Автор: Ларетин А.Ю., Москва
Отчет о горном туристском походе 4 категории сложности по Центральному Кавказу
Часть 1.
1.Справочные сведения.
1.1 Справочные сведения о маршруте.
Маршрут: т/б «Чегем»-пер.Зеленый (1А)-л.Тютюргу-пер.Шаурту В.(2А)-л.Шаурту -т/б «Чегем»-р.Кулак-пер.Бодорку(2Б)-л.Башиль- т/б «Башиль» -л.Джайлык-пер.Донкина(2Б)-л.Юном-в.Кичкидар(2Б)-р.Куллумкол-АУСБ«Уллу-Тау»-с.В.Баксан–р.Кыртык-пер.Джикаугенкез(1Б)-л.Джикаугенкез-л.Бирджаллы-л.Микельчиран-в.ЭльбрусЗ.(2А)-л.Уллукол-л.Карачаул-л.Уллучиран-пер.Балкабаши(1А)-р.Уллухурзук-с.Хурзук.
Протяжённость маршрута 179 км.
Продолжительность 24 дня
Пройдено перевалов 6
Из них 1А - 2 1Б - 1 2А - 1 2Б – 2
Совершено восхождений на вершины 2
Из них 2А – 1 2Б - 1
1.2 Сведения о группе.
N п/п |
ФИО |
год рожд. |
Опыт |
1. |
Ларетин Александр Юрьевич |
1956 |
6Р Фанские
горы |
2. |
Федосеев Юрий Владимирович |
1984 |
3У Ц.Кавказ
2Б альпинизм |
3. |
Демидова Евгения Николаевна |
1984 |
3У Ц.Кавказ
2Б альпинизм |
4. |
Нефуков Юрий Николаевич |
1983 |
5У Ц.Кавказ
3А альпинизм |
5. |
Фадеева Ольга Александровна |
1981 |
4У Алтай
3А альпинизм |
6. |
Лобанов Иван Викторович |
1983 |
3У Ц.кавказ |
7. |
Лобанова(Тарасова)
Мария Александровна |
1983 |
2У З.Кавказ |
8. |
Кочнев Валентин Константинович |
1983 |
4 У(пешеход.)
Приполярный
Урал |
1.3 График движения.
Дата
|
Дни
пути |
Участки маршрута |
Км. |
Погода |
22.07 |
1 |
Т/б «Чегем»-первая ступень долины |
1 |
Вечером гроза |
23.07 |
2 |
Подъём по долине р.Уллукурхчу |
4 |
Вечером гроза |
24.07 |
3 |
Пер.Зеленый (1А) –л.Тютюргу |
4 |
Ясно |
25.07 |
4 |
Пер.Шаурту В.- л.Шаурту |
5 |
Ясно |
26.07 |
5 |
Л.Шаурту –мост через р.Тютюргу |
10 |
Ясно |
27.07 |
6 |
Дневка |
- |
Вечером гроза |
28.07 |
7 |
Т/б «Чегем» - подход л.Ю.Чат |
8 |
Ясно |
29.07 |
8 |
Пер.Бодорку (2Б)-л.Башиль |
5 |
Вечером гроза |
30.07 |
9 |
Л.Башиль – т/б «Башиль» |
15 |
Ясно |
31.07 |
10 |
Дневка |
- |
Вечером гроза |
01.08 |
11 |
Т/б «Башиль» - л.Джайлык |
7 |
Ясно |
02.07 |
12 |
Подход к пер.Донкина |
3 |
С 14 часов гроза |
03.08 |
13 |
Дневка |
- |
Весь день грозы |
04.08 |
14 |
Пер.Донкина(2Б)-л.З.Юном |
5 |
Ясно |
05.08 |
15 |
В. Кичкидар по северному гребню(2Б) |
4 |
Ясно |
06.08 |
16 |
Л.З.Юном – а/л «Уллутау» |
10 |
Дождь вечером |
07.08 |
17 |
А/л «Уллутау»-с.В.Баксан-р.Кыртык |
20 |
Вечером гроза |
08.08 |
18 |
Вверх по р.Кыртык |
15 |
Ясно |
09.08 |
19 |
Пер.Джикаугенкез(1Б)-л.Микельчиран |
10 |
Вечером гроза |
10.08 |
20 |
Акклим. выход к скалам Ленца |
- |
Гроза до 5 утра |
11.08 |
21 |
Восхождение на в.З.Эльбрус (2А) |
8 |
Дождь вечером |
12.08 |
22 |
Л.Микельчиран-л.Уллучиран |
12 |
Ясно |
13.08 |
23 |
Пер.Балкбаши – р.Уллухурзук |
16 |
Ясно |
14.08 |
24 |
Р.Уллухурзук-с.Хурзук |
17 |
Дождь с 8 утра |
И т о г о активными способами передвижения: 179 км
1.4 Заявленный график
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
1 |
2 |
3 |
4 |
23.07 |
1 |
Т/б Чегем – р.Уллукурчху |
5 |
24.07 |
2 |
Пер.Зеленый (1А 3600)-л.В.Тютюргу |
7 |
25.07 |
3 |
Пер.В.Шаурту (2А 3800)-л.Шаурту |
10 |
26.07 |
4 |
Л.Шаурту – р.Кулак |
5 |
27.07 |
5 |
Дневка |
- |
28.07 |
6 |
Р.Кулак – ночевки под л.Ю.Чат |
8 |
29.07 |
7 |
Пер.Бодорку С. (2Б 4050)-л. Башиль |
5 |
30.07 |
8 |
Л.Башиль – Лычатские ночевки |
5 |
31.07 |
9 |
Лычатские ночевки – т/б Башиль |
10 |
01.08 |
10 |
Резервный день |
- |
02.08 |
11 |
Т/б Башиль – л.Джайлык |
10 |
03.08 |
12 |
Пер.Донкина (2Б 3950)-л.З.Юном |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
04.08 |
13 |
В.Кичкидар(2Б ) по С. гребню |
5 |
05.08 |
14 |
Л.З.Юном – а/л Уллутау |
9 |
06.08 |
15 |
Резервный день |
- |
07.08 |
16 |
А/л Уллутау-п.В.Баксан – р.Кыртык |
22 |
08.08 |
17 |
Р.Кыртык-р.Субаши |
15 |
09.08 |
18 |
Пер.Джикаугенкёз(1Б 3520) –С.Приют |
13 |
10.08 |
19 |
Восхождение З.Эльбрус (2А 5642) |
8 |
11.08 |
20 |
Резервный день |
- |
12.08 |
21 |
С.Приют – пер.Балкбаши(1А 3660)-р.Битюктебекол |
13 |
13.08 |
22 |
Р.Битюктебекол-р.Уллухурзук |
19 |
14.08 |
24 |
Р.Уллухурзук - п.Хурзук |
7 |
15.08 |
23 |
Резервный день |
|
И т о г о активными способами передвижения: 179 км
1.5 Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.
1.Участники, делавшие заброску в с.В.Баксан приехали на т/б «Чегем» в 16.00 и мы смогли в этот день подняться на устьевую ступень долины р.Уллукурчху, облегчив себе дальнейший подход под пер.Зеленый.
2.Нам удалось достаточно быстро спустится с пер.Бодорку на ровную часть л.Башиль и в этот день мы к темноте сумели добраться до т/б «Башиль. Сэкономленный день мы потратили на дневку. Запланированный резерв мы пустили на подход к пер.Донкина, чтобы подняться максимально близко к перевалу. Еще 1 резервный день ушел на отсидку в непогоду под перевалом. Соответственно к а/л «Уллутау» мы вышли на 1 день позже намеченного.
3.При движении от пер.Джикаугенкез к С.Приюту на левом борту л.Микельчиран нас застала сильнейшая гроза и мы были вынуждены встать на бивак. Место было хорошо защищено от ветра и безопасно, поэтому мы решили проводить восхождение с этих площадок. Поскольку непогода продлилась до утра, на следующий день мы ограничились акклиматизационным выходом к скалам Ленца. Через день мы успешно поднялись на З.Эльбрус.
4.Подход от л.Микельчиран к пер.Балкбаши оказался весьма трудоемким и мы сумели дойти только до ночевок под перевалом. Зато прохождение перевала и долин р.Битюктебекол и Уллухурзук оказалось существенно проще, чем мы ожидали, и мы вышли в с.Хурзук на 1 день раньше намеченного.
1.6 Заезды, заброски, отъезд, наличие мобильной связи.
Заезд. Транспорт и погранпропуска нам обеспечил АУСБ «Безенги» по предварительной договоренности( E-mail), за что мы очень благодарны. Пропуска обошлись по 50 р. с чел, «УАЗ»-буханка до т/б «Чегем» с заездом на т/б «Башиль» - всего 2500р. Время в пути – 4 часа. Мы оставили заброску в «Башиле» у зав.столовой, в «Чегеме» у туристов из Одессы.
Для заброски в В.Баксан мы на привокзальной площади в Нальчике наняли «Волгу». Она обошлась нам в 4000р., причем до т/б «Чегем» не смогла доехать примерно 5 км. Заброску при помощи продавщицы из магазина разместили в подсобке здания местной администрации.
Для заезда выше с.Булунгу настоятельно рекомендуем нанимать только полноприводные автомобили.
Отъезд. В Хурзуке удалось найти местных жителей, имеющих микроавтобус «РАФ».За 2000р. в течении примерно 2 часов они довезли нас до ж/д вокзала Черкесска.
Связь. В настоящее время по нашему маршруту мобильная связь присутствовала только в районе В.Баксана и в Хурзуке.
Прочие возможности. Автобус от «Уллутау» до подъёмника стоит 600р(всего), подъемник-300р.Мы посчитали эти траты лишними.
В В.Баксане можно нанять «буханку» и заехать в Кыртык до района пещер(г.Уллукая) за 2000р. Мы узнали об этом, встретив «буханку» под г.Уллукая.
1.7 Пропуска, поборы и прочие неприятности.
Погранзаставы имеются выше с.Булунгу и в В.Баксане. Пропуска у нас проверяли на заставе Булунгу, патрули в Чегеме в районе нарзанов, на т/б «Башиль»,в Адыр-су неподалеку от подъёмника. Проблем не было.
Кабардино-Балкарский заповедник плотно контролирует т/б «Чегем».Там нас встретил инспектор по району и попытался оштрафовать на 1000р каждого за отсутствие пропусков. Договорились на 5000 на 8 чел. Мне был вручен протокол и было обещано, что других поборов не будет(и не было). На обеих турбазах есть работающие по совместительству егеря заповедника. По словам инспектора, через АУСБ «Безенги» можно оформить пропуска в заповедник, что будет дешевле. На сколько дешевле, он не смог сказать.
В В.Баксане к нам подошел инспектор национального парка и попросил денег по прейскуранту – 30 р. за чел/день. Я озвучил версию, что мы за 2 дня проходим пер.Ирик и выходим в п.Эльбрус и заплатил 480р., после чего мы расстались вполне довольные.
Когда мы спускались по Адыр-су, у подъёмника нас догнал прапорщик милиции и, сообщив, что в «Уллутау» обокрали группу, потребовал предъявить вещи к осмотру. С ним была девчушка из пострадавших. Поскольку она заранее извинилась, мы не стали качать права, и предъявили наше барахло, на чем инцидент исчерпался.
|