Горы мира > Памир >

Продолжение

Окончание. Начало читайте здесь

15 августа. Перевал Окно Восточное, Сарезское озеро

Ночью погода портится. Выходим в 7:30, идем в облаке, под мокрым снегом. Слева по ходу над долинкой начинается край ледника. Долинка становится совсем маленькой и, наконец, справа мы видим низкий край, а за ним -- спуск в нужную нам сторону. В поисках удобного места спуска вернулись немного назад по хребту, вероятно до низшей точки ([I-PER], 4789м).

пер. Окно Восточное (1Б, 4789м, п/п). Восточный из двух низких перевалов по обе стороны от в. 4938, соединяющих верховья лощины Икджемч (Сарезское озеро) и долины озер Икджемч (р.Рамаиф). Несложный подъем с юга по пологой осыпной долине ручья, спуск пешком на север по открытому леднику.

С перевала без кошек спускаемся по леднику, покрытому камнями и свежим снегом. Выйдя в более-менее плоскую долину, оставляем заброску на моренной гряде под большими камнями (9:04, [I-ZABR1], 4624м). С собой берем еду на сутки, палатку. Все специальное снаряжение оставляем...

Доброе утро!

начало спуска с перевала

ручей на леднике

полка на ручье под ледником

Спускаемся по лощине Икджемч к Сарезскому озеру. Снег постепенно переходит в слабый дождь. Кругом капает и течет вода, осыпаются неустойчивые глинистые склоны... В облаке не видно ничего, кроме свежих моренных гряд вокруг нас. Постепенно выходим из облака, внизу, в километре под нами начинает открываться озеро.

До самого озера довольно круто спускаемся по моренным грядам справа от ручья. На последних сотнях метрах спуска ручей уходит под землю, дальше -- крутые травянисто-осыпные склоны с редким кустарником. Есть большие кусты с желто-красными ягодами, похожими на смородину (вполне съедобные, приторно сладкие, но не слишком вкусные), а есть странные кусты c двойными красными ягодами (Костя, случайно съев одну, жаловался потом на аллергию).

Большая осыпь огибает справа травянистые склоны. Спускаемся по ее краю к берегу. Мы находимся в небольшом заливе озера. Берега залива -- крутые скалы и осыпи, уходящие в воду. Ровных мест, пригодных для стоянки мало. Следов людей нет. Выравниваем площадку для палатки на прибрежной гальке, на выполаживании от более старого уровня озера, в 2-3 м над поверхностью воды у края осыпи правого берега. Здесь осыпь выполаживается и можно не слишком бояться камней (12:00, [I-ST], 3293м).

Обедаем, купаемся, сидим в палатке. Погода пасмурная, иногда капает дождь. С берегов в воду довольно часто летят камни.

первый вид на озеро

наша палатка

вечерний костерок -- сжигание мусора

16 августа. Перевал Окно Западное, ледник Рамаиф

Встаем рано, выходим в 6:38. Настроение бодрое. Неспеша, почти без остановок идем вверх. Погода гораздо лучше, чем вчера, и она улучшается. Постепенно открываются эффектные заснеженные горы за озером и в верховьях нашей долины.

в.5850 за озером

в.5811

камни

панорама верховий лощины Икджемч

В 11:45 доходим до нашей заброски, обедаем. (11:45-13:48, [J-OB], 4630м). За пять часов подъема набрали 1340м. После обеда по очень длинному и пологому леднику поднимаемся на пер.Окно Западное (14:50, [J-PER1]).

пер. Окно Западное (1А-1Б, 4828м, п/п). Западный из двух низких перевалов по обе стороны от в. 4938, соединяющих верховья лощины Икджемч (Сарезское озеро) и долины озер Икджемч (р.Рамаиф). Несложный подъем с севера по пологому леднику, выход в верховья долины озер Икджемч почти без потери высоты.

Фотография из космоса , взятая с сайта NASA.

вид вниз по лощине

пер.Окно Зап.

подъем на пер.Окно Вост.

на перевале

С перевала Окно Западное траверсируем верховья долины почти без потери высоты и выходим на перевал через восточный отрог вершины 5640 (16:17, [J-PER2]).

Перевал через восточный отрог в.5640(1Б, 4864м, п/п). Выход на перевал с севера почти без набора высоты, спуск на юг по крутому осыпному склону на ледник Рамаиф.

С перевала видим эффектные озера на леднике -- дырки диаметром в сотню метров с плавающими льдинами. Чуть подальше есть небольшие озерца, к ним и направляемся. Встаем на ночевку в 17:08 ([J-ST], 4692м). Ночью на леднике холодно, озерца покрылись крепким льдом.

вид вперед

вид назад

цирк под в.5640

вид с перевала вперед, озера на леднике

спуск

стоянка

перевал через отрог, с которого мы спустились

17 августа. пер.Рамаиф, озера Учкуль, лет.Выхынч

Вышли в 8:13. По пологому длинному леднику в 10:11 вышли на пер.Рамаиф [K-PER].

пер.Рамаиф (1Б, 4935м). Широкий плоский перевал к востоку от г.Кулин, соединяющий р.Шойдон (озера Учкуль) и лед.Рамаиф (озера Икджемч). Название перевала кажется неочевидным, так как одноименные озера находятся совсем в другой долине. Подъем на перевал с СВ по пологому леднику, спуск на юг по осыпному склону.

Седловина очень широкая, тур находится на большом камне ближе к ее восточной части.

ледник Рамаиф

спуск с перевала

вид на пер.Шайлок и в.5314 с СЗ

вид назад на перевалы Шайлок и Рамаиф

Спустившись с перевала, оказываемся в безжизненной каменистой долине. Пройдя плоские верховья, вошли в узкое русло, ограниченное справа высокими моренными валами, а слева -- бортом долины. Русло перекрыто несколькими свежими осыпями с левого борта, идти по ним неприятно, камни крупные и очень подвижные. В начале этого участка пообедали (11:44-13:20, [K-OB1], 4546м).

В 15:04 спустились к озеру Учкуль (Ухинч). В верховьях долины видны вершины Лянгар и Чапдара. У озер обширные луга, пасется стадо овец. Встретили пастухов -- Заурбека с внуками. Дети попросили крем от солнца и смешно обмазались им. (Вообще, местные просят лекарства "от головы, от живота, от солнца", так что приятно иметь некоторый запас для подарков).

озера Учкуль

дети

Заурбек

спуск по тропе к лет.Выхынч

По хорошей тропе спустились к летовке Выхынч (16:05, [K-LET1] 4110м), где нас встретили женщины -- дочь Заурбека Давлято и другие. Выпив с ними чаю, пошли дальше.

Летовка Выхынч расположена в нижней части огромной котловины. В котловине находится множество озер, в нее выходит десяток разнообразных долинок... Здесь собирается река Лянгар и круто уходит в глубокую скалистую долину, ведущую на север к Сарезскому озеру. В летовке с мая по октябрь живут пастухи из пос.Бардара.

Отойдя километра три по тропе вдоль реки на юг, встаем на стоянку (17:45, [K-ST], 4345м).

мостик

лет.Выхынч

надпись на камне

вид вниз по р.Лянгар

вид вперед

надписи на камне

18 августа. Пер.Выхынч, хождение за заброской

Вышли в 7:30. Идем по широким травянистым лугам мимо красивых озер. Заходим в долину, ведущую к пер.Выхынч. Идем справа от ручья с озерами, постепенно здесь собирается мощная тропа.

пер.Выхынч (н/к, 4556м, [L-PER1]). Слабо выраженный перевал на мощной тропе, соединяющей ур.Выхынч в верховьях р.Лянгар и оз.Зарошкуль.

Примерно в километре за перевалом, между двумя озерами ставим лагерь (10:19, [L-ST1], 4551м). В этом месте развилка: на запад уходит долина к пер.Ахба. Оставляем вещи в палатке и уходим вниз за заброской.

вид назад

вид в ЮВ долину

вид назад, на пер.Рамаиф

вид вперед, на пер.Выхынч

спуск с пер.Выхынч.

идем за заброской

в.5783 за оз.Зарошкуль

По тропе выходим к оз.Зарошкуль, идем слева от него. Здесь плоские, легко проходимые луга, тропа теряется. На восточном берегу озера отлично видна невысокая горка 4693. Ее обходим слева, через перевал Выхынч Нижний.

пер.Выхынч Нижний (н/к, 4573м, [L-PER2]). Перевал на тропе, идущей по восточному берегу озера Зарошкуль. Тропа обходит стоящую у озера горку 4693.

Подъем на перевал довольно крутой, по четкой тропе, дальше тропа опять дробится и вновь собирается уже внизу, на берегу речки, текущей из озера Зарошкуль в оз.Мал.Зарошкуль. Тропа спускается вдоль речки, потом бродит на ее правый берег. Мы же продолжаем идти левым берегом -- здесь тоже есть тропинки. Путь не особенно хорош для ишаков из-за участков крупных камней, людям же вполне нормально идти здесь, не переходя на другой берег, тем более что основная тропа через некоторое время возвращается обратно...

В 14:00 подходим к заброске. В лагерь возвращаемся без приключений, к 17:35. Вечером Леня долго перераспределяет продукты, мы вяло ему помогаем.

оз.Зарошкуль

записка с пер.Выхынч Ниж.,
тетки из Красноярска, 1988

разбор продуктов

19 августа. пер.Ахба

Утро солнечное, морозное. Горелки, до сих пор работавшие более-менее нормально, почти не горят. Разводим костерки из бензина, греем баллоны, меняем форсунки... Наконец, удается приготовить завтрак. Выходим только в 10:00. По тропе поднимаемся к перевалу Ахба.

пер.Ахба (1Б, 4795м, [M-PER]). Наиболее низкий и простой перевал из долины р.Бардара к пер.Выхынч. Активно используется местными, которые также называют этот перевал словом "Штеклозар" (что является, скорее, именем нарицательным, означающим "обширный ледник"). Подъем и спуск с перевала -- по мощным тропам, проложенным в крутых моренных кучах. Явно выраженой седловины нет, наверху -- длинный и не вполне ровный ледник, проходимый, впрочем, без кошек.

С перевала все, кроме Лени, гуляют на хребет высотой около 5000м, расположенный южнее перевала. Сверху отличный вид на оз.Зарошкуль. Набор высоты в радиалке -- 250м, расстояние в одну сторону -- около 500м, радиалка заняла час (11:15-12:15). Обошлись без кошек, но с ними на подъеме было бы увереннее.

морозное утро

Начало подъема на перевал. Слева между озерами -- пер.Выхынч

выходим на ледник

радиалку на хребет

вид на перевал сверху

вид в сторону г.Кулин

оз.Зарошкуль

круговая панорама с хребта

Пройдя через перевал, спускаемся по тропе с крутых морнных куч к ручью и обедаем (13:40-15:23, [M-OB-RX], 4613м). Дальше тропа идет вдоль ручья. Слева нависает внушительный склон горы 5402. Ручей кончается через 500 м на просторной плоской площадке с озерцом и забавными скальными выходами [M-OZ1-RY].

путь через перевал

Дина и Костя с ботинками

спуск в долину р.Мана

туры на тропе

скалы у конца ручья

Спускаемся по тропе в сухой каменистой долине Маны. В точке [M-RX1L100] слева появляется река. Встаем на ночевку практически в единственном пригодном для этого месте, перед резким сбросом в долину Бардары (17.47, [M-ST], 4026м). На противоположном берегу виден большой тур, но нам туда не надо -- туда идет странная слабая тропа, выводящая, видимо, в верховья Бардары, очень высоко над рекой.

тропа

низовья р.Мана, долина Бардары

тропа в сухой долине

впадение р.Мана в Бардару, справа видна тропа

Костя Б.

20 августа. Спуск по Бардаре

Выходим в 7:15. Тропа идет правым берегом Маны. Река уходит вниз, в конгломератный овраг. Небольшие тропки спускаются к воде, основная же уверенно траверсирует склон, слишком крутой, чтобы идти по нему без тропы. На противоположном берегу из склона бьет мощнейший родник,

В 8:00, сбросив от стоянки около 300м, мы уже отдыхаем на обширных отмелях Бардары.

тропа на крутом склоне

родник

вид вверх по Бардаре

песок

отмели Бардары

Довольно долго идем правым берегом Бардары. Выраженная тропа есть не всегда (видимо, основная тропа уже давно перешла на левый берег), но идти легко. Встречаем корову на тропе в узком месте под конгломератным обрывом, проходим мимо развалин на противоположном берегу.

В 4 км от устья Маны, у впадения правого притока с обширным плоским выносом бродим Барадару [N-BR1X]. Ниже притока река прижимается к скалам правого берега, идти дальше можно только по левому берегу. Встаем на мощную тропу.

Тропа переваливает через небольшую горку и опять спускается к реке. Устраиваем ранний обед в замечательном месте у мощного родника и первых деревьев -- необычно массивных и густых берез (10:40-12:50, [N-O3], 3475м).

бродим Бардару

убежище с трогательной плотинкой на ручье

вид вверх по Бардаре

спуск к месту обеда

шиповник

обед под березами

После обеда продолжаем идти по тропе левым берегом Бардары. Незадолго перед впадением р.Туршедави тропа раздваивается: левая часть идет в гору, правая выводит к берегу и практически заканчивается у разрушенного моста, напротив развалин летовки Шедави. Мы выбрали неправильную тропу и возвращаться не стали. Пошли вперед по слабым тропкам вдоль берега. На реке здесь красивый порожистый участок.

У впадения Туршедави -- обширная равнина. Сверху пришла основная тропа. Брод чрез Туршедави выше колена, не слишком очевидный. В Туршедави, в отличие от Бардары, очень грязная вода. После слияния прозрачная Бардара тоже становится мутной. Чуть ниже слияния сбоку видим пешеходный мостик через Бардару [N-MP1R200].

родники

развалины

камень

идем по тропкам вдоль берега

камни в реке

впадение Туршедави

вид вверх по Туршедави, пик Девлох

бродим Туршедави

В лет.Харуз -- несколько обжитых домиков и много старых развалин. Встречаем детей, пасущих овец. Предлагают нам пить чай, но мы отказываемся, так как спешим к Бардаре. Впрочем, пройдя еще немного, решаем сегодня в поселок не выходить, а встаем пораньше на отличной зеленой лужайке с деревьями и родником (16:15, [N-ST-RD], 3071м) не дойдя до поселка около 6 км. Вечером и утром мимо нас ходят местные, пьем чай, общаемся.

лет.Харуз, овцы, зеленые лужайки

мутная Бардара

21 августа. к.Бардара, спуск до Бартанга

Вышли в 7:46. Быстро идем по отличной тропе берегом реки. Проходим летовку Мазанчуд. Она расположена на противоположном берегу Бардары, на выносе небольшого притока. Весь вынос покрыт лоскутами полей, чередующимися с кучами камней и домами. Место обжитое, оживленное.

Отдыхаем неподалеку от мазара -- небольшого сооружения из камней на тропе [O-MAZAR]. Миша спрашивает у проходящего мимо местного, в честь чего построен мазар. Тот рассказывает примерно такую историю: Когда-то здесь жил старик. Люди его не уважали, кидали в него песком. Но однажды сошел сель и засыпал песком все поля. После этого, разумеется, этого старика все зауважали, и в честь него построили этот мазар.

Оставишиеся 1-2 километра до Бардары река круто падает в узком конгломератном ущелье. Тропа прорезана в склоне недалеко от воды. Очень эффектный участок пути.

пищуха

тропа вдоль Бардары

Мазанчуд

мазар

тропа в конгломератном склоне

конец ущелья

В 9:15 приходим в Бардару. После пыльного каньона кишлак выглядит очень неожиданно и ярко. Кругом зелень, цветы, желтые пшеничные поля, белые домики... Сразу находим знакомых, которых встречали на Мал.Зарошкуле. Нас зовут в гости, поят чаем, кормят картошкой и салатом.

Выясняем обстановку. Дорога вниз по Бардаре размыта. Дорога вверх по Бартангу размыта в нескольких местах. С ишаками, вроде бы, пройти можно. Есть связь по рации с кишлаком Савноб. Миша с Леней идут на рацию, пытаются вызвать встречную машину до размытого места дороги, но это не удается.

Гуляем по поселку. Нас зазывают пить чай, показывают только что построенную ГЭС, которую должны вот-тот запустить: дом у реки, в котором находится генератор и в который сверху приходит большой арык. Встречаем также группу швейцарских туристов, которые направляются куда-то в сторону Гунта.

В результате наняли трех ишаков. Сопровождающими пошли Аслишо, студент Хорогского университета, который был в группе, встреченной нами на Зарошкуле и Давлят -- более старший и лучше говорящий по русски.

рассматриваем карту

огромная арча в центре кишлака

погрузка

надпись на склоне -- в честь открытия ГЭС

Из гостеприимной Бардары уходим только в 16:30. Без приключений идем до Бартанга и встаем на стоянку в отличном месте среди абрикосовых деревьев и прочих зарослей (18:32, [O-ST], 2386м). Местная кошка пытается есть нашу еду, за что регулярно купается в арыке...