Полезное > Снаряжение >

Автор: Владимир Марков, Владивосток

Эволюция туристического и альпинистского снаряжения с конца 70-ых годов до нашего времени не от Чарльза Дарвина, а от Владимира Маркова. Часть 4

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Авторская страница Владимира Маркова

Так выглядел первый
отечественный ледовый молоток
ВЦСПС в начале 80-ых годов.
С меня такой писака. Рассказывал Вам о ледорубах в предыдущих частях своего произведения и упустил самое главное в ледовом снаряжении, ледовые молотки: «Слона то я и не приметил!». Тема сложная и в начале своего повествования я обращаюсь к справочнику. Так как сразу уведу людей в быт. Многие так и не представят для себе, какой он с виду. Чем от отличается от обычного, сапожного.

«Ледовые молотки. Инструмент, применяемый горными туристами и альпинистами для забивания и извлечения скальных и ледовых крючьев, для вырубки ступеней и зарубок во льду при преодолении крутых (до 70') ледовых склонов, а также как опора для рук при подъеме на «кошках» по крутому ледовому склону.

Ледовый молоток имеет металлическую головку с тупым (боек) и заостренным («клюв») концами на металлической ручке длинной около 35 см, обтянутой резиной (рис.). Характерная форма «клюва» ледового молотка обеспечивает надежное закрепление его во льду снизу «клюв» имеет зубцы для вытягивания забитых крючьев.

На конце рукоятки крепится темляк (из репшнура или капроновой ленты), который при работе надевается на руку. В походном положении ледовый молоток лучше и безопаснее подвешивать к поясу или рюкзаку. При переноске желательно на острие «клюва» надевать чехол (напр., отрезок резиновой трубки). Часто на конце рукоятки делают небольшой упор (или дужку), предохраняющий кисть руки от случайного удара об лед. Масса ледового молотка 0,65 – 0,9 кг.»

Что бы вы правильно понимали, как развивалось ледолазание в конце 19 века и начало 20 века, даю краткую справку.

«Альпинисты, которые пришли к искусству восхождения на горные вершины через спортивное скалолазание по пробитым шлямбурами известняковым маршрутам с трудом понимают притягательность ледолазания (ледовых маршрутов). Майки с коротким рукавом, шорты и теплые скалы так же далеки от замерших каскадов, обременительной многослойной одежды, устрашающих инструментов и непрочной поверхности льда, как тропики от Антарктики.

В действительности же, своими корнями ледолазание уходит гораздо глубже в историю горовосхождений чем скалолазание и те, кто находит удовольствие в ледяном восторге высокогорья и замерзших водопадов напрямую связаны с духом искания приключений пионеров альпинизма, смело проходивших ледники, лёд и снег для того, чтобы достичь вершины.

Мы, стремящиеся выдержать вьюжную круговерть пустошей на пути к замкам изо льда и крепостям из снега, поступаем так потому, что в этих жутких условиях и среди дико прекрасной природы мы открываем в себе нечто, о существовании чего мы даже не подозревали. Вся наша сила и слабость проявляется с холодной ясностью, с трудом достижимой другими способами, наше тело и сознание подвергаются позитивному стрессу, способом грубым (резким), непрочным и прекрасным одновременно. Ваша душа танцует на льду словно наслаждается поданной на десерт свежеиспеченной Аляской - контраст между пламенем и мороженым не дает ему приестся.

Это история. Это начало
альпинизма и люди,
кто первые вышли в горы.
    В начале 19 века английское дворянство отправлялось на каникулы в Альпы, нанимая местных пастухов в качестве горных проводников, их обоюдная заинтересованность привела к ряду усовершенствований в снаряжении, оригинальные "кошки", состоящие из трех штырей уступили место окованным ботинкам, а альпеншток стал короче и обзавелся лопаткой для вырубания ступеней на крутых ледовых склонах.

В те времена не существовало других средств страховки кроме веревки и ледоруба, но несмотря на это первые классические восхождения по снегу и льду были совершены, дав начало ледолазанию как виду спорта. На протяжении второй половины 19 века альпийские вершины были покорены в основном при помощи техники рубки ступеней проводниками, такими как Melchior Anderegg при прохождении Brenva Spur на Монблане или Chrisian Klucker на северной стене Лискамма.
    На рубеже столетий, Шотландский Горный Клуб начал осваивать трудные скальные маршруты залитые льдом и покрытые слоем снега, - для того, что бы совершить первопрохождение Green Gully на Бен Невис в 1906 году Гарольду Робурну (Harold Raeburn) пришлось одеть окованные ботинки и рубить ступени. Восемнадцать лет спустя Робурн совершил первое зимнее восхождение на Observatory Ridge. Достижения шотландцев оставались непревзойденными до пятидесятых годов нашего столетия.
    В 1908 году британский восходитель Оскар Эккенстэйн (Oskar Eckenctein) создал десятизубые кошки и изобрел "подошвенную" технику передвижения по льду, которая уменьшала потребность в вырубании ступеней. В 1924 году Willo Welzenbach забил длинный зубчатый ледовый крюк, созданный Fritz Riegele для первопрохождения северезападной стены GrossWiesbachhorn. Armand Charlet, мастер новой техники передвижения по льду, и его напарник Cammille Devouassoux в 1928 году прошли Белую стену Aiguille Verte. Прохождения трех самых знаменитых северных стен в Альпах - Маттерхорна, Гранд Жорасса и Эйгера увенчали собой достижения первой половины 20 века. На Эйгере, Anderl Heckmair, прирожденный лидер, применил двенадцатизубые кошки Laurent`а Grivel`я для прохождения ледовых полей на передних зубьях, что позволило уменьшить время, затрачиваемое на вырубание ступеней».

Прочитаешь такое и сразу понимаешь, сколько тебе лет, какой ты древний. Начинаешь соображать, что эпоха развития ледолазания в Приморском крае началась при тебе. И не только при тебе, а ты живой свидетель зарождения этого интересного вида спорта в нашем крае.

Если в Европе все дотируется концом 19 века. То мы ребята по скромнее.

Только в начале 70-ых годов
первые альпинисты с города
Владивостока выехали группой в горы.
    В конце 60-ых годов у нас в Приморском крае зарождался альпинизм. И на первых порах ребята искали скальные массивы, не до льда было. В начале 70-ых годов на Камчатке увидели настоящий лед. А после Тянь-Шаня и Памира уже владели первыми навыками этого удивительного вида спорта – ледолазания. Но приморцы об этом сами еще не догадывались, так как себя считали альпинистами.

Сменилось два поколения альпинистов и пришло время Игоря Железняка и Сергея Эйдуса. В начале 80-ых годов альпинизм в крае принял статус действующего.Не только работали с ДСО «Зенит», «Буревестник», но и подумывали сделать Федерацию альпинизма и скалолазания в Приморском крае.

Федерация, нежно, стороной обошла понятие ледолазание. Это входило в планы пред лагерной подготовки. Но, что бы ледолазание стало отдельным видом спорта, не кто и не думал об этом. А ведь был уже 1985 год.

При этом, ходили по альпинистским  маршрутам 5-ой категории сложности. Понимая, что такое настоящий лед. Были ли наши ребята ледолазами? Это большой вопрос. И не мне судить об этом.

Так выглядели Айс-Фи-Фи,
сделанная на Арсеньевском
Авиационном заводе.
   В это время на небосклоне снаряжения появился чудо инструмент, Айс-Фи-Фи.

Что говорит справочник? «Айс-Фи-Фи применяются при прохождении вертикальных и несколько нависающих ледовых стен. Участник работает двумя Айс-Фи-Фи. Для экономии сил допускается оснащать крючья стременами для ног».

В первые о них я услышал на Кавказе от наших ребят. На дворе был 84-ый год.

Потом увидел их в деле. На ледовых занятиях в АУСБ «Шхельда» инструктора давали нам их поработать после отработки занятий с ледорубами. Я был шокирован.

В последствии эта идея была быстро воплощена в жизнь арсеньевским авиационным заводом. На этом предприятии была сделана солидную партию этого снаряжения. Затем распространили по всем действующим альпинистам Приморья. И не только. Об этом лучше расскажут сами арсеньевцы.

Но а пока как все было до выпуска у нас этого снаряжения.

Кто их на самом деле придумал? Не знаю.

Айс-фи-фи с лопаткой.
    На Кавказе слышал такую притчу: «В начале 80-ых годов Рейнхольд Меснер был в этом районе и получил в подарок от русских альпинистов пару фиф. Он их аттестовал и увез в Италию. Рейнхольд, так был поражен от этого снаряжения, что у себя на родине был собран консилиум».

Кто знает, может, этот случай повлиял на выпуск нового ледового снаряжения за рубежом.

Лично я осторожно отношусь к теме: «Кто был первый?»

Когда, даже название этого снаряжения на английском языке.

С другой стороны, у нас все на английском языке. Уже даже Сибирь-Матушка готова попросить благословление у самой Елизаветы. Первый шаг сделала «УралАльп» (UralAlp). Осталось самое малое, чтобы

Елизавета на практике проверила их снаряжение и дала им свое благословление.

Но я ушел от главного. Мы во Владивостоке живем в своем заповеднике.

Теперь о приколах.

Каким то боком в те года все действующие альпинисты были не штатными сотрудниками КСС.

Айс-фи-фи конструкции П. Шабалина
с лопаткой 30ХГСА, Вертикаль.
Материал: сталь. Вес: 562г.
   Я лично уже был штатный. Проводили в разных уголках Приморского края соревнования по туризму, а мы на соревнованиях обеспечивали безопасность.

Однажды пришла идея: «Проводить соревнования самих спас отрядов».

Провели первые соревнования по ледовой технике в районе города Дальнегорска.

Крутой ледовый участок дал нам неожиданный результат. Команда Паши Кулебина закончила соревнование поздно ночью.

Героем дня был Эйдус Сергей. В то время фифы у нас были в диковинку.

Что он сделал?

Приготовьте памперсы. Такое не кто не повторит.

Серега видел Фи-Фы глазами и пробовал в деле в горах. Качественно сделать, по приезду во Владивосток, он их не мог. По специальности был геолог. Но Фи-Фы очень хотел. Парень взял две арматуры, диаметром на 8 мм.

На практике этой арматурой пользуются, когда делают обришотку. Потом ее заливают бетоном. Иногда вечером, при драке, ей бьют по голове.

Сергей нашел более гуманное применение этому металлу. С начало две арматурины заточил под пику. Потом загнул в тисках. На глаз взял угол загиба. Все сделал, как видел в лагере. Загнул там, где находится ручка. Получились классные Фи-Фы. Только вид был не казистый.

И что вы думаете?

Люди, до этого лазили с ледорубами. О ледовых молотках только слышали. А тут какие то крючки в руках. Попробовали на льду с верхней страховкой. Держат классно на вертикальной ледовой стене. Работать нормально. Чувствуешь себя более уверенно, чем с ледорубом. Махать и бить этим инструментом не надо.

Айс-фи-фи конструкции П. Шабалина
30ХГСА, Вертикаль.
Материал: сталь. Вес: 420г.
    Поставил фи-фу, нагрузил. Шаг вверх. Поставил другую выше, нагрузил. Шаг в верх.

Все понравилось.

Повторюсь. Серьезно отнеслись к этой теме ребята, альпинисты с арсеньевского завода.

Практика работы с эти ледовым инструментом привела меня к парадоксальным случаям.

Каким?

Сейчас расскажу.

Лед - льдом, а в начале 2000 годов у нас пришло понятие переход со скал на лед и на оборот, именнос этим инструментом.

Старички не как не могли представит работу Айс-фи-фи на скалах.

А вот наш Александр Попов не только представлял этот финт, а зимой на стенах, при прохождении маршрута на скального массиве Пржевальского, ими пользовался закладывал в щель и нагружал как попало. И на излом также. Фи-фа прогибалась так, что я с ужасом ждал момента, когда же он ее сломает?

Все сейчас Поповище улетит вниз. Ни фига, проходил.

Последний случай работы с этим - чуд инструменте.

ФА и С проводила летние сборы в районе Тянь-Шаня. Естественно Александр Попов в сборной. Идут на маршрут 3-ей категории сложности. Вся в группе представители ФАиС. Один, ну просто не кто. Представитель славного клуба «Тихий Океан». Это наш, Александр Попов.

Естественно, все мушкетеры, герои за столом, когда вино пьют. А тут нужно и стены ходить. Маленькие, но стены. Подходят к ключевому участку. На верх посмотрели и как то сникли. Робко стали смотреть по сторонам.

Инструктором группы был Александр Краснолуцкий. (Красный). Ему надоело наблюдать за замешательством к в группе и он начал первый прояснять обстановку. То есть, что в группе твориться?

«Кто идет первым?»

В группе молчок.

Соревнования по ледолазанию на ТОФ-е.
Сергей Эйдус на дистанции.
Идет на Фи-фах.
    «Господа, мне эта тройка не нужна. Не хотите на верх, идем в низ?»

В группе молчок.

Александр Попов понимает, что все просто, ну не буду высказывать то выражение, которое он мне передал.

Он, молча, привязывается к веревки и предлагает кому, то из мушкетеров его подстраховать.

Что бы, как-то, подбодрить группу, он весело произносит: «Слуги Кардинала? В конце концов, кто меня будет страховать?»

Красный уже не может сдержаться от смеха. Что бы не видели его реакции, прячется за камень.

Оторжавшись определенное время, он выходит из за камня. Наблюдает за кульминационный моментом прохождения ключевого участка. Скальная часть стены покрылся тонкой коркой свежего льда.

Поповище-Чудище берет в руки Фи-Фы и как не в чем не бывало, полез на верх.

Красный смотрел вверх с таким удовольствием, что у него чуть каска с головы не слетела.

Александр, не торопясь, прошел всю веревку. Навешал перила.

Все «Д Артэньяны» быстро полезли в верх.

Красный был на седьмом небе, а вся остальная группа испытывала какое то не понятное чувство. Как бы Вам проще объяснить?

Представьте, что ваш сынишка навалил полные штаны.

Ну, что-то в этом роде.

Наши сборы наши люди все забывается, правда только не у меня. Я ведь «писатель», хотя по русскому постоянно выше двойки стрелочка не поднималась

После восхождения Красный подошел к Поповище и сказал убедительно, что он за ценил работу Фиф в этом направлении.

Александр Краснолуцкий был шокирован тем, что есть смена поколений есть школы альпинизма. Если в его время делали так, то, оказывается, можно делать и так.

А почему бы и нет, если с небосклона на пенсию уходят сильные альпинисты и скалолазы как Морозов Александр, Трофименко Коля, Шаповаленко Игорь.

И если уходят, что теперь? С альпинизмом завязывать!

Сделаем по другому всем скажем техника двинулась в перед – будем ходить скальные маршруты на Фи-Фах.

А почему бы и нет?

Стремена на Фи-фы. Правой-левой. Правой-левой, как в армии

Классно ведь? Да и не надо «крепость рук».

Спасатели отрабатывают технику
ледолазания на Шкотовских
водопадах в конце 80-ых годов.

На Шкотовских водопадах
работает двойка (Марков
Владимир, Савченко Игорь).

Сергей Кутепов держит в руках
ледовое снаряжение тех лет,
ледовый молоток.
    В конце 80-ых, начале 90-ых годах в руках у нас засветились первый отечественные самодельные ледовые молотки. Намного легче, чем модель ВЦСПС.

Надежно себя вели на льду. Это были укороченные в два раза ледорубы. Скорей всего идея от ледоруба. В любом случае в горах мы пользовались всегда этим снаряжением. Если не было льда, удобно было ими крючья со скал выдирать.

С этого момента отчетливо помню ледолазание. Ездили всю зиму по водопадам и готовили штатных спасателей. Честно, со всех спасателей запомнил только Игоря Савченко и Александра Марамчина. Они серьезно относились к ледолазанию. Александр до того заболел этим делом, что потом со своим напарником Алексеем Исаевым, приобрел импортные ледовые молотки. Занимались этим делом, как спортсмены. На уровне любителя отдыха в горах. Стали они классными ледолазами? Это вопрос.

Вообще за всю историю ледолазания в Приморье были ли у нас сильные ледолазы? Вопрос с большой буквы.

Не потому, что у нас нет сильных ребят для этого. Просто нет культуры.

Александр Попов аттестует на льду
ТОФ-а ледовые молотки Trango.
   Массовое развитие кустарного ледолазания началось в начале 90-ых годов. Появились несколько команд с разных городов. В большинстве случаев, это были скалолазы. Конечно, альпинисты делали погоду на всех соревнованиях.

ФАиС изыскивала различные варианты в этом направлении спорта. В памяти остались первые мои соревнования по ледолазанию на Шкотовских водопадах. Затем находкинцы устраивали соревнования в районе поселка Наречное. Организатором этих соревнований был Виктор Корнев. В черте города Владивостока соревнования проводились на территории спортивного комплекса ТОФ.

На всю жизнь, в памяти, останутся тренировки и соревнования на Водонапорной башне одной из воинских частей города Партизанска.

Находкинцы, в это время, проводили тренировки на водопаде, в районе ключа Каменка, не далеко от города Партизанска.

Обычная тренировка на Водонапорной
башне в городе Партизанске.
    Уровень у людей вырос. Инструмент ледовый появился. Александр Краснолуцкий завопил: «Надоело лазить по вертикали, карнизы подавайте».

Хочется карнизы?

Стали делать вышку с карнизами в районе поселка Анисимовка. Место не плохое. Район горнолыжной базы «Грибановка». Сделали каркас, а залить так и не получилось.

Почему?

Да фиг его знает? Здулись, наверное те, кто хотел это сделать.

Вышку заменили на Еломовские водопады. Все хорошо, да добираться трудно.

Интернативного вариант не было. За дела взялся Евгений Баранов. В это время у него уже была фирма «Каньон». Он, в середине 2000-ых годов, поставил строительные леса в районе станции «Моргородок». Строительство ледодрома началось прямо в черте стадиона. Как только похолодало, ребята залили каркас Получилась не одна вышка, а две. Рядом друг с другом. В планах у них была задумка между вышками сделать перемычку. Что то не срослось. Карниза не получилось.

Не беда, без этого налазились.

Детище Евгения Баранова в
городе Владивостоке.
Праздник ледолазания.

Соревнования по ледолазанию
на Еломовских водопадах.
Приморский край.

Соревнования по
ледолазанию в Китае.
    Думаю, Евгений подарил Приморскому ледолазанию целый сезон классных тренировок. А, так же, несколько соревнований на льду. Прямо в черте города. А точнее, в центре города.

По вечерам, в будние дни, я не слазил со своими ребятами с этого ледодрома.

Для нас это был праздник. По мнению клуба, это был самый плодотворный сезон на льду за всю историю ледолазания Приморья.

Для Евгения это чуть не закончилось прокуратурой. Вышку нужно было охранять день и ночь от всяких «ледолазов» без мозгов.

Не отставал от моды ледолазания и город Арсеньев. Александр Кечинов залил льдом осветительную вышку на стадионе в своем городе. И делал это несколько сезонов. Когда ему не разрешали использовать вышку, находил другие варианты.

Вадим Гайнеев пошел своим путем. Россия большая, по ней ездить дорого. Рядом Азия. Почему бы и нет?

В это время у него уже был магазин «Тибет». Он ездил частенько за товаром с начало в Китай, потом зачистил в Южную Корею. В этих Азиатских странах у него произошли встречи с альпинистами, ледолазами, скалолазами. С начало встречи, потом все это вылилось в деловые поездки. Наши Ребята выступали выступали, выступают и будут выступать за рубежом на должном уровне.

Но было маленькое «но». Об этом мне поведал Александр Попов и еще один наш представитель клуба Сергей Кутепов. Мы были любители, а в Южной Корее работали профессионалы. То есть, люди со специальностью, ледолаз. Они представляли фирмы, компании, магазины, различные центры.

Сергей Кутепов проходит
хитрушку на ледовом маршруте.

Попов Александр в парных гонках
на Еломовских водопадах.

Александр Родионов «Поларис»
клуба «Тихий Океан».

Наши ребята по проще, представляли Федерацию альпинизма и скалолазания Приморского края. Это организация богата людьми (то есть душами), но денег не когда у нее не было и не будет.

Соревнования проходили не только на спортивном уровне, но и на уровне диалогов. Что наши ребята слышали с уст спортсменов за рубежом, место в статье не хватит, да я этого и не хочу.

Расскажу обо дном моменте. Нужно ледолазам буржуям новый ледодром. Они выбирают скалу подтягивают технику, протягивают шланги. Заливают скалу водой, наращивая любого качества лед. Тренируются два, три дня. Затем, отработав все, что им нужно, спокойно переезжают в другое место. В это время семьи у них не ищут варианты пропитания и не устраивают мужьям разборки: «На какие деньги ты ездишь? Что тебе дает твое ледолазание?»

Время идет. Снаряжение улучшается, но вот изменяется наш подход к ледолазанию? Я не знаю!

Междусобойчики, где 5-6 человек пытаются понять, что такое ледолазание, не к чему не приведут. Ребята, по прежнему, будут работать на уровне «любители отдыха в горах». Ну ладно, не мне об этом говорить. Мы в клубе лазим на своем уровне. Нам этого хватает.

Расскажу Вам легкие фрагменты из жизни ледолазания нашего клуба.

Однажды ФАиС достала нас: «Мы не участвуем в соревнованиях по ледолазанию, не принимаем активное участие в жизни спорта Приморья».

Евгений Баранов. Постоянный призер
соревнований по ледолазанию.

Краснолуцкий Александр.
Постоянный призер

Вощан Максим. Постоянный
призер соревнований
по ледолазанию.
    Лично я был спокоен, так как Попов Александр и Кутепов Сергей много лет щипали перышки федерации, поддерживал боевой дух ледолазания.

Но здесь повеяло другим духом. Александр Краснолуцкий (Красный) хотел другого. Разбавить кровь на соревнованиях, ввести новые кадры.

Мы им это сделали. и запустили на соревнования ракету «Поларис» - Родионова Александра. Все как положена. Ядерная боеголовка на взводе. Тетки проверили, подтвердив этот факт.

Он поехал на соревнования в город Арсеньев. Его там сняли с дистанции. И сделал это сам Вадька Гайнеев. Мол «Рылом» не вышел. Представитель клуба «Тихий Океан», получи по полной программе. Мы тут главные. Александр посмотрел по сторонам, на другие …….

Кутепова Мария. Постоянный призер
соревнований по ледолазанию.

Соревнования по ледолазанию
проходят на осветительной вышки
стадиона в городе Арсеньеве.

Попов Александр вступил в ……..
отношения с судейской
коллегией на соревнованиях.

Короче, его разозлили. На следующих соревнованиях, которые проходили на ключе Еломовском, он выиграл первые места по всем дисциплинам. После соревнований Красный подходит к Родионычу и говорит: «Ты к нам больше на соревнования не приезжай!»

Поржали вдвоем для души. Родионыч ездить на соревнования, действительно, перестал.

Наверное, ему это не нужно? В душе я за ледолазание. Есть еще и мужское начало, если уж ты этим занимаешься, то делай это серьезно и на уровне. И это Закон.

Ну а сейчас немного по прикалываемся. Ну как же без этого!

Все наши альпинисты всю зиму рыскали по Приморью и искали места, где был лед. Находкинцы нашли где то Бабу Нюру. У ней был небольшой коровник, голов на 200. На территории коровника стояла невысокая водонапорная башня. Высокая – не высокая, а лед был. Решили пару раз съездить и подогнать кошки. Да и полазить. Мал золотник, да дорог. Баба Нюра была не против и ее 200 коров тоже.

Ребята приехали, надели кошки и полезли. Коровы услышали характерный металлический звон. Это ледолазы лупили молотками по льду, пробивая его на сквозь. Врубаясь в толстую металлическую трубу водонапорной башни.

Краснолуцкий Александр
(Кранный). В собственном соку.

Игуминов Владислав. Постоянный
призер соревнований
по ледолазанию.

Краснолуцкий Александр
на дистанции в Китае

Все вывалили на скотный двор с коровника. Когда они увидели разноцветных альпинистов на башне, сразу оцепенели. До этих пор на трубу в это время не кто не лазил. Буренки даже живачьку перестали пережевывать.

Что бы, как-то, разрядить обстановку, Баба Нюра насыпала им сена. Но Буренкам было не до сена. Одна самая матерая, наконец, выпалила: «Бабаньки! Затмение я видела, как у Майки телок с двумя головами родился, тоже. Но что бы зимой на эту башню слесаря лазили? Нет, не видела!»

За тем, под дружное мычание и одобрение Буренки по достоинству оценили высокий уровень ледолазания города Находки.

Плавно переходим к более цевилизованному району Азии. Где «капитанил» Вадька Гайнеев. Как обычно, он все организовал для приема  наших ледолазов в Южной Кореи. Слава богу, что не в Северной.

В команде ФАиС выехал представитель нашего клуба Сергей Кутепов. Естественно, сезон только начинался.

А он у нас начинается все зимнее время. Пока, кто-то не завопит: «Поедим мы, на конец, куда ни будь на водопады?» Все с перепугу вскакивают и едут. Сергей был не в форме и выступил в Корее не важно.

Зато показал себя, во всей красе, вечером. На дружественной встречи. (Банкете). Банкет подошел к стадии завершения, то есть все уже выпили столько, сколько могли. А некоторые, просто, уже не могли пить. Ну не лезло во внутрь. Вадька появился под занавесь мероприятия. Он забежал в зал. Пустые столы. За ними сидит один Кутепыч. Пытаясь опреть на руку голову. Голова, почему-то, всегда соскальзывала с его руки.

Вадя подходит к Сереги. Завязывается диалог.

Где все?

Наши плавно перетекли в спальные номера.

А где Корейцы?

Сергей поднимает скатерть стола: «Все тута».

Вадя, со времен Баджала, и встречи на высшем уровне с японцами, был ко всему готов.

Он вежливо отправляет Сергея в комнату, где уже вповалку лежит вся наша команда ледолазов.

Кутепыч уходит. В руках держит куртку, зеленого цвета.

У Вадьки, директора магазина Тибет, глаз на снарягу наметан. Он понимает, что у Кутепыча такой куртки не было: «Серега, откуда у тебя эта куртка?»

Корейцы задарили.

Вадим не унимается: «Ты случайно ее не с пьяного корейца снял?»

Тот в ответ : «Да, буду я за этой …. куртки репутацию России портить»

Финал соревнований на
Еломовских водопадах.

Объясните мне пожалуйста где
левый ледовый молоток,
где правый?

Клуб альпинистов «Тихий Океан»
на искусственном ледодроме.

Вадька, надувая верхнюю часть губы, где как у композитора Николаева, должны быть роскошные усы, выпалил: «Все, долой с глаз моих».

Кутепыч, четко, перебегая по узкому коридору от одной стеночки до другой, ввалился в комнату. К своей родной команде. У входа в комнату его сшибает с ног родной запах наших мужских носков. Серега, к этому повороту был не готов.

Попытался встать. Но потом полежал, подумал: «Около дверей более продуваемое место, да и коврик довольно мягонький».

Все, спать!

Российская деловитость ему не давала покоя. Он с трудом приоткрыл левый глаз: «О, да я дверь входную не закрыл».

Двинув не слабо по двери ногой, он, наконец, как младенец вырубился.

По приезду во Владивосток, первое, что показал мне Серега – это куртку. Трехслойный GORE-TEX®.

Первый мой вопрос был простой: «Ты случайно ее не с пьяного корейца снял?»

«Да, буду я за этой …. куртки репутацию России портить»

Затем, он разворачивает куртку. Показывает мне надпись, которую ему карандашом на ней кореец оставил.

Я смотрю на иероглифы и раздраженно говорю Серому: «Ты что смеешься над мной? Я последнюю книжку еще в первом классе прочитал. «Букварь» называется. При чем, при помощи двух репетиторов это сделал. Ты тут мне иероглифы подсовываешь. Переводи сам».

Ледоруб “Памир», ледовый
молоток «Кайман», Айс-фи-фи
Российских производителей.

Первые наши ледовые
молотки фирмы Grivel.

Олег Качан приобрел для себя
эту модель. Классные ледовые
молотки QUARK Charlet.

Серега с чувством достоинства перевел: «Корея +Россия = Дружба на веки». И он гордо посмотрел на меня.

Я в свою очередь, с ходу выпалил: «Хорошо, что после знака равенство слово Дружба стоит. Если бы он пошутил и написал Любовь, то тебе жена за смену ориентации, точно, рыльник свернула». А Маша у него такая.

Все шутки, да шутки. Ведь тема «Эволюция». Я все про «Рыла».

Тема о ледоых молотках.

По моему приходу на работу в магазин «Попутчик» у нас, в корне, изменилось в клубе проблема с приобретением любого снаряжения.

Директор магазина Качан Олег не церемонился с проблемой «Нет». Если было нужно, он решал ее на любом уровне. Выписывали самые передовые образцы снаряжения. Так, в клубе появились первые ледовые молотки Grivel.

Поработали с ними пол года. Поняли, что в них есть много неудобств. Тяжеловатые они были. Купили молотки QUARK Charlet. Просто класс молотки. Ручка изогнутая, без всяких наворотов.

Не дремал рядом и Александр Попов. Он для себя приобрел молотки Гривель, а потом, после такой же оценки, выкупил у Вадьки Гайнеева молотки Trango. При чем прелесть в этом снаряжении было в том, что ручки классические можно было легко сменить на спортивные, «унитазные». Это я их так прозвал.

Так как Кутепыч, тоже был «шизоидом» в ледолазании. Он купил Petzl Charlet Nomic со стационарными, «унитазными» ручками. Ему этого показалось мало. Он на них, в верхней части, спилил фурнитуру для навески дополнительной оснастки. Сделал его чисто спортивным.

Я полазил на всех моделях. Остановился на Trango, классическая. С ними я не где не расстаюсь. Эти молотки заменили мне и ледоруб и все, что им попахивает. С удовольствием с этими молотками хожу в горы.

Теперь о Российских молотках.

Второй вариант приобретения
ледовых молотков со сменной
ручкой фирмы Trango.
(Южная Корея)

Классический вариант ледового
молотка фирмы Trango. (Южная Коре).

Последний писк моды.
Ледовые молотки.
Petzl Charlet Nomic.
    Скально-ледовый молоток "Кайман". Одинаково удобный как для работы на льду, так и для скал. Длина - 45 см. Вес - 0,6 кг. Материал: клюв, штычок - сталь 30ХГСА. "Памир" - ледоруб для высотного альпинизма и трекинга. Вес 0,7 кг. Длина 72 см. Материал: клюв - сталь 30ХГСА, ручка Д16.

Честно, я с ними не ходил и скажу следующее. Если бы у нас не было выхода на Европу и Корею, кто его знает? Конечно, ходил бы. А куда я с подводной лодки денусь?

Ходить не ходил, а в коммерции приколов с этими молотками у меня было достаточно.

Приходят ребята в магазин и спрашивают ледовый инструмент. Я даю им Grivel.. Покупатели удовлетворены.

Сколько стоит?

На склонах вулкана Камень
ледовые молотки были
в своей стихии.
   Я даю им в руки ледовый молоток «Кайман».

Они берут его двумя руками, так как эту модель надежнее держать двумя руками.

Подержав молоток не более минуты, покупатели просят вернуть им первый вариант, Grivel.

Новички! Не зацикливайтесь на цене.

Когда вы покупаете автомобиль. Выберете самую оптимальную модель. С ценой согласны, когда находите то, о чем все говорят и отзываются: «Классная тачка!».

А чем хуже в этом вопросе ледовые молотки? Вы с ними идете в горы. Это не только Ваши друзья? Это шанс вернуться домой живым и невредимым. Чем лучше снаряжение, тем выше цена. Чем выше цена, тем гармоничнее ручка молотка вписывается в вашу перчатку фирмы Grivel. И все это становиться единым целым. Ваша рука, перчатка и молоток. О мозгах не говорю. Тут уж, кому как повезло.

Удачи господа в ваших начинаниях заниматься ледолазанием.

И приготовьте пампирсы. В следующей части своей «Эволюции» я немного расскажу Вам о реакции продавцов в магазине «Тибет», когда туда пришло ледовое снаряжение Паши Шабалина. Как они в ящике искали пятки от его кошек.

Пиши Вова пожалуйста ещё !!!

Ну я же Вам говорил, - класно пишет парень !!!

Хотел бы поблагодарить вас за многочастную заметку в ее последней части, но вижу, что до летних разъездов она не выйдет. Немного сумбурно получается, но интересно и улыбчиво)

Просто поэма!

Выкладывайте скорее остальное, пока народ в горы не разбежался-))