Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поход 4 к.с. по Северо-Чуйскому хребту (Алтай)
Продолжение Начало читайте здесь
День 6, 1 августа. Радиальное восхождение на п. Актру (4044, 2А).
День 7, 2 августа. Подъем на пер. Маашей. Чистое ходовое время - 4:25. Километраж - 5 км Суммарный набор/сброс высоты - +830 м По плану сегодня - подъем на пер. Маашей и траверс п. Тамма до пер. Тамма. Однако утром идет сильный дождь со снегом, видимости почти нет (фото 22). Поэтому выходим только в 8:10, дождавшись относительного улучшения. По л. Бол. Актру за 2:10 подходим к повороту на пер. Маашей. Дождь прекращается, иногда даже выглядывает солнце. Путь до этого места практически совпадает с началом вчерашнего восхождения на п. Актру (фото 23). Устраиваем обед в центральной части ледника напротив перевала. После обеда погода окончательно улучшается. За 30 мин подходим к началу перевального взлета и начинаем подъем. Взлет снежный, крутизна - 15-25°, в верхней части склон рассечен бергшрундом (фото 24). Снег не очень глубокий, поднимаемся в связках по линии падения воды. Бергшрунд небольшой и без труда переходится по снежному мосту. Подъем выводит на обширное снежное плато с закрытыми трещинами. Седловина перевала находится в западной его части, тур - на осыпи к северу от седловины. От начала перевального взлета - 1:45. На перевале собираемся в 15:30. Снимаем записку сборной группы туристов из Новосибирска и Владимира под рук. Нечаева А.И. от 22.07.08. Выходить на траверс п. Тамма уже поздно, поэтому решаем заночевать на удобных осыпных площадках рядом с туром. Таким образом, мы отстаем от графика примерно на 1/3 дня. От лагеря можно легко подняться на вершину 3703 к северу от перевала, с которой открывается прекрасный вид на путь траверса и ледопад пер. Тамма (фото 25).
День 8, 3 августа. Траверс п. Тамма (3758, 2Б) - лед. Маашей. Чистое ходовое время - 9:15. Километраж - 6 км Суммарный набор/сброс высоты - +100/-1120м Утром погода отличная, холодно и ясно. Выходим в 6:30. Траверсом пологого (лед до 20°) северо-западного склона вершины, ограничивающей пер. Маашей с юга, выходим на гребень п. Тамма (фото 25). Гребень широкий, снежный, с закрытыми трещинами идем в связках. Через 50 мин. гребень упирается в пологое ребро, соединяющее п. Тамма и п. Буревестник (слева от п. Тамма на фото 25). Перед ребром - небольшая мульда, при желании здесь можно поставить несколько палаток. Выход из мульды на ребро - фирновая стенка высотой около 5 м и крутизной 40-50°. Поднимаемся в связках и двигаемся по ребру в сторону п. Тамма, до которого остается около 100 м. На первых 70-80 м карнизы отсутствуют (фото 26), идти удобно по самому верху ребра. Непосредственно перед вершиной справа по ходу появляется карниз, а ребро в этом месте рассечено несколькими разломами. Мы уходим на левый по ходу склон и провешиваем около 20 м перил. Вершина п. Тамма снежная, с огромными карнизами с северной стороны (фото 27). В 8:05 группа собирается у тура на скалах чуть западнее и ниже вершины (от мульды - 20 мин.). Снимаем записку группы туристов из Свердловской области под руководством Е. Талапина от 11.08.2007. С ребра и вершины открываются прекрасные виды на Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты, вдали видна Белуха. Спуск с п.Тамма по западному гребню на пер. Тамма проходит сначала по несложным разрушенным скалам и осыпи крутизной до 20-30° (отдельные короткие ступеньки до 45°). Камни летят от малейшего движения, приходится спускаться очень плотной группой. Местами требуется простое лазание. В нижней части гребень переходит в ледовый склон длиной 50 м и крутизной около 25-30°. От скал склон просматривается не до конца и можно предположить, что у основания он подрезан бергшрундом. Провесив 1 веревку перил, убеждаемся, что предположение было верным (фото 28). После бергшрунда склон выполаживается и плавно переходит в широкое снежное плато пер. Тамма. Тура на перевале нет. Спуск на седловину занимает 1:25. В сторону лед. Маашей перевальное плато обрывается довольно симпатичным ледопадом (перепад высот - около 250 м), который отлично просматривается с вершины 3703 к северу от пер. Маашей (фото 29). С седловины перевала, лавируя между трещинами, заходим в ледопад. Вскоре упираемся в тупик и, потратив около получаса на разведку, начинаем вешать перила. Первая веревка вешается на воткнутых в снег ледорубах по мосту через большую трещину. Дальше снега становится меньше и для крепления перил можно использовать ледобуры. По второй веревке спускаемся на ажурное ледовое перо, идущее через следующий разлом, а затем поднимаемся на пологую вершину ледового откола (фото 30). Дальше вешаем две веревки по линии падения воды через несколько небольших трещин. В конце четвертой веревки - вертикальный, даже с небольшим нависанием, участок высотой около 12 м. Отсюда вниз уходит снежно-ледовый склон крутизной до 20°, по которому удается пройти метров 100 без страховки. Однако дальше склон снова становится круче, снег исчезает, и приходится опять использовать перила. Провесив вертикально вниз еще 2.5 веревки выходим на лавинные выносы, по которым быстро спускаемся на лед. Маашей. Итого на спуске провешено 6.5 веревок (фото 29, точками помечены места крепления перил). По-видимому, нам удалось найти практически оптимальный путь спуска. Спуск от седловины (вместе со временем, затраченным на разведку) занял 5:15. По сравнению с предыдущими годами ледопад стал существенно сложнее из-за почти полного отсутствия снега. В наших условиях пройденный траверс соответствует довольно сложной 2Б. Верхняя часть лед. Маашей закрыта. За 45 мин. в связках спускаемся до следующей ступени ледопада и преодолеваем ее справа по ходу от скального нунотака (фото 31). Эта ступень гораздо проще и никакой сложности не представляет. В ее нижней части ледник становится открытым, мы развязываемся и останавливаемся на отдых и поздний обед. От места обеда за пару переходов (50 мин ходового времени) спускаемся до морены, разделяющей правый (наш) и левый истоки лед. Маашей. По дороге приходится пересекать несколько глубоких промоин, образованных текущими по леднику ручьями. К вечеру вода в ручьях поднимается и через одну из промоин приходится даже провесить веревку. Спускаться по лед. Маашей в первой половине дня было бы явно предпочтительней. На морене под языком нашего ледника, есть прекрасные места для стоянки. Здесь мы и устраиваемся на ночлег в 19:20. Благодаря напряженному дню отставание от графика ликвидировано.
День 9, 4
августа. Подход под пер. Надежда, полудневка. Чистое ходовое время - 2:40. Километраж - 6 км Суммарный набор/сброс высоты - +240/-240м Утром облачно, идет небольшой дождь. Выходим в 7:30. По морене спускаемся к левому истоку лед. Маашей, берущему начало с пер. 60-летия Октября. Пересекаем ледник и продолжаем движение вниз по первому (считая от ледника) карману левобережной морены. Затем вылезаем на самый левый гребень и по нему выходим к ручью, текущему из под пер. Надежда. Погода налаживается, выглядывает солнце. От ночевки до этого места - 1:50. Перейдя ручей выходим на тропу, ведущую наверх к перевалам Надежда и В. и Н. Шавлинский. Тропа вскоре уходит в карман левой боковой морены и через 50 мин приводит к отличному месту для стоянки с чистым ручьем и несколькими небольшими озерцами для купания. Высота - около 2640 м. В принципе, стоянки есть и выше, но место уж больно хорошее и в 12:10 мы останавливаемся на полудневку. Обедаем, купаемся, спим и всячески наслаждаемся жизнью. Вечером погода снова портится, идет дождь. День 10, 5
августа. Подъем на пер. Надежда (3500, 2Б) - ребро п. Маашей. Чистое ходовое время - 7:30 Километраж - 4 км Суммарный набор/сброс высоты - +860 м Существует два стандартных пути подъема на пер. Надежда с севера. Первый идет сначала по скальному контрфорсу слева по ходу от перевального взлета (фото 32). От верхней части контрфорса по снежно-ледовому склону обычно выходят на вершинку разделяющую перевалы Надежда и Маашей - Абыл-Оюк, а затем траверсом гребня спускаются на пер. Надежда. Второй путь - для сильных духом - в лоб по снежно-ледовому склону крутизной от 30 до 60°. Этот вариант выводит прямо на перевал, но требует провешивания большего, чем в первом случае, числа веревок (от 6 до 10, в зависимости от состояния склона). Утром облачно, периодически накрапывает дождь, но видимость вполне приличная. Выходим в 7:15. От лагеря переваливаем через гребень морены и спускаемся на ледник. Оценив силу своего духа как явно недостаточную для подъема в лоб, за 1:20 подходим под контрфорс. Начинаем подъем по пологому снежно-ледовому склону, обходя справа скальные сбросы в основании контрфорса. Выше сбросов выходим на контрфорс и продолжаем подниматься сначала по осыпи, а затем по разрушенным скалам. Подъем весьма камнеопасен, хотя спонтанных камнепадов не наблюдается. Плотной группой медленно и аккуратно ползем наверх. За 2:30 поднимаемся до сужения, выше которого контрфорс становится круче и заметно сложнее. Вешать веревки по сильно разрушенным скалам - небольшое удовольствие, поэтому выходим на лед. Первые 3 веревки провешиваем вертикально вверх по ледовому склону средней крутизны 40-45°. Четвертая веревка, провешенная чуть вправо по ходу, выводит на изрезаную трещинами снежную подушку. По ней провешиваем последнюю веревку траверсом вправо до гребня. Время подъема от скал - 3:30. Северная сторона гребня ледовая, южная - скальная. По гребню поворачивем на восток и, пройдя 10 мин. по границе скал и льда, натыкаемся на подготовленные плошадки на осыпи с южной стороны от скального жандарма. Здесь, между перевалами Надежда и Маашей-Абыл-Оюк, встаем на ночевку в 17:15.
День 11, 6
августа.
Восхождение на п. Маашей по зап. гребню (4178, 2Б, рад.)
Чистое ходовое время - 12:10 Километраж - 4 км (в зачет - 2км) Суммарный набор/сброс высоты - +680/-680 м Утром погода отличная, выходим в 6:00. Первую веревку вешаем по льду 35-45° на спуске с жандарма перед перевалом Маашей - Абыл-Оюк. От перевала поднимаемся по льду крутизной около 30° до смерзшейся осыпи перед выходом на плечо 3800 м (фото 33). На обратном пути на этом участке использовалась одновременная страховка через ледобур. По осыпи вешаем вторую веревку, а затем по ледовому склону крутизной 30-40° (одновременная страховка через ледобур) поднимаемся на плечо 3800 м. Отсюда до самой вершины п. Маашей ребро почти всюду чисто ледовое, на северной стороне - огромные карнизы, южная имеет крутизну от 20 до 45-50° (фото 34, 35) и обрывается в долину р. Абыл-Оюк скальной стеной. Крутизна самого ребра в направлении движения небольшая, от 10 до 25°. Из-за карнизов двигаться приходится траверсом южного склона. В снежные годы техническая сложность ребра невысокая и вполне соответствует 2Б к.с. В наших же условиях снежный покров на 70% пути отсутствует полностью, а на оставшихся 30% не превышает 3-5 см. Поэтому мы используем одновременную страховку через ледобур вдоль всего ребра за исключением одного пологого участка длиной около 150 м. В 13:20 выходим на вершину (время подъема от лагеря - 7:20). Вершина п. Маашей находится в месте стыка западного и южного ребер. С серной стороны свисает огромный карниз, поэтому выйти на саму варшину не представляется возможным (фото 36). На скалах под вершиной есть два тура, один на западном, другой на южном ребре. К обоим турам лучше спускаться со страховкой. Мы спустились к первому, но записки в нем не нашли. Ко второму туру спускаться не стали, оставив свою записку в первом. Едим шоколадку, фотографируемся и в 13:35 начинаем спуск по пути подъема. На отдельных крутых участках перед плечом 3800 м и на спуске с него вместо ледобурной дорожки используем перила. Стоит отметить, что участок выше этого плеча в наших условиях стал камнеопасным. На обратном пути камни со скал южного склона несколько раз пролетали в непосредственной близости от пути спуска. В 18:25 возвращаемся в лагерь (время спуска - 4:50). Восхождение на п. Маашей несомненно украсит любой поход. Как с ребра, так и с самой вершины открываются прекрасные виды. Однако, следует учитывать, что в бесснежные годы сложность восхождения возрастает. В сумме на пути туда и обратно мы провесили 6 перильных веревок и закрутили около 80 ледобуров для одновременной страховки (группа, идущая в поход 5-6 к.с., возможно, обошлась бы меньшим количеством). Мы считаем, что в наших условиях сложность восхождения с пер. Надежда соответствует скорее 3А к.с.
День 12, 7 августа. Пер. Надежда - р. Прав. Карагем, полудневка. Чистое ходовое время - 2:05 Километраж - 6км Суммарный набор/сброс высоты - -960 м Выход в 8:30. Двигаемся по гребню на запад в направлении пер. Надежда. Гребень простой, страховка не требуется идти удобнее всего по границе скал и льда. Только перед самой седловиной пер. Надежда гребень становится круче (около 40°). Здесь вешаем 1 веревку перил. Путь до перевальной седловины занимает 40 мин. Седловина ледовая с северной, скально-осыпная с южной стороны. Снимаем записку группы туристов из Томского под руководством Д.С. Павлова от 16.06.08. Спуск на юг начинается по несложному осыпному кулуару (фото 37). Осыпь выводит на пологий открытый ледник с несколькими зонами трещин. Все они легко обходятся у левого борта долины. Немного не доходя языка ледника, выходим на осыпной склон слева по ходу (спуск с перевала до этого места занимает 55 мин), плавно переходящий в левобережную, а затем и концевую морену. Продолжаем спуск и через 30 мин, перебродив истоки Прав. Карагема, в 12:00 останавливаемся на его правом берегу чуть выше слияния с ручьем текущим из-под пер. Абыл-Оюк. Здесь много удобных травянистых и галечниковых площадок, а в паре сотен метров на северо-восток находится маленькое озеро с чистой водой.
День 13, 8 августа. Пер. Абыл-Оюк (3220,1Б) - подход под пер. Мечта, полудневка. Чистое ходовое время - 3:15 Километраж - 5км Суммарный набор/сброс высоты - +680/-360 м Наш следующий перевал - Абыл-Оюк - по классификатору имеет категорию 1Б*. Это, по-видимому, вызвано тем, что еще несколько лет назад подъем на перевал с юго-востока проходил по снежно-ледовому кулуару крутизной до 40°, который при малом количестве снега требовал провешивания нескольких веревок по льду (а при большом - становился лавиноопасным). По воспоминаниям руководителя, проходившего этот перевал в августе 1996 г, кулуар был по большей части ледовым с небольшим количеством снега, и в то время был довольно безопасен. Судя по отчетам последних 10 лет, покрывающий дно кулуара ледник постепенно таял и в последние годы местами превратился в смерзшуюся осыпь. В результате кулуар стал довольно камнеопасным. Поэтому мы не решились на прохождение пер. Абыл-Оюк в предыдущий день, хотя состояние группы это вполне позволяло. Утром погода отличная, выходим в 5:40. Подойти к перевалу можно как по самому леднику, так и по его левобережной морене. В первом случае придется надеть кошки, преодолеть несколько ледовых взлетов крутизной до 20° и полавировать между трещинами. Мы выбираем второй путь и выходим на ледник лишь в самой верхней (пологой) его части. За 1:35 подходим под перевальный взлет. К нашему удивлению, в кулуаре не просматривается даже следов снега или льда (фото 38). Хотя осыпь, устилающая дно кулуара, не очень приятна, повышенная камнеопасность отсутствует. Подъем на перевал занимает у нас 30 мин. Тур находится на скалах к юго-западу от седловины. Снимаем записку группы из МГУ-МФТИ под руководством Д. Волка ot 6.08.09. Спуск с перевала проходит по несложному осыпному склону, в котором пробито даже некое подобие тропы. При акуратном прохождении сам склон не слишком камнеопасен (в сравнении, например, с контрфорсом пер. Надежда), но во второй половине дня следует опасаться камнепадов с бортов долины при выходе на ледник (фото 39). За 35 мин. спускаемся с седловины до ледника. Пройдя по льду еще 35 мин. останавливаемся на ровном леднике в цирке пер. Мечта. В принципе, в тот же день можно было бы подняться и на пер. Мечта. Однако это не имеет особого смысла, т.к. и взойти на перевал и сходить на п. Мечта мы сегодня точно не успеем, а делать восхождение на следующий день и затем начинать спуск с пер. Мечта на юг тоже плохо из-за камнеопасности спускового кулуара. Кроме того, в непосредственной близости от предполагаемого пути подъема на пер. Мечта видны следы падения камней со скал в западной части седловины и подниматься во второй половине дня не кажется разумным. Поэтому, смирив спортивный дух, останавливаемся на обед и ночевку в 10:25. От лагеря радиально ходим на пер. Сказка (1Б), находящийся в северном отроге одноименного пика. Перевал не имеет самостоятельного значения, т.к. оба его склона ведут в одну и ту же долину. Взлет с нашей стороны практически отсутствует. С седловины виден краешек В. Шавлинского озера. Спусковой кулуар скально-осыпной и выглядит очень непривлекательно.
День 14, 9 августа. Подъем на пер. Мечта (3220, 2Б) - п. Мечта (3430, 2А). Чистое ходовое время - 6:45 Километраж - 4 км (в зачет - 3 км) Суммарный набор/сброс высоты - +660/-230 м Выходим в 6:40, погода отличная. За 30 мин. по ровному леднику подходим к перевальному взлету. Северный взлет пер. Мечта ледово-снежный, высотой около 250 м. Чуть ниже середины склон рассечен бергшрундом. Ниже бергшрунда склон снежный, крутизной до 30°. Выше начинается лед, средняя крутизна увеличивается до 40° (на коротких участках - до 45-50°). Подъем начинаем по центру склона. За 15 мин. поднимаемся по центру склона до бергшрунда, на долинной стенке которого есть удобное место для привала. Пройдя немного траверсом вправо, подходим к снежному мосту (фото 41). Отсюда начинаем вешать перила. В нескольких десятках метров правее видны следы камней летящих со скал к западу от седловины, поэтому сильно отклоняться вправо не хочется. Первая веревка - по мосту через бергшрунд и вверх, следующие 3 вешаем с небольшим уходом влево, обходя по правому краю зону трещин в верхней трети взлета. Последние 1.5 веревки вешаем сильно забирая влево по ходу, в обход последних двух трещин. Подъем от бергшрунда занимает 3:30, на седловину выходим в 11:00. На перевале - небольшая мульда с озером. Тур находится на скалах в южной части седловины. Снимаем записку группы т/к "Романтик" г. Одессы под руководством С.В. Тесленко от 30.07.2007. Ставим палатки и устраиваем обед. В 12:20 начинаем восхождение на п. Мечта по западному гребню. С перевала на гребень ведет ледовый склон крутизной от 30 до 45°, где мы провешиваем 2.5 веревки перил. Гребень имеет форму "корыта" глубиной 1-3 метра со скальной южной и более высокой ледовой северной стенками. Карнизы на северной стороне отсутствуют. Идти безопаснее всего по дну "корыта", т.е. по границе льда и скал. Крутизна гребня в продольном направлении небольшая, лишь некоторые короткие участки достигают 30-40°. Через некоторое время гребень выводит на скальный жандарм, обрывающийся в сторону п. Мечта вертикальной скальной стенкой высотой около 6 м (фото 43). На вершине жандарма - тур с запиской, утверждающей, что это - п. Мечта. Однако это - заблуждение. П. Мечта находится в паре сотен метров восточнее и является ярко выраженной высшей точкой гребня. Для подъема на пик надо сначала спуститься со скальной стенки в небольшой провал, а затем по несложным скалам и осыпи подняться на вершину. Вершина пологая, снежная (фото 44) со скалами в южной части, на которых расположен тур. Снимаем записку группы ДДЮ "Кедр" из г. Томска под руководством Н.В. Зюзина от 11.08.2006. Подъем с седловины пер. Мечта занимает 2 часа, спуск по пути подъема - 1:30. В 17:00 возвращаемся на перевал.
День 15, 10 августа. Спуск с пер. Мечта - р. Камрю - подход под пер. С. Туманный. Чистое ходовое время - 9:35 Километраж - 11 км Суммарный набор/сброс высоты - +470/-1100 м По описаниям, в том числе последних лет, спуск с пер. Мечта на юг проходит по снежно-ледовому кулуару со скальными стенами. В нашем случае кулуар скально осыпной. Снег отсутствует полностью, лед присутствует (в основном в виде смерзшейся осыпи) лишь в средней трети кулуара (фото 45). По сравнению с предыдущими годами спуск стал значительно более камнеопасным. Скалы сильно разрушены и камни летят от малейшего движения. Во второй половине дня велика вероятность спонтанных камнепадов (обнадеживает лишь то, что кулуар достаточно глубок и солнце попадает в него только ближе к полудню). Утром ясно, в 6:20 начинаем спуск. Первую веревку вешаем на скальном выступе почти от седловины косым траверсом влево до удобной скальной полки (фото 46). После того, как вся группа собирается на ней, вешаем следующую веревку (также на скальном выступе) по разрушенным скалам, выводяшую обратно в кулуар. Здесь у правого борта организуем крючьевую станцию. Третья веревка начинается от станции и приводит на удобную и безопасную полку у левого борта (фото 47). По второй и третьей веревке одновременно может спускаться лишь один человек из-за крайне высокой камнеопасности. От полки удобно провесить 4-ю веревку вдоль левого борта, камни сбрасываемые в основном кулуаре сюда не долетают. Эта веревка приводит на следующую полку, где мы снова собираемся всей группой. Последняя 5-я веревка по разрушенным скалам опять выводит в кулуар (фото 46). В этом месте кулуар переходит в осыпной склон, выводящий на ледник. Камни, сбрасываемые участниками при спуске по последней веревке, пробивают почти весь склон, поэтому каждому следующему спускающемуся приходится ждать, пока предыдущий не "спрячется" за поворотом кулуара или не выйдет на ледник. Все это сильно замедляет работу в группе из 11 человек. Спуск до ледника занимает у нас 5:55. Ледник в южном цирке пер. Мечта открытый, трещины легко обходятся. За 30 мин. спускаемся до небольшого озера на концевой морене у языка ледника и устраиваем обед. После обеда продолжаем спуск по правому берегу ручья, стекающего с ледника. Немного не доходя до слияния с р. Камрю траверсом уходим к ручью, текущему от пер. Туманных. По левому берегу этого ручья поднимаемся до небольшого озера на высоте около 2660 м (ходовое время от обеда - 3:10). Здесь на удобных травянистых берегах останавливаемся на ночлег в 18:35.
День 16, 11 августа. Пер. С. Туманный (2А, 3200) - пер. Зелинского (2Б, 3380) - лед. Зелинского Чистое ходовое время - 8:35 (без учета времени, затраченного на разведку) Километраж - 7 км Суммарный набор/сброс высоты - +910/-400 м Утром переменная облачность, выходим в 5:20. От озера по морене а затем по леднику за 1:20 подходим под перевал С. Туманный (фото 48). Восточный перевальный взлет средней крутизной около 30° покрыт льдом и мелкой смерзшейся осыпью. Проходить его рекомендуется ранним утром. Переходим забитый плотным снегом бергшрунд в нижней части склона и начинаем вешать перила. Первая веревка до безопасного места у скал правого борта (фото 49) вешается на ледобурах. Вторая и третья веревки крепятся на скальных выступах левого борта и седловины соответственно. Солнце уже начинает освещать склон, поэтому стараемся работать быстро. На двух верхних участках провешиваем параллельно по 2 веревки перил. Подъем на перевал занимает 1:15. Тур находится на скалах на седловине. Снимеам записку группы из г. Барнаула от 10.08.08. Спуск с пер. С. Туманный в сторону Юнгура снежно-ледовый. В нижней трети склон рассечен бергшрундом, выше которого - лед до 40°, а ниже - снег до 30° (фото 50). Немногочисленные трещины легко обходятся или переходятся по мостам. От седловины до бергшрунда провешиваем 3 веревки перил и по лавинным выносам выходим на открытый ледник. Пересекаем цирк и в 10:50 останавливаемся на обед на осыпи под взлетом пер. Зелинского. Спуск до этого места занимает 2:00. Перевал Зелинского ведет с лед. Юнгур на лед. Зелинского и имеет две седловины, западную и восточную. Чаще всего используется западная, т.к. спуск с нее в северный цирк короче. Подъем на обе седловины с юга проходит по скально-осыпному склону (фото 51) с перепадом высот 350-400 м. Хотя крутизна склона невелика, подъем очень трудоемок из-за высокой подвижности осыпи. В 12:30 выходим и плотной группой с несколькими привалами двигаемся в сторону западной седловины. Во время подъема погода портится, периодически начинает накрапывать дождь. В верхней части кулуар ветвится и мы сначала по ошибке вылезаем на гребень чуть западнее западной перевальной седловины (слева от жандарма на фото 51). Подъем занимает 1:20. Поняв свою ошибку, обходим жандарм с юга и за 15 мин. выходим на западное седло перевала. На западной седловине группа собирается в 14:20. Спуск с обеих седловин перевала на север обычно проходит по достаточно безопасному снежно-ледовому склону крутизной до 45°. Протяженность спуска с восточной седловины - 100-120 метров, с западной - 70-80 метров. К нашему удивлению, из-за аномально теплого лета обе седловины стали весьма камнеопасны. На западной седловине снег отсутствует, а нижняя треть склона полностью переметается частыми (раз в несколько минут) камнепадами (фото 52). Обойти зону камнепадов по скалам не представляется возможным: скалы восточнее ледового склона довольно сложны, а контрфорс с западной стороны несколько проще, но заканчивается метров за 30 до пологой части ледника. Эти 30 м также пробиваются постоянными камнепадами. Делаем вывод, что спуск с западной седловины в наше время суток невозможен и переходим на восточную. Жандарм между седловинами легко обходится траверсом по скально-осыпному южному склону. Погода к этому моменту совсем испортилась. Идет дождь со снегом и дует сильный ветер. Ситуация на восточной седловине не лучше, спуск в нижней половине также переметается частыми камнепадами со скал восточнее седловины. Однако верхняя треть склона относительно безопасна, а затем можно траверсом уйти на скалы контрфорса, разделяющего седловины, и продолжить спуск по скально-осыпному склону, защищенному от камнепадов скальным ребром. (Можно и сразу начинать спуск по разрушенным скалам, но лед все-же приятнее.) Однако с седловины не просматривается конец спуска и неясно можно ли безопасно спуститься до пологой части ледника. Проводим разведку, которая показывает, что этот путь относительно безопасен от конца скал до бергшрунда и пологой снежной части ледника остается 3-5 метров смерзшейся осыпи, сами по себе камни там вроде не летят, да и разогнаться им негде. Решаем спускаться этим путем. Спуск утром по льду был бы проще, но стоять на седловине негде, а спускаться обратно на лед. Юнгур не хочется. Осмотр седловин и разведка занимают больше часа, спуск начинаем в 15:40. Первая веревка вешается вертикально вниз по льду, а затем траверсом влево на скальную полку. Вторая веревка по скально-осыпному склону крепится на скальном выступе. От конца второй веревки провешиваем еще около 15 м через несложный бергшрунд до лавинных выносов и выходим на ровный ледник припорошенный снегом. Скалы сильно разрушены и покрыты подвижной осыпью, так что по последним двум веревкам одновременно может двигаться только один человек. Спуск занимает 2:40. От перевального взлета за 10 мин. можно дойти до ровного льда в центре цирка на безопасном расстоянии от склонов. Здесь мы и встаем на ночевку в 18:40. Всю ночь идет снег, слышны звуки лавин и камнепадов. На обеих седловинах пер. Зелинского стоят туры с записками. Мы сняли записку группы из Барнаула под руководством Д. Валяева от 09.08.08 с западной седловины и оставили там свою.
День 17, 12 августа. Отсидка в непогоду. Погода по-прежнему плохая, видимость отсутствует. Идти через ледопад в таких условиях не хочется, остаемся на месте. Вечером погода улучшается. День 18, 13 августа. Спуск к оз. Н. Шавлинское.
Чистое ходовое время - Километраж - 11 км Суммарный набор/сброс высоты - -1200 м Утром ясно, выходим в 7:50. После суточного снегода все вокруг засыпано глубоким снегом и перевал Зелинского выглядит гораздо приветливее (фото 53). За 10 мин. в связках подходим к ледопаду. Ледопад несложен и, в соответствии с описаниями последних лет, проходится в правой трети (фото 54, 55). В ледопаде используем 4 ледобура для одновременной страховки, в средней части провешиваем 50 м перил по снежно-ледовому склону крутизной около 45°. Спуск до ровного ледника занимает 2 часа. Еще за 40 мин. спускаемся до морены. Отсюда сначала по морене, а затем по тропе спускаемся до В. Шавлинского озера (от выхода на морену - 1:20). Озеро обходится справа по ходу, и через 1:25 тропа по правому берегу р. Шавла приводит к оз. Н. Шавлинское. Здесь на правом берегу много хороших мест для стоянок, есть даже баня, которую местный алтаец топит для всех желающих. У алтайца можно также купить лепешки. От озера отврывается отличный вид на вершины Мечта, Сказка, и Красавица (фото 56).
День 19, 14 августа. Полудневка. Спуск до стрелки р. Шавла и р. Шабага. Чистое ходовое время - 2:50. Километраж - 12 км Суммарный набор/сброс высоты - /-380м Выходим после обеда в 15:00, останавливаемся на ночевку в 18:50. Путь идет по хорошо набитой тропе и описан во многих отчетах. Тропа выходит к р. Шабага примерно в 1 км выше слияния с р. Шавла. Стоять можно и здесь, но лучше повернуть налево и спуститься вдоль реки до стрелки, где стоянки гораздо лучше. Этот километр пути - самый сложный из-за обилия ягод. День 20, 15 августа. Стрелка р. Шавла и р. Шабага - пер. Орой (2230, н/к) - р. Орой. Чистое ходовое время - 5:20. Километраж - 24 км Суммарный набор/сброс высоты - +630/-830м Выходим в 7:10, встаем на ночевку в 15:30. Тропа идет по левому берегу р. Шабага. До пер. Орой - 3 ч 30 мин. Сам перевал - огромное заболоченное плато, седловина и тур - в северо-восточной его части. На плато тропа превращается в дорогу, по которой нужно пройти около километра после седловины, а затем свернуть по тропе влево в долину р. Орой. Пройдя немного вдоль ручья, устраиваем обед. Тропа сначала идет по левому берегу, а затем пересекает р. Орой, и крутым серпантином спускается в долину р. Чуя. Спустившись, ночуем в месте, где тропа снова пересекает р. Орой. Время спуска до стоянки - 2:50. Вечером созваниваемся с водителем заказанной "Газели" и договариваемся о встрече. День 21, 16 августа. Р. Орой - пос. Чибит. Чистое ходовое время - 2:20. Километраж - 8 км Суммарный набор/сброс высоты - /-270м Выходим в 6:05. Путь идет по тропе, переходящей в грунтовую дорогу. В 8:45 встречаемся с водителем у моста через р. Чуя в 2 км ниже пос. Чибит. 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Маршрут в целом получился довольно насыщенным и
разнообразным и может быть рекомендован для повторения как целиком, так
и частично. Благодаря необычно хорошей для Алтая погоде, маршрут
удалось пройти полностью, практически не отклоняясь от графика. Мы счтитаем, что в следует изменить категории сложности следующих препятствий. 1) Восхождение на п. Снежная с пер. Кызылташ (или от Зеленой гостиницы) - понизить на одну полукатегорию до 1Б. 2) Восхождение на п. Маашей с пер. Надежда - повысить до 2Б*, в бесснежные годы - 3А. 3) Пер. Абыл-Оюк - понизить до 1Б (вместо 1Б*). 4) Пер. Зелинского - понизить до 2А*. Даже в наших наших условиях это была весьма слабая 2Б. При большем количестве снега и возможности спуска по льду или снегу с седловины перевал соответствует 2А категории. Также следует отметить, что в бесснежные годы многие перевалы района становятся камнеопасными. Особенно высокой становится камнеопасность южного склона пер. Мечта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||