Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Иван Комарицкий, Москва

«Идеальное путешествие». Киргизия, Центральный Тянь-Шань 2009

Москва-Алма-Ата-Бишкек-пос.Бостыри-пер.Тосор-гор.источник Джилу-су-оз.Тешик-Кель-хр. Терскей Ала-Тоо (г. Кара-Тер, перевал через гору – первопроход – пер. Джедаев)-пос.Темир-Канат-Боконбаево-Аксай (юрточный лагерь на мертвом озере)-Аксайские каньоны-Чолпон-Ата-Алма-Ата-Москва. Сроки: 26 июля-15 августа 2009.

После нескольких «акклиматизационных» дней в Бишкеке  и Чолпон-Ате, мы наконец-то выбрались  в горы. Задумка была простая –  пожить наедине с горами, отдохнуть от цивилизации, посмотреть новый район и по возможности совершить первопроход. Все это с лихвой удалось. Путешествие прошло идеально.

Введение

Выбор пал на озеро Тешик-Кель и близлежайший хребет Терскей Ала-Тоо после изучения интернета. Ни альпинистских ни треккинговых отчетов по этой местности не было найдено, пришлось довольствоваться несколькими упоминаниями района в отчете велосипедистов и водников и двумя картами: генштабовской километровкой (система координат 1942 г., издание 1988 г.) и картой 1:400000 Issyk-Kul map на английском, купленной в Караколе.

Описываемый маршрут  начинается от горячих источников Джилу-Су, из долины реки Учем-Чек (что находится на южной стороне хребта Терскей Ала-Тоо), который простирается за южным берегом оз. Иссык-Куль. На ту сторону хребта от Иссык-Куля в Джилу-Су можно попасть либо через перевал Тосор, либо через село Кошкорка. Дорога через Тосор короче, но из-за снега перевал не всегда бывает «проездным», поэтому прежде чем ехать следует разведать у местных. Транспорт нужно брать с четырьмя ведущими, так как «дорога» на стороне Учем-чека пересекает многочисленные горные речушки.

Накупавшись в  прохладных водах Иссык-Куля и напробовавшихся  местных лагманов, шорпо, бешбармаков, мант и прочих азиатских блюд, мы договорились с водителем нивы  Марсом ( www.kyrgyzadventures.com ) о заброске до Джилу-Су (кирг. «Горячая вода») через перевал Тосор (3.800 м.)

пер. Тосор

Перевал был открыт, и после шести часов дороги от пос. Бостыри мы оказываемся в долине Учем-чек (кирг. «Три сиськи» - вспоминаем фильм со Шварценегером «Вспомнить все»).

Переправляемся  через десятки речушек и ручьев, на пастбищах мирно пасутся коровы, лошади, овцы, яки...

Долина р. Учем-Чек

Ставим лагерь ниже Джилу-Су, на берегу р. Учем-чек напротив юрты пастуха Жылдысбека. Высота 3000 м.

Долина чудная долина...

Чабан вечером  подходит разузнать кто приехал  и очень радуется русской речи

- Русские?!

- Ага!

- Здорово! А  я думал немцы, тут ведь немцы  одни ездят

“Немцами” пастух называет всех иностранцев.  Действительно, долина и источник по всей видимости  раскручены в туристических гидах  Европы. За несколько дней мы встретили  группы французов, швейцарцев, немцев и группу из восемнадцатиголландцев на велосипедах в сопровождении камаза-вахтовки с перевозной кухней, туалетом и прочими европейскими удобствами.

Жылдысбек утром  помогает на коне переправится через  приток Учем-чека

Переправа

Идем на акклиматизационный выход на озеро Тешик-Кель (3.500м) (кирг. «Дырявое озеро». Собираем дикий лук, фоткаемся с невыданными по размеру грибами и уматываем от надвигающегося дождя.

Грибы «Дедушкин табак»

Погода не балует. Как сказал чабан «погода крутит», но ночь ясная, луна освещает бурлящее течение реки и окружающие снежные вершины, словно на картинах Куинжи.

Рерих?

Вечером Жылдысбек приносит свежую баранину. «Барашка камнем ранило. Пришлось добить. Кизяка мало – готовить не на чем», - так объяснил он свой подарок. В ответ дарим кисет табака и на ужин готовим ребрышки с рисом.

На источниках знакомимся с гостиприимными Бакытом и компанией туристов из Бишкека и Кошкорки.

2 августа –  День ВДВ

Мы идем ловить озерного османа*

Берем с собой  киргизского тайгана*

Делаем заброску* на озеро-дыру*

Успеем попарить ноги в источнике Джилу-су*

*Заброска –  рюкзак с продуктами, кошками  и прочими тяжелыми вещами, забрасывается  на следующую стоянку для того, чтобы разгрузить рюкзаки и  поднять груз в два этапа

*Озеро-дыра - Тешик-кель  – кирг. «Дырявое озеро». Вода  из озера стекает в подземный  колодец, а вытекает из-под  камней в середине горы.

*Осман- нечешуйчатая, донная рыба, водится в реках  и озерах, конкурирует с форелью.  Там где водится осман нет  форели и наоборот. На озере  ловится на закидуху, лучше на 2 крючка, т.к сразу можно поймать  две рыбы с одного заброса.  На реке – с поплавком

*Тайган –  собака, киргизская борзая

*Джилу-су –  термальный минеральный источник  c температурой воды 50С

Озеро Тешик-Кель, вид с пика Панорамный на юго-восток.

Заброску спрятали в скалах на озере. Случайно заложили туда же и термобелье Феича. Пошли  разведать следующее место стоянки. Пошел снег, Феич вспомнил о теплой одежде и очень ругался, когда  узнал, что оно под камнями  вместе с продуктами. Пришлось разбирать  и вновь собирать закладку. На спуске нашли рога архара и встретили  стадо яков.

После прогулки пошли покупаться в термальном источнике.

Термальный источник Джилу-Су. Вид снаружи

Ощущения незабываемые. Вода прозрачная, горячая, со дна поднимаются  пузырики, присутствует небольшой запах  серо-водорода. К воде постепенно привыкаешь, поначалу ноги паришь, потом из баклажки обливаешься, а под конец получается окунуться. Вышли распаренные и  усталые как после бани.

Вид изнутри

Вечером приехали Женя, Ежик и Вован. Привезли кальвадос, а мы приготовили курдак* из барана. Устроили пир по случаю дня ВДВ, хотя вдвшник среди нас был только Мишка.

*Курдак –  кирг. Блюдо из баранины с картошкой.  Кусочки баранины обжариваются  в масле с луком, потом варятся  полчаса, потом добавляют картошку, специи. Мы же для густоты добавили  риса. Получилось что-то среднее  между шорпо курдаком и харчо  – назвали объединенно – «шорчо».

После нескольких дней непогоды постави лагерь на Тешик-Келе. Здесь уже люди бывают редко, в основном, поднимаются от источника сфотографировать озеро и обратно. Либо через перевал, проездом. За три дня встретили чабана яков и двух французов с гидом из Кошкорки. Поднялись с Михой на близлежащую вершину 4000 м.

На вершине 4000 м. развернули подарок дочки - многофункциональное  полотенце-флаг

Ночью слегка присыпало  снегом, а с утра - посмотри в окно! под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце снег лежит!

6 августа погода наконец-то встала. Вышли в 8 утра с озера и дошли до ледников.

Прекрасное далеко – мы начинаем путь

Поднялись на 4015 м. Гору назвали пик Панорамный.

Вид с вершины на север, в сторону хребта Терскей Ала-Тоо

Вид на юг в сторону озера Тешик-Кель

7 августа пересекли долину Тешик-Кель на северо-запад и встали на последней зеленке под перевалом Новаторов (самоназвание), отделяющим долину от хребта Терскей Ала-тоо.

Долина Тешик-Кель – бедная растительностью, местами  заболочена. Растет дикий лук. Из животных – сурки, мыши. Видели беркутов и  диких баранов Марко-Поло с круглыми рогами.

Ночью – полнолуние, луна светит как фонарь

8 августа совершили разведку на перевал в хребте Терскей Ала-Тоо. От стоянки через перевал Новаторов (н/к) – по сыпухе наверх, по снегу вниз

Спуск

Далее - через сыпуху к ледниковому озеру

На ледник

От озера на перевал 4.100 м.

Подъем на перевал

Обход моренного кармана
Поднявшись на перевал увидели сложенный тур  и подумали, что вышли на перевал Суук-Тер (кирг. «Холодное место»), на самом деле, перевал Суук-Тер находится левее от вершины обозначенной на генштабовской карте как 4676 м., между ней и 4747 м. а мы поднялись на плечо Кара-Тер (кирг. Кара-черный, Тер -  место, отведенное в доме для почетных гостей. Все вместе переводится как «Черное почетное место».

Тур на плече Кара-Тер

Позднее,  чабан  Сатар рассказывал, что в этом году  очень много снега было, поэтому гора вся белая, а обычно – видны оголенные черные скалы, отсюда и название – Кара-Тер.

Белое безмолвие на вершине Кара-Тер

Там где мы спускались «офицально» перевала нет и по его словам чабана там никто и никогда не ходил – мы первые. Раз первые – придумали перевалу название:  перевал Джедаев.  Дул сильный ветер, решили подняться вправо по плечу на вершину Кара-Тер 4230 м.

С Мишкой на вершине Кара-Тер (4230м.)

Снегу наелись  – по колено, кислый, но вид с вершины  компенсировал.

Вид с вершины в сторону долины Тешик-Кель

Спускались по глубокому снегу дедовским способом – на пятой точке.

Спуск с вершины

По долинам и по взгорьям...

Ночью была гроза, облака висели прям над палаткой нам было «сыро и страшно».

10 августа совершили переход через Кара-Тер, хребет Терскей Ала- Тоо с рюкзаками.

В полной боевой выкладке идем на штурм перевала.

Перевал Джедаев (4100 м. ).
Спуск оказался сложнее, чем предполагали.

Повезло, что  было много снега, иначе не спустились бы. Спускались по стене по колено в  снегу,  утрамбовывали ступени, пяткой вперед, с палочками, периодически проваливаясь в трещины.

Обошли ледопад

Феич подвернул колено, но
мужественно вправил его
обратно, иначе было нельзя.

Спустились на ледник

Успешно обходим трещинки

Кара-Тер – пер. Джедаев

Далее - по леднику  и сыпухе до травяных подушек и  там встаем на ночевку в японском каменном саду. Такое ощущение, что  всю ночь кто-то наливает огромную ванну: где-то глубоко под нами – река сливается в подземное озеро

Киргизский кактус

11 августа спускаемся вниз. На спуске встречаем группу из трех туристов из Алма-Аты, которые советуют нам поехать в Аксай на Иссык-куле на Мертвое (соленое) озеро посмотреть на каньоны. Мы так и делаем. У реки Жерьи встречаем первых чабанов – Сатара с сыном.

Чабаны

Сатар рассказывает  названия гор и перевалов и  приглашает к себе в юрту  попить айрана. Его жена угощает  нас лепешками с салатом из  капусты. Еда! В юртах встречаем  путешествующую новозеландку –  конный тур с гидом, шесть недель по Киргизии. Облюбовали иностранцы Киргизию за дикие просторы, простую жизнь в юртах без телефонов и интернета, гостеприимных киргизов и бесподобную природу.

Кара-Тер из долины Тон

Прощайте горы, в суету городов и в потоки машин....спускаемся в местечко Темир-Канат. Тракторист везет по селу в поисках машины. Находим таксиста Алмаза на крутой копейке 81 года прошлого века. Пока он готовится в дорогу вокруг нас собирается полдеревни поглазеть на невиданных туристов. Охотники качают головами, когда мы им говорим о перевале Джедаев через Кара-Тер. Берем местное, «Шахтерское» пиво и отправляемся в новое путешествие.

А дальше был  ночной костер на диком пляже в 20 метрах от Иссык-куля, мертвое озеро, лечебные грязи, известняковые Аксайские каньоны, пляж в Чолпон-Ате с местными дынями, дискотека и многое многое другое не входящее в тематику данного сайта...

Аэропорт «А уезжай!»

И мы уезжаем. Домой, в ожидании новых приключений

Выводы.

Очень понравилась  Киргизия. Чувствуется, что в этой стране развивается туризм. Множество людей подрабатывает гидами. Рекомендую нашего проводника – Марса, у него есть автомобиль Нива и он неплохо говорит по английски. (www.kyrgyzadventures.com).

Тем не менее  остается еще множество неизведанных уголков, где еще не ступала нога человека. Приятно ощущать себя первооткрывателем.

Рекомендации.

С тыла к юртам не подходить.

Водку «Заначка от жены» больше одной бутылки  не пить.

Выучить ключевые киргизские фразы: Рахмат-Иштыкамес (спасибо-не за что) и вас будут принимать  за бишкекцев.

Прежде чем  фотографировать местных жителей - спрашивать разрешение и вообще уважительно относиться к местным традициям.

Заезжать в  ущелье лучше через перевал Тосор, но нужно заранее найти надежный транспорт – лучше буханку, вахтовку или ниву. Японки типа Делики не проедут.

На перевал  Джедаев необходимо брать веревку  – на закрытом леднике много трещин.

Да, и еще, если вы поедете на экскурсию в Григорьевское  ущелье на северном берегу Иссык-Куля знайте, что особой породы полосатых  киргизских осликов не бывает – красить лаком ослов придумали дети, чтобы привлечь внимание туристов!