Горы мира > Сибирь >

Ергаки. прогулки под стенами, Алексей Абрамов

Почему мы едем в Ергаки, Олег Хвостенко, В. Балезин

Скальный класс 2009, Сергей Дашкевич

Наши приключения в Ергаках начались еще до Чемпионата. Заброска на Светлое 12 июня порадовала отсутствием снега на тропе и поразила обилием его на скалах. Планируем закрыть Даше 2 разряд, выполнить 1, ну, и разлазиться. Собираемся на 4А на Птицу. Получается бабское отделение - Даша, Саша, Марина и я - инструктор.

Первыми лезут Даша и Марина, на гребне попадаем в туман и дождь. Вот тут пригождается и инструктор - сгонять на вершину. Ветер - аж сносит, но все нормально, спустились. Всем девчонкам закрыли 2 разряд! Приезжает Костя Обеднин. Он в шоке - запрещает ходить одними девочками. Ну и ладно, на 4Б собирается уже другое отделение, даже 2 мальчика есть. Начало 4Б на Птицу по косой полке - сейчас она в снегу и мы в кроссовках тропим 4 веревки. Хотелось бы ледоруб и кошки, да нету, зато есть скальные молотки!

Дальше по описанию напряженное лазание, пытаюсь полезть по мокрым грязным грядкам, но что-то не очень получается. Ладно, буду ИТОшить. "Катушки" (по описанию) лезет Даша.

В общем, пролезли все по-честному, никуда не срулили, всего-то на 4Б полторы веревки ИТО! И целый день хорошей погоды! Спустились - пошел град и радуга!

За неделю альпинистских сборов погоды было 1,5 дня. Надо нам еще две 5А залезть, но идет дождь, а вот и снег пошел и лег! Да, Сибирь и в июне многоснежная!:)

Суворкина Л.Д. с лагерем спускается вниз и мы тоже. Живем 2 дня внизу на базе у В.А. Лебедева (спасибо ему и Марине Юрьевне за приют!), смотрим все время на Тушканчик - ждем, когда снег растает. Все, пора наверх! Опять забрасываемся! А вот и Вова Гунько со своими альпсборами! И Лена с Аленой из Ростова - очень рада их видеть! На озере живет какая-то птичка. Никогда на Светлом таких не видела. Там же рыбы нет!

Опять идем на Птицу, уже на 5А (м-т Цыганова). Погода хорошая. Лезем по льду и снегу на перемычку - бьем ступени резиновыми сапогами. Смотрим куда спускаться, и все, не успели - конец погоде - налетел туман и пошел дождь. Посидели, подождали - бесполезно, надо идти вниз. Внизу решаем ехать по домам, потом вернуться. Даша возвращается раньше и идет 5А на Кант с Костей и Пашей. Я забрасываюсь 2 июля, где-то простыла - температура, насморк и т.д. На Светлое уже пришли Питер, Томск. Наши на 5А больше не собираются, придется мне с Дашей идти - надо закрыть 1 разряд. Утром еле соскребаюсь и плетемся опять на Птицу на Цыганова. Даша все время лезет первой, я еле телепаюсь на жумарах и помираю на каждой станции, кричать не могу - горло болит. Фу, залезли и закрыли Даше разряд, как раз успели!

Теперь можно и в Чемпионате поучаствовать! :) Только устали уже что-то. 4-го июля валим вниз в Белый город.

Потом встречи, открытие, семинар судей и переезд в Каменный город.

Там классные скалолазные трассы, толпа скалолазов, Школа и дожди.

Один день нормальной погоды пришелся на Школу. Трасса Школы не понравилась - сплошное ИТО, в Узунколе она была гораздо интереснее - длиннее, разнообразнее и много свободного лазания. Хоть мы и лезли предпоследние, ошибки все-таки были, стали 3-ми. Второму месту проиграли 1 минуту (0,07 балла), Маша с Настей (Питер) пролезли четко и без ошибок - молодцы - заслуженно первые. На следующий день стажируюсь на мужской Школе. Буду судьей 1 категории. Меня подвешивают на середину трассы и дают камеру. Я теперь еще и стажер-оператор. Лезут Москва, Питер и буржуи. Американцы лезут за 20 мин., ни одного лишнего движения, все четко и все свободным лазанием. Да, у нас другая техника - не хуже и не лучше - просто другая. Внизу Коля Наумов (директор Рок Пилларса) кочегарит настоящий самовар и топит снег на чай. :)

И опять идет дождь. Скалолазные трассы так и не полазила. Занимаем на 13 июля маршрут Черезова по камину Южной стены на Звездный. Четыре команды стартуют 12 июля, три - 13-го. Едем опять в Белый город и опять забрасываемся на Светлое. А палатка моя так там и стоит, аж с 12 июня! :)

Стоять решили не на Светлом, а выше - на озере под Звездным, чтобы на горы по болоту не ходить. Место замечательное - ровные площадки, вода, дрова.

У нас там бабское царство - почти все женские команды. Мужиков от нас сослали под Зуб Дракона и на Черное. Слегка "разбавили" - прислали В.И. Ларина, а потом и добрый доктор Селиванов с Настей пришли. Атмосфера благожелательная, все друг друга поддерживают, консультируют.

Маршрут Черезова по камину Южной стены на Звездный 5А пролезли довольно быстро. Загвоздка была только на пробке уже около гребня. Мы на нее и молоток кидали, и закладки, и Дашу впихивали в дырку, каску снимали-одевали, в общем, гнездо свили. Через час мучений "распечатали" - пролезли лазанием снаружи - все просто! И в дождь не попали!

На следующий день идем на 5А Лебедева по Центру Южной стены на Звездный. Подошли в 6 утра к нашей палатке со снаряжением (поставили ее под горой) и налетел туман и пошел дождь. Ну, видимо, не судьба, будем отдыхать. Все команды сачканули, кроме Томска. Отважные девчонки и лезут ведь по зеркалу! Вообще, Света Смайкина это отдельная тема. Лезет хоть свободным лазанием, хоть ИТО очень быстро и получает от всего удовольствие. Смайкина форевер!

Выпустились на маршрут Терентьева по зеркалу Южной стены 5Б на Звездный. Начали не очень удачно - я сорвалась в самом начале - выпадывает камень - лечу вроде долго, но даже пикнуть не успеваю, зато шуршу громко :), догоняю камень и стараюсь его удержать. Даша слышит мой полет, мечется, я повисаю на эксцентрике, камень летит дальше. Вот так монолитные Ергаки! Как говорит А.Пятницын - после срыва надо пролезть это место, чтобы не было психологического стопора. Ростовские девчонки обработали мои царапины и снова лезу. Начало, как обычно, по грядкам, потом ИТОшная щель и выход на монолитную стену без рельефа - 1,5 веревки на скайхуках. Скайхуки взяли с резьбой, Урал-Альповские, если их подбить, так можно даже для страховки использовать - крепко сидят, надежно. Пробойник, шлямбура стационарные и съемные нам также предоставила фирма Урал-Альп. Скайхучный опыт у меня не великий и спасибо за консультации Олегу Хвостенко, Денику Прокофьеву и Вове Гунько.

В начале есть шлямбура (10м), потом спиты и чем выше, тем больше расстояние между ними, даже съемный шлямбур забила. И главное - не пропустить когда заканчиваются уши. Пролезла на скайхуках карнизик и еще метров 5 и, подойдя к спасительному спиту обнаруживаю, что ушей больше нет - лезу вниз лазанием, как и поднималась до предыдущего спита. Господи, страшно то как! Фу, а вот и спит! Бесценный опыт: лучше бы его не было! :) Долезла до станции и налетел туман, пошел дождик. Пока Даша жумарила дождь закончился, даже подсохло, дальше ИТО по щели, потом еще скайхуки перед выходом на полку. Пролезла полверевки и пошел дождик посерьезнее, где-то громыхает. Я стою просто в водопаде. Включается инструкторский инстинкт - по такой погоде не лазят, надо позвонить кому-нибудь. На связь выходит Шабалин П.Э. Советует линять вниз. Ну, что ж, линяем - от грозы на стене да еще с железом не спрятаться и скайхучить по мокрым дыркам страшно. А гроза прошла мимо. В лагере встречает Татьяна Ивановна. Утешила и супчиком вкусным накормила. Спасибо ей большое!

Маршрут Балезина 5Б на Западную стену Звездного начинаем вечером, дождя нет, но ползет туман, скалы мокрые.

Даша пытается идти лазанием, поскальзывается и повисает на закладке. Ну, вот, первый срыв. С боевым крещением! :) Пролазим 2 веревки - встречаем Волгу на большой полке. Лезем еще полторы веревки, темнеет, становимся на ночевку под большой карниз.

Между камней всовываем палатку Рок Пилларс (удачная конструкция, универсальная!), но растянуть ее не получается. Можно спать без касок и беседок, примостив тельце между каменюг. Волга на связи, они где-то рядом, зовем их в палатку, у нас есть газ и еда, как-нибудь потеснились бы. В Узунколе 10 человек помещалось в двухместную, но они так и не пришли.

Просыпаемся под активный стук дождя, туман. Карниз какой-то дырявый - льет как из ведра. Интересно, как там парни? Выходим на связь, слышим Волгу, Питер (Вискова), Игоря Кавуненко. Парни все полезли. Мы пока подождем - у нас пока все есть. Питер спускаются вниз, Волга вылезли на вершину и предлагают нам помощь - они нам скинут две веревки, но до них надо еще полверевки пролезть. Парни промокли и замерзли, и нас еще ждать. Они спускаются, им на встречу вышли спасатели. Даже завидно - нас встретить некому. Поживем до утра - может дождь закончится. Наши жизненно важные запасы иссякают - еда, газ, спички, палатка промокла (надо было растянуть), сидим в луже, холодно. Фотик намок и умер. Утром надо валить или вверх, или вниз. Еще и рация села. Домерзли до утра, все так же - дождь, туман. Совещаемся - лучше вверх, хоть не заблудимся, а если вниз, то можно просто ехать домой. Даша молодец, не падает духом. Первой лезет Даша, меня на страховке колотит крупной дрожью, но я лучше одета, придется терпеть. Прилазим к камину, одеваю скальники, стенки мшистые и скользкие, хочется ИТОшить, да негде. Прошкрябалась с горем пополам и дождь вроде закончился. Ноги просто отмерзли, опять лезет Даша. Ну вот и вершина. Вниз по 3Б, с базой общаемся тонами, туман, ничего не видно. Спустились, и туман рассеялся. А в лагере нам доктор налил лечебной микстуры и Николай Николаевич принес вкусняшек. Ляпота! Павел Эдуардович, справившись о нашем здоровье у доктора, и, услышав: "Несколько побиты", сказал нам отдыхать. Ну да ладно, пойдем тогда на Светлое за едой и в баню.

И опять идем на Лебедева по центру Южной стены 5А и опять на Звездный. На первой веревке блудили все. Неужели и мы тоже? Да, и мы тоже! :) Я полазила туда-сюда и, хорошо связь - консультируюсь с Ростовом. Да, туда лезу. И опять мокрые грядки. И опять ИТО. Неужели тут Деник лез соло лазанием? Просто монстр! :) Перед верхом сходятся несколько маршрутов и мы встречаем Москву и К2. Дождь идет уже во-всю и, конечно, туман. Со Cветлого говорят спускаться по Канту и вместе. "Маша, подождите нас, мы не знаем спуска!" Даша лезет следом за жумарящей Машей. "Нет, мы же замерзнем". Москва тоже спуска не знает, но будем их ждать - вместе блудить веселее! :) Идем на вершину, а с Черезова вылазят Питерцы. О, здорово, они знают спуск! Дюльферяем уже в ночи под дождем тремя командами и все хорошо, даже весело, потому что мы не одни. 3 часа ночи, а в лагере горят фонарики, нас встречают, поят чаем, здорово!

День сурка! Идем на зеркало Терентьева! :) А что делать? Уже почти все команды его пролезли - самый дорогой маршрут. Надо бороться до конца, за любое место! Одну веревку пролазим с вечера, потому что на следующий день его заняли питерские девчонки. Утром начинаем вместе с Питером - мы жумарим, они лезут. Погода хорошая - солнце, только ветер холодный. Все уже отработано, только вот пробойник я уронила, хорошо Настю не задела.

На полку вылезла и пополз туман. Дальше долазит Даша. Место встречи изменить нельзя - встречаем К3! Лезем следом. А вокруг молнии сверкают и громыхает. Жумарю с верхней страховкой и, вдруг, лечу! Фу, зависла! Что такое, Даша? Током ударило, как от розетки! Ну, еще с одним боевым крещением! Интересно, мы уже во все катаклизмы встряли или еще что-то осталось неизведанное? Вылазим на гребень, спешим на вершину, буквально натыкаемся на К3, сидящих в позах эмбриона - Алена пыталась пробиться на вершину - бесполезно - долбит не по-детски. Откидываю подальше от себя железяки, они, почему-то, летят к К3. А вот и связь. Разрешают не идти на вершину и надо выключить рацию, даже поболтать нельзя! Дождя еще нет, и хочется вниз. Ну, пойдемте уже, опять мокнуть! Плохо быть физиком (Алена)- груз знаний не дает двигаться. Начали дюльферять по Канту и подошли К2. Спустились в тумане и в дожде. А вот и темнота подкралась. Лагеря не видно, связи нет, ползем куда-то по скользким каменюкам. Точно! Мы еще в темноте в тумане не спускались! Опять что-то новенькое! В лагере разбираю железо, не хватает 2-х эксцентриков, стоппера, петли. Даша говорит, что на этом была сделана заключительная станция. А я ее просто забыла! :) Бывает же - это все гроза!

На первопроход по правой части Южной стены Звездного 5А мы лезем уже третьи. Первые - томички, вторые - К2. Маршрут интересный, разнообразный, много свободного лазания и довольно трудного, но грядки тоже есть. Две веревки это практически подход, но надо страховаться - скользкие грядки, сам маршрут 4 веревки. Туман наполз на 2 веревке, меняться не стали - успеть бы до дождя, лезет Даша. На третьей веревке есть переходик с одной щели на другую - метра 4 без рельефа - это ключ. Альпинистская фантазия безгранична - каждый лезет так, как может. Смайкина дотянулась фифой, Борисова забила спит (и тут же сломала его :).

Мы за чистоту скал и новый спит забивать не будем - пролезем на скайхуках. Объясняю Даше как на них лазить. Она бьет две дырочки (замазывать их не стали :) и пролазит. Заключительная веревка ИТОшная - фифо-якорная. Теперь Даша "специалист широкого профиля" - на скайхуках научилась лазить и на фифах. С "железом" она начала лазить с марта, за год выполнила КМСа. Просто "фабрика звезд". Наверху встречаем иркутян, снизу слышно Смайкину, где-то уже рядом Лена Медведева с Ромой Брыком. Ждать их не будем, хочется до дождя успеть вниз. Иду, забираю нашу забытую станцию. И валим вниз по 3Б. Успели!

У нас еще 2 дня и из оставшихся маршрутов, что мы можем лезть, мультипитч 5Б занят, заявляемся на Птицу на 5А Раилко, а потом надо идти первопроход 5А тоже на Птицу. Балезин собирается прийти к К3 обсудить планы. Прошу его в очередной раз нарисовать первопроход, а то мы К3 не всегда видели, как они лезли - туман был. Хочется побороться хотя бы за 4 место. Но ему не до нас : нас просто нет. Два дня льет дождь. Мы не пошли на гору.

Вот и закончился Чемпионат. В Ергаках мы пробыли больше 1,5 месяцев. Расчет на то, что в конце июля погода будет лучше, чем в начале, не оправдался и команды, начавшие 13 июля, а не 12 оказались в конце протокола (не попали в "унисон" :). Мы словили все природные катаклизмы, народная примета: идем на гору, значит к дождю,- срабатывала всегда. Мы пролезли 5 дорогих маршрутов на Звездный. Скорость восхождений у нас была хорошая. Быстрее пролазили только томички. Маршруты, как и Маше Ивановой (Питер), мне не понравились - если лазание - то по грядкам, если чистые скалы - то ИТО. Однообразие какое-то. Единственный стресс - это по зеркалу Терентьева. Видимо, такое надо пережить в своей жизни, даже интересно стало и уже не страшно - если в будущем на маршруте будут скайхуки - мы уже готовы. Для парней это банально, но мы же девочки! :) И марафон - это не интересно. Хочется лазить сложные маршруты максимально быстро. И еще хочется на большую, красивую, сложную гору.

Вот так!

Спасибо нашим спонсорам - НПО "Рок Пилларс" за снаряжение и палатку, фирме "Урал-Альп" за скайхуки, пробойник и шлямбура, фирме "Баск" за теплые поларки. Спасибо тренеру Н.Н. Захарову за портеров и за вкусняшки.