Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Владислав Завьялов, Москва

Памир-2008
Памир - 2008

Продолжение
Окончание





Участники

На фотографии изображены все участники похода. Cлева направо:

Костя Бекетов
Костя Шрамов
Дина Терентьева
Лёня Фишкис
Миша Агеев (руководитель)
Слава Завьялов

 

Маршрут

к.Баччор -- р.Андаравадж -- р.Бартанги -- оз.Мал.Зарошкуль, заброска, акк.радиалка до 4800 -- пер.Гипротранс (1А, 4702) -- оз.Чапдар -- в.Лянгар (2А, 5578) -- пер. (н/к, 4597) -- озера Рамаиф -- пер.Рамаиф-Икджемч (п/п, 2А, 4860) -- озера Икджемч -- пер.Окно Вост (п/п, 1Б, 4789) -- лощ.Икджемч -- оз.Сарезское -- пер.Окно Зап. (п/п, 1Б, 4828) -- пер. (п/п, 1Б, 4864) -- пер.Рамаиф (1Б, 4934) -- р.Шойдон -- лет.Выхынч -- пер.Выхынч (н/к, 4556) -- радиалка за заброской через пер.Выхынч Ниж. (н/к, 4574) -- пер.Ахба (1Б, 4796) -- радиалка на вершину (1А, 4974) -- р.Мана -- р.Бардара -- р.Бартанг -- пер.Ташкурган (н/к, 2840) -- к.Савноб -- р.Хабарвивхац -- л.Башурвдара -- пер.Оптимальный (1Б, 4861) -- пер.Каменный Цветок (2А, 5395, с заходом через вост.плечо 5445) -- л.Грум-Гржимайло -- пер.Зимовщиков + пер.О.Хайама (2Б, 6176) -- л.Федченко -- пер.Абдукагор (2А, 5092) -- р.Абдукагор -- р.Ванч -- пос.Поймазар

330 км, 25 ходовых дней.

Схема маршрута:


Карта 1, Рушанский и
Северо-Аличурский
хребты
     

Исходные карты доступны по адресу http://slazav.mccme.ru/maps/. С радостью принимаются исправления к ним.

Геоданные похода. Трек писался приемником Garmin Legend C в течении всего ходового времени с частотой одна точка на 70м. В тексте в квадратных скобках даны ссылки на точки.

Высотный профиль похода


О походе

Изначальный план включал в себя три части:

Подобное построение похода кажется хорошим с точки зрения акклиматизации: в начале можно гулять по красивым и относительно невысоким местам, вместо того, чтобы ходить вперед-назад по долине, упирающейся в перевал 5200м, как это пришлось бы делать в некоторых других частях Памира. Впрочем, получившийся режим акклиматизации все равно оказался суровым для нас.

К сожалению, попасть в центральную часть Рушанского хребта мы не успели, первую же и третью части похода выполнили вполне в соответствии с первоначальным планом.

Из-за размытой дороги (перед нашим приездом стояла необычно жаркая погода) нам не удалось ни завезти заброску в середину маршрута, ни проехать на машине по долине Бартанга. В результате все прошли пешком, наняв ишаков в начале и в середине похода.

На первой части похода посетили Сарезское озеро (У нас не было соответствующего разрешения, а зашли мы "через окно", по безлюдной лощине Инджемч.)

С технической точки зрения маршрут получился довольно простым и ненасыщеным. Вешали по 2-3 веревки по наклонному льду на в.Лянгар и на спуске с пер.Рамаиф-Икджемч одну веревку (зато не вполне тривиальную) на спуске с пер.Каменный Цветок одну -- на траверсе склона перед пер.О.Хайама (вероятно, это место можно было обойти) три места провешивали на спуске c Абдукагорского ледника. Остальное прошли пешком.

По ледникам ходили немного на первой части (в.Лянгар, перевалы Рамаиф-Икджемч, Окно, Рамаиф, Ахба) и на второй части -- четыре дня от пер. Оптимальный до спуска с пер.Абдукагор. Ледники в основном ровные, иногда попадались участки небольших трещин. Более-менее серьезно растрескавшийся ледник, встретившийся на нашем пути -- Абдукагорский. В трещины проваливались мало, в основном по колено, в верховьях л.Башурвдара и на л.Грум-Гржимайло. Тропежки практически не было (по щиколотку тропили лишь перед пер.О.Хайама). Впрочем, это лето, говорят, было необычно малоснежным.

Погода на маршрута стояла разная, но в целом неплохая. Один раз (на спуске к Сарезскому озеру) попали в циклон, который продолжался около суток. Несколько раз ночью выпадал снег, несколько раз мимо проходили грозовые тучи. На пер.О.Хайама попали в облако с метелью. Ночью практически всегда температура отрицательная, на ночевках 5700, судя по всему, ниже -20.


Снаряжение и оргвопросы

Практически все снаряжение -- достаточно обычное, не требующее специального упоминания. Определенные хлопоты доставили лишь горелки...

В последний момент обломавшись с газом, мы купили две бензиновые горелки MSR XGK EX. К ним в Душанбе купили 15л 96-го бензина (что, видимо, было главной ошибкой -- говорят, надо использовать 76-й). С этим бензином горелки работали очень неустойчиво. Разными странными методами (типа разогревания баллона, разведения бензинового костра под горелкой и т.п.) кое-как заставляли их работать на высотах до 5000м. Выше нас спас литр солярки, найденный в кишлаке Савноб. Экономно расходуя кипяток и изыскивая жидкую воду, на солярке продержались всю высотную часть маршрута.

Продуктовая раскладка -- на мой взгляд немного избыточная (620, 650, 680 г) и чрезвычайно сложная и запутанная (впрочем, ее сложность разруливал в основном завхоз -- Леня, так что остальным грех жаловаться, видимо :)).

Документы (регистрацию и пропуск в ГБАО) оформляли через замечательную фирму MATVC (ген.директор -- Заррина Бобоходжиева). В Душанбе жили в гостевом доме MATVC, кроме того, Заррина помогла нам купить обратные авиабилеты.

С машинами для заброски и выброски договаривались на месте, всегда удачно.


4 -- 6 августа. Дорога

Ночью на 4 августа вылетели из Москвы, утром были в Душанбе. После различных заблуждений (в частности, вместо одноименной улицы пытались уехать в г.Турсун-Задэ :)) попали в офис MATVC.

Поселились в гостевом доме [GOST-MATVC]. Закупали продукты, гуляли по городу. Вечером уже были готовы документы (регистрация и пропуск в ГБАО). До глубокой ночи паковали продукты.

5 августа. Утром Миша и Костя Б. сходили на стоянку памирских водителей и нашли машину (УАЗ-буханка). Заехали в офис MATVC за оставшимися документами, отдали на хранение немного вещей, с помощью Заррины купили обратные билеты. (Изначально предполагалось билеты брать на обратном пути, однако Костя Б. очень хотел попасть на конкретный самолет до Питера, а для нас нашлись билеты, дату вылета которых можно было подвинуть. Билеты дороже и разрешенный вес багаже меньше, чем на пути туда, но других не было и не ожидалось.)

Выехали около 12:00. Покупаем бензин на выезде из Душанбе, обедаем на перевале к Вахшу. До Вахша отличное шоссе, дальше -- менее скоростная горная дорога вверх по нему, а затем по Обихингоу. На Вахше активно строят ГЭС. В 18:00 пересекаем Обихингоу по мосту и въезжаем в ГБАО [KPP-BADAKH]. Проверка пропусков.

Пьем чай перед перевалом к Пянджу [DOR1-EDA2]. На подъезде к перевалу выясняется, что Леня забыл фотоаппарат в чайхане. Пока он возврящается за ним, остальные гуляют по дороге на подходе к перевалу. Я пытаюсь залезть на горку, смотрю закат, удивляюсь на странные вытоптанные, аккуратно огороженные коридорчики поперек моего пути... В конце концов оказывается, что это -- следы работы саперов. Увидев предупреждающий таблички и ямки от выкопанных мин, возвращаюсь на дорогу. Кстати, судя по табличкам, минные поля довольно часто встречаются в долине р.Пяндж. Еще некоторое время тратится на встречу с остальными на перевале [DOR1-PER1].




в Душанбе мост через Обихингоу в Тавильдаре там же разминированный коридор

В 22:10 ужинаем на Пяндже, чуть выше Калайхума [DOR1-EDA3]. В точке [DOR1-NOCH1], посередине между Ванчем и Бартангом останавливаемся на короткую ночевку (примерно с 3:00 до 6:00?).

6 августа. Доехав до устья Бартанга, выяснили, что дорога вдоль него затоплена, когда спадет вода и какой тогда ремонт потребуется дороге -- непонятно. Посомневавшись, решаем ехать в Баччор со всем грузом. По пути рассматриваем противоположный, афганский берег, кишлаки, мощную тропу вдоль реки, на которой иногда видны люди.

В 9:20 проезжаем Хорог. После Хорога -- еще одна проверка пропусков [DOR1-KPP2]. Едем вдоль Гунта. Долина широкая, дорога хорошая. Рассматриваем окрестные снежные горы.

В 11:30 мы уже на повороте с трассы на Баччор. Однако решаем заехать еще на 20 км вперед по трассе на горячий источник в устье р.Гармчашма (это не тот известный курорт Гармчашма, который находится южнее Хорога -- просто так здесь называют многие горячие источники). В 12:10 мы на источнике [GARMCH]. Здесь один жилой дом и домик с горячей серной ванной. Греемся в ванне, пьем чай... Видимо, от перегрева в источнике и на солнце, от высоты (около 3500м) и т.п. всем постепенно становится плохо.

Долина Тогузбулока, Гармчашма  



  источник и труба, по которой вода подается в ванну  

Едем по узкой грунтовой дороге к Баччору, в 14:50 останавливаемся у брода через р.Султаридара [DOR1-BR2], не доехав километров 9. Через брод водитель ехать не хочет.

Миша с Леней на машине уезжают обратно до кишлака Шазуд, находят там УАЗ, согласный ехать до Баччора, и ишаков для дальнейшего пути. Желающие проходят путь до Баччора налегке. У некоторых потом даже хватает сил пойти в гости пить чай.

Баччор -- просторный кишлак, расположенный по обоим берегам Гунта, вокруг широкой, поросшей кустами (ива, облепиха, немного жимолости) поймы. Место ночевки [DOR1-ST, 3330м].


7 августа. С ишаками от Баччора до слияния Бартанги, Уара и Каука

В две ходки отнесли вещи к месту базирования ишаков: через хороший пешеходный мост [A-MP1] на левый берег Гунта ниже впадения Сафедобдары и затем через менее хороший мостик (препятствие для ишаков) [A-MP2] -- обратно на правый берег, но уже выше Сафедобдары. Загрузили ишаков, вышли в 9:22. На трех ишаках везем заброску, которая должна была остаться на Бартанге, и небольшую часть остальных вещей. Сами идем с довольно тяжелыми рюкзаками. Ишаки радуют скоростью (сами-то мы идем небыстро) и послушностью.

Всем плохо из-за жары и высоты. В точке [A-O1VODA] отдыхаем у родника (10:48-11:30), в точке [A-OB], километров через 8 от начала пути обедаем и пережидаем жару (12:20-15:10).

Еще через 4 километрa бродим на левый берег (брод не сложный, по колено) [A-BR1].

На стоянку встаем немного не дойдя до слияния Уара, Бартанги и Каука. [A-ST, 3760м]. Говорят, что на Кауке, в часе пути от устья есть горячий источник, но мы дойти до него так и не собрались. За день прошли 19.8 км, набор высоты 430 м.



в пойме Гунта у Баччора мост ниже Сафедобдары мост выше Сафедобдары


в Баччоре. Цветет картошка погрузка  


  вид на Баччор с востока



отдых у места обеда


8 августа. С ишаками до оз.Мал.Зарошкуль. Оставляем заброску

Вышли в 7:40, в 13:00 дошли до оз.Мал.Зарошкуль [B-ST, 4310м]. Последнюю пару километров перед озером тропа идет по моренным осыпям и для ишаков довольно тяжела.

вид вверх по Бартанги



слияние Бартанги, Уара и Каука, начала Андараваджа каньон на Бартанги, вид вверх по Уару



  каньон на р.Бартанги вид вниз по долине Андараваджа




отдых тяжелый участок тропы горы между Уаром и Бартанги

оз.Мал.Зарошкуль

Пообедали, переложили вещи, пошли относить заброску (15:50). Тропа вдоль озера местами затоплена. В начале приходится обходить крутой осыпной берег поверху, затем идем вдоль воды. Вытаскиваем ишака, застрявшего ногами в камнях под водой. Наконец выходим на плоские луга у северо-западного конца озера. Здесь пасутся коровы, натоптаны хорошие тропы, идти легко.

Поскольку времени мало, относим туда, куда успеваем дойти -- всего на километр выше озера [B-ZABR1]. К темноте возвращаемся обратно. (15:50 вышли, 17:50 у заброски, 18:15 вышли обратно, 19:23 на стоянке).






9 августа. Акклиматизационные радиалки от оз.Мал.Зарошкуль

Утром прощаемся с проводниками. Решаем ради акклиматизации посидеть еще день на этом месте, погулять по окрестностям. Выходим в 9:15, поднимаемся в долинку с ледником к юго-западу от озера. Гуляем по леднику, пробуем кошки, доходим до высоты 4800. В 15:15 возвращаемся в лагерь, обедаем.


озеро Мал.Зарошкуль наш лагерь на оз.Мал.Зарошкуль



  выходим на ледник вид вниз по долине. Горы Андаравадж



вид вверх по долине   довольно бессмысленный перевал в конце долины






долина к пер.Гипротранс и в.5258  

После обеда я гуляю в долинку под пер.Чапдарский. Высоко подняться не успеваю. Нахожу симпатичное озерцо, с водорослями, с травой по берегам [C-OZ1X, 4440м], набираю лука на ужин.




долина, в которую мы гуляли до обеда озеро два озера



вид в сторону пер.Чапдарский  




  лук  

Вечером со стороны Зарошкуля приходят люди. Идут из Бардары отдыхать в Гармчашму (мы не сразу поняли, что они так называют горячий источник на р.Каук). Познакомились, пообещали зайти в гости, когда будем в Бардаре.


10 августа. Пер.Гипротранс, оз.Чапдар

пер.Гипротранс (1А, 4702м). Наиболее прямой, простой и низкий путь через горы Андаравадж (Рушанский хр.), между озерами Мал.Зарошкуль и Чапдар.

Выходим в 8:00. Поднимаемся по плоской, в основном травянистой долине к перевалу. Обедаем на озере перед перевальным взлетом (11:20-13:50, [D-OB], 4609м). Встречаем белорусского туриста-фотографа, идущего навстречу.









  обед на озере перед перевалом

В 14:25 на перевале [D-PER]. Находим записку В.Ляпина. В записке перевал назван перевалом Гипрострой (в его же отчете по тому походу -- пер.Гипротранс).

В 16:45 спускаемся к оз.Чапдар и встаем на ночевку ([D-ST], 4546м). Со стоянки отлично видны вершины Лянгар и Чапдара.




вид с перевала на запад записка с перевала, В.Ляпин, 1986 вид с перевала на восток




  вид на перевал с востока спуск с перевала




  оз.Чапдар  




  оз.Чапдар, вершина Лянгар (в центре) и Чапдара (справа)  

Продолжение следует...

slazav.mccme.ru
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru