Горы мира > Тянь-Шань >

Тянь-Шань. Терскей-Алатау.
Непутёвые заметки

23 августа
Прилетела в Бишкек в 18.30. Поменяла рубли на сомы. Курс 1 руб.=1.25 сомов.Также купила местную сим-карту. Как потом оказалось – зря.На маршруте нигде нет связи.Через 3 часа прилетел Денис. Встретились, как будто 100 лет знакомы. Я его тогда увидела в первый раз.
После 8 часов вечера в Бишкеке   из аэропорта на автовокзал можно добраться только на такси. Добрались. Оттуда   до Каракола ходит автобус. Время в пути – 8 часов, билет стоит 250 сомов. Последний автобус отходит в 23.00.
Маленькое примечание:
в Киргизии лучше не садиться к частникам, т.к. они в пути «включают   дурака»   и начинают увеличивать цену.   Стыдить водителя и удивляться бесполезно. Явление повсеместное и стандартное.

24 августа
С утра прибыли в Каракол. Воспользовались услугами Ханина Игоря. Координаты Ханина:   ул. Тельмана, д. 158.
телефоны мобильные:
phone: + (996 3922) 20548
mobile: +996 772 517364
+996 555 445174
У Ханина   можно передохнуть (1 евро в сутки), попить чай, принять летний душ. У него же   купили газ в баллонах (5 евро за маленький баллон ). Дороговато конечно, но все баллоны оказались хорошие,   без брака. Здесь же заказали машину до альп. лагеря Каракол (45 евро).
Денис решил   купить на месте, а не в Москве   шоколад, сыр и колбасу.
Это была большая ошибка!
Купил отвратительный местный шоколад, сыр вообще не нашёл, а колбасу купил, но этот продукт в Москве то не отличается качеством,   не то что в Караколе…В общем,   докупили продукты, встретились с Володей (руководитель) и Эллой и вчетвером поехали.
При подъезде к а/л Каракол стоит какой-то пост. Берут по 50 сомов с человека.
Рядом с    альп. лагерем находятся юрты   егерей.   Они   берут по 100 сомов с палатки за всё время пребывания в этих краях.С поборами всё.
Итак,   приехали, отошли немного   от альп. лагеря и егерей    и   остановились на ночёвку.
Володя пошёл делать заброску. Пошёл один. ИМХО, это не   продуманный манёвр. Если бы   с ним что-то случилось за время похода (не дай бог)….. В общем, не продолжаю, но больше так делать не будем. Заброску всё же делают как минимум двое.
Первая ночёвка – в зелёной зоне на высоте 2700м. Вода в реке мутная из-за   взвеси песка. Поскольку другой воды поблизости не было, начали готовить из мутной.
Тут выясняется, что Володя не взял соль вообще!
Вникать кто, что,   почему – поздно. Решили, что без соли здоровее будем и закрыли тему.
Поели, попили, познакомились поближе друг с другом (до похода мы не виделись, общались только по и-нету).
Наша группа:
Володя Бородин – руководитель. Родом из Ташкента, живёт в Голландии.

Элла – его жена, голландка, русский не знает. Поскольку я очень люблю поговорить, болтали с ней на английском. Коммуникабельная и чуткая женщина.

Денис Малов (г. Королёв)- молодой человек, сильный и надёжный. Очень любит сладкое. Серьёзен не по годам. Был у нас завхозом.

Ну и я, Татьяна Тарасова (г. Москва) – назначили медиком. Купила 2 кг всяких медицинских прибамбасов.   Ничего практически не пригодилось.

25 августа
Подъём в 5 утра.
Собрались и вышли в 8 утра.
Подошли к перевалу «Панорамный» в 13.30.
Вода у перевала ЕСТЬ.
Перекусили у подножия горы и пошли на перевал.
Тут я с удивлением узнала от Володи, что все перекусы в обед будут без горячего чая. Непривычно, но … хозяин-барин.
Наверху были в 16.50. Высота 3800м (1А).
Прекрасная погода, видны вершины Джигит и Каракол. Жизнь удалась!
Только вот   слишком много свежего воздуха, или горняшка, или рано встали,
но на перевале я невыносимо захотела поспать. Прикорнуть не удалось.
Нас ждал нелёгкий и долгий спуск.   Склон крутой и сыпучий. Даже большие камни подвижны. Перевал шли в касках. В руках – ледоруб и палка.
Через полтора часа спустились к озеру Ала-кёль (восточный конец).

Очень живописное место. На стоянке забыты   трудности и усталость.   Любуемся закатом.

Не скрою, мне в первый день движения было нелегко и особого наслаждения от такой интенсивной прогулки не было. ИМХО, лучше этот перевал идти за 2 дня.
В первый день – подойти под перевал, во второй – подняться на перевал и спуститься к озеру.   Иначе получается большая нагрузка в первый день похода.

26 августа
Шли от одного конца озера до другого часа 4.   Дошли до перевала Чёрные Камни. Дорога вся была обозначена турами.

Дальше погода начала портиться. Только разложили палатки -   начался дождь.   Лило с разной интенсивностью до конца дня. Ночью похолодало.

27 августа
С утра вокруг снег, на палатке   замерзшие куски льда и снега. Свёрнутая она потяжелела раза в два. Холодно.
Идём на пер. Чёрные Камни. Легче идти по   большим камням, а не по тропе. На тропе – противная   сыпуха и много сил тратится вхолостую.
Далее идём по снегу с ледорубами, без кошек. На перевале сняли записку туристов из Ижевска под руководством Свистуновой М.А. и оставили свою.   Группа из Ижевска тоже была из 4-х человек. Довольно просто спустились   метров на 200 до озерца по большим и устойчивым камням.
В озере видели маленьких креветок. Денис искупался. Место очень красивое, удобное для стоянок. Вот оно:

Отдохнули, перекусили и пошли дальше.
А вот дальше стало понятно, почему «Черные камни». Спуск вниз ОЧЕНЬ крутой, поэтому даже не знали, где начинать спускаться.   Володя пошёл на разведку.
Получилось, что влево -   скальные выносы, а идти надо правее, ближе к скале.

Крупные осыпные камни по возможности обходятся по траве. Мне было страшно смотреть на этот спуск сверху.

При сбросе высоты примерно 600 метров стоит скала. Её обходить слева. Там после кустарника начинается чёткая тропа вниз. При спуске пользовались ледорубом и палкой.   Спуск тяжело дался. Я вообще медленно и осторожно спускаюсь, т.к. боюсь за колени.   В 18.15 пришли на стоянку у реки   внизу.

Володя сходил за заброской. Она оказалась в целости и сохранности.   Завтра – Онтор.

28 августа
Весь день добирались до подножия пер. Онтор. Шли вдоль реки, в самом   спокойном месте перешли её.
Дорога везде обозначена турами. Ночевали у ледника Джигит.

Сама гора Джигит выглядит   очень внушительно.

Недалеко от нашей стоянки, слева, постоянно сыпались камни с подтаявшего ледяного склона.

29 августа
В 8.20 начали движение по леднику   к перевалу Онтор.   Склон камнеопасен, поэтому его лучше пройти быстро до восхода солнца. Шли сначала без кошек, потом мы с Денисом их одели. Элла с Володей не взяли ни кошек, ни карабинов. (Володя очень трепетно относился к весу рюкзака своего и Эллы.).
Двигались в связке.
Перевал.   Подъём оказался не очень тяжёлым.   Сняли записку,   забыла чью. (Она осталась у Володи.) Кажется, это была группа из разных городов,   и они поменяли записку от 17 августа т.к. Вестра. Отдых, обед. Настроение просто прекрасное. Это мы на перевале Онтор.

Дальше – ужас! Опять крутой спуск по живым камням. После моего прохождения там точно изменился рельеф. Шаг   и... камни сыпятся минуты две. Но это оказалось не всё.
Выйдя на ледник   Онтор, обнаружили множество трещин открытых и закрытых. Не знаю почему, но шли, не обходя их.    Володя шёл первый и прощупывал ледорубом путь. В очередной переход по такому снежнику он провалился на весь свой рост.   Я не сразу поняла, что произошло и где Володя. Мы с Эллой так и не сообразили, что надо делать и   остались стоять (она была вторая, я третья в связке) .   Зарубился только Дениска.   Молодец!   В случае,   если Володя бы полетел дальше, а мы бы с Эллой следом,   Денис искренне   намеревался держать нас троих.   Не разумно, но заслуживает уважения и самых хороших слов. С ним МОЖНО смело   идти в горы.
Тем временем Володя положил на снег   трекинговую палку и опираясь на неё выбрался сам.
Что говорить, момент был очень неприятный и опасный. Поняла на себе, как улетают в небытиё связки…   Дальше пошли по морене.
Не на шутку начала портиться погода. Ребята показали, где внизу будет стоянка,   и убежали вперёд ставить палатки.   Минут через 20   Элла и я оказались в эпицентре грозы. Молнии сверкали совсем   рядом через каждые 1-2 минуты, гром, град-снег-дождь, ничего не видно. Зловещий ветер и всё вокруг тоже стало зловещим. Хотелось спрятаться хоть куда-нибудь, потому что мне было просто страшно. Ещё и Эллу не могла найти глазами.   Оказывается она села на камень,   отбросила подальше ледоруб и палку и пережидала непогоду.   Я оказалась одна и полностью во власти стихии. Положилась на Судьбу и на Бога и продолжала идти.
Пришла на стоянку   совершенно в стрессовом состоянии.   Мужики не заметили ничего.

30 августа
Сидим   по палаткам.   Погода сломалась окончательно. Облака прямо на нашем уровне и ничего не видно. У меня оказались мокрыми обе куртки. Неясно, когда вообще сможем выдвинуться отсюда. Гоняю мысли о доме, о родных и близких. По всем скучаю и всех люблю. После вчерашнего   поняла ещё одно:   моя некая сущность останется   и будет существовать   даже после смерти   .   Размышления и выводы по этому поводу не пишу, но они есть.

31 августа
Наконец тронулись   со   стоянки напротив перевала Металлургов. Шли опять долго, пересекли ледник. Я уронила в трещину палку.   Достал её Дениска. Ещё раз спасибо ему.
Спустились. Как же хорошо в зелёной зоне! Коровы пасутся и лошади.

Остановились на ночь в лесу.   Недалеко чудная чистейшая горная река.
Вечером мимо нас прошёл пастух. Подошёл поздороваться. Похож был на Дерсу Узала, излучал добро и тепло. Почему-то я его запомнила.
Готовимся морально к следующему перевалу. Мы уже поняли, что здесь ВСЕ перевалы НЕ простые.

1 сентября
Идём на пер. Телеты.   Шли, шли и вдруг впереди увидели юрты и альп. лагерь Каракол, т.е. нашу начальную точку маршрута. Володя стал изучать карту ещё раз, понял, где мы должны были свернуть, но назад идти не захотел. Решил, что пойдём на перевал Аютор, который впереди. ( Описания этого перевала у нас не было.)
Что-то мне подсказывало, что мы в результате   не пойдём этот перевал. Странно, но я заранее знала это.
Крутой подъём в лесной зоне не вызвал затруднений.
Опять начинался дождь, и мы спрятались под раскидистое дерево.   Дениска достал верх палатки. Мы им просто накрылись. Сидели, болтали, пели с Володей песни. Здорово!

2 сентября
У подножия Аютор пережидали непогоду. В качестве воды использовали свежевыпавший снег.   На перевал не пошли…

3 сентября
Спустились вниз к альп. лагерю, пошли (потом поехали) в Каракол, приехали к Ханину.
На рынке купили всяких вкусностей, походили по городу.
Вечером славно посидели.   Дыня, которую Володя купил, была божественно вкусной!
Все фрукты сочные и сладкие, а помидоры – НАСТОЯЩИЕ!
Пока я ходила в душ, произошёл маленький инцидент.
Володя хотел оставшийся у нас газ продать Ханину. Тот готов был купить его   обратно   за 1 евро. Володя недоумевал от разницы в цене и   что-то доказывал.
Результат этой несостоявшейся сделки – нам не разрешили пользоваться чайником и газовой плитой на кухне.
Так что с Ханиным надо быть предельно внимательным.

4 сентября
На завтрак мы привычно грели чай на горелке во дворе. А к чаю   - салат из свежих помидоров и огурцов, персики и разные вкусняшки.
Денис сразу после завтрака уехал в Бишкек, а мы втроём пошли посмотреть на православную церквушку в Караколе

и мечеть в китайском стиле.

Потом поехали в музей Пржевальского. Очень ухоженный и красивый.

Прощание с Володей и Эллой, теплые слова и уже новые планы.
Одна я поехала на горячие источники в Аксу.
Довольна, удивлена, поражена. Бултыхалась часа 2, пока голова не закружилась.
Вечером – в Бишкек.

5 сентября
В Бишкеке смотреть нечего. Есть рынки вещевые и овощные.

ИТОГ:
В целом – всё здорово. Горы, небо, ледники, уют палатки, таёжный пейзаж внизу, и невероятно вкусный горячий чай из ледниковой воды.

Понравилось на Тянь-Шане   ОЧЕНЬ и я хочу туда   ещё!

Все мои фото этого   похода   можно посмотреть здесь.

arabidopsis, дружочек, жадность порождает бедность.

arabidopsis, дружочек, жадность порождает бедность. Что бы не дохли горелки, надо покупать не перезаправленные, а новые баллоны. Игорь Викторович качество местного газа улучшить не в состоянии. Что до "хамла", то это кто на что учился. У нас в этом году все было отлично. Пунктуально, корректно, для нас не дорого. Несмотря на то что погода нам устроила в этом году некоторые качели с графиком, Ханин отработал предельно четко. Отдельное спасибо персоналу ал Каракол, ребята хоть и молодые, однако справляются.

irina  (все отзывы), 05.10.2009

Ханин - редкосное хамло и жук. Крайне не рекомендую иметь с ним дел! Он продал нам паленый газ в 2006 году от которого сдохли все наши горелки. Вам еще повезло, что ваш газ оказался нормальным. А с погодой в этом году да, швах был. Мы на Киргизском ходили - жесть просто.