Горы мира > Памир >

Окончание

Продолжение. Начало читайте здесь

11 августа. оз.Чапдар -- подход под в.Лянгар

Вышли в 7:55. Обходим озеро слева по берегу. Почти без набора высоты переваливаем к ручью, текущему к озерам Учкуль, а затем поднимаемся под пер.Лянгар-Куталь. Обедаем на озере под перевалом ([E-OB], 11:20-13:02, 4620м).

оз Чапдар, долина из которой мы пришли

купание

вид на в.Лянгар с перевала от
оз.Чапдар к оз.Учкуль

наледь

в.Кулин

После обеда -- подъем по травянисто-осыпному склону под в.Лянгар. Все страдают от высоты, но есть идея завтра переваливать через плечо Лянгара и мы стараемся залезть повыше.

Встаем на небольшом хребтике чуть правее нижнего края спускающегося с вершины ледника ([E-ST], 16:50, 5090м). Миша с Леней героически ходят с гермами за водой на несколько десятков метров вниз, к снежнику.

озеро под пер.Лянгар-Куталь,
в.Чапдара

горы за оз.Чапдар

вид на в.Лянгар со стоянки

г.Чапдара

12 августа. Радиалка на в.Лянгар

Ночью выпало немного свежего снега. Утром туманно, вершина Лянгара временами в облаках. Оба Кости чувствуют себя плохо и в радиалку не идут.

Выходим в 8:17, от палатки по пологой осыпи поднимаемся вдоль невысокого гребня, выходим на край ледника. Дальше идем в кошках и связках. Идем крайне медленно: характерная скорость набора высоты по ровному леднику -- около 100м/час. Уже понятно, что изначальная идея -- перевалить сегодня через перевал в левом плече Лянгара -- едва ли возможна, несмотря на то, что перевал выглядит проходимым. В 11:50 подходим непосредственно под вершину.

в.Лянгар, 5578, 2А. Подъем с северо-запада по леднику, спуск по пути подъема. Технический участок -- последние 50 м высоты: лед крутизной до 45 градусов. На подъемe провесили две веревки, на спуске дополнительно еще одну.

На техническом участке все оживились, и в 12:50 относительно бодро вылезли на вершину [F-VER1]. Нашли записку геодезистов.

В лагерь спустились за 1:40, к 15:00. Пообедали, и в 17:20 вышли вниз. Спустились до плоского перевала перед отдельно стоящей вершинкой 4824м, нашли родник и встали на ночевку. ([F-ST], 18:13, 4644м).

Утренний вид со стоянки. в.Чапдара и оз.Чапдар

Оз.Чапдар. За озером в центре --
долина к пер.Гипротранс по
которой мы пришли

Выходим в радиалку

Круговая панорама с вершины Лянгар

записка с в.Лянгар,
геодезисты, 1977

13 августа. Озера Рамаиф

Вышли в 8:10. Траверсируя пологий травянистый склон, выходим к перевалу между долинами озер Рамаиф и Учкуль. Перед перевалом сложное место -- крутой спуск по осыпи со скальными выходами. Здесь Костя Б. очень удачно провел нас траверсом направо. Сам перевал травянист и несложен ([G-PER1], 4597м, 10:13).

последний взгляд на оз.Чапдар

в.Лянгар

спускаемся к перевалу,
траверсируя осыпной склон

первое из озер Рамаиф

сухое озеро

Идем вдоль многочисленных озер Рамаиф. Обед 11:56-14:07, [G-OB], 4495м. Забавно, что озера вдоль долины не упорядочены по высоте. В частности, озеро, на котором мы обедаем, существенно выше соседних озер и вверх и вниз по долине.

второе озеро Рамаиф

вид вниз по долине, в.5648 на
правом берегу р.Рамаиф

вид вверх по долине

еще один вид вниз по долине

В 15:00 подходим к большому озеру под слиянием нашей долины с крупным левым притоком. Сидим высоко над озером [G-O6], неподалеку от каменных развалин, ходим на разведку заглянуть в левую долину, убеждаем сомневающихся, что надо идти именно туда, выходить к озерам Икджемч через перевал, а не обходить через низ.

озеро ниже слияния долин.

Из правой долины в левую, траверсируя склон, идет заметная тропа. По ней выходим к длинному озеру в левой долине. Обходим озеро справа по ходу, у следующего небольшого озерца встаем на ночевку (18:13, 4700м, [H-ST]).

вид вверх вдоль динного
озера, гора Кулин

вид вниз вдоль длинного озера

14 августа. Перевал Рамаиф-Икджемч

Выходим в 7:30. Идем в долину, поднимающуюся на запад к перевалу Шайлок. Нам нужно перевалить из нее на север, к озерам Икджемч. Высматриваем подходящее место на хребте, поднимаемся по крутой, но не слишком сложной осыпи на перевал [H-PER1].

пер.Рамаиф-Икджемч (2А, 4861м, п/п). Соединяет С-З отрог долины озер Рамаиф и южный отрог долины озер Икджемч. Наиболее прямой путь от озер Рамаиф в верховья долины озер Икджемч. Пройден с юга на север. Южный склон -- довольно крутая, но несложная осыпь. Северный склон -- лед крутизной до 45 гр. При прохождении повесили 2.5 веревки на спуск.

место стоянки, вид на Ю-З

вид на пер.Шайлок с востока

подъем на перевал

вид с перевала на север

вид с перевала на юг

Спускаемся пешком по льду к верхнему краю скального острова, оттуда вешаем 2.5 веревки по льду до ледовой полки (последние полверевки более пологи и часть группы проходит это место без страховки). С полки пешком быстро спускаемся на осыпь. Доходим до ближайшего большого озера и обедаем (12:34-14:47, [H-OB], 4622м).

разведка пути спуска

ключевое место спуска

конец спуска, выход на ледовую полку

вид на перевал с севера

более крупный вид,
путь спуска

вид на перевал от места обеда

Выходим в долину озер Икджемч. Перед нами лежит внушительный и рельефный язык ледника Рамаиф, закрытый камнями. Кругом -- моренные валы и кучи, свежие, подвижные. Долго пересекаем долину, к вечеру входим в узкую долинку ручейка, текущего с нужного нам перевала. Идем вдоль русла и наконец-то встаем на ночевку в небольшом расширении долины, примерно километра не дойдя до перевала... (18:13, [H-ST], 4698м)

Долина озер Икджемч

в.Кулин, моренные кучи

разноцветные озера

вид вверх по долине озер Икджемч