Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Ссылки по теме на Mountain.RU:
Иордания, короткое путешествие - скалолазные маршруты Wadi Rum'а
Скалолазание в районе Wadi Rum, Иордания
Вади Рам. Первое знакомство.
Восточная стена Джабель Рам, 300м, TD-, Wadi Rum, Иордания
Репортаж с левого берега реки Иордан
Иордания..

Иордания

Фото: Александр Кузмицкий, Москва
С развитием туризма в Иордании за последние 20 лет, доступ к горным районам для восхождений, треккинга и другой активности, связанной с горами, стал ограничен. Основная причина – создание заповедников Королевским обществом (Royal Society) для сохранения природы, а также запрет на восхождения в археологическом районе Петра до результатов «проекта районирования (zoning project)», введенный Археологическим парком Петра (Petra Archaeological Park) и Национальным Фондом Петра (Petra National Trust, PNT). Три маршрута, пройденные Джеймсом Гарретом (James Garrett) и Рес фон Кэнелом (Res von Kanel), проходят по территории Археологического парка и поэтому сейчас запрещены. Тони Ховард (Tony Howard), впервые обративший внимание альпинистов в 1984 г. на район Вади Рам (Wadi Rum), пишет: «С тех пор, как Королевское Общество Сохранения Природы (RSCN) начало приобретать земли для Заповедника, что продолжается и сейчас, включая лучшие места Иордании для треккинга, восхождений и других видов деятельности, например каньонинга, у многих возник вопрос о драконовых законах касательно горного туризма во имя Заповедника». Это оказывает влияние как на иорданцев, так и на иностранных туристов: для простых иорданцев расходы на посещение Заповедника слишком велики.

Фото: Анна Бурштейн, Израиль

Кроме Вади Рам (Wadi Rum), находящейся в другой юрисдикции, свобода ограничена во всех лучших горных районах Иордана. Но существующий проект районирования в Вади Рам'е негативно скажется на треккинге, восхождениях, «диких» ночевках, также как на свободе перемещения местных бедуинов. «К счастью для нас», - отмечает Ховард, - «Исследования в Иордании привели нас в самые красивые горные районы до создания каких-либо заповедников: мы могли ходить, заниматься каньонингом и лазать везде, включая покрытые лесами холмы Ажлун (Ajloun) на севере, каньоны над Мертвым Морем и дикие горы Дана (Dana) и Масуда (Mas'uda) вокруг Петры, а также в Вади Рам. Мы считаем, что другие тоже должны иметь возможность там побывать».

Пока планы районирования RSCN в Вади Рам не до конца выполнены, частично из-за непокорности бедуинов, но есть возможность ограничения доступа в треккинговые и альпинистские районы и установки «диких» лагерей из-за Заповедника. Еще один ограничивающий фактор для альпинизма в Вади Рам и, возможно, для треккинга в его наиболее отдаленных районах – это отсутствие поисково-спасательной команды и квалифицированных местных гидов.

Это обстоятельство было использовано PNT для запрета восхождений (и, возможно, треккинга в наиболее отдаленных районах). Хотя Ховард не возражает против «входной платы», которой нет в европейских и гималайских заповедниках, он говорит, что «гиды нужны тем, у кого нет опыта или времени продумать свой собственный маршрут. Мы не знаем таких мест, где гид обязателен, поэтому странно, что в Иордании нам необходим платный гид. Он считает, что «сознательная рекреация» и «свобода перемещения» должны иметь право на существование в Иордании: взамен это принесет как экономические выгоды, так и культурный обмен.

Ховард набросал ряд предложений для RSCN и PNT, с которыми многие годы поддерживал связь, и обе организации согласились встретиться с ним весной и обсудить все более подробно.

Фото: Анна Бурштейн, Израиль

Египет

Фото: Ян Рыбак, Израиль
В середине 2007 г. Министерство Туризма Египта объявило запрет на восхождения на Синайском полуострове (Sinai), что помешает развитию альпинизма во всем Египте. Тем не менее, к концу осени это постановление отменили, и Дейв Лукас (Dave Lucas) без проблем пересек Синайский полуостров. В действительности Лукас был нанят египтянами на два года для работы гидом и обучения бедуинов-горцев водить треккинговые группы и оказывать первую помощь в районе монастыря св. Екатерины (St Katherines region) - проект, управляемый из Каира и финансируемый ЕС.

Еще один район - обширный горный район на берегу Красного несколько иной, и доступ туда все еще закрыт, частично из-за неоднозначной линии границы между Египтом и Суданом и обнаруженной в море нефти. Тони Ховард с друзьями каждый год делали попытки попасть в этот район, последний раз это было в 2008 г., когда они получили жесткий отказ от египетской армии, несмотря на личные просьбы местных жителей.

Но есть и другое мнение по этому вопросу - Египет не в состоянии запретить восхождения. Синайский полуостров находится вне власти Каира, в его долинах множество опиумных ферм, управляемых руководителями армии и полиции, которые не станут слушать предписания Каира.