Автор: Нефёдов В.С., Новосибирск

Отчет о горном маршруте шестой к. с., по Фанским горам (Памиро-Алай) группой клуба «Вертикаль»

- Фотоальбом похода. Часть 1.
- Фотоальбом похода. Часть 2.
- Фотоальбом похода. Часть 3.
- Фотоальбом похода. Часть 4.

Организация путешествия

При выборе района похода мы руководствовались следующими критериями: новый для нас район, наличие красивых и сложных скальных перевалов, красивых озер, стабильная погода, да и просто всем хотелось в теплые горы.. К тому же поход по Фанским горам можно легко совместить с культурной программой в городах Самарканд и Бухара.
В спортивном плане, наши цели: прохождение маршрута 6 к.с., пройти два сложных редкопосещаемых скальных перевала 3Б к.тр. – Мария и Енисей, совершить восхождения на высшую точку района – в. Чимтарга 5489м, а также на в. Мария 4970м и в. Мирали 5113м.

Справочные сведения

Горный

Шестая

188 км

+13 (дорога и культ. программа в г. Самарканд и Бухара)

20.08-5.10.2008

Нитка маршрута

а/л «Артуч» – оз. Зиерат – пер. Межозерный (2Б) – оз. Б. Алло (заброска) – пер. Седло Сарышаха (3А) – оз. Зиерат – пер. Зиерат (1А) – оз. Куликалон - пер. Темир-Тау (1Б) – пер. Мария (3Б) – верш. Мария 4970м (2Б) – траверс (2А) до пер. Мирали – верш. Чимтарга 5489м (2Б) – верш. Мирали 5112м (1Б) – пер. Мирали (2А) – оз. Б.Алло – р. Пр. Зиндон – пер. Жигули (3А) – р. Казонок – ледн. Мал. Ганза – пер. Енисей (3Б) – пер. Адиджи (3А) – пер. Зард (1Б) – р. Имат – пос. Маргузор

Состав группы

ул. Дачная

5 Г.У. (Ц. Тянь-Шань)

Участник

График движения и тех. описание

День пути

Условия

Фото

Перелет Новосибирск - Душанбе

Мы летели прямым рейсом Новосибирск-Душанбе авиакомпании S7, вылет в 22 час, время в пути 3,5 час. Ночью в аэропорту нас встретила машина от фирмы «Альп-Навруз», доехали до гостиного дома и заночевали

21-22.08

Оформление документов и регистрация в Таджикистане, выезд из г. Душанбе в а/л Артуч

У нас была договоренность с Сабировой Рано Умаровной (турфирма «Альп-Навруз») о предоставлении следующих услуг: регистрация в Таджикистане, оформление разрешения на въезд в заповедную территорию (пермит), экологический сбор, машина до а/л «Артуч». Регистрацию в Таджикистане летом 2008г делали только в Душанбе, время оформления – 1 сутки. Жилье на время оформления документов нам так же предоставила Сабирова. Следует отметить что цены на услуги этой турфирмы завышены. Вечером 22.08 выезжаем всей группой на джипе в направлении альплагеря Артуч. Дорога Душанбе – Пенджимкент, по которой мы и едем, расширяется и модернизируется, из-за этого движение на некоторых участках разрешено только ночью, а днем до обеда проезд разрешен в одну сторону, после обеда – в обратную. Через 6 часов, рано утром, мы были в альплагере. Разложив на газоне перед главным корпусом спальники мы поспали пару часов, позавтракали, и вышли на маршрут

а/л «Артуч» - оз. Зиерат

3,5 час

Тропа начинается прямо от альплагеря, через 1,5 час поднялись на ригель и вышли к оз. Чукурак. От озера Чукурак тропа начинает понемногу набирать высоту, и через 2 час выходим к оз. Зиерат

1-7

Цирк пер. Межозерный (2Б?), разведка перевала

10 час

От оз. Зиерат вышли по правому берегу ручья, впадающего в озеро. Постепенно ручей исчезает, идем по статичной осыпи, крутизна склона возрастает до 30 гр, местами лежит смерзщийся конгломерат под уклоном до 40 гр. Через 3 час выходим в цирк пер. Межозерный, ставим лагерь и обедаем. После внимательного просмотра, как и отмечено на карте, выбираем невыраженный контрофорс в левой части склона. Идем налегке на разведку, провешиваем 100м перил по скалам 70-90 гр крутизной, перила оставляем, спускаемся в лагерь.

Пер. Межозерный (2Б?) – подъем, день 1

8 час

Первый день – провешано 300м перил. Средний уклон 70 гр. Характер склона – скалы, скальные полки, небольшие карнизы. Ночевка на осыпной полке, крутизной 20 гр.

Пер. Межозерный (2Б?) – подъем, день 2

8 час

Второй день. Провешано 300м перил, пройдено 250 м. Характер склона – скальные полки, разрушенные скалы. Ночевка в спальниках на небольшом контрофорсе – места для палатки нет.

Пер. Межозерный (2Б?) – подъем, день 3

8 час

Третий день провешано 200м перил, пройдено 250 м. Характер склона – скальные полки, монолитные стены, разрушенные скалы. Уклон от 45 до 90 гр, местами карнизы. Ночевка на перевале, на скальной полке размерами 2х6м в 10м ниже гребня.

Пасмурно, град, снег

Пер. Межозерный (2Б?) – спуск, день 1

14 час

Четвертый день – траверс 200м перил вправо по скальной полке,  тут удобнее начинать спуск.
Спуск. Провешиваем 450м перил по скальным плитам, два небольших карниза, в верхней части склона уклон 70 гр в нижней 40 гр. Мест для организации точек страховки мало. Выходим к сбросу 20м, повешиваем. Ниже широкая осыпная полка, ночевка.

36-51, 131

Пер. Межозерный (2Б?) – спуск, день 2, оз. Бол. Алло

8 час

Пятый день. Уходим траверсом большой полки влево. Крутизна полки 30 гр, заканчивается большими сбросами, в левой части склона они меньше.
Провешиваем вниз 250 м перил по скальному склону, по монолитным плитам крутизной 45 гр.
Спуск с перевала заканчивается осыпным склоном крутизной 30 гр, который выполаживается и переходит в правый борт долины р. Пр. Зиндон. По долине выходим к оз. Бол. Алло, обедаем, полудневка

36-51, 131

Дневка. (оставляем заброску)

Оставляем заброску, восстанавливаемся после сложного перевала

52-54

Пер. Седло Сарышаха (3А) – оз. Зиерат

12 час

Вышли с оз. Бол. Алло в 8 утра, за час подошли по тропе через курумник под начало подъема, здесь тропа уходит вверх по травенистому склону 30 гр. Через 30 мин выходим на пологий участок, отсюда виден весь подьём на пер. Седло Сарышаха. Подъем по осыпи, прижимаясь к скалам справа. Через 1,5 час выходим на седловину. Перевальная седловина широкая, скальная. Есть тур.
С перевала хорошо виден путь нашего подъема на пер. Межозерный.. мы находимся западнее, седловины перевалов разделяет в. 4201м и расстояние около 1 км.
Спускаемся по скально-осыпному ступенчатому кулуару, общая крутизна склона 40-70гр, короткие стенные участки крутизной до 90 гр, протяженностью до 7-10м. Скидываем около 1 км по высоте и выходим к оз. Зиерат

55-63

Пер. Зиерат (1А) – оз. Куликалонское

4 час

Перевал имеет травинистые склоны крутизной 35-40 гр с обоих сторон. Подъем от оз. Зиерат 2 час. Седловина широка, травянистая.
С перевала открыается вид на путь подъема на пер. Мария.. впечатляет. Фотографируем, спускаемся. Через 2 час выходим к оз. Куликалонское и встаем на ночевку

До обеда ясно, после обеда пасмурно

63-67

Пер. Темиртау (1Б)

4 час

Вышли в 8ч, за 1 час подошли под начало подъема на пер. Темиртау, подъем на перевал по осыпному склону. Через 2 час подъема вышли на седловину перевала, протраверсировали первый жандарм с восточной стороны и встали на ночевку на седловине между 1м и 2м жарндармами

Переменная облачность

Всю ночь шел мокрый снег, была надежда что к утру растянет, но весь день погода оставалась такой же. Сидим в палатке.

Снег, град

Пер. Мария (3Б) – подъем, день 1

8 час

Первый день. Выходим в 9 часов. Провешиваем 100м перил по скально-осыпному кулуару справа, в обход второго жандарма. Поднимаемся по осыпному кулуару и скальным обледеневшим зеркалам. Уклон 50 гр, 2 небольших карниза по 2-3м. Провешиваем еще 150м перил и выходим на небольшую седловинку между 2м и 3м жандармом. Свободным лазанием по скальным полкам поднимаемся на 3й жандарм. Средний уклон полок 20-30 гр. Наверху на восточном склоне жандарма есть полки для ночевки где можно поставить 2 палатки. Ночевка

Пер. Мария (3Б) – подъем, день 2

10 час

Второй день. 50 м перил траверса вдоль склона жандарма немного наверх по скальным плитам с уклоном 30-40 гр.
Спуск с жандарма на седловинку перед вершиной Темиртау – 50 м перил, отвесная стена, обходится справа свободным лазанием, но без рюкзака. От седловинки идет скальный склон со скальными заснеженными полками. Крутизна склона 40-50 гр, короткие стенные участки. Провешано 300 м перил. Ночевка на заснеженной осыпной полке.

Пер. Мария (3Б) – подъем, день 3

8 час

Третий день. 50м перил по монолитным скалам крутизной 45 гр. Провешиваем еще 200м перил, выходим на вершину г. Темиртау. Далее по скальному гребню свободным лазанием.  Постепенно гребень сужается и переходит в узкий скальный гребень, заканчивающийся жандармом, вешаем 15 м перил. На осыпных полках жандарма ночевка.

Пер. Мария (3Б) – подъем, день 4

12 час

Четвертый день. Снежно-ледовый склон. Провешиваем 50 м траверса и 200м подъема. Средний уклон 45-50 градусов. Снег, тропежка 20 см. Вышли на небольшую полку – место, где заканчивается контрофорс и переходит в снежно-ледовый взлет на хребет.
По снежно-ледовому склону, крутизной в начале 50гр и далее 30-35гр, провесили 450 м перил. На ночевку встаем на осыпной пологой полке. От места ночевки до выхода на хребет 100 м пешком.

Разведка второй седловины пер. Мария

10 час

Идем на разведку второй («ложной») седловины пер. Мария, расположенной западнее в 3 км. Траверс по осыпным и снежным полям, спуск 100м крутизной до 30 гр в большую ледовую мульду, откуда просматривается 3 небольших седловины. Проверяем каждую из них – тур отсутствует, спуск на юг не просматривается, спуск на север – см. фото 69,70,72

102-104

Верш. Мария 4970м

6 час

Восхождение на вершину Мария начинается с траверса хребта, взлет участок крутизной 90гр протяженностью 10м+25м, разделенные полочкой, провешаем перила. Выходим на жандарм, идем траверсом хребта по направлению к вершине. Через 300м скальный жандарм, при подъеме провешиваются перила. Опять участок простого траверса, спуск 2м на небольшую седловинку перед последним взлетом на вершину. Скальный подъем 20м крутизной 45-50 гр.

97-99, 105-111

Траверс (2А) до пер. Мирали

6 час

Спускаемся в обход скальной стены в. Мария, провешиваем 150м перил по разрушенным скалам и спускаемся на полку. Идем по полке по мелкой сыпухе через 1 час выходим в среднюю часть склона пер. Мирали. Просматривается два варианта подъема – 1) по снежно-ледовому склону и 2) левее по ходу по осыпному склону, местами закрытому снегом. Решаем что проще будет первый вариант. Крутизна склона постепенно растет от 30 до 45 гр в верхней части, через 2,5 час выходим на перевал. Ночевка на пер. Мирали 5030м.

Переменная облачность, вечером ясно

115-118

Целый день отсутствует видимость, белое молоко. Сидим в палатке, ждем погоду

Видимости нет, сидим в облаке

Верш. Чимтарга 5489м – верш. Мирали 5113м – пер. Мирали (2А) – р. Пр. Зиндон – оз. Бол. Алло

14 час

Выход в 7ч, погода ясная. Первая часть пути по широкой седловине перевала Мирали, снега чуть меньше колена. Далее небольшой снежный склон крутизной до 30 гр с засыпанным бегршрундом. Обходим бергшрундт, далее провешиваем 50м перил по скальному склону до 70 гр крутизной и выходим на скальное ребро. Проходим траверсом 300м, дальше снежное плато, есть места для ночевок. Плато переходит в последний снежный взлет, выводящий на вершину. В нашем случае снега было достаточно для ступеней. Крутизна склона около 45 гр, уклон практически не меняется, длина склона 300 м. Вершина представляет собой скально-ледовую площадку, с несколькими вершинками. На главной вершине есть тур. На вершине были в 11 час, сфотографировались и пошли вниз.
Спуск с  вершины по пути подъема, около 1 час по времени.
Второе восхождение сегодня – это в. Мирали 5113м, вершина возвышается на седловиной перевала на 50 м.  Заходили на вершину с противоположной стороны от перевала Мирали. Сначала прошли траверсом вершину, по замерзшему осыпному склону. Взлет на вершину представляет собой осыпной склон, крутизной 30 гр. На подъем до вершины ушло около 15 минут.
С перевала Мирали начали спуск в 15 час. Сначала спуск по леднику, граничащему справа с осыпным склоном. Крутизна от 45 до 30 градусов, далее ледник уходит влево, а спуск идет по сглаженным скальным полкам, бараньим лбам. Ниже - протяженный осыпной склон, который выводит в долину р. Пр. Зиндон. На спуск до Зиндона ушло 4 час. Здесь оставляем в заброску снаряжение, и идем на Бол. Алло, где у нас дневка и продуктовая заброска.
По долине реки Пр. Зиндон идем по тропе, через 1 час выходим к сбросу около 100 м, с средним уклоном 45 гр, здесь река уходит под камни и больше до озера не появляется. После сброса идет  небольшое выполаживание, долина упирается в каменную гряду, по которой тропа продолжается и выводит к оз. Бол. Алло. Всего на спуск от пер. Мирали потратили 8 час.

Небольшая облачность

120-130

Дневка

Дневка. Раскапываем заброску. Отдых

Р. Пр. Зиндон

6 час

Вышли в обед. Подход к перевалу идет по долине р. Пр. Зиндон, по тропе. Ночевка перед ледником на небольшом плато

Пер. Жигули (3А) – подъем и спуск, день 1

10 час

Первый день. Осыпное плато плавно переходит в пологий открытый ледник. Подход к перевальному взлету занял около 3 часов. Перевальный взлет – мелкая подвижная осыпь крутизной 30-45 гр. Взлет перевала 400 м.
Седловина перевала широкая, осыпная.
Спуск начали от тура влево по ходу движения по осыпному склону, крутизной от 30 до 45 градусов, который переходит в гладкие монолитные скалы.
По скалам провесили 100 м перил, средний уклон до 60 гр. Ночуем на скальной полке шириной 3 м. Воды нет, есть лед.

Днем ясно, к вечеру пасмурно

133-137

Пер. Жигули (3А) – спуск, день 2, р. Казнок

6 час

Второй день. Двигаемся по центральной части склона, по монолитным скалам крутизной до 70 гр. По мере движения постепенно уходим в левую часть склона. В нижней части спуска отвесная стена 40м, дальше пологая осыпь. Провешали 200м перил.
Спустились в 15 час, обед.
Вышли по тропе вдоль р. Казнок, подошли к месту где впадает приток текущий с ледн. Мал. Ганза. Дров почти нет.

138-150

Весь день дождь и мокрый снег, сидим в палатке

Дождь и мокрый снег

Весь день дождь и мокрый снег, сидим в палатке

Дождь и мокрый снег

Подходы к пер. Енисей (3Б) – подъем на ригель

2,5 час

Входим в 8.00, планируем подойти под перевал, поставить лагерь и провещать перила. Ригель обходим слева, поднимаемся по осыпному склону крутизной порядка 30 градусов. Через пару часов выходим на ригель, погода портится, начался обильный снегопад. Решаем поставить лагерь и переждать непогоду.

После обеда пошел мокрый снег, пропала видимость

Весь день шел снег. Сидим ждем погоду

Мокрый снег, плохая видимость

Ледн. Мал. Ганза – пер. Енисей (3Б) – подъем, день 1

8 час

Первый день. Выходим на пологий ледник, подошли к началу подъема на перевал. После обеда начинаем подъем, проходим нижний пояс разрушенных скал крутизной около 35гр (черные по цвету) свободным лазанием, двигаясь немного левее центральной части склона. Через 200м выходим на наклонную осыпную полку, делаем площадки под палатки и ставим лагерь

Пер. Енисей (3Б) – подъем, день 2

8 час

Второй день. После завтрака, связка уходит в забой провешивать перила, остальные собирают лагерь и постепенно начинают подниматься и поднимать рюкзаки связки забойщиков по мере готовности перил. Поднимались по левой части скального склона. Склон скальный крутизной до 60 гр. Прошли 200м перил и вышли на широкую наклонную полку, это примерно еще 1/3 перевального склона. Вообще на подъеме всего две полки, это видно было еще снизу, эта уже вторая, поэтому решаем остановиться на ночевку здесь, т.к.  дальше скорее всего не будет места для палаток. Так и случилось – дальше поставить палатки можно только уже на перевале.

Ясно, ветер

Пер. Енисей (3Б) – подъем, день 3

8 час

Третий день. Утром мы повторяем вчерашнюю практику, связка уходит провешивать, а остальные поднимаются сами и поднимают рюкзаки забойщиков. Подходим под стену, траверсируем вдоль по полке вправо по ходу, под огромную нависающую скальную щель (хорошо заметную снизу и на подходах к перевалу). На траверсе повешали 100м перил. Далее 50м перил по скальному склону крутизной 45-60 гр, подъем вверх, смешаясь влево по ходу и выходим на небольшую наклонную плиту 1х1м, обедаем. Пока готовится обед, забойная связка продолжает провешивать перила. Начались монолитные скалы крутизной до 70 градусов, это ключевой участок подъема – 50 м вверх, 100м перил траверсом вправо.
Седловина очень широкая, есть места чтобы поставить палатки. В туре нашли записку томских туристов, они поднимались на пер. Енисей с северной неопределяющей стороне в 198х году.

Ясно, ветер

154-174

Траверс до пер. Адиджи – пер. Адиджи (3А) – пер. Зард (1Б) – ледн. Желтый – р. Желтая – р. Имат

10 час

Вышли в 8 час, начинаем спуск с пер. Енисей в направление пер. Адиджи. Провешиваем 200м перил по снежно-ледовому склон крутизной 40-45  гр. После участка траверса через 2 час выходим на седловину пер. Адиджи.
Фотографируемся и начинаем спуск по снежно-ледовому склону, крутизна склона 40-45 гр. В нижней части склона два бергшрундта, обоходим слева.
Далее по статичным осыпям без набора высоты выходим на пер. Зард. На спуск повешали 100м перил, спустились на ледник Желтый. Сначала по леднику, затем по левому берегу р. Желтая по тропе спустились к слиянию р. Желтая и р. Имат.

Ясно, сильный ветер

175-187

Р. Имат – пос. Маргузор – пос. Пасруд

4 час

Полудневка. Вышли в обед, за 4 часа дошли по тропе до дороги ведущей в сторону пос. Маргузор. Случайно поймали попутную машину, которая нас подбросила до Маргузора и далее до пос. Пасруд.
Ночевка в пос. Пасруд дома у учителя английского языка.
Отсюда всем было сообщено о успешном завершении спортивной части похода, далее нас ждала культурная прогрмма по городам Средней Азии.

Пос. Пасруд – г. Пенджимкент

Заранее договоренности о транспорте для выезда не было, т.к. мы могли задержаться на маршруте. В пос. Пасруд у местных водителей мы нашли несколько вариантов по транспорту до г. Пенджимкента, но все они не устраивали нас по цене. Нам посоветовали самостоятельно дойти до трассы Душанбе-Пенджимкент (это около 10км), там ходит рейсовый автобус и много проходящего транспорта. Дойдя туда выяснилось что автобус идет не в Пенджимкент, а в ближайшую деревню по трассе. В результате с одной пересадкой на машинах мы добрались к вечеру до Пенджимкента, где остановились в дешевой гостинице на местном базаре

Г. Пенджимкент

Гуляем по городу, объедаем местный базарчик

Г. Пенджимкент – г. Самарканд

До границе доехали на микроавтобусе, который без проблем нашли в районе базара. Дорога до границы занимает около 1 час, дальше – пересечение границы пешком. С узбекской стороны стоят таксисты, которые предлагают микроавтобусы до Самарканда, по времени тоже около 1 час, остановились на турбазе Артуч, не имеющей в настоящее время ничего общего с таджикским альплагерем Артуч

г. Самарканд – г. Бухара

День ушел на ознакомление с памятниками архитектуры Самарканда, вечером выехали на поезде в Бухару

40-41

30.09-1.10

Г. Бухара

В Бухару приехали рано утром. Вокзал находится в отдалении от самого города, ходит маршрутка.
В Бухаре жили в гостинице расположенной в старом городе, несколько дней прошли

Г. Бухара – г. Самарканд – г. Ташкент – пос. Чернявка

В Бухаре весером садимся в поезд, на следующий день мы в Ташкенте, решаем технические вопросы, и ближе к вечеру пересекаем границу Узбекистан - Казахстан в Чернявке. Последний автобус ушел в 14 час, ночуем у таксиста дома

Пос. Чернявка – г. Алмаата

Пер. Межозерный

(Плечо Аурондага) ??к.тр.

Расположен в главном хребте, ориентация север-юг, 38х50м перил

Подъем по невыраженному контрофорсу, общая крутизна склона 50-70гр, в нижней части до 80-90 гр. Первые 100м перил по скалам крутизной до 80-90гр провесили в день разведки, налегке.
Далее скальный рельеф 3-4 к.тр альп., есть небольшой карниз, протяженность склона 300м, выходим на наклонную осыпную полку крутизной 20-25гр, где можно поставить палатку, что мы и сделали. Далее склон становится проще, 3 к.тр альп, прошли 250м перил, провесили еще 50м по стене 4к.тр альп, но пройти не успели. Ночуем на ярко выраженном контрофорсе, выдающемся на 40м от стены, здесь безопасно в плане камнепадов, и хоть и негде ставить палатку, здесь можно лечь в спальниках , пристегнувшись к натянутым горизонтально перилам. На следующий день проходим вчерашние 50м перил, и вешаем и проходим еще 200м по скальному рельефу 3 к.тр альп, скальные плиты крутизной 45-80 гр, полки, щели, карманы, есть небольшой карниз.Выходим на гребень перевала, гребень пилообразный, площадок нет, поэтому спускаемся обратно 10м, до полки 3х6м, где ставим палатки. Сверху просматривается что спуск лучше начать немного правее, поэтому идем по выраженной полке, в качестве страховки провешиваем 200м перил, выходим снова на перевальный гребень.

Спуск просматривается, как кажется, полностью, на самом деле – в середине склона есть складка со стеной 20м крутизной 90гр, которую сверху не видно. 500м перил по монолитным плитам крутизной от 70 гр в верхней части до 40 гр в средней, сложности с закреплением перил.. петли вешать не на что, трещин нет практически, те что есть – тупые. Приходится подолгу искать куда заколотить крюк. После 9ти веревок доходим до сброса, стенка крутизной 90гр, протяженностью 20м, вешаемся. Сразу под сбросом – широкая осыпная полка, где можно поставить палатку. Ночуем. Воды нет. На следующий день уходим влево по этой полке, тем самым немного спускаемся, а дно долины наоборот поднимается, в левой части склона вешаем 200м перил по скальным плитам крутизной до 40гр и выходим на пологий осыпной борт долины р. Пр. Зиндон.

Пер. Седло Сарышаха (3А)

Расположен в главном хребте, ориентация север-юг, 12х50м перил

Подъем от оз. Бол. Алло сначала по тропе, потом по осыпи, обходя слева скальную гряду. Крутизна склона 20-30гр, в верхней части простые разрушенные скалы, которые можно обойти, а можно идти прямо по ним. Седловина широкая, осыпная.

Спуск от тура, по скально-осыпному кулуару. Кулуар ступенчатый, стенные участки 60-70 гр, протяженностью до 40м, сменяются наклонными полками, 2 раза встречаются стенки с уклоном 90гр, протяженностью до 6-10м, торчит много старых крючьев.
Камнепадоопасно, поэтому постоянно участники группы стоят под прикрытием скальных выступов. Провесив 500м перил по кулуару выходим на полку, мы находимся в нижней части цирка, дальше просматривается два варианта. 1 – спускаться прямо вниз по скальной стене крутизной до 80-90гр, протяженностью около 80-100м и 2 – спуститься 50м вправо («в карман») по скально-осыпному кулуару крутизной 40гр (этот кулуар не виден снизу с пологой части ледника), выйти на ледник и по ледовому склону крутизной 30-35 гр спуститься 40м до пологого участка. Выбираем второй вариант.

Пер. Мария (3Б)

Расположен в главном хребте, ориентация север-юг, 32х50м перил

Наш путь подъема – «маршрут по северному гребню», это фото снято с востока от пер. Темиртау, мы же поднимались с запада на перевал, что сути не меняет.

Подъем на пер. Мария начинается с выхода на пер. Темиртау, который расположен в северном гребне в. Мария. На пер. Темиртау подъем по скально-осыпному склону крутизной 30-35гр, в верхней части остатки разрушенных скал, перевал классифицирован 1Б, по сути 1А-1Б.
Выйдя на пер. Темиртау, начали движение на юг по гребню. Первый жандарм (пологая горка) обошли траверсом с востока, и вышли на седловинку между 1м и 2м жандармами. Ночевка.
2й жандарм выглядит внушительной скальной вершиной, обходим справа по ходу, вешаем 200м перил, проходим 2 карниза по 2-3м, идем по скальному кулуару, по скальным обледеневшим плитам крутизной до 50гр.
Выходим на небольшую скальную седловинку между 2м и 3м жандармами. Обедаем. Воды нет, снег.
Третий жандарм – скальная вершина, с набором высоты около 200м от нашей седловины. Идем по системе скальных наклонных полок, обходя жандарм слева по ходу и набирая высоту. Общая крутизна склона на этом участке 30-40гр. В верхней части жандарма вышли на ровные площадки, где можно поставить палатки. Ночуем.
На следующий день траверс 50м перил по скальным плитам 50гр, видим седловину между нашим и следующим жандармом (г. Темиртау). Спуск к седловине 50м перил по плитам крутизной 90гр, можно было обойти, но без рюкзака.
От седловинки начинаем подъем на г. Темиртау, идем по скальным плитам, наклонным полкам, и разрушенным скалам, общий уклон до 50гр, небольшие стенные участки, провешиваем 300м перил. Ночуем на полке.
Продолжаем подъем на г. Темиртау, 200м перил по скальному рельефу крутизной до 45гр. Встречаются заснеженные скальные полки. Выходим на г. Темиртау, здесь тоже есть места для стоянки. После Темиртау гребень сужается и переходит в узкий скальный гребень, провешали 15м перил. На скальной полке ночевка.
Дальнейший траверс скального гребня сложен и не рационален, обходим его траверсом снежно-ледового склона (50м перил траверс вправо и 200м перил вверх), крутизна склона 45гр.
Вышли на небольшую седловинку, в этом месте северный гребень примыкает к основному хребту.
Далее снежно-ледовый склон крутизной 40-55 гр, повешали 450м перил и вышли на скально-осыпное плечо с хорошими местами для стоянки, заночевали.
По сути это и есть пер. Мария, правда до самого перегиба гребня надо еще подняться пешком 100м.
На следующий день – разведка второй («ложной») седловины пер. Мария (см. фото 102,103).
Это та седловина на которую выходишь если поднимаешься не северным гребнем а прямо по Куликалонской стене (см. фото 69,70,72). На самом деле там 3 маленьких седловинки, тура нет не на одной. Спуск на юг не просматривается, и не предвешает ничего хорошего. Подъем с севера по стене, считаем сложнее и опаснее нашего гребневого маршрута. Ввиду этого, считаем что это ложная седловина пер. Мария, через которую ходить не стоит.

Пер. Жигули (3А)

Расположен в главном хребте, ориентация северо-запад – юго-восток, 8х50м перил

Подъем со стороны р. Пр. Зиндон идет по подвижной осыпи и технически не сложен. Весь подъем просматривается снизу с ледника. Крутизна слона 30гр, в верхней части встречаются выходы скал, которые легко обходятся при желании, но также можно двигаться и прямо по ним, это легче, чем постоянно съезжать по осыпи вниз.
Протяженность склона 400м. Седловина широкая, осыпная.

Весь склон вниз не просматривается, спуск начали от тура, по подвижной мелкой осыпи, смещаясь влево, это выглядит логично, т.к. там положе. Здесь осыпь заканчивается, начинаются монолитные скалы крутизной до 60-70гр. Скло поворачивает направо. Повесили 100м перил, встаем на ночевку на скальную полку. Воды нет, есть лед.

По монолитным скалам крутизной до 60-70 гр, провесили 150м перил, идем по центру, по выраженным складкам рельефа. Следующие 100м перил смещаемся постепенно влево, прижимаясь к левому борту склона. Иногда встречаются старые крючья. Нижняя часть спуска – стена, в левой части склона протяженностью порядка 40-50м,  чем правее – тем больше, и в правой часте склона высота стены около 120м.
Слева, где мы идем, перед последним сбросом есть старая база на трех крючьях, которую мы усилили и использовали для спуска, повешав 50м перил.

Пер. Енисей (3Б)

Расположен в главном хребте, ориентация юго-запад – северо-восток, 12х50м перил

Подъем с ледника Мал. Ганза просматривается полностью, и уловно разбивается на 3 части:
1 – нижний пояс простых скал (черный по цвету), затем наклонная полка,
2- средний пояс скал средней сложности, наклонная полка,
3- верхний пояс сложных скал, выход на седловину.
1й пояс скал прошли свободным лазанием, протяженность склона 200м, крутизна склона 30-45гр, простое лазание по несложным разрушенным скалам. На полке ровняем площадки, ночуем. 2й пояс скал – идем по левой части склона, провешали 200м перил по плитам и разрушенным скалам, крутизной до 60 гр.
Вышли на полку, ровняем площадки, ночуем. На следующий день поднимаемся 20м вверх и уходим по полкам вправо, к центру склона, на траверсе вешаем 100м перил. Находимся под большой вертикальной трещиной (начало 3го пояса скал), этот хороший ориентир виден был еще снизу с подходов, тогда казалось что подниматься надо по этой трещине. Теперь просматривается другой путь – слева от этой трещины, уходя вверх и влево по системе наклонных трещин, так и идем. Лазание средней сложности, плиты, трещины, крутизна склона 50-70 гр, протяженность 50м, вешаем перила.
Вышли на небольшой пяточок (в левой части склона), наклонная полка 1х1м, делаем обед. От места обеда 50м перил вверх по плитам крутизной до 70 гр, и траверс вправо 100м перил по скальным плитам крутизной 70-80гр, выходим на седловину пер. Енисей.
Седловина очень широкая, ровная. В туре записка томской группы 20летней давности, пишут что ходили радиально с неопределяющей стороны.

Спускаемся по снежно-ледовому склону крутизной 40гр, уходя траверсом вправо, в направлении пер. Адиджи

Пер. Адиджи (3А)

Расположен в северном отроге главного хребта, ориентация восток-запад, 4х50м перил

Подъем на пер. Адиджи с западной стороны представляет собой снежно-ледовый склон, в верхнюю часть которого мы и вышли идя траверсом с пер. Енисей. На этом участке мы провешали 200м перил по ледовому склону крутизной до 40 гр. Седловина широкая, скальная.
Спуск просматривается полностью.

Спуск начали от тура, прямо вниз, вдоль левого скального борта по склону крутизной до 35-40гр. Снега много, делаем ступени, хоть и лавинной опасности нет, идем вдоль скал, прямо вниз, снежный склон не подрезаем. В нижней части выполаживается, есть 2 засыпанных бергшрундта, которые легко обходятся.

Список специального снаряжения

20 шт

Карабин

4 шт.

Закладки (стопера, гексы, эксцентрики)

3 набора

Бензиновая горелка

2 шт, 24л бензин

Итоги, выводы и рекомендации

- В результате похода, продолжительностью 34 дня, было пройдено 160 км. и провешено около 6 км перил, пройдены следующие категорийные препятствия:
- пер. Межозерный (2Б?) (пер. Плечо Аурондага)
- пер. Седло Сарышаха (3А)
- пер. Зиерат (1А)
- пер. Темиртау (1Б)
- пер. Мария (3Б)
- верш. Мария 4970м (2Б)
- траверс (2А) до пер. Мирали
- верш. Чимтарга 5489м (2Б)
- верш. Мирали 5113м (1Б)
- пер. Мирали (2А)
- пер. Жигули (3А)
- пер. Енисей (3Б)
- пер. Адиджи (3А)
- пер. Зард (1Б)
Траверс «Мария – Чимтарга» классифицирован 5А альп.

- Перевал Межозерный (2Б?) (пер. Плечо Аурондага)
Пер. Межозерный (2Б) был включен в нитку маршрута по рекомендации МКК, в рамках тренировочного-акклиматизационного кольца совмещенного с заброской на оз. Бол. Алло (оз. Зиерат – пер. Межозерный (2Б) – оз. Бол. Алло – пер. Седло Сарышаха (3А) – оз. Зиерат). Занести заброску в данном случае логично, т.к. облегчает прохождение первого ключевого участка маршрута (пер. Мария (3Б) – в. Мария (4Б альп) – траверс (2А) до пер. Мирали – в. Чимтарга (2Б) – пер. Мирали (2А)».
Была информация что группы отказывались от прохождения этого перевала ранее, ввиду его сложности. Когда подошли и посмотрели, да выглядело сложнее чем 2Б, но мы знали что раньше Межозерный по классификатору был 3А, возможно в этом дело.
Поставили лагерь в цирке перед перевалом, отсюда хорошо просматривается весь склон. От места где установлен лагерь кажется что ключевой участок – это начало подъема. Разведка склона, вышли налегке, провесили 100м перил, думаем что первые 2-3 веревки – это ключ маршрута, дальше сколько просматривается выглядит проще.
Оставив перила вернулись в лагерь. По результатам разведки можно сказать – да, перевал выглядит сложнее чем 2Б, за день однозначно не успеем подняться, места где можно переночевать просматриваются. Оценив свои силы, считаем что группа технически, физически и психологически готова пройти этот перевал. Второй перевал в этом цирке – пер. Седло Сарышаха 3А выглядит не лучше, т.к. подъем идет по скальному осыпному кулуару протяженностью не менее 12 веревок, а Межозерный по невыраженному контрофорсу. В случае если отказываемся от заброски, необходимо идти на пер. Мария 3Б с полным весом – чего не хотелось бы. Решаем идти через Межозерный, как и планировали изначально. По факту прохождения считаем что пройденный нами «пер. Межозерный» (плечо Аурондага) по сложности не проще 3А, что следует учесть группам, планирующим прохождение этого перевала.

По информации собранной после прохождения маршрута, считаем, что пер. Межозерный на нашей карте и на километровой карте выпущенной Ташкентской Военно-Топографической фабрикой, отмеченный между вершинами 4201 и Аурондаг (восточнее в. 4201), нанесен не правильно. На самом деле он находится западнее в. 4201, а в этом месте на нашей карте обозначен пер. Седло Сарышаха. Считаем, что пер. Седло Сарышаха и пер. Межозерный – два названия одного и того же перевала, который расположен там, где обозначен на карте пер. Седло Сарышаха (западнее в. 4201). А мы прошли там где обозначен пер. Межозерный, про эту седловину О. Монсар написал так: «в том месте где обозначен пер. Межозерный на карте, с севера – это скалы не менее 4й категории, а с юга, как мы увидели впоследствии – гладкая километровая стена 45 гр крутизной», т.е. тот перевал что мы прошли – это отдельная седловина, которую логично назвать по расположению пер. Плечо Аурондага. В результате, считаем, что по факту прошли кольцо «оз. Зиерат – пер. Плечо Аурондага (видимо п/п) – оз. Бол. Алло – пер. Межозерный (2Б-3А) – оз. Зиерат»

- Разведка второй («ложной») седловины пер. Мария (см. фото 102,103).
Это та седловина, на которую выходишь если поднимаешься не северным гребнем как шли мы, а прямо по Куликалонской стене (см. фото 69,70,72).
На самом деле там 3 маленьких седловинки, тура нет не на одной. Спуск на юг не просматривается, и не предвещает ничего хорошего. Подъем с севера по стене, считаем сложнее и опаснее нашего гребневого маршрута. Ввиду этого, считаем что это ложная седловина пер. Мария, через которую ходить не стоит

- Несмотря на то, что Фаны считаются теплыми горами со стабильной погодой, там бывает всеже холодно, и нестабильная погода). Несколько дней мы вынуждено отсиживались по погодным условиям, так было на пер. Мария, на пер. Мирали и на подходах к пер. Енисей

- Таджикское население очень дружелюбно относится к туристам из России, в чем мы убедились в кишлаках Маргузор, Пасруд и в г. Пенджимкент. О чем стоит помнить в Средней Азии – обязательно заранее и четко обговаривать стоимость услуг (например транспорт). В Узбекистане местное население настроено не так дружелюбно, и в целом цены на все выше чем в Таджикистане

- После маршрута, мы запланировали культурную программу по городам Средней Азии, поэтому обратно мы выезжали не через г. Душанбе, а через Узбекистан. Сначала мы провели день в Пенджимкенте, это северо-запад Таджикистана, гуляя по городу и объедая местный базарчик, затем пересекли границу и провели еще день в Самарканде. Далее на поезде мы добрались до г. Бухара, где остановились на несколько дней в «старом городе». Обратно выезжали поездом до Ташкента, границу Узбекистан-Казахстан перешли в Чернявке. От Чернявки до Алмааты ходит рейсовый автобус, затем поезд Алмаата – Новосибирск. Получилось небольшое путешествие по Средней Азии:)

- Считаем что маршрут пройден успешно и все участники справились со своими обязанностями. Все получили новый положительный опыт

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Фотоматериалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Карта района.

Крупный размер 500Kb

Крупный размер 950Kb

Хороший поход!

Поздравляю группу с отличным походом - прошли много интересных мест и много обзорных точек. Использовали альпинистскую технику и прошагали по альпинистским маршрутам - хороший пример настоящего горного туризма высших категорий, который можно назвать экспедиционным альпинизмом.

Хороший отчет

Хороший отчет. С хорошо отснятыми, техническими и к тому же красивыми фотографиями. Что не часто встретишь среди художественного словоблудия.

Класс!

Молодцы! Серъезные перевалы и интересные фотки. Седло Аурондага ( как минимум 5 альпинистская), только на спуске к Алло там должна быть тропа, прямо с перевала почти. Но ее надо знать. Кстати, там достаточно простой подъем на в.Аурондаг ( 4Б альп.), а дальше тропа до в.Рудаки и в.Мария.... Как вариант можно включать. Правый вариант перевала на Марию, лучше пройти правее, там альпинистский маршрут Винокурова на в.Рудаки( 5А), он проще, который показываете вы как стенной( там 5Б альп.), его не ходят лет 15-20. А так все здорово, очень понравилось. Замечательный отчет.

Фигасе! Вот это горный туризм однако!

Глянул фотки - народ между делом реально ходит альпинистские маршруты, да с такими чувалами :) Молодцы...

Как заброску носить - через 3Б?

Уважаемый Владимир Сергеевич! В начале августа 2008 года я с группой Царенко из Харькова прошел перевал Седло Сарышаха с Большого Алло в Артуч. Наверное Вы сняли нашу записку на перевале. Мы спускались не по камнеопасному кулуару, а левее - с гребешка на гребешок - тоже 12-13 верёвок. Монсар из Киева описал этот маршрут на подъём. Также он усомнился в существовании перевала Межозерный. Мы воспользовались его отчетом в Инете и сюрпризов не было. Почему вы пишите Адиджи - 3А? Вы прошли по простому пути на спуск. Мы прошли перевал Адиджи в обратном направлении с прохождением ледового определяющего склона на ледник Бодхона. А в остальном - очень красивый сложный маршрут в красивых горах!!!