На фотографии изображены все участники похода. Cлева направо:
Костя Бекетов
Костя Шрамов
Дина Терентьева
Лёня Фишкис
Миша Агеев (руководитель)
Слава Завьялов
Маршрут
к.Баччор -- р.Андаравадж -- р.Бартанги -- оз.Мал.Зарошкуль, заброска,
акк.радиалка до 4800 -- пер.Гипротранс (1А, 4702) -- оз.Чапдар -- в.Лянгар (2А,
5578) -- пер. (н/к, 4597) -- озера Рамаиф -- пер.Рамаиф-Икджемч (п/п, 2А, 4860)
-- озера Икджемч -- пер.Окно Вост (п/п, 1Б, 4789) -- лощ.Икджемч --
оз.Сарезское -- пер.Окно Зап. (п/п, 1Б, 4828) -- пер. (п/п, 1Б, 4864)
-- пер.Рамаиф (1Б, 4934) -- р.Шойдон -- лет.Выхынч -- пер.Выхынч (н/к,
4556) -- радиалка за заброской через пер.Выхынч Ниж. (н/к, 4574) --
пер.Ахба (1Б, 4796) -- радиалка на вершину (1А, 4974) -- р.Мана --
р.Бардара -- р.Бартанг -- пер.Ташкурган (н/к, 2840) -- к.Савноб --
р.Хабарвивхац -- л.Башурвдара -- пер.Оптимальный (1Б, 4861)
-- пер.Каменный Цветок (2А, 5395, с заходом через вост.плечо 5445) --
л.Грум-Гржимайло -- пер.Зимовщиков + пер.О.Хайама (2Б, 6176) -- л.Федченко --
пер.Абдукагор (2А, 5092) -- р.Абдукагор -- р.Ванч -- пос.Поймазар
330 км, 25 ходовых дней.
Схема маршрута:
|
|
|
|
Карта 1, Рушанский и Северо-Аличурский хребты |
|
|
|
Исходные карты доступны по адресу http://slazav.mccme.ru/maps/.
С радостью принимаются исправления к ним.
Геоданные похода. Трек писался приемником
Garmin Legend C в течении всего ходового времени с частотой одна точка на 70м. В
тексте в квадратных скобках даны ссылки на точки.
О походе
Изначальный план включал в себя три части:
Подобное построение похода кажется хорошим с точки зрения
акклиматизации: в начале можно гулять по красивым и относительно
невысоким местам, вместо того, чтобы ходить вперед-назад по долине,
упирающейся в перевал 5200м, как это пришлось бы делать в некоторых
других частях Памира. Впрочем, получившийся режим акклиматизации все
равно оказался суровым для нас.
К сожалению, попасть в центральную часть Рушанского хребта мы не
успели, первую же и третью части похода выполнили вполне в
соответствии с первоначальным планом.
Из-за размытой дороги (перед нашим приездом стояла необычно жаркая
погода) нам не удалось ни завезти заброску в середину маршрута, ни
проехать на машине по долине Бартанга. В результате все прошли пешком,
наняв ишаков в начале и в середине похода.
На первой части похода посетили Сарезское озеро (У нас не было
соответствующего разрешения, а зашли мы "через окно", по безлюдной
лощине Инджемч.)
С технической точки зрения маршрут получился довольно простым и
ненасыщеным. Вешали по 2-3 веревки по наклонному льду на в.Лянгар и
на спуске с пер.Рамаиф-Икджемч одну веревку (зато не вполне
тривиальную) на спуске с пер.Каменный Цветок одну -- на траверсе
склона перед пер.О.Хайама (вероятно, это место можно было обойти) три
места провешивали на спуске c Абдукагорского ледника. Остальное прошли
пешком.
По ледникам ходили немного на первой части (в.Лянгар, перевалы
Рамаиф-Икджемч, Окно, Рамаиф, Ахба) и на второй части -- четыре дня от
пер. Оптимальный до спуска с пер.Абдукагор. Ледники в основном ровные,
иногда попадались участки небольших трещин. Более-менее серьезно
растрескавшийся ледник, встретившийся на нашем пути -- Абдукагорский.
В трещины проваливались мало, в основном по колено, в верховьях
л.Башурвдара и на л.Грум-Гржимайло. Тропежки практически не было (по
щиколотку тропили лишь перед пер.О.Хайама). Впрочем, это лето,
говорят, было необычно малоснежным.
Погода на маршрута стояла разная, но в целом неплохая. Один раз (на
спуске к Сарезскому озеру) попали в циклон, который продолжался около
суток. Несколько раз ночью выпадал снег, несколько раз мимо проходили
грозовые тучи. На пер.О.Хайама попали в облако с метелью. Ночью
практически всегда температура отрицательная, на ночевках 5700, судя
по всему, ниже -20.
Снаряжение и оргвопросы
Практически все снаряжение -- достаточно обычное, не требующее
специального упоминания. Определенные хлопоты доставили лишь
горелки...
В последний момент обломавшись с газом, мы купили две бензиновые
горелки MSR XGK EX. К ним в Душанбе купили 15л 96-го бензина (что,
видимо, было главной ошибкой -- говорят, надо использовать 76-й). С
этим бензином горелки работали очень неустойчиво. Разными странными
методами (типа разогревания баллона, разведения бензинового костра под
горелкой и т.п.) кое-как заставляли их работать на высотах до 5000м.
Выше нас спас литр солярки, найденный в кишлаке Савноб. Экономно
расходуя кипяток и изыскивая жидкую воду, на солярке продержались всю
высотную часть маршрута.
Продуктовая раскладка -- на мой взгляд немного избыточная (620, 650,
680 г) и чрезвычайно сложная и запутанная (впрочем, ее сложность
разруливал в основном завхоз -- Леня, так что остальным грех
жаловаться, видимо :)).
Документы (регистрацию и пропуск в ГБАО) оформляли через
замечательную фирму MATVC
(ген.директор -- Заррина Бобоходжиева). В Душанбе жили в гостевом доме
MATVC, кроме того, Заррина помогла нам купить обратные авиабилеты.
С машинами для заброски и выброски договаривались на месте, всегда
удачно.
4 -- 6 августа. Дорога
Ночью на 4 августа вылетели из Москвы, утром были в Душанбе. После
различных заблуждений (в частности, вместо одноименной улицы пытались
уехать в г.Турсун-Задэ :)) попали в офис MATVC.
Поселились в гостевом доме [GOST-MATVC]. Закупали продукты, гуляли
по городу. Вечером уже были готовы документы (регистрация и пропуск в
ГБАО). До глубокой ночи паковали продукты.
5 августа. Утром Миша и Костя Б. сходили на стоянку памирских
водителей и нашли машину (УАЗ-буханка). Заехали в офис MATVC за
оставшимися документами, отдали на хранение немного вещей, с помощью
Заррины купили обратные билеты. (Изначально предполагалось билеты
брать на обратном пути, однако Костя Б. очень хотел попасть на
конкретный самолет до Питера, а для нас нашлись билеты, дату вылета
которых можно было подвинуть. Билеты дороже и разрешенный вес багаже
меньше, чем на пути туда, но других не было и не ожидалось.)
Выехали около 12:00. Покупаем бензин на выезде из Душанбе, обедаем
на перевале к Вахшу. До Вахша отличное шоссе, дальше -- менее
скоростная горная дорога вверх по нему, а затем по Обихингоу. На
Вахше активно строят ГЭС. В 18:00 пересекаем Обихингоу по мосту и
въезжаем в ГБАО [KPP-BADAKH]. Проверка пропусков.
Пьем чай перед перевалом к Пянджу [DOR1-EDA2]. На подъезде к
перевалу выясняется, что Леня забыл фотоаппарат в чайхане. Пока он
возврящается за ним, остальные гуляют по дороге на подходе к перевалу.
Я пытаюсь залезть на горку, смотрю закат, удивляюсь на странные
вытоптанные, аккуратно огороженные коридорчики поперек моего пути... В
конце концов оказывается, что это -- следы работы саперов. Увидев
предупреждающий таблички и ямки от выкопанных мин, возвращаюсь на
дорогу. Кстати, судя по табличкам, минные поля довольно часто
встречаются в долине р.Пяндж. Еще некоторое время тратится на встречу
с остальными на перевале [DOR1-PER1].
|
|
|
|
в Душанбе |
мост через Обихингоу в Тавильдаре |
там же |
разминированный коридор |
В 22:10 ужинаем на Пяндже, чуть выше Калайхума [DOR1-EDA3]. В точке
[DOR1-NOCH1], посередине между Ванчем и Бартангом останавливаемся на
короткую ночевку (примерно с 3:00 до 6:00?).
6 августа. Доехав до устья Бартанга, выяснили, что дорога вдоль
него затоплена, когда спадет вода и какой тогда ремонт потребуется
дороге -- непонятно. Посомневавшись, решаем ехать в Баччор со всем
грузом. По пути рассматриваем противоположный, афганский берег,
кишлаки, мощную тропу вдоль реки, на которой иногда видны люди.
В 9:20 проезжаем Хорог. После Хорога -- еще одна проверка пропусков
[DOR1-KPP2]. Едем вдоль Гунта. Долина широкая, дорога хорошая.
Рассматриваем окрестные снежные горы.
В 11:30 мы уже на повороте с трассы на Баччор. Однако решаем
заехать еще на 20 км вперед по трассе на горячий источник в устье
р.Гармчашма (это не тот известный курорт Гармчашма, который находится
южнее Хорога -- просто так здесь называют многие горячие источники). В
12:10 мы на источнике [GARMCH]. Здесь один жилой дом и домик с горячей
серной ванной. Греемся в ванне, пьем чай... Видимо, от перегрева в
источнике и на солнце, от высоты (около 3500м) и т.п. всем постепенно
становится плохо.
|
|
Долина Тогузбулока, Гармчашма |
|
|
|
|
|
источник и труба, по которой вода подается в ванну |
|
Едем по узкой грунтовой дороге к Баччору, в 14:50 останавливаемся у
брода через р.Султаридара [DOR1-BR2], не доехав километров 9. Через
брод водитель ехать не хочет.
Миша с Леней на машине уезжают обратно до кишлака Шазуд, находят
там УАЗ, согласный ехать до Баччора, и ишаков для дальнейшего пути.
Желающие проходят путь до Баччора налегке. У некоторых потом даже
хватает сил пойти в гости пить чай.
Баччор -- просторный кишлак, расположенный по обоим берегам
Гунта, вокруг широкой, поросшей кустами (ива, облепиха, немного
жимолости) поймы. Место ночевки [DOR1-ST, 3330м].
7 августа. С ишаками от Баччора до слияния
Бартанги, Уара и Каука
В две ходки отнесли вещи к месту базирования ишаков: через хороший
пешеходный мост [A-MP1] на левый берег Гунта ниже впадения Сафедобдары
и затем через менее хороший мостик (препятствие для ишаков) [A-MP2] --
обратно на правый берег, но уже выше Сафедобдары. Загрузили ишаков,
вышли в 9:22. На трех ишаках везем заброску, которая должна была
остаться на Бартанге, и небольшую часть остальных вещей. Сами идем с
довольно тяжелыми рюкзаками. Ишаки радуют скоростью (сами-то
мы идем небыстро) и послушностью.
Всем плохо из-за жары и высоты. В точке [A-O1VODA] отдыхаем у
родника (10:48-11:30), в точке [A-OB], километров через 8 от начала
пути обедаем и пережидаем жару (12:20-15:10).
Еще через 4 километрa бродим на левый берег (брод не сложный, по
колено) [A-BR1].
На стоянку встаем немного не дойдя до слияния Уара, Бартанги и
Каука. [A-ST, 3760м]. Говорят, что на Кауке, в часе пути от устья
есть горячий источник, но мы дойти до него так и не собрались.
За день прошли 19.8 км, набор высоты 430 м.
|
|
|
в пойме Гунта у Баччора |
мост ниже Сафедобдары |
мост выше Сафедобдары |
|
|
|
в Баччоре. Цветет картошка |
погрузка |
|
8 августа. С ишаками до оз.Мал.Зарошкуль.
Оставляем заброску
Вышли в 7:40, в 13:00 дошли до оз.Мал.Зарошкуль [B-ST, 4310м].
Последнюю пару километров перед озером тропа идет по моренным осыпям и
для ишаков довольно тяжела.
|
|
слияние Бартанги, Уара и Каука, начала Андараваджа |
каньон на Бартанги, вид вверх по Уару |
|
|
|
|
каньон на р.Бартанги |
вид вниз по долине Андараваджа |
|
|
|
отдых |
тяжелый участок тропы |
горы между Уаром и Бартанги |
Пообедали, переложили вещи, пошли относить заброску (15:50). Тропа
вдоль озера местами затоплена. В начале приходится обходить крутой
осыпной берег поверху, затем идем вдоль воды. Вытаскиваем ишака,
застрявшего ногами в камнях под водой. Наконец выходим на плоские луга
у северо-западного конца озера. Здесь пасутся коровы, натоптаны
хорошие тропы, идти легко.
Поскольку времени мало, относим туда, куда успеваем дойти -- всего
на километр выше озера [B-ZABR1]. К темноте возвращаемся обратно.
(15:50 вышли, 17:50 у заброски, 18:15 вышли обратно, 19:23 на стоянке).
9 августа. Акклиматизационные радиалки от
оз.Мал.Зарошкуль
Утром прощаемся с проводниками. Решаем ради акклиматизации посидеть
еще день на этом месте, погулять по окрестностям. Выходим в 9:15,
поднимаемся в долинку с ледником к юго-западу от озера. Гуляем по леднику,
пробуем кошки, доходим до высоты 4800. В 15:15 возвращаемся в лагерь, обедаем.
|
|
озеро Мал.Зарошкуль |
наш лагерь на оз.Мал.Зарошкуль |
|
|
|
|
выходим на ледник |
вид вниз по долине. Горы Андаравадж |
|
|
|
вид вверх по долине |
|
довольно бессмысленный перевал в конце долины |
|
|
долина к пер.Гипротранс и в.5258 |
|
После обеда я гуляю в долинку под пер.Чапдарский. Высоко подняться
не успеваю. Нахожу симпатичное озерцо, с водорослями, с травой по
берегам [C-OZ1X, 4440м], набираю лука на ужин.
|
|
|
долина, в которую мы гуляли до обеда |
озеро |
два озера |
|
|
вид в сторону пер.Чапдарский |
|
Вечером со стороны Зарошкуля приходят люди. Идут из Бардары
отдыхать в Гармчашму (мы не сразу поняли, что они так называют горячий
источник на р.Каук). Познакомились, пообещали зайти в гости, когда
будем в Бардаре.
10 августа. Пер.Гипротранс, оз.Чапдар
пер.Гипротранс (1А, 4702м). Наиболее прямой, простой и низкий путь через горы Андаравадж (Рушанский хр.), между озерами Мал.Зарошкуль и Чапдар.
Выходим в 8:00. Поднимаемся по плоской, в основном травянистой
долине к перевалу. Обедаем на озере перед перевальным взлетом
(11:20-13:50, [D-OB], 4609м). Встречаем белорусского
туриста-фотографа, идущего навстречу.
|
|
|
обед на озере перед перевалом |
В 14:25 на перевале [D-PER]. Находим записку В.Ляпина. В записке
перевал назван перевалом Гипрострой (в его же отчете по тому походу --
пер.Гипротранс).
В 16:45 спускаемся к оз.Чапдар и встаем на ночевку ([D-ST], 4546м).
Со стоянки отлично видны вершины Лянгар и Чапдара.
|
|
|
вид с перевала на запад |
записка с перевала, В.Ляпин, 1986 |
вид с перевала на восток |
|
|
|
|
вид на перевал с востока |
спуск с перевала |
|
|
|
|
оз.Чапдар, вершина Лянгар (в центре) и Чапдара (справа) |
|
Продолжение следует...
slazav.mccme.ru
|