Материал подготовлен: Анна Пиунова, Mountain.RU

6 августа 2009 года умер Риккардо Кассин

Риккардо Кассин (Riccardo Cassin), один из величайших альпинистов двадцатого столетия, скончался 6 августа 2009 года в своём доме неподалёку от Лекко, на севере Италии. Он дожил до 100 лет.

Риккардо Кассин родился 2 января 1909 года в Сан Вито аль Тальямето (San Vito al Tagliameto/Friuli), после смерти отца он в поисках работы переезжает в Лекко. Днём Риккардо вкалывает по 12 часов, а ночью ходит на занятия в школу. Очень быстро из простого рабочего он становится директором фабрики.

За год до смерти, на вопрос, как он себя чувствует, Кассин, сидя в кресле-каталке, широко улыбался, ответствуя, что он счастлив тем, что жив и что всего четыре года назад тридцатиминутная его зарядка включала подтягивания и отжимания.

В возрасте 85 лет  Риккардо пролез 5.10b, Luna Nascente в Валь ди Мело. В 78 лет он, к пятидесятилетнему юбилею со дня первопрохождения, поднялся на Пицц Бадиль, причём сделал это дважды за неделю, потому что «чувствовал в себе силы».

До начала занятий альпинизмом, Риккардо Кассин видел себя боксёром, три года посвятив боксу.

В начале 30-ых годов прошлого столетия Риккардо организует группу “Пауки из Лекко» (Ragni di Lecco), группу, проповедующую экстремальный альпинизм, по воскресениям они ходят маршруты неподалёку от города, поднимаясь на такие вершины как Резегоне (Resegone, 1877м) и Гринья (Grigna, 2,177м).

«Денег не было, поэтому мы с друзьями скинулись по пять центов, купили верёвку и несколько карабинов. Восьмером привязываться к одной верёвке – не самая лучшая идея, тогда мы решили установить очередь, первая двойка лезет наверх, потом скидывает верёвку вниз, следующая двойка её ловит и поднимается, и так далее. Безумные :-)»

В 1931 году Кассин прокладывает свой первый маршрут Cassin-dell'Oro Route на Медале, возможно, ныне самый популярный маршрут по альпийским известнякам.

В 1934 году он проходит маршрут новой категории VI по юго-восточной стене Чима Пикколиссима ди Лаваредо (Cima Piccolissima di Lavaredo) и со своими постоянными напарниками Марио Деллоро и Джиджи Витали (Mario dell'Oro, Gigi Vitali) делает 11-ое восхождение по Комичи на Чима Гранде (Comici, Cima Grande).

Gasherbrum IV

«Однажды я улетел на 40 метров, это был самый глубокий срыв за всю жизнь, мы лезли на Гринью по Дито Донес (Grigna, Dito Dones, итальянская 6a+/5c/A0, или 5.9 A0/5.10c) с моим дорогим другом Марио Де Оро, a.k.a. Бога, я лидировал довольно сложный участок, когда вдруг сорвался, успев крикнуть: «Держи!». Но Бога был слишком занят, раскуривая сигарету, а я всё летел, казалось, бесконечное время, и наконец врезался в стену. С той поры с Марио я больше не ходил. Мы остались друзьями, но если он лез справа, я предпочитал слева».

Grandes Jorasses

Как лидер «Пауков» Кассин ставит целью пройти три (самые известные сегодня) итальянские северные стены, и несмотря на плохие погодные условия, недостаток средств и снаряжения – спальные мешки, самодельные кошки, примитивные верёвки, стальные крючья -  в 1935 году совершает два восхождения, которым суждено стать классикой: по юго-восточному ребру Торре Триесте (Torre Trieste) и первопроход по северной стене Чима Овест ди Лаваредо (Cima Ovest di Lavaredo, по итальянской классификации VIII°/VI°, A0 или 5.11d/5.9 A0) в итальянских Альпах. Его 500 метров по Чима Овест ди Лаваредо включают нависающие участки, технические потолки, требующие большого количества крючьев. За 60 часов, которые длилось восхождение, случились три жутчайших грозы, добавивших объективных опасностей.

www.cassin.it

В 1937 году он проходит северо-восточную стену Пиц Бадиля (Piz Badile, итальянская VI/V+ oblig, или 5.9/5.8) в швейцарских Альпах, во время этого восхождения Кассин принимает участие в спасработах, помогая спуститься итальянцам Марио Молтени и Джузеппе Вальсекки (Mario Molteni, Giuseppe Valsecchi), проведшим неделю на 800-метровой стене. Маршрут на Пицц Бадиль он повторит – по разным поводам – несколько раз, последний – в 78-летнем возрасте.

Но настоящую  славу ему приносит первопроход 1938 года по Walker Spur на Гран Жорасс (Grand Jorasses, итальянская V+, или 5.7), 82-часовое восхождение, до сих пор считающееся одним из наиболее значимых, из совершённых в период между двумя мировыми войнами.

«Три женщины определили мой успех в жизни, без которых я бы не стал тем альпинистом, каким стал. Это моя мать, Эмилия, она готовила мне, моя сестра Джина помогала мне с магазином, подменяя в выходные, что давало возможность ходить в горы с друзьями, моя жена Ирма, она шила и штопала мою одежду для восхождений, засиживаясь за этим занятием до часу ночи»

После окончания  Второй Мировой войны он приступает к разработке нового снаряжения, и по праву считается одним из отцов-основателей современной альпинистской индустрии.

В пятидесятые  годы Кассин начинает путешествовать по свету, от Каракорума до Аляски, от Кавказа  к Андам. Он принимает участие в разведке на К2, возглавляет экспедицию, которая приведёт Бонатти и Маури на вершину Гашербрума IV (7925м), делает первопроход по южной стене Денали и первопроход в перуанских Андах на Джиришанку (6126м) по западной стене. За Денали он получает поздравительную телеграмму от президента США Джона Фицжеральда Кеннеди.

Его последним  серьёзным проектом стала экспедиция 1975 года, когда большой командой, включающей таких Виртуозов, как  Гонья, Месснер и Пиусси (Gogna, Messner, Piussi), они делают попытку восхождения по футуристической южной стене Лхотзе. Тогда им удалось подняться до высоты 7500м.

спасибо, Игорь!

Наверное, стоило упомянуть и то, что во время Второй Мировой войны Риккардо Кассин возглавлял отряд партизан.
26 апреля 1945 года его лучший друг и лучший напарник Витторио Ратти был убит во время перестрелки с немцами.
Кассин был с Ратти на первопроходе Чима Овест ди Лаваредо и на Пиц Бадиле и всегда вспоминал: "Ратти был единственным, кто не отставал от меня. Он был очень стойким в горах"

спасибо!

спасибо за впечатляющий материал!