Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >


Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33


Автор: Сергей Кутькин, Москва

Новый маршрут на Чегем

Читайте также на Mountain.RU

Чегем, 4461м. Первопрохождение по С стене СВ гребня, 2005 год

Команда кл.им. Ю.Визбора, руководитель – Нилов С., участники - Корочков А., Кутькина Н., Кутькин С. (тренер – Кутькин С.), заняла первое место на Чемпионате г.Москвы по альпинизму 2009г. в скальном классе восхождений.

Идея прохождения этого маршрута родилась в Ниловской голове во время восхождения на Чегем по маршрутам Курочкина(6А) и Форостяна(6А). Команду долго собирать не пришлось – сложно найти альпиниста, который откажется от предложения этого лидера.

Для прохождения предполагаемого маршрута решили собраться первого июля в альпинистском лагере Уллу-Тау. Мы с Натальей 31 июня переезжаем из Адыл-Су и попадаем в зону действия антитеррористической операции. Никого из Адыл-Су не выпускают и никого не впускают, восхождение на Чегем под вопросом из-за недостатка времени. С нами в микроавтобусе директор Джан-Тугана Залиханова Элмира. Ей удалось убедить самого главного пограничника выпустить нас из ущелья. В ущелье Адыр-Су нас тоже не впускают, но не опускать же руки, решаем идти из Башиля. В дальнейшем мы об этом не пожалели. Люди встреченные нами в Чегемском ущелье (конечно выше чегемских водопадов) очень отзывчивы и доброжелательны. Ущелье довольно длинное и необычное. Во время перемещения к Туристической базе Башиль мы с Натальей вдвоем с пятью увесистыми рюкзаками оказались вне транспорта на дороге, все проезжающие машины (независимо от направления движения) останавливаются, пытаясь хоть чем-то помочь или пообщаться. За четыре часа проехало семь машин.
Начинает темнеть, наступает вечер, около нас останавливается УАЗик(козлик) с пятью мужиками и большим количеством вещей. Мы думаем, что пообщаемся с проезжающими и будем готовиться к ночевке. После непродолжительной беседы водитель приглашает нас грузиться (двоих с пятью рюкзаками) в уже перегруженную машину. Мы всегда готовы оценить шутку, поэтому начинаем загрузку…и умещаемся, даже можно на что-то сесть. После этого УАЗик легко попрыгал вверх по разбитой горной дороге и довез нас до погранзаставы. Оттуда мы без приключений добрались до турбазы Башиль. На турбазе нас радушно приняли, снабдили недостающими продуктами и организовали радиосвязь.

Второй год мы выбираем объекты для восхождений на Кавказе, где нет нормальной связи с внешним миром. В прошлом 2008 году, собираясь на маршрут Хергиани на Тютюбаши из Тютю-Су, мы взяли радиостанцию с широким диапазоном. Планировали использовать в качестве ретранслятора альплагерь Безенги, либо такси Тырнауза. На стене начали искать ретранслятора для связи с Уллу-Тау. Безенги едва слышно, еще какие-то люди шелестят в эфире, и вдруг отлично слышно переговоры радиоспортсменов. На нашу просьбу о связи откликнулся Сергей с позывным УАХНН. Он и передавал информацию со стены в А/б Уллу-Тау. В этом году мы, находясь в «Башиле», оговорили условия связи с зам.директора. Он относился к связи ответственно.

Во время регистрации у пограничников мы подписали бумагу, запрещающую выход на перевал Донкина, не придавая особенно этому значения. Однако в день выхода, проснувшись от шума 2-х вертолетов, облетающих район, поняли, что не стоит обострять отношения с военными. Приняли решение спускаться по пути подъема. Нижняя часть стены сильно подвисает и, чтобы не мучаться во время спуска с попаданием на станцию, нужно оставить веревки там, где тяжело закачнуться.

Итак, в 8 утра выходим из «Башиля». Чтобы не попасть под дождь во второй половине дня, хотели выйти в 7-00, но затянулась сортировка снаряжения. На стену потребовалось помимо запланированных трех веревок еще две, и на чем-то они должны остаться. Пришлось взять еще дополнительного железа. Благо и того и другого у нас с собой достаточный запас. Мы с Натальей проводили детские скалолазные сборы в Джан-тугане и учавствовали в судействе Первенства Москвы по скалолазанию, а Нилов Сергей и Леша приехали на Кавказ на машине битком набитой снаряжением. Выбор был.


В день подхода под гору погода нас пощадила – дождь начался после того, как мы поставили палатку. Остановились мы на традиционном бивуаке под стеной Чегема - на морене напротив стены. Обрадовались, как старому другу, живущему там чайнику. Правда в нем заплесневели фотографии, оставленные МГУшниками в 2005 году. Решили – будет время, отмоем.


На следующее утро в 6-00 двойка Нилов – Корочков выходит на обработку стены, а Кутькин и Кутькина идут вниз за остатками груза. Необходимо поднести продукты и веревку, оставленные вчера в двух часах хода ниже стоянок.


Воспоминания Нилова:

Мы с Лешей в 5-00 подошли под стену, неспеша оделись, связались, и я полез. Больше половины 1-й веревки удалось пройти свободным лазанием, дальше пришлось взять в руки фифы. Слышу Лешин крик:–«Веревки – 8», вылезаю на небольшую полку и временно превращаюсь в дятла – на стене появляются два шлямбура. Вторая веревка начинается щелью, в конце которой небольшая полка, от которой вправо-вверх серия тонких щелей. Идется на фифах, пока не кончилась веревка, вторую станцию приходится бить, стоя в крюконогах. От станции вверх ведет щель, во второй половине которой заклиненные камни (вроде как пробки).
Когда щель кончилась, траверсом лезу влево – нет места для промежуточной точки страховки, снова пришлось достать пробойник, оставили два шлямбура. Далее снова щелюка, по которой прихожу к месту, где можно сделать станцию - еще два шлямбура. Начала портиться погода, а снизу поднесли еще две веревки, стена длинная, надо работать. Ну, что-же, ИТОшить можно и под мокрым снегом. Далее чуть вправо, потом вверх (снег в лицо), глухие щели (спасибо изобретателям фиф и якорных крючьев). После 4-й веревки утеплились как могли и провесили еще одну веревку. Очень хочется кушать. Повесили на станции все железо и весь груз, который может не пригодится внизу, Леша оставил даже пуховку. Дождь прекратился. Линяем вниз – к еде и палаткам.

Запланированная работа удачно выполнена.

На следующее утро выходим с бивуака в 5-00, чтобы успеть пройти стену. Все железо и веревки на стене, часть бивачного снаряжения тоже на стене. Леша даже оставил пуховку на 4-й веревке. Так хотелось ускорить прохождение стены бастиона. Поэтому вечером и утром на бивуаке Леша кутается в спальник и ночует в спартанских условиях. Выходим - впереди Нилов С., за ним Корочков А, потом Наталья и последним покидает стоянку Кутькин С. Впереди – 5 закрепленных веревок, и дальше – сплошные вопросы. На бивуаке в свободное светлое время, которого из-за непогоды не более часа, мы смотрим на стену и спорим, как лезть. В результате, все решения по дальнейшему даижению пришлось принимать Нилову во время движения. После закрепленных веревок стало возможным свободное лазание. Справа от нас появился большой внутренний угол, который мы просматривали снизу, а войти в него нельзя – залит льдом и по нему периодически летит, поэтому двигаемся слева от него. В голову начинают лезть неприятные мысли о сидячей, или того хуже – стоячей ночевке. Уже хорошо видно ребро между СВ и ЮВ стенами. Подхожу к станции на этом ребре и слышу спокойные голоса, а страхует меня Нилов с такой
довольной рожей (извиняюсь, лучше не скажешь), что кажется случилось самое радостное событие в жизни. Шаг на ребро, и впереди отличная площадка. Значит ночевка в палатке, лежа, есть чистый снег, а это горячая еда и чай. Так оно и произошло. Итак завтра планируем выход на вершину, здесь уже все пройдено, и не раз. Левее проходят маршруты Форостяна и Курочкина но они раньше уходят со стены бастиона. Впереди маршрут примерно 4-й к. сл. со спуском по пути подъема. А сейчас вечер, удобная, ровная полка, есть снег, достаточно еды и газа. Что еще нужно для хорошего настроения. Едим, пьем в тепле и укладываемся спать. Просыпаемся в 5-00, быстро завтракаем, собираемся, и в 6-00 Нилов уже начинает движение. До выхода на снег много местами сильно разрушенных скал. Двигаемся с
попеременной страховкой. А местами одновременно. Так вышли на снег. Погода уже начинает портиться, поэтому, не останавливаясь, начинаем движение по снежному склону, и затем по гребню. Перед предвершинным гребнем трещина и ледовый склон длиной метров сто. Ледорубов хватает, проходим с разгона – некогда отдыхать, нас уже накрыло облаком. Периодические разрывы в облаках дают возможность иногда видеть вершину. Подошли под «боулдеринг» на вершину. Нилов Сергей заученными движениями влезает на вершину – здесь он уже третий раз. Пройти несколько метров по закрепленной веревке для остальных – не
проблема. Мы на вершине. Решаем немного отдохнуть, первый раз сегодня. Ненадолго появляется плохонькая видимость. Пытаемся фотографироваться. В туре записка команды Москвы и Питера, в которой был и Нилов, а они сняли нашу записку – кл. им.Визбора, перед котрой лежала записка украинского клуба EXTREM до которых на вершине были москвичи из МГУ и москвичи из клуба имени Демченко. Получается, что Чегем посещается один раз в год, в основном москвичами и, практически всегда, по маршруту Форостяна (мы думаем не от слова Форос).

Рядом с туром лежит кроссовок, один, и по размеру нам не подходит. Кто принес?

Почему не понесли дальше? Одним броском очищаем вершину и начинаем спускаться. Спускаемся по пути подъема. И ниже предвершинного взлета, после трещины на пологом участке гребня нас освещает и подогревает солнце. Мы останавливаемся перекусить и отдохнуть, а зря, дальше ждет расплата за минутную слабость.
Солнце настолько пригрело, что мы сбрасываем куртки. Сильно уже не торопимся, вниз со стены сегодня спуститься не успеем, а до полки успеваем с запасом. Пока фотографировались, нас накрыли облака. Побежали скорее вниз. Видимость упала метров до 20, на границе снега и скал начался ветер и мокрый снег. Вниз получается быстрее дюльферять – скалы засыпаны мокрым снегом. Небольшие куски проходим одновременно. Уже накопилась усталость.
На очередном траверсе встречается кусок некрутого льда. Надевать кошки в такую погоду нет желания, рубим ступени и зацепки для рук, Я прохожу, и в трудном месте оставляю свой ледовый инструмент Леше. На станции собираемся вместе, Леша положил инструмент, а я не взял (усталость-не поняли друг друга). Вспомнили о нем только на леднике, под стеной. Обращаюсь к следующим посетителям Чегема:«инструмент-мой». Еще немного терпения, и в 16-00 мы на полке у присыпанной снегом палатки. Без лишних задержек готовим и едим горячую пищу и ложимся спать под шорох снега о палатку.

Утром непроизвольно просыпаемся с первыми лучами солнца, есть некогда, пьем чай и начинаем спуск. Путь вниз – 9 веревок. При встрече с закрепленной веревкой (оставленной позавчера) радуемся. К 15-00 мы на морене. Едим по настоящему, оставляем несъеденные продукты и уходим вниз В Башиль успеваем вернуться, конечно-же, под обязательным вечерним дождем. Там нас встречают, дают и еду, и ночлег, а утром – даже машину. Едем вниз с чувством выполненного долга. Все очень торопятся, Леша – во Владикавказ (работа), Нилов – на Кызыл-Аскер, мы с Натальей – в Фаны.

В Чегемское ущелье хочется вернуться не только с альпинистскими целями, а, например, с двумя-тремя ведрами шлямбуров для мультипитчей и скалолазных трасс, со скитурами – зимой, да и просто посмотреть. Ущелье – сказочной красоты. Хочется сказать, настоящие красоты – выше чегемских водопадов.

Выражаем благодарность тем, кто помогал нам. В первую очередь это ФАиС г.Москвы, руководство которой всегда поддерживает серьезные проекты, компанию REDFOX за оказанную материальную помощь.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33
Сортировать по: дате рейтингу

хороший маршрут!

Было бы здорово увидеть фото стены со всеми нитками( еще Курочкина и Дульнева)
 
Молодцы

Маршрут Форостяна нарисован не так, как ходят его, и не так, как написано в описании. Кроссовок мой.
 
+++++

РЕБЯТА ВЫ МОЛОДЦЫ !!!!! ОЧЕНЬ РАДЫ ЗА ВАС, УДАЧИ ВСЕЙ ВАШЕЙ КОМАНДЕ!
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100