Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 6 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.00
Автор: Андрей Лиукконен, инструктор альпинизма, Москва

Краткое пособие по превращению новичка в бройлера

«Одним из факторов потери качества

подготовки стала т.н. ускоренная

подготовка новичков вплоть  до 3-го разряда»

                       («В помощь инструктору альпинизма»,

                  общ. ред. П.П. Захарова, 2008) 

Сей опус появился на свет исключительно благодаря почти непрерывным майским снегопадам в солнечной Ала-арче. Наконец, когда личные планы надежно похоронены под толщей майских снегов, а снег все шуршит по тенту палатки, дабы не взвыть от безнадеги и безделья, решил взяться за перо. Материалом статьи послужили как личные впечатления , полученные прошлым летом на сборах в Азии во время работы с отделением этапа НП, так и наблюдения за работой двух небольших краткосрочных сборов, стоявших рядом на поляне Рацека во время случившегося вынужденного безделья. Ни имен, ни названий проводивших сборы организаций здесь приведено не будет- есть только проблема, которая не только назрела и перезрела, но и вот-вот упадет. Все нижеизложенное относится прежде всего к отделениям сборного состава, когда его участники не проходят полноценную предсезонную подготовку и зачастую впервые встречаются в лучшем случае в поезде.

Вам никогда не приходило в голову, что один из основополагающих принципов отечественного альпинизма- постепенный и последовательный рост альпиниста, давно превратился в фикцию, а ограничения чересчур быстрого роста, предусмотренные документами ФАР, многие и очень многие с успехом обходят? И если на этапах СП и СС большое количество заложенных в разрядной сетке зачетных восхождений как-то ограничивает аппетиты, то в отделениях начинающих альпинистов гонка за клетками в ущерб реальной подготовке приняла совершенно безобразные формы. От коллег иногда приходится слышать, что современные новички не хотят тратить 15-20 дней ради одной 1Б, и все проблемы якобы отсюда. Это действительно правда, но не вся. Так, прошлым летом руководством сбора передо мной в жесткой форме была поставлена задача за 10 рабочих дней УТС подготовить на 3-й разряд сдвоенное сборное отделение (13 человек!), при этом сами участники подобных требований не выдвигали.

А еще вы не замечали, что ныне на региональных и клубных сборах днем с огнем не найти отделения значкистов (этапа НП-2)? Практика проста: те, кто всеми правдами и неправдами набрал «пакет бройлера», на следующих сборах переходят к разрядникам, а тех, кто по какой-либо причине не добрал «клеток», снова возвращают на нулевой уровень, где гонка за 3-м разрядом начинается сначала. По той же сверхскоростной и зачастую поверхностной схеме, в компании ничего не знающих и не умеющих новичков. Таким образом, можно хоть 10 раз подряд пройти такую «подготовку», но ни реальных знаний, ни горного опыта это не прибавит. Парадокс!

Теперь от слов- к делу.

Итак, перед нами отделение сборного состава, которое необходимо подготовить в сжатые сроки до приемлемого уровня и максимально минимизировать негативные проявления бройлерства.

Общие принципы такой подготовки:

  1. Принцип безопасности всегда был основным в учебной работе, но здесь в условиях временного цейтнота (отсюда- недостаток времени на полноценную акклиматизацию и связанные с этим проблемы медицинского характера) и разнокалиберного уровня исходной подготовки участников он приобретает главенствующее значение. Взаимоподстраховка групп на маршрутах! Никаких восхождений в «сопливую» погоду и в крайний день сборов!
  2. Медицинский контроль и взаимоконтроль. Лекции по гигиене в горах и оказанию доврачебной помощи участники внизу не слушали, не говоря уж о практических занятиях, а в горах их читать и проводить уже некогда. Контроль за наличием запасных и теплых вещей перед выходом на занятия и на восхождения, запасных варежек-перчаток и сухости носков, особенно зимой и в межсезонье. Врач в составе сбора (некоторые на враче экономят)!
  3. Принцип плотной подачи информации. Дать надо успеть много, а времени- кот наплакал. Например, проведение отдельных занятий по узлам и снаряжению становится роскошью. Приходиться давать узлы постепенно, в ходе занятий по страховке и на видах рельефа по мере необходимости.
  4. С одной стороны- плотность, а с другой- постепенность и доступность. При плотной подаче информации что-то недопонятое и недополученное начнет наслаиваться одно на другое, а в результате- обширные пробелы в знаниях, ощущение себя безнадежно тупым и потеря интереса и всяческой мотивации к дальнейшим занятиям и восхождениям.
  5. Принцип полного использования времени сборов, когда стирается грань между учебным временем и временем отдыха. Время отдыха следует заполнять беседами, несложными и неутомительными занятиями (пусть на привале вспомнят узлы, время ужина и сразу после него может быть с успехом совмещено с прослушиванием лекций).
  6. Взаимоконтроль участников. Ныне при отсутствии отделений значкистов в «новички» попадают люди с принципиально различным уровнем подготовки. Это может быть как совершенно «нулевой» новичок, так и значкист, которому до закрытия разряда не хватает одной «двойки». А при чрезмерном количестве участников в отделении инструктор просто физически не в состоянии контролировать все их действия на восхождении. Для этого: скорейшее выявление исходного уровня подготовки участников и формирование сбалансированных, равноценных связок, способных безопасно и эффективно работать вне ока инструктора.
  7. Получение участниками положительного опыта. Инструктор- не тренер спортивной школы, и все эти клетки и разряды учеников прямо не влияют на его квалификацию и зарплату. С другой стороны, новички в первый раз приезжают в горы не для получения разряда, а для знакомства с горами и приобщения к альпинизму. И разъехаться они должны с ощущением, что время и деньги ими потрачены не зря, и с желанием вернуться в горы, даже если программу восхождений в полном объеме выполнить не удалось. Или наоборот, когда программа выполнена ценой «героических» усилий.

Основные принципы выбора объектов учебных восхождений:

Лирическое отступление. Прошлым летом неожиданно столкнулся с таким подходом: чем на маршруте больше «перил», тем он сложнее, то есть «спортивнее», тем полезнее для начинающих альпинистов. Эта точка зрения представляется ошибочной и вот почему.

На учебном восхождении априори превалируют именно учебные, а не спортивные цели и задачи. Начинающие альпинисты учатся читать маршрут, выбирать оптимальный с точки зрения безопасности и простоты путь, воспринимать понятия «сложно» и «опасно», в нужный момент прибегать к страховке, применять необходимый способ и прием страховки, на практике усваивать основы и принципы работы страховки. Здесь масса вопросов, например: каким образом сработает страховка с этой стороны выступа? А с другой? А при большем охвате веревки? А можно ли на этот выступ накинуть петлю? Если можно, то целесообразно ли? А если нет, то почему? И т.д. и т.п. Если же закреплять перила где надо и не надо (еще хорошо, если это делает не инструктор), то участники лишаются возможности учиться, а техническая сторона маршрута сводится к бесконечным перестежкам. Еще вопрос, умеют ли участники правильно жумарить. А сколько времени съедает «паровоз» на перилах, метко прозванный «очередью за несчастьем»!

Поэтому целесообразнее на этапах НП основной целью обучения обозначить именно одновременную страховку на рельефе 1-2 к.с., а попеременную (в т.ч. перильную) на рельефе 3 к.с. оставить инструкторам этапов СП. Тем более, практика показывает, что на последующих этапах подготовки внимания приемам одновременной страховки не уделяется вовсе, и этот пробел остается с альпинистом на всю его жизнь. Иногда короткую- до первого же срыва.

Так, 12 августа 2008 г. при спуске с в.Гидан (Кавказ, Безенги) по маршруту 1Б к.с. сорвалась с горизонтального гребня и погибла связка-тройка в составе военнослужащих Севостьянова и Шевченко и преподавателя РГУФК Земскова.

Об этом инциденте написано немало: «цепочка нелепостей, замешанных на мегаэгоизме»,  «самоуверенность и наплевательство на все, кроме своих желаний, одного послужило причиной бесславной кончины других» и т.п.  На первый взгляд создается впечатление, что произошедшее- действительно нелепая случайность.

Представляется, что основных причин трагедии три.

Первая: неумение оценить трудности и опасности маршрутов восхождений 1-й к.с.- для шедшего первым Шевченко. Это проявилось в том, что при переходе на фирновый участок гребня, хотя и технический простой, но потенциально опасный срывом и падением на большую глубину, и зная об отсутствии ледоруба у Земскова, он не только не надел кошки, но и не изменил прежний порядок движения и страховки.

Вторая: технический брак Земскова- проскальзывание и срыв на простом участке, вызванный, вероятно,  плохим самочувствием вследствие отсутствия акклиматизации (и отсутствием кошек и ледоруба!)

Третья: отсутствие страховки при одновременном движении связки по простому рельефу. Так, шедший последним в связке Севостьянов при срыве Земскова не подстраховал сорвавшегося, и был им сдернут.

Если ошибка Земскова в целом случайна, то первая и третья причины обусловлены ошибками, носящими системный характер. Почему 2-разрядники, подготовленные на сборах военнослужащих, без пяти минут инструкторы горной подготовки не обладают основополагающим навыком альпинистов-значкистов (посмотрите квалификационный уровень альпиниста НП-1 – там умение оценивать трудности и ОПАСНОСТИ маршрутов 1-й к.с. находится на почетном первом месте)? Чему тогда учили армейцев на этих и предыдущих сборах? Почему у связки не было страховки? Ведь Земсков, хотя и самовольно поднявшийся на вершину,   был поставлен в связку к Шевченко и Севостьянову не для того, чтобы он их сдернул, а наоборот, чтобы те подстраховали его на спуске. При существующей практике сверхскоростной подготовки несчастье с неизбежностью должно было произойти, если не в тот день, так впоследствии, и Земсков здесь вовсе ни при чем. Тот, кто не видит неявной опасности на простых участках- в горах не жилец.

И еще пример «из жизни». Вспоминаю себя новичком. 10-дневный майский сбор только по программе НП-1 с совершением одного зачетного восхождения 1Б к.с. На многочисленных скальных занятиях мы много жумарили, дюльферяли, отрабатывали попеременную страховку «на деревьях», даже делали станции на крючьях и закладках! Но вот восхождение. И тут выяснилось, что работать с веревкой на реальном рельефе, скажем так, мало кто умеет, как организовать страховку, используя выступы, мало кто представляет, и в результате все свелось к тому же «провешиванию». На 1Б!

Итак, принципы выбора учебных альпинистских маршрутов:

  1. Маршрут должен быть логичным, иметь явные и четкие ориентиры начала маршрута, изменения направления движения, перехода с одного вида рельефа на другой (для того, чтобы участники учились ориентироваться на маршруте).
  2. Инструктору должны быть известны варианты спуска с вершины и схода с него в случае непредвиденной ситуации. Если не известны, то во время приготовления ужина на бивуаке вам и палки в руки, как это с успехом практикует автор.
  3. Маршрут должен быть объективно безопасным, особенно на момент совершения восхождения, и по возможности «чистым».
  4. Маршрут должен иметь безопасный и технически простой спуск. Избегать маршруты со спусками по пути подъема на маршрутах 2 к.с.!
  5. Совокупная сложность маршрута и трудность его отдельных участков должны находиться в пределах реальных возможностей участников данного отделения, чтобы обеспечить прохождение маршрута автономными связками со сменой ведущих и без применения перильной страховки, за исключением случаев обеспечения безопасности и на первом восхождении 1Б к.с.
  6. Маршрут должен обеспечивать закрепление и развитие навыков, полученных во время занятий.
  7. При выборе маршрута не следует руководствоваться в качестве основополагающих такими критериями, как минимальные подходы, техническая простота по сравнению с маршрутами данной категории, возможность его быстрого прохождения. Чисто осыпные 1Б (Купол в Актру, Комсомолец и Учитель в Ала-Арче и др.)- в отстой! Если не применяется страховочное снаряжение, то это не альпинизм!
  8. Маршрут должен быть по возможности разнообразным, включать в себя различные виды рельефа и их чередование.
  9. Выбор маршрутов должен обеспечивать постепенную акклиматизацию участников. Необходимо плавное увеличение абсолютных высот вершин, продолжительности работы на высоте.

Разумеется, даже при хорошем выборе маршрутов очень сложно подобрать такой вариант, чтобы он удовлетворял всем приведенным выше требованиям. Но, как показала личная практика в отдаленном районе Киргизии, не посещавшемся около 20 лет, даже в краткосрочном экспедиционном сборе следование данным критериям вполне возможно, было бы желание.

Примерная раскладка учебных тем по дням и их взаимосовместимость

И здесь снова немного принципов компоновки учебных тем и нагрузки на участников.

  1. Разумное, т.е. исходя из физических возможностей и самочувствия участников, чередование рабочего времени и времени отдыха. Помните, что времени на нормальную акклиматизацию у нас заведомо недостаточно. Если отделение «не тянет», необходимо сбавлять обороты.
  2. Активная, но осторожная акклиматизация во время всего учебного цикла. Не допускать форсирования акклиматизации и не торопиться вести новичков в высокогорную зону.
  3. Использование только известных и проверенных мест проведения занятий. В экспедиционных выездах- только после актирования ОБ мест занятий на предмет безопасности .
  4. Относительно небольшие и взаимосвязанные темы могут быть скомпонованы в одно занятие (подробнее об этом ниже).
  5. Выбор объектов восхождений ДО начала учебного цикла и подготовка участников непосредственно к этим маршрутам. В какой-то степени это натаскивание, но в условиях дефицита времени иного не дано.
  6. Все ранее приобретенные навыки требуют постоянной корректировки и совершенствования в ходе последующих занятий и восхождений.
  7. Предоставлять отделению день отдыха после каждого совершенного восхождения, особенно если оно совершено напрямую из БЛ с большим набором высоты, для просушки, проведения разбора и подготовки к следующему восхождению. В день отдыха возможно прослушивание лекций и проведение занятий, не требующих больших физических затрат.
  8. Не ходить по принципу: «каждый день- под рюкзак», тем более в сомнительную погоду. Накопление физической и психологической усталости у людей, впервые попавших в горы и толком не акклиматизировавшихся, чревато.
  9. Участник, не прошедший в полном объеме снежно-ледовую подготовку и не совершивший комбинированного (снежно-ледового) восхождения, не может считаться разрядником (увы, повидал таких- не знающих, чем правая кошка отличается от левой).

Весь учебный цикл следует разделять на цикл занятий и восхождений в пределах БЛ (высота около 2000м) и на выходе в высокогорную зону (высота около 3000м). Основными задачами первого цикла являются постепенная акклиматизация, овладение первоначальными навыками передвижения по скалам и простым видам рельефа (осыпь-трава), ознакомление с правилами поведения в высокогорье.

Задачами второго цикла становятся знакомство с видами рельефа, присущими лишь высокогорью- снегом и льдом, совершенствование техники передвижения по скалам в условиях высокогорья (холодные, заснеженные и обледенелые скалы), приобретение навыков длительной жизнедеятельности в условиях бивуака, восхождения по снежно-ледовым и комбинированным маршрутам.

1 день Утро Инструктаж по правилам поведения в высокогорной зоне

Выход по простому пути на 300-400м выше БЛ на обзорную точку района обзор района восхождений, основные вершины и перевалы района, виды и формы рельефа (теория). Передвижение по тропам, осыпям, травянистым склонам (практика)

  Вечер Опасности гор. Лекция (ОБ, инструктор)

Личная гигиена в горах. Лекция (врач, инструктор)

2 день Утро Занятия на склоне вблизи БЛ (П-образные перила)
  Вечер Оказание доврачебной помощи. Лекция (врач), затем практическое занятие (врач, инструктор).
3 день Утро Скальные занятия. Свободное лазание с верхней страховкой, передвижение по перилам: подъемы, спуски, траверсы.
  Вечер Подготовка к восхождению. Правила горовосхождений (лекция).
4 день Утро Восхождение 1Б к.с. (скально-осыпной м-т)
  Вечер Отдых, разбор восхождения
5 день Утро Скальные занятия. Передвижение в связках: страховка через выступы одновременное и попеременное движение.
  Вечер Основы классификации маршрутов, лекция (инструктор). Подготовка к восхождению.
6 день Утро Восхождение 2А к.с. (скальный м-т)
  Вечер Разбор восхождения, подготовка к выходу
7 день Утро Подход на ночевки, организация бивуаков (практика)
  Вечер Транспортировка пострадавшего на простом рельефе (практика).
8 день Утро Снежные (или ледовые) занятия.
  Вечер Подготовка к восхождению
9 день Утро Восхождение 2А к.с. (комбинированный м-т)
  Вечер Отдых, разбор восхождения
10день Утро Ледовые (или снежные) занятия
  Вечер Подготовка к восхождению
11день Утро Восхождение 2Б к.с. (комбинированный м-т)
  Вечер Спуск в БЛ, подготовка и выдача документов
 

При составлении данного плана учитывались следующие факторы:

  1. Заброска в БЛ может быть осуществлена транспортом и участники не тратят сил на заброску, им не требуется дополнительный день отдыха.
  2. Рядом с БЛ есть подготовленные места для скальных занятий
  3. В данном районе, как и в большинстве горных районов, имеются маршруты 1Б- 2А к.с. с хорошими подходами, которые могут быть пройдены напрямую из БЛ.
  4. Маршрут 1Б к.с. носит преимущественно осыпной характер с короткими участками простых скал, которые могут быть безопасно пройдены участниками с их уровнем подготовки на тот момент. В иных случаях скалы провешивает инструктор.
  5. Численность учебного отделения должна изначально соответствовать требованиям, предъявляемым к отделениям этапа НП-2 (не более 6 чел). В противном случае вся подготовка превращается в профанацию.
  6. Содержание и направленность двух занятий на снежно-ледовом рельефе зависит от характера планируемого на следующий день маршрута, его фактического состояния и подходов (Если имеется закрытый ледник, проводятся занятия по самовылазу и извлечению из трещины если маршрут сильно заснежен, основной упор делается на снежную подготовку остальное дорабатывается на второй день занятий).
  7. Примерный план исходит из летнего сезона. Зимой и в межсезонье план корректируется исходя из заснеженности рельефа, низких температур и иных факторов (усиливается снежная подготовка, вводятся лекции и занятия по лавинной подготовке, холодовым травмам и т.п.)
  8. Занятию по наведению переправ места в плане не нашлось из-за дефицита времени. Его можно провести во внеплановый день отдыха.
  9. В плане учтены только полные учебные дни, дни заезда и выезда не учитывались.

Каждое из приведенных в плане занятий может быть разложено на составляющие с учетом принципов и требований, приведенных выше. Например, занятие на П-образных перилах на первый взгляд может показаться ненужным. Однако, в ходе этого занятия могут быть отработаны следующие темы:

- перед занятием проводится краткая лекция по снаряжению одновременно с демонстрацией надевания обвязки, ее блокировки и способов размещения снаряжения на себе.

- практическое занятие по вязке узлов по мере их необходимости. Здесь: двойной булинь для блокировки системы, восьмерка для привязывания веревки к системе и закрепления перил плюс прусик для обеспечения самостраховки на перилах. Это пока.

- практическое занятие по надеванию ИСС (некоторые участники ее надевают впервые!)

- осмотр и отбраковка снаряжения, которое участники привезли с собой. Особое внимание «дубовым» самостраховочным петлям, которые новички взяли в городе у «опытного товарисча»!

- приемы страховки и самостраховки на перилах. Порядок постановки на самостраховку порядок закрепления веревок и самостраховочных усов на станции, сверху вниз: страховочная веревка- перила- самострахи (чтобы потом не путаться в самострахах). Непрерывность страховки. Порядок перестежек. Культура обращения с веревкой и снаряжением.

- основы безопасного и рационального использования технических средств при подъеме и спуске по перилам: жумар, спортивные спуски и спуски с тормозным устройством. Целесообразнее первоначально отработать эти приемы не на скале, а на простом, но крутом склоне (лучше всего травянистом, чтобы не было проблем со сбрасыванием камней), требующем реальной страховки.

- выявление исходного уровня подготовки участников, что впоследствии облегчает их распределение по равноценным связкам (сразу видно тех, кто прошел предсезонную подготовку, а кто еще путается в простых вещах).

- взаимоконтроль участников за выполнением простейших технических приемов страховки, например, правила встегивания в станцию и порядок перестежек.

В конечном итоге разноподготовленное отделение приходит к единому знаменателю в отношении правил страховки и самостраховки. Далее уже можно переходить к работе на рельефе.

Немного выводов.

Итак, после всех сокращений и уплотнений, на выполнение программы НП-1/2 за один выезд в горы остается 11 полных учебных дней, без учета запасных дней на непогоду и прочие неприятности. Представляется, что дальнейшее сокращение учебной программы не просто делает ее трудновыполнимой, но и небезопасной для жизни и здоровья участников. О прочности приобретенных в такой спешке знаний и навыков, по-видимому, говорить в принципе бессмысленно. Руководители мероприятий должны понимать, что существует грань, за которой заведомо недобросовестное предложение (например, выполнение 3-го разряда с нуля за 7-10 дней) перестает быть гражданско-правовой категорией и может стать уголовной.

А нам, инструкторам, это надо? Ходить самим и водить ничего не подозревающих людей по лезвию ножа, а в случае срыва такой программы по независящим от нас причинам (непогода, сторонние спасработы) оказываться крайними?

Существует распространенное заблуждение: дескать, если отменить разрядную систему, то бройлерство прекратится само собой. Нет, не прекратится. Поскольку суть проблемы не в выполнении 3-го разряда как такового (а вы видели 3-разрядника, оформившего разряд?) а в переходе участника в случае успеха (читай: набора «клеток») на новый уровень- в отделение разрядников, на маршруты третьей к.с. В случае же неудачи (недобора «клеток») приходится начинать все сначала в компании «нулевых» новичков, о чем и шла речь в начале статьи. По той же программе и с теми же чисто лотерейными шансами на успех.

Можно сколь угодно долго напоминать о том, что программа выполнения 3-го разряда за одну смену предусмотрена только для групп новичков постоянного состава, прошедших совместную предсезонную подготовку. Это не изменит ничего. Хотя бы потому, что термины «предсезонная подготовка» и «постоянный состав» допускают сколь угодно широкое толкование и не могут быть выражены в цифровой (т.е. максимально объективной) форме. Кроме того, в настоящее время в практике работы некоторых АМ сложилась ситуация, когда единственным исполняемым документом остаются только Правила восхождений.

Поэтому остается всего два варианта. Первый: привести программу подготовки в соответствие с реальным положением, т.е. формально признать снижение качественного уровня подготовки нормой.

Второй вариант. Внесение изменений и дополнений в Правила восхождений и переработка Программы подготовки. Сделать невозможным выполнение 3-го разряда с нуля за одну смену пребывания в горах. Для этого следует дополнить Правила пунктом 18.2.7, изложив его в следующей редакции: «Выпуск на очередное первое восхождение может быть произведен не ранее, чем через 20 дней с момента совершения участником первого восхождения предыдущей категории трудности». Кстати, это решит проблемы бройлерства не только среди новичков, но и на последующих этапах подготовки, вплоть до 1-го разряда.

Предвижу возражения: а как быть с клубными АМ, где большинство участников как раз проходили предсезонную подготовку вместе? Отвечу: подавляющее большинство клубов и секций проводит предварительные краткосрочные УТС (например, в мае- Западный Кавказ, Крым, Хибины, Урал, Актру - список можно продолжить), где новички смогут совершить свое первое восхождение. А предсезонная подготовка- это, конечно, хорошо, но реальный горный опыт все равно не заменить турмногоборьем и фанеролазанием.

Также необходима и переработка, по крайней мере, перекомпоновка Программы подготовки. Безусловно, из программы НП-2 следует изъять работу первым на рельефе 3 к.с. вместе с восхождением 2Б к.с. и включить их в программу последующего этапа подготовки. В целом, программа подготовки, исходя из требований к совершению восхождений, может выглядеть следующим образом:

Уровень подготовки Совершить восхождения к.с. Спортивный разряд
Первый 1Б, 2А, 2А - с инструктором  
Второй 2Б, 2Б, 3А - с инструктором Третий
Третий 3А, 3Б, 3Б - с инструктором  
Четвертый 4А- с инструктором, 2 и 3 к.с.- руководство Второй

Безусловно, реформа неизбежно коснется изменения разрядных требований. Вряд ли стоит этого опасаться, поскольку нынешняя разрядная система в отношении массовых разрядов зашла в бесповоротный тупик. Резкое снижение уровня подготовки альпинистов массовых разрядов не отмечает только ленивый. Предложенный же расклад позволяет провести качественную подготовку новичка в рамках 1-го уровня подготовки за 15 дней в среднестатическом горном районе. И «нового» второразрядника уже, наверное, в школу можно будет принять? А то где на всех новичков курсантов-перворазрядников напастись…

Кстати, есть еще один вариант- просто ничего не делать и ждать, пока уровень уже первого разряда разделит незавидную участь второго и третьего. Или все-таки попробуем что-то изменить? 

Поляна Рацека - поезд Бишкек- Москва   

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Земля пухом!

Сегодня утром, при восхождение на Гедантау, Андрей погиб. Группа вышла из "Безенги" в составе девяти человек, в Хуламо-Безенгийском ущелье их накрыло. Откопались только четверо..
 
!!!!!

ну и где ж ТАКИХ " правильных " инструкторов искать?????? неужели где-то еще есть?????
 
Так должно быть, но...

+1! Но ксожалению не будет этого у нас, не для того создавалась нынешняя система.
 
Методически грамотно

Разумно,логично,но не приемлемо в нынешних реалиях жизни.К большому сожалению...
 
Очень разумно

Простые истины, но КАК полезно!
 
не надо нам бройлерства

хорошо описана проблема и даны. самое главное пути ее решения.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru