Горы мира > Камчатка >

Полёт в Долину Гейзеров

Читайте также на Mountain.RU

Ганальские Востряки – камчатские скальные пятёрки
«Путешествие на остров Беринга»
Баджальский хребет
Мутновский вулкан
Непройденные стены Камчатки
Weekend на домашнем вулкане
Траверс Ушковского вулкана

Камчатка. Что ассоциируется с этим словом? Вулканы, икра, медведи и, конечно, Долина Гейзеров. Долине посвящали восторженные стихи, множество людей мечтают побывать в ней, а когда её 3 июня 2007 года завалило селем, мировая природоохранная общественность застонала в прессе. На Долине делают имена и деньги. Долина это и бренд, и символ, и «чудо России», и «жемчужина Камчатки», а может и просто стереотип, точка на карте. В эту точку я отправился 15 сентября 2009 года. Это время года, пожалуй, самое красивое на Камчатке: свежий снег вершин, буйство осенних красок в долинах. Да и погода была «миллион на миллион». Поэтому я ожидал от Долины многого.

Вулкан Дзендзур с запада

Карымское озеро с 'клешнёй краба'

Карымский вулкан

Скажу честно, ожидания не оправдались. Да, полет сам по себе и достопримечательности по пути – долина реки Налычево, вечно действующий Карымский вулкан, Семячики, особенно по-осеннему пестрый Узон, впечатляют. А при облете Карымского так вообще салон вертолета наполнился сероводородным запахом его фумарол, из-за чего одна из попутчиц-иностранок от ощущения близости к Гефесту и связанного с этим восторга отчаянно махала руками и так же отчаянно улыбалась. Это все классно.

Кратерное озеро вулкана Малый Семячик

Большой Семячик

Но сама Долина… Безусловно, гейзеры – это гидрогеологический феномен. Для России Долина уникальна. Поэтому ее научно-заповедная ценность неоспорима. Кроме того, природа здесь 03.06.2007, как и прежде на Карымском озере за 11 лет до этого, поставила эксперимент по самовосстановлению экосистем - сама над собой. Это все любопытно. Тема для диссертаций.

Вертолётная площадка в Долине Гейзеров

Сель, похоронивший Долину Гейзеров

Долина Гейзеров: последствия селя

Долина Гейзеров: подпрудное озеро
и захлёбывающийся гейзер Большой

Долина Гейзеров: всё, что осталось

Долина Гейзеров: всё то, где водят туристов

Но эстетическая ценность Долины, в том виде, каком она предстала после схода селя и каком ее показывают туристам за немалые деньги, на мой взгляд, посредственна. Ведь летают именно в Долину и именно за это отдают порядка 25 тысяч рублей. Однако впечатления от попутных красот перевешивают впечатление от самой Долины. Апофеозом путешествия она для меня не стала. Настоящая красота понятна интуитивно, без заунывных пояснений экскурсовода или ученого критика. Красота – категория прежде всего эмоциональная. У меня было ноль эмоций. Мест с подобным антуражем на Камчатке немало.

Осенние краски Узона

Кальдера Узон - вид со смотровой площадки

Налычевская долина

Не зацепило! Пусть говорят, что чудесное озеро украсило Долину! Мне это озеро своим цветом и торчащими из него мертвыми деревьями напоминает хвостохранилище горно-обогатительного комбината, хрустальный гроб, в котором похоронили половину гейзеров. Пусть говорят, что природа полностью залижет безобразный шрам селя! До этого момента мы не доживем. Это все разговоры из области психотерапии - для самоуспокоения, и ради сохранения коммерческо-туристической привлекательности. Но сейчас Долина – это уже не то, и там практически нечего делать ( по крайней мере на том куцем настильном колечке, по которому водят туристов ). Так, отметиться, поставить галочку, воткнуть флажок в карту, сделать GPS -засечку…

Вулкан Ааг с севера

Вулкан Дзендзур с юга

Ааг, Арик, Корякский вечером

Корякский вулкан - вид на непройденный
северный гребень между ледопадами

Есть на Камчатке места более доступные, менее затратные, и совершенно точно более красивые, например, Налычевский природный парк, ближайшая к городу часть Южно-Камчатского природного парка (включая вулканы Горелый и Мутновский), а также царство высочайших действующих вулканов – Ключевской природный парк. Эти места рекомендую посмотреть.