Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Геннадий Стариков, Москва

К истории пика Победы

Авторская страничка Геннадия Старикова
Китайская экспедиция 1977 года на вершину Томур с южной стороны прошла успешно. В специально изданной по этому случаю книге приведено множество фотографий, наверное, заинтересовавших бы также наших отечественных альпинистов. Обладатель этой замечательной книги лет пять назад разрешил мне отсканировать несколько фото из нее.

Фото 1. Маршрут на пик Победы с юга, 1977 год.

Фото 2. Вид на вершину.
На фото 1 представлен весь путь восхождения с указанием высоты вершины в 7435,3 метра. По измерению с нашей стороны высота обычно называется 7439, чем мало отличается.
Фото 2 - вид на вершину с юга.
Фото 3 - видно людей как бы на вершине.
Фото 4 - вид вершинного гребня в сторону запада, а справа внизу “наши пограничники с нашим капитаном…”.
Фото 5 – вид с гребня на “нашу” сторону.
Фото 6 - китайские восходители на вершине под установленной треногой, специфического вида. В последующие годы кто ее видел когда-нибудь?… или ее останки ?

Фото 3. Первые наверху.

Фото 4. Вершинный гребень к западу.

Фото 5. На вершинном гребне. Вид на ледник Звездочка.

Фото 6. На пике Победы у треноги.

Примечание Mountain.RU:
нельзя не удержаться, чтобы не привести вдобавок фотографию, любезно предоставленную Анатолием Джулием (Москва) в его статье о 3-й экспедиции их группы в Китайский Тянь-Шань, в ходе которой их команда забрасывалась в район с юга вверх по долине Чон-терек-су, где были видны дороги, построенной китайцами для экспедиции 1977 года.

Фото: Анатолий Джулий (Москва).

Несколько слов о названии пика Победы - опуская те названия (например пик 20-летия ВЛКСМ), которые давались этой вершине до официального ее открытия в 1946 году на основе замеров, собранных экспедицией военных топографов в 1943 году, сейчас, помимо "Пик Победы" употребляются следующие названия:
Tomur или Tomur Feng - употребляется в китайских и некоторых иностранных источниках (Tomur - "железо" в переводе с уйгурского, а Feng - это "пик" на китайском).
Женгиш Чокосу или в английской транслитерации Jengish Chokosu - это перевод на киргизский язык русского названия (Женгиш - "победа", Чокосу - "пик").

И еще - автор приводит фотографии из книги, изданной пекинским издательством по итогам экспедиции в эпоху их культурных революций. Сама книга называется (в английском варианте) "Raising the Five Star Flag on Mount Tomur" то бишь "Водружая пятизвездный Стяг над вершиной Томура". В этой книге нет ни слова, что на пика Победы китайцы оказались не первыми и вообще книга призвана создать впечатление о якобы первовосхождении.