момент нет. Также из Киева созвонились с Фондом "Спасение в горах". Базируется в Бишкеке. Есть вертолеты. Для того, чтобы пострадавшим была оказана помощь, необходимо оформить страховку и отправить заявку на адрес resque_kg@mail.ru , которая должна содержать копии страховых полисов или гарантию оплаты и маршрут движения группы. Также необходим спутниковый телефон для связи, так как мобильная связь в Матче не работает. 10.2. Полезные контакты Ташкент: 1. Борис Карпов + 998 97 344 66 54 (моб.), elenatour@bk.ru - трансфер по Узбекистану, жилье в Ташкенте и многое другое. 2. Александр Иващенко 303-73-10 (моб.), 291-02-05 (дом). Жилье под Ташкентом - частный дом, машина. Может организовать трансфер до границы. Цены не выше, чем у Бориса. Таджикистан: 1. Эдуард Иванович Капица, г. Худжант, трансфер по территории Таджикистана и Киргизии - Gup_sayoh@mail.ru, www.gupsayoh.narod.ru 8 10 992 91 94 59 258 (моб.) 8 10 992 47 448 36 51 Киргизия: 1. Жунусбек, г. Баткен - jtravelcompany@gmail.com - оформлял погранпропуска. Фонд "Спасение в горах" : http://www.rescue.centralasia.kg/ +996 312 651 404 Необходимо отправить заявку на адрес resque_kg@mail.ru , которая должна содержать: - копии страховых полисов или гарантию оплаты, - маршрут движения. 11. Литература 1. Максимов Л. А. Матчинский горный узел. М., &ldquoФизкультура и спорт&rdquo, 1989. 2. Высокогорные перевалы. Справочник, Профиздат 1990 3. Снаряжение для горного туризма. Л.Б. Директор, Профиздат 1987 4. Медицинский справочник. А.А. Коструб, ФИС 1986 5. Питание в туристском путешествии. Профиздат 1986. 8. http://skitalets.ru/mountain/2005/pamiroalay_mikheev/index.htm - 3кс 87г Михеев 9. http://www.skitalets.ru/regions/reg_index_730.htm - походы по Памиро-Алаю 10. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/matcha.htm 11. http://mountain.nsu.ru/annals/tour1998.shtml#mtch1 - отчеты 12. http://www.rusadventures.ru/upload_ctrl/showDBFile.aspx?FileID=14091 - карта Матчи 13. http://lib.ru/ALPINISM/ - куча ссылок на литературу 14. http://www.rusadventures.ru/maps/2003.aspx - карты 15. http://sab.sscc.ru/~TOUR/Matcha86/matcha2.htm 16. http://www.geocities.com/kazanalp/tech.htm - много полезных ссылок по альпинизму 17. http://runrioda.narod.ru/files.html - много полезных ссылок по туризму 18. http://alpin.nm.ru/pravila.html - правила восхождений 19. http://skitalets.ru/mountain/2005/matcha_pkt/index.htm - Емельянова 2кс 87г 20. http://www.tourism.ru/phtml/users/list_reports.php - поиск по отчетам, перевалам и т.д. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||