Автор: Мария Сдобникова, Москва

«Штрих» - новый мультипитч на Фишт

В июле 2009 был  пробит мультипитч «Штрих» на г.Северный Фишт (2160м) по Западной стене.

Шаферов Сергей (Белоруссия) и Сотник Максим (Россия, г.Белгород) за неделю пробили маршрут  снизу вверх.

В мультипитче  6 участков (примерно 150м), самый сложный – предполагаемо 7а+.

Веревка R3-R4 – перестежка по провешенным и оставленным перилам (специально сделано для безопасности, т.к. данный участок представляет с собой крутую травяную полку).

На каждой веревке  от 6 до 9 промежуточных шлямбуров.

Все станции оборудованы петлей AQ и карабином. Спуск подразумевается дюльфером, длина каждого участка не превышает 25м.

После пробивки осуществлено чистое прохождение маршрута командой.

Рекомендуемое снаряжение:

- веревка 50 м

- оттяжки 10 шт

- самостраховка  с муфтованным карабином

- 2 муфтованных  карабина для станции

- каска

- восьмерка или  любое страховочное устройство, подходящее и для дюльфера (последнему  на двойной веревке)

- система, скальные  туфли, магнезия.

Еще раз: на маршруте на каждой станции два анкера, оставлена петля и немуфтованный карабин.

Приблизительное время прохождение маршрута двойкой: в среднем 3 часа (включая спуск).

Пролаз

Описание  мультипитча «Штрих»

(категории указаны предварительно, после второго прохождения будут уточнены):

R0 – R1 25м 6с

R1 – R2 25м 7a\6c+

R2 – R3 25м 7a+\7b

R3 – R4 перестежка по имеющимся перилам 20м

R4 – R5 25м 6b\6b+

R5 – R6 25м 6c

Из альпинистских  маршрутов на Западную стену Фишта  (примерный перепад стены 500 м) пока существуют всего три:

по внутреннему углу, маршрут Андрющенко 2002, официально повторенный в июне 2009справа по стене, первопрохождение зимой 2009 командой Ростова и, наверное, самый сложный маршрут - Вити Афанасьева 2006, еще не повторенный, идет по стене, слева от внутренних углов.

Линия для мультипитча «Штрих» выбрана по совету Вити Афанасьева и так, чтобы не мешать альпинистам совершать новые красивые первопроходы.

Мультипитч идет по второму внутреннему углу (правее маршрута Андрющенко) и заканчивается на середине стены.

Маршрут проходит по правому углу

Сергей и Максим на последней станции думали, лезть дальше или нет и даже пробовали, но решили закончить на R6, т.к. выше просматривалась неинтересная и небезопасная веревка травы и огородов, потом сильное и разрешенное нависание с довольно сложным лазанием, заканчивающееся большой полкой. Желающие пробить дальше – you are welcome!

Подготовка снаряги

Старт

Шаферов Сергей

Макс проходит вторую веревку

Вторая веревка

Максим Сотник

На дюльфере

Кроме того, изначально был вариант не вылезать на полку (которая пересекает всю стену поперек) в связи с безопасностью – на нее падают камни. Полка не очень видна на фотографиях, но она есть.

В итоге почти  весь пробитый мультипитч защищает сильное  нависание сверху.

Что, конечно, вовсе  не избавляет от необходимости касок (предупреждение для лихих скалолазов).

Фото Шавкуновой Елены

Углы с другого ракурса

Погода

минимум половина маршрута проходит в лазании по внутренним углам, часто ноги в трение. Поэтому не рекомендуется прохождение маршрута в сырую и мокрую погоду. Состояние стены отлично видно снизу при подходе. Также сделаны наблюдения, что после дождя минимум 2 дня маршрут сохнет.

Вообще погода менялась каждые часа 2. За неделю мы наблюдали сильные грозы, сильные ветры (сносившие водопад на Западную стену), тишину и безмолвие, ясную погоду.

Фишт промок

Мокрая стена

погода

Мокрая 5а андрющенко

Пролаз третьей веревки

МЧС и связь.

Несмотря на то, что маршрут полностью пробитый и больше относится к скалолазной, чем к альпинистской активности, пожалуйста, не пренебрегайте сообщить о своих планах в отделение МЧСа (расположено в Майкопе). Телефон дежурной части: +7 928 239 0580, городской: (88772) 52-32-01.

На стене и  под стеной хорошо ловит Мегафон, с большим трудом МТС и вообще нигде не работает Билайн. Местную сим-карту можно приобрести в Майкопе или Апшеронске (в небольших поселках по пути она не продается).

География, дорога, стоянка, заповедник и прочие рекомендации

Массив Фишта  расположен в Главном Кавказском хребте и является границей между Краснодарским краем и Адыгеей.

Подъезд к Западной стене Северного Фишта осуществляется со стороны Краснодарского края.

Подход под западную стену С.Фишта простой, место называется – Водопадный.

Слева от Западной стены падают два водопада и стоит гора Пшеха-су.

Примерная карта.

К водопадам  совершают поломничество много  туристов, которые также гуляют на перевал Черкесский (справа) или Майкопский (слева).

От дороги до стены пешком идти около 20 минут по хорошей тропе.

Заезд под гору осуществляется по грунтовой дороге из Краснодарского края, дорога идет от пос.Черниговское.

Нас подвозил нанятый  УАЗик, тел. водителя +7 918 46 76 571 Георгий (живет в г.Апшеронск).

Дорога так  себе, джипы, уазики и легковушки, которые  не жалко, проезжают без проблем. Во время дождя дорогу слегка размывает.

Дорога упирается  в поляну, от которой начинается территория Кавказского заповедника. Чтобы пройти к стене или к водопадам, необходимо получить пропуск в заповедник. Пропуск оформляется на месте (стоит кордон) и стоит 100р в день (точнее стоил, т.к. после нашего отъезда дошли слухи, что подняли цену до 300р.).

Оплачивая нужную сумму и получив пропуск, Вы можете идти дальше, ставить лагерь.

Лагерь целесообразно  разбить около большого камня  по дороге к водопадам (большой камень там один, стоянка очевидна). С водой проблем нет.

Будущее.

Район Фишта  именно со стороны Краснодарского края очень интересный для развития скалолазания: новые мультипитчи на Сев.Фишт и Пшеха-Су, короткие скалолазные дорожки на стенки около Фишта (например, если подниматься в сторону перевала Черкесский, то слева на склонах Главного Фишта множество неосвоенных стенок под дорожки) или болдеринговые камни там же.

Пшеха-Су

Пшеха-Су издалека

Главный Фишт

Стенки Главного Фишта

Идеологи, спонсоры и консультанты проекта.

Основным идеологом и спонсором проекта является Федерация Скалолазания России в лице Дмитрия Бычкова и Сдобниковой Светланы. В рамках развития нового скалолазного района в Гуамке, было предложено пробить мультипитч на гору Фишт (от Гуамки до Фишта около 40 км).

Огромное спасибо  Афанасьеву Виктору за консультации по району, по Фишту, а также за помощь и связями с МЧС и с заповедником. До сих пор для нас не ясен вопрос, чтобы мы делали, если бы не Витя.

Компанией Alpine eQuipment (AQ): http://www.alpine-equipment.ru/

были предоставлены шлямбура и петли на станции, а также компания AQ давно является личным спонсором Сергея Шаферова, поэтому и личное снаряжение было использовано тоже AQ.

Компанией Milwaukee были предоставлены перфоратор и генератор.

Также спонсором  ФСР является компания RedFox: www.redfox.ru

А личными спонсорами Шаферова Сергея являютсякомпания The North Face: http://www.thenorthface.com, предоставившим всю одежду для восхождения, и компания Scarpa: http://www.scarpa.net/, чьи скальные туфли в очередной раз подтвердили свое качество.