Научная часть программы включала изучение гляциологической обстановки в районе ледника Девдораки для оценки опасности повторения селевых катастроф середины XIX и начала XX веков на реках Кабахи и Абано (Грузия) и последнего (2002 года) стремительного перемещения каменно - ледовых масс из верховий реки Геналдон, расположенной в Республике Северная Осетия - Алания." />

Автор: Александр Гребенюк, Пятигорск.

Научно-спортивная экспедиция "Казбек-2005"

В начале августа 2005 года состоялась научно - спортивная экспедиция в Грузию, в район Казбека, в которой приняла участие сборная команда Федерации Альпинизма Кавказских Минеральных Вод. Основной спортивный состав мероприятия представляли члены альпинистского клуба "Максимум" г. Пятигорск.

Руководители научной группы - члены КГО Э.В. Запорожченко (г.Пятигорск, институт Севкавгипроводхоз) и С.С. Черноморец (Москва, МГУ), соответственно вице - президент и ученый секретарь Российской Селевой Ассоциации.

Целью спортивной части программы являлась попытка восхождения на г. Казбек по Девдоракскому маршруту Кавказского Горного Общества начала XX века.

Среди участников восхождения: Бершов Сергей, многократный участник Гималайских экспедиций, Почетный член КГ, его дочь Анастасия Бершова Чуенко С.А., инструктор альпинизма, спортсмен, имеющий звание "Снежный барс" его дочь, самая юная участница восхождения Дарья Чуенко (14 лет) Саморезов В.П., инструктор альпинизма его сын Виталий Саморезов инструкторы альпинизма и члены Спортивно - альпинистского клуба "Максимум": Сергей Бутов и Анастасия Юхтенко, Сергей Григорьев, Юрий Казаков, Константин Авхимов, Анна Ли члены КГО: Татьяна Воробьева и Игорь Соколенко молодые ученые МГУ: Торбеева Анна и Дмитрий Петраков известный на Юге России специалист по Казбекскому району, ростовчанин Михаил Благодырь.

Спортивная задача была успешно решена 5 августа. Восхождению на высшую точку Восточного Кавказа предшествовало 4 дня подходов по достаточно интересному ущелью Девдораки.

Добравшись без проблем из Пятигорска до Владикавказа, мы переночевали на загородной базе МЧС, а утром на заказанном краснодарской группой автобусе (как выяснилось впоследствии - рейсовом, кроме нас, там были еще пассажиры) выехали в селение Верхний Ларс с намерением пересечь Российско-Грузинскую границу. После 9-и часов ожидания в очереди, образовавшейся по "непонятной" причине, мы в конце концов и все-таки бесплатно прошли российский пограничный контроль. В Грузии прохождение границы заняло час с оплатой визы (20 долларов) на месте. По Военно-Грузинской дороге мы доехали до поселка Гвилети, еще немного автобус провез нас по грунтовой дороге, а потом он поехал своим рейсовым маршрутом, а мы пошли пешком. В принципе, от Военно - Грузинской дороги за 6 - 7 часов можно выйти до языка Девдоракского ледника.

Но через полтора часа ходьбы по грунтовой дороге стемнело, поэтому путешествие было продолжено на следующий день. По серпантину старой дороги, которая превратилась в удобную пологую тропу, мы вышли к развалинам рудоуправления, где заканчивается зона леса. Через час на высоте около 2500 нашли удобные места для 10 - 15 палаток и остановились на ночевку. А по причине дождя здесь же провели и следующий день, и соответственно, и следующую ночь.

Около часа занял у нас переход через ложе ледника и 3 - 4 часа подъем до следующего удобного места под палатки на гребне левого борта долины. Два небольших озера, ветро-защитные стенки, высота 3200, начался дождь. Решили остановиться на ночевку. Начавший-ся утром в 5.30 и продолжавшийся 7 часов дождь вынудил нас провести здесь еще сутки.

До следующих площадок с водой было около 3 часов по сильно изрезанному гребню. Местами просматривалась старая тропа. Два - три выступа гребня обходятся низом без большого сброса высоты, а так тропа шла по гребню.

На высоте около 4000 м начались сплошные снежные поля. Очередная ночевка состоялась на высоте 4200 метров, на уровне сбросов Казбекского плато в сторону Девдораки. Отсюда отличный вид на Казбек, Джимарай, хорошо был виден Эльбрус. Отсюда и решили идти на вершину. Поскольку все запасные дни были проведены в промежуточных лагерях, выходить нужно было срочно. Сразу же и пошли. В 14.00.

Выходя на плато в сторону пика Спартак, мы обошли зону трещин, а затем траверсировали с набором высоты в сторону седловины. Ледник закрыт, трещин мало. Ряд флажков через 200 - 300 метров указывают направление от метеостанции над поселком Казбеги к вершине. Достаточно тепло, поскольку температура около 0 градусов а 10 - 15 сантиметров свежего снега, перегоняемого ветром, практически не доставляли заметных неудобств. В седловине ветер сильней, температура ниже, временами видимость резко ухудшалась. Путь от верхнего лагеря до вершины занял около 7 часов (на Казбек поднялись в 20.30), а спуск - 3 часа.

Следующий день был наиболее результативным, поскольку от верхнего лагеря на высоте 4200 м мы спустились до Дарьяла (около 1000 м), совершив дневной переход с двумя полуторачасовыми остановками и тяжелыми рюкзаками. Последний день нашего мероприятия был самым беспонтовым: переезд через Российско - Грузинскую границу, причем из Грузии нас выпустили, а в Россию не впускали. На нейтральной территории, а вернее на территории с неопределенным статусом, мы провели 12 часов. Нужно отметить, что эта территория не предназначена для многочасового пребывания на ней живых существ в связи с отсутствием воды и туалетов. Но мы это пережили и поздно ночью, а может быть рано утром, вернулись в Пятигорск.

В задачу второй научно-спортивной группы КГО (руководитель - сотрудник института Севкавгипроводхоз г. Пятигорска Красных Н.Ю.) входили съёмка видеофильма по верховьям р. Геналдон ( ледники Колка и Майли) для анализа изменений, произошедших с сентября 2002 г. – времени схода каменно-ледовой лавины и инициированного ею селевого потока, а также прохождение маршрута восхождения на г. Казбек с Российской стороны ( по пути А.В. Пастухова – 1889 г.). К сожалению, из - за неблагоприятных метеоусловий восхождение второй группы не состоялось.

Руководство и участники восхождения благодарят:
Грузинскую Ассоциацию Альпинизма и скалолазания и лично вице - президента Ассоциации Зураба Кучава за приглашение и ходатайство перед Посольством Грузии в России о предоставлении виз участникам мероприятия

Черноморца Сергея Семеновича, руководителя экспедиции Университетского Центра инженерной геодинамики и мониторинга за решение организационных вопросов и информацию по району

Краснодарскую Краевую Федерацию спортивного туризма в лице Ольги Неподоба за информацию, советы и помощь в проведении мероприятия

ОАО "АвтоГазСервис", г. Пятигорск, в лице Генерального директора Владимира Ивановича Ястребова за предоставленный транспорт от Пятигорска до Владикавказа и обратно.