Горы мира > Тянь-Шань >

Пик Хан-Тенгри. После трагедии, Анатолий Булычов
Кое-что из истории Тянь-Шаня, Александр Колокольников

Привет Сергей,
Ты никогда мне не говорил, что тебя преследовало после дальних походов.
Мне почти каждый день, после возвращения с Тянь-Шаня, снилась гора Хан-Тенгри.
Особенно и отчётливо, участок выше от снежных пещер, где-то на высоте 6400- 6700 метров . Карабкаюсь не то вверх, не то вниз.
Успокоился 9 сентября, после того, как посмотрел футбол Россия – Уэльс.
Это встряхнуло.
13 сентября почувствовал что, работая, не устаю.
Две недели ел всё подряд, вес не набрал. Так и осталось 67- 68 кг.
Первый кросс с удовольствием и желанием пробежал только 21 сентября.
Зарегистрировался на Космический марафон (28 сентября, г. Королёв).

Как всё было, по порядку.

03.08.09 г.

К 17.00 часам Марина Жоховская довезла меня и мои рюкзаки до метро Домодедовское. Через минут 40 , я был на Совёловском вокзале, где купил билет на электричку за 250 рублей. Без пробок и остановок уже через 30 минут катил тележку с вещами на регистрацию в Шереметьево-2.

В очереди на регистрации в Бишкек обратил внимание, с рюкзаком и в горных ботинках я один. Что - то не похоже, что лечу в страну небесных гор.

Однако в зале, перед посадкой в самолёт, встретил группы, которые, как и я были одеты в самые тёплые и тяжёлые вещи, что бы облегчить груз до 20 кг . Разговаривали, кто на польском, кто на английском и прочее языках.

В самолёте два поляка сидели в соседнем ряду, а в руках держали информацию о туристической фирме «Тянь-Шань Тревел», руководитель Владимир Николавич Бирюков.

Так как я заказывал свой пакет документов в этой фирме, мне хотелось с ними пообщаться, но случай представился только через шесть часов.

04.08.09 г.

В аэропорту Манас, около 05.00 часов, меня встретил Милютин Михаил Витальевич на автомобиле Хонда Легет (заказ я сделал предварительно). Не заезжая в г. Бишкек, мы по северной стороне озера Иссык-Куль к 11.00 местного времени прибыли в г. Каракол.

По дороге я искупался в озере, вода солёная и прохладная. Очень прозрачная.

Остановились у Надежды Михайловны Попоудиной (представителя фирмы).

От дома Надежды, всех клиентов на автомобиле УАЗ-39621, ГАЗ-66 или НИВА отвозят в Майда-Адыр (4 часа хода). Там находится вертолётная площадка и перевалочная база фирмы с кемпингами, баней и столовой.

У Надежды я сначала связался по телефону с Владимиром Николаевичем Бирюковым. Он мне посоветовал лететь вертолётом в базовый лагерь на ледник Северный Инылчек, так как прогноз погоды на середину августа был не хороший, и работать через плечо пика Чапаева на вершину с выходом в базовый лагерь на леднике Южный Инылчек. Такой вариант меня устроил. С Надеждой мы быстро обговорили все вопросы по оплате. Рассчитался я рублями, получил на руки ваучер.

Водитель Сергей к 13.00 часам стал готовить УАЗ-39621 для выезда в Майда-Адыр, мы с Надеждой ждём ещё двух клиентов. Это оказались те самые поляки: Томаш и Андрей.

Приехали они к 12.30. Быстро перекусили и в путь. Наш трансфер - через перевал Чон-Ашу ( 3822 м ). Очень красивые места, почти безлюдные.

В дороге часто останавливались сфотографировать интересные места, а в одном месте попробовали у пастухов кумыс.

Томаш и Андрей в 2008 году были в Гималаях, возле горы К-2 (Чогори) и в июле (две недели) 2009 г . на 4000 м в Альпах перед Хан-Тенгри. На Хан-Тенгри планировали зайти с юга.

В двух – трёх км от Майда -Адыр прошли проверку на пограничном посту.

В самом лагере Майда –Адыр было несколько групп. Одна группа иностранных туристов на ГАЗ-66 фургон готовилась к отправке в Каракол. Другая группа англичан уже ужинала. Я разместился в палатке. Поляки разместились в кемпинге.

Для руководителя лагеря Соломатина Петра Ивановича я в Караколе купил арбуз, познакомились. Ужинать он пригласил меня с его командой. Перед отбоем напомнил, вертолёт заказан на 8 утра.

05.08.09 г.

Утром, встал рано около 6 часов. Пробежался. Завтракал также у Петра Ивановича.

Ровно в 8.00 в вертолёт загрузили барана. Как потом узнал, это оплата за спасательные работы одним из альпинистов, Кузьмину Михаилу – начальнику Северного БЛ.

Перед отлётом сфотографировался на память с Пётром Ивановичем, он попросил быть на горе осторожней.

Взлетели быстро, так же быстро летели над ледником. В полёте фотографировал все отроги через иллюминатор. Через минут 40, первую посадку совершили на Южном леднике, примерно 400- 500 м от БЛ. Кто и что делал, я не замечал, так как всё моё внимание было приковано к ней, главной вершине. Она стояла последней после п. Чапаева. Её пирамида не давила своей массой и казалась лёгкой и доступной. Другое дело, справа огромный пик Победы. Белый - белый и тяжёлый как бык.

Не заметил я и как Томаш с Андреем ушли базовый лагерь.

Минут через 45-50, взлетели.

Перемахнули через перевал и опустились на Северном леднике. БЛ находился в 20 метрах .

С северной стороны, п. Хан - Тенгри совершенно другой формы. Если с Юга это правильная пирамида, к подножию которой по леднику нужно идти 2-4 часа, то с севера это стена. И сразу глаза ищут путь по классике. Где находится 1 лагерь, где 2, где плечо п. Чапаева, где перемычка. На вершину больше смотришь, когда идёшь по этому пути.

В день прилёта на горе на пути к 1 лагерю и 2 лагерю виднелись маленькие чёрные точки. То, что они двигались, можно было определить только через некоторое время. Кто - то шёл вниз, кто - то шёл вверх.

Выбрал ровную площадку и поставил свою маленькую палатку.

Познакомился с начальником лагеря Кузьминым Михаилом. Передал свой ваучер. До вечера бродил по леднику, изучал подходы к горе. Сходил к казахскому лагерю. Он был больше киргизского в два в три раза. Заходить в лагерь не стал, да и людей было не видно.

Ночью выпал снег. Спальник Camrus , что надо, было тепло и удобно.

06.08.09 г.

Часов в 7 утра приготовил чай в термос, перекусил. Когда появился Миша, доложил ему, что в 9 часов ухожу в лагерь 1 и 2. Вернусь 8 августа. Он мне дал рацию и объяснил, как ей пользоваться.

По разведанной дороге, быстро без проблем вышел к началу подъёма. Пристегнул кошки. Посидел на камнях, попросил гору принять, поцеловал её и пошёл вверх. Шёл тяжело, часто отдыхал. Перила были провешены только от берга, там круче (40-45 гр.) и тропа пошла по склону. К 13 часам вышел к 1 лагерю ( 4700 м ). Желание только одно, быстро поставить палатку и завалиться. Сильно и непривычно болела голова. Хорошо было видно, как сходят лавины.

В этот день в лагере я был один, хотя палаток стояло 5-6.

07.08.09 г.

Когда приготовил рюкзак и собрался выходить во 2 лагерь, увидел, что к 1 лагерю снизу уже идёт команда в составе около 5 человек.

Так же как и вчера шёл очень тяжело. Подъём крутой, скальные участки 60-65 гр. Верёвки на всём пути. Жумар, часто перестёгивал. Солнце не замечал. Каменные полки проходил без проблем, перила есть перила. В середине подъёма встретил спускающихся поляков. Руководитель, лет 65 и молодые девчата. Уходили с горы, не смогли подняться. Ещё через некоторое время меня догнал Юра из Нижнего Новгорода. Это была его команда, которую я заметил внизу. Шли на восхождение после акклиматизации.

В 16.30 я вышел к лагерю 2 ( 5600 м ). Юра дал попить чай с лимоном. Сфотографировал меня. Поговорили. Показал, как правильно работать на спуске «восьмёркой».

Я оставил в его палатке заброску (тёплые вещи, продукты и газ) и, через 15 минут ушёл в 1 лагерь. После каменного уступа встретил Стаса. Он очень устал, оставил тяжёлый рюкзак и налегке уходил вверх. К 19 часам я был в лагере. Меня встретила команда из Нижнего Новгорода, которая также шла на восхождение. Поговорили, узнали по рации, Стас добрался нормально. Спать легли рано, так как похолодало и быстро стемнело.

08.08.09 г.

Утром, когда ребята ушли в лагерь 2, я ушёл в БЛ.

В БЛ планировал отдохнуть два дня.

Миша показал, где горячий душ и пригласил на обед и ужин.

Ужин: жареная картошка и баранина. Выпили по 50 гр. водки, больше не было.

Посмотрел новости канала НТВ по телевизору, и тут пришли гости из казахского лагеря, которые работали гидами, Ильдар и Алексей. Очень весёлые ребята. Принесли коньяк. Выпил ещё гр. 50 и я ушёл отдыхать. Ночью решил не откладывать, выходить на гору 9 августа.

09.08.09 г.

Когда Миша закончил сеанс связи с Майда – Адыром я был уже готов. Миша, получил команду сворачивать базовый лагерь 12 числа. Из клиентов: это я и три девушки из Польши, которые сегодня возвращаются после восхождения. Поднялась на вершину только Александра Дзик.

Попрощались, он ещё раньше пообещал переправить мои оставшиеся вещи в БЛ на юг. Это сумка с кроссовками, продуктами, газом для похода по леднику в Майда –Адыр из южного лагеря.

На середине подъёма, встретил спускающихся полячек.

Поздравил Олю с восхождением, пожелал удачи и на п. Победа.

В этот раз подъём был легче. Палатку поставил на площадке выше первого лагеря на две три верёвки. Там стояла только одна палатка. Около 17 часов спустилась команда иностранцев, отдохнула минут 5 и ушла вниз.

К 19 часам пришёл Володя из Екатеринбурга. 63 года. Валиев, руководитель Международного альпийского лагеря Хан Тенгри (Казахстан), в этом году пригласил поработать его инспектором. Это была его палатка. Ужинали вместе. 12 раз он совершил восхождение на Хан-Тенгри. 13 раз развернулся с 6400. Сила. Долго не сидели, усталость и хороший ужин - свалили.

10.08.09 г.

Как только вышло солнце, собрал палатку, попрощался с Володей и вышел во 2 лагерь. Внизу, как и 7 числа, чернели фигуры восходителей. Шли они быстро, где-то к каменному уступу я уже различал их снаряжение. В лагере 2 меня качало от усталости. Поставил палатку. Стали подходить мои «преследователи», француз и три итальянца. К вечеру погода испортилась. Снег, ветер.

11.08.09 г.

До обеда погода была переменная, решил переждать с выходом. Когда сидел в палатке, услышал женский голос «Как красиво, боже как красиво!». Впервые, за все дни, кто-то не дышал с надрывом, а восхищался красотой гор. Вышел, познакомился. Это была Оля. Она вышла к лагерю с Олегом, Стасом и французом.

Вечером, Олег, Оля, Стас, француз и я поужинали вместе в одной большой палатке.

Во второй половине в лагерь подошла команда в составе 4 человек из Москвы. Турклуб МАИ. Руководитель - Рыкалов Пётр, с ним Романенков Сергей, Апраксин Денис, Потапенко Андрей. К вечеру вернулись с восхождения ребята из Нижнего Новгорода, говорили, что было очень холодно на вершине.

12.08.09 г.

Погоды нет, сидим в палатках.

13.08.09 г.

Утро без облачка. Ушёл на плечо п. Чапаева ( 6100 м ) по глубокому снегу первый. Следом потянулись остальные. Это, наверное, самый тяжёлый участок на маршруте. Когда шёл на вершину, не так было тяжело. Сначала обогнал француз, затем Олег, Оля, Денис (МАИ). Перед самым подъёмом, резко стала портиться погода. Когда я выполз наверх, видимость была нулевая. К перемычке перил нет. Две вешки (два прута) там, где я стою. Место ровное, не раздумывая, раскинул палатку, залез с рюкзаком внутрь, снял кошки. Тепло, светло от тента. Достал Сникерс, жую. Что делать? В прошлом году в этом месте не найдя перил погиб немец. Куда мне торопиться? Самолёт в Москву только 28. Ты Сергей в экспедиции по Северу такую ситуацию называл «пурговкой». Две дуги в моей палатке устанавливаются внутри за пару минут. Развернул свой дом полностью, слышу голоса. Выглянул, Стас собирает в кучу итальянцев. Он знал путь. Я предупредил его, что остаюсь на месте до улучшения погоды.

14.08.09 г.

Погода без улучшений, снег придавил бока палатки, и она стоит крепко. Ветер порывами. Ближе к обеду слышу чьё то измученное дыхание, выглядываю. Кто? Миша, из г. Истра, Московская область. Где перила к лагерю 2? Миша ищи, не найдёшь, жду. Прошло часа два, Миша вернулся так и не найдя верёвку на спуск. Переночевали.

15.08.09 г.

Миша, не смотря на метель, пошёл искать верёвку. У него завтра вертолёт. Вернулся.

По рации просит прислать из 2 лагеря помощь. Ему передают, 16 августа на перемычку из 2 лагеря идёт команда из г. Томска.

Не представляю, что бы он делал один, без палатки.

Успокаиваю, главное живые, разберёшься с билетами.

16.08.09 г.

Видимость хорошая, хотя идёт снег. По рации Мише передали, туристы из Томска вышли к перемычке. Собрали рюкзаки. Ждём.

Они не зашли, они забежали на гору. Уселись в круг, укрылись палаткой, такой же как моя (Alexika) только на 4-5 человек. Я передал им термос с чаем. Ждали ещё двух: девушку и парня. Очень сильная команда с хорошей экипировкой.

Миша, как ни в чём не бывало, помахал всем рукой и свалил вниз.

Я собрал палатку. Подошли остальные. Команда быстро подготовила верёвки, снегоступы. Решение руководителя, я иду в связке, как и все.

На спуске к перемычке встретили возвращавшихся в БЛ Олега, Олю, Стаса, француза и итальянцев. Просидели они три дня в снежных пещерах из-за непогоды, ждать больше не могли, ушли обратно.

При хорошей видимости подошли к 3 лагерю ( 5900 м ) - снежные пещеры.

Я расположился в большой пещере. Знакомиться было некогда. Предложив свои продукты. Отказались. Готовили, кто снаряжение, кто обед, топили снег для чая. Стемнело быстро. Укрыли вход плащом и залезли в спальники около 10 часов вечера.

Два дня на плече п. Чапаева в одноместной палатке вдвоём, результат - не удалось просушить, как следует две пары рукавиц и тёплую куртку. Остались варежки, тонкие рукавицы и лыжные перчатки.

Мой план был подняться на 6400 м , поставить там палатку и продолжать восхождение, заночевать на спуске и дальше вниз идти при хорошей видимости.

17.08.09 г.

Утром я передумал. Собирался вместе со всеми. Погода была ясная и морозная.

Вышли из пещер, около 7 утра. Подошли ребята из МАИ. Они стояли ниже в палатке. Спросил Дениса, не видел ли он двух поляков. Ответил, что нет.

В этот день никто не шутил, не смеялся, не делился впечатлениями. Я к этому не привык. В горах Алтая, как бы не было трудно, мы находили время поговорить, помечтать. Группы, которые встречались, также охотно делились впечатлениями и адресами.

На Хан – Тенгри более открытыми для разговоров были иностранцы, особенно поляки.

Всего на вершину в это утро вышло 13 человек. 8 человек из Томска, 4 – из г. Москва, 1- г. Бронницы.

Молча, как роботы включились в работу.

Так как я был один, пропустил вперёд всех. Только Пётр ковырялся внизу, потом я понял, у него была фотокамера, и он часто останавливался для съёмок.

Свой фотоаппарат я решил, спрятать за шиворот, боялся, замёрзнет или разрядится, до самой вершины.

Подъём сначала по снегу. Наст хороший, снег сухой. Идётся нормально. Вышли на гребень. В основном камень. Стали попадаться скальные участки крутизной более 60 гр., где, чтобы не нагружать верёвки и не получить камнем по голове, ждали своей очереди. Так постепенно все растянулись на гребне. Возле табличек с именами погибших, хорошая площадка, перекусил. Снял тёплую куртку. Солнце вышло точно из-за макушки. Голову приходилось задирать вверх, что бы увидеть как там дела. Всё время считал, сколько впереди человек. Страха не было. Смотреть по сторонам, времени тоже не было, всё внимание сосредоточено на перестёжке страховочного карабина и жумара. Страховался постоянно. В некоторых местах, слева пропасть была бесконечной (почти 2 км ). Свалиться туда можно, если торопиться или не пристёгиваться к перилам. Правая сторона гребня освещена солнцем, видно хорошо все камни, зацепы и проходы. Перед большим каменным сводом, тропа в снегу резко уходит вправо и метров через 80 уходит вверх, где встречаются вертикальные каменные стенки. Проход хороший, но крутой. Солнце прямо в глаза. В конце прохода перила уходят вправо, каменный уступ, площадка, ещё каменный уступ и длинный снежный выход к видневшимся камням. Резко чувствуешь похолодание, ветер. Снег с перемётами, следов не видно.

На площадке перед этим подъёмом встретил первых трёх из томичей, которые возвращались. Поздравил. Настроение у ребят было уже другое. Попросили быть внимательней на спуске, так как может застать ночь. На снежном выходе к вершине встретил ещё троих, улыбаются. Сказали, что я иду в хорошем темпе и, показали ориентиры. Пётр был ниже в 10 метрах . Где разминулся с остальными так и не понял. Перед вершиной, в камнях достал тёплую куртку. Пока одевался, подошёл Пётр. Вышли на вершину к треноге в 15.40. Возле тура стоял деревянный крест. Сфотографировали друг друга. Никаких эмоций. Молча. Я, что-то говорил, когда снимал его камерой, что не помню.

Вид с вершины потрясающий. Северный и южный ледник как на ладони. Видимость отличная. Пик Победы просматривается идеально. Плечо пика Чапаева, где я провёл три ночи, прямо подо мной.

Разглядеть базовые лагеря можно только в бинокль. Не видно и разноцветных палаток в промежуточных лагерях.

Навыков, быстро работать на вертикальных стенках при спуске, у меня нет. Пропустил вперёд Петра. Что бы ни сорваться, мы потихоньку стали спускаться вниз.

Вечер настолько был красив, что в одном месте фотографируя, я уронил тёплую варежку. Что бы было удобнее работать с восьмёркой, достал лыжные перчатки, похоже, они оказались сырыми.

Иногда, брал в охапку все верёвки и спускался без восьмёрки на одних руках. Ночь наступила быстро, и резко похолодало. Где-то впереди шёл Пётр. Слева были видны огни южного БЛ, справа северного БЛ. Далеко на горизонте огни населённых пунктов. Огромные звёзды, Млечный путь и тишина. Очень осторожно шёл к пещерам, чтобы не промахнуться и не свалиться под верхнюю мульду лагеря 2 ( 5800 м ). Кто-то вышел покурить. Это был Михаил. Очень вовремя. Ребята из Томска уже отдыхали. Молодёжь меня поздравила. Когда в пещере стал снимать ботинки, почувствовал, кончики пальцев на руках не мои. В спальнике я пытался их привести в чувство. Как подморозил? Мне казалось, что они горели от верёвок.

18.08.09 г.

Как и я, команды из Томска и Москвы уходили на Юг по узкому и крутому леднику Семёновского.

Я дождался, пока они соберутся. Выдержал паузу минут в 30 и двинул следом.

Пальцы сильно не болели, но работать было уже не комфортно.

По верёвке спустился в то место, где стояла палатка москвичей. Обратил внимание на приличную палатку, которую сильно занесло снегом. Уже в БЛ узнал, что это палатка моих знакомых поляков. Они ушли, оставив в ней и спальники, и продукты из-за непогоды.

Через 4 часа, вышел к лагерю 1 ( 5300 м ), мульда под западным седлом, который устанавливается перед входом в «мышеловку».

Устал от палящего солнца и ходьбы по глубокому снегу, больше чем при восхождении.

Москвичи и томичи так же встали лагерем.

Решил, через мышеловку пойду рано утром. Посушился, с вечера собрался по «боевому». Приготовил чай. Проглотил на всякий случай таблетки, намазал пальцы люмицентной мазью и надел толстые печатки, которые, я не снимал даже когда обедал.

19.08.09 г.

Лагерь стал собираться в три часа, шумно. Перекрикиваясь и переговариваясь потому, что был сильный туман и плохая видимость. Было не холодно и это пугало. Как среагирует снег на склонах на такую погоду? Его в последнее время навалило достаточно для хороших лавин. Ровно 5 лет назад ниже этого места погибло 11 альпинистов в лавине.

Команды ушли быстро, тем более они в снегоступах.

Я также в интервале 30 минут ушёл в горлышко. Ничего не видно. Туман. Через час всех догнал. Искали проход. Вышли чётко через лабиринт. День наступил жаркий. Ближе к «Стоянке Шубина» ( 4300 м ), снял кошки и на некоторых спусках, скатывался на 5 точке. Быстро и удобно.

На стоянке, начало ровного участка ледника, москвичи и томичи устроили завтрак.

Я тормознул возле Рыкалова Петра. Ребята дали попить холодный чай и передали алюминиевую тарелку с кусочками сала, копчёной колбасы и шоколада, так как у них не нашлось пакета, куда это сложить. Для меня это был допинг.

Ушёл к БЛ с москвичами, так как они тоже шли в лагерь Бирюкова. Они в связках, я следом.

Томичи остались сидеть.

С этого места по леднику мы часа три шли к базовому лагерю.

Кругом, блестящий снег, ни одного ручейка, всё завалено, трещин не видно.

Ледник показался бесконечным, особенно когда не видишь БЛ.

Я вышел к лагерю, когда москвичи уже сбросили рюкзаки, куртки, шапочки сидели и пили пепси. Я ребят даже не узнал, как резко они переменились.

Встретился с Александром, руководителем базового лагеря, он принёс минеральной воды.

Несколько глотков и уже очень хочется, есть и спать. Устал капитально. Попросил Александра как можно быстрее сообщить Петру Ивановичу, Кузьмину Мише, что я жив и здоров.

Разместился я в большой лагерной палатке. Саша предложил баню, все дали согласие. Максим, помощник Александра, ушёл её готовить.

Москвичи поставили свою палатку.

Что делать? С моими больными руками, готовить, ставить палатку и прочее -проблема. Завтра ребята уходят пешком в Мйда-Адыр, можно следом за ними, пошёл советоваться.

Ребята оставили адреса и посоветовали улететь вертолётом. Вертолёт будет 24 августа. Хуже будет, если попадёт грязь в ранки. Так и решил.

Баня. Спасибо Саше и Максиму они дали попариться вволю. Время никто не контролировал и я поддавал и поддавал жару. Тело - кожа да кости.

Позже я с Александром и Максимом, за проживание, питание, баню и вертолёт рассчитался по договорной цене (кошками и спальником).

20.08.09 г.

Утром в лагерь пришла команда Данилы из Москвы. У него трекинг через перевал Тюз по леднику к подножию Хан-Тенгри. С ним два гида, Слава и Юра из Каркалы. Подошли они с опережением графика на два дня.

После обеда команда МАИ ушла вниз. Договорились встретиться 24 в Майда –Адыр.

21.08.09 г. 22.08.09 г. 23.08.09 г.

Разбирали лагерь, упаковывали вещи и выносили их к вертолётной площадке ( 20 м ).

У меня от большого количества выпитой воды и чая отекли немного лицо и ноги.

Вернулась 23 августа с восхождения на п. Победы Оля из Польши. Как и я подморозила пальцы. До вершины не дошла 300 метров . Ураганный ветер и холод.

24.08.09 г.

Утром по раньше собрали палатки.

Погода хорошая. Солнце ещё за горами, прохладно.

К 9 часам прилетел МИ-8, борт № 102. Встреча борта – это не забываемое впечатление. Заходи он на посадку как самолет. Ураганный ветер, снежный вихрь. Мы держим рюкзаки, чтобы не разлетелись.

Пассажиры: корейцы, для трекинга от БЛ до Майда – Адыра, знаменитый альпинист Михайлов Михаил из Бишкека (гора Жанну в 2005 году – золотой ледоруб) с семьёй только фотографироваться и Миша Кузьмин для сопровождения корейцев.

Слава остался оказать помощь Оле совершить переход в Майда-Адыр. Часть её груза мы забрали с собой.

Погрузка заняла минут 30. Вертолёт быстро развернулся и помчался вниз.

В 11 часов мы в Майда –Адыр.

Разместились в кемпинге.

Познакомился с лётчиками. Маркович, командир, полковник запаса. Узнал, что мне в Бишкек, дал команду лететь с ним.

В это время подъехали ребята из Турклуба МАИ.

Подождали, пока пообедает Сергей, Юра и они на УАЗ-39621 уехали в Каракол.

Весь день ходил по лагерю, нюхал полынь, грелся на солнце. Погода была как по заказу.

Вечером Пётр Иванович пригласил всех в столовую на закрытие сезона.

Повар, Татьяна Николаевна, приготовила замечательный ужин.

Выпили чуть – чуть, по две стопки.

После ужина парились в рубленной из сосны бане, настоящей сибирской бане, с берёзовым веником в горах Тянь-Шаня.

25.08.09 г

Вылетели сразу после завтрака.

Груз, часть имущества лагеря и наши рюкзаки.

Пассажиры: Александр, Максим, Данила, две девушки работники столовой и я.

В БЛ Каркара, лагерь Валиева, сделали посадку.

До Бишкека летели часа два, чрез южную сторону Иссык-Куля.

Разгрузили вертолёт. Встречал В.Н. Бирюков.

Переехали в офис. Данила связался с Москвой и поменял билет на 26. Я выписал сертификат за восхождение. Владимир Николаевич, отвёз в гостевой дом, не далеко от центра города. Разместились в отдельных номерах с душем.

Побрился. Сходил в банк возле церкви, поменял рубли на сомы. Что купить?

Арбуз, дыню, персики, виноград? Купил лепёшку горячую, бутылку пепси и Сникерс. Только перекусил, зовёт Данила. Притащил арбуз, дыню, персики. Объелись.

26.08.09 г

Данила уехал рано.

Я походил по городу, пил кофе с блинами.

27.08.09 г

Продолжил изучать город и пить кофе.

28.08.09 г

В аэропорт уехал на такси пораньше.

В аэропорту, здание светлое, удобное и чистое. Народу мало. Смотрел телевизор и несколько раз сходил в кафе. Купил внучке Диане сувенир: кукла в национальной одежде.

Регистрация прошла быстро. Вылетел в Москву в 17.50.

В 20 местного приземлились. Два часа в давке проходили паспортный контроль.

Никто не возмущался, Россия. Успел на электричку 22.00, которая уже ходит до Белорусского вокзала.

Добрался домой к 12.30 часам ночи.

Сегодня 21 сентября 2009 года руки зажили. С кончиков пальцев (3+3) сошла старая кожа. Наверное, зимой будут подмерзать.

Будет ли ещё такая возможность, побывать на большой горе? Не знаю.

Были бы спонсоры, как у Ольги из Польши - другое дело.

За счёт семейного бюджета, дорого.

Так что задача, ищем спонсоров или как всегда копим.

Знаю точно, через некоторое время, п. Победы, потянет также как Эльбрус (2005 год), Белуха (2006 и 2008 год) и Хан-Тенгри (2009).

Дорогу я разведал.

2 октября в гости приезжает команда Рыкалова Петра в полном составе (7 человек). Я у него снят на камеру. Посмотрим.

Жду тебя в ноябре с корнем и мёдом.

Пока, Николай.

Поздравляем!

Поздравляем с восхождением!! Не забывай, что следующая работа в связке на "Победе!" Так-же прими поздравления от Михаила Тумаева! Просит в 2011 не забывать про него!

Привет от нижегородцев!!!

Николай, поздравляем с успехом! С интересом прочитали (я и друзья по команде) про все твои перипетии и приключения в этих суровых краях. Одна маленькая поправочка: Юра, о встрече с которым ты пишешь за 7.08 - наверняка хороший человек, но, к сожалению, не нижегородец. Мы в своем роде были там уникальны и не встречали других земляков. Наши фотки с горы и по переходу через Сарыджаз выложены на http://dzen.photoshare.ru/ Еще у Ольги Макаркиной видел твою фотографию во 2 лагере, наверное за 11.08. Ее фотки смотри на http://picasaweb.google.com/omakarkina/200905?feat=directlink Ну, как говорится, дай всем нам бог чтоб не последняя! С приветом из Нижнего

про Хан

Поздравляю с восхождением! Разминулись немного - мы вдвоём поднялись с севера 23.08 - плечо пика Чапаева, 24.08 - пещера на плече Хан-Тенгри, 25.08 - вершина, спуск на юг, 28.08 улетели из казахского лагеря. На подъёме встретили Олега, Ольгу, Стаса (дал попользоваться шунт) - с ними пообщались, француз и испанка проскочили мимо. Томичи(рук. Дима Сарычев) и в самом деле мощные - с ними общались в северном лагере перед тем как они наверх рванули. Приятно было вспомнить о Хан_Тенгри:) С уважением, Валерий Попов ,г. Воткинск 89128520871