Горы мира > Хибины >

Авторы: Андрей Кавеев, Лиза Кавеева, г. Санкт-Петербург

Дневник похода Хибины – Ловозеры

Гора – зверюшка или 2003г., август, ~VI к.с., Алтай, Андрей Кавеев, г. Санкт-Петербург
Вводное замечание

Возможно, этот дневник в первую очередь будет интересен тем, кто хочет сходить в горы летом-осенью, но по каким-либо причинам не может поехать на Кавказ, Алтай или еще куда-нибудь подальше. Либо тем, кто хочет потренироваться перед более серьезным мероприятием. В этом походе мы посетили почти все более-менее сложные категорированные перевалы Хибин (суровые скальные стены мы не рассматриваем) и, как считаем, нагуляли примерно на горную 3 к. с. по технике, хотя формально ее бы нам, естественно, не зачли. Кроме того, мы заметили некоторое количество некатегорированных перевалов или просто ледничков и снежничков. В общем, при желании и в Хибинах летом есть где походить в кошках или хотя бы в касках.

Летом Хибины – весьма посещаемое место. На сложных или «нестандартных» перевалах, типа Центрального Лявочорра, в день сменяется одна-две записки. Что же говорить о более традиционных маршрутах? Ходят в основном в июле-августе, в сентябре почти никого нет.

Покупали билеты за 16 – 18 дней – оказалось, все уже раскуплено: наверное, северяне возвращаются из отпусков через Питер. Взяли, чудом, места на боковых полках, все верхние.

Сроки: 06.08.2002 – 22.08.2002

Пос. Имандра – р. Меридиональный – разведка пер. Крестовый - пер. Ферсмана(по 2А, 980) – пер. Орлиное гнездо(по 2А, 1090) - р. Петрелиуса – р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр(н/к, 479) – р. Вудъяврйок – пер. Безымянный(1Б, 830) – рад. в. сев. плечо г. Кукисвумчорр(~2А, 1000) – оз. Академическое – юж. приток р. Каскаснюнйок (“Ущелье Ведьм”) – пер. Умбозерский(н/к, 527) – р. Партомйок – р. Сев. Лявойок – пер. Центр. Лявочорр(1Б, 900) – р. Кальйок – рад. в. пер. Обманный(н/к, 563) - броды оз. Умбозеро – р. Азимут – рад. в. пер. Геологов(1Б) –траверс хр. до в. Ангвундасчорр(1120) – р. Чинглусуай – оз. Сейдозеро – пер Эльморайк(н/к) – руд. Ильма

Продолжительность: 15 дней, ~190 км

Участники (все из СПб):
• Андрей Кавеев
• Лиза Кавеева
• Роман Гагарский
• Алексей Барабанов

06.08.2002 (дневник от лица Лизы)

В 20.30 высадились в Имандре, с нами вылезло еще две группы. Сразу пошли по дороге, которая привела к огромной (два человека рядом) тропе вдоль правого берега Меридионального ручья. Прошли километра три и встали. Погода: сначала что-то моросило, потом проглянуло небо. Дрова есть – мелкие сосны. Вода в ручье Меридиональном холодная, но за то голубая и очень чистая.

07.08.2002

Фото 1
Идем вверх по течению Меридионального, к цирку Ферсмана. И дождь тоже идет. Все намокло. Деревья и трава сырые, при каждом шаге первого человека, идущего по тропе, осыпает брызгами. «Промокаемый» капрон не защищает. Нас обогнали два человека, с ледорубами и без рюкзаков, стряхнули на себя всю росу. Стало заметно суше.

Встали в 8-00, в 9-40 начали движение, в цирке Ферсмана оказались около 14.30. По дороге встретили группу москвичей, которые только что взяли Южный Чоргорр. Ну взяли, так взяли, все равно, слава Богу, он остался на месте. После перехода мы отправились из места стоянки (около маленького озерца в цирке) под пер. Крестовый (фото 01). Вещи решили не оставлять, кругом люди. Поэтому Андрей сначала пошел со мной и с Лешей, а потом думал прогуляться и с Ромой.

Фото 2
В нижней части перевала лежит снежник (фото 02), примерно на треть высоты. Длина снежника примерно 50-70 метров, ширина метров 7-10. Наклон ~30 градусов. Мы забрались на него в три такта посмотреть, как идет дальше подъем. Идти можно, но нужна была бы веревка. Снежник идет справа налево, затем – косая трещина направо, длиной примерно с веревку (фото 03). Затем – просто осыпь. С тем мы и спустились.

Фото 3
Андрей сходил за Ромой, я подождала под перевалом. Над снежником забрали чей-то дюльферный крюк. Спускаемся в три такта. Ледоруб входит в снег неглубоко, поэтому немного неуютно. Одновременно понимаю, что смогу зарубиться, если ступени не выдержат.

За нами под перевал Ферсмана подошла группа москвичей, 17 человек, из них 8 детей (примерно по 14 лет). Леша сходил узнать их планы, оказалось, они хотят через перевал и собираются выйти часов в 10. Они говорили о косой полке в правой части, по которой можно пройти ногами и удивлялись, зачем нам веревка. Чтобы не пересекаться с москвичами, мы решили выйти в 8. Для подъема выбрали путь в левой части перевала, с верхней точки сыпухи.

08.08.2002

Встали в 6.00, к 8 погода ухудшилась, перевал заволокло туманом. Кто бы мог подумать, что в Хибинах летом нужны пуховки? У меня и у Андрея были пуховые безрукавки, но и они помогали не очень, а у Ромы с Лешей и того не было. В итоге осталось впечатление, что летом здесь холоднее, чем в марте. В тумане вышли на верхнюю точку сыпухи (в центре) – к этому времени он слегка рассеялся. Там надели обвязки, и повесили вертикальные перила (Андрей шел первым). Дошли до широкой полки, оттуда горизонтальные перила влево, на очень неудобную точку страховки. Контуры перевала в тумане. Андрея не видно, только слышится «крюк» или «готовы». Мне места не хватает, поэтому вишу на крюке, стараюсь его не разбалтывать. Думаю, такая позиция мне всегда будет казаться неуютной, это не вопрос привычки. Затем еще одни вертикальные перила на всю длину веревки, до верха. Эти последние, подлянки ради, имели отрицательный участок примерно 2 метра. Не имея силы пройти его, я попыталась обойти, полетела на маятник и растянула правую ногу. Потом она зажила примерно за три дня. А могла бы разбить колено, или (о ужас!) расколоть драгоценную каску. В тот момент стало ясно, что сама я быстро не поднимусь, пришлось звать Андрея. Он втащил сначала рюкзак, а потом меня.

На подъеме попадалось много странных камней, похожих на окаменелости. На перевалах Крестовый и Ферсмана на стенке, на сером фоне были видны черные контуры «глаз», размером 20-30 см, не знаю, что это такое.

Фото 4
Пока мы поднимались, туман окончательно рассеялся, москвичи зашевелились и довольно быстро оказались на седловине – мы еще не успели оттуда уйти. Видимо, та полка, справа, действительно простая (фото 04, приблизительно там, где зеленая линия). Но нам так было бы неинтересно (фото 04, красная линия). Дальше москвичи пошли траверсом к Орлиному, а мы спустились вниз до воды, выровняли площадку и встали. Вода начинается от самого перевала.

Фото 5
Спуск в долину Малой Белой – по сыпухе (фото 05). До воды минут 15-20. Вечером было солнечно, мы полюбовались кулуарами по левую сторону цирка и водопадиками на речке. Спуск с перевала выглядит совершенно не так, как осенью. Появились гряды камней, которых мы не можем вспомнить. Исчезла небольшая скальная стенка с орографически правой сторны. Похоже, что в какой-то момент здесь произошел большой обвал, изменивший вид этого перевала со стороны Малой Белой.

09.08.2002

Фото 6
В 8.00 пошли к перевалу Орлиное гнездо (он же Орлиный, он же Снежный). Самый высокий перевал Хибин, более километра высотой. Подъем по осыпи (фото 06) занял примерно 1 час. На седловине турика мы не обнаружили и сделали свой.

Фото 7
На спуске лежал длинный снежник, кое-где переходящий в лед (фото 07). При взгляде на снежник вниз, у меня захватывало дух. Весьма внушительно по хибинским меркам. Я волновалась, тем более, что мне надо было организовывать точку страховки (я шла вниз первой). Не знала, чего ждать: снега или льда, но как здесь, где лед не такой, как в больших горах, быть уверенной в его надежности? Когда я поняла, что ледоруб держит на снегу, почувствовала себя уверенней. Потом даже хотелось для разнообразия ледового участка. На спуск мы направились в 10.40. Снежник был закрыт туманом, низ его было не видно. В тумане спуск (хорошая 2А, восемь дюльферов по зафирнованному 40-45-градусному снежному склону, один раз использовали бур-сбрасыватель и семь – катапульту из ледорубов, затем еще метров 100-200 пешком по сыпухе такой же крутизны, как и снежник) кажется то короче, чем он есть, то, напротив, бесконечным.

Спускаться по снежнику было весьма логично и надежно, немного побаиваясь разве что случайного камня из широкого бокового снежного кулуара, уходящего прямо на в. Юдычвумчорр. Но мы узнали, как этот превал ходят те, для кого он 1Б. Примерно посередине склона мы наткнулись на цепочку выбитых ступеней, перерезающую склон. Вчерашняя группа шла по орографически левому рандклюфту, а когда он сузился окончательно, в три такта перешла в правый. Можно представить, что такое рандклюфты по сторонам достаточно узкого кулуара. Если, идя по ним, срываешься, то в любом случае побьешься о края, а если не остановишься, то собьешь всю цепочку идущих позади и в итоге застрянешь под ледником. Еще как-то можно понять людей, которые вешали по рандклюфтам дюльфера на петлях (мы увидели одну старую петлю), видимо, не имея кошек, но горя большим желанием пройти именно этот перевал. Но идти там без перил, еще и ведя школьников...

Фото 8
Мы прошли до ближайшего озера и встали, примерно в 20.00. Сам спуск по снежнику занял примерно 6 часов. Долго заморачивались с тем, чтобы заснять перевал, поскольку седловина все время была в тумане. В результате утром следующего дня Андрей с Ромой, встав пораньше, прошлись назад к перевалу и только тогда поймали момент, чтобы заснять его (фото 08).

10.08.2002

День длинного перехода. Идем по тропе из-под перевала Орлиный по правому берегу речки в зону леса. Видим на другой стороне цирка перевал Западный Петрелиуса. То, что на карте обозначено как тропа вдоль хребта Пачвумчорр, есть на самом деле дорога, по которой вполне нормально ездить на машине. В зоне леса, по сторонам тропинки, не сходя с нее, ребята набрали грибов – подберезовиков и подосиновиков. По пути зашли в болотце и наелись голубики.

За болотцем вышли на дорогу, по которой пошли до ее соединения с трассой КСС и Кировском. Машины попадаются то и дело – суббота, и народ едет за грибами. За соединением дорог устроили обед, сожгли мусор. Погода – ясно, ветер – средний. Перешли по дороге перевал Кукисвумчорр, встали на стоянку на возвышении, между дорогой и долиной, которая ведет к перевалу Безымянный. Кукисвумчорр - излюбленное место для захода и выхода групп школьников. Страшно нудно. Пологий подъем, горизонтальный участок, снова пологий подъем…и так не знаю, сколько раз. С обеих сторон – скалы, между ними широкая седловина, почти не выраженная. Вместо тура – бетонный блок с вделанным куском арматуры, на куче камней.

Красивые виды. Под ярким солнцем горы все-таки красивей, чем в любую другую погоду. На закате – непередаваемые краски, то, что далеко кажется неземным, голубые, розоватые, серые хребты встают один из-за другого.

После каменных осыпей, покрытых только мхами, пусть бесконечно разнообразными, зона леса кажется средоточием жизни. Грибы, ягоды в количестве, которое кажется даже избыточным. В супе благородные грибы (подберезовики и красные), достаточно варить 20 минут. Жарить грибы в кастрюле на углях хлопотно: надо мелко нарезать, все время мешать, раздувать угли, если дрова не слишком хорошие. К тому же много не приготовишь. Удобнее взять небольшую часть грибов, едва залить водой. По мере уваривания грибов, досыпать еще. Получается вкусное «месиво» с небольшим количеством воды, не пригорающее, в разумные сроки.

11.08.2002

Фото 9
Встали в 7.00, в 9 направились к Безымянному (фото 09). Чувствуется близость Кировска: какие-то столбы, развалины, ржавое железо. Зимой этого всего обычно не видно из-под снега. Подъем собственно на перевал занимает около часа.

Фото 10
На стороне, обращенной в долину Тулийока, может быть снежник. В нашем случае он был узкий, не было смысла на него выходить. Мы обошли его по левому краю, спуск – осыпь, мелкая вперемешку с камнями (фото 10). Затем мы поднялись на плато по речке, текущей из соседнего цирка, а потом по склону, и спустились к озеру Академическое.

Погода: переменная облачность, временами туман, сильный ветер. На Академическом ветер особенно резкий. Мы поставили палатку боком к нему и накрыли сверху тентом. Этот тент хлопал всю ночь. Его края были придавлены камнями, в середине ночи их снесло, ребятам пришлось вылезать и поправлять. Вид с плато на озеро Академическое, пожалуй, самое красивое, что было в этот день.

Фото 11
Ощущение холода: один из пиковых дней. Мы все не ожидали такого. Не взяли теплые перчатки, маловато теплых вещей. В предыдущие дни тоже было холодно. При подходе к Ферсману было холодно, потому что мокро и холодный ветер. При прохождении перевала было холодно, потому что мы как-то не сообразили одеть под обвязки дополнительные свитера. На перевале Орлиный – потому что весь день на снежнике. Ну, а на Академическом ветер заставил нас не только натянуть тент, но и готовить, и есть, не выходя из палатки.

12.08.2002

С утра озеро затянуто туманом. День опять ветреный и туманный. Собрались и пошли обратно, в соседний с Безымянным цирк: Андрей заприметил там накануне красивый снежник (фото 11), на котором можно последний раз за этот поход использовать снежно-ледовую технику.

Фото 12
Придя, поставили палатку, подождали до 10.30, к этому времени туман почти расчистился. Примерно в 11 мы подошли к снежнику и стали подниматься.

Фото 13
Сначала прошли примерно 100 метров вверх с одновременной страховкой. Потом повесили три веревки, максимальная крутизна ~60 градусов на последней веревке (фото 12, 13). С левой стороны снежника – красивый небольшой водопад. На относительно пологой части сверху еще полверевки, и мы достигли верхнего края. Сложили там турик.

Подъем занял 2-2.5 часа. Спуск занял 2-3 часа, было повешено 4 веревки на всю длину и еще сверху полверевки. Внизу прошли метров 50 просто так, в кошках, лицом от склона. В 16.50 были у палатки. Снежник мы окрестили «привидением». Верхняя часть – перевернутый флакон, из которого вытекают руки и голова, за ними тянется саван.

Крутой участок 60 градусов Андрей проходил, уже используя клювы двух ледорубов. Насколько все легче без рюкзаков. Веревка – меньше, чем за полчаса. Снова наша палатка далеко внизу. Теперь я могу представить, что чувствует альпинист, спускаясь в уютный базовый лагерь.

Снова холодно. Еда в палатке имеет еще тот плюс, что пока кипятится чай, воздух в ней нагревается от котла с едой, пока едим – от котла с чаем. Удивительно, но мы ни разу не разлили ни макарошки, ни чай.