Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

18-й Piolet d'Or. Критерии отбора или как попадают в «шестёрку»

Ссылки по теме:

Золотой Ледоруб России или необъятность сферы банального
19-ый Золотой Ледоруб. Дуг Скотт – карьера в альпинизме
ЗЛР. Предложения
Борис Дедешко. После Ледоруба
18-й Piolet d'Or. Интервью с чемпионами мира. Денис Урубко и Борис Дедешко, Чо Ойю. До вручения
18-й Piolet d’Or
Piolet d’Or
52 восхождения 2009 года
И снова Сигуньянь. Первопроход от китайцев
Северная стена Тавоче. Первопроход
Первопроход: Джасемба в альпийском стиле. Братья Антаматтены и Лержен
Словенцы Рок Благус, Лука Линдич и Марко Презель. Три первопрохода в индийском Ганготри
Кратко о маршруте ЦСКА Казахстана на Чо-Ойю (8201 м)
Экспедиция Александра Ручкина и Михаила Михайлова по малоизведанным районам Тибета
Первопроход в центральном Тянь Шане, Китай
Проект Победа
Чанг Химал. Пройдено!
Piolet d’Or VS Золотой Ледоруб России

Раньше было проще - организаторы формировали «шестёрку», представляли восхождения членам жюри, которые, собравшись, внимательно выслушивали каждого номинированного, бурно обсуждали, после чего назначался лауреат.
Именно его восхождение полагалось считать эталонным и определяющим развитие альпинизма на ближайший год.

Ныне - впервые - всё не так. Однажды утром по почте приходит вордовский файл, где, под грифом «совершенно секретно», перечислены - с подробностями или без оных - 52 восхождения, совершённых в разных уголках мира.

Сигуньянь
www.emg.com.cn

К листу приписка, мол срочно и до завтра (позже выяснится, что срочность - это такая гипербола, а «до завтра» означает наличие, как минимум, недели времени).
Предложение же такое: отметить для начала 10 лучших, среди них - пожирнее - шесть.

На деле задача оказалась сильно сложнее, чем прозвучала на словах.

Мой первый «шотлист» включал 14 восхождений, в нём были корейцы на Спантике и китайцы на Сигуньяне, которые - помимо того, что проложили красивые, сильные линии, - бились не только с техническими проблемами на горе, но, что, быть может, труднее, с культурным наследием своих стран.

Мой второй «шотлист» состоял из девяти позиций. Там остались блестящие первопроходы в Непале на Тавоче и Джасембу (Пассанг Лхаму Чули), новый маршрут Додо Копольда на Аннапурну Южную (Моди Пик, 7219 м) и три микстовых маршрута на Бхагиратхи, в сентябре пройденных словенцами Марко Презли, Роком Благусом и Люкой Линдичем.

Северная стена Тавоче

Джасемба
anthamattens.ch

Бхагиратхи в индийском Ганготри

Их должно быть шесть. Каждый следующий минус давался с большим трудом.
Вычеркнутых с чистым сердцем «первых прохождений свободным лазанием» или «перевальных» или мульти- или восхождений в хоженых-перехоженных районах в списке более не значилось.

В конце концов, вместе с комментариями отправляю следующие (в произвольном порядке):

Чо Ойю, 8201 м., Непал. Денис Урубко, Борис Дедешко

В мае Денис Урубко и Борис Дедешко сделали очень сложный первопроход по юго-восточной стене Чо Ойю. Длинная, серьёзная линия на восьмитысячник.
Основные технические трудности в нижней части.
Состояние маршрута и погода наверху самые неподходящие, доля объективной опасности.
Достойное восхождение (сколь много людей, способных пусть на повтор при заданных условиях?).
Мудрое решение спускаться по пути подъёма.
Район и гора хорошо изучены.
Этим восхождением Денис закрывал программу «14х8000», однако избежал соблазна подняться по классике.

Денис Урубко и Борис Дедешко

Чо Ойю, 8201м

Чанг Химал, 6750 м., Непал. Ник Баллок, Энди Хаусмен

Интересная линия, изначально рискованная.

Ник Баллок
Фото: Анна Пиунова, Mountain.RU

Чанг Химал

Пик 6134 м., Китай. Александр Ручкин, Михаил Михайлов

Восхождение без предварительного плана. Просто потому, что разглядели красивую линию.
Мне нравится спонтанность решения.
В долину наведывались и до них, район пользуется дурной славой из-за частой непогоды, гряда малоисследованна, вершина стояла нехоженой.
Верхняя часть смотрится довольно крутой, при этом маршрут практически полностью пройден чисто, свободным лазанием.
Спуск в лучших традициях - по другому (спусковому) маршруту.
Безупречный стиль и малая команда.

Ручкин & Михайлов. Карт-Бланш. Pt. 6134м

Михаил Михайлов

Александр Ручкин

Ксульян Фенг, 6422 м, Китай. Джед Браун, Кале Демпстер, Брюс Норманд

Дух настоящих первооткрывателей. Визитёров района пересчитать по пальцам.
Первое восхождение на вершину Ксульян Фенг по длинному, технически-сложному маршруту с участками, на которых практически невозможно страховаться.
Почти никакой надежды, что кто-то придёт спасать, в случае плохой фортуны.
Спускались по другому, более простому маршруту.
За время поездки сделано ещё несколько первопроходов.

Нехоженные горы в гряде Xuelian.
Фото Bruce Normand

Победа, 7439 м, Киргизия. Глеб Соколов, Виталий Горелик

Отчаянная попытка. Очень-очень напряжённое высотное восхождение.
Спуск по сложному, пусть и знакомому пути.
То, что основная вершина не была достигнута, при данных обстоятельствах кажется не столь важным.
Шансы на помощь спасателей минимальные.
Плохая погода. Высокая объективная опасность.
Малая команда.
Район известный.

Фото "Верблюд". Борис Прохоров

Макалу. Симоне Моро, Денис Урубко

Первое зимнее восхождение на восьмитысячник. Давно ожидаемое. По новому маршруту.

Макалу

* * *

Что было дальше - дальше была сверка, приятные совпадения, и несовпадения, обсуждения, пересмотры, доводы, которые по понятным причинам пока приводить не стану, как и расклад по голосам.

Скажу лишь, что на шестую позицию претендовало четыре восхождения: Джасемба, Аннапурна Южная, Макалу и Бхагиратхи.
Но остановились на пяти.

Есть ли классы в Piolet d

С удивлением прочёл в новостях на (уточняю 22/04 не на mountain.ru, поэтому прошу прощения за неточность) RussianClimb : Золотой Ледоруб получили Денис Урубко и Борис Дедешко за восхождение на Чо Ойю по Юго-Восточной стене (Непал) (в номинации высотные всхождения) и американцы Джед Браун, Кале Демпсте и шотландец Брюс Норманд за восхождение на Ксульян Фенг по Северной стене 6422м (Китай) (в номинации технические восхождения). Поздравляем! Возник вопрос: Разве в Piolet d'Or существют номинации по классам восхождений? Что в 2010 была номинация высотных восхождений и технических восхождений?

На Mountain.RU такой информации не было

Новость от (11.04.2010)
Piolet d'Or 2010 - Чо Ойю и Ксульянь

10 апреля 2010 года в Шамони при большом скоплении народа Борису Дедешко и Денису Урубко вручили Золотой Ледоруб за восхождение на Чо Ойю.

Брюс Норманд, Джед Браун и Кайле Демпстер получают Золотой Ледоруб за первопроход на Ксульянь

Подробности скоро, а пока - поздравляем мужиков!

Никаких номинаций на Ледорубе, конечно, нет. И не будет.
Почему два Ледоруба постараюсь объяснить в итоговой статье