Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое пособие по превращению новичка в бройлера
«Одним из факторов потери качества подготовки стала т.н. ускоренная подготовка новичков вплоть до 3-го разряда» («В помощь инструктору альпинизма», общ. ред. П.П. Захарова, 2008)
Сей опус появился на свет исключительно благодаря почти непрерывным майским снегопадам в солнечной Ала-арче. Наконец, когда личные планы надежно похоронены под толщей майских снегов, а снег все шуршит по тенту палатки, дабы не взвыть от безнадеги и безделья, решил взяться за перо. Материалом статьи послужили как личные впечатления , полученные прошлым летом на сборах в Азии во время работы с отделением этапа НП, так и наблюдения за работой двух небольших краткосрочных сборов, стоявших рядом на поляне Рацека во время случившегося вынужденного безделья. Ни имен, ни названий проводивших сборы организаций здесь приведено не будет- есть только проблема, которая не только назрела и перезрела, но и вот-вот упадет. Все нижеизложенное относится прежде всего к отделениям сборного состава, когда его участники не проходят полноценную предсезонную подготовку и зачастую впервые встречаются в лучшем случае в поезде. Вам никогда не приходило в голову, что один из основополагающих принципов отечественного альпинизма- постепенный и последовательный рост альпиниста, давно превратился в фикцию, а ограничения чересчур быстрого роста, предусмотренные документами ФАР, многие и очень многие с успехом обходят? И если на этапах СП и СС большое количество заложенных в разрядной сетке зачетных восхождений как-то ограничивает аппетиты, то в отделениях начинающих альпинистов гонка за клетками в ущерб реальной подготовке приняла совершенно безобразные формы. От коллег иногда приходится слышать, что современные новички не хотят тратить 15-20 дней ради одной 1Б, и все проблемы якобы отсюда. Это действительно правда, но не вся. Так, прошлым летом руководством сбора передо мной в жесткой форме была поставлена задача за 10 рабочих дней УТС подготовить на 3-й разряд сдвоенное сборное отделение (13 человек!), при этом сами участники подобных требований не выдвигали. А еще вы не замечали, что ныне на региональных и клубных сборах днем с огнем не найти отделения значкистов (этапа НП-2)? Практика проста: те, кто всеми правдами и неправдами набрал «пакет бройлера», на следующих сборах переходят к разрядникам, а тех, кто по какой-либо причине не добрал «клеток», снова возвращают на нулевой уровень, где гонка за 3-м разрядом начинается сначала. По той же сверхскоростной и зачастую поверхностной схеме, в компании ничего не знающих и не умеющих новичков. Таким образом, можно хоть 10 раз подряд пройти такую «подготовку», но ни реальных знаний, ни горного опыта это не прибавит. Парадокс! Теперь от слов- к делу. Итак, перед нами отделение сборного состава, которое необходимо подготовить в сжатые сроки до приемлемого уровня и максимально минимизировать негативные проявления бройлерства. Общие принципы такой подготовки:
Основные принципы выбора объектов учебных восхождений: Лирическое отступление. Прошлым летом неожиданно столкнулся с таким подходом: чем на маршруте больше «перил», тем он сложнее, то есть «спортивнее», тем полезнее для начинающих альпинистов. Эта точка зрения представляется ошибочной и вот почему. На учебном восхождении априори превалируют именно учебные, а не спортивные цели и задачи. Начинающие альпинисты учатся читать маршрут, выбирать оптимальный с точки зрения безопасности и простоты путь, воспринимать понятия «сложно» и «опасно», в нужный момент прибегать к страховке, применять необходимый способ и прием страховки, на практике усваивать основы и принципы работы страховки. Здесь масса вопросов, например: каким образом сработает страховка с этой стороны выступа? А с другой? А при большем охвате веревки? А можно ли на этот выступ накинуть петлю? Если можно, то целесообразно ли? А если нет, то почему? И т.д. и т.п. Если же закреплять перила где надо и не надо (еще хорошо, если это делает не инструктор), то участники лишаются возможности учиться, а техническая сторона маршрута сводится к бесконечным перестежкам. Еще вопрос, умеют ли участники правильно жумарить. А сколько времени съедает «паровоз» на перилах, метко прозванный «очередью за несчастьем»! Поэтому целесообразнее на этапах НП основной целью обучения обозначить именно одновременную страховку на рельефе 1-2 к.с., а попеременную (в т.ч. перильную) на рельефе 3 к.с. оставить инструкторам этапов СП. Тем более, практика показывает, что на последующих этапах подготовки внимания приемам одновременной страховки не уделяется вовсе, и этот пробел остается с альпинистом на всю его жизнь. Иногда короткую- до первого же срыва. Так, 12 августа 2008 г. при спуске с в.Гидан (Кавказ, Безенги) по маршруту 1Б к.с. сорвалась с горизонтального гребня и погибла связка-тройка в составе военнослужащих Севостьянова и Шевченко и преподавателя РГУФК Земскова. Об этом инциденте написано немало: «цепочка нелепостей, замешанных на мегаэгоизме», «самоуверенность и наплевательство на все, кроме своих желаний, одного послужило причиной бесславной кончины других» и т.п. На первый взгляд создается впечатление, что произошедшее- действительно нелепая случайность. Представляется, что основных причин трагедии три. Первая: неумение оценить трудности и опасности маршрутов восхождений 1-й к.с.- для шедшего первым Шевченко. Это проявилось в том, что при переходе на фирновый участок гребня, хотя и технический простой, но потенциально опасный срывом и падением на большую глубину, и зная об отсутствии ледоруба у Земскова, он не только не надел кошки, но и не изменил прежний порядок движения и страховки. Вторая: технический брак Земскова- проскальзывание и срыв на простом участке, вызванный, вероятно, плохим самочувствием вследствие отсутствия акклиматизации (и отсутствием кошек и ледоруба!) Третья: отсутствие страховки при одновременном движении связки по простому рельефу. Так, шедший последним в связке Севостьянов при срыве Земскова не подстраховал сорвавшегося, и был им сдернут. Если ошибка Земскова в целом случайна, то первая и третья причины обусловлены ошибками, носящими системный характер. Почему 2-разрядники, подготовленные на сборах военнослужащих, без пяти минут инструкторы горной подготовки не обладают основополагающим навыком альпинистов-значкистов (посмотрите квалификационный уровень альпиниста НП-1 – там умение оценивать трудности и ОПАСНОСТИ маршрутов 1-й к.с. находится на почетном первом месте)? Чему тогда учили армейцев на этих и предыдущих сборах? Почему у связки не было страховки? Ведь Земсков, хотя и самовольно поднявшийся на вершину, был поставлен в связку к Шевченко и Севостьянову не для того, чтобы он их сдернул, а наоборот, чтобы те подстраховали его на спуске. При существующей практике сверхскоростной подготовки несчастье с неизбежностью должно было произойти, если не в тот день, так впоследствии, и Земсков здесь вовсе ни при чем. Тот, кто не видит неявной опасности на простых участках- в горах не жилец. И еще пример «из жизни». Вспоминаю себя новичком. 10-дневный майский сбор только по программе НП-1 с совершением одного зачетного восхождения 1Б к.с. На многочисленных скальных занятиях мы много жумарили, дюльферяли, отрабатывали попеременную страховку «на деревьях», даже делали станции на крючьях и закладках! Но вот восхождение. И тут выяснилось, что работать с веревкой на реальном рельефе, скажем так, мало кто умеет, как организовать страховку, используя выступы, мало кто представляет, и в результате все свелось к тому же «провешиванию». На 1Б! Итак, принципы выбора учебных альпинистских маршрутов:
Разумеется, даже при хорошем выборе маршрутов очень сложно подобрать такой вариант, чтобы он удовлетворял всем приведенным выше требованиям. Но, как показала личная практика в отдаленном районе Киргизии, не посещавшемся около 20 лет, даже в краткосрочном экспедиционном сборе следование данным критериям вполне возможно, было бы желание. Примерная раскладка учебных тем по дням и их взаимосовместимость И здесь снова немного принципов компоновки учебных тем и нагрузки на участников.
Весь учебный цикл следует разделять на цикл занятий и восхождений в пределах БЛ (высота около 2000м) и на выходе в высокогорную зону (высота около 3000м). Основными задачами первого цикла являются постепенная акклиматизация, овладение первоначальными навыками передвижения по скалам и простым видам рельефа (осыпь-трава), ознакомление с правилами поведения в высокогорье. Задачами второго цикла становятся знакомство с видами рельефа, присущими лишь высокогорью- снегом и льдом, совершенствование техники передвижения по скалам в условиях высокогорья (холодные, заснеженные и обледенелые скалы), приобретение навыков длительной жизнедеятельности в условиях бивуака, восхождения по снежно-ледовым и комбинированным маршрутам.
При составлении данного плана учитывались следующие факторы:
Каждое из приведенных в плане занятий может быть разложено на составляющие с учетом принципов и требований, приведенных выше. Например, занятие на П-образных перилах на первый взгляд может показаться ненужным. Однако, в ходе этого занятия могут быть отработаны следующие темы: - перед занятием проводится краткая лекция по снаряжению одновременно с демонстрацией надевания обвязки, ее блокировки и способов размещения снаряжения на себе. - практическое занятие по вязке узлов по мере их необходимости. Здесь: двойной булинь для блокировки системы, восьмерка для привязывания веревки к системе и закрепления перил плюс прусик для обеспечения самостраховки на перилах. Это пока. - практическое занятие по надеванию ИСС (некоторые участники ее надевают впервые!) - осмотр и отбраковка снаряжения, которое участники привезли с собой. Особое внимание «дубовым» самостраховочным петлям, которые новички взяли в городе у «опытного товарисча»! - приемы страховки и самостраховки на перилах. Порядок постановки на самостраховку порядок закрепления веревок и самостраховочных усов на станции, сверху вниз: страховочная веревка- перила- самострахи (чтобы потом не путаться в самострахах). Непрерывность страховки. Порядок перестежек. Культура обращения с веревкой и снаряжением. - основы безопасного и рационального использования технических средств при подъеме и спуске по перилам: жумар, спортивные спуски и спуски с тормозным устройством. Целесообразнее первоначально отработать эти приемы не на скале, а на простом, но крутом склоне (лучше всего травянистом, чтобы не было проблем со сбрасыванием камней), требующем реальной страховки. - выявление исходного уровня подготовки участников, что впоследствии облегчает их распределение по равноценным связкам (сразу видно тех, кто прошел предсезонную подготовку, а кто еще путается в простых вещах). - взаимоконтроль участников за выполнением простейших технических приемов страховки, например, правила встегивания в станцию и порядок перестежек. В конечном итоге разноподготовленное отделение приходит к единому знаменателю в отношении правил страховки и самостраховки. Далее уже можно переходить к работе на рельефе. Немного выводов. Итак, после всех сокращений и уплотнений, на выполнение программы НП-1/2 за один выезд в горы остается 11 полных учебных дней, без учета запасных дней на непогоду и прочие неприятности. Представляется, что дальнейшее сокращение учебной программы не просто делает ее трудновыполнимой, но и небезопасной для жизни и здоровья участников. О прочности приобретенных в такой спешке знаний и навыков, по-видимому, говорить в принципе бессмысленно. Руководители мероприятий должны понимать, что существует грань, за которой заведомо недобросовестное предложение (например, выполнение 3-го разряда с нуля за 7-10 дней) перестает быть гражданско-правовой категорией и может стать уголовной. А нам, инструкторам, это надо? Ходить самим и водить ничего не подозревающих людей по лезвию ножа, а в случае срыва такой программы по независящим от нас причинам (непогода, сторонние спасработы) оказываться крайними? Существует распространенное заблуждение: дескать, если отменить разрядную систему, то бройлерство прекратится само собой. Нет, не прекратится. Поскольку суть проблемы не в выполнении 3-го разряда как такового (а вы видели 3-разрядника, оформившего разряд?) а в переходе участника в случае успеха (читай: набора «клеток») на новый уровень- в отделение разрядников, на маршруты третьей к.с. В случае же неудачи (недобора «клеток») приходится начинать все сначала в компании «нулевых» новичков, о чем и шла речь в начале статьи. По той же программе и с теми же чисто лотерейными шансами на успех. Можно сколь угодно долго напоминать о том, что программа выполнения 3-го разряда за одну смену предусмотрена только для групп новичков постоянного состава, прошедших совместную предсезонную подготовку. Это не изменит ничего. Хотя бы потому, что термины «предсезонная подготовка» и «постоянный состав» допускают сколь угодно широкое толкование и не могут быть выражены в цифровой (т.е. максимально объективной) форме. Кроме того, в настоящее время в практике работы некоторых АМ сложилась ситуация, когда единственным исполняемым документом остаются только Правила восхождений. Поэтому остается всего два варианта. Первый: привести программу подготовки в соответствие с реальным положением, т.е. формально признать снижение качественного уровня подготовки нормой. Второй вариант. Внесение изменений и дополнений в Правила восхождений и переработка Программы подготовки. Сделать невозможным выполнение 3-го разряда с нуля за одну смену пребывания в горах. Для этого следует дополнить Правила пунктом 18.2.7, изложив его в следующей редакции: «Выпуск на очередное первое восхождение может быть произведен не ранее, чем через 20 дней с момента совершения участником первого восхождения предыдущей категории трудности». Кстати, это решит проблемы бройлерства не только среди новичков, но и на последующих этапах подготовки, вплоть до 1-го разряда. Предвижу возражения: а как быть с клубными АМ, где большинство участников как раз проходили предсезонную подготовку вместе? Отвечу: подавляющее большинство клубов и секций проводит предварительные краткосрочные УТС (например, в мае- Западный Кавказ, Крым, Хибины, Урал, Актру - список можно продолжить), где новички смогут совершить свое первое восхождение. А предсезонная подготовка- это, конечно, хорошо, но реальный горный опыт все равно не заменить турмногоборьем и фанеролазанием. Также необходима и переработка, по крайней мере, перекомпоновка Программы подготовки. Безусловно, из программы НП-2 следует изъять работу первым на рельефе 3 к.с. вместе с восхождением 2Б к.с. и включить их в программу последующего этапа подготовки. В целом, программа подготовки, исходя из требований к совершению восхождений, может выглядеть следующим образом:
Безусловно, реформа неизбежно коснется изменения разрядных требований. Вряд ли стоит этого опасаться, поскольку нынешняя разрядная система в отношении массовых разрядов зашла в бесповоротный тупик. Резкое снижение уровня подготовки альпинистов массовых разрядов не отмечает только ленивый. Предложенный же расклад позволяет провести качественную подготовку новичка в рамках 1-го уровня подготовки за 15 дней в среднестатическом горном районе. И «нового» второразрядника уже, наверное, в школу можно будет принять? А то где на всех новичков курсантов-перворазрядников напастись… Кстати, есть еще один вариант- просто ничего не делать и ждать, пока уровень уже первого разряда разделит незавидную участь второго и третьего. Или все-таки попробуем что-то изменить? Поляна Рацека - поезд Бишкек- Москва |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||