Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

мыс Айя. м-т Самодеда 5Б, VII-, A2, 480м. "По серому зеркалу" 5Б, VI+, A1, 460м
Крым. Сокол. Первопроходы.
Крым. Мшатка-Кая. Первопроходы.
Куба-Кая, 662 м, (44°25'06"сш 33°50'38"вд), Уарч-Кая, высокая скальная стена, рассеченная вверху клиновидной щелью вершина пологая. Выступ Ю- бровки Ай-Петринской яйлы, к ЮЗ от прох. Шайтан-Мердвен, к СВ от г. Кильсе-Бурун (последняя выше и более выдвинута к Ю), в 1 км к С от нп. к Олива (бывщ. Мухалатка) = тюрк. 1) куба серый, рыжий, бледный. 2) татар. ува пустырь кая скала.

Нижний ярус желтых нависающих скал пробит многочисленными скалолазными трассами, известен под названием «Уарч кая». На восточный отрог Куба каи существует 2 маршрута пройденных Ю. Лишаевым, один из них –«Пруха» 6А 2008г

Освоение главной стены началось в 2008году. Первый маршрут проложили С. Пугачев- П. Швец на Центральную башню 4А. Позже, на Центральную башню было пройдено еще 2 маршрута пятой категории.

Более протяженная и технически сложная стена Западной башни впервые пройдена 5 января 2009 года. За 2009 год добавилось еще 2 маршрута.

Нижняя часть стены – простые скалы, с отдельными стенками, то что принято называть «огороды». Верхняя часть – плоская крутая стена, протяженностью около 150м, рельеф сложный, щели часто глухие и прерывистые. Внутренние углы часто забиты травой и живыми камнями. Где-то напоминает маршруты на Замок.

«Одесса 09»  6А

Куба кая

(Лавриненко, Цушко, Кузьменко)

Маршрут проходит по системе углов и щелей центральной части Западной башни.

Подход под  маршрут левее нижнего бастиона, через лес метров 100.

0-1 Начало по серой плите, направление к деревьям, дальше по простым скалам на большую травяную террасу. 55м (10м V+ дальше II)

1-2 По наклонной травянистой террасе вверх вправо к поясу скал. 100м н/к

2-3 По несложным скалам вверх вправо, через внутренний угол к дереву. Станция. 60м III

3-4 Вправо, во внутренний угол. Затем вверх под основную стену. Станция на можжевельнике. 50м III.

4-5 От станции вверх влево, к нависающему внутреннему углу, далее вверх по прерывистым щелям. Станция на полочке возле развилки 2х щелей. Есть шлямбур.45м VIA2-A3

5-6 Вверх, забирая влево по щели, далее по внутреннему углу 5-7м, затем по тонкой щели вверх вправо в правый внутренний угол. По углу вверх. Станция на шлямбуре. 45м. VIA2

6-7 Вверх по углу, к нависающей стенке, затем через нависание по щелям вверх на яйлу.

За перегибом есть шлямбур. 43м VIА3

Маршрут пройден зимой по заснеженным скалам, не снимая ботинок. Температура была не выше -5, так что категории  лазания можно дать очень условно. По сложности и разрухе – как «Соколиный» на Замок.

«Право на лево» 6А

П.Швец - А. Лавриненко.

Маршрут проходит левее центра стены по серии внутренних углов, огибая слева большие карнизы в верхней части стены.

Подход под  маршрут левее нижнего бастиона, через лес метров 100(совпадает с пред. маршрутом, как и первые 150м).

2-3 С травянистой террасы вверх, к 2м большим можжевельникам, станция на левом. 45м II

3-4 От можжевельника вверх, через слегка нависающую 7метровую стенку на полку, дальше лазанием, вверх вправо к большому можжевельнику. 45м VIA2

4-5 Вверх, на выполаживание, затем вверх, в направлении карниза. Не доходя внутреннего угла, ведущего под карниз, станция.

5-6 Двигаться правее угла, затем по плите лазанием переход под нависающий уголок, и через него, вверх по внутреннему углу. Станция на шлямбуре. 35м VIA2+

6-7 Вверх, затем влево вверх, на полку. На полке станция на своих точках. 20м VI

7-8 от станции перейти влево, во внутренний угол, далее по углу вверх. Станция на шлямбуре. 45м VIA2

8-9 От станции вверх по щели, 8-10м, затем сложный маятник влево на тонкую щель.

По щели вверх, под карниз, далее через карнизы по нависающим углам, выйти на яйлу.

Станция на дереве. 45м VI А3

Пожалуй, самый приятный и не разрушенный маршрут  на З. башню.

Вид сбоку

«Зигзаг» 6А

А. Лавриненко – А. Кузьменко

Маршрут пройден за день, как подготовка к Каравшину, что вообщем –то и определило выбор места и линию.

Начало и первые веревки совпадают с «Одесса09», дальше по простым скалам вправо вверх, в направлении рыжего потека. Станция на дереве.

4-5 От станции вверх вправо, затем по прерывающимся щелям вверх. В верхней части большая нашлепка, на чем держится – непонятно. Обход слева, по монолиту, есть дырки под скайхук 8мм. Станция на 2х шлямбурах. 45м 6а А3

5-6 От станции вправо и вверх, по щели на Ито, выйти на большую нашлепку на ней станция, есть шлямбур. 25м А3.( дальше трудно протянуть веревку, опасность сдернуть веревкой живую глыбу)

6-7 От станции вправо вверх, по заросшей щели. Ито на стопперах и небольших камалотах, довольно надежно, но мешает трава. Под нависанием траверс вправо за перегиб. Станция на 2х шлямбурах. 25м 6аА2

7-8 От станции вверх 5м сложным лазанием, затем траверс вправо 10м, дальше сложный переход в косой камин. По камину вверх, 8м до разрушенного нависания, от сюда вправо 2 скайхука по дыркам, дальше 2 якоря и еще 2 дырки, и переход в лазание, влево вверх, в камин. По несложному камину выйти на яйлу. 55м 6а А3

Маршрут довольно опасный: много гудящих нашлепок больших размеров, при том что издали смотрится монолитным. Все 8 дырок под скайхук выбиты в обход развала. Последнюю веревку можно спрямить, не удя траверсом, а двигаясь вверх по нависающему камину. Получится красивее, но не проще.

"Зигзаг"

Поздравляю! Однако, закрученно )))