Горы мира > Алтай >

Автор: Светлана Шупенко, Алтай

«Восхождение на вершину «Белуха Восточная»» или «Как я карабкалась на Белуху»

Читайте также на Mountain.RU:

Затмение на Диком Западе
“Вот и белая Белуха именинница!”
Пособие для начинающего альпиниста. Восхождениe на г. Белуха (октябрь 2000)
Белуха - Гора-Мечта

Алтай - Высокогорье. Фотоальбом. Светлана Шупенко

«Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес»…

На днях, возбуждённая и нетерпеливая, сообщая радостную новость всем встречным близким людям, как ребёнок, который впервые сам завязал себе шнурки, сам умылся и сам выпил рыбий жир и теперь желает похвастаться своими достижениями, я влетела в редакцию нашей местной газеты, радостно выпаливая её сотрудникам, моим приятелям: «Ребята, поздравьте меня! Я сбыла мечту! Я была на вершине Белухи!» И в ответ слышу: «Ого! Поздравляем! Готовь рассказ!»

Признаться, я немало смущена, потому что, во-первых, перевести мой водоворот эмоций после похода в слова и предложения я вряд ли смогу, так как в голове горными козлами всё ещё скачут впечатления, не желая укладываться на ровные полочки стройной памяти. А во-вторых, я однозначно поняла: первое восхождение – это как первый прыжок с парашютом, когда ты скомкано и нервно взлетел-прыгнул-приземлился, и вот ты уже твёрдо стоишь на земле и понимаешь, что ничего не успел понять и почувствовать. Тут же необходим второй прыжок, и ты снова бежишь к самолёту.… Поэтому, чтобы осознать происшедшее, как минимум, необходимо повторное восхождение. А посему заранее прошу прощения у читателя за сумбурность письма и отмечу, что, пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвело не само восхождение на пик Белухи, а первая встреча с ней и духовная подготовка к восхождению.

Я давно была влюблена в гору Белуха. Сначала заочно, по фотографиям путешественников и по картинам художников. А затем я увидела её «вживую» (2003-2004). Как? Сначала я просто сильно ЗАХОТЕЛА. А затем мысль начала материализовываться, и магнит Белухи заработал. И тут началось интересное: откуда-то из пространства, я сразу же начала «обрастать» единомышленниками-путешественниками, впервые идущими к Белухе. И вот через три дня вокруг меня образовалась группа из нескольких человек, желающих увидеть прекрасную Кадын-Бажи (одно из алтайских имён горы Белуха). И чем было дальше, тем было интереснее: все эти люди были из разных точек России, и, как положено, на Алтае у них началась так называемая «чистка», то есть часть группы с зелёными лицами, со слабостью, головокружением и поносом слегла прямо у меня дома, отказываясь двигаться куда-либо дальше. Вторая часть группы с теми же симптомами слегла по пути, в Усть-Коксе, в домике гостеприимных хозяев, где мы ночевали. И, наконец, оставшаяся часть людей рухнула в Тюнгуре, рядом с базой «Высотник», категорически отказавшись от встречи с прекрасным, а именно с Белухой. И мне, не знающей дороги, оставалось лишь банально начать «приставать» к группам туристов, следующих на Ак-Кем, со следующей просьбой речитативом: «Здравствуйте, меня зовут Света, я художник, фотограф, интересный человек, пою, танцую, играю на комузе, рассказываю анекдоты, готовлю пищу на костре, но у меня нет палатки и я не знаю дороги на Ак-Кем. Возьмите меня с собой к Белухе!».

Люди смеялись, соглашались, и, таким образом, используя свою недюжинную интуицию, я была закреплена за группой людей, впоследствии, как нельзя кстати, оказавшимися одними из руководителей организации « Ленальптурс» и базы «Высотник». Короче, мне, как всегда, крупно повезло. О лучших проводниках нельзя было и мечтать. Вот что значит – сильно ЗАХОТЕТЬ.

Наш маршрут пролегал по молочно-изумрудной реке Кучерла. Два дня активной ходьбы, тревожно-нервного ожидания встречи с горой закончились тем, что когда я, преодолевая тяжесть рюкзака и земное притяжение, наконец, вскарабкалась, на перевал Кара-Тюрек (в переводе с тюркского «Чёрное сердце»), не зная, что я увижу с него, и, обогнув край скалы на перевале, я, невероятно уставшая, подняв тяжёлую голову, неожиданно для себя вдруг увидела НЕЧТО – сразу за скалой передо мной во всю свою мощь и во всё великолепие растянулся огромный, белоснежный и фантастический Катунский хребет! Вся панорама Ак-Кема лежала перед моими ногами, далеко внизу, захватывая дух настолько, что дыхание моё перехватило, ноги сами собой ослабли, и я, упав на колени, от неожиданности и взрыва впечатлений просто разрыдалась, смеясь и плача, прикрывая рот обеими руками, стесняясь собственной слабости и нелепости положения. Природа, подхватив мою эмоциональность, моментально поменяла настроение, поднялся сильный ветер, набежали чёрные, тяжёлые тучи, туманом окутывая перевал и людей на нём. Тогда я вспомнила слова алтайского художника-живописца Бориса Суразакова: «В горах нельзя быть слишком эмоциональным!»

Ребята, перекрикивая ветер, встревожено кричали мне:

- Света, что случилось? Нога?

- Нет!

- Рука?

- А что с тобой???

- К р а с и в о ! ! !...

Несколько минут все громко смеялись. А затем команда:

- Плакать будешь потом, все быстро вниз! Нас вот-вот накроет снегом!

Я бежала вниз, всё ближе и ближе к Ак-Кему, и мне было обидно, что я не успела радостно поплакать. Ведь не так часто ты плачешь от счастья…

Отступление и небольшая характеристика горы: Гора Белуха - самая высокая точка Сибири, взлетает вверх двумя вершинами, Западная Белуха (4440м) и Восточная Белуха (4506м). Ледниковый панцирь Белухи дает начало истокам реки Катунь. Острые пики Белухи, сверкающие массы льда, отвесные каменные стены завораживают и внушают любому путешественнику восхищение и трепет.

По одному из бытующих в Азии преданий, гора Белуха – это будущая Северная Шамбала, страна мистическая и закрытая для посторонних. Эти места связаны с именем Н.К. Рериха и ежегодно привлекают в поисках просветления сотни путешественников. Издавна Белуху считали священной. Коренные алтайцы близко не приближаются к своей святыне, они считают ее прибежищем грозных сил и боятся даже смотреть на нее. По их поверьям на Белухе обитает Умай - богиня тюрков. Существует предание, что именно отсюда великий Будда - Гаутама пришел в Индию (иногда очертания сидящего в лотосе Будды видны под вершиной Западная Белуха.) Староверы считают, что где-то рядом находится счастливая страна Беловодье, попасть в которую может не каждый. По другим поверьям от Белухи прямо до Эвереста идет энергетический мост. Кроме того, считается, что именно здесь находится центр Земли, энергетически связанный с Космосом. Многие верят, что Белуха — место, энергетически связанное с Космосом. Они уверенны, что это - «пуп» Земли. Именно так прозвали Белуху за то, что она равно удалена от трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского, и что она может давать людям заряд бодрости и здоровья.

Белуха – далеко не самая высокая гора в мире, но, тем не менее, по степени опасности она в числе первых. Ледники спускаются так низко, что практически весь путь к вершине проходит исключительно по льду и снегу, а активное движение воздушных масс вокруг этой горы приводит к очень быстрому изменению погоды, но эта контрастность, как заряженная батарейка, и привлекает к горе огромное количество природной энергии.

Существует немало известных альпинистов, которые смогли покорить многие вершины мира, но которые так и не смогли взойти на Белуху… (Честно говоря, я очень не люблю это словосочетание - «покорять вершины». Вершину не покорить, это невозможно. Вершина лишь может либо позволить подняться на неё, либо нет).

Итак, после того, как я увидела Белуху «вживую», я взяла за правило ходить к Её подножию хотя бы раз в году. Но моё трогательное отношение к Ней с примесью язычества не давало мне повода даже помыслить о восхождении на её вершину. Да и в силы свои я, честно говоря, не верила. Ну ладно парашютные прыжки, ну дайвинг – ещё куда ни шло, но альпинизм.… И только в прошлом году, когда я провожала группу друзей на вершину, стоя на леднике у подножия перевала Делоне, я почувствовала, что Белуха «разрешила» идти НА неё. Глядя на удаляющуюся группу вверх, на перевал, я ощутила вдруг в воздухе такой резкий и насыщенный запах необъяснимого содержания, такой тонкий, вкусный и настолько зовущий, что желание побежать за ребятами вверх было непреодолимым. Слёзы брызнули из глаз, дыхание перехватило, ощущение восторга и беспричинной радости переполняли сердце. Я поняла – я готова… (В те дни ожидания группы с вершины, проведённые мною у самой стены Белухи, произошло ещё много интересного, что можно было бы назвать знаками. Но об этом я промолчу…)

И вот, наконец, август 2009-го и я снова стою у Ак-Кемской стены… Раннее утро, четыре часа утра, чёрное небо, полная луна прожектором освещает, так называемые, Томские стоянки, над Делоне висит огромный Сириус, и гигантская стена Белухи как будто бы светится изнутри голубым сиянием. Оба пика возвышаются над стеной, будто башни фантастического замка, и их самое остриё легко и нежно укутаны облачками, словно боа.

Рядом со мною мой друг и бессменный руководитель группы альпинист Александр Кузнецов, он же Сан Саныч, и его товарищ, Александр Пасмуров, собирают палатку, готовясь к восхождению, пока я, принимая неестественные позы, целюсь сонным фотообъективом в вершины сумрачных гор. Неподалёку шуршат палатками ещё несколько человек из коммерческой группы, идущей на восхождение вкупе с нами. Итого двенадцать человек, восемь из которых – практически «чайники», включая меня, и четыре инструктора на всех.

Я не стану описывать восхождение в виде технического отчёта. Расскажу лишь об ощущениях. Хотя всё же считаю своим долгом отметить: всё альпинистское снаряжение, типа обвязки, жумара, «восьмёрки», карабина, ледоруба, «кошек» и другой техники – для меня было совершенно новым и очень интересным. Сказать, что всё это было очень необходимым для продвижения по ледникам, снегу, трещинам и бергршрундам значит – ничего не сказать. Скажу лишь, что ледоруб стал моим ближайшим другом и товарищем на ближайшие несколько дней. Жумар я полюбила всем сердцем за помощь на подъёмах. «Восьмёрку» я бесконечно уважала за помощь на скоростных спусках. А «кошки» я совершенно искренне расцеловала каждую в отдельности в последний день похода, как и обещала, когда надёжно вгрызалась их когтями в жёсткие ледники, не боясь соскользнуть, провалиться, разбиться (ну, или - почти не боясь). Хождение по ледникам через трещины в связках – также давало ощущение надёжности, что немаловажно, когда ты идёшь по снежным мостам.

И так я опишу лишь несколько эпизодов, которые наиболее врезались в память:

Эпизод 1 . «Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела»…

На прохождении крутых перевалов буры вкручиваются в склоны, прямо в лёд, навешиваются верёвки («перила») и люди, как обезьяны, кто ловко, кто коряво карабкаются вверх, врезаясь «кошками» в лёд и осыпая ниже-ползущих осколками льда и фирна, больно бьющих по лицу, если те не успели отвернуться и пялятся вверх, вслед уходящему, в надежде услышать заветное: «Перила свободны!»

Кричать нужно очень громко, иначе тебя не услышат, и движение затормозится, а инструктора придут в негодование. Но уж что-что, а кричать-то я умею - глотка натренирована. И когда я кричу хорошо поставленным голосом почти оперной певицы, рядом стоящие сотоварищи зажмуриваются и хохочут.

При прохождении каждой последующей веревки организм прогревается до пота, дыхание сбивается, и встреча с буром, на «станции», радует, как встреча с лучшим другом – здесь тебя ждёт остановка и передых, если не забудешь встать на самостраховку. Неловкое движение - и тебе, если повезёт, лететь до следующего бура или, если не повезёт, непосредственно в бергшрунд, который ты благополучно-неуклюже переполз десять-двадцать минут назад. Но жить хотят все, а тем более «чайники», и поэтому все благополучно минуют перевалы.

Перевалы приятны тем, что при прохождении через них, во-первых, открываются новые великолепные виды, во-вторых, ты понимаешь, что одним перевалом на пути к вершине уже меньше, а в-третьих, можно передохнуть и при необходимости перекусить. Делается это примерно так: хотя карманы твои и набиты перекусом, делать это, как правило, некогда, и поэтому, к примеру, если ты уже успел снять и упаковать «кошки» быстрее других, то быстро набиваешь рот шоколадом и смесью из кураги, орехов и снега. Всё – ты сыт и подкинул организму необходимый калий и другие микроэлементы. Хорошо, если ты успеешь подкинуть это и другим рядом стоящим с тобой организмам, тогда не будет ныть совесть и не будет ощущения, что ты – горный хомяк. (Кстати, в течение всего похода ты съешь ещё немало снега, такого вкусно-безвкусного, но приятно освежающего.)

Эпизод 2. «Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой,

Там поймёшь – кто такой»...

Золотые слова. ТАМ становишься тем, кто ты есть. Все маски слетают, и твоё истинное лицо обнажается всем. Идя в связке, чувствуешь ответственность за товарищей, связанных с тобою одной верёвкой. А, проваливаясь в трещину, боишься не только за себя, но и за то, что потянешь за собой остальных. Мы видели друг друга без масок. Я и раньше не раз замечала этот эффект в горах в самых различных компаниях – спадание масок. Но в наиболее экстремальных условиях это особенно прозрачно и ясно. Человек как будто бы оголяется. Результаты могут быть непредсказуемыми. Но эффект заканчивается сразу же, как только человек спускается вниз, на базу. Маски возвращаются на свои места – на свои родные лица…

Тот самый, с которым ты, не задумываясь, пойдёшь в разведку, оказывается рядом с тобой именно тогда, когда ты спотыкаешься, падаешь, когда стоишь в растерянности, не зная, как перепрыгнуть трещину, ручей. Именно в этот момент из пространства протягивается его (её) крепкая рука и вытягивает тебя из трудного положения. Причём уверенно, без суеты и с юмором: «Ну вот, опять спаслась!»… Потом он поможет починить твою расслабившуюся «кошку», отстав ради тебя от группы, потом выведет из бесконечного лабиринта бездонных трещин, когда кажется, что выхода из него нет, а затем отдаст свой последний лейкопластырь для твоих сбитых пальцев ног… СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА!…

Эпизод 3. «Кашу без тушёнки есть нету больше сил,

Ну кто же мне в палатке на морду наступил?»…

На седле Берельского, перед восхождением, устанавливается штурмовой лагерь. Здесь ты ночуешь перед восхождением на вершину и после него. Суровость климата, отрицательная температура, ветер, сквозняком пронизывающий палатку, всё это сплачивает коллектив внутри самой палатки. Усталость, жажда, голод утоляются быстро, не выходя из палатки. «Ну что, сначала чайку?» Протягиваешь руку под палатку, зачерпываешь снег, кидаешь в кастрюльку на газовой горелке, туда же спрессованный из кармана лист смородины и бадана с Аккема, и через несколько минут уже громко швыркаешь горячим, ароматным чаем, причмокивая и прикрякивая от удовольствия. Сразу же влазишь в спальник и забываешься на час. Сквозь сон слышишь все разговоры в соседних палатках справа по-немецки, слева по-украински, сзади русским матом чей-то гид объясняет, как закреплять палатку в снегу. Через час: «Ну что, супчику?» Никуда не двигаясь, находясь в том же спальнике наполовину тела, снова протягиваешь руку под палатку, зачерпываешь снег, кидаешь в кастрюльку, затем туда же пакет супа, и через несколько минут хлебаешь божественный суп-харчо, вприкуску с чесноком и салом, хрустя ржаными сухариками. «Ну что, снова чайку?» - и всё по новой…

А потом ты выходишь под звёздное небо в импровизированный туалет, состоящий из снежной стенки, отделяющей тебя от взглядов лагеря высотой сантиметров в сорок, и прикрывающей тебя, сидящего, лишь по пояс, и, философски глядя в бездонную черноту небесной сферы, думаешь о бренности бытия, справляя нужду. И пока ты морозишь над снегу и ветру оголённые нижние части тела, прямо над тобой пересекает небо густой и сияющей полосой Млечный Путь, и черкают по небу, оставляя за собой яркие мазки, как на холсте, шустрые метеориты. Опускаешь удивлённые глаза на лагерь и изумляешься ещё больше: светящиеся изнутри туристические палатки, наполовину закопанные в снег, на фоне тёмно-синих гор и чёрного неба выглядят как заблудившиеся НЛО! Звёздные узоры быстро меняют своё положение в небе, и ты вдруг понимаешь, что ВСЁ ЭТО движется и летит в огромном пространстве: и «туалет», и ты без штанов, и палатки, и горы, и вон те огромные толщи льда, под отрицательным углом свисающие с боковых скал, и тот оттаявший недавно труп альпиниста, лежащий здесь с 2005 года после схождения лавины, и вообще вся планета, как космический корабль летит сквозь просторы космоса.… В дополнение ко всему из-за гор вываливается тяжёлая, жёлтая луна и освещает всё вышеописанное ярким, холодным, неоновым светом... Ну скажите мне – где, в каком туалете, какого города мира вы сможешь увидеть и прочувствовать такое?!?...

Пронизанный насквозь жизненной философией, ты бредёшь в палатку, поддерживая штаны, залазишь в холодный спальник, моментально согревая его собой, и засыпаешь, утомлённый и счастливый, с мокрыми носками на тёплом пузе.… Снятся трещины…

А рано утром, в сухих носках, но в мокрых ботинках ты идёшь на вершину, оставив палатку-НЛО где-то далеко внизу, чтобы снова вернуться…

Эпизод 4. «Весь мир на ладони – ты счастлив и нем»…

На подходе к вершине, на перевале Белухинский, Белуха, вдруг, имея на то свои причины, показала характер: поднялся сильнейший ветер, норовя сдуть людей с гребня, снежная крупа больно била в лицо и царапала кожу, облака белым туманом залили путь так, что порой переднего в связке не было видно, и верёвка уходила в «молоко». Все крики уходили в никуда. Ветер относил любые звуки, вырывая их прямо из глотки.

Двигаемся быстро, погода диктует свои условия, на осмотр панорамы нет ни секунды, малейшая заминка и верёвку натягивает впереди идущий. Ещё хуже, когда верёвка провисает, удлиняется и ветер относит её в сторону, за гребень, цепляя за выступы и камни средь снега и льда.

Преодолев последние сотни метров гребня, интуитивно догадываемся – мы на вершине. Мы – первая тройка. Что дальше? Заминка.… Останавливаемся, переглядываемся – можно конечно пройти ещё немного вперёд в поисках знаменитого ледоруба с буддистским колокольчиком, видимость на три-пять метров вокруг позволяет, но, памятуя о том, что буквально несколько дней назад прямо отсюда, с вершины, упал, сорвав карниз, парень из Самары, всего-то чуть-чуть отойдя от колокольчика, чтобы сделать фото на память, желание двигаться наощупь пропадает. Мы на вершине, это очевидно, остальные связки, возможно, не пошли из-за непогоды и ждут на перевале, ждать нельзя, вперёд двигаться неразумно, прочь амбиции, нужно срочно спускаться, никто не знает, что может выкинуть Белуха. И как когда-то - снова некогда всплакнуть от счастья, нужно срочно вниз.

Начали спуск, в голове бьётся мысль: «Господи, что же такое нужно было подумать, чтобы Белуха скинула тебя прямо с вершины?!»… Вдруг вспоминаю: я же хотела сыграть на комузе на вершине горы! Чушь, это невозможно, я и не достану его из замерзшего кармана, и выбьет из рук ветром, и не будет слышно звука даже мне. Нет, вниз. Стоп! Я же ещё хотела оставить на вершине монету с гербом республики Алтай, так сказать заякориться. Останавливаюсь, дёргаю за верёвку, кричу, что есть силы: «Сто-о-ой!» Не слышат. Напрягаю горло: «Сто-о-о-ой!!!» Оборачиваются:

- Что?!

-Сто-о-ой!

- Что-о-о?!?

Торопливо лезу во внутренний карман за монетой, улетает перчатка, ловлю.

- Сейча-а-ас!!!

На ходу ловлю снова улетающую от меня перчатку, вытираю ей сопли со снегом, кидаю монету, хватаю ледоруб, спешу вниз, надевая перчатку: «Идее-о-ом!» Навстречу – следующая связка, орут: «Дошли??» Орём: «Да!!» Обходим их и вдруг один из нашей тройки, скромный, добрый и ответственный парень, неожиданно отстёгивается от нас и пристёгивается ко второй связке, орёт: «Я с ними! Я должен дойти до колокольчика!!» … «Ой, - думаю, - нехорошо это. Амбиции. Белухе не понравится. «Должен.»… Кому должен??»… (Амбиции – такая вещь, что если их сам не ломаешь, ломают их в тебе… Лучше сам…)

Иду вниз. Мама дорогая! А там, в разрыве облаков, где-то глубоко внизу, ВСЯ РЕСПУБЛИКА под ногами!!! Бесконечные цепи гор, лежащие друг за другом, сползающие ледники, тёмные полосы дождя и снега над всем этим! И до меня доходит: я выше всех высот Сибири и Алтая!!! Я забралась сюда! Я смогла! Я сбыла мечту!

Чувство восторга смешивается с чувством ужаса: теперь главное – благополучно спуститься, не поехать по склону, не позволить ветру сдуть меня с гребня. Ледоруб - наготове, кошки – плотно в склон, сквозь снежную кашу в глазах вижу, что девушка, идущая впереди меня так и норовит съехать со склона на пятой точке, как и я совсем недавно.     На перевале Белухинский нервничаем, погода ухудшается, вокруг молоко, в него и спускаться. Инструкторы, отважные люди, едва сдерживаясь в выражениях, снова и снова напоминают нам о правилах спуска на «восьмёрке», и мы скользим вниз, от верёвки к верёвке, неуклюже перепрыгивая через бергшрунд, всё больше обрушивая его края и расширяя его. Скромный, добрый и ответственный парень падает прямо в трещину, зависает в ней, и мы, пристёгнутые самостраховкой, волнуясь, следим как почти без паники он пытается выбраться наружу. Прекрасная и сильная Ксюша, наш гид, самоотверженно и совершенно спокойно выговаривает: «Расслабься и передохни. Зарубись кошками. Используй ледоруб»…

«И с тех пор ты стала близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Первый раз, меня из трещины вытаскивая,
Улыбалась ты, скалолазка моя»…

Парня вытаскивают. Все облегчённо вздыхают и скользят ниже.… Ещё несколько трещин пересекаем удачно, и, продвигаясь всё ближе к лагерю с оставленными палатками, понимаем, что уходим из непогоды, видимость значительно улучшилась, непогода осталась позади, далеко наверху. И вдруг впереди, как добрый маяк - радуга! Хороший знак! Фотографирую уставшим, промокшим, замёрзшим и запотевшим фотоаппаратом сказочную картину, снимаю рюкзак, «кошки», набиваю рот фруктовым батончиком, курагой и орехом, запиваю холодным настоем смородины, жимолости и аскорбиновой кислоты, надеваю рюкзак и, вкусно чавкая, спускаюсь в лагерь, то и дело многократно проваливаясь по колено в размокший снег. Радость переполняет, плетусь, падая и проваливаясь, громко пою: «Не кочегары мы, не плотники…» Вижу в снегу какой-то микро-баллончик. «Опять мусор?» Поднимаю, читаю: «Освежитель дыхания», кто-то обронил. Удивляюсь, смеюсь, нажимаю фиксатор и пшикаю в глотку мятную свежесть, затем снова шагаю, проваливаюсь и громко пою… Эйфория, однако…

В лагере замечаю: то ли от усталости, то ли от гипоксии, то ли от обезвоженности, или эйфории, а то ли от всего вкупе я слегка «торможу» в действиях. И, расшнуровываясь, прямо из палатки Сан Саныч громко и чётко даёт мне указания – что и за чем делать: «Света, слушай сюда: ставишь ледоруб. Снимаешь рюкзак. Снимаешь каску. Снимаешь обвязку…»… и т.д.… И наконец заветное: «Ну что, сначала чайку?... А потом супчику!»…

Эпизод 5. «Не верьте измышлениям, что человек - не птица»…

«А, духовность, парень, точно, чтоб ты не сказал –
Это если весь свой мусор за собой убрал»…

Человек – удивительное создание. Казалось бы – он не приспособлен природой для глубин, вершин, и т.д., но был всюду, во всех уголках планеты. Он не имеет плавников, как рыба, но он может погрузиться туда, куда рыбы не заплывают он не летает как птица, но может забраться туда, куда птицы не залетают. Везде и всюду он оставил свои следы, флаги, колокольчики. «Здесь был Вася». Он ставит перед собой цели, всё сложнее и сложнее, и добивается успеха. Вперёд! Вверх! Осилить. Покорить. Во взгляде гордость. В бороде сосульки. Руки в боки. И при всём этом пафосе за спиной этого Человека по всей тропе полосой тянется … его мусор. Мусор – это то, что меня поразило, опечалило и огорчило до глубины души. Просторы снегов, вечные льды, величие гор, хрустальные наледи, и то тут, то там вытаивают на чистейшем снегу блестящие обёртки «Сникерса», останки пакетов, женских прокладок, и просто мусор, который этот Сильный, Красивый и Гордый Человек просто не хочет нести вниз, ему лень, и он оставляет его на тех местах, к которым стремился, о которых мечтал, о нетронутости и девственности которых он будет красиво и пафосно рассказывать друзьям и родственникам, вернувшись в свою родную «цивилизацию»… Несочетаемые вещи. В моей голове одно с другим не сходится…

Эпизод 6. «Зайдём в этот терем торжественно-скромный,
Который в народе часовней зовут»…

Дай Бог здоровья тем, кому пришла в голову идея о строительстве Ак-Кемской часовни, и тем, кто её строил. Я говорю о часовне Святого Архангела Михаила, что была воздвижена у подножия горы Белуха в память о погибших в Горном Алтае спасателях, альпинистах и туристах. Я читала в прессе о том, что многие алтайские старейшины отрицательно отнеслись к факту сооружения православной часовни у подножия высшей точки Сибири горы Белухи, или Кадын-Бажи. Но там, в горах, поверьте на слово, не думаешь о национальности религий. После нелёгкого спуска с обнажённого, абсолютно открытого Ак-Кемского ледника, изрезанного лабиринтом трещин, в условиях непогоды с плохой видимостью, после многократного то одевания, то снимания «кошек», с избитыми коленями о камни морены и курумника, невероятно уставшая, я, с радостью и вздохом облегчения, отыскала взглядом ещё едва уловимый, где-то далеко впереди, в густом тумане, силуэт одинокой и маленькой часовни. Стоит ли описывать радость встречи с этим островком надежды средь живых валунов и непогоды? Мы ввалились в часовню, как к родной маме и бухнулись на её чистые, белые, кедровые лавки. Мы тяжело дышали и нам было стыдно, что с нас на чистый пол стекают лужи воды. Но было так хорошо, так мирно. И каждый мысленно благодарил Всё и Вся за то, что гора с миром отпустила нас. Бывало и похуже.… Лишь через несколько часов выяснилось, что отставшей части группы пришлось переночевать прямо в часовне, т.к. всё тот же скромный, добрый и ответственный парень сломал руку на подходе к ней. И позже было очень неуютно оттого, что ты уже в тепле, на нижней базе, покушал горячего и отогрелся в бане, а часть людей в это время сидит в часовне, средь непогоды и дождя со снегом, и, хлебая чай, слушает музыку шумного Ак-Кема и грохочущих камнепадов за кедровыми стенами…

Но закончилось всё очень и очень благополучно, и вот я сижу в своём домике, за написанием сего рассказа, абсолютно счастливая и очень довольная всем и собой, не смотря на небольшое количество йода, бинта и мази Вишневского на некоторых частях моего тела.

И в заключение я прошу только об одном: умоляю, не спрашивайте меня – зачем я хожу в горы, и что я там потеряла…

«Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал…»…

ПС: Фотоальбом с восхождения на г. Белуха лежит здесь.

Светлана - спасибо за отчет!

Прочитал отчет и, как будто, искупался в ваших эмоциях и энергии и за это спасибо!!! Вы заметили это: захотел - получил почувствовала - и поняла - готова! Здорово! Всего Вам доброго и множество творчества по жизни!

Новых вершин!

Светлана, отличная статья!!!! Вы молодец!!!! все очень живо, интересно. Удачи Вам! новых вершин!

Молодец девушка

Много раз был на горе, но ощущения всегда как будь то это первый раз. Желаю Вам, Светлана, заболеть альпинизмом по настоящему.

Молодец, Светлана!! Горжусь Вами!

Не буду говорить (повторять), что все Ваши описанные эмоции - правда. Ведь это действительно так! Я была на Белухе как раз в середине июля 2009г.: и ураганы, и дни отсидки в "молоке", и хотьба в туалет на самостраховке, - все было. Но, главное, не это в памяти. Главное - это Ты на Вершине Белухи. И только потом, в палатке, ночью, в спальнике, обнимая самого близкого человека, тихо плачешь, а в голове бьется одна счастливая мысль: ОНА вас пустила. и отпустила..живыми.

СПАСИБО

СПАСИБО, ЧТО ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН РОМАНТИК ГОР, ЧТО ЕЩЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ДОКАЗАЛ СЕБЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ЧЕМ МОГ ВЧЕРА, ЧТО БЕЛУХА ПРИНЯЛА И ОТПУСТИЛА...

ну и ну

Сделано хорошее дело,оформленное в отличную статью. Значит, в действительности все было ещё лучше! А что касается полемики-все как в жизни! Кого-то твои успехи радуют,кого-то напрягают.Все равно никто не отменит желание новичков сходить просто в горы или сразу на Белуху. Неважно в составе коммерческой группы или с знающими друзьями,готовыми взять отвественность за новичка на себя,сделать что-то за него. Все равно у некоторой части сходивших в горы возникнет желание рассказать об этом, написать. И это хорошо! Хорошо, когда ходят и делятся впечатлениями. Желаю автору новых походов и впечатлений. В том числе опубликованных!

когда ты не первый

9/10 - Спасибо за вашу пояснительную реплику. Узнал о ваших тяготах с интернетом. Но все же пожелал бы вам ПО ВОЗМОЖНОСТИ быть не только писателем, но и читателем:)

7/09 - На моей памяти за истекший год - с окончания прошлого летнего сезона - это уже третья публикация о путешествии к Белухе, написанная представительницей лучшей половины человечества (заметки Ольги Цепалкиной №3077, Елены Шмидт №3149). По-моему, эта заметка уступает тем двум: те более непосредственны и натуральны. Насколько я понял, Светлана сотрудничает с прессой. Что стоило - чисто профессионально - при написании собственного материала - просто взять и щелкнуть в опциях МРу: "Горы мира" -> "Алтай"? Это дало бы возможность подметить достоинства того, что на эту тему уже есть, и устранить отдельные "вкусовые" недостатки в том, что хочешь привнести ты. (Может, автор так и поступила, но...) И второе. Автор пишет, что она художник и фотограф. Определенно в пользу этого приведенные снимки. Но вот их куцый формат - 300 х 500 - это форменное насилие над живым организмом читателя. Этот формат хорош для превью, но не для собственно "вью". Такая скупость - она, что, от опасения, что какой-нибудь ушлый пройдоха потырит этот фото-эксклюзив и сделает на нем бизнес? Тогда лучше 150 х 200 - точно не потырят.

Ни о чём

Стоит человеку чуть раскрыться, написать эмоциональную статью о прочувствованом, так сразу и отзывы совершенно различного характера. Готова - значит сходила и вернулась, жива-здорова, никого не подвела (судя по-всему), чего еще надо. Очень хотела - все сложилось удачно, в смысле "заскочила в нужный поезд". По первому разу, действительно, часто везет, главное, чтобы потом "не заносило". А то, что кого-то "корёжит" в горах, хоть от своей группы, хоть от чужой - бывает, наверное... . Статья живая, спасибо.

и это ты называешь готова?

когда все снаряжение для тебя новое и интересное, хотя это понятные и логичные издержки коммерческого альпинизма. Не думаю что правомерно. готова только встать на поводок и идти куда поведут. причем без возможности обеспечить поддержку и безопасность партнерам по связке. зато сколько пафоса "Я готова". И Сан Саныч у вас своим поведением только хаос вносил в движение группы. ПС мы прошли на день раньше вас, еще по хорошей погоде.

два коммента

По поводу первых впечатлений. Люди, будьте снисходительны. Это очень хрупкая вещь. 2Андрей Анреев: А вы когда-нибудь видели НЕМРАЧНУЮ коммерческую группу? Я - нет. 2Андрей Волков: если честно, то прокладки на маршрутах заколебали. Такое ощущение, что их ОСОБЕННО не любят уносить. А разлагаются, гады, плохо. В отличие от ТБ.

Ох-охо-хо, бедные вы несчастные

Я не уверен, что это та группа, Но та, что шла с нами тоже шла с Высотника по предводительством Ксюши. Так уж напишу. Мы (я, и дети 17 и 12 лет) поднимались 16 июля, на вершине попали в грозу, жаль не увидели панорамы "всего мира на ладони". С нами поднималась коммерческая группа))) На редкость мрачная группа попалась. Ни здрасте, ни до свиданья, ни привета моим мальчишкам, блин ни разу такого не было, что бы взрослые детей не поприветствовали, тем более в таких местах. На Томских эта группа вела себя просто безобразно, не стыдно "альпинисты"? Развлекаться до 2 ночи блин, а потом еще трындеть чуть не до утра, и мешать спать, хотя мы куда раньше их пришли, и устали не меньше, а точнее куда больше, поскольку все барахло тащили от Катуни. Хотя что с них взять, рашики - они и в турции и на Алтае - рашики, ничего кроме себя вокруг видеть не желают. И "инструктора" Ксюшу я понимаю не очень. В то время как, при их то скорости подъема-спуска, налетевшей непогоде и том, что на них было надето, надо было бежать с вершины, она зачем то их туда упорно тащила. Коммерческие, да? Надо завести любой ценой, что бы претензий не было потом. Учитывая, что они спускались только до нашей платки (на ТКТ) больше 4-х часов (е-мае, уж темно стало)!!! и это при том, что гроза ушла давным-давно, не представляю что бы было, если бы мело подольше((( Да уж досталось им наверху. Я специально скипятил термос чаю, думал кто совсем замерз, пусть хлебнут кипятка, ведь от ТКТ вам еще до Барельского тащится. Смотрю идут люди замерзшие - шевелятся тока глаза, хотите чаю говорю. Ксюша ответила за всех - дойдем, мол. Мол дошли конечно, но нахрена тащится через лавинные выносы, экономя три минуты и пару метров перепада, когда уже протопана дорога понизу. Вообще - не экономил бы силы у ребят, нихрена не стал бы с ними ночевать в домике.

Личное впечатление

Очень эмоциональный и искренний рассказ.Судя по описанию,на вершине Белухи вы не были-это повод ещё раз вернуться туда в более хорошую погоду:).После выхода с гребня надо по горизонтали пройти ещё метров двести и будет довольно крутой подьем длиной 110 метров,потом направо метров 50 до колокольчика.Белуха великолепна неким ощущением необыкновенного эмоционального подьема,который я почувствовал еще на ББС.Считаю это самым главным,и удары в колокол больше ничего к этому не добавили.И если она вызвала у вас такие эмоции,то может быть и неважно,что вы до вешины конкретно не дошли.Эмоции важнее.

Класс!

Читается на одном дыхании. Автору определенно повезло с Белухой, но надо отметить, что сильная мотивация делает чудеса. Молодец девушка, давно не получал такого удовольствия от прочитанного.

Мих (все отзывы), 03.09.2009
Эмоциональный рассказ!

Насчет мусора – все абсолютно верно: культура поведения на природе хромает. Однако, по поводу прокладок, – вопрос спорный. Куда же их девать – складывать в отдельный пакетик? В таком разе, нужно уносить с собой и использованную туалетную бумагу, а в идеале – и замороженные продукты жизнедеятельности. Что касается диалогов с горой, восприятия каких-то особых знаков, которые якобы послала гора, дав следующим годом «добро» на восхождение, и т.д. – мое мнение, что эти явления у автора выражаются слишком бурно. Излишнее одушевление, обожествление горы может сыграть злую шутку: в какой-нибудь неприятной ситуации сознание, вместо того, что бы принимать конструктивные решения, вполне возможно, начнет выдавать концерты. Вдруг появится некий голос в голове, который начнет твердить, что, мол, непогода – это месть горы за какой-то проступок, что выхода из этой ситуации нет и гора, как ни крутись, возьмет свое. Вариантов, что может вообразить себе искаженный гипоксией, угнетенный ситуацией рассудок – сколько угодно.

Светлана, вы МОЛОДЕЦ!!!

Светлана, вы МОЛОДЕЦ!!! Завидую белой завистью. Я обожаю горы, но решиться на такой сложный поход, наверное не смогу. Прочитала ваш рассказ и мурашки по всему телу...даже дрожь в коленках, как- будто сама побывала там и вместе с вами пережила все эти эмоции... Спасибо!

Мне понравилось!

...ВСЁ ЭТО движется и летит в огромном пространстве....Здорово!!

Сильно!

Молодец,Светлана! С первого раза и на Белуху! Не каждому так везёт.Сколько там был,но так ни разу и не получилось.То спасработы,то стройка... Самое сильное и весёлое выражение: «Расслабься и передохни. Зарубись кошками. Используй ледоруб»… Обязательно постараюсь узнать,как зарубаться кошками. А часовню строил Голодный Сергей,он работает в спаслужбе МЧС Республики Мурлындия,если что. У него давно ещё, в Ак-Кеме, сын утонул. Есть даже пик Саши Голодного,првда не квалифицированный. Как идёте на Томские, так он слева,после поворота на пер.,который между п.Борис и гребнем на п.Титова. Пичок острый и снизу до верху идёт трещина (камин). Очень логичный и красивый скальный маршрут.Рекомендую,будет желание.